2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Единый социальный налог ЕСН с 2020 года

Глава 24 «Единый социальный налог» (в ред. Федерального закона от 20.07.04 № 70-ФЗ)

Глава 24 «Единый социальный налог»

(в ред. Федерального закона от 20.07.04 № 70-ФЗ)

С 1 января 2005 года изменены интервалы налоговой базы и ставки по ЕСН. Так, налоговая ставка по ЕСН для сумм до 280 000 руб. составит 26 процентов. Для сумм от 280 001 руб. до 600 000 руб. — 72 800 руб. + 10 процентов с суммы, превышающей 280 000 руб. Кроме того, отменен ряд льгот.

Выше опубликована новая редакция главы 24 «Единый социальный налог» НК РФ. Изменения в эту главу НК РФ, а также в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ; в новой редакции будет опубликован в следующих номерах «ДК») внес Федеральный закон от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 70-ФЗ).

Новая редакция главы 24 НК РФ начнет действовать 1 января 2005 года.

Наиболее серьезные изменения касаются статьи 241 НК РФ. Законодатель сократил количество интервалов налоговой базы с четырех до трех. Изменены размеры налоговых ставок, применяемые к соответствующим интервалам. Кроме того, с 1 января 2005 года больше не надо будет соблюдать условие для применения регрессии.

Вместе с тем сокращен перечень выплат, по которым не нужно платить ЕСН.

РЕГРЕССИЯ БЕЗ УСЛОВИЙ

В настоящее время регрессивные ставки начинают применяться к сумме выплат, превышающей 100 000 руб. Но для этого надо, чтобы выполнялось условие использования регрессивных ставок (сумма выплат в среднем на одно физическое лицо не должна быть меньше 2500 руб. в месяц).

С 2005 года регрессивные ставки можно будет применять без каких-либо дополнительных условий. Правда, законодатель повысил порог для регрессивных ставок. Теперь они будут применяться после того, как сумма выплат физическому лицу превысит 280 000 руб., а не 100 000 руб.

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ

В зависимости от того, к какому интервалу относится сумма выплат (налоговая база), к ней применяются разные налоговые ставки. В настоящее время существует четыре интервала регрессивной шкалы: до 100 000 руб., от 100 001 руб. до 300 000 руб., от 300 001 руб. до 600 000 руб. и свыше 600 001 руб.

С 1 января 2005 года к первому интервалу будет относиться сумма выплат до 280 000 руб. К такой налоговой базе будет применяться налоговая ставка 26 процентов. Второй интервал составит от 280 001 руб. до 600 000 руб., а третий — свыше 600 001 руб. Мы не будем перечислять все налоговые ставки, лишь отметим, что налоговые ставки для таких выплат тоже изменились. Проанализируем, как изменится налоговая нагрузка для всех размеров выплат.

По всем выплатам свыше 300 000 руб. сумма налога уменьшится всего на 800 руб. А для выплат в диапазоне от 260 001 руб. до 291 999 руб. налоговая нагрузка увеличится (правда, на разные суммы).

Таким образом, в наибольшем выигрыше окажутся те налогоплательщики, которые не обладали правом на применение регрессивной шкалы налогообложения. А также те, у которых налоговая база на одно физическое лицо составляла 50 000-200 000 руб. Для них снижение налоговой нагрузки составит 4000-10 000 руб.

НЕОБЛАГАЕМЫЕ СУММЫ СТАЛИ ОБЛАГАЕМЫМИ

Закон № 70-ФЗ сузил перечень сумм, не подлежащих налогообложению ЕСН (ст. 238 НК РФ).

Кооперативы и товарищества будут платить ЕСН

С 1 января 2005 года садоводческие, садово-огородные, гаражно-строительные и жилищно-строительные кооперативы (товарищества) должны будут платить ЕСН с выплат за счет членских взносов физическим лицам, которые оказывают услуги или выполняют работы для этих организаций.

В настоящее время эти суммы освобождены от налогообложения.

Плательщики ЕСН – профсоюзы

Выплаты в денежной и натуральной форме, которые профсоюз выплачивает своим членам за счет членских профсоюзных взносов, не облагаются ЕСН, так как не подпадают под определение объекта налогообложения.

Однако если профсоюз выплачивает какие-либо суммы тем членам профсоюза, которые состоят с ним в трудовых отношениях или выполняют для него работы (оказывают услуги) по гражданско-правовым договорам, то с 1 января 2005 года с таких сумм надо будет платить ЕСН. В настоящее время профсоюзы не платят ЕСН с таких сумм, если выплачивают их за счет членских взносов и при этом их размер не превышает 10 000 руб. в год.

Неденежные выплаты

Выплаты в натуральной форме сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей включаются в объект налогообложения. Сейчас, если эти товары произведены самим плательщиком и размер выплаты не превышает 1000 руб. на одного работника за календарный месяц, плательщик с таких выплат ЕСН не платит (подп. 14 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Однако с 1 января 2005 года такая оговорка действовать не будет. Со всех выплат в натуральной форме независимо от их размера плательщик будет платить ЕСН.

ВЫПЛАТЫ БЮДЖЕТНИКАМ

Пункт 2 статьи 238 НК РФ освобождает от налогообложения следующие выплаты бюджетникам в пределах 2000 руб. Это материальная помощь работникам и бывшим работникам, вышедшим на пенсию, и оплата бывшим работникам и членам их семей медикаментов.

С 1 января 2005 года не будет облагаться ЕСН только материальная помощь бюджетникам до 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период. Такое правило установил нововведенный подпункт 15 пункта 1 статьи 238 НК РФ.

А Закон № 70-ФЗ признал утратившим силу пункт 2 статьи 238 НК РФ.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Закон № 70-ФЗ расширил сферу применения льготы, установленной статьей 239 НК РФ. В настоящее время организации любых организационно-правовых форм освобождаются от уплаты ЕСН с сумм выплат, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы. А общественные организации инвалидов и некоторые другие налогоплательщики не платят ЕСН с выплат, не превышающих 100 000 руб. на каждого своего работника.

С 1 января 2005 года эту льготу можно будет применить при выплатах не только работнику, заключившему трудовой договор, но и иному физическому лицу, получающему вознаграждение на основе гражданско-правового договора об оказании услуг (выполнении работ) или авторского договора.

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА

Законодатель дополнил статьи 243 и 244 НК РФ новой обязанностью налогоплательщиков. Если налогоплательщик прекратит деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца года, то в пятидневный срок он должен будет подать в налоговую инспекцию налоговую декларацию за период с начала года по день подачи заявления о прекращении деятельности. В течение 15 дней после подачи такой декларации надо будет провести окончательные расчеты с бюджетом по ЕСН (доплатить налог или получить обратно излишне уплаченные авансовые платежи). Напомним, что такое же правило уже действует в отношении отчетности по налогу на доходы физических лиц (п. 3 ст. 229 НК РФ).

Отметим еще одно изменение, касающееся налогоплательщиков, самостоятельно обеспечивающих себя работой. Декларация о предполагаемых доходах, которую они должны подавать в начале своей деятельности, теперь называется заявлением. Дело в том, что этот документ не соответствует определению налоговой декларации, приведенному в статье 80 НК РФ.

Читать еще:  Почему нет связи МТС в Донецкой области

Форму такого заявления должен утверждать Минфин России. Сроки подачи не изменились — пять дней по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности.

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ЕСН

Напомним, что утверждать различные формы отчетности по налогам (в том числе налоговые декларации) и инструкции по их заполнению будет Минфин России (п. 7 ст. 80, п. 7 ст. 243 НК РФ). Аналогичный порядок утверждения установлен и для деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (п. 6 ст. 24 Закона № 167-ФЗ).

Но обращаем внимание, что все формы отчетности, ранее утвержденные МНС России, действуют до признания их утратившими силу. Следовательно, до тех пор они обязательны для исполнения плательщиками (ст. 78 Федерального закона от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»; опубликован в «ДК» № 14, 2004.).

ИСПРАВЛЕНИЕ НЕТОЧНОСТЕЙ

Закон № 70-ФЗ исправил ряд неточностей и противоречий в главе 24 НК РФ.

Определение налогоплательщиков

В нескольких статьях главы 24 НК РФ сейчас используется термин «налогоплательщики-работодатели». Однако объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты не только по трудовым договорам, но также по гражданско-правовым договорам о выполнении работ (оказании услуг) и по авторским договорам. А согласно Трудовому кодексу РФ, работодателем является лицо, заключившее с работником только трудовой договор.

Закон № 70-ФЗ убрал из главы 24 НК РФ упоминание о работодателях. Теперь такие налогоплательщики называются более корректно: «лица, производящие выплаты физическим лицам».

Налоговая база

Сейчас пункт 1 статьи 237 НК РФ предписывает учитывать при налогообложении выплаты членам семьи работника. Однако объект налогообложения по ЕСН — это только выплаты в пользу работников и лиц, выполняющих работы (услуги) по гражданско-правовым договорам, а также выплаты по авторским договорам (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Закон № 70-ФЗ устранил это противоречие и исключил из пункта 1 статьи 237 НК РФ упоминание о выплатах в пользу членов семьи работника.

Государственный советник
налоговой службы РФ I ранга

С.В. Разгулин

ЕСН не вернется

«Откуда вы это взяли?» — так она отреагировала на вопрос журналистов о возможной отмене в России страховых взносов и возвращения единого социального налога. Его, напомним, отменили еще в 2010 году.

О планах по введению такого налога и передаче его администрирования Федеральной налоговой службе (ФНС) накануне активно дискутировали и в социальных сетях. Новость вызвала волнение еще и потому, что речь также шла и об увеличении нагрузки на заработные платы, превышающие 800 тысяч рублей в год.

Для тех, кто уже не помнит: ЕСН — это прямой федеральный налог, который какое-то время заменял собой отдельные отчисления в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.

Однако это не отменяло целевого назначения налога, средства от его сбора по-прежнему поступали в фонды.

С введением ЕСН функции его администрирования были переданы налоговым органам. Поэтому и сейчас возможное решение о возврате к единому социальному налогу действительно видится логичным некоторым экспертам в свете создания единого фискального органа на базе ФНС, который должен стать, в том числе, администратором страховых взносов. Но это не означает, что возвращается ЕСН.

Слишком уж много плюсов было, когда его отменили. Средства сразу начал получать тот фонд, который специализировался на предоставлении гражданам определенных социальных гарантий. Деньги граждан стали персонифицированными, ими стало легче управлять. Кроме того, отмена социальных платежей в виде налога привела к снижению общей налоговой нагрузки на бизнес. Конечно, платежи никуда не делись, но в расчетах налоговой нагрузки по стране неналоговые платежи не числились, что позволило РФ улучшить свои показатели в международных рейтингах.

Но есть и те эксперты, кто допускает мысль о возвращении единого налога. По их мнению, ФНС удастся намного эффективнее заниматься администрированием социальных платежей. Контрольная деятельность этого органа отлажена, предполагает серьезную аналитическую работу и выход на проверку только при наличии достоверных сведений о нарушениях. ФНС ежегодно отчитывается о сокращении числа проверок и увеличении сборов. «Как бы бизнес ни относился к налоговой службе, она сейчас эффективная. Нужно понимать, что едут на том, кто везет. Налоговая служба — это рабочая упряжка», — считает Дмитрий Тихонов, доцент кафедры финансового менеджмента, управленческого учета и международных стандартов финансовой деятельности Высшей школы финансов и менеджмента (ВШФМ) РАНХиГС. В то время как внебюджетные фонды до сих пор не получили эффективную нормативную базу для проведения контрольных мероприятий. Буквально в декабре 2015 года обсуждался вопрос расширения их полномочий и предоставлении права проведения внеплановых и повторных проверок.

Однако бизнес это, по-прежнему, не убеждает. Предприниматели опасаются, что возврат к ЕСН будет связан с повышением ставок налога. На эту мысль наталкивает обсуждаемый вопрос об увеличении нагрузки на заработные платы, превышающие 800 тысяч рублей в год.

Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений:

— И по моим сведениям тоже, тема возврата единого социального налога на заседании Экспертного совета при правительстве не поднималась. Этот вопрос в принципе в правительстве серьезно не обсуждается. Речь идет об оптимизации администрирования страховых взносов и о передаче этой функции от небюджетных социальных фондов налоговой службе. А это принципиально разные вещи. Страховые платежи — персонифицированы, а налог обезличен.

Что касается введения страховых платежей с зарплат выше 800 тысяч рублей, на мой взгляд, это решение может привести к уходу в тень если не отдельных категорий высокооплачиваемых работников, то по крайней мере части их зарплаты.

С одной стороны, такое вознаграждение получает не так много россиян. Может быть, миллион человек, максимум — несколько миллионов. 55 процентов работающих россиян зарабатывают в среднем 22 тысячи рублей (если считать по «старой» методике Росстата определения средней зарплаты, по новой методике их доход еще ниже). 560 тысяч работающих пенсионеров получают более одного миллиона рублей в год. Теперь представьте — за них делаются отчисления в пенсионный фонд. При этом их пенсия не индексируется, в августе ее могут пересчитать максимум на 200 рублей. И если сейчас еще и увеличат сумму, которая будет облагаться страховыми платежами, какой у них и их работодателей останется интерес работать в белую?

То же самое касается и молодых людей с высокими доходами. Высокие зарплаты часто у людей, работающих, например, в сфере новейших технологий, IT, нередко их продукция и услуги конкурируют на международном рынке, и увеличение нагрузки на фонд оплаты труда будет понижать эту конкурентоспособность.

Александр Шершуков, секретарь Федерации независимых профсоюзов:

— В России уже был ЕСН, и это не был позитивный опыт. Поскольку в то время в бюджетах социальных фондов образовались «дыры», которые не удается «заткнуть» до сих пор. Причина — собираемость социального налога была на уровне 70 процентов от объема сборов фондами. Объяснить этом можно тем, что одно только понятие «налог» заставляет наших предпринимателей искать возможности «оптимизировать» платежи. К социальным взносам отношение другое.

Что касается взимания взносов с зарплат выше 800 тысяч рублей — почему нет? Вы заметили, как только речь заходит об увеличении налогов или страховых платежей, нас сразу начинают пугать уходом бизнеса в тень. У нас есть мощные силовые, контролирующие структуры, которые обязаны следить за тем, чтобы это не происходило. А если все-таки происходит, значит, они работают неэффективно и бюджет зря тратит на них средства налогоплательщиков. И всю структуру их работы надо перестраивать.

Читать еще:  Амнистия в феврале 2020 года

Кроме того, я считаю, самое время вернуться к рассмотрению таких вопросов, как введение прогрессивного подоходного налога — чем выше зарплата, тем больше человек платит, а также налога на роскошь. Это будет социально справедливо.

Татьяна Малеева, директор института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС:

— Изменение системы сбора социальных платежей — это больше технический вопрос. Считается, что у налоговой инспекции больше возможностей для качественного администрирования. Один из аргументов в пользу такого решения — это уменьшение нагрузки на бизнес. Но как бы и кем не собирались платежи, пенсионный фонд все равно будет следить за правильностью их уплаты работодателями, поэтому контроль с его стороны не уменьшится.

Повышение суммы, облагаемой социальными платежами, частично поможет решить проблему дефицита пенсионной системы. Но кардинально — нет, поскольку не так много россиян зарабатывают 800 тысяч в год. Для того чтобы система стала более устойчивой, нужно повышать пенсионный возраст до 62-63 лет для обоих полов. Если это сделать, то схема может быть мягкой: пенсионный возраст женщин будет прибавлять по полгода в год, у мужчин — по три месяца. Если это решение отложить, придется действовать по более жесткой схеме. И это будет стресс для людей предпенсионного возраста.

ЕСН не вернется

«Откуда вы это взяли?» — так она отреагировала на вопрос журналистов о возможной отмене в России страховых взносов и возвращения единого социального налога. Его, напомним, отменили еще в 2010 году.

О планах по введению такого налога и передаче его администрирования Федеральной налоговой службе (ФНС) накануне активно дискутировали и в социальных сетях. Новость вызвала волнение еще и потому, что речь также шла и об увеличении нагрузки на заработные платы, превышающие 800 тысяч рублей в год.

Для тех, кто уже не помнит: ЕСН — это прямой федеральный налог, который какое-то время заменял собой отдельные отчисления в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.

Однако это не отменяло целевого назначения налога, средства от его сбора по-прежнему поступали в фонды.

С введением ЕСН функции его администрирования были переданы налоговым органам. Поэтому и сейчас возможное решение о возврате к единому социальному налогу действительно видится логичным некоторым экспертам в свете создания единого фискального органа на базе ФНС, который должен стать, в том числе, администратором страховых взносов. Но это не означает, что возвращается ЕСН.

Слишком уж много плюсов было, когда его отменили. Средства сразу начал получать тот фонд, который специализировался на предоставлении гражданам определенных социальных гарантий. Деньги граждан стали персонифицированными, ими стало легче управлять. Кроме того, отмена социальных платежей в виде налога привела к снижению общей налоговой нагрузки на бизнес. Конечно, платежи никуда не делись, но в расчетах налоговой нагрузки по стране неналоговые платежи не числились, что позволило РФ улучшить свои показатели в международных рейтингах.

Но есть и те эксперты, кто допускает мысль о возвращении единого налога. По их мнению, ФНС удастся намного эффективнее заниматься администрированием социальных платежей. Контрольная деятельность этого органа отлажена, предполагает серьезную аналитическую работу и выход на проверку только при наличии достоверных сведений о нарушениях. ФНС ежегодно отчитывается о сокращении числа проверок и увеличении сборов. «Как бы бизнес ни относился к налоговой службе, она сейчас эффективная. Нужно понимать, что едут на том, кто везет. Налоговая служба — это рабочая упряжка», — считает Дмитрий Тихонов, доцент кафедры финансового менеджмента, управленческого учета и международных стандартов финансовой деятельности Высшей школы финансов и менеджмента (ВШФМ) РАНХиГС. В то время как внебюджетные фонды до сих пор не получили эффективную нормативную базу для проведения контрольных мероприятий. Буквально в декабре 2015 года обсуждался вопрос расширения их полномочий и предоставлении права проведения внеплановых и повторных проверок.

Однако бизнес это, по-прежнему, не убеждает. Предприниматели опасаются, что возврат к ЕСН будет связан с повышением ставок налога. На эту мысль наталкивает обсуждаемый вопрос об увеличении нагрузки на заработные платы, превышающие 800 тысяч рублей в год.

Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений:

— И по моим сведениям тоже, тема возврата единого социального налога на заседании Экспертного совета при правительстве не поднималась. Этот вопрос в принципе в правительстве серьезно не обсуждается. Речь идет об оптимизации администрирования страховых взносов и о передаче этой функции от небюджетных социальных фондов налоговой службе. А это принципиально разные вещи. Страховые платежи — персонифицированы, а налог обезличен.

Что касается введения страховых платежей с зарплат выше 800 тысяч рублей, на мой взгляд, это решение может привести к уходу в тень если не отдельных категорий высокооплачиваемых работников, то по крайней мере части их зарплаты.

С одной стороны, такое вознаграждение получает не так много россиян. Может быть, миллион человек, максимум — несколько миллионов. 55 процентов работающих россиян зарабатывают в среднем 22 тысячи рублей (если считать по «старой» методике Росстата определения средней зарплаты, по новой методике их доход еще ниже). 560 тысяч работающих пенсионеров получают более одного миллиона рублей в год. Теперь представьте — за них делаются отчисления в пенсионный фонд. При этом их пенсия не индексируется, в августе ее могут пересчитать максимум на 200 рублей. И если сейчас еще и увеличат сумму, которая будет облагаться страховыми платежами, какой у них и их работодателей останется интерес работать в белую?

То же самое касается и молодых людей с высокими доходами. Высокие зарплаты часто у людей, работающих, например, в сфере новейших технологий, IT, нередко их продукция и услуги конкурируют на международном рынке, и увеличение нагрузки на фонд оплаты труда будет понижать эту конкурентоспособность.

Александр Шершуков, секретарь Федерации независимых профсоюзов:

— В России уже был ЕСН, и это не был позитивный опыт. Поскольку в то время в бюджетах социальных фондов образовались «дыры», которые не удается «заткнуть» до сих пор. Причина — собираемость социального налога была на уровне 70 процентов от объема сборов фондами. Объяснить этом можно тем, что одно только понятие «налог» заставляет наших предпринимателей искать возможности «оптимизировать» платежи. К социальным взносам отношение другое.

Что касается взимания взносов с зарплат выше 800 тысяч рублей — почему нет? Вы заметили, как только речь заходит об увеличении налогов или страховых платежей, нас сразу начинают пугать уходом бизнеса в тень. У нас есть мощные силовые, контролирующие структуры, которые обязаны следить за тем, чтобы это не происходило. А если все-таки происходит, значит, они работают неэффективно и бюджет зря тратит на них средства налогоплательщиков. И всю структуру их работы надо перестраивать.

Кроме того, я считаю, самое время вернуться к рассмотрению таких вопросов, как введение прогрессивного подоходного налога — чем выше зарплата, тем больше человек платит, а также налога на роскошь. Это будет социально справедливо.

Татьяна Малеева, директор института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС:

— Изменение системы сбора социальных платежей — это больше технический вопрос. Считается, что у налоговой инспекции больше возможностей для качественного администрирования. Один из аргументов в пользу такого решения — это уменьшение нагрузки на бизнес. Но как бы и кем не собирались платежи, пенсионный фонд все равно будет следить за правильностью их уплаты работодателями, поэтому контроль с его стороны не уменьшится.

Читать еще:  Расписание магнитных бурь в июне 2020 года

Повышение суммы, облагаемой социальными платежами, частично поможет решить проблему дефицита пенсионной системы. Но кардинально — нет, поскольку не так много россиян зарабатывают 800 тысяч в год. Для того чтобы система стала более устойчивой, нужно повышать пенсионный возраст до 62-63 лет для обоих полов. Если это сделать, то схема может быть мягкой: пенсионный возраст женщин будет прибавлять по полгода в год, у мужчин — по три месяца. Если это решение отложить, придется действовать по более жесткой схеме. И это будет стресс для людей предпенсионного возраста.

Рассчитываем единый социальный налог

Глава Налогового кодекса, посвященная ЕСН, пожалуй, самая короткая из второй части Кодекса. Но, это, к сожалению, вовсе не означает, что проблем и вопросов при исчислении и уплате единого социального налога не возникает. Надеемся, что после прочтения пошагового алгоритма расчета ЕСН с выплат штатным сотрудникам, сложностей у начинающих бухгалтеров станет меньше.

На что начисляется налог

На первый взгляд, единый социальный налог на выплаты штатным сотрудникам очень схож с налогом на доходы физических лиц. Точно так же, как и в НДФЛ, бухгалтеру нужно отслеживать суммы по каждому сотруднику в отдельности, исчисляя с них налог. Но при этом в отличие от НДФЛ в расчет берутся не реально выплаченные суммы, а суммы, начисленные в пользу каждого из сотрудников (ст. 242 НК РФ). Кроме того, суммы считаются не помесячно, а нарастающим итогом с начала года (п. 2 ст. 237 НК РФ). Рассчитанные таким образом суммы в конечном итоге и становятся базой для расчета налога.

Пример.
Предположим, в организации работают три сотрудника: генеральный директор, оклад которого составляет 70 тыс. руб. в месяц, главный бухгалтер с окладом 50 тыс. руб. в месяц и менеджер по продажам с окладом в 40 тыс. руб. в месяц.

Соответственно, для расчета ЕСН бухгалтеру надо каждый месяц определять нарастающим итогом сумму выплат, начисленных в пользу каждого из сотрудников. В результате получаем: в январе база по генеральному директору составит 70 тыс. руб., по главбуху 50 тыс. рублей, а по менеджеру — 40 тыс.рублей. В феврале эти суммы удвоятся и составят соответственно 140 тыс. рублей, 100 тыс. рублей и 80 тыс. рублей. В марте база будет уже 210, 150 и 120 тыс. рублей и так далее.

Считаем налог

Сумма единого социального налога, которую надо заплатить в бюджет, определяется ежемесячно.Ведь пункт 3 статьи 243 Налогового кодекса требует уплачивать ежемесячные авансовые платежи, размер которых определяется на основании фактически начисленных за этот месяц сумм. Но, так как налоговая база определяется нарастающим итогом, то при определении суммы налога, который надо заплатить в конкретном месяце, налог нужно скорректировать на суммы, уже перечисленные ранее в бюджет с выплат, начисленных этому сотруднику (п. 3 ст. 243 НК РФ).

Это не единственный нюанс, который нужно учесть при определении суммы налога. Дело в том, что ставки ЕСН снижаются при увеличении суммы выплат в пользу сотрудника (именно поэтому их и нужно считать отдельно по каждому лицу).

Так, при выплатах до 280 тыс. руб. включительно совокупная ставка ЕСН равна 26%. Но как только сумма выплат (а она, напомним, считается нарастающим итогом) превысит 280 тыс., то ставка налога уменьшается. Она составит 72 800 рублей плюс 10 процентов от суммы, превышающей 280 тыс. рублей. Ну, а если сумма выплат превысит 600 тыс. рублей, то ставка снизится до 104 800 рублей в месяц, к которым прибавляется всего 2 процента от суммы, превышающей 600 тыс. рублей (п. 1 ст. 241 НК РФ). Посмотрим, как это выглядит на примере.

Возьмем условия из предыдущего примера.

В январе сумма авансового платежа в нашей организации из трех человек составит 70 000 х 26%+50 000 х26% +40 000 х26% =41 600 руб.

В феврале сумма авансового платежа будет рассчитываться уже с учетом уплаченных 41 600 руб. и поэтому останется без изменения: (140 000 х 26%+100 000 х 26% +80 000х 26%) – 41 600 = 41 600 руб. Аналогичным образом поступим и в марте-апреле. А вот в мае уже придется применить регрессивную ставку по заработной плате генерального директора, которая по итогам 5 месяцев составит 350 тыс. рублей. В итоге формула расчета будет выглядеть уже так: (72800+((350 000-280 000) х 10%) + 250 000 х 26% + 200 000 х 26%) – 41600 х 4. И в итоге получится сумма налога, равная 30400 рублей.

В июне регрессия будет уже у двух работников организации, т.к. выплаты в пользу главбуха с начала года также превысят 280 тыс. рублей. А это значит, что величина ежемесячного платежа снизится и составит 27 200 руб. (72 800+(420 000 — 280 000) х 10%) + (72 800 + (300 000 – 280 000) х 10%) + 240 000 х 26%) – 41600 х 4 – 30 400).

Как видим, расчет ЕСН дело достаточно трудоемкое и требует внимательности. Но самое интересное, что данный расчет еще не окончательный.

Распределяем налог по бюджетам

После того, как сумма платежа определена, его нужно распределить между несколькими бюджетами. Дело в том, что ЕСН только по своему названию единый налог. В действительности же он уплачивается в четыре разных бюджета. Это федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования (ФСС), бюджет федерального Фонда медицинского страхования (ФФОМС) и бюджет территориального Фонда медицинского страхования (ТФОМС). Правильно распределить получившуюся сумму налога между бюджетами — также обязанность бухгалтера организации.

Процентное соотношение сумм между бюджетами зафиксировано в пункте 1 статьи 241 Налогового кодекса и привязано к налоговой базе по каждому сотруднику. Так, из 26%, которыми облагаются выплаты, не превышающие 280 тыс. рублей, в федеральный бюджет поступает 20%, в бюджет ФСС 2,9%, в ФФОМС 1,1% и в ТФОМС 2 %.

Это значит, что в нашем примере сумма платежа за январь – апрель (она, напомним, составляет 41 600 руб. ежемесячно) будет распределяться в следующих пропорциях: в федеральный бюджет уйдет 32 000 руб., в ФСС 4 640 руб., в ФФОМС 1 760 руб. и в ТФОМС 3 200 руб.

А вот с началом регрессии ситуация становится сложнее. Так, с выплат превышающих 280 тыс. рублей, налог распределяется следующим образом: 56 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 тыс. руб., уходит в федеральный бюджет. Фонду соцстраха достается 8 120 руб. + 1% от суммы превышения. ФФОМС и ТФОМС получают 3 080 руб. + 0,6% и 5 600 руб. + 0,5% соответственно.
Ну, а при выплатах, превышающих 600 тыс. руб., расклад ЕСН между бюджетами выглядит вот как: 81 200 руб. + 2% от суммы, превышающей 600 тыс. руб., отправляется в федеральный бюджет. Твердая сумма в 11 320 руб. уходит в ФСС. ФФОМС и ТФОМС получают также фиксированные суммы в размере 5 тыс. руб. и 7 200 руб. соответственно.

Проиллюстрируем это на примере.

Возьмем данные предыдущего примера. В январе-апреле суммы между бюджетами будут распределяться так, как указано в таблице:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector