0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение детей инвалидов в общеобразовательной школе

Обучение детей с инвалидностью в школе. Что такое инклюзивное образование и как им воспользоваться?

Есть ли понятие инклюзивного образования в законе

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует ключевые аспекты реализации права детей с инвалидностью на образование, а также вопросы их приема и обучения.

Отдельно в п. 27 ст.2 оговаривается понятие инклюзивного образования – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Это означает, что дети с инвалидностью обучаются не в отдельной школе или даже классе, а вместе с другими детьми. По возможности они выполняют те же задания что и остальные, в том числе на уроках физкультуры и труда. Ребенок максимально включен в образовательное пространство, выполняя отдельные спецзадания по необходимости.

В пп. 1 п. 5 ст. 5 указано, что власти обязаны создавать необходимые условия для получения людям с инвалидностью качественного образования, в том числе инклюзивного.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Важно отметить, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, согласно п. 16 ст. 2, это не только люди, имеющие инвалидность.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обучение детей с инвалидностью может быть как инклюзивным, так и интегрированным или специальным (коррекционным).

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивное), так и в отдельных классах, группах (интегрированное) или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (коррекционное).

Какие существуют особенности в образовании детей с инвалидностью

Организация обучения людей с инвалидностью описывается отдельно в статье 79.

Здесь закрепляется обязанность образовательных учреждений создавать специальные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные условия – это особые программы и методы обучения, учебники, технические средства, предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора при необходимости), проведение коррекционных занятий, а также обеспечение беспрепятственного доступа в здание, доступ к информации.

Им бесплатно предоставляются специальные учебники и любая необходимая литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Также оговаривается, что обучение людей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для людей с инвалидностью также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Считается, что для детей с ОВЗ необходимо не приспосабливать общую образовательную программу, а разрабатывать специальную, соответствующую их возможностям. Например, в нее входит сокращенное время занятий, дополнительные уроки с психологом или дефектологом, сопровождение тьютора и т.д.

Кроме этого, государство обязано обеспечить подготовку учителей и преподавателей, которые обучены работе с людьми с ОВЗ.

Что нужно для поступления ребенка с инвалидностью в школу

• Во-первых, нужно проконсультироваться со специалистами по образованию, чтобы заранее определиться с формой обучения, возможностями ребенка и необходимы ли ему специальные условия. Только после этого рекомендуется обращаться непосредственно в психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

Можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций, в том числе коррекционных, негосударственных, а также Центров психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС) и Центральных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Консультации государственных и муниципальный образовательных учреждений, а также ППМС и ПМПК – бесплатные.

• Затем нужно получить заключение медицинской организации (при необходимости). Это может быть заключение для обучения на дому при наличии заболевания из соответствующего перечня. Или по любым другим медицинским ограничениям, касающихся условий обучения.

• После этого определяемся с формой обучения: очная, очно-заочная, заочная (надомное и в медицинских организациях), семейная, самообразование.

• Определяем список конкретных образовательных учреждений. Можно сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях. А затем посетить их и пообщаться с администрацией и педагогами.

• После этого следует ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.

• Определяем и оцениваем недостатки: шаговая, физическая и транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера.

• Вам нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), чтобы получить заключение. В нем будет содержаться информация о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и психическом развитии, отклонениях в поведении. Будет указано, есть ли необходимость в создании особенных условий для получения ребенком образования и т.д.

• Затем при необходимости завершаем оформление или переоформление индивидуальной программы реабилитации (ИПРА) с учетом заключений ПМПК. Важно отметить, что рекомендации ПМПК как и ИПРА являются для ребенка и его законного представителя необязательными и от их исполнения можно отказаться как в части, так и в целом.

При этом для образовательных учреждений рекомендации ИПРА обязательны к исполнению. Их несоблюдение можно обжаловать в вышестоящих инстанциях, прокуратуре или суде.

Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» – заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК учитывается федеральными государственными учреждениями МСЭ при формирования раздела психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью.

• После этого можно писать заявление о принятии ребенка в школу, приложив копии необходимых документов. Примерная форма заявления и список документов размещается на информационном стенде или на официальном сайте учреждения.

Читать еще:  Продать квартиру за материнский капитал последовательность действий

Что делать, если ребенка-инвалида не хотят брать в общеобразовательную школу

Порядок приема граждан для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 32.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только если в ней уже нет свободных мест.

За исключением двух случаев. Во-первых, если школа предусматривает углубленное изучение отдельных предметов или профильное обучение, и потенциальный ученик не прошел индивидуальный отбор. Во-вторых, если в ней реализуется дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области физической культуры и спорта, или среднее профессиональное образование в области искусств.

Если мест в школе действительно не осталось и вам отказывают по этой причине, родители могут обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования (или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования). Это может быть районный отдел образования или департаменты или министерство образования конкретного субъекта РФ.

Если же вам отказывают по другой причине или вовсе без объяснения причины, необходимо обратиться в вышестоящий орган. Например, если в приеме ребенка отказывает директор детского сада, рекомендуется обращаться в управление или департамент образования. При отказе там – в Рособрнадзор.

В таком случае необходимо:

1. Потребовать отказ в письменной форме (при необходимости написать об этом дополнительное заявление)

2. Оспорить отказ в вышестоящей инстанции, направив письменное обращение/жалобу.

В органы прокуратуры имеет смысл обращать только в случаях явного нарушения законодательства. Например, если обращения в вышеуказанные органы не дало никаких результатов или нарушаются сроки рассмотрения обращений.

Помните, незаконные действия любой организации можно обжаловать в судебном порядке, в том числе решением прокуратуры. Примеры жалоб можно скачать здесь.

РООИ «Перспектива» занимается развитием инклюзивного образования и оказывает юридическую поддержку людям с инвалидностью

В каких школах обучаются дети с ОВЗ и как инвалиду поступить в ВУЗ

Одним из базовых этапов в развитии личности считается школьное и дошкольное образование. Именно оно закладывает внутренние и социальные качества человека. Однако подросткам с ограниченными возможностями стандартная учебная программа дается с трудом, а на освоение материала им нужно больше времени. В связи с этим сегодня у родителей, воспитывающих такого ребенка, появилась возможность отдать его на специальное обучение детей с ОВЗ.

Проявление ОВЗ

Поскольку многие не знают, что такое ОВЗ, с этим нужно разобраться подробнее. Расшифровка аббревиатуры звучит так — ограниченные возможности здоровья, а применяют ее по отношению к детям. Обычно у них наблюдаются нарушения речи, слуха, мышления, интеллекта, психики, движения и выражения эмоций. При этом у такого ребенка может быть диагностирован как один из дефектов, так и несколько сразу.

К особенностям детей с ОВЗ относятся:

  • проблемы с коммуникацией;
  • зажатость;
  • потеря самоконтроля;
  • сложное восприятие письменной и устной речи;
  • психоэмоциональное отставание.

Именно в начальной школе происходит адаптация детей к новому окружению, поэтому наиболее острое проявление таких особенностей выпадает на этот период.

Формы обучения

Образование детей-инвалидов предполагает посещение специальных учреждений или учебу в домашних условиях. При тщательном подборе способа обучения успешней пройдет социализация, реабилитация, улучшится эмоциональное состояние ребенка. К тому же с таким подходом не возникнет дополнительных проблем в подростковом возрасте.

Коррекционные школы

Адаптироваться в обществе и подготовиться к школьной жизни поможет компенсированная группа детского сада. Для более взрослых детей учебу проводят в коррекционных школах, которые подразделяются в зависимости от вида нарушений:

  • слуховые, речевые, зрительные;
  • неврологические;
  • задержка умственного развития;
  • синдром дефицита внимания;
  • гиперактивность.

Также можно отправить ребенка с ОВЗ на обучение в обычную школу, однако для этого потребуется разрешение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Инклюзия

Если ПМПК разрешит, то подросток с ограниченными возможностями может получить инклюзивное образование. Эта методика вошла в педагогическую систему Российской Федерации недавно. Она основана на индивидуальном подходе и проведении дополнительных занятий, с которыми учебный материал будет усваиваться лучше.

Инклюзия не делит детей на больных и здоровых, поэтому между ними выстраиваются нормальные психологические отношения. При этом улучшается процесс социализации и результаты учебы.

Интеграция

Интегрированное обучение предполагает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ со схожими заболеваниями. Для интеграции в обычных школах выделяют отдельные классы, а ее современные методы позволяют корректировать поведение ребенка и быстро приспособить его к школьному учебному процессу.

Кроме того, на фоне совместных занятий со здоровыми детьми у подростка-инвалида развивается коммуникация и социальные навыки.

Домашнее образование

Если ребенок с инвалидностью физически не способен ходить в учебное заведение, он может учиться на дому с выездом педагога. Тогда проработка предметов проходит по отдельно разработанной программе. Еще учитель проводит срезы знаний и контрольные работы, на основании которых и выставляет оценки. В целом такое образование ничем не отличается от школьного, кроме самой обстановки.

Экстернат

При проблемах со здоровьем с полным сохранением интеллекта предусматривается получение образования экстерном. В основном такой вид обучения распространяется на учеников старших классов. Поскольку подросток учится дома, то он может уделять одной дисциплине больше времени, чтобы получить более глубокие знания. Однако промежуточную и государственную аттестацию он должен проходить в общеобразовательной школе.

Также ученик экстерната может приходить на практические, лабораторные уроки, участвовать в олимпиадах, пользоваться учебной литературой, дистанционно получать задания.

Программы

Дети с ограниченными возможностями могут обучаться по следующим видам программ, которые адаптированы под способности учащегося:

  1. Образование проводится в обычной школе в среде сверстников, а процесс обучения завершается в общие сроки.
  2. Учебные материалы стандартные, но на их усвоение отводится больше времени.
  3. Увеличенная по сроку программа для больных со зрительными, слуховыми, опорно-двигательными нарушениями, аутизмом. Итоговый уровень образования не соответствует тому, который получают здоровые ровесники.
  4. Более длительное обучение детей с умственной отсталостью.
Читать еще:  Молочка для детей до года

Важно знать, что на основе выбранного варианта школа будет разрабатывать индивидуальные программы развития, подстраиваясь под каждого подростка с ОВЗ.

Социализация

Вместе с получением знаний важна и социальная реабилитация детей-инвалидов. При этом когда у ребенка обнаружены глубокие мыслительные нарушения, то социализация будет проходить дольше. Для построения навыков общения в социуме проводят внеурочную работу на раскрытие творческого потенциала. Также хорошо влияют на коммуникативные способности экскурсии, походы за покупками с самостоятельным расчетом сдачи.

Правила для учителей

Чтобы учить детей с ОВЗ, педагог должен основываться на следующих принципах:

  1. Индивидуальный подход.
  2. Разнообразие в занятиях для исключения переутомления.
  3. Демонстрация красочного наглядного материала.
  4. Применение методов, которые вызовут интерес к познанию, положительно скажутся на развитии письменной и устной речи, формировании учебных навыков.
  5. Педагогическая тактичность, не позволяющая нарушить права ребенка-инвалида в школе. Сюда же относится поощрение ученика за успехи и помощь в усвоении знаний.

Кроме того, специфика работы с такими детьми основана на игровых ситуациях, дидактических играх с поиском чего-либо, психогимнастике. Последняя предполагает общение мимикой и жестами без слов. Главная задача школы — выпуск юных людей с набором умений для взрослой жизни, освоившихся в обществе.

Возможные проблемы

Во время воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья можно столкнуться с такими проблемами:

  • недостаточное количество профильных учителей, знающих особенности работы в условиях конкретного заболевания ребенка;
  • в большинстве школ нет специального оснащения и методических пособий;
  • отсутствие адаптированных программ, которые позволяют получить высшее или среднее профессиональное образование;
  • непринятие обществом и изолированность детей-инвалидов от социума.

К тому же недостаточное общение со сверстниками приводит к ухудшению эмоционального состояния подростков, поэтому они замыкаются в своих проблемах.

Льготы при поступлении в ВУЗ

Следующая ступень после окончания школьного курса обучения — получение высшего образования. Поэтому многих родителей детей с ОВЗ интересует, есть ли льготы для инвалидов при поступлении в ВУЗ. На данный момент в России по законодательству действуют льготные условия зачисления в университеты, чтобы у всех граждан была возможность бесплатно получить квалификацию.

Вне конкурса

Инвалиды 1, 2 группы поступают в ВУЗ, техникум, училище или колледж без экзаменов и вступительных испытаний.

По квоте

Каждое учебное заведение имеет квоты на поступление абитуриентов с инвалидностью — в 2019 году ее размер составляет 10% от всех бюджетных мест. При этом льгота касается и взрослых инвалидов 1, 2 группы, и детей-инвалидов.

Важно знать, что если у человека с ограниченными возможностями уже есть высшее образование и он планирует переобучение, то в таких случаях никакие квоты не действуют.

Преимущество при зачислении

Если у инвалида одинаковый балл с другим поступающим, то преимущество при зачислении отдают первому. Это условие касается только тех, кто успешно сдал все вступительные экзамены.

Важную роль в развитии детей с ОВЗ выполняет раннее обучение, а также процесс социализации. При четко составленном плане и грамотно разработанных методиках возможно успешно подготовить их к жизни, выработать социальные навыки. А специальные центры и школы позволят таким подросткам выучиться и получить профессию.

Все об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Какие возможности образования существуют для детей с ОВЗ?

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации города Москвы по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:

  • реализацию адаптированных образовательных программ;
  • вариативный набор программ дополнительного образования;
  • организацию доступной среды;
  • предоставление специальных учебников;
  • организацию услуг специалистов (психологов, дефектологов, тьюторов, ассистентов);
  • оказание коррекционной помощи.

Кроме того, для детей с ОВЗ в Москве работают спортивные секции.

2. Что нужно, чтобы ребенок получил право на специальные условия обучения?

Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях Москвы необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).

На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

3. Какие документы нужны для обследования?

Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:

заявление или согласие родителя или законного представителя ребенка на проведение психолого-педагогического обследования в ЦПМПК города Москвы;

  • свидетельство о рождении ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для детей старше 14 лет — паспорт (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • паспорт родителя или законного представителя (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), индивидуальная программа реабилитации или абилитации (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся образовательных организаций — характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (оригинал);
  • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (оригинал).

Для организации специальных условий государственной итоговой аттестации (ГИА) также представляются:

  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче ГИА в текущем учебном году (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро МСЭ, ИПРА (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся на дому — приказы о переводе обучающегося на обучение на дому (копии, заверенные руководителем образовательной организации).

4. Как записаться на обследование?

Запишитесь для проведения обследования в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы (ЦПМПК) на mos.ru.

Прием в ЦПМПК осуществляется по адресам:

  • улица Долгоруковская, дом 5 (вход со стороны улицы Фадеева, дома 2);
  • 2-й Верхний Михайловский проезд, дом 9а;
  • улица Бехтерева, дом 19;
  • город Зеленоград, корпус 1128.
Читать еще:  Продлили ли материнский капитал

По результатам обследования вы получите оригинал заключения ЦПМПК, который нужно представить в образовательную организацию для получения специальных условий обучения и воспитания.

Подробнее узнать о работе ЦПМПК можно на сайте Московского центра качества образования. Консультации специалистов ЦПМПК можно получить по многоканальному телефону: 8 (499) 322-34-30.

5. Что делать, если специальные условия обучения не нужны, но нужна психологическая помощь?

Если вашему ребенку необходима психолого-педагогическая или социальная помощь, если ребенок столкнулся с трудностями в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, вы можете обратиться в Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы. Отделения центра расположены в территориальной доступности в каждом округе города.

Кроме того, необходимую психолого-педагогическую помощь можно получить на базе любой образовательной организации, обратившись к специалистам школьной психологической службы.

Обучение детей-инвалидов

Индивидуальная программа реабилитации для детей с ограниченными возможностями предусматривает получение среднего образования. Исходя из интеллектуальных возможностей ребенка, в программе может быть предусмотрено обучение в высшей школе. Больные дети имеют право на обучение. Это закреплено Конституцией РФ (ст. 43). Обучение детей-инвалидов производится в общеобразовательных школах, специальных коррекционных учебных заведениях, на дому: дистанционным методом или путем семейного воспитания. Инвалидам детства также предоставляется право обучаться в музыкальных и художественных школах на бесплатной основе.

Для получения специального образования инвалидам предоставляются льготы при поступлении в профессиональные училища, техникумы, высшие учебные заведения. Единственным, но значительным ограничением для обучения детей-инвалидов является состояние здоровья. Согласно заключению медицинской психиатрической и педагогической экспертизы инвалиды детства определяются в специализированные учебные заведения для обучения детей со следующими нарушениями:

При имеющихся нарушениях интеллектуального развития предусмотрено обучение детей-инвалидов в специальной школе-интернате по особой методике специально подготовленными преподавателями.

Так или иначе, ни один инвалид детства не может остаться без образования, независимо от характера заболевания.

Обучение детей-инвалидов в школе

Средние общеобразовательные учебные заведения не имеют права отказывать в приеме детям инвалидам, тем не менее школы не обязаны создавать специальные условия для учеников с ограниченными возможностями. Педагоги не разрабатывают специальных учебных программ, не привлекают к процессу обучения детей-инвалидов в школе специалистов: дефектологов, логопедов, массажистов и пр. Частные школы имеют право принимать инвалидов, но не обязаны это делать.

Дети-инвалиды, не страдающие задержкой умственного развития, как правило, не имеют проблем с усвоением школьного материала. На первый план для таких учеников выступает проблема общения со сверстниками. Детская психология значительно отличается от взрослой, ученики могут «организовать» инвалиду невыносимые условия не только в плане обучения, но и в жизнедеятельности. Тем временем руководство среднего общеобразовательного учебного заведения не имеет возможности создания благоприятных условий для детей с ограниченными физическими возможностями. В штате средней школы не предусмотрена работа психолога, прямой обязанностью которого является создание необходимого микроклимата в коллективе.

Подобные условия созданы в коррекционных школах, в которые ребенок направляется только с согласия родителей.

Обучение на дому детей-инвалидов

В тех случаях, когда родители не желают, чтобы их ребенок учился в коррекционной или общеобразовательной школе, предусмотрена возможность получения среднего образования на дому.

Для обучения на дому детей-инвалидов существует две формы преподавания:

Семейное обучение не предполагает участия в образовательном процессе учителей из общей школы. Образованием ребенка занимаются его родители: самостоятельно либо с привлечением преподавателей. В этом случае семье выплачивается денежная компенсация, включающая затраты на обучение и воспитание. Если же решением комиссии ребенок нуждается в учебе в коррекционной школе, размер компенсации увеличивается согласно существующим нормативам. Между родителями и школой заключается договор, который предусматривает проведение промежуточной аттестации знаний. В случае отрицательных результатов договор расторгается, а компенсация подлежит возврату.

Надомная форма обучения детей-инвалидов предусматривает выплаты на двухразовые горячие обеды, труд прикрепленных учителей школы оплачивает государство. Преподаватели также проводят занятия с ребенком на дому и проводят аттестацию, в ходе которой предусмотрены итоговые экзамены по определенным предметам.

Ребенок, обучаясь дома, получает полное образование, уровень которого не отличается от общего.

Дистанционное обучение детей-инвалидов

Для обучения инвалидов с детства существует несколько моделей дистанционного обучения:

  • В центре дистанционного обучения. Занятия проводят штатные педагоги;
  • Методическое сопровождение преподавания по месту жительства;
  • Разработка программы обучения детей-инвалидов несколькими образовательными учреждениями.

Учебно-методический комплекс дистанционных технологий составляется с учетом плана школы и программ предметов по отдельным дисциплинам. Вся информация находится в открытом доступе как для учеников и родителей, так и для преподавателей. С этой целью разработаны комплекты электронных ресурсов.

Дистанционное обучение детей-инвалидов предусматривает постоянную связь преподавателя с учеником, независимо от расстояния между ними. Использование нескольких средств общения способствует успеваемости. Ребенок-инвалид имеет возможность в любое время задать вопрос учителю и получить на него исчерпывающий ответ.

Важное достижение дистанционного обучения – возможность соединения нескольких детей-инвалидов для проведения уроков в режиме он-лайн. Ребенок с ограниченными возможностями не чувствует себя одиноким и приучается к работе в команде. Аттестации знаний, согласно индивидуальным программам обучения детей-инвалидов, проводятся с использованием электронного контроля знаний, что практически исключает субъективность оценок. Одновременно дети-инвалиды получают навыки работы с персональным компьютером, осваивают новые информационные технологии.

Аттестация знаний при обучении детей-инвалидов

Контрольная работа проводится согласно графику, утвержденному руководителем учебного центра. Режим очного взаимодействия обеспечивается с помощью специальных компьютерных программ. Ученик устанавливает камеру таким образом, чтобы преподаватель мог видеть рабочее место. Подобный режим полностью исключает использование подсказок как в устной, так и в письменной форме.

Обучающиеся с низким темпом работы выполняют контрольную работу в несколько этапов. Учителя не имеют права нагнетать обстановку, преувеличивая значимость прохождения аттестации.

Вступительные экзамены в среднетехнические и высшие учебные заведения для инвалидов проводятся на особых условиях. Абитуриентам предоставляется дополнительное время на подготовку в течение полутора часов независимо от формы сдачи экзамена: письменной или устной. Обучение детей-инвалидов в высших и среднетехнических учебных заведениях также проводится по индивидуальным программам с учетом рекомендаций врачей, психологов и социальных работников.

Инвалидность определяется не состоянием здоровья, а степенью ограничения к трудовой деятельности. Современные технологии позволяют детям инвалидам получить необходимое образование и стать полноценными членами общества.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×