4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ментальные нарушения у детей

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Проблема нарушений поведения у детей с ментальными нарушениями в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием является актуальной на протяжении всего существования человечества.

В наше время рождение детей с нарушениями в развитии очень распространенное явление. Все больше родителей сталкиваются с этой проблемой и многие из них, к сожалению, вынуждены погружаться в проблему отклоняющегося развития для того, чтобы помочь собственным детям социализироваться.

Особую категорию составляют дети с ментальными нарушениями. Ментальные нарушения – тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. Было установлено, что у таких детей отмечается стойкое, необратимое нарушение интеллектуального развития, возникающее на ранних этапах онтогенеза ввиду органической недостаточности центральной нервной системы. Подростки с ментальными нарушениями, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы составляют самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции).

Дети с ментальными нарушениями имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьирует от легких до глубоких форм [1].

Определение понятия «ментальные нарушения » имеет как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны. Дать правильное определение понятия — значит объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки [2].

Не менее важно практическое значение правильного определения понятия «ментальные нарушения». Для детей с ментальными нарушениями создана специальная система обучения, сеть специальных школ и детских домов. Такие дети должны обучаться не в массовых, а в так называемых вспомогательных школах. В жизни мы встречаем детей, которые имеют нарушения интеллекта. Недостаточность интеллектуальной деятельности сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных.

Определение понятия «ментальные нарушения » имеет как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны. Дать правильное определение понятия — значит объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки [3].

Подросткам с ментальными нарушениями уделяется особое внимание. Изменения системы отношений во всех сферах современного социума, их стремительный темп ставят эту возрастную группу в позицию слабой психологической защищенности, снижают ее адаптивные возможности и повышают психологическую ранимость. Основаниями для этого являются представления о человеке, как о биосоциальном существе, возрастные особенности детей, среди которых на первое место выдвигаются несбалансированность и незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики и личностных характеристик.

Изучением проблемы поведения у детей с ментальными нарушениями занимались различные исследователи. Так за последние годы психологами и педагогами был проведен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивного поведения детей подросткового возраста. Изучение основных факторов нарушений поведения у подростков с ментальными нарушениями описаны в работах Э. Я. Альбрехт, Г. Г. Запрягаева, Д. Н. Исаева, К. С. Лебединской, В. А. Малинаускене, М. С. Певзнер и др.

Важное место в данной проблеме занимает тема агрессивного поведения подростков с нарушениями интеллектуального развития. Подросток с ментальными нарушениями – это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.

Преодоление проявления агрессивного поведения детей старшего подросткового возраста с ментальными нарушениями даст лучшие результаты, если наряду с традиционными воздействиями учебно-воспитательного процесса, будет применен комплекс специально составленных занятий, включающий в себя психологические методы диагностики, коррекции и профилактики проявления агрессивного поведения у подростков с нарушениями интеллекта.

Изучение основных факторов нарушений поведения у подростков с ментальными нарушениями описаны в работах Э. Я. Альбрехт, Г. Г. Запрягаева, Д. Н. Исаева, К. С. Лебединской, В. А. Малинаускене, М. С. Певзнер и др. В возникновении нарушений поведения и эмоциональных расстройств у лиц, страдающих нарушениями интеллекта, одни исследователи признавали ведущую роль интеллектуального недоразвития, при которой происходило ослабление интеллектуального контроля над аффектом в процессе регуляции поведения (Сеген Э; Ковалевский П. И; Фелинская Н. И; Балинский И. М.; и др.), другие делали акцент на значимости психогенных факторов, чувствительности детей с нарушениями интеллекта к психотравмирующим ситуациям (Фрейеров О. Е; Исаев Д. Н.), третьи связывали нарушения поведения и эмоциональные расстройства при ментальных нарушениях с органической неполноценностью самой нервной системы, а именно с повреждением ее подкорковых областей (Певзнер М. С.; Сухарева Г. Е. и др [5].

По мнению некоторых исследователей, психическое недоразвитие может обусловливать возникновение таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость; способствовать снижению волевых процессов, повышению внушаемости, снижать в определенных условиях сопротивляемость к воздействию различных ситуаций, облегчать реализацию импульсивных, непродуманных поступков, снижать способности прогнозирования последствий своих поступков, обусловливать низкую степень переносимости длительных психотравмирующих воздействий. Кроме того, при интеллектуальных нарушениях легче воспринимаются и усваиваются внешние негативные воздействия, существенно затруднено усвоение системы морально-нравственных запретов и норма социального поведения (Антонян Ю. М., Гульдан В. В.; Поппе Г. К., и др.).

Читать еще:  Порядок возмещения материального ущерба

Эти особенности отрицательно сказываются на личности подростка с ментальными нарушениями, могут способствовать нарушениям поведения и затруднять социальную адаптацию. Но наличие интеллектуальных нарушений не предполагает фатальной неизбежности нарушений поведения. Медико-биологическое и генетическое неблагополучие не являются сами по себе причинами поведенческого неблагополучия, им принадлежит второстепенная роль среди детерминант нарушений поведения. Ведущее место занимают отрицательные личностные особенности, формирующиеся под влиянием психического недоразвития.

Поведение детей старшего подросткового возраста с ментальными нарушениями отличается неадекватными реакциями, динамика которых часто непропорциональна внешним воздействиям. Поведение одних детей характеризуется чрезмерно легкими и поверхностными переживаниями довольно серьезного события, отмечаются частые смены настроения. Поведение других отличается слишком сильными переживаниями по каждому малозначительному поводу.Подростки с ментальными нарушениями воспринимают только тех людей, которые им приятны, предпочитают деятельность, которая приносит удовольствие.

Исследование особенностей и нарушений поведения детей с ментальными нарушениями в нашей работе представлено изучением уровня агрессивности. Агрессия — свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъективно-субъектных отношений [4].

Формы проявления агрессивности у старших подростков с ментальными нарушениями, как правило, бывают следующие:

Компенсаторно-защитная реакция и реакция протеста на трудности в взаимоотношениях.

Различные извращения влечения (сексуального, инстинкта самосохранения).

Несдержанность и чрезмерная активность при психомоторном и аффективном возбуждении.

Поведение и реакция подражательного характера, становящиеся стереотипом поведения.

Проявление групповой солидарности.

Становление агрессивного поведения у подростков с ментальными нарушениями – сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Согласно уже имеющимся исследованиям, проблема агрессивного поведения подростков с ментальными нарушениями, за последние десятилетия вызывала интерес и на сегодняшний день является так же актуальной.

В рамках лабораторно-практических занятий по различным дисциплинам студенты, обучающиеся в ВГСПУ по специальности «Специальная психология» посещали центр социально — трудовой реабилитации для инвалидов «Теплый дом» г.Волгоград. Во время проведения занятий в центре мы обратили внимание на данную проблему, после чего провели диагностику агрессивного поведения у подростков с ментальными нарушениями использовав методики:

Методика «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)

Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова)

Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (М.З.Дукаревич)

Качественный анализ результатов методик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого подростка. У 50 % детей наблюдается высокий уровень агрессивности. Средний уровень агрессивности у 40 % подростков от общего числа детей экспериментальной группы. Низкий уровень агрессивности был выявлен у 10 %.

Психокоррекция и предупреждение агрессивного поведения подростков с ментальными нарушениями не только социально значима, но и психологически необходима. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности детей старшего подросткового возраста принадлежит семье, родителям. Однако велико значение педагогов и психологов.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует уделять особое внимание, в частности в рамках образовательного учреждения. Профилактика и предупреждение агрессивного поведения подростков с ментальными нарушениями становится не только социально значимым, но и психологически необходимым.

Можно сделать вывод, что необходимо проведение системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих социальные отклонения в поведении детей, с учётом которых должна строиться и осуществляться профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Таким образом, проблема агрессивного поведения у подростков с ментальными нарушениями является актуальной и на сегодняшний день и имеет много вопросов, нуждающихся в исследованиях.

ЛИТЕРАТУРА

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Питер, 2006. – 88 с.

Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М.: Владос, 2005. – 289 с.

Валлон А. Психологическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2007 — 208с.

Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы/ Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. — М., Архангельск, 2003. – 56-57

Семенюк Л. М. Психология агрессивного поведения. – М.: Мир,2008 . – 234с.

Шипицына, Л.М., Иванов Е.С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов; КолегЭлидисУэлс, Великобритания,2005. – 290 с.

Что такое ментальная инвалидность

9 минут Ирина Смирнова 175

В некоторых правовых государствах, и, в частности, в России, термин «ментальная инвалидность» не используется, и люди, имеющие неполноценность и потребность в социальной помощи не подразделяются на какие-либо категории или группы.

При этом разница достаточно ощутима, так как под данным понятием подразумеваются граждане с интеллектуальными и психическими расстройствами, что в значительной мере влияет на их интеграцию в обществе. Люди, имеющие подобные нарушения, во много раз хуже приспособлены к жизни в социуме, не всегда в состоянии выполнять даже простую деятельность, что не дает им обеспечивать себя или даже элементарно обслуживать.

С другой стороны, многие предприятия не заинтересованы трудоустраивать инвалидов, поэтому такие граждане стараются по возможности скрыть факт наличия заболеваний. Это ведет к снижению их доходов и ощущению незащищенности. В настоящее время очень часто поднимается вопрос об изменении подхода к социальной адаптации людей с ментальной инвалидностью различных возрастов, но пока желаемый результат находится только в стадиях разработок.

Многие сотрудники и руководители специализированных интернатов и других профильных заведений пытаются донести информацию о необходимости улучшения условий содержания и трудоустройства для взрослых, и возможности развития для детей.

Общая характеристика

К категории «ментальная инвалидность» относится целый спектр отклонений психического и когнитивного развития, таких как:

  • эпилепсия, шизофрения, аутизм;
  • умственная отсталость, деменция;
  • дефекты речи, клиническая депрессия;
  • органические нарушения центральной нервной системы;
  • генетические заболевания и прочие патологии.

Такие болезни достаточно часто сопровождаются нарушениями функционирования опорно-двигательного аппарата, а также потерей зрения или слуха, что еще в несколько раз снижает качество жизни человека. Но социальная стигматизация (психологическая дискриминация) и проблемы с трудоустройством вынуждают этих людей отказываться от оформления инвалидности по вышеперечисленным заболеваниям, пока это возможно.

Читать еще:  Можно ли купить долю на материнский капитал

Создать обобщенный портрет человека, относящегося к группе «ментальная инвалидность», достаточно сложно – это люди различных возрастов и заболеваний, проживающих в семьях с разным материальным уровнем. При этом практически все они имеют коммуникативные, поведенческие, интеллектуальные и эмоциональные отклонения, чем и отличаются от обычных людей.

Социальная интеграция

Кроме медицинской помощи, основной потребностью граждан с ментальной инвалидностью является нормальное существование, то есть реализация права на реабилитацию, образование, отдых и занятость. Несколько реже они нуждаются в официальном трудоустройстве.

Иногда для обеспечения «нормальной жизни» таким людям требуется сопровождение либо услуги, в полной мере заменяющие стационар. Это может быть трудоустройство (при определенном участии опекуна либо социального работника), совместное проживание, медицинская, психологическая и бытовая круглосуточная помощь.

Удручающим фактом является то, что пациент с нарушениями психики в большинстве случаев оторван от общества, и, как говорится, заперт в квартире либо психиатрическом заведении. Реабилитационные услуги для этой категории людей долгое время предоставляли только специализированные психоневрологические больницы и диспансеры.

Многие опекуны и родственники таким заведениям не доверяли – опасались, что подопечного «накачают нейролептиками» или лишат дееспособности. При этом в качестве услуг, предлагаемых социальными центрами, также большинство респондентов сомневаются. По рассказам специалистов московского центра лечебной педагогики, очень часто обращаются взрослые, которые когда-то проходили реабилитацию.

Теперь они в основном сидят дома, так как их близкие не знают, куда можно устроить выросшего инвалида, и что с ним делать дальше. За то время, что пациенты центра проводят дома, не развиваясь и не закрепляя полученных навыков, они утрачивают даже те, что удалось привить на каком-то этапе. Отдельная категория – это пожилые люди с деменцией.

С ними, как правило, не проводят реабилитацию, а распределяют по лечебным учреждениям. Большинство пациентов с дементным синдромом находятся в психоневрологических диспансерах или интернатах, остальные проживают в семьях либо одни. При этом старики, живущие в городах, кроме помощи социального работника, больше ни на что рассчитывать не могут.

Самая актуальная проблема семей с пожилыми инвалидами – отсутствие информации о любой помощи и социальной защите, которую может предоставить государство. Специалистов, занимающихся стариками (геронтологов), в России и других странах СНГ мало, так же, как и реабилитационных центров. В диспансерах и интернатах резко ощущается нехватка персонала и оборудования.

Зачастую на медсестру в таких заведениях ложится забота о целой палате, что при учете особенностей пациентов является слишком большой нагрузкой. Кроме этого, эксперты отмечают еще одну не менее важную проблему, которая заключается в отсутствии налаженных межведомственных связей между социальными службами и медицинскими учреждениями.

По статистике деятельности социальных центров можно сделать вывод, что большинство людей-инвалидов и их близкие попросту не имеют представления о наличии подобных заведений. Поэтому многие из последних пустуют, а ведь немало больных очень нуждаются в любой помощи.

Я здесь!

Как родителям понять, что их ребенок не такой, как все? Почему в развитии малыша в какой-то момент что-то пошло не так? Где и как учить школьника с диагнозом «умственная отсталость»? Правда ли, что даже обычный грипп может привести к такому диагнозу? На вопросы «РГ» отвечает доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ Тамара Исаева.

Тамара Николаевна, интеллектуальные нарушения у ребенка — врожденная вещь?

Тамара Исаева: Бывает по-разному. Нарушения могут появиться в разный период. Это может быть внутриутробное поражение или поражение, которое появилось позже, во время созревания мозговых структур. Например, ребенок родился здоровым, но перенес энцефалит или меннингоэнцефалит: воспаление задело высшие отделы головного мозга, самые молодые, и происходит необратимый процесс.

Еще ситуация: ребенок родился здоровым, но имеет наследственную предрасположенность. К появлению умственной отсталости может привести самые различные факторы: например, обычный грипп. Иногда мамы говорят: все было хорошо, вдруг — резкий подъем температуры и резкий откат в развитии. Вот это, скорее всего, и сработал наследственный фактор. Обычно об умственной отсталости мы говорим при воздействии неблагоприятных факторов в возрасте до 3 лет.

Какие признаки должны насторожить родителей малыша?

Тамара Исаева: Вот пять признаков, которые позволят родителям понять, есть ли у ребенка риск возникновения тех или иных нарушений в развитии.

1. Грудничок не ищет глазами контакта с мамой, не откликается на то, как его зовут, у него нет ответной реакции на голос.

2. Ребенок в полгода не сидит (с поддержкой), в год не начал ходить.

3. Ребенок от 1 года до 1,5 лет не интересуется предметным миром, игрушками, не старается подражать.

4. У ребенка отсутствует указательный жест (он не показывает пальчиком на игрушку, которую хочет получить, на бутылочку с соком или водой).

5. К трем годам ребенок не начинает говорить «я».

И что делать, если ребенок не заговорил к 3-4 годам?

Тамара Исаева: Первое, на что родители обычно обращают внимание, — ребенок не говорит.

У меня был случай: ребенку 7 лет, при этом он не ест сам и не одевается. Что важнее: говорить или одеваться самостоятельно? Маму волнует только речь, «я и сама его одену». Но когда мы блокируем навыки одевания-раздевания, то мы, следовательно, блокируем и развитие речи, прежде всего ее коммуникативной стороны. Речь развивается и становится не сама по себе, а в совокупности со многими навыками. Когда ребенок учится одеваться и развиваться, у него развиваются очень тонкие дифференцированные движения рук. А это развитие артикуляционного аппарата и речи. Поэтому здесь надо подумать, что сначала, а что потом. У того ребенка оказалась задержка психического развития.

Кстати, на западе такого диагноза вообще не ставят, эти дети учатся в обычных классах. Как правило, у них страдает темп, они более медлительны по сравнению с другими учениками. Но если им создать благоприятные условия, результат будет не хуже. Часто это не учитывается, в том числе и при сдаче ЕГЭ. Почему-то считается, что все дети работают в одинаковом темпе. Это не так.

Читать еще:  Права опекуна несовершеннолетнего ребенка в россии

А где учить ребенка с интеллектуальными нарушениями — в инклюзивной школе, коррекционной или есть дети, которые вообще не обучаемы?

Тамара Исаева: Необучаемых детей нет. Образование — это, прежде всего, развитие человека. Если ребенок не знает дроби или таблицу умножения, это не значит, что он не развивается. Но у каждого свои возможности, способности, исходя из этого и надо обучать таких детей. В процессе обучения у всех проявляются способности. Для детей с нарушениями интеллекта очень важна образовательная среда. Внутренних ресурсов у них очень мало, все зависит от того, насколько грамотно, серьезно, терпеливо работает дефектолог, который следует по пути восстановления нарушенного онтогенеза. Такое воздействие благоприятно влияет на образование нейронных связей в коре головного мозга.

Я могу опираться на собственный педагогический опыт, когда мои ученики после окончания школы не умели говорить, читать и не овладевали письмом, как мы с вами, но при этом были социально адаптированы. А для таких людей самое важное — быть счастливым в самой простой жизни.

Выходит, все же читать, писать не всякого ребенка можно научить?

Тамара Исаева: Кто-то пишет и читает так же, как мы, а есть еще так называемое альтернативное письмо, глобальные методы чтения. Мы с вами пользуемся аналитико-синтетическим методом при овладении письмом и чтением. А есть дети, которые читают целыми словами. Конечно, у них маленький запас слов, но он есть. Есть чтение на уровне пиктограмм, символов. Мы ведь с вами встречаем, например, инструкции к новой технике, где нет ни слова по-русски, зато есть пиктограммы, и все понимаем. Так же и эти дети.

Раньше ученики коррекционных школ должны были закончить учебу в 18 лет, не важно, чему они к этому времени научились. Теперь в школах они могут быть до 23 лет. А что дальше?

Тамара Исаева: Если берем легкую степень умственной отсталости, то для таких людей есть инфраструктура, возможность найти рабочее место. Но если дети более тяжелые, то тут все гораздо печальнее. Для них пока один путь — в психоневрологические интернаты. Я в свое время отработала восемь лет в таком интернате и знаю, что многие из пациентов могли бы жить в обществе.

У них есть потребность трудиться?

Тамара Исаева: Да, но если она не поддерживается, то такая потребность затухает.

В роддомах мамам до сих пор говорят: оставьте больного ребенка, он вас потом даже узнавать не будет. Это правда?

Тамара Исаева: Это не так! У ребенка врожденная потребность находиться в общении с мамой или с человеком, который с самого рождения начал заботиться о нем.

Ваши ученики вас помнят? Узнают вас, могут написать вам письмо?

Тамара Исаева: Не все. Кто-то узнает на улице, улыбается, кто-то нет. Меня это не огорчает. Огорчает другое: наше общество высоких достижений не дает людям с достижениями, на уровне их возможностей, жить в этом обществе. И это проблема.

Что такое ментальное расстройство

Ментальное расстройство (МР) – это психическое заболевание или нарушение психического (интеллектуального) развития, которое ограничивает способность человека работать или обслуживать себя, а также осложняет процесс интеграции в общество.

Чем отличаются нарушения интеллектуального развития и психические заболевания?

Как нарушения интеллектуального развития, так и психические заболевания относятся к МР, однако возможности лечения и уход за такими людьми отличаются.

Людям с нарушениями интеллектуального развития трудно учиться, и они развиваются медленнее, чем остальные. Это состояние обычно констатируется сразу после рождения или в раннем детстве. Иногда это происходит в результате повреждения мозга после перенесенных болезней или травм. Выделяют три степени нарушения интеллектуального развития – легкую, среднюю или тяжелую степень отставания в интеллектуальном развитии. В случае нарушений интеллектуального развития более важны уход, отношение и поддержка. Состояние относительно стабильное и неизменное.

В случае психических заболеваний, например шизофрении, депрессии, биполярных аффективных расстройств, анорексии и других болезней, более важную роль играют прием медикаментов и психотерапия. Состояние может изменяться. Также болезни разделяются по степени тяжести, они могут стать причиной инвалидности или могут быть такими, с которыми люди успешно уживаются, например легкая депрессия.

МР могут быть очень разными – психические заболевания отличаются от нарушений психического развития, а также у людей с одним и тем же диагнозом могут быть разные проявления расстройства. Наглядным примером является широкий спектр аутизма – человек с таким диагнозом может обладать высокоразвитым интеллектом и незаметными для стороннего наблюдателя нарушениями, а в самых тяжелых случаях человек с аутизмом в течение жизни даже не способен научиться разговаривать. Также очень разными могут быть, например, нарушения психического здоровья, вызванные шизофренией. Если предоставить людям с МР необходимую поддержку, то они могут учиться, успешно интегрироваться на рынке труда и жить полноценной счастливой жизнью.

Люди с МР бывают разными. У них могут быть разные степени нарушения интеллектуального развития или тяжести психического заболевания, а также они отличаются друг от друга по характеру. Однако независимо от вида МР, их чувства, желания, эмоции и потребность в самовыражении равноценны чувствам, желаниям, эмоциям и потребности в самовыражении других людей.

Жизнь людей с МР в обществе может различаться в зависимости от степени тяжести функциональных нарушений. Человек может быть совершенно самостоятельным и выполнять оплачиваемую работу или ему может быть необходима постоянная поддержка.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector