3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ментальные нарушения у детей что это такое

Что такое ментальная инвалидность

9 минут Ирина Смирнова 175

В некоторых правовых государствах, и, в частности, в России, термин «ментальная инвалидность» не используется, и люди, имеющие неполноценность и потребность в социальной помощи не подразделяются на какие-либо категории или группы.

При этом разница достаточно ощутима, так как под данным понятием подразумеваются граждане с интеллектуальными и психическими расстройствами, что в значительной мере влияет на их интеграцию в обществе. Люди, имеющие подобные нарушения, во много раз хуже приспособлены к жизни в социуме, не всегда в состоянии выполнять даже простую деятельность, что не дает им обеспечивать себя или даже элементарно обслуживать.

С другой стороны, многие предприятия не заинтересованы трудоустраивать инвалидов, поэтому такие граждане стараются по возможности скрыть факт наличия заболеваний. Это ведет к снижению их доходов и ощущению незащищенности. В настоящее время очень часто поднимается вопрос об изменении подхода к социальной адаптации людей с ментальной инвалидностью различных возрастов, но пока желаемый результат находится только в стадиях разработок.

Многие сотрудники и руководители специализированных интернатов и других профильных заведений пытаются донести информацию о необходимости улучшения условий содержания и трудоустройства для взрослых, и возможности развития для детей.

Общая характеристика

К категории «ментальная инвалидность» относится целый спектр отклонений психического и когнитивного развития, таких как:

  • эпилепсия, шизофрения, аутизм;
  • умственная отсталость, деменция;
  • дефекты речи, клиническая депрессия;
  • органические нарушения центральной нервной системы;
  • генетические заболевания и прочие патологии.

Такие болезни достаточно часто сопровождаются нарушениями функционирования опорно-двигательного аппарата, а также потерей зрения или слуха, что еще в несколько раз снижает качество жизни человека. Но социальная стигматизация (психологическая дискриминация) и проблемы с трудоустройством вынуждают этих людей отказываться от оформления инвалидности по вышеперечисленным заболеваниям, пока это возможно.

Создать обобщенный портрет человека, относящегося к группе «ментальная инвалидность», достаточно сложно – это люди различных возрастов и заболеваний, проживающих в семьях с разным материальным уровнем. При этом практически все они имеют коммуникативные, поведенческие, интеллектуальные и эмоциональные отклонения, чем и отличаются от обычных людей.

Социальная интеграция

Кроме медицинской помощи, основной потребностью граждан с ментальной инвалидностью является нормальное существование, то есть реализация права на реабилитацию, образование, отдых и занятость. Несколько реже они нуждаются в официальном трудоустройстве.

Иногда для обеспечения «нормальной жизни» таким людям требуется сопровождение либо услуги, в полной мере заменяющие стационар. Это может быть трудоустройство (при определенном участии опекуна либо социального работника), совместное проживание, медицинская, психологическая и бытовая круглосуточная помощь.

Удручающим фактом является то, что пациент с нарушениями психики в большинстве случаев оторван от общества, и, как говорится, заперт в квартире либо психиатрическом заведении. Реабилитационные услуги для этой категории людей долгое время предоставляли только специализированные психоневрологические больницы и диспансеры.

Многие опекуны и родственники таким заведениям не доверяли – опасались, что подопечного «накачают нейролептиками» или лишат дееспособности. При этом в качестве услуг, предлагаемых социальными центрами, также большинство респондентов сомневаются. По рассказам специалистов московского центра лечебной педагогики, очень часто обращаются взрослые, которые когда-то проходили реабилитацию.

Теперь они в основном сидят дома, так как их близкие не знают, куда можно устроить выросшего инвалида, и что с ним делать дальше. За то время, что пациенты центра проводят дома, не развиваясь и не закрепляя полученных навыков, они утрачивают даже те, что удалось привить на каком-то этапе. Отдельная категория – это пожилые люди с деменцией.

С ними, как правило, не проводят реабилитацию, а распределяют по лечебным учреждениям. Большинство пациентов с дементным синдромом находятся в психоневрологических диспансерах или интернатах, остальные проживают в семьях либо одни. При этом старики, живущие в городах, кроме помощи социального работника, больше ни на что рассчитывать не могут.

Самая актуальная проблема семей с пожилыми инвалидами – отсутствие информации о любой помощи и социальной защите, которую может предоставить государство. Специалистов, занимающихся стариками (геронтологов), в России и других странах СНГ мало, так же, как и реабилитационных центров. В диспансерах и интернатах резко ощущается нехватка персонала и оборудования.

Зачастую на медсестру в таких заведениях ложится забота о целой палате, что при учете особенностей пациентов является слишком большой нагрузкой. Кроме этого, эксперты отмечают еще одну не менее важную проблему, которая заключается в отсутствии налаженных межведомственных связей между социальными службами и медицинскими учреждениями.

По статистике деятельности социальных центров можно сделать вывод, что большинство людей-инвалидов и их близкие попросту не имеют представления о наличии подобных заведений. Поэтому многие из последних пустуют, а ведь немало больных очень нуждаются в любой помощи.

Ментальные нарушения у детей и помощь родителям

Ментальные нарушения у детей в настоящее время — явление частое, нередкое и уже мало удивляет. Все больше родителей знают, что такое аутизм, гиперактивность, задержка психического развития, алалия и др. Порой такой информации много, но она зачастую не соответствует действительности. Поэтому необходима помощь родителям детей с ментальными нарушениями.

Что такое ментальное нарушение (расстройство)?

Ментальное расстройство (МР) – это психическое заболевание или нарушение психического (интеллектуального) развития, которое ограничивает способность человека работать или обслуживать себя, а также осложняет процесс интеграции в общество.

Согласно данным ВОЗ, психические отклонения имеются у каждого пятого человека на планете. К сожалению, в нашем обществе люди с ментальной инвалидностью воспринимаются как что-то из ряда вон выходящее.

В понятие ментальной инвалидности входят нарушения психического и умственного развития: аутизм, шизофрения, эпилепсия, умственная отсталость, дефекты речи, генетические заболевания, органические поражения ЦНС, деменция, клиническая депрессия и другие. Перечисленные патологии могут сопровождаться нарушениями опорно-двигательного аппарата, потерей зрения и слуха.

Читать еще:  Положен ли материнский капитал если родилась двойня

Дети с ментальными нарушениями бывают разные. У них могут быть разные степени нарушения интеллектуального развития или тяжести психического заболевания, а также они отличаются друг от друга по характеру. Поэтому они вынужденно изолированы от общества. Однако независимо от вида нарушений таких деток, их чувства, желания, эмоции и потребность в самовыражении равноценны чувствам, желаниям, эмоциям и потребности в самовыражении других людей.

Родители детей с ментальными нарушениями вынуждены погружаться в проблему, чтобы помочь собственным детям. Коррекция ментальных нарушений содержит много особенностей, но самое главное, чем раньше ее начать, тем успешнее она пойдет.

Но в то же время у семьи, воспитывающей особого ребёнка, возникает множество трудностей и проблем. На наш взгляд, работая с такими детьми, главная трудность связана с дефицитом эмоциональной поддержки, позитивных контактов, общения с людьми, которые в состоянии понять проблемы семьи.

Проект «Ментальные нарушения и помощь родителям»

В Тамбовской области реализуется пилотный проект «Ментальные нарушения и помощь родителям». Он позволит разрешить проблемы, оказать помощь родителям, у которых дети с ментальными нарушениями, в том числе и с синдромом Дауна.

Тамбовская область вошла в число пяти регионов Российской Федерации, которые при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, участвуют в реализации пилотного проекта. Кроме нашего региона, в проект вошли Алтайский край, Кемеровская, Курганская и Архангельская области.

Я являюсь руководителем рабочей группы по реализации этого проекта в образовательном учреждении. На базе центра «Гармония» города Рассказово организована деятельности группы взаимопомощи родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна, которая оказывает помощь родителям.

Группа взаимопомощи родителей (далее — группа) — это сообщество родителей, объединенных с целью повышения психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического просвещения. Деятельность группы представляет собой реализацию программ активной поддержки родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями. Уже состоялось два собрания группы родителей, где они познакомились друг с другом, узнали план нашей работы, получили первые рекомендации.

30 детей с ментальными расстройствами: успехи обязательно будут

«Поставить на ноги» – это далеко не все

Слово «реабилитация» укоренилось в российской практике. Но понимаем ли мы, о чем действительно идет речь?

«Реабилитация» в России – очень конкретное понятие. Реабилитировать – значит поставить на ноги. Но это – только часть реабилитации, физическая, восстановление на уровне биологического организма.

Но биологией человек не исчерпывается, у настоящей, комплексной реабилитации кроме этого компонента есть еще три составляющих – социальная, педагогическая и психологическая. В идеале реабилитация должна происходить не один-два раза в год, а быть непрерывным процессом.

С физической реабилитацией родители детей-инвалидов худо-бедно справляются, хотя бесплатной государственной помощи для этого недостаточно. Эту задачу родители детей с врожденными двигательными нарушениями решают по-разному – кто-то пробует одну методику за другой, чередуя разные реабилитационные центры, кто-то год за годом ездит в одно и то же место, а в перерывах занимается с ребенком дома. Личных средств, как правило, не хватает, организуют сборы, обращаются в фонды.

К сожалению, двигательные нарушения у детей часто сочетаются с ментальными, эмоциональными и интеллектуальными, все это вызывает многочисленные поведенческие проблемы. Важно не упустить момент, когда их легко скорректировать.

В детские центры не берут, и Маргариту ждет ПНИ

Есть дети, у которых сложностей с передвижением практически нет, но есть ментальные интеллектуальные нарушения, порождающие множество проблем, которые родители склонны недооценивать.

Несколько лет назад автору этого текста довелось познакомиться с одной семьей из региона, которая жила в аварийном доме, задача была в том, чтобы достучаться до властей и решить жилищный вопрос. Его в итоге удалось решить, но ситуацию это улучшило лишь отчасти.

У девочки, назовем ее Маргаритой, были серьезные ментальные нарушения. Родилась она очень слабенькой, и в первые годы после рождения родители немало сил и средств потратили на ее реабилитацию. Один из специалистов сказал им: «Она пойдет, но вы – не обрадуетесь».

Так и вышло. К моменту нашего знакомства Марго подросла и по нескольку раз в день переворачивала вверх дном весь дом, к запретам девочка не привыкла. Ее отец разводил руками: «Что же делать? Я ее приструнить не могу, по натуре я мягкий человек, а слова на нее не действуют».

Немного помогали Маргарите занятия в местном реабилитационном центре, там выяснялось, что она вполне способна слышать и понимать, когда к ней обращаются, и за время реабилитации даже выучилась соблюдать какие-то элементарные правила. Но дома все начиналось снова.

Потом девочка выросла, в детские реабилитационные центры ее брать перестали, а из учреждений для взрослых в этом регионе есть только ПНИ, куда она, скорее всего, когда-нибудь попадет – ее родители уже немолоды, и со здоровьем у них все хуже.

Сейчас Марго физически крепкая и сильная, но, к сожалению, совершенно неуправляемая. Если бы в ее жизни была организация, где с ней бы постоянно занимались опытные педагоги, если бы нашелся кто-то, кто смог бы убедить ее родителей изменить подход к ребенку, возможно, все было бы не так печально.

Очень хочется уберечь особых детей от такой судьбы, но центров, где реабилитацией занимаются комплексно, – пока единицы.

Успехи обязательно будут

В инклюзивный центр «Вместе весело шагать» ходят дети с самыми разными нарушениями – с ДЦП, с различными проявлениями аутизма, с синдромом Дауна. Главная задача – их адаптация, интеграция в социальную жизнь и дальнейшая социализация.

В нашем совместном проекте с фондом «Гольфстрим» участвует 30 детей, которые будут заниматься в центре 9 месяцев. Специалисты оценивают возможности конкретного ребенка и составляют для него индивидуальную программу, которую можно корректировать в процессе.

Читать еще:  От скольки детей семья считается многодетной

В составлении программы участвуют и «узкие» специалисты – логопед, ортопед, массажист. Занятия с детьми – как индивидуальные, так и групповые.

Малая группа для многих станет первым опытом социализации, ведь многие из этих детей никогда не ходили ни в садик, ни в школу. Через 12 занятий, через 60 занятий и в конце курса специалисты оценят, насколько ребенок продвинулся в своем развитии и чему научился. Успехи обязательно будут.

А что если бы родители, похожие на родителей Марго, о которой мы рассказывали выше, привели бы в центр своего ребенка? Смогли бы им помочь? Руководитель центра «Вместе весело шагать» Ирина Скуратовская утверждает, что это возможно. О разных типах родителей и о том, как специалисты могут привлечь их на свою сторону в процессе реабилитации ребенка, мы расскажем в следующей публикации.

Центр «Вместе весело шагать» предоставляет возможность посещения занятий для тридцати детей с ОВЗ – преимущественно ДЦП и расстройства аутистического спектра. Тридцать семей формируют устойчивую социальную группу и оказывают поддержку друг другу.

Семьям с детьми-инвалидами требуется ваша поддержка. Подпишитесь на рекуррентный платеж в пользу проекта «Дети Ангелы». Предоставьте возможность тридцати детям проходить реабилитацию и социальную адаптацию бесплатно.

Даже 100 рублей ежемесячной поддержки помогут проекту развиваться, а детям – научиться общаться с миром.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Проблема нарушений поведения у детей с ментальными нарушениями в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием является актуальной на протяжении всего существования человечества.

В наше время рождение детей с нарушениями в развитии очень распространенное явление. Все больше родителей сталкиваются с этой проблемой и многие из них, к сожалению, вынуждены погружаться в проблему отклоняющегося развития для того, чтобы помочь собственным детям социализироваться.

Особую категорию составляют дети с ментальными нарушениями. Ментальные нарушения – тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. Было установлено, что у таких детей отмечается стойкое, необратимое нарушение интеллектуального развития, возникающее на ранних этапах онтогенеза ввиду органической недостаточности центральной нервной системы. Подростки с ментальными нарушениями, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы составляют самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции).

Дети с ментальными нарушениями имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьирует от легких до глубоких форм [1].

Определение понятия «ментальные нарушения » имеет как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны. Дать правильное определение понятия — значит объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки [2].

Не менее важно практическое значение правильного определения понятия «ментальные нарушения». Для детей с ментальными нарушениями создана специальная система обучения, сеть специальных школ и детских домов. Такие дети должны обучаться не в массовых, а в так называемых вспомогательных школах. В жизни мы встречаем детей, которые имеют нарушения интеллекта. Недостаточность интеллектуальной деятельности сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных.

Определение понятия «ментальные нарушения » имеет как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны. Дать правильное определение понятия — значит объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки [3].

Подросткам с ментальными нарушениями уделяется особое внимание. Изменения системы отношений во всех сферах современного социума, их стремительный темп ставят эту возрастную группу в позицию слабой психологической защищенности, снижают ее адаптивные возможности и повышают психологическую ранимость. Основаниями для этого являются представления о человеке, как о биосоциальном существе, возрастные особенности детей, среди которых на первое место выдвигаются несбалансированность и незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики и личностных характеристик.

Изучением проблемы поведения у детей с ментальными нарушениями занимались различные исследователи. Так за последние годы психологами и педагогами был проведен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивного поведения детей подросткового возраста. Изучение основных факторов нарушений поведения у подростков с ментальными нарушениями описаны в работах Э. Я. Альбрехт, Г. Г. Запрягаева, Д. Н. Исаева, К. С. Лебединской, В. А. Малинаускене, М. С. Певзнер и др.

Важное место в данной проблеме занимает тема агрессивного поведения подростков с нарушениями интеллектуального развития. Подросток с ментальными нарушениями – это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.

Преодоление проявления агрессивного поведения детей старшего подросткового возраста с ментальными нарушениями даст лучшие результаты, если наряду с традиционными воздействиями учебно-воспитательного процесса, будет применен комплекс специально составленных занятий, включающий в себя психологические методы диагностики, коррекции и профилактики проявления агрессивного поведения у подростков с нарушениями интеллекта.

Читать еще:  Отсрочка от армии при рождении ребенка

Изучение основных факторов нарушений поведения у подростков с ментальными нарушениями описаны в работах Э. Я. Альбрехт, Г. Г. Запрягаева, Д. Н. Исаева, К. С. Лебединской, В. А. Малинаускене, М. С. Певзнер и др. В возникновении нарушений поведения и эмоциональных расстройств у лиц, страдающих нарушениями интеллекта, одни исследователи признавали ведущую роль интеллектуального недоразвития, при которой происходило ослабление интеллектуального контроля над аффектом в процессе регуляции поведения (Сеген Э; Ковалевский П. И; Фелинская Н. И; Балинский И. М.; и др.), другие делали акцент на значимости психогенных факторов, чувствительности детей с нарушениями интеллекта к психотравмирующим ситуациям (Фрейеров О. Е; Исаев Д. Н.), третьи связывали нарушения поведения и эмоциональные расстройства при ментальных нарушениях с органической неполноценностью самой нервной системы, а именно с повреждением ее подкорковых областей (Певзнер М. С.; Сухарева Г. Е. и др [5].

По мнению некоторых исследователей, психическое недоразвитие может обусловливать возникновение таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость; способствовать снижению волевых процессов, повышению внушаемости, снижать в определенных условиях сопротивляемость к воздействию различных ситуаций, облегчать реализацию импульсивных, непродуманных поступков, снижать способности прогнозирования последствий своих поступков, обусловливать низкую степень переносимости длительных психотравмирующих воздействий. Кроме того, при интеллектуальных нарушениях легче воспринимаются и усваиваются внешние негативные воздействия, существенно затруднено усвоение системы морально-нравственных запретов и норма социального поведения (Антонян Ю. М., Гульдан В. В.; Поппе Г. К., и др.).

Эти особенности отрицательно сказываются на личности подростка с ментальными нарушениями, могут способствовать нарушениям поведения и затруднять социальную адаптацию. Но наличие интеллектуальных нарушений не предполагает фатальной неизбежности нарушений поведения. Медико-биологическое и генетическое неблагополучие не являются сами по себе причинами поведенческого неблагополучия, им принадлежит второстепенная роль среди детерминант нарушений поведения. Ведущее место занимают отрицательные личностные особенности, формирующиеся под влиянием психического недоразвития.

Поведение детей старшего подросткового возраста с ментальными нарушениями отличается неадекватными реакциями, динамика которых часто непропорциональна внешним воздействиям. Поведение одних детей характеризуется чрезмерно легкими и поверхностными переживаниями довольно серьезного события, отмечаются частые смены настроения. Поведение других отличается слишком сильными переживаниями по каждому малозначительному поводу.Подростки с ментальными нарушениями воспринимают только тех людей, которые им приятны, предпочитают деятельность, которая приносит удовольствие.

Исследование особенностей и нарушений поведения детей с ментальными нарушениями в нашей работе представлено изучением уровня агрессивности. Агрессия — свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъективно-субъектных отношений [4].

Формы проявления агрессивности у старших подростков с ментальными нарушениями, как правило, бывают следующие:

Компенсаторно-защитная реакция и реакция протеста на трудности в взаимоотношениях.

Различные извращения влечения (сексуального, инстинкта самосохранения).

Несдержанность и чрезмерная активность при психомоторном и аффективном возбуждении.

Поведение и реакция подражательного характера, становящиеся стереотипом поведения.

Проявление групповой солидарности.

Становление агрессивного поведения у подростков с ментальными нарушениями – сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Согласно уже имеющимся исследованиям, проблема агрессивного поведения подростков с ментальными нарушениями, за последние десятилетия вызывала интерес и на сегодняшний день является так же актуальной.

В рамках лабораторно-практических занятий по различным дисциплинам студенты, обучающиеся в ВГСПУ по специальности «Специальная психология» посещали центр социально — трудовой реабилитации для инвалидов «Теплый дом» г.Волгоград. Во время проведения занятий в центре мы обратили внимание на данную проблему, после чего провели диагностику агрессивного поведения у подростков с ментальными нарушениями использовав методики:

Методика «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)

Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова)

Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (М.З.Дукаревич)

Качественный анализ результатов методик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого подростка. У 50 % детей наблюдается высокий уровень агрессивности. Средний уровень агрессивности у 40 % подростков от общего числа детей экспериментальной группы. Низкий уровень агрессивности был выявлен у 10 %.

Психокоррекция и предупреждение агрессивного поведения подростков с ментальными нарушениями не только социально значима, но и психологически необходима. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности детей старшего подросткового возраста принадлежит семье, родителям. Однако велико значение педагогов и психологов.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует уделять особое внимание, в частности в рамках образовательного учреждения. Профилактика и предупреждение агрессивного поведения подростков с ментальными нарушениями становится не только социально значимым, но и психологически необходимым.

Можно сделать вывод, что необходимо проведение системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих социальные отклонения в поведении детей, с учётом которых должна строиться и осуществляться профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Таким образом, проблема агрессивного поведения у подростков с ментальными нарушениями является актуальной и на сегодняшний день и имеет много вопросов, нуждающихся в исследованиях.

ЛИТЕРАТУРА

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Питер, 2006. – 88 с.

Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М.: Владос, 2005. – 289 с.

Валлон А. Психологическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2007 — 208с.

Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы/ Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. — М., Архангельск, 2003. – 56-57

Семенюк Л. М. Психология агрессивного поведения. – М.: Мир,2008 . – 234с.

Шипицына, Л.М., Иванов Е.С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов; КолегЭлидисУэлс, Великобритания,2005. – 290 с.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector