0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Платное образование в 2020 году

Гражданская инициатива

За бесплатное образование и медицину

Каким будет наше образование в 2020-м году, или Программа в стиле сopy-paste

Каким будет наше образование в 2020-м году, или Программа в стиле сopy-paste

11 октября на заседании Правительства будут обсуждать новую госпрограмму “Развития образования на 2013-2020 годы». Оптимистов просим не беспокоиться: в ней решено развивать все те скандальные образовательные реформы, которые критикуются в последние годы.

Вместо обсуждения – красивая завитушка

О новой Госпрограмме никто ничего не слышал, она свалилась, как снег на голову. А потому необходимо было срочно создать имитацию ее общественного обсуждения. Как известно, при каждом министерстве с недавнего времени существуют Общественные Советы, которые теперь, по постановлению Правительства, обязаны давать заключения на все законопроекты и постановления. Этим пришлось заняться и членам вновь созданного Общественного Совета при Минобрнауки. 24 сентября они получили указание в двухдневный (!) срок дать заключение на трехсотстраничный (!) проект Госпрограммы “Развитие образования на 2013-2020 годы». Председатель Совета, лауреат Нобелевской премии, Жорес Алферов, дал на программу отрицательное заключение: проект сырой и неготовый, а потому необходимо его публичное обсуждение. Но, похоже, это не повлияло на ситуацию: 11 октября Программа будет рассмотрена на Правительстве, и, скорее всего, принята. Все это говорит о том, что мнение Совета и академика Алферова проигнорировано. Значит, Общественный Совет создан исключительно как красивая завитушка при Открытом правительстве, которое само – не более чем муляж.

Коллаж из тонны бумаг

Эксперты, которые успели прочитать документ, считают, что это — не программа, а коллаж, склеенный из тонны бумаг, писавшихся Минобром в разные годы по разным поводам. Одна глава может противоречить другой, или повторять другую дословно. Это наводит на мысль, что чиновники владеют компьютерными функциями сopy-paste куда лучше, чем навыками внимательного чтения.

Самые частотные слова в Программе – это «эффективность» и «будут». А как добиться этой самой эффективности и, благодаря чему всё «будет» — не объясняется. Ну, например: пять российских вузов «будут» в мировой сотне. И «лучшие выпускники школ и бакалавриата, стремящиеся получить образование самого высокого мирового уровня, смогут сделать это в России».

Или: все школы «будут» оснащены бассейнами и в школе «будут» работать преподаватели-мужчины. Но ведь там нет ни слова о том, как эти пожелания осуществить. При всей нереалистичности программы, за счет средств федерального бюджета, в нее предполагается вложить пять с половиной триллионов рублей! То есть, намечается очередной распил огромных государственных денег (и денег налогоплательщиков). А сегодня главная цель – распределить, кто чего отхватит от этого пирога. Все остальное – лишь необходимые декларации.

Но самое ужасное в том, что Минобр собирается продолжать, вплоть до 2020 года, все, самые одиозные свои инициативы. Те самые, которые, по мнению учителей и вузовских преподавателей, и ведут наше образование к краху. Не анализируя весь текст, остановимся на главном.

ЕГЭ — наше всё

Среди главных «целевых индикаторов и показателей Госпрограммы» — отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в десяти процентах школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в десяти процентах школ с худшими результатами ЕГЭ. Один этот факт о многом говорит. Мало того, что этот критерий совершенно бессмыслен. По мнению члена-корреспондента РАО Александра Абрамова, если считать, что хороший показатель – это высокий коэффициент, то добиться этого можно так: повышать средний балл ЕГЭ в десяти процентах лучших школ и одновременно понижать его в десяти процентах худших.

Но кроме бессмысленности, в таком показателе заложен огромный вред. Сегодня (и, как теперь понятно, до 2020 года) по результатам ЕГЭ оценивают труд учителя (от этого зависит его зарплата); оценивают школы, регионы. Этот показатель важен и при «аттестации» губернатора. Нужно ли говорить, что в такой ситуации губернатор сделает все, чтобы ЕГЭ в его регионе был на уровне? А его подчиненные охотно закроют глаза на любые нарушения?

И еще: если ЕГЭ введен в качестве главного интегративного показателя, значит, он становится центром школьного образования. По мнению заместителя директора физмат Лицея «Вторая школа» Александра Ковальджи, ЕГЭ подмял под себя все цели образования. И в результате система натаскивания, которая была и до ЕГЭ, усилена. А все остальное потеряло смысл и отошло на задний план: и общая культура, и социализация, и гражданские ценности. А, поскольку, в новых образовательных стандартах для старшей школы (а они тоже безоговорочно поддержаны в проекте Программы), начисто отсутствует содержание образования, единственное, что его задает – это ЕГЭ. И все ориентируются только на него. А ЕГЭ, между прочим, меняется. Скажем, в этом году решили дать больше логарифмов, в следующем – больше тригонометрии. То есть, с точки зрения содержания, ЕГЭ – нестабильная система. Получается, что школа дезориентирована.

Все школы должны стать лучшими

А еще новая программа уверена: все школы должны стать лучшими. Все они будут одинаково финансироваться, а значит – не нужно никаких лицеев, гимназий и спецшкол! И в проекте закона «Об образовании в РФ» тоже предусмотрена ликвидация лицеев, гимназий и центров образования.

В программе поставлена задача «обеспечения одинаково высокого качества образования, независимо от типа образовательной организации». Но есть только один способ сделать обеспечение всех людей одинаковым – это равенство в нищете, что и было продемонстрировано при раскулачивании крестьян. Между тем, всем понятно, что работа лучших специализированных школ, выращивающих научную элиту страны, не может финансироваться, как работа обычной школы. И потому, что там должны быть современные лаборатории, и потому, что при нормативно-подушевом финансировании учитель получает зарплату в зависимости от числа учеников в классе. Например, в Московском лицее «Вторая школа» по спецматематике и спецфизике класс обычно делится на две группы, и учитель за работу с половинкой класса получает столько же, сколько он получил бы за целый класс. А теперь, когда введены ученикочасы, это становится невыгодным.

Таким школам обещают: вы не погибнете, потому что у вас будут гранты (их дают лучшим). Но гранты не предоставляют одной и той же школе каждый год, даже если она демонстрирует превосходные результаты, или дают то больше, то меньше. И как им теперь жить: то нанимать учителей, то их сокращать?

Самое удивительное, что с недавнего времени у нас появилась государственная Программа работы с одаренными детьми. При администрации президента работала соответствующая комиссия. А параллельно был написан Колмогоровский проект, в котором эксперты предложили простую схему развития сети школ естественнонаучного направления (таких, как СУНЦ при МГУ или интернат при Новосибирском университете). Но, сейчас – все школы уравняли. Они, якобы, все должны стать самыми-самыми.

Мы победим в PISA

Среди ожидаемых побед от реализации программы – улучшение результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований (PIRLS, TIMSS, PISA). Как известно, хорошие результаты в них показывают лишь наши младшие школьники, в средней и старшей школе происходит страшный провал, и мы плетемся в хвосте мировых достижений. За счет чего улучшатся эти результаты? Может быть, за счет слияния (укрупнения) школ (тренда нашей образовательной политики), за счет уничтожения сельских школ (таким же способом), или за счет усугубления бумажной отчетности учителей? А, может быть, за счет вынужденного роста учительской нагрузки?

Сейчас от директоров требуют повышения средней зарплаты преподавателей, а это достигается благодаря увольнению всех совместителей и мало оплачиваемых работников, а еще – увеличению учительской нагрузки. А все это — в ущерб качеству образования. Если бы Минобр действительно заботился о благосостоянии учителя, то он повышал бы базовую ставку оплаты труда, оставляя учителю время для повышения квалификации, методической работы и т.д. У нас же гордятся повышением средней зарплаты без дополнительных вложений со стороны государства.

В школу с четырех лет

А еще в программе предлагается увеличить продолжительность образования до 13,5 лет. То есть, приводить в школу четырех и пятилетних детей. Но зачем это делать, если у нас начальное образование и так на приличном уровне? Узкое место – средняя и старшая школа. К тому же, в наших школах просто нет условий для пребывания в них маленьких детей (они, например, должны спать днем), и вообще им лучше не находиться в одном помещении со старшеклассниками. Нет и педагогических кадров для этого. В итоге получится, что маленькие дети изначально возненавидят школу. И привить им любовь к учебе будет почти невозможно.

Читать еще:  Причина отсутствия связи МТС в Донецкой области

На самом деле, нужно просто расширять сеть детских садов. Есть и альтернативные варианты: депутат Госдумы Николай Левичев, например, предлагает выплачивать семьям, которые не смогли устроить ребенка в детский сад по пять тысяч рублей ежемесячно. Это уж точно лучше, чем мучить малышей в казенной обстановке.

Палками – в рай?

Программа «Развития образования» рассчитана до 2020-го года. Будет ли она реализована? Это весьма проблематично. Ведь международный опыт буквально кричит о том, что ни одно начинание не реализуется, если его не поддерживают исполнители — рядовые учителя, директора, преподаватели вузов. Если они плохо понимают, почему это хорошо и зачем это нужно, ничего не получится. И наоборот, самые утопичные идеи, если массы в них верят, могут воплощаться в жизнь.

Если говорить о школе, то она начинается с учителя. Но как раз фигуру учителя Программа и обходит стороной. Все остальное – пустые слова, каждое третье из которых – «эффективность», за которым просматривается другое слово «экономия»: принцип экономии управляет всей образовательной политикой. Вот и переход на новую систему оплаты труда во многих школах выразился в задержке зарплаты. Вместо обещанного её увеличения.

Медведев: акцент в школьном образовании до 2020 г сделан на математике

«Особый акцент будет сделан на развитии математического образования как основы для создания высокотехнологичной экономики. Надо признаться, что это наше конкурентное преимущество. Эта тема у нас развита в отличие от других направлений, и нам ее нужно сохранять», — заявил Медведев на заседании правительства.

МОСКВА, 11 окт — РИА Новости. Основной акцент в программе развития российского школьного образования до 2020 года будет сделан на математике, сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

«Особый акцент будет сделан на развитии математического образования как основы для создания высокотехнологичной экономики. Надо признаться, что это наше конкурентное преимущество. Эта тема у нас развита в отличие от других направлений, и нам ее нужно сохранять», — заявил Медведев в четверг на заседании правительства.

Глава правительства напомнил, что в настоящее время начальная и средняя школа переходит на новые государственные стандарты. В 2020 году по ним должны будут учиться и старшеклассники, сказал он.

Кроме того, в рамках программы, по словам Медведева, создается общенациональная система поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

«К 2020 году половина школьников должна участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня, две трети заниматься в системе дополнительного образования», — сказал премьер.

Говоря о развитии высшего образования, Медведев напомнил задачу по интеграции российских вузов в международную систему образования. В рамках этой задачи пять российских вузов должны войти в сотню лучших мировых учебных учреждений.

«Что бы там не писали, я считаю, что эта цель, в принципе, реалистична, если будут трудиться все, а не только министерство, но и сами университеты. Потому что выход в сотню, первую, вторую, любую сотню — это еще и некая самопропаганда, и этим надо заниматься», — отметил Медведев.

Также глава правительства указал на необходимость создания при вузах кампусов и лагерей, учебных корпусов, лабораторий, которые при этом должны быть приспособлены для инвалидов. По его словам, к 2020 году в вузовских общежитиях должно быть создано более 800 тысяч мест.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Платная школа в 2020 году

Способность людей передавать в быстром темпе недостоверную информацию иногда выглядит пугающей. Правдивые данные расходятся в народе значительно медленнее, особенно если они положительные. Негативные реформы тоже уходят в массы с высокой скоростью. Только правда все равно не успевает за слухами. На очереди «платная школа в 2020 году» Именно об этом сейчас разговаривают у подъезда, в общественном транспорте, на рабочих местах. Остается понять насколько правдивы данные о том, что будет платное образование в школе в 2020 году.

Конституционное право на бесплатное образование

Многие граждане утверждают, что они уже давно платят в школах за обучение, но только все это завуалировано другими просьбами. То школе надо скинуться на окна, то оплата охраны, то еще какие-либо «поборы», а также секции и кружки, требующие денег. Только в большей мере именно эта ситуация стандартна с далеких советских времен — ремонт родители и дети в классе делали сами, но сейчас ленятся, в столовую приносили овощи, а на всяческие утренники сами шили костюмы и изготавливали декорации. И в советское время чей-то папа ремонтировал дверь/окно/парты, а остальные родители «благодарили» как могли.

С другой стороны, многие школы переходят в автономию. Их выявить просто — вместо МОУ (муниципальное образовательное учреждение) перед номером школы стоит аббревиатура МАОУ. Эта самая буковка «А» и указывает на автономию, подразумевающую, что муниципалитет выделяет школе средства только на минимум мебели и инвентаря, зарплату педагогам и обязательный ремонт. В остальном образовательное учреждение функционирует само — оказывая платные услуги, школа взимает аренду с коммерческих кружков, а уже эти деньги тратит по своему усмотрению. Их можно пустить как на премию учителям, так и на новые ПК для кабинета информатики.

Иногда в сети можно встретить возмущенные высказывания относительно покупки формы детям, причисляемой к поборам в школе. Только вряд ли кто-то не лукавя может сказать, что в современной России хоть когда-то была повсеместная выдача бесплатной детской одежды. Даже старая советская форма со всякими фартучками, манжетами и бантиками не выдавалась, а покупалась самими родителями.

Внимание! Право на бесплатное обучение в России гарантируется главнейшим законом страны — Конституцией РФ. Об этом говорится в ст. 43.

Совсем другое дело платные услуги — несколько лет назад их разрешили оказывать в школах. По мнению некоторых родителей надо поменять законодательство, запрещающее в стенах образовательных учреждений взимать какие-либо средства за исключением оплаты питания. Хотя по сути родители платят по своему желанию. Только так поступают не все, некоторые продолжают тратить крупные суммы на обучение ребенка. Такие родители выискивают последние новости в образовательной сфере, боясь узнать о том, что снова надо будет тратиться.

За что родители часто платят в школе

Граждане знают, что в нашей стране с 1 января работает многолетняя традиция по повышению цен на все что угодно. Часто школьные услуги являются исключением из правил, не в 2019, ни в 2020 году январских повышений ждать не стоит. Обычно новый «ценник» родителям предъявляют с начала учебного года, но в части школ в январе меняется стоимость питания. Это лишь один пункт школьных расходов.

Перечень наиболее распространенных трат:

  1. Оплата за уборку кабинета.
  2. Внесение оплаты за полноценную охрану.
  3. Покупка питьевой воды и одноразовой посуды.
  4. Плата за дополнительные занятия с учителями.
  5. Покупка основного или дополнительного питания.
  6. Покупка подарков ребенку и учителям на праздники.
  7. Внесение средств на ремонт класса, школы, столовой.
  8. Плата за посещение разнообразных кружков и секций.
  9. Оплата за специализированные курсы по подготовке к экзаменам.

Некоторые родители наводят панику, говоря о том, что скоро школы станут платными, а те, кто не сможет дать денег, будет учить детей сам. По сути это неплохая альтернатива типовому образованию — все больше родителей осознанно выбирают семейное обучение, но тут действительно приходится платить, хотя учебники школы попользоваться дают без денег.

Впрочем, платные уроки раньше не проводили, но обучение в школе требовало крупных сумм денег. Обычно на общешкольных и просто классных собраниях речь заходила о старых окнах, плохой охране или об отсутствии бумаги, оргтехники и чем-то еще. Родителей как бы просили помочь, кто на какую сумму может, но иногда и называли конкретные цифры.

Читать еще:  Когда будет осень в 2020 году в России

Часто отказ от условно добровольного скидывания на «окна, шторы, новый принтер и т.д.» может быть воспринят враждебно. Причем агрессия выливается на самого школьника, а некоторые учителя осознанно занижают оценки. Решить проблему можно постоянным присутствием на уроке — руководство школы не вправе отказать. Также иногда помогает банальный разговор с преподавателем о том, что вы планируете обратиться в департамент образования с заявлением о подозрении на травлю ребенка в школьных стенах.

Стоит знать! Пытаясь защитить ребенка, родители иногда идут на сделку с совестью или вынужденно несут непосильное финансовое бремя. Чтобы навести порядок в школах, надо не бояться прямо говорить о коррупции, заявляя о поборах в соответствующие инстанции. Часто родители просто переводят ребенка в другую школу, оставаясь в стороне, хотя бывает, что даже директор школы не в курсе о вымогательстве новым учителей денег на мнимые нужды.

Некоторые люди старательно утрируют размер затрачиваемых средств, заставляя людей более негативно относится к событиям в школе. Часто критике подвергаются учителя, отказывающиеся заниматься с ребенком после уроков бесплатно. Чтобы быть честным перед самим собой, любой родитель просто должен подумать о том, насколько лично он хотел бы задержаться вечером и 1-2 часа поработать бесплатно. К тому же у большинства учителей есть 1 день в неделю, где отстающие могут один урок позаниматься в рамках программы безо всякой оплаты. В остальном родители не должны перекладывать свои обязанности на учителей, а делая с ребенком или проверяя домашнее задание, своевременно замечать, что школьник что-то не понял, попутно объясняя эти моменты.

Платное образование в школе в 2020 году

Часто родители говорят, что бесплатных секций не осталось, за все приходится платить. Это не совсем так, бесплатных кружков стало меньше и в некоторых населенных пунктах они приобрели централизованный путь предоставления. Для примера можно привести томский «Хобби-центр», оказывающий и бесплатные услуги, и коммерческие. Впрочем, будет ли так дальше, еще неясно, но пока никто не собирается лишать детей дополнительного развития.

Субсидируемых из бюджета мест в таких центрах не самое большое количество, их численность ограничена нормами наполняемости, необходимыми для безопасности занятий и правилами освоения материала. При этом разнообразие таких кружков и дополнительных занятий довольно большое, надо лишь заблаговременно в конце лета побеспокоиться о том, чем будет заниматься ребенок в течение учебного года.

Мнение! Некоторые молодые родители свято верят в «сказки» про тотальную бесплатность советского образования и наличие множества кружков различной направленности. Вероятно, так было очень давно, но в конце 80-х годов уже существовали платные занятия наравне с муниципальными кружками. Именно среди платных были самые интересные детям варианты, а макраме, вышивка и оригами доступны и сейчас, но не всегда популярны у школьников.

По факту платное образование в школе в 2020 году будет сопоставимым по уровню финансовых затрат с обучением в прошлых годах. Т.е. конкретных платных уроков не будет, стандартные спортивные секции и рукодельные кружки проводятся бесплатно почти в каждой школе.

Речь идет о муниципальных образовательных учреждениях, ведь официально платное обучение в коммерческих школах разрешено давно. В остальном ситуация с поборами в режиме «на ремонт окон» в последнее время становится более прозрачной — такие прецеденты сохраняются лишь там, где родители даже не пытаются уведомить власти об этом. Если сравнивать с концом 90-х годов, сейчас в школах намного больше «бесплатного», хотя за что-то все же приходится выкладывать деньги, но так дела обстоят давно, а не только в 2020 году.

Платное образование в школе в 2020 году

Вопросы, связанные с будущим наших детей, всегда обсуждаются наиболее остро. На этот раз многих родителей шокировала информация о том, что все государственные образовательные учреждения (детские сады и школы) якобы станут предлагать свои услуги лишь на коммерческой основе. Многие утверждают, что школа уже давно перестала быть бюджетной ступенью образования, ведь учителя вынуждены систематически собирать с родителей деньги на определенные школьные нужды. Но неужели в 2020 году россиянам придется оплачивать даже занятия по базовым предметам? Об этом мы и поговорим в данной статье.

Откуда появился слух о платном образовании?

Данная “новость” уходит корнями в далекий 2011 год, когда председатель Государственной думы выступил с сенсационным заявлением: государство неспособно выплачивать такое большое количество денег каждой школе на территории РФ, и потому образовательные учреждения вскоре вынуждены будут частично перейти на самоокупаемость. Это означает, что государство будет выделять лишь определенный минимум денежных средств, а о том, где взять дополнительное финансирование, школа должна позаботиться самостоятельно.

Можно сказать, что такая система уже функционирует во многих государственных образовательных учреждениях, и именно поэтому родителей так часто просят сдать деньги на новые учебные пособия, на ремонт кабинета и так далее. Дело совсем не в том, что школа хочет на этом подзаработать, а в том, что оплачивать всё это учитель или директор из своего кармана просто не в состоянии.

За что родителям придется платить в 2020 году?

Что же касается последних новостей, то появились слухи о скором внедрении в школьное расписание платных и бесплатных предметов. Якобы государство оставит бесплатным определенный образовательный минимум (несколько часов математики, русского, истории и английского языка, а также урок физического воспитания). Остальные предметы ребенок может выбрать из профильного списка, но за их преподавание родителям придется заплатить деньги. По предварительным подсчетам, ежемесячная оплата может варьироваться в пределах от 5000 до 7000 рублей (в зависимости от количества выбранных предметов).

Министерство образования комментирует это следующим образом: школы и ранее собирали с родителей дополнительные деньги, и никто не мог отследить, уходит ли финансирование действительно на нужды школы, или же в карман педагогическому составу и администрации. Теперь у государства появилась возможность легализовать сбор денег с родителей, и при этом избежать злоупотреблений. Все собранные финансы будут перечисляться на специальный школьный счет, расходы с которого будет контролировать государство.

Многим может показаться, что 7000 рублей – это действительно небольшая сумма. Пожалуй, многие родители уже сегодня готовы отдать ее, лишь бы ребенку на должном уровне преподавался предмет. Однако большое количество семей в Российской Федерации являются многодетными или живут за чертой бедности. Для них озвученная правительством сумма более чем существенна! Именно потому новость о введении платного образования так быстро обрела огласку.

Реакция государства на слухи о платном образовании

В Министерство образования и науки заявляют, что пока что ни о каком платном преподавании предметов речь не идет. Единственное, что обсуждают в правительстве – это модернизация текущей системы финансирования школ со стороны родителей. То есть Конституция гласит, что каждый имеет право на среднее общее образование, и данный закон не может быть никак нарушен.

Также Министерство образования уверяет родителей, что все предметы так и будут преподаваться в школе совершенно бесплатно. А вот те деньги, которые учителя собирают с родителей на дополнительные нужды школы, станут подконтрольны государству. Оплата всех дополнительных занятий и приобретение учебной литературы также будет регулировать Министерство образования. Возможно, будет создан специальный счет школы, куда родители будут направлять деньги.

За что в школе необходимо платить уже сегодня?

На самом деле, сегодняшнюю образовательную систему уже можно считать отчасти платной. Каждый родитель не по наслышке знает, сколько денег необходимо выделить школе, чтобы ребенок смог спокойно и комфортно учится. Вот перечень школьных услуг, за которые необходимо будет заплатить в 2020 году:

  • посещение дополнительных сверхнормативных часов по предметам;
  • факультативные занятия;
  • кружки и секции;
  • некоторые школы взимают с родителей плату за установку различного оборудования (турникетов, компьютеров, видеокамер и так далее);
  • в ряде учебных заведений работает платный гардероб;
  • родитель может оплатить питание в столовой для своего ребенка;
  • многие учителя оплачивают из родительского кармана дополнительную учебную литературу (что особенно актуально при изучении иностранных языков или при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ).
Читать еще:  Как рассчитать декретные в 2020 году

На самом деле, перечислять можно до бесконечности, ведь количество платных услуг в каждой школе может существенно отличаться.

Многие родители знают: чтобы их ребенок смог успешно сдать выпускные экзамены, подготовиться к важному конкурсу, принять участие во всероссийской олимпиаде или поступить в престижный ВУЗ, необходимо посещать репетитора. Чаще всего такие педагогические услуги оказывают школьные учителя, которые за дополнительную плату преподают и объясняют материал на должном уровне. По статистике, более 70% абитуриентов посещают или посещали репетитора.

Подводя итог, следует отметить, что среднее общее образование в школах России в 2019-2020 учебном году так и останется бесплатным, и государство готово выделять каждый школе минимальный размер средств из федерального бюджета. Но, к сожалению, качественное среднее образование бесплатно можно получить далеко не в каждой школе. Родители должны быть готовы к тому, что за качество и добросовестность им придется платить из своего кармана.

Реформа образования в России до 2020 года

Начиная с 2018 года в России начали проводить ряд реформ, направленных на улучшение сферы образования, и продлится этот процесс до 2020 года. Изменения затронут как дошкольное образование, так и высшее. В Министерстве планируют менять все: и методы обучения, и технологии. Что уже было сделано, а какие реформы еще предстоят?

Изменения в Министерстве науки

В прошлом году в Госдуме было одобрено решение о разделении Министерства науки на 2 ведомства: Минпросвещения, отвечающее за дошкольный и средний уровень, а также Министерство науки и высшего образования. Федеральное агентство научных организаций будет ликвидировано.

Реорганизация полностью закончится в первой половине 2019 года. Кроме того, руководство над российскими школами перейдет в одни руки – региональным органам власти. В 2018 такой подход был успешно применен в 19 регионах РФ, поэтому принято решение утвердить его по всей стране. Подобные изменения должны положительно сказаться на состоянии сферы образования в целом.

Под новым руководством планируется провести ряд реформ. Нацпроект «Образование», который был принят осенью 2018, включает в себя 10 проектов, затрагивающих школы, средние и высшие учебные заведения. Реализовывать его будут на протяжение 5 лет. Главные цели проектов:

  • создать современную образовательную среду, а также развитую инфраструктуру в учебных заведениях;
  • сделать обучение качественным и доступным (в том числе для детей с ограниченными способностями);
  • найти и поощрить талантливых молодых людей;
  • развить эффективные системы дополнительного образования детей;
  • подготовить высококвалифицированных специалистов, обучая их на основании передовых технологий;
  • развить потенциал педагогов.

Президент Путин поставил задачу вывести образование в стране на конкурентоспособный уровень, чтобы Россия входила в 10-ку стран-лидеров по его качеству. Минобрнауки уже подготовило обновленную систему воспитания и обучения. Были приняты лучшие мировые методики и выпущена подходящая литература для педагогов. Постепенно меняется концепция преподавания различных предметов, а также критерии оценивания. Что конкретно ждет каждый уровень образования в ближайшие годы?

Детские сады

В этой сфере еще год назад стояла проблема с нехваткой мест в детских садах, поэтому были предприняты соответствующие меры. Власти внедрили систему онлайн-очереди, обязали сады брать всех детей, открыли и продолжают открывать новые учреждения для дошкольников. Всего на эту цель было выделено 24,5 млрд. руб. По плану государственного проекта, до окончания 2020 года в яслях должно быть место для каждого ребенка.

Также для улучшения качества воспитания и обучения в садиках постепенно вводят программы, предусматривающие работу за компьютером. Таким образом у малышей с детства закладываются основы программирования.

Школы

Ближайшие реформы образования, которые теоретически должны произойти в России до 2020 года, включают:

  • Создание единой базы учебной литературы для школ. Все будут обучаться по одним и тем же учебникам, чтобы качество подготовки оставалось приблизительно на одинаковом уровне. Для сравнения: только по русскому языку зарегистрировано 80 учебных пособий.
  • Разработку обновленной учебной программы. В ней могут быть добавлены такие предметы, как астрономия, семьеведение, технология и шахматы. Школьники будут изучать 2 иностранных языка: один – с 1-го класса, и второй – с 5-го.

  • Переход на 12-бальную систему. Начиная с 1937 года и по сей день в русских школах применятся 5-бальная система, поэтому логично, что она уже устарела. Такая система не эффективна, во многих странах от нее давно отказались.
  • Добавление истории в число обязательных предметов, которые сдают на ЕГЭ.
  • Реализацию проекта «Учитель будущего», который предполагает создание новой системы аттестации директоров и учителей. Также у педагогов будет возможность карьерного роста, исходя из достижений в работе. Появятся дополнительные должности – старший и ведущий учитель.

Для родителей планируют открыть сайт, на котором можно получить консультацию по вопросам обучения. Этот проект носит название «Современный родитель».

Помимо этого, правительство намерено выделить средства на улучшение материальных ресурсов. Главными направлениями в этой области являются:

  • ремонт образовательных учреждений, а также дорог, которые к ним ведут;
  • обеспечение дополнительных учебных мест;
  • закупка транспорта для перевозки детей, проживающих далеко от школы;
  • строительство лабораторий, 34 технопарков «Кванториум», центров по типу «Сириус», а также оздоровительных лагерей.

Интересно: строительство новых школ позволит вскоре отменить многосменное обучение (сейчас уроки проводят в 2 и 3 смены).

Если будет реализован проект «Цифровая школа», то обучение перейдет в цифровой формат. Для этого каждой школе будет обеспечен доступ к интернету. Печатные издания заменят на цифровые, и вся отчетность тоже будет сдаваться в цифровом формате. Школьники даже смогут просмотреть уроки онлайн, если они отсутствуют по причине болезни. В более отдаленной перспективе – применение технологии дополненной реальности и внедрение учебно-методических комплексов на базе искусственного интеллекта, который будет подстраиваться под возможности и потребности каждого ребенка.

На такие инновации требуется много времени и средств. Даже покупка электронных устройств для каждого ребенка может стать препятствием для некоторых семей. Так что до полной реализации проекта пройдет еще много лет. Тем не менее, в 2020 в учебный процесс обещают ввести электронные обучающие игры и симуляторы.

Колледжи и техникумы

Чтобы избежать беды, Минобрнауки предлагает проект по созданию Центров профессиональной мобильности, которые будут работать на базе колледжей и техникумов. В таких заведениях люди смогут получить профессиональную подготовку по определенному профилю, либо повысить квалификацию. По данным статистики, именно кадров среднего звена сейчас и не хватает.

Всего должно быть построено не менее 7 центров, в которых будут обучать 50 самым востребованным профессиям. Причем обучать будут не только выпускников школ, но и взрослых, которые желают получить дополнительную профессию или повысить квалификацию. Для лиц с ограниченными возможностями в течение 2-х лет откроют не меньше 30 центров получения профильного образования.

В задачи Федеральной целевой программы, которая должна быть реализована до 2020, входят:

  • внедрение новых образовательных программ магистратуры и аспирантуры;
  • внедрение передовых технологий;
  • осуществление проектов по строительству учреждений лабораторного, спортивного и коммунального типа;
  • устранение дефицита мест в общежитиях;
  • разработка новых инструментов оценки качества обучения.

Все реформы, производимые в ВУЗах направлены на достижение конкурентоспособности на мировом уровне, чтобы иностранные студенты приезжали учиться в Россию. Так, в планах у правительства запустить грантовые программы для учащихся из других стран и построить новые кампусы.

Чтобы сохранить специалистов с высшим образованием на своих местах, планируется произвести ряд изменений:

  • открыть в каждом регионе центры инновационного, технологического и социального развития при Университетах, чтобы учебные заведения могли дать возможность выпускникам развиваться после получения дипломов;
  • увеличить размер грантовой поддержки ВУЗов и стипендий для аспирантов;
  • открыть программы долгосрочного фундаментального исследования.

Опять-таки, на эти мероприятия необходимо около 2 трлн. руб. Пока что не известно, каким образом будет профинансирована реформа, а значит нельзя точно сказать какими путями ее проведут.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector