0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Повышение тарифов ЖКХ в России последние новости

Бизнес

Экономполитика

Тарифы вырастут дважды: как подскочит коммуналка

Медведев утвердил график повышения тарифов ЖКХ в два этапа

Правительство утвердило схему повышения жилищно-коммунальных тарифов в 2019 году. Она пройдет в два этапа: с 1 января плата вырастет на 1,7%, а с 1 июля — еще на 2,4%. Такой двухэтапный вариант был выбран из-за того, что с начала следующего года повысится НДС до 20%. Ситуацию в отрасли эта индексация изменит не сильно. Как ранее говорил вице-премьер Виталий Мутко задолженность в сфере ЖКХ составляет 1,3 трлн руб.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление «Об особенностях индексации платы за коммунальные услуги в 2019 году». В следующем году она будет проходить в два этапа.

«В связи с повышением с 1 января 2019 года ставки НДС с 18% до 20% было принято решение об индексации платы граждан за коммунальные услуги с 1 января 2019 года на уровне 1,7%, обеспечивающем учёт повышения НДС, а с 1 июля 2019 года дополнительно на уровне 2,4% к январю 2019 года. Фактически это означает суммирование индексов такой платы, установленных на 1 января 2019 года и на 1 июля 2019 года», — говорится в справке к постановлению.

До этого плата граждан за коммунальные услуги индексировалась однократно – только с 1 июля, как правило, в среднем на уровне 4%.

Ранее такую схему предложило применить Минэкономразвития. Ведомство отмечало, что повышение НДС «в соответствии с существующей нормативной правовой базой это увеличение будет ретранслировано в платеж за ЖКУ», а фактическое увеличение тарифов согласно законодательству может произойти только с 1 июля 2019 года.

Чтобы ресурсоснабжающие организации и управляющие компании смогли переложить рост НДС на граждан, и было предложено провести индексацию в два этапа.

«Тут главная задача, чтоб общая индексация не вышла за 4%. Мы считаем неправильным перекладывать повышение НДС на конечных потребителей. Можно, конечно, говорить действительно об изменении сроков этой частичной индексации, но общий объем индексации 4% не превысит»,

— говорил министр экономического развития Максим Орешкин.

Общий ее размер, правда, превысит в результате 4%. Это также будет выше уровня инфляции в 3,8%, который Минэкономразвития ожидает по итогам этого года.

Между тем долги населения и компаний за коммунальные услуги продолжают расти. По данным Росстата, коммуналка отъедает у семей все большую часть дохода, и они не в состоянии ее оплачивать. В 2014 году долги населения по коммуналке составляли 111 млрд рублей. В 2015 году — 135,8 млрд. В 2016-м — 270 млрд. В 2017-м, по данным Минстроя, долги достигли 645 млрд рублей.

Вице-премьер Виталий Мутко назвал сумму дебиторской задолженности на 1 октября 2018 года в сфере ЖКХ.

«По данным статистики, мы видим, что дебиторская задолженность на 1 октября 2018 года в сфере ЖКХ составляет 1 трлн 298 млрд рублей. По сравнению с первым кварталом текущего года она снизилась более чем на 100 млрд руб.», — сказал Мутко.

Он заявил, что принятое решение о поэтапной индексации тарифов на услуги ЖКХ в 2019 году означает, что регионам необходимо активизировать работу по поиску дополнительных резервов: прежде всего ресурсоснабжающим организациям, а именно, проводить работу с дебиторской задолженностью

При этом, заметил Мутко, в сфере ЖКХ дебиторская задолженность является важным ресурсом на сегодняшний день. По его словам, как следствие, снижается задолженность организаций жилищно-коммунального хозяйства перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов.

Но, несмотря на то, что с начала года наблюдается снижение дебиторской задолженности и задолженности по топливно-энергетическим ресурсам, суммы долгов остаются значительными, а в некоторых регионах растут, добавил он.

В некоторых регионах, по информации правительства, к началу отопительного сезона были запасены недостаточные объемы топлива.

На 1 ноября в стране к отопительному сезону заготовлено 5,3 миллионов тонн угля и 2,7 миллионов тонн жидкого топлива, то есть больше, чем в прошлом сезоне. Несмотря на это, есть регионы, которые вызывают беспокойство. «Ситуация по нескольким субъектам РФ по углю и мазуту нас несколько настораживает», — отмечал глава Минстроя Владимир Якушев.

При этом стоит подчеркнуть, что благосостояние россиян не растет. Предыдущие четыре годы их реальные располагаемые доходы падали. За январь-сентябрь этого года, по данным Росстата, они выросли всего на 1,7%. При этом в августе и сентябре они снова начали снижаться. В сентябре падение к сентябрю прошлого года составило 1,5%.

Новое повышение тарифов на услуги ЖКХ, платы за вывоз мусора, вкупе с ростом НДС (а значит и цен на все потребительские товары), сильно ударит по кошельку россиян. Это, с большой долей вероятности, приведет к еще большему увеличению долгов по коммуналке.

Власти, правда, обещают не отключать дома от тепла за долги. Президент России Владимир Путин призвал оперативно решать проблемы по задолженности за услуги ЖКХ. «Мы с вами понимаем, что, сколько бы это ни стоило, мы же людей не можем оставить без тепла», — заявил Путин.

Повышение тарифов ЖКХ с 1 января 2020 года

Правительство России с 2020 года взяло на контроль установление тарифов в сфере коммунальных услуг. В связи с этим, были внесены изменения в законодательство и нормативные акты, регулирующие методику ценообразования. Так было принято решение перенести повышение тарифов ЖКХ с 1 января 2020 года на начало 3 квартала 2020 года.

Рассматриваем в статье:

Рост тарифов ЖКХ в 2020 году: распоряжение правительства

20 октября 2019 года глава правительства России подписал распоряжение №2556-р в котором утверждаются индексы изменения оплаты коммунальных услуг физическими лицами на 2020 года в среднем по РФ. Такого рода нормативные акты утверждаются с 2014 года. До этого времени установление индексов было прерогативой местных органов власти, что приводило к необоснованным завышениям тарифов в регионах. Однако, введённая мера по утверждению максимально допустимого индекса на уровне федеральных властей не распространялась на новые виды услуг и это позволяло превышать нормативы.

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заявил: «Я подписал постановление, которое позволит более жестко контролировать цены на коммунальные услуги, не допускать их необоснованного увеличения выше уровня прогнозируемой инфляции». В качестве новых мер постановление правительства предусматривает с 2020 года:

  • обязательное согласование превышение лимитов с Федеральной антимонопольной службой;
  • расчёт тарифов по новой методике разработанной Правительством.

Новый метод установления тарифов, по словам чиновников и экспертов в сфере ЖКХ, позволит максимально сбалансировать цену на коммунальные услуги, сделать их более справедливыми.

Основные показатели по регионам в России: таблица

Основной причиной повышения тарифов на услуги ЖКХ является изношенность и большое количество технически несовершенных предприятий, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг. На их ежегодное содержание, модернизацию и ремонт требуются немалые капиталовложения, что лишь отчасти покрывается оплатой производимой потребителем. Как правило, дополнительное финансирование производится из местных бюджетов и зависит от уровня экономического развития региона.

Кроме этого цены на коммунальные услуги зависят от удалённости региона, технического состояния сетей и уровня инфляции. По этой причине в каждом субъекте на уровне федерального регулирования устанавливаются разные индексы максимально допустимого повышения оплаты коммунальных услуг. Так распоряжением правительства РФ №2556-р на 2020 год в среднем повышение по России будет в пределах инфляции, то есть 4%. Однако в некоторых регионах он установлен ниже и выше среднего.

Читать еще:  Какие ожидать новинки АвтоВаза в 2020 году

В представленной таблице указаны регионы с самым низким, средним и самым высокими показателями.

Льготы по оплате коммунальных услуг для некоторых категорий лиц

Согласно последним статистическим данным принятые правительством меры позволили снизить неоправданный рост тарифов на коммунальные платежи. Кроме этого, как на федеральном, так и на региональном уровне предусмотрены льготы на оплату ЖКХ для некоторых категорий лиц. Законодательство РФ содержит печень граждан, имеющих определённый статус, который позволяет им воспользоваться государственной помощью в размере 50%, к ним относят:

  1. Участники ВОВ, а также военнослужащие проходившие военную службу не менее 6 месяцев в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, работавших на боевых объектах с начала войны и до 9 мая 1945 года.
  2. Работники тыла, отмеченные орденами и медалями за самоотверженный труд, жители блокадного Ленинграда.
  3. Инвалиды войны, а также члены семьи погибших инвалидов войны.
  4. Ветераны боевых действий.
  5. Нетрудоспособные члены семьи лиц, погибших при исполнении служебного долга.
  6. Пострадавшие вследствие техногенных катастроф, в том числе и при ликвидации ЧАЭС.
  7. Инвалиды 1-3 групп, дети-инвалиды и члены семьи, осуществляющие уход за инвалидами.
  8. Работники бюджетной образовательной сферы.

Лица, награждённые высшими правительственными наградами освобождены от оплаты на услуги ЖКХ полностью.

Также в каждом регионе на уровне местного законодательства установлен свой перечень лиц, которым из местных бюджетов выделяются средства для частичной компенсации оплаты за коммунальные услуги. Так региональные льготы могут быть предоставлены:

  • ветеранам труда;
  • пенсионерам;
  • многодетным семьям;
  • сиротам и детям, лишенным родительского попечения.

Кроме этого в регионах выплачиваются субсидии лицам, у которых коммунальные услуги превышают установленные местными регулирующими актами процент от среднедушевого дохода семьи. В среднем по России он такой показатель колеблется от 10 до 20%.

Важно знать, что льготы и субсидии не начисляются автоматически. В зависимости от оснований для получения оформить помощь можно:

  1. В МФЦ по месту регистрации.
  2. Через сайт Госуслуги.
  3. В отделениях социальной защиты по месту проживания.
  4. По месту работы трудящегося в бюджетной сфере.

При оформлении необходимо предоставить документ удостоверяющий личность заявителя и документы, подтверждающие право на получение льготы.

На сколько повысят услуги ЖКХ в Москве и Московской области

Согласно вышеназванному Распоряжению Правительства РФ индекс изменения оплаты услуг ЖКХ в Москве не должен превысить 5%, а в Подмосковье 4,1%. Несмотря на то что в среднем по стране эти показатели завышены, по сравнению с другими мегаполисами мира они существенно ниже, хотя по качеству не уступают многим развитым странам.

По прогнозам экспертов, превышение во втором полугодии 2020 года в столице и Московской области не превысит установленного лимита и будет в пределах 3% и 3,3% соответственно.

Кроме этого в Москве и области в совокупности около пяти миллионов жителей пользуются как федеральными, так и региональными льготами.

На уровне законодательства города право на региональную помощь имеют:

  • пенсионеры;
  • ветераны труда;
  • военные пенсионеры;
  • многодетные семьи и матери одиночки, арендующие жильё;
  • почётные доноры.

В Московской области право на субсидию могут оформить:

  • одинокие пенсионеры;
  • многодетные и неполные семьи.

Размер региональной помощи при оплате коммунальных услуг в Москве и области в зависимости от категории льготника колеблется от 15 до 50%. Уточнить полный перечень лиц, которым предоставляется льготы, размер субсидии и список необходимых документов можно в МФЦ и в отделе соцзащиты по месту регистрации.

Последние новости из Государственной Думы по повышению тарифов ЖКХ

В Государственной Думе на рассмотрении в комитете по жилищной политики и ЖКХ на рассмотрении находится два законопроекта предусматривающих:

  1. Запрет на передачу долговых обязательств по услугам ЖКХ коллекторам. Право требования оплаты услуг имеют только поставщики, то есть организации, обеспечивающие предоставление услуги и управляющие компании.
  2. Усовершенствование законодательства в сфере реализации права потребителей коммунальных услуг не оплачивать некачественное их предоставление.

Первый законопроект был одобрен депутатами в первом чтении в мае 2019 года. Что касается второго, то возможность не оплачивать не отвечающие санитарным и техническим нормам услуги уже регулируются на уровне законов и постановлений правительства, однако механизм перерасчёта сложен и трудно реализуем на практике.

В России второй раз за год выросли тарифы ЖКХ

С первого июля по всей России повышаются тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

Это уже второе увеличение коммуналки за этот год. Первое произошло 1 января – на 1,7%. Сейчас тарифы в среднем должны вырасти на 2,4%. Квитанции с новыми суммами россияне получат уже в августе.

Решение о двухэтапной индексации тарифов правительство приняло в прошлом году в связи с ростом налога на добавленную стоимость (НДС). До этого тарифы в России пересматривались один раз в год – 1 июля.

Правило об ограничении роста соблюдается, но в реальности сумма оказывается больше

Первый повышение произошло 1 января. Цены выросли на 1,7% по сравнению с тарифами второй половины 2018 года. Причем, повышение на 1,7% было одинаковым для всех регионов страны, поясняет эксперт рынка ЖКХ, руководитель инвестиционной компании «ДомКом Инвест» Александр Костюков.

С 1 июля повышение тарифов будет варьироваться в зависимости от вида коммунальных услуг от региона. Предельные индексы, утвержденные для регионов, составят от 2 до 4,8%.

По словам эксперта, ежегодный рост тарифов связан с инфляцией и издержками, из которых формируется тариф, включая, невозможные к взысканию задолженности, возмещение инвестиций, оплата аренды, зарплата работников с учётом инфляции. Повышение тарифов производится ежегодно, чтобы не допустить хаотичного и резкого роста цен и чтобы этот процесс был предсказуемым и управляемым.

Ежегодно повышаются тарифы только на коммунальные услуги. При этом государство сдерживает рост тарифов через установление предельных индексов роста платежей за коммунальные услуги, добавляет директор направления «Городское хозяйство», руководитель жилищного сектора Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер. Предельные индексы устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем 3 года) с разбивкой по годам и могут устанавливаться с календарной разбивкой.

Для каждого региона страны – свой предельно допустимый федеральный и региональный коэффициент (второй устанавливают власти региона). К примеру, в Красноярском крае первый коэффициент 2,7 %, аналогичный коэффициент установил и губернатор края. В Подмосковье тарифы ЖКХ в среднем вырастут более чем на 5%.

Что именно подорожает, каждый субъект определяет самостоятельно, поскольку экономическое обоснование коммунальных тарифов происходит в зависимости от потребностей конкретных поставщиков коммунальных ресурсов и от уровня инфляции в регионе, продолжает Александр Костюков. Один коммунальный ресурс, например, отопление, может вырасти больше, а другой, например, холодная вода, — меньше. Но главное, чего теперь будут добиваться в регионах, чтобы суммарный рост всех видов платежей не превысил установленный для региона предел.

Читать еще:  Акцизы в 2020 году в России

Также каждый муниципалитет имеет право устанавливать инвестиционную надбавку за коммунальные ресурсы, говорит первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, исполнительный директор «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Региональные власти сами определяют надбавку предприятиям (делать это они должны в зависимости от конкретных задач, например, мероприятия по энергоэффекткивности), но не всегда последние проводят их.

Все это в итоге сказывается на платежке. В целом правило об ограничении роста на коммунальные платежи соблюдается, а в реальности сумма оказывается больше, отмечает Светлана Разворотнева.

О том, что россияне переплачивают за коммунальные ресурсы, заявляли и в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). По словам главы ведомства Игоря Артемьева, почти три четверти регионов переплачивают за коммунальные услуги. В среднем жители нашей страны, по подсчетам ФАС, переплачивают за большинство услуг по ЖКХ более чем в два раза. По мнению Артемьева, неверные тарифы – это дело рук местных властей, куда антимонопольная служба не дотягивается. Так, например, тарифы на воду могут отличаться в 54 раза в соседних регионах. Аналогичные ситуации встречаются и по тарифам на тепло, электроэнергию.

По данным НП «ЖКХ Контроль», больше всего обращений и жалоб от россиян в службы общественного контроля как раз связаны с начислением платы жилищно-коммунальные услуги, перерасчеты, формирование платежных документов, а также дополнительные платежи, установление размера платы, тарифы.

Исполнительный директор «ЖКХ Контроль» считает повышение тарифов по всей стране в один день – мерой неэффективной. Во-первых, само повышение редко когда связано с улучшением качества коммунальных услуг – цены просто растут по определению. Нет четкого понимания, как будет улучшаться качество услуг. Во-вторых, рост оказывается большим, чем ограничено законом. В-третьих, отсутствует индивидуальный подход.

Альтернативным решением, по её мнению, мог стать переход от системы тотального повышения по всей стране к системе точечного принятия решения по каждому предприятию. Для этого должен проводиться публичный аудит с выявлением цепочек посредников, которые накручивают цены для конечного потребителя.

Снизить нагрузку и на потребителей, и на самих ресурсников должны не ограничительные меры по росту тарифов, а тотальная модернизация самой коммунальной инфраструктуры.

Руководитель инвестиционной компании «ДомКом Инвест» в свою очередь считает ежегодную и повсеместную индексацию тарифов ЖКХ эффективным с точки зрения потребителя: это позволяет ему планировать семейный бюджет. При этом, есть и другие пути, продолжает он. Например, дифференцированные тарифы, которые позволят регионам устанавливать более комфортные тарифные условия в сфере ЖКХ. Это могут быть реже изменяемые тарифы.

«Но нужно понимать, что повышающий на уровень инфляции коэффициент все равно будет «зашит» внутри», — отмечает эксперт.

Нет чрезмерному повышению

Между тем, недавно глава правительства Дмитрий Медведев подписал постановление против необоснованного роста цен на ЖКУ. Документ позволит не допускать их необоснованного увеличения выше уровня прогнозируемой инфляции. Кроме того, регионы будут обязаны согласовывать эти превышения индекса с ФАС.

Правительство и раньше активно сдерживало субъекты РФ, чтобы они не повышали тарифы выше установленных федеральных ограничений, отмечает Александр Костюков. Однако в предыдущих документах все же имелись основания для принятия тарифа выше инфляции. Например, муниципалитет имел право поднять тариф выше установленного региональной службой по тарифам значения, обосновав это экономически. Такое повышение тарифов решало проблемы местного бюджета и считалось законным. Муниципалитеты этим пользовались. «Необоснованными» такие тарифы назвать было нельзя. А вот несправедливыми — можно. Люди так прямо и считают.

«С ведением новых правил, «лазеек» для обхода федеральных ограничений стало гораздо меньше. Теперь тарифные дисбалансы не переложить на жителей. Шлагбаумом на этом пути станет норма, по которой регионам придется согласовывать «повышаемый» рост тарифов с ФАС», — говорит эксперт.

При этом, есть ресурсы, тарифы на которые занижены, отмечает Ирина Генцлер. Например, услуги водоснабжения и водоотведения, на самом деле ниже, чем экономически обоснованные затраты на их оказание. Но они не повышаются до экономически обоснованного уровня потому, что государство не хочет допустить рост платежей граждан.

С точки зрения экономики тарифы должны устанавливаться такими, чтобы окупать обоснованные затраты коммунальных организаций, а доступность тарифов для граждан должна обеспечиваться мерами адресной поддержки граждан с низкими доходами. Иначе говоря, те, кому доходы позволяют, должны оплачивать коммунальные услуги по их реальной стоимости, а граждане с низкими доходами должны получать субсидию на оплату коммунальных услуг, поясняет руководитель жилищного сектора Фонда «Институт экономики города».

Что касается проблемы долгов за ЖКХ, то новый документ не решит ее, считают эксперты. Наиболее эффективным, по мнению Ирины Генцлер, было бы улучшить систему адресной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг с помощью установления единого стандарта по всей стране – максимальной доли совокупного семейного дохода, расходуемой на оплату ЖКУ, на превышение которой должна предоставляться субсидия. А в отношении граждан, чьи доходы позволяют полностью оплачивать ЖКУ, необходимы более жесткие меры, чем сегодня предусмотрены законодательством.

В ожидании второго этапа повышения тарифов за услуги ЖКХ аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza выяснила, насколько в 2018 году выросли долги россиян за коммунальные услуги. Так, в прошлом году жители нашей страны нарастили задолженность на 121,2 млрд рублей. Каждый день задолженность увеличивалась в среднем на 330 млн рублей. Среднестатистический россиянин в 2018 году недоплатил за услуги ЖКХ 826 рублей.

ЖКХ вновь подорожает

На митинге против повышения сверх нормы тарифов ЖКХ в Новосибирске

Заморозить тарифы в морозной стране

Правительство опубликовало постановление, подписанное премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым и, устанавливающее предельные индексы повышения тарифов жилищно-коммунальных услуг для населения на 2020 год по субъектам Российской Федерации Повышение тарифов запланировано на второй квартал 2020 года. Самый низкий коэффициент повышения цен – 3,6%, самый высокий – 6,5%

Согласно документу, услуги ЖКХ в Москве подорожают максимум на 5%, в Подмосковье — на 4,1%. Наибольший рост тарифов произойдет в Чечне — на 6,5%.

В 2019 году из-за повышения НДС до 20% было решено отказаться от индексации тарифов ЖКХ на 4% с 1 июля. Вместо этого тарифы повысили на 1,7% в начале года и на 2,4% — с 1 июля.

Конечно, признает шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв, можно найти некий плюс в том, что правительство вообще продолжает контролировать предельный потолок роста тарифов, сдерживая аппетиты управляющих компаний — и вроде бы формально не переусердствует с разрешённым уровнем подъёма цен, а отталкивается при индексации скорее от общепризнанно заниженных росстатовских цифр инфляции. Если сравнивать с фактическим январским скачком цен, который составил тогда, по наиболее востребованным в торговых сетях товарам, от 7 до 15%, то услуги ЖКХ дорожают ещё «по-божески», и рост тарифов ЖКХ хотя бы немного отстаёт во времени.

Читать еще:  Какая будет зима 2019-2020 в Екатеринбурге

Но всё это верно, только если забыть, что и цифры в нынешних-то платёжках давно стали по-настоящему непосильным грузом для очень многих российских семей с минимальными доходами и также отъедают слишком заметную часть семейного бюджета не менее чем у половины населения, говорит эксперт. И это абсолютно неприемлемая, ненормальная ситуация, когда за коммуналку семья отдаёт порой 15-20% от реального дохода. В последнее время, и не в одном уже городе, на домах стали появляться в открытую списки должников, где по некоторым квартирам управляющая компания прописывает на публичное обозрение соседей накопившиеся у семей задолженности на сотни тысяч рублей. Значит, эти семьи коммуналку просто не тянут.

Обычные бытовые услуги: свет, вода, тепло — без которых в ежедневной жизни и тем более в нашем климате обходиться просто невозможно — не должны ни по каким меркам стоить таких денег, уверен Пётр Пушкарёв. Это фактическая монополия, с засильем которой должно бороться сверху государство, потому что с ней мало что могут сделать сами граждане. Управляющие компании привыкли достаточно произвольно завышать в отчётах свои расходы, завышать себестоимость своей деятельности, и думается, государство в силах заставить их держаться в рамках, прекратить раздвигать эти рамки всё шире и шире.

Увы, обычная, но если вдуматься, то неприемлемая практика, когда абстрактная статья «содержание жилого фонда» может составлять до 1/3 от общей суммы платежей. А это значит, что с людей берут непонятные суммы денег просто «за площадь», хотя о долгосрочных вложениях в поддержание домовой инфраструктуры со стороны нынешнего «жэка» часто нет и намёков. И если уж нелегко оставить прежней стоимость литра воды или киловатт-часа электроэнергии, то хотя бы эти проценты от общей суммы, которые люди платят «за просто так» — можно жёстко ограничить сверху.

Но очевидно, указывает Пётр Пушкарёв, что у государства нет такого желания, а вместо этого людей обязали скидываться ещё и на капитальный ремонт: где логика, что это происходит в том числе и в только что построенных, совсем недавно заселённых домах, где большинство жителей и так ещё продолжают выплачивать ипотеку? Эти деньги просто идут в оборот, и при желании хотя бы взносы на капитальный ремонт можно было бы по закону не брать, допустим, в первые 10 лет с момента сдачи дома. Это, конечно, помогло бы хоть немного компенсировать жителям, предположим, кажущийся неизбежным рост расходов на газ, свет, воду и тепло.

По этим же статьям понятно, что на издержки управляющих компаний отчасти влияют тарифы естественных монополий — например, цены на генерацию — и это создаёт цепной эффект, продолжает аналитик. Но и здесь государство может выступать жёстким регулировщиком. В условиях практически остановившейся сейчас средневзвешенной инфляции на большинство товаров, зафиксировать и заморозить хотя бы, для начала, на 2-3 года жёстко и тарифы естественных монополий, и тарифы ЖКХ, и цены на бензин — исключительно вопрос политической воли сделать это, и было бы достаточно должным образом проявленной инициативы со стороны правительства.

Пилить надо только сухие деревья

Отдать этот вопрос под контроль муниципалитетов, а если в смету управляющие компании не укладываются, то обязать муниципальные власти дотировать недостающие суммы и самостоятельно справляться с аппетитами управляющих компаний. Если городу нужно, то ради этого можно урезать бюджет, допустим, на уборку придомовых территорий — ничего страшного не случится, если под окнами у жителей станут пореже появляться газонокосилки, а организации по благоустройству территорий перестанут бесконечно гонять туда-сюда по дорожкам осенние листья с помощью шумных воздуходувных устройств, списывая на работу этой техники тонны солярки.

Многое упирается в вопрос желания местных властей организовать быт города по уму и в интересах жителей, а не распиливания бюджетов там, где их можно искусственно сделать побольше — не раздувая необязательные статьи, а лучше решая вопросы с субсидиями на ЖКХ, что действительно сейчас очень волнует людей, полагает Пётр Пушкарёв. Обязанность местных властей нести такие расходы и отчитываться за эффективность работы с управляющими компаниями будет побуждать их по-настоящему заниматься и созданием среди управляющих компаний конкурентной среды, чтобы выбор самой достойной и эффективной из них стал бы не только заботой инициативных групп из самих жителей, но и чиновников. Так как они обязаны были бы за излишние расходы муниципалитета на ЖКХ-субсидии отчитываться.

Эксперт убеждён, что ЖКХ — сфера, в которую можно и нужно вводить и дальше рыночные элементы, элементы здоровой конкуренции, но эту сферу нельзя ни в коем случае полностью отдавать рыночной стихии, как и необходимо регулировать жёстче тарифы естественных энергетических монополий.

Лоббизм и лень

Если ожидаемая инфляция в 2019 году составляет, по версии регулятора, не более 3.99%, то повышение тарифов на 4,1%, 5%, и, тем более на 6,5%, конечно, превышает уровень инфляции и может вызвать общественное обсуждение и недовольство, которое, впрочем, не способно остановить этот процесс роста тарифов, отмечает, в свою очередь, генеральный директор компании «Вальтер Констракшн» Евгений Вальтер. Недовольство это существует постоянно, как нежелание платить с каждым годом больше за услугу, качество которой измерить очень сложно и субъективное восприятие этого качества сообщает многим гражданам, что качество не меняется.

Проблема роста тарифов — очень комплексная, простого решения здесь нет, уверен эксперт. С одной стороны, компании, обслуживающие ЖКХ, несут расходы, которые каждый год увеличиваются на уровень инфляции или чуть ниже. Плюс они вынуждены ремонтировать свои основные производственные мощности, которые обычно существуют со времен СССР и сильно изношены. Вдобавок они вынуждены вводить новые мощности, чтобы справляться с растущим спросом на свои услуги, который, кроме прочего, требует еще и качества и бесперебойности подачи, например, воды, электроэнергии, газа. Нужно понимать, что сами такие производства тоже родом из плановой экономики, где эффективность и рентабельность не были приоритетом, поэтому в условиях капиталистической экономики им приходится очень трудно, это в том числе и ограничения сотрудников и руководителей, которые там работают, их подходов к работе и мотивации.

С другой стороны этой проблемы, продолжает Евгений Вальтер, находятся люди, собственники жилья, которые не готовы детально разбираться в тарифообразовании, тратить на это время, ходить на общие собрания собственников, изучать законодательство и применять его. Большинству лень даже сменить одну УК на другую, тем более — управлять домом посредством собрания собственников, самостоятельно. При этом у домохозяйств 5 лет подряд падают реальные доходы, которые за это время снизились уже на 11%, и доля оплаты за услуги ЖКХ в семейных бюджетах растет не на 3-4% в год, а быстрее.

В результате сочетания этих факторов тарифы ЖКХ будут расти, это неизбежно, вопрос только в ежегодной степени этого повышения, с которым соглашается общество и которое запрашивают лоббисты отрасли у законодателей.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector