4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дефицит бюджета России в 2020 году

Федеральный бюджет на 2020 год

С чем у среднестатистического человека ассоциируется такое понятие как бюджет? В большинстве своем люди подумают об определенном количестве денежных средств, отложенном на те или иные траты. И неудивительно, потому что бюджет – это тщательно составленный и рассчитанный план по накоплению и использованию экономических ресурсов за определенный период времени. На сегодняшний день в России существует три основных вида бюджетов:

  1. Операционный бюджет;
  2. Финансовый бюджет;
  3. Инвестиционный бюджет.

Наиболее важным из них является финансовый бюджет. Он представляет собой совокупность планируемых расходов и доходов той или иной организации (частное предприятие, государство, семья), которые выражены в денежном эквиваленте. Операционный и финансовый бюджеты вместе образуют общий сводный бюджет. Нас же интересует государственный бюджет – официальный документ, в котором четко и ясно расписаны предстоящие доходы и расходы конкретного государства за определенный промежуток времени (в случае с государственными структурами это, как правило, один календарный год).

В РФ вся накопленная властями финансовая “подушка” разделяется на:

  • местные бюджеты;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • общий федеральный бюджет.

Главная особенность такой вертикальной системы деления – полная независимость одного вида бюджета от другого. То есть каждый из бюджетов курирует власть соответствующего уровня: Государственная Дума – федеральный, руководство субъектов – региональный и т.д. Именно от грамотного планирования этих бюджетов зависит, сможет ли государство “отложить в кубышку” достаточное количество средств, чтобы затем обеспечить пожилых россиян пенсиями, бюджетников – зарплатами, а нуждающихся – необходимой соц. поддержкой.

Увы, в условиях разворачивающегося в России кризиса и усугубляющихся санкций говорить о серьезных бюджетных накоплениях сможет только отъявленный оптимист. На деле у россиян складывается ощущение, что государство пытается ободрать их как липку, вводя новые налоги, откладывая момент выхода на пенсию и любыми другими способами “выкачивая” из людей деньги в федеральный бюджет. На что эти средства будут потрачены – тоже большой вопрос. Давайте вместе разберемся, каким будет федеральный бюджет РФ в 2020 году, и можно ли рассчитывать, что жизнь простых россиян благодаря нему улучшится?

Сравнение с показателями 2019 года

По сравнению с 2019 годом нефтегазовые доходы должны упасть на 400 млрд. руб. При общем сохранении примерных цифр доходной части по текущему и следующему году произойдет небольшое перераспределение в их структуре – на сколько процентов снизится выручка от продажи нефти и газа, настолько вырастут прочие поступления. В том числе учитывались доходы от увеличения НДС – 8 трлн. против прошлых 5,9.

Фонд национального благосостояния увеличит свои резервы на конец 2021 года на 7,6 трлн. руб., по сравнению с 2019 годом (3,8 трлн.). А доходы от деятельности госкомпаний вырастут почти на 38 млрд. Разница с доходностью Пенсионного фонда составит 1,1% не в пользу 2020 года.

Что касается расходных статей, отличие между 2019 и 2020 гг., постатейно, на нескольких примерах:

Заложенные бюджетные показатели позволяют надеяться Минэкономразвития, что на конец 2020 года России удастся преодолеть отставание от Германии и войти в первую пятерку крупнейших экономик мира.

Какие функции выполняет государственный бюджет?

Сперва разберемся в основах. Поскольку государственный бюджет – это экономический фундамент любого современного государства, он выполняет 4 функции:

  1. Осуществляет абсолютно законный контроль над действиями правительства;
  2. Регулирует рамки экономических операций, выполняемых чиновниками;
  3. Связывает все субъекты данного государства в единую экономическую систему;
  4. Помогает основателям малого и среднего бизнеса общаться и узнавать о нововведениях правительства, а также делать выводы о том, каким образом конкретные изменения будут влиять на их бизнес.

Особенности федерального бюджета России в 2020 году

В период с 2019 по 2021 год включительно любые бюджетные проектировки в Российской Федерации будут преследовать две основные цели:

  • наращивание запаса финансовой прочности;
  • выполнение майских указов президента Владимира Путина.

Государственные эксперты уже вычленили целый ряд достижений правительства в сфере экономики. Вполне вероятно, что эти моменты отразятся на особенностях федерального бюджета 2020 года и приведут к формированию профицита. В числе факторов, которые радуют экспертов больше всего, стоит отметить:

  1. Закрепление уровня инфляции вблизи таргета Центробанка на отметке 4%;
  2. Низкий уровень государственного долга;
  3. Увеличение золотовалютных резервов;
  4. Увеличение доходов от экспорта из-за дешевизны рубля;
  5. Отсутствие острой нужды во внешних займах.

В ближайшее время правительство планирует активно тратить денежные средства на национальные проекты, которые, по мнению чиновников, имеют первостепенную важность. Всего на 2020 год было выделено 1862,7 миллиардов рублей, однако россияне сомневаются в остроте и насущности вопросов, которые президент намерен “закрывать” этими деньгами. Простой пример – изоляция рунета, на которую сначала выделили 699 миллионов рублей. Вот только этой суммой дело не ограничилось – теперь на информационную блокаду между Россией и миром планируют потратить 30 миллиардов рублей!

Имеются и другие спорные законопроекты – например, выдача пенсий жителям оккупированных украинских территорий обойдется россиянам более чем в 100 миллиардов рублей, а списание долгов и оказание гуманитарной помощи другим странам – и того больше. Подобная щедрость президента похвальна, но российские пенсионеры ей не обрадовались. По их мнению, пока старики в РФ бедствуют и не могут позволить себе ничего кроме хлеба, воды и картошки, государственный бюджет не должен тратиться на жителей других стран.

А ведь именно пожилые россияне стали “новой нефтью”, наполняющей деньгами казну. Согласно заверениям министерства финансов, повышение пенсионного возраста увеличит уровень поступлений денежных средств в федеральный бюджет на 267 миллионов рублей! Так называемый эффект от пенсионной реформы будет выражаться непрерывным ростом доходов Пенсионного фонда (в 2020 году эта цифра составит 4,8%), а также снижением трансферта из госбюджета на обязательное пенсионное страхование с первой половины 2020 года.

Уже в 2019 году Министерство финансов планирует сократить финансирование Пенсионного фонда на 15,8 миллиардов рублей, а сэкономленные деньги распределить между органами МВД, Росгвардией, Прокуратурой и Следственным комитетом. Независимые эксперты увидели в этом определенную хитрость со стороны правительства: в тот момент, когда россияне и без того на взводе из-за повышения пенсионного возраста, отъем денег у Пенсионного фонда в пользу правоохранительных структур выглядит как попытка подготовиться к народным волнениям. В том числе – к разгону протестных акций и шествий.

Зато на себе чиновники в ближайшее время экономить не планируют. Расходы на финансирование госаппарата (в том числе – на содержание администрации президента) вырастут на 10,7 миллиардов рублей. Параллельно с этим уровень секретности федерального бюджета с годами будет увеличиваться: 18% в 2020 году и 20% в 2021 году. Возможная причина этого – нежелание правительства отчитываться перед россиянами за траты, которые покажутся им ненужными, несвоевременными и неуместными в текущей экономической ситуации.

Профицит федерального бюджета в 2020 году

Несмотря на беспокойство простых граждан и независимых экспертов, правящая верхушка РФ уверена: никакого кризиса в России нет и не будет. В ноябре 2018 года Владимир Путин подписал федеральный закон, согласно которому весь период с 2019 по 2021 год будет профицитным. Это произойдет впервые с 2014 года! Само собой, выход в плюс является предметом гордости для правительства любого государства, в том числе и России. Чиновники уже приводят конкретные цифры, описывающие превышение доходов над расходами на долю ВВП:

  • 1,8% в 2019 году;
  • 1,1% в 2020 году;
  • 0,8% в 2021 году.

Объявляя, что денег на пенсии нет, и потому россиянам придется работать дольше, правительство в то же время хвастается бюджетным профицитом…

Правительство неоднократно заявляло, что катализатором таких изменений станет скандально известная пенсионная реформа. Однако согласно данным Счетной Палаты РФ, пенсионная реформа не поможет сократить траты из федерального бюджета на пенсии. По сути, государство сумеет сэкономить только на людях, вышедших на пенсию в 2019-2020 годах. По примерным подсчетам экономистов, если за 2019 год было покрыто 7,7% доходов Пенсионного Фонда России в счет федерального бюджета, то в 2020 году эта цифра может увеличиться до 12,2%. Далее этот показатель будет постепенно снижаться.

Похоже, достигнуть профицита впервые за семь лет стране помогла вовсе не пенсионная реформа, а повышение НДС (налога на добавленную стоимость) на 20%. Поэтому фраза чиновников “нет денег на содержание пенсионеров” никак не оправдывает внедрение пенсионной реформы – тем более что на финансирование пенсионеров из ДНР и ЛНР, помощь другим странам и создание автономного российского интернета деньги, как ни странно, в бюджете нашлись.

Читать еще:  Какого числа начинается пост перед Пасхой в 2020 году

Основные расходные статьи бюджета в 2020 году

Расходы отечественного бюджета в 2020 году, как ожидается, составят 18,994 трлн. руб., что, примерно, равно 17,2% ВВП.

В конкретике цифр, на дотации регионам планируют потратить 2,154 трлн. руб. Еще 679,2 млрд. пустят на выравнивание бюджетного обеспечения, а 20 миллиардов, как и прежде, обязательно заложат в достижение максимального прироста налоговых поступлений.

На претворение в жизнь «майских указов» на протяжении текущего бюджетного и двух следующих прогнозных лет потратят 5,6 трлн. руб. суммарно. В частности, в 2020 году это будет 1,9 трлн. В том числе, за весь период на строительство инфраструктуры пойдет 3,1 трлн., а на поддержку демографии – 2,9 трлн. руб. На следующем месте программы «Здравоохранение», затем «Дорожная сеть», «Цифровая экономика», «Жилье» и «Образование». В целом по социальному блоку расходы составят в 2020 году 7,1 трлн. руб., из которых больше всего будет потрачено на пенсионное обеспечение (3,1 трлн.), а суммарно на реализацию социальной политики пустят 4,9 трлн.

На развитие национальной экономики пойдет 2,7 трлн. руб. – примерно, столько же, сколько и по 2019-му, а также следующему 2021-му годам. А на национальные проекты, финансируемые из федерального бюджета, – 1,8 трлн. В бюджет заложено 9,155 млрд. руб. на программу «Развитие энергетики и энергоэффективность», на содействие занятости населения – 46 млрд. На приоритетные программы развития науки направят 184,9 млрд., в том числе непосредственно на зарплату ученым — 19,4 млрд. руб. Вливания в государственные СМИ составят 67 млрд. руб. Космическая отрасль потребует минимум 172 млрд., по оценкам Правительства. На туризм и спорт потратят, примерно, 35 млрд., в том числе на участие страны в актуальных для 2020 года Олимпийских играх – 2,5 млрд.

Сельскохозяйственную отрасль профинансируют на 222,22 млрд. руб. А рыбохозяйственный комплекс – на 10,29 миллиарда.

Вырастут расходы на президента – до 20 млрд. рублей, а вот правительству их, наоборот почти вдвое сократят – до 6,2 млрд. На Госдуму планируют потратить около 12,5 млрд., Центризбирком – 4,2 млрд. и на деятельность Совфеда — 6,6 млрд. Общегосударственные расходы составят 1,3 трлн. Из них внешнеполитическая деятельность предусмотрена в размере 117,7 млрд.

Военный бюджет, национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Расходная часть оборонного бюджета в 2020 году зафиксирована на уровне 2,5 трлн. руб. Засекреченных статей оборонного бюджета и бюджета национальной безопасности запланировано более чем на 3 трлн. руб. (18,2% всех расходов).

В том числе на органы внутренних дел пустят 682,2 млрд., на СКР и органы прокуратуры – 121,7 млрд., на Росгвардию – 242,7 млрд., ФСБ и ФСО – 341,4 млрд., пограничники потребуют 144,4 млрд., а ФСИН – 204,2 млрд.

Основные доходные статьи бюджета в 2020 году

В 2020 году доходы федерального бюджета РФ увеличатся из-за повышения целого ряда налогов:

  1. НДС. Первое и главное изменение по сравнению с доходными статьями бюджетов минувших лет – это повышение уровня НДС с 18% до 20%. Данная мера позволит регулярно увеличивать поступления в федеральный бюджет: так, в 2020 году сумма дополнительных сборов составит 678 миллиардов рублей, а в 2021 – уже 728 миллиардов;
  2. НДФЛ. С 2020 года ожидается поднятие регионального и федерального МРОТ до 11 280 рублей. Соответственно, будут увеличены страховые взносы (ставка – 30%) и НДФЛ. Предельная база по страховым взносам также будет увеличена, но только на 10%;
  3. Акцизы. Самое большое поднятие ставок ожидается на топливо. Причина этого – увеличение акцизов на подакцизные товары на 10%. Также вырастут акцизы на другие товары массового потребления: сигареты, алкоголь и прочее. Постепенное повышение акцизов (не более 2 раз в год) запланировано до 2020 года включительно, но возможны корректировки;
  4. ЕНВД. Ставка будет поднята с 1-го января 2020 года на 2,5%. Причиной подобного изменения станет коэффициент инфляции, который составит к январю составит 1,915.

Россию в 2020-2022 годах ждет профицитный бюджет

МОСКВА, 30 сентября. /Корр. ТАСС Дарья Карамышева/. Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета РФ на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов. Бюджет на предстоящую трехлетку будет профицитным на протяжении всего периода.

Объем поступившего в нижнюю палату парламента документа составляет 6 тыс. 587 страниц. Бюджетный пакет внесен в электронном виде и размещен на едином портале бюджетной системы Российской Федерации. Часть документов внесена в бумажном виде.

В соответствии с законом, на рассмотрении закона о бюджете отведено 60 дней, на первое чтение Госдумы законопроект может быть вынесен на 24 октября.

Макроэкономические предпосылки

Подготовленный правительством проект бюджета базируется на макропрогнозе. Целевой прогноз по росту ВВП РФ в 2020 году составит 2% против 1,7% в базовом прогнозе, базовый и целевой прогнозы по росту экономики в 2021 и 2022 годах совпадают и составят 3,1% и 3,2% соответственно.

Более высокий целевой прогноз связан с предположением о более активном расширении инвестиционного спроса (до 5,8% в 2020 году против 5% в базовом сценарии), а также с более быстрым восстановлением объемов товарного экспорта (рост на 6,1% в реальном выражении в 2020 году в целевом сценарии и на 3,3% в базовом сценарии) после стагнации в текущем году. Базовый прогноз социально-экономического развития РФ основан на предположении о том, что темп роста мировой экономики замедлится до 3% в 2019 году впервые с 2009 года, а также на протяжении всего прогнозного периода будут сохранены ограничительные меры, принятые иностранными государствами в отношении РФ.

Курс доллара к рублю в целевом прогнозе составит 65,1 рубля в 2020 году, 65,4 рубля в 2021 году и 65,9 рубля в 2022 году. Согласно целевому сценарию прогноза, инфляция в РФ вернется к таргету ЦБ в 4% уже в 2020 году, тогда как в базовом сценарии ожидается снижение инфляции до 3%.

По мнению главы комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрея Макарова, отраженные в проекте бюджета РФ на 2020 год показатели темпов роста ВВП, роста инвестиций и инфляции, и ряд других вызывают сомнения и вопросы, и прогноз социально-экономического развития будет очень серьезно обсуждаться в Госдуме.

Основные параметры

Доходы федерального бюджета в 2020 году составят 20,379 трлн рублей (из них нефтегазовые — 7,472 трлн рублей, ненефтегазовые — 12,907 трлн рублей), в 2021 году — 21,246 трлн рублей (из них нефтегазовые 7,679 трлн рублей, ненефтегазовые — 13,567 трлн рублей), в 2022 году — 22,058 трлн рублей (из них нефтегазовые 7,73 трлн рублей, ненефтегазовые — 14,327 трлн рублей).

Доходы бюджета России от дивидендов госкомпаний прогнозируются на уровне 760,6 млрд рублей в 2020 году, 930,9 млрд рублей в 2021 году и 1,079 трлн рублей в 2022 году. Правительство прогнозирует скромные доходы от приватизации в 2019 году на уровне 13,2 млрд рублей, и их последующее снижение в 2020 году — до 11,3 млрд рублей, в 2021 и 2022 — до 3,6 млрд рублей ежегодно.

Завершение периода бюджетной консолидации в 2018 году позволило уже с 2019 года перейти к стимулирующей бюджетной политике. Объем расходов федерального бюджета в 2020 году увеличится на 1,2 п.п., до 17,3% ВВП с по сравнению с параметрами 2018 года (16,1% ВВП). Расходы бюджета в 2020 году составят 19,503 трлн рублей, в 2021 году — 20,634 трлн рублей, в 2022 году — 21,763 трлн рублей.

Тремя самыми существенными статьями расходов федерального бюджета по-прежнему остаются траты на социальное обеспечение, национальную оборону и национальную безопасность, а также правоохранительную деятельность. Расходы на соцобеспечение в 2020 году составят 5,010 трлн рублей, в 2021 году — 5,046 трлн рублей, а в 2022 году — 4,827 трлн рублей. На национальную оборону и национальную безопасность в 2020 году расходы составят 3,1 трлн рублей и 2,458 трлн рублей, в 2021 году — 3,246 трлн рублей и 2,456 трлн рублей, а в 2022 году — 3,332 трлн рублей и 2,479 трлн рублей. На межбюджетные трансферты из федерального бюджета будет направлено 2,552 трлн рублей в 2020 году, 2,566 трлн рублей в 2021 году и 2,482 трлн рублей в 2022 году.

Профицитный бюджет

Согласно материалам к проекту бюджета, профицит федерального бюджета РФ в 2020 году составит 0,8% ВВП, в 2021 году — 0,5% ВВП, в 2022 году — 0,2% ВВП. Первичный структурный дефицит федерального бюджета на среднесрочную перспективу закладывается на уровне 0,4-0,5% ВВП. Этот ресурс будет использован как элемент так называемого «золотого правила», когда структурный дефицит бюджета направляется на создание новых активов, вносящих значимый вклад в повышение потенциала экономического развития, а не на текущее потребление.

Читать еще:  Отпуск госслужащих в 2020 году последние новости

Основными источниками финансирования дефицита будут выступать внутренние заимствования. В проекте бюджета объем внутренних займов РФ в 2020 году закладывается на уровне 1,740 трлн рублей в 2020 году, 1,549 трлн рублей в 2021 году и 1,825 трлн рублей в 2022 году. Верхний предел внутреннего госдолга РФ на 1 января 2021 года составит 13 трлн рублей, на 1 января 2022 года — 14,6 трлн рублей, на 1 января 2023 — 16,6 трлн рублей. Согласно проекту, верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2021 года составит $64,4 млрд, на 1 января 2022 года — $67,6 млрд, на 1 января 2023 года — $68,9 млрд.

Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) будут использоваться в целях софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, их использование для финансирования дефицита бюджета или бюджета Пенсионного фонда в 2020-2022 годах не предполагается.

Нацпроекты

Расходы федерального бюджета на национальные проекты в 2020 году увеличатся на 10% по сравнению с текущим годом — до 1,982 трлн рублей. В дальнейшем они также будут расти: до 2,217 трлн рублей в 2021 году и до 2,692 трлн рублей в 2022 году. Финансирование нацпроектов в 2023 году составит 2,51 трлн рублей, а в 2024 году — 2,28 трлн рублей. Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании кабмина, посвященном рассмотрению проекта Основных направлений деятельности правительства до 2024 года, сообщил, что на национальные проекты и развитие инфраструктуры России в течение трех лет планируется направить более 5,5 трлн рублей.

Как сообщается на сайте кабмина, общий бюджет нацпроектов составит 25,7 трлн рублей. Из них 13,1 трлн рублей будет направлено из федерального бюджета, 4,9 трлн рублей — из региональных бюджетов, 7,5 трлн рублей поступит из внебюджетных источников и 147 млрд рублей — из государственных внебюджетных фондов. Самая большая сумма — 4,8 трлн рублей — будет направлена на реализацию нацпроекта по строительству безопасных и качественных автодорог.

Нефтяные льготы

Впервые в «Основных положениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов» включен раздел о налоговых расходах бюджета. Так, по подсчетам Минфина, расходы федерального бюджета РФ на льготы по нефтегазовым налогам составят 1,586 трлн рублей в 2019 году и будут расти до 1,636 трлн рублей в 2022 году. В том числе льготы по НДПИ в 2019 году составят 1,155 трлн рублей, в 2020 году — 1,078 трлн рублей, в 2021 году — 1,125 трлн рублей, в 2022 году — 1,163 трлн рублей.

В целом же в настоящее время действует более 3,5 тыс. налоговых льгот и преференций (налоговых расходов), установленных на федеральном и на региональном уровнях, общим объемом более 4,5 трлн рублей.

По расчетам Минфина, доля льготируемой добычи достигнет 67,5% к 2024 году, а к 2036 году — более 90% общего объема добычи. Рост предоставляемых льгот, не приводящий к росту объемов добычи, приведет к снижению объемов доходов федерального бюджета от нефтяного сектора с 5,7% ВВП в 2019 году до 3,8% ВВП в 2024 году и 2% ВВП в 2036 году, предупреждает ведомство. По прогнозу Минфина, из-за льгот к 2024 году потери могут составить 0,5% ВВП базовых нефтегазовых доходов бюджета, к 2030 году — 1,1% ВВП.

Также, по прогнозам ведомства, выпадающие доходы бюджета РФ от демпфирующего механизма (компенсационный механизм для нефтеперерабатывающей отрасли) в 2020-2022 годах прогнозируются в размере 417 млрд рублей. В частности, демпфирующая компонента (Кдемп), компенсирующая затраты на поставку нефтепродуктов на внутренний рынок для нефтяных компаний, в 2020 году может составить 180,258 млрд рублей, в 2021 году — 118,388 млрд рублей, в 2022 году — 118,311 млрд рублей. Как пояснил ТАСС глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов, реальная цифра будет напрямую зависеть «от цены нефти в моменте».

Объем резервов

Объем ФНБ в 2020 году достигнет 11,059 трлн рублей, в 2021 году — 13,658 трлн рублей, в 2022 году — 16,196 трлн рублей. Согласно базовому варианту прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2036 года предполагается сохранение цен на нефть марки Urals выше базового уровня в 2019-2029 годах, что обеспечит пополнение средств ФНБ. В последующий период (2030-2036 годы) ожидается сохранение цен на нефть на базовом уровне и стабилизация объема накопленных средств в ФНБ.

В консервативном сценарии ожидается, что цены на нефть будут соответствовать базовому уровню на протяжении 2021-2036 годов, что обеспечит неизменность уровня накопленных средств в ФНБ в этот период. В результате объем средств ФНБ к 2036 году составит около 12% ВВП в базовом и около 8% в консервативном сценарии.

Бюджет России на 2020 год

Парламент начал рассматривать проект бюджета России на 2020 год. Разбираемся с главными цифрами, которые доступны обществу.

Как происходит формирование федерального бюджета

Федеральным бюджетом фактически называется огромный закон, с помощью которого правительство страны планирует доходы и расходы казны.

Одна из главных сторон бюджета именно эта — в правительстве рассчитали, сколько денег и из каких источников поступит в бюджет и на что конкретно они будут потрачены. Какая сумма будет направлена на образование, а какая — на обороноспособность страны. Причем общие цифры в дальнейшем расписаны более детально — какие организации и какие суммы получат.

Вторая важная сторона бюджета — он планирует главные экономические показатели. Например, уровень инфляции, стоимость барреля нефти, количество собранных налогов и т.д.

Кроме федерального бюджета существуют и бюджеты отдельных регионов — каждая республика или область принимает свой бюджет самостоятельно. Внутри эти документы похожи на федеральный бюджет. Сумма федерального и всех региональных бюджетов — это консолидированный российский бюджет.

Общие доходы и расходы бюджета в 2020 году

Бюджет на 2020 год снова составлен так, что правительство собирается больше получить в казну, чем потратить из нее.

Общая сумма доходов по планам — 20,379 триллионов рублей. Сумма расходов — 19,503 триллионов. Таким образом, образуется профицит в 876 миллиардов рублей. Общие траты в любом случае должны будут вырасти на 0,5%. Они составят 17,3% ВВП (сам ВВП будет равен 112,863 триллионов рублей). В Министерстве финансов уверены, что раст трат будет стимулировать экономику России даже на фоне замедления мировой экономики.

Эти цифры не окончательные. Они могут подвергнуться корректировке при рассмотрении бюджета парламентом. А в течение 2020 года бюджет также будет корректироваться в зависимости от текущего исполнения. Для этого будут приниматься специальные законы, так происходит каждый год.

Дефицитный бюджет страны — это хорошо?

Напомним, что дефицитом называется превышение расходов над доходами. Профицит — обратная ситуация, когда расходы меньше, чем доходы. Для семейного или личного бюджета это, разумеется, благо. Вы получили месячный или годовой доход, купили все необходимое, рассчитались по долгам и кредитам, а у вас все равно остались лишние деньги.

На уровне экономики страны все сложнее, и профицит не обязательно является благом. Правительство складывает часть денег в резервные фонды на случай проблем в экономике. С одной стороны, такие резервы уже спасали страну. С другой стороны, деньги лежат мертвым грузом и не позволяют экономике развиваться, что в сегодняшних условиях очень нужно. Все прогнозы роста экономики России говорят о том, что расти она будет медленнее, чем в среднем растет мир. То есть, при формальном росте мы все сильнее отстаем от других стран.

В то же самое время нельзя говорить о том, что профицит — однозначное зло. Для нефтедобывающих стран профицитные бюджеты — норма. Тем самым государства страхуют себя от плохой конъюнктуры рынка углеводородов.

Инфляция в 2020 году

В бюджете закладывается прогноз по инфляции, который одновременно является целью, к которой идет Центробанк, выполняя функции регулятора. На 2020 год правительство заложило инфляцию в России на уровне 3%.

Кстати, на 2019 год разные государственные ведомства прогнозируют разный уровень инфляции. Центробанк говорит о 4-4,5 процентах, а Минэкономразвития о 3,9%.

Читать еще:  Численность населения Екатеринбурга на 2020 год составляет

Главные источники доходов

Совокупность нефтегазовых доходов принесет России в 2020 году 7,472 триллионов рублей. Другие доходы — 12,907 триллионов. Одна из крупных статей доходов бюджета — налог НДС, который внутри страны принесет 4,508 триллионов, а благодаря импорту — 2,983 триллиона.

Благодаря налогу на прибыль казна получит 1,21 триллиона рублей.

По прогнозам Минфина все больше денег государству будет приносить владение госкомпаниями. В виде дивидендов от них казна получит в 2020 году 760 миллиардов рублей.

Главные статьи расходов казны

Новое увлечение чиновников — нацпроекты. Их финансирование увеличится на 10%, в 2020 году на реализацию таких проектов уйдет 1,982 триллиона рублей.

Должны будут вырасти социальные расходы и расходы на повышение качества жизни людей. Социальная политика — это примерно пять триллионов рублей расходов в бюджете 2020 года.

Второе место занимает оборона — это три триллиона рублей. На развитие экономики будет направлено 2,6 триллиона. На национальную безопасность и правоохранителей потратят 2,5 триллиона. Система здравоохранения получит один триллион рублей.

Дефицит бюджета России в 2020 году

Госдума 23 октября приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов. Этому предшествовало рассмотрение проекта в комитетах нижней палаты, а также академических и деловых кругах. Свои заключения, в частности, предоставили РАНХиГС и Институт Гайдара, МГУ, НИУ ВШЭ, Финансовый университет при правительстве и т.д.

РБК изучил их отзывы и выделил основные критические замечания.

Базовый вариант макроэкономического прогноза на 2020–2022 годы, на основе которого сформирован бюджет, предусматривает рост ВВП в 2020 году на 1,7% и на 3,1–3,2% в последующие годы. По итогам 2019 года экономика должна вырасти на 1,3%, что эксперты ВШЭ считают излишне оптимистичным.

Рост ВВП на 1,7% в следующем году выглядит нереальным на фоне ожидаемого замедления внешнего спроса и снижения темпов роста потребительского кредитования с 24 до 4%, указывают в совместном заключении эксперты РАНХиГС и Института Гайдара. Оценку такого резкого снижения давало Минэкономразвития (именно его прогноз лежит в основе бюджета), а ЦБ, хотя и ожидает замедления роста, но не такого значительного, до 10%. Если в 2019 году вклад потребительского кредитования в прирост конечного спроса, по оценке МЭР, составит 1,7 трлн руб., то в 2020 году — лишь 0,4 трлн руб. В результате предполагается резкое замедление потребительского спроса до 0,6%, указывают эксперты.

Экономисты РАНХиГС и Института Гайдара также отмечают избыточную оптимистичность прогноза. Они напоминают, что сохраняются внешние риски, в том числе снижение внешнего спроса и цен на нефть. «Сегодня жесткая денежная политика и предельно жесткая бюджетная политика обуславливают затухание роста даже при благоприятной внешнеэкономической ситуации», — пишут они.

В заключении Финансового университета при правительстве авторы обращают внимание на высокие темпы сокращения собственных активов у населения, размещаемых в виде денежных сбережений, инвестиций, имущественных и других видов вложений. В этих условиях «сокращаются возможности увеличения инвестиций как основы устойчивого экономического роста», что ставит под сомнение обоснованность заложенного в базовом сценарии прогноза ускорения темпов роста ВВП в 2020 году в связи с предполагаемым расширением инвестиционного спроса до 5,8%.

Недоинвестированный человеческий капитал

Бюджет консервирует сложившуюся структуру расходов при невозможности существенно увеличить производительные бюджетные расходы (на образование, здравоохранение, инфраструктурные инвестиции) даже в условиях реализации национальных проектов, отмечается в заключении ВШЭ. В связи с этим там предлагают дополнительно проанализировать риски неполной реализации нацпроектов в связи с недостаточным финансированием из федерального бюджета.

Производительные расходы всей бюджетной системы, увеличивающие человеческий капитал, в проектировках Минфина до 2022 года также существенно не растут. Доля расходов бюджетной системы на образование сократится с 3,8% в 2020 году до 3,6% в 2022-м, а расходы на здравоохранение по отношению к ВВП составят 3,6% в 2020 году и 3,4% в 2022-м.

Как отмечают эксперты РАНХиГС и Института Гайдара, для успешного структурного развития требуется поддерживать совокупные расходы государства на уровне не ниже 35,5–36% ВВП. «Судя по структуре расходов к 2036 году [долгосрочный бюджетный прогноз], так и останутся недофинансированными вложения в человека (образование и здравоохранение)», — подчеркивают они.

ВШЭ предлагает увеличить бюджетные расходы на человеческий капитал за счет ослабления бюджетного правила — через увеличение цены отсечения нефти. По их расчетам, увеличение цены отсечения на $5 за баррель в современных условиях равносильно увеличению расходов федерального бюджета примерно на 700 млрд руб. В 2020 году все доходы от продажи нефти сверх цены $42,4 за баррель будут направляться в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

О необходимости увеличить инвестиции в образование и здравоохранение пишет и Финансовый университет. Это будет способствовать снижению неравенства в доходах, решению проблемы бедности, повышению социальной мобильности населения и в конечном счете «сокращению региональных диспропорций и устойчивому экономическому росту».

Налоговая нагрузка растет

Бюджетная политика должна способствовать формированию стабильных фискальных условий, между тем текущая политика в налоговой сфере в последние два года не вполне соответствует этому намерению, отмечают эксперты ВШЭ. Так, увеличение ставки НДС с 18 до 20% привело к временному повышению инфляции, замедлению экономического роста и ухудшению динамики инвестиций.

«Кроме того, важнейшие квазиналоговые платежи, такие как утилизационный сбор, налог на доходы операторов сети связи общего пользования, туристический сбор, предполагается включить в Налоговый кодекс, что даже с учетом отложенного введения предусмотренных кодексом мер ответственности также по сути является увеличением фискальной нагрузки», — пишут они.

Включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс должно повысить качество оценки налоговой нагрузки, из расчета которой больше не будут выпадать перечисленные платежи, указывают экономисты РАНХиГС и Гайдаровского института. Вместе с тем они предупреждают о рисках увеличения административно-контрольной нагрузки на налогоплательщиков и усиления их налоговых рисков в связи с ужесточением ответственности за неуплату, более широкими полномочиями нового администратора парафискальных платежей (ФНС) в комбинации с высоким уровнем неопределенности при расчете базы обложения.

Споры о будущем ФНБ

Ликвидная часть ФНБ превысит 7% ВВП в следующем году, что позволит начать инвестировать средства из него. Речь может, в частности, идти об инвестиционных проектах, входящих в состав нацпроектов и комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры, отмечают эксперты ВШЭ. Они предлагают законодательно закрепить объем расходования средств из фонда, чтобы не вызвать перегрева экономики.

Финансовый университет считает правильным законодательно установить минимальный неснижаемый объем ликвидной части ФНБ, достаточный, чтобы компенсировать прогнозируемое снижение нефтегазовых доходов в течение трех лет.

Экономисты университета также считают, что ликвидная часть ФНБ объемом 7% ВВП — «лишь гарантия относительно стабильного исполнения бюджетных обязательств в условиях одного кризиса». «Фонд такого размера нельзя считать устойчивым инструментом сохранения и передачи доходов от истощаемых ресурсов будущим поколениям. Считаем целесообразным увеличить предельный максимальный размер ФНБ до 15% ВВП либо отказаться от ограничения предельного размера фонда — при придании ему статуса фонда будущих поколений», — говорится в документе.

Предельный объем ресурсов ФНБ, доступных для инвестирования, в 2020 году составит 1,7 трлн руб., в 2021-м — 3,7 трлн руб., в 2022 году — 5,8 трлн руб., указывают эксперты Российского экономического университета им. Плеханова. На проекты внутри страны может быть потрачено 15–20% этих средств, порядка 300–400 млрд руб. в первый год, но больше в последующие, сообщал ранее первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.

Экономисты РЭУ также согласны с необходимостью зафиксировать и размер инвестиций за счет средств ФНБ, так как в противном случае «использование ФНБ будет носить проциклический характер и вступать в противоречие с бюджетным правилом, создавая дополнительные инфляционные и валютные риски для российской экономики».

Проект бюджета продолжает политику накопления средств ФНБ: к концу 2022 года объем фонда практически удвоится и превысит 12% ВВП, отмечается в заключении Экономического факультета МГУ. Его авторы, наоборот, считают, что дальнейшее накопление официальных резервов, которые уже превышают объемы государственного и корпоративного внешнего долга, лишено экономического смысла. По оценке Института исследований и экспертизы Внешэкономбанка, даже если цена на нефть в 2020 году снизится до $27 за баррель и останется на этом уровне, накопленных резервов ФНБ хватит на финансирование бюджетного дефицита в течение шести лет, отмечают экономисты МГУ.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты Беру Hoff
Adblock
detector