1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дефицит федерального бюджета 2020 свежие новости

Сюрпризы федерального бюджета – 2020

На государственную «Википедию» потратят в разы больше, чем на высокоскоростное железнодорожное сообщение

В Минфине сверстали на следующую трехлетку бюджет, который содержит в том числе необычные статьи расходов. Фото Льва Исраеляна

Минфин обнародовал детальный проект федерального бюджета на предстоящую трехлетку, в котором содержится немало удивительных пунктов. Не оправившийся от кризиса авторынок, похоже, демотивировал правительство наращивать поддержку автомобилестроения. Более или менее ощутимое финансирование высокоскоростного железнодорожного сообщения откладывается до 2022 года. На фоне импортозамещения во всех отраслях государство возьмется финансировать отечественный аналог «Википедии», потратив на него примерно 1,7 млрд руб. за три года.

Детальный проект федерального бюджета, опубликованный на портале нормативных правовых актов, содержит тысячи страниц, изучение которых таит в себе множество открытий.

При первом рассмотрении бросается в глаза существенное по сравнению с 2019 годом увеличение расходов на здравоохранение: с 637 млрд руб., или 4% всех затрат бюджета, в 2019-м до 990 млрд руб., или около 6% всех трат бюджета, в 2020-м.

Если говорить про ведомственную структуру расходов, то ощутимо увеличится вес Минпромторга. Если в бюджете-2019 это министерство отвечало за расходование примерно 400 млрд руб., то в 2020-м его «ответственность» увеличивается более чем до 600 млрд руб.

Некоторые изменения в подходах выглядят неожиданно. В частности, бюджетные траты на развитие российского автопрома с 2020 года могут начать планомерное снижение вместо запланированного годом ранее роста, передает агентство «Финмаркет». Так, в графе «развитие автомобилестроения» предполагается выделение из бюджета на 2020 год почти 101 млрд руб., в 2021-м – около 84 млрд руб., в 2022-м – примерно 82 млрд руб. Хотя, по проекту бюджета на 2019–2021 годы, размер средств на развитие автомобилестроения должен был планомерно расти в течение трех лет: с 84 млрд до 114,5 млрд руб., напоминает информагентство.

Можно предположить, что негативные тенденции на авторынке становятся поводом для сомнений в целесообразности дальнейшей поддержки отрасли. Как ранее сообщали в Комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам января–августа 2019-го продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократились в годовом выражении на 2,3%.

По итогам всего года АЕБ не ожидает роста продаж: в лучшем случае получится повторить результаты 2018-го. Специалисты компании PwC сообщили, что их базовый сценарий предполагает снижение продаж новых легковых машин в России по итогам 2019 года на 2%.

Несмотря на разговоры о необходимости существенного наращивания инвестиций, инфраструктурных расходов, проект федерального бюджета демонстрирует, что, например, финансирование высокоскоростного железнодорожного сообщения в ближайшие годы на общем фоне будет мизерным. Оно составит примерно по 88 млн руб. в 2020-м и 2021-м. Более или менее «полноценное» финансирование в объеме 70 млрд руб. начнется, судя по опубликованным материалам, только в 2022-м, причем без уточнения, что именно это будет за проект.

Хотя в рамках нового майского указа президента был подготовлен шестилетний Комплексный план модернизации магистральной инфраструктуры. В этот Комплексный план входит федеральный проект «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» с общим объемом финансирования свыше 620 млрд руб. По плану, протяженность высокоскростных железнодорожных магистралей, введенных в эксплуатацию, должна составлять 301 км. Предполагается, что «будут выполнены работы по строительству первого этапа высокоскоростной магистрали Москва–Казань на участке Железнодорожный–Гороховец до конца 2024 года». Пока особых попыток продвинуться с решением этой задачи не видно.

При этом почти в 8 раз больше средств, чем на высокоскоростное железнодорожное сообщение, федеральный бюджет выделит в 2020 году на проект, получивший среди экспертов название «российский конкурент «Википедии». Субсидия открытому акционерному обществу «Научное издательство «Большая российская энциклопедия» на создание и функционирование общенационального интерактивного энциклопедического портала в целом за трехлетку составит почти 1,7 млрд руб., а в 2020-м на нее будет выделено около 684 млн руб.

Особого упоминания заслуживают пенсионные расходы (на развитие пенсионной системы). В предстоящие три года они будут пусть и незначительно, но сокращаться: с 3,1 трлн руб. в 2020-м до 2,8 трлн руб. в 2022-м, или с 19 до 16% от всех трат бюджета. Как ранее сообщала вице-премьер Татьяна Голикова, уже к 2030–2031 годам трансферт федерального бюджета в пенсионную систему планируется свести до нуля.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Федеральный бюджет на 2020 год

С чем у среднестатистического человека ассоциируется такое понятие как бюджет? В большинстве своем люди подумают об определенном количестве денежных средств, отложенном на те или иные траты. И неудивительно, потому что бюджет – это тщательно составленный и рассчитанный план по накоплению и использованию экономических ресурсов за определенный период времени. На сегодняшний день в России существует три основных вида бюджетов:

  1. Операционный бюджет;
  2. Финансовый бюджет;
  3. Инвестиционный бюджет.

Наиболее важным из них является финансовый бюджет. Он представляет собой совокупность планируемых расходов и доходов той или иной организации (частное предприятие, государство, семья), которые выражены в денежном эквиваленте. Операционный и финансовый бюджеты вместе образуют общий сводный бюджет. Нас же интересует государственный бюджет – официальный документ, в котором четко и ясно расписаны предстоящие доходы и расходы конкретного государства за определенный промежуток времени (в случае с государственными структурами это, как правило, один календарный год).

В РФ вся накопленная властями финансовая “подушка” разделяется на:

  • местные бюджеты;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • общий федеральный бюджет.

Главная особенность такой вертикальной системы деления – полная независимость одного вида бюджета от другого. То есть каждый из бюджетов курирует власть соответствующего уровня: Государственная Дума – федеральный, руководство субъектов – региональный и т.д. Именно от грамотного планирования этих бюджетов зависит, сможет ли государство “отложить в кубышку” достаточное количество средств, чтобы затем обеспечить пожилых россиян пенсиями, бюджетников – зарплатами, а нуждающихся – необходимой соц. поддержкой.

Увы, в условиях разворачивающегося в России кризиса и усугубляющихся санкций говорить о серьезных бюджетных накоплениях сможет только отъявленный оптимист. На деле у россиян складывается ощущение, что государство пытается ободрать их как липку, вводя новые налоги, откладывая момент выхода на пенсию и любыми другими способами “выкачивая” из людей деньги в федеральный бюджет. На что эти средства будут потрачены – тоже большой вопрос. Давайте вместе разберемся, каким будет федеральный бюджет РФ в 2020 году, и можно ли рассчитывать, что жизнь простых россиян благодаря нему улучшится?

Сравнение с показателями 2019 года

По сравнению с 2019 годом нефтегазовые доходы должны упасть на 400 млрд. руб. При общем сохранении примерных цифр доходной части по текущему и следующему году произойдет небольшое перераспределение в их структуре – на сколько процентов снизится выручка от продажи нефти и газа, настолько вырастут прочие поступления. В том числе учитывались доходы от увеличения НДС – 8 трлн. против прошлых 5,9.

Фонд национального благосостояния увеличит свои резервы на конец 2021 года на 7,6 трлн. руб., по сравнению с 2019 годом (3,8 трлн.). А доходы от деятельности госкомпаний вырастут почти на 38 млрд. Разница с доходностью Пенсионного фонда составит 1,1% не в пользу 2020 года.

Что касается расходных статей, отличие между 2019 и 2020 гг., постатейно, на нескольких примерах:

Заложенные бюджетные показатели позволяют надеяться Минэкономразвития, что на конец 2020 года России удастся преодолеть отставание от Германии и войти в первую пятерку крупнейших экономик мира.

Какие функции выполняет государственный бюджет?

Сперва разберемся в основах. Поскольку государственный бюджет – это экономический фундамент любого современного государства, он выполняет 4 функции:

  1. Осуществляет абсолютно законный контроль над действиями правительства;
  2. Регулирует рамки экономических операций, выполняемых чиновниками;
  3. Связывает все субъекты данного государства в единую экономическую систему;
  4. Помогает основателям малого и среднего бизнеса общаться и узнавать о нововведениях правительства, а также делать выводы о том, каким образом конкретные изменения будут влиять на их бизнес.

Особенности федерального бюджета России в 2020 году

В период с 2019 по 2021 год включительно любые бюджетные проектировки в Российской Федерации будут преследовать две основные цели:

  • наращивание запаса финансовой прочности;
  • выполнение майских указов президента Владимира Путина.

Государственные эксперты уже вычленили целый ряд достижений правительства в сфере экономики. Вполне вероятно, что эти моменты отразятся на особенностях федерального бюджета 2020 года и приведут к формированию профицита. В числе факторов, которые радуют экспертов больше всего, стоит отметить:

  1. Закрепление уровня инфляции вблизи таргета Центробанка на отметке 4%;
  2. Низкий уровень государственного долга;
  3. Увеличение золотовалютных резервов;
  4. Увеличение доходов от экспорта из-за дешевизны рубля;
  5. Отсутствие острой нужды во внешних займах.
Читать еще:  Какая будет зима 2019-2020 в Волгограде

В ближайшее время правительство планирует активно тратить денежные средства на национальные проекты, которые, по мнению чиновников, имеют первостепенную важность. Всего на 2020 год было выделено 1862,7 миллиардов рублей, однако россияне сомневаются в остроте и насущности вопросов, которые президент намерен “закрывать” этими деньгами. Простой пример – изоляция рунета, на которую сначала выделили 699 миллионов рублей. Вот только этой суммой дело не ограничилось – теперь на информационную блокаду между Россией и миром планируют потратить 30 миллиардов рублей!

Имеются и другие спорные законопроекты – например, выдача пенсий жителям оккупированных украинских территорий обойдется россиянам более чем в 100 миллиардов рублей, а списание долгов и оказание гуманитарной помощи другим странам – и того больше. Подобная щедрость президента похвальна, но российские пенсионеры ей не обрадовались. По их мнению, пока старики в РФ бедствуют и не могут позволить себе ничего кроме хлеба, воды и картошки, государственный бюджет не должен тратиться на жителей других стран.

А ведь именно пожилые россияне стали “новой нефтью”, наполняющей деньгами казну. Согласно заверениям министерства финансов, повышение пенсионного возраста увеличит уровень поступлений денежных средств в федеральный бюджет на 267 миллионов рублей! Так называемый эффект от пенсионной реформы будет выражаться непрерывным ростом доходов Пенсионного фонда (в 2020 году эта цифра составит 4,8%), а также снижением трансферта из госбюджета на обязательное пенсионное страхование с первой половины 2020 года.

Уже в 2019 году Министерство финансов планирует сократить финансирование Пенсионного фонда на 15,8 миллиардов рублей, а сэкономленные деньги распределить между органами МВД, Росгвардией, Прокуратурой и Следственным комитетом. Независимые эксперты увидели в этом определенную хитрость со стороны правительства: в тот момент, когда россияне и без того на взводе из-за повышения пенсионного возраста, отъем денег у Пенсионного фонда в пользу правоохранительных структур выглядит как попытка подготовиться к народным волнениям. В том числе – к разгону протестных акций и шествий.

Зато на себе чиновники в ближайшее время экономить не планируют. Расходы на финансирование госаппарата (в том числе – на содержание администрации президента) вырастут на 10,7 миллиардов рублей. Параллельно с этим уровень секретности федерального бюджета с годами будет увеличиваться: 18% в 2020 году и 20% в 2021 году. Возможная причина этого – нежелание правительства отчитываться перед россиянами за траты, которые покажутся им ненужными, несвоевременными и неуместными в текущей экономической ситуации.

Профицит федерального бюджета в 2020 году

Несмотря на беспокойство простых граждан и независимых экспертов, правящая верхушка РФ уверена: никакого кризиса в России нет и не будет. В ноябре 2018 года Владимир Путин подписал федеральный закон, согласно которому весь период с 2019 по 2021 год будет профицитным. Это произойдет впервые с 2014 года! Само собой, выход в плюс является предметом гордости для правительства любого государства, в том числе и России. Чиновники уже приводят конкретные цифры, описывающие превышение доходов над расходами на долю ВВП:

  • 1,8% в 2019 году;
  • 1,1% в 2020 году;
  • 0,8% в 2021 году.

Объявляя, что денег на пенсии нет, и потому россиянам придется работать дольше, правительство в то же время хвастается бюджетным профицитом…

Правительство неоднократно заявляло, что катализатором таких изменений станет скандально известная пенсионная реформа. Однако согласно данным Счетной Палаты РФ, пенсионная реформа не поможет сократить траты из федерального бюджета на пенсии. По сути, государство сумеет сэкономить только на людях, вышедших на пенсию в 2019-2020 годах. По примерным подсчетам экономистов, если за 2019 год было покрыто 7,7% доходов Пенсионного Фонда России в счет федерального бюджета, то в 2020 году эта цифра может увеличиться до 12,2%. Далее этот показатель будет постепенно снижаться.

Похоже, достигнуть профицита впервые за семь лет стране помогла вовсе не пенсионная реформа, а повышение НДС (налога на добавленную стоимость) на 20%. Поэтому фраза чиновников “нет денег на содержание пенсионеров” никак не оправдывает внедрение пенсионной реформы – тем более что на финансирование пенсионеров из ДНР и ЛНР, помощь другим странам и создание автономного российского интернета деньги, как ни странно, в бюджете нашлись.

Основные расходные статьи бюджета в 2020 году

Расходы отечественного бюджета в 2020 году, как ожидается, составят 18,994 трлн. руб., что, примерно, равно 17,2% ВВП.

В конкретике цифр, на дотации регионам планируют потратить 2,154 трлн. руб. Еще 679,2 млрд. пустят на выравнивание бюджетного обеспечения, а 20 миллиардов, как и прежде, обязательно заложат в достижение максимального прироста налоговых поступлений.

На претворение в жизнь «майских указов» на протяжении текущего бюджетного и двух следующих прогнозных лет потратят 5,6 трлн. руб. суммарно. В частности, в 2020 году это будет 1,9 трлн. В том числе, за весь период на строительство инфраструктуры пойдет 3,1 трлн., а на поддержку демографии – 2,9 трлн. руб. На следующем месте программы «Здравоохранение», затем «Дорожная сеть», «Цифровая экономика», «Жилье» и «Образование». В целом по социальному блоку расходы составят в 2020 году 7,1 трлн. руб., из которых больше всего будет потрачено на пенсионное обеспечение (3,1 трлн.), а суммарно на реализацию социальной политики пустят 4,9 трлн.

На развитие национальной экономики пойдет 2,7 трлн. руб. – примерно, столько же, сколько и по 2019-му, а также следующему 2021-му годам. А на национальные проекты, финансируемые из федерального бюджета, – 1,8 трлн. В бюджет заложено 9,155 млрд. руб. на программу «Развитие энергетики и энергоэффективность», на содействие занятости населения – 46 млрд. На приоритетные программы развития науки направят 184,9 млрд., в том числе непосредственно на зарплату ученым — 19,4 млрд. руб. Вливания в государственные СМИ составят 67 млрд. руб. Космическая отрасль потребует минимум 172 млрд., по оценкам Правительства. На туризм и спорт потратят, примерно, 35 млрд., в том числе на участие страны в актуальных для 2020 года Олимпийских играх – 2,5 млрд.

Сельскохозяйственную отрасль профинансируют на 222,22 млрд. руб. А рыбохозяйственный комплекс – на 10,29 миллиарда.

Вырастут расходы на президента – до 20 млрд. рублей, а вот правительству их, наоборот почти вдвое сократят – до 6,2 млрд. На Госдуму планируют потратить около 12,5 млрд., Центризбирком – 4,2 млрд. и на деятельность Совфеда — 6,6 млрд. Общегосударственные расходы составят 1,3 трлн. Из них внешнеполитическая деятельность предусмотрена в размере 117,7 млрд.

Военный бюджет, национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Расходная часть оборонного бюджета в 2020 году зафиксирована на уровне 2,5 трлн. руб. Засекреченных статей оборонного бюджета и бюджета национальной безопасности запланировано более чем на 3 трлн. руб. (18,2% всех расходов).

В том числе на органы внутренних дел пустят 682,2 млрд., на СКР и органы прокуратуры – 121,7 млрд., на Росгвардию – 242,7 млрд., ФСБ и ФСО – 341,4 млрд., пограничники потребуют 144,4 млрд., а ФСИН – 204,2 млрд.

Основные доходные статьи бюджета в 2020 году

В 2020 году доходы федерального бюджета РФ увеличатся из-за повышения целого ряда налогов:

  1. НДС. Первое и главное изменение по сравнению с доходными статьями бюджетов минувших лет – это повышение уровня НДС с 18% до 20%. Данная мера позволит регулярно увеличивать поступления в федеральный бюджет: так, в 2020 году сумма дополнительных сборов составит 678 миллиардов рублей, а в 2021 – уже 728 миллиардов;
  2. НДФЛ. С 2020 года ожидается поднятие регионального и федерального МРОТ до 11 280 рублей. Соответственно, будут увеличены страховые взносы (ставка – 30%) и НДФЛ. Предельная база по страховым взносам также будет увеличена, но только на 10%;
  3. Акцизы. Самое большое поднятие ставок ожидается на топливо. Причина этого – увеличение акцизов на подакцизные товары на 10%. Также вырастут акцизы на другие товары массового потребления: сигареты, алкоголь и прочее. Постепенное повышение акцизов (не более 2 раз в год) запланировано до 2020 года включительно, но возможны корректировки;
  4. ЕНВД. Ставка будет поднята с 1-го января 2020 года на 2,5%. Причиной подобного изменения станет коэффициент инфляции, который составит к январю составит 1,915.
Читать еще:  Что ждет рубль в 2020 году Что говорят эксперты

ОБОБЩЕНИЕ: Россию в 2020-2022 годах ждет профицитный бюджет

Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета РФ на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг. Бюджет на предстоящую трехлетку будет профицитным на протяжении всего периода.

Объем поступившего в нижнюю палату парламента документа составляет 6 тыс. 587 страниц. Бюджетный пакет внесен в электронном виде и размещен на едином портале бюджетной системы Российской Федерации. Часть документов внесена в бумажном виде.

В соответствии с законом, на рассмотрении закона о бюджете отведено 60 дней, на первое чтение Госдумы законопроект может быть вынесен на 24 октября.

Подготовленный правительством проект бюджета базируется на макропрогнозе. Целевой прогноз по росту ВВП РФ в 2020 г. составит 2% против 1,7% в базовом прогнозе, базовый и целевой прогнозы по росту экономики в 2021 и 2022 гг. совпадают и составят 3,1% и 3,2% соответственно.

Более высокий целевой прогноз связан с предположением о более активном расширении инвестиционного спроса (до 5,8% в 2020 году против 5% в базовом сценарии), а также с более быстрым восстановлении объемов товарного экспорта (рост на 6,1% в реальном выражении в 2020 году в целевом сценарии и на 3,3% в базовом сценарии) после стагнации в текущем году. Базовый прогноз социально-экономического развития РФ основан на предположении о том, что темп роста мировой экономики замедлится до 3% в 2019 г. впервые с 2009 г., а также на протяжении всего прогнозного периода будут сохранены ограничительные меры, принятые иностранными государствами в отношении РФ.

Курс доллара к рублю в целевом прогнозе составит 65,1 руб. в 2020 г., 65,4 руб. в 2021 г. и 65,9 руб. в 2022 г. Согласно целевому сценарию прогноза, инфляция в РФ вернется к таргету ЦБ в 4% уже в 2020 г., тогда как в базовом сценарии ожидается снижение инфляции до 3%.

По мнению главы комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Андрея Макарова, отраженные в проекте бюджета РФ на 2020 г. показатели темпов роста ВВП, роста инвестиций и инфляции, и ряд других вызывают сомнения и вопросы, и прогноз социально-экономического развития будет очень серьезно обсуждаться в Госдуме.

Доходы федерального бюджета в 2020 году составят 20,379 трлн рублей (из них нефтегазовые — 7,472 трлн руб., ненефтегазовые — 12,907 трлн руб.), в 2021 году — 21,246 трлн рублей (из них нефтегазовые 7,679 трлн руб., ненефтегазовые — 13,567 трлн руб.), в 2022 году — 22,058 трлн рублей (из них нефтегазовые 7,73 трлн руб., ненефтегазовые — 14,327 трлн руб.).

Доходы бюджета России от дивидендов госкомпаний прогнозируются на уровне 760,6 млрд. руб. в 2020 г., 930,9 млрд руб. в 2021 г. и 1,079 трлн. руб. в 2022 г. Правительство прогнозирует скромные доходы от приватизации в 2019 г. на уровне 13,2 млрд руб., и их последующее снижение в 2020 г. — до 11,3 млрд руб., в 2021 и 2022 — до 3,6 млрд руб. ежегодно.

Завершение периода бюджетной консолидации в 2018 году позволило уже с 2019 года перейти к стимулирующей бюджетной политике. Объем расходов федерального бюджета в 2020 году увеличится на 1,2 п. п., до 17,3% ВВП с по сравнению с параметрами 2018 года (16,1% ВВП). Расходы бюджета в 2020 году составят 19,503 трлн рублей, в 2021 году — 20,634 трлн рублей, в 2022 году — 21,763 трлн рублей.

Тремя самыми существенными статьями расходов федерального бюджета по-прежнему остаются траты на социальное обеспечение, национальную оборону и национальную безопасность, и правоохранительную деятельность. Расходы на соцобеспечение в 2020 году составят 5,010 трлн рублей, в 2021 году — 5,046 трлн рублей, а в 2022 году — 4,827 трлн рублей. На национальную оборону и национальную безопасность в 2020 году расходы составят 3,1 трлн рублей и 2,458 трлн рублей, в 2021 году — 3,246 трлн рублей и 2,456 трлн рублей, а в 2022 году — 3,332 трлн рублей и 2,479 трлн рублей. На межбюджетные трансферты из федерального бюджета будет направлено 2,552 трлн рублей в 2020 году, 2,566 трлн рублей в 2021 году и 2,482 трлн рублей в 2022 году.

Согласно материалам к проекту бюджета, профицит федерального бюджета РФ в 2020 г. составит 0,8% ВВП, в 2021 г. — 0,5% ВВП, в 2022 г. — 0,2% ВВП. Первичный структурный дефицит федерального бюджета на среднесрочную перспективу закладывается на уровне 0,4-0,5% ВВП. Этот ресурс будет использован как элемент так называемого «золотого правила», когда структурный дефицит бюджета направляется на создание новых активов, вносящих значимый вклад в повышение потенциала экономического развития, а не на текущее потребление.

Основными источниками финансирования дефицита будут выступать внутренние заимствования. В проекте бюджета объем внутренних займов РФ в 2020 г. закладывается на уровне 1,740 трлн руб. в 2020 году, 1,549 трлн руб. в 2021 г. и 1,825 трлн руб. в 2022 г. Верхний предел внутреннего госдолга РФ на 1 января 2021 года составит 13 трлн рублей, на 1 января 2022 года — 14,6 трлн рублей, на 1 января 2023 — 16,6 трлн рублей. Согласно проекту, верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2021 года составит $64,4 млрд, на 1 января 2022 года — $67,6 млрд, на 1 января 2023 года — $68,9 млрд.

Средства Фонда национального благосостояния будут использоваться в целях софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, их использование для финансирования дефицита бюджета или бюджета Пенсионного фонда в 2020-2022 годах не предполагается.

Расходы федерального бюджета на национальные проекты в 2020 году увеличатся на 10% по сравнению с текущим годом — до 1,982 трлн рублей. В дальнейшем они также будут расти: до 2,217 трлн рублей в 2021 году и до 2,692 трлн рублей в 2022 году. Финансирование нацпроектов в 2023 г. составит 2,51 трлн руб., а в 2024 г. — 2,28 трлн руб. Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании кабмина, посвященном рассмотрению проекта Основных направлений деятельности правительства до 2024 г., сообщил, что на национальные проекты и развитие инфраструктуры России в течение трех лет планируется направить более 5,5 трлн руб.

Как сообщается на сайте кабмина, общий бюджет нацпроектов составит 25,7 трлн рублей. Из них 13,1 трлн рублей будет направлено из федерального бюджета, 4,9 трлн рублей — из региональных бюджетов, 7,5 трлн рублей поступит из внебюджетных источников и 147 млрд рублей — из государственных внебюджетных фондов. Самая большая сумма — 4,8 трлн рублей — будет направлена на реализацию нацпроекта по строительству безопасных и качественных автодорог.

Впервые в «Основных положениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов» включен раздел о налоговых расходах бюджета. Так, по подсчетам Минфина, расходы федерального бюджета РФ на льготы по нефтегазовым налогам составят 1,586 трлн руб. в 2019 г. и будут расти до 1,636 трлн руб. в 2022 г. В том числе льготы по НДПИ в 2019 г. составят 1,155 трлн руб., в 2020 г. — 1,078 трлн руб., в 2021 г. — 1,125 трлн руб., в 2022 г. — 1,163 трлн руб.

В целом же в настоящее время действует более 3,5 тыс. налоговых льгот и преференций (налоговых расходов), установленных на федеральном и на региональном уровнях, общим объемом более 4,5 трлн руб.

По расчетам Минфина, доля льготируемой добычи достигнет 67,5% к 2024 году, а к 2036 году — более 90% общего объема добычи. Рост предоставляемых льгот, не приводящий к росту объемов добычи, приведет к снижению объемов доходов федерального бюджета от нефтяного сектора с 5,7% ВВП в 2019 году до 3,8% ВВП в 2024 году и 2% ВВП в 2036 году, предупреждает ведомство. По прогнозу Минфина, из-за льгот к 2024 г. потери могут составить 0,5% ВВП базовых нефтегазовых доходов бюджета, к 2030 г. — 1,1% ВВП.

Читать еще:  Какого числа будет Хэллоуин в 2020 году

Также, по прогнозам ведомства, выпадающие доходы бюджета РФ от демпфирующего механизма (компенсационный механизм для нефтеперерабатывающей отрасли) в 2020-2022 гг. прогнозируются в размере 417 млрд руб. В частности, демпфирующая компонента (Кдемп), компенсирующая затраты на поставку нефтепродуктов на внутренний рынок для нефтяных компаний, в 2020 году может составить 180,258 млрд рублей, в 2021 году — 118,388 млрд рублей, в 2022 году — 118,311 млрд рублей. Как пояснил ТАСС глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов, реальная цифра будет напрямую зависеть «от цены нефти в моменте».

Объем ФНБ в 2020 году достигнет 11,059 трлн рублей, в 2021 году — 13,658 трлн рублей, в 2022 году — 16,196 трлн рублей. Согласно базовому варианту прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2036 года предполагается сохранение цен на нефть марки «Юралс» выше базового уровня в 2019-2029 гг., что обеспечит пополнение средств ФНБ. В последующий период (2030-2036 гг.) ожидается сохранение цен на нефть на базовом уровне и стабилизация объема накопленных средств в ФНБ.

В консервативном сценарии ожидается, что цены на нефть будут соответствовать базовому уровню на протяжении 2021-2036 гг., что обеспечит неизменность уровня накопленных средств в ФНБ в этот период. В результате объем средств ФНБ к 2036 году составит около 12% ВВП в базовом и около 8% в консервативном сценарии.

Что нужно знать о федеральном бюджете на 2020 год. Разбираемся в цифрах

Госдума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2020 год и плановые 2021−2022 годы. Третье — окончательное — чтение депутаты запланировали на 21 ноября.

Рассказываем о параметрах главного экономического документа страны.

Как формируется федеральный бюджет?

По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и траты государства на обязательства перед населением.

С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, сколько получит налогов, а сколько денег — потратит.

Часто еще можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный — значит общий, то есть деньги в него поступают и из федеральной, и из местной казны.

Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2020 год?

В 2020 году Россия, как и в 2019 году, планирует заработать больше, чем потратить.

Так, доходы составят 20,379 трлн рублей, расходы — 19,503 трлн рублей, а профицит — 876 млрд рублей. При этом траты вырастут на 0,5 процентных пункта — до 17,3% ВВП, который составит в следующем году 112,863 трлн рублей. Это должно оказать стимулирующий эффект, даже несмотря на общее замедление мировой экономики, утверждают в Минфине.

Цифры могут меняться. Во-первых, бюджет еще должен пройти третье окончательное чтение в Госдуме, рассмотрение в Совете Федерации и утверждение у президента страны. Во-вторых, власти вносят поправки с учетом фактического исполнения. Так, бюджет 2019 года закладывался с доходами 19,969 трлн рублей и профицитом 1,932 трлн. В итоге доходы составили 20,175 трлн, но профицит оказался меньше — 1,881 трлн рублей, ведь расходы тоже выросли — до 18,294 трлн рублей.

Что означает профицит бюджета? Это же хорошо?

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.

И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья.

Как и при дефиците, главным образом важно отношение уровня профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 0,8% ВВП, в 2021 году — 0,5% ВВП и в 2022 году — 0,2%.

А какой будет инфляция?

Это одна из самых интересных цифр — 3%. На столько, по мнению правительства, вырастут цены в 2020 году.

При этом ЦБ в октябре скорректировал прогноз по росту цен: с 4-4,5% до 3,2-3,7% по итогам 2019 года и 3,5-4% в 2020 году. А Минэкономразвития заложило в прогноз социально-экономического развития показатель в 3,8% по итогам текущего года.

Низкая инфляция позволит правительству сэкономить на переоценке обязательных расходов на следующий год, отметили российские СМИ.

Что приносит в бюджет самые большие доходы? И сколько будет стоить нефть?

Нефтегазовые доходы составят 7,472 трлн рублей, ненефтегазовые — 12,907 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 36,7%.

Сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 4,508 трлн рублей, а импортного — 2,983 трлн рублей. Налог на прибыль — 1,210 трлн рублей.

Как и раньше, Минфин прогнозирует дальнейший рост доходов от дивидендов госкомпаний: 760 млрд рублей в 2020 году, 931 млрд рублей в 2021 году и 1,076 трлн рублей — в 2022 году. Хотя глава Счетной палаты Алексей Кудрин предупредил о рисках их недополучения и призвал правительство добиться выполнения поставленных целей. В целом же он назвал доходы бюджета сбалансированными.

При этом несмотря на общий рост доходов, по отношению к объему ВВП они будут постепенно снижаться — из-за сокращения доли нефтегазовых доходов.

Законопроект предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит в 2020 году $57 за баррель. При этом документ сверстан исходя из заложенной в бюджетном правиле стоимости Urals в $42,4. Все доходы выше этого уровня идут в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2018 году российская нефть стоила в среднем $70 за баррель, а в 2019 году — $62,2, по оценке Минэкономразвития в начале сентября.

На что государство потратит деньги?

В первую очередь больше всего средств получат программы, содействующие достижению национальных целей развития, а также выполнению задач, которые президент РФ Владимир Путин поставил перед Федеральным собранием в своем послании.

Так, финансирование нацпроектов вырастет на 10% — до 1,982 трлн в 2020 году, до 2,217 трлн рублей в 2021 году и до 2,692 трлн рублей в 2022 году. А все неиспользованные в этом году на нацпроекты деньги перенесут по тем же направлениям на следующий.

Самое масштабное увеличение расходов предусмотрено по статьям социальной сферы и программам повышения качества жизни россиян. Председатель правительства Дмитрий Медведев подчеркнул, что бюджет в первую очередь ориентирован на решение социальных вопросов. Всего на социальную политику государство потратит 5,01 трлн в 2020 году, 5,046 трлн в 2021 году и 4,827 трлн рублей в 2022 году.

На втором месте — национальная оборона с расходами 3,1 трлн в 2020 году. На третьем — экономика: 2,638 трлн в 2020 году. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность оказались на четвертом месте — 2,458 трлн рублей, и замыкает пятерку направлений здравоохранение — 1,022 трлн рублей.

Подробнее о том, сколько потратят на каждую госпрограмму, читайте в другом материале ТАСС.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector