1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности психосоциального развития ребенка инвалида

Педразвитие

Автор: Жаданова Людмила Григорьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОБУ НОЦППМС Филиал №5
Населённый пункт: город Сольцы, Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: «Психологические особенности развития личности детей детей инвалидов»
Дата публикации: 20.10.2017
Раздел: среднее профессиональное

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ

Личностная проблема ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества,

в котором ему предстоит жить и расти.

В раннем детстве дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности

другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью

оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-

инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в

четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный

фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто

замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной

самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто

приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс

С взрослением дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень

их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен. При этом у них

формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному

снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная

пассивность и сужение активного жизненного пространства.

Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости от

здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое — все это они получают за счет

здоровых людей. Осознание глобальности зависимости и привыкание к зависимости

способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ

от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее

окружение. Фактически, к дефекту развития “особых” детей присоединяется дефект

Наиболее тяжело переживают инвалидность дети, внезапно потерявшие слух, зрение и

воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое

развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных

состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным

воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.

Исследования модели будущего детей-инвалидов показали, что она изменена по

сравнению с моделью будущего здоровых детей. В 14-15 лет 38% особых детей мечтают

об улучшении здоровья и все 100% — о получении конкретной профессии. Но, в 14-16 лет

представление о будущем сужено — жизнь планируется на 5 лет и только в отношении

работы. Эмоциональная окраска будущего отрицательная. Дети не уверены в своих

шансах. Мечтают быть артистом, врачом, балериной, юристом, но понимают, что в

лучшем случае будут переводчиком, машинисткой, швеей. Модель будущего бедна,

ограничена в содержании и временной характеристике, в эмоциональном плане она

отрицательна. В структуре модели будущего появляются противоречивые моменты. С

одной стороны, желаемое будущее компенсирует ограничение реальных возможностей,

имеет положительную окраску и отражает защитный механизм от возможных неудач. С

другой стороны, низкий уровень удовлетворенности собой порождает внутриличностный

конфликт с последующим формированием различных неврозов, серьезно осложняющих

В семье, где есть дети-инвалиды с ограниченными возможностями жизнедеятельности,

существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе

воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит

Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет

на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в

воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт

в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких

семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену

отчуждения в собственной семье.

Таким образом, суть психологической реабилитации детей-инвалидов может состоять в

снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических

функций — памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности;

формировании самостоятельности и ответственности и активной жизненной позиции;

преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные

психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические

тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-

инвалидов, так и для членов их семей.

Принципы психологического исцеления:

1. Суть нашего бытия — любовь.

2. Здоровье — это внутренний покой. Исцеление — это избавление от страха.

3. Давать — значит получать.

4. Мы можем оставить прошлое в прошлом и не жить будущим.

5. Существует только это мгновение, и оно предназначено для того, чтобы отдавать.

6. Мы можем научиться любить себя и окружающих скорее путем прощения, чем

7. Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь.

8. Мы можем выбрать внутренний покой для себя, несмотря на все происходящее вокруг

9. Мы ученики и учителя одновременно.

10. Мы можем воспринимать жизнь как целое, а не как отдельные эпизоды.

11. Так как любовь вечна, то на смерть не обязательно взирать со страхом.

12. Мы всегда можем воспринимать себя и окружающих, как предлагающих любовь и

взывающих о помощи.

Психическое и физическое здоровье человека сильнейшим образом зависит от его

настроения и душевного состояния. Чувство собственной ценности, ответственности за

свою жизнь и ощущение своей способности достигать целей помогают человеку легче

преодолевать неизбежные жизненные трудности. Группы взаимопомощи — динамичная

среда для воспитания высокой самооценки, чувства самодостаточности и умения

достигать своих целей. В этих группах люди, объединенные общей заботой, могут

обмениваться опытом, информацией, эмоциональной поддержкой и ресурсами. В группе

возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий людям

раскрываться, чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу. Ведущими групп

взаимной поддержки являются в основном специально подготовленные люди, либо

Ребенок-инвалид вступает в жизнь с изначально пониженным уровнем адаптационных и

интеграционных возможностей. Тип заболевания и отклонения в развитии, особенности

течения заболевания, специфика поражения различных органов и систем, характер и

выраженность дефекта определяют характер и уровень снижения адаптационных и

Для того чтобы ребенок мог приспособиться к жизни и найти в обществе свою нишу, ему

необходимы определенные знания, умения, навыки. Уровень претензий человека в жизни,

степень сложности жизнеопределяющих целей и задач, которые человек ставит перед

собой, зависят от границ его социально-психологического пространства. В пределах

данного пространства человек может прожить всю жизнь, не догадываясь о том, что

уровень его возможностей гораздо шире, чем он предполагает.

Медицинские особенности детей-инвалидов

Жизнь и здоровье детей, родившихся в период экономического кризиса, оказались незащищенными, что способствует росту заболеваемости детского возраста и порождает проблемы социального характера. Особенностью патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболевания в рецидивирующие и хронические, а также нарастание первично-хронической патологии внутренних органов, что снижает компенсаторные возможности функциональных систем.

Среди инвалидов с детства больше всего — с врожденным поражением центральной нервной системы, которое сопровождается вторичным поражением опорно-двигательного аппарата. Данное заболевание известно как “детский церебральный паралич” или ДЦП. Во многих странах более половины детей с физическими недостатками страдают полимелитом или ДЦП. Вследствие ухудшения материального положения семей, имеющих больных детей, резко увеличилось количество детей, имеющих инвалидность с умственной отсталостью, эндокринными заболеваниями.

В структуре детской инвалидности присутствуют врожденные к приобретенные дефекты; аномалии физической и психической природы; основные или “первичные” недостатки и “вторичные” и “третичные” недостатки.
Под вторичными недостатками понимаются недостатки или осложнения, которые возникают вследствие первоначального дефекта.
Иногда возникновение новых физических недостатков может быть связано с негативными последствиями медикаментозного лечения, а также применения ортопедических средств, которые вначале помогают ребенку, а в последствии могут тормозить улучшение его физического состояния.
Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо тщательно изучить потребности ребенка и периодически повторять свои оценки.
Первая заповедь врачей, социальных работников и родителей — НЕ НАВРЕДИ!
В значительной части случаев тяжелые инвалидизирующие заболевания у детей своевременно не диагностируются (диагноз заболевания, явившегося причиной инвалидности, только у 9,3% был установлен сразу после рождения в возрасте 7 дней), лечение запаздывает, и реабилитация оказывается неэффективной. В большинстве случаев диагноз устанавливают в течение первых трех лет жизни (35,3 %) и в старшем возрасте (53,3 %).
Для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, важным аспектом является постановка точного диагноза инвалидности. Некоторые виды инвалидности диагностируются при рождении, другие стали результатом болезни внутренних органов,

Читать еще:  Потребительская корзина непродовольственных товаров

несчастного случая или войны.

Часто получить точный диагноз бывает очень сложно. Кроме того, существуют определенные физические недостатки, которые трудно диагностировать. При возникновении сомнений необходимо проконсультироваться у специалистов, имеющих лучшую подготовку и больший опыт работы. На практике в редких случаях врачи честно говорят родителям, что их ребенок-инвалид, и при этом оставляют им надежду, что он может учиться и развиваться.

Чтобы установить в какой помощи нуждается ребенок с физическими недостатками сначала нужно выяснить, насколько гармонично функционируют тело и интеллект ребенка как единое целое: что ребенок может делать, чего он делать не может и почему. Необходимо внимательно отнестись к ребенку в целом, а не только к его недостатку. Способности ребенка гораздо важнее его физических недостатков. В этом необходимо тесное сотрудничество родителей, работников здравоохранения, работников службы реабилитации, социальных работников.

При обследовании ребенка с физическими недостатками необходимо проверить различные системы организма:

Органы чувств: как ребенок видит, слышит, чувствует?

* Двигательную активность: как ребенок ходит или контролирует свои движения?
* Форму и строение тела: как сформированы, деформированы или изменены различные части тела: суставы, позвоночник, кожа?
* Умственные способности, мозг и нервную систему: какими понятиями, и в каком объеме владеет ребенок? Как он координирует работу различных частей своего тела?

Например, равновесие или координация глаз и рук.

* Уровень развития: Как ребенок выполняет разные задания по сравнению с другими детьми того же возраста, проживающими в данной местности?
* Функции внутренних систем организма.

Психологические особенности личности детей-инвалидов

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.
С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс неполноценности.

По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.
Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости от здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое — все это они получают за счет здоровых людей. Осознание глобальности зависимости и привыкание к зависимости способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее окружение. Фактически, к дефекту развития “особых” детей присоединяется дефект воспитания.

Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.

Исследования модели будущего детей-инвалидов показали, что она изменена по сравнению с моделью будущего здоровых детей. В 14-15 лет 36% особых детей мечтают об улучшении здоровья и все 100% — о получении конкретной профессии. Но, в 15-16 лет представление о будущем сужено — жизнь планируется на 5 лет и только в отношении работы. Эмоциональная окраска будущего отрицательная. Дети не уверены в своих шансах. Мечтают быть артистом, врачом, балериной, юристом, но понимают, что в лучшем случае будут переводчиком, машинисткой, швеей. Модель будущего бедна, ограничена в содержании и временной характеристике, в эмоциональном плане она отрицательна. В структуре модели будущего появляются противоречивые моменты. С одной стороны, желаемое будущее компенсирует ограничение реальных возможностей, имеет положительную окраску и отражает защитный механизм от возможных неудач. С другой стороны, низкий уровень удовлетворенности собой порождает внутриличностный конфликт с последующим формированием различных неврозов, серьезно осложняющих межличностные взаимоотношения.

В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка , либо способствует его реабилитации, либо ,наоборот, тормозит ее.
Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.

Таким образом, суть психологической реабилитации детей-инвалидов может состоять в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций — памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности и ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.
Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-инвалидов, так и для членов их семей.

Всесторонняя психосоциальная оценка ребёнка и семьи

Всесторонняя психосоциальная оценка ребёнка и семьи

Социальный работник: _________________________________________________________

Ребенок, члены семьи и значимые для ребенка лица

Адрес (фактический и регистрация) и телефон

Индикаторы функциональности семьи

Описание ситуации в семье по данному индикатору

1. Жилищные условия

1.1. Дом/квартира является частной собственностью семьи.

1.2. Территория вокруг жилища в целом содержится в порядке, санитарные требования соблюдены.

1.3. Опасных элементов вокруг дома (электрические провода, магистраль, железная дорога, овраг и т. д.) нет.

1.4. В доме чистота и порядок, соблюдены санитарно-гигиенические требования (попадание света, влажность, температура в помещении, грызуны и насекомые).

1.5. Жилище отвечает требованиям безопасности (нет аварийного состояния).

1.6. Жилище снабжено необходимыми коммунальными услугами (вода, канализация, электричество, газ).

1.7. Жилплощадь и количество комнат соответствуют нуждам семьи, у ребенка есть свое пространство.

1.8. Семья имеет необходимую мебель и оборудование (кровати, обеденный стол, письменный стол, стулья, шкафы, кухонные принадлежности, санузел).

Читать еще:  Предоставления жилья детям сиротам

1.9. Доступность транспорта (личный либо общественный).

1.10. Жилище удобно и доступно для инвалидов.

1.11. Ребенок имеет стабильное место проживания.

2. Финансовое положение

2.1. Родители/опекуны имеют постоянную работу и необходимые навыки для трудоустройства; нет опасений относительно потери работы.

2.2. Семья не испытывает серьезных финансовых проблем.

2.3. Семейный бюджет планируется и используется для удовлетворения основных нужд.

3. Отношения семьи с родственниками и общиной

3.1. У семьи есть широкий круг родственников и друзей, с которыми они регулярно взаимодействуют.

3.2. Семья активно участвует в жизни общины (посещает свадьбы и похороны, участвует в праздниках, приглашает гостей).

3.3. Семья открыто принимает помощь от родственников, друзей и соседей.

3.4. Родственники, друзья или соседи помогают заботиться о ребенке.

3.5. Члены семьи состоят в общественных группах поддержки (напр. ассоциация родителей детей-инвалидов).

4. Пользование общественными услугами и ресурсами общины

4.1. Семья проживает в месте с развитой социальной инфраструктурой (образовательные и здравоохранительные учреждения, спортивная/игровая площадка и т. д.).

4.2. Семья получает социальные пособия.

4.3. Семья пользуется необходимыми социальными услугами, существующими в общине (детский сад, школа, поликлиника, реабилитационный центр, дом творчества).

5. Отношения ребенка с членами семьи

5.1. Родители разбираются в вопросах детского развития, имеют реалистичные ожидания и видят корни проблемы.

5.2. Родители использую гуманные методы воспитания, не подвергают ребенка насилию, телесным наказаниям, эмоциональному давлению, относятся с заботой и вниманием.

5.3. Родители готовят ребенка к самостоятельной жизни, но не подвергают ребенка трудовой эксплуатации (опасному тяжелому труду).

5.4. У ребенка есть режим дня, соответствующий его возрасту и личным характеристикам.

5.5. Родители принимают свою роль добровольно, любят детей, относятся к ним тепло и позитивно.

5.6. Родители внимательны и адекватно реагируют на нужды ребенка (правильно распознают жесты, устанавливают глазной контакт, проявляют терпение, играют с ним).

5.7. Существует видимая вербальная и эмоциональная связь родителя с ребенком (ребенок может открыто выразить свои мысли и чувства).

5.8. Ребенок, в общем, придерживается правил, установленных родителями.

6.1. У ребенка есть развивающие игры, соответствующие его возрасту.

6.2. Родители читают детям книги, контролируют просмотр телевизионных программ, проверяют домашнее задание, посещают школьные родительские собрания.

6.3. Родители понимают роль игры в развитии ребенка (создают игровые ситуации, условия для игры, участвуют в играх).

6.4. Родители понимают важность дошкольного, школьного и профессионального образования, обеспечивают ребенка школьными принадлежностями.

6.5. Досуг ребенка планируется родителями вместе с ним и направлен на развитие.

6.6. Члены семьи придерживаются единой методики воспитания.

7. Взаимоотношения членов семьи

7.1. Члены семьи расположены к общению и обсуждению, поощряют друг друга выражать мнение, взаимодействуют без конфликтов.

7.2. Семейные обязанности распределяются между членами в соответствии с их способностями и пожеланиями.

7.3. Члены семьи относятся друг к другу с уважением, доверием и заботой.

8. Личная характеристика членов семьи

8.1. Родители/опекуны выросли в благополучной биологической семье, с любящими родителями.

8.2. Родители в детстве либо во взрослом возрасте не испытывали физического, сексуального либо эмоционального насилия.

8.3. Родители не злоупотребляют алкоголем или наркотическими средствами (в прошлом и настоящем).

8.4. Родители не имели и не имеют хронические заболевания (туберкулез, астма, порок сердца, аллергия, кожные и венерические заболевания, СПИД).

8.5. Родители не имеют физических либо психических ограничений, которые могли бы повлиять на функциональность семьи; родители не подвергаются длительной госпитализации.

8.6. Родители не совершали преступных деяний, не проявляют агрессии и насилия (физического и эмоционального).

8.7. Ни один из членов семьи не находится в заключении либо в другом длительном отсутствии (трудовая миграция).

8.8. Родители не страдают нездоровой подозрительностью, доверяют окружающим в разумных пределах.

8.9. Родители эмоционально и экономически независимы, могут самостоятельно обеспечивать свои текущие нужды (например, покупать и готовить еду), принимать решения и выполнять обязанности по работе.

8.10. Родители готовы к сотрудничеству, открыто ищут помощь, делятся информацией, открыты к новым идеям, инициативны относительно решения своих проблем.

8.11. Родители эмоционально стабильны и оптимистично настроены.

8.12. Родители поддерживают здоровый баланс между личными потребностями и потребностями ребенка.

8.13. Родители имеют профессиональное образование (среднее или высшее) и обладают базовыми знаниями для самостоятельной жизни и воспитания ребенка.

9. Психосоциальная характеристика ребенка

9.1. Развитие ребенка (физическое, эмоциональное, когнитивное, речевое) не вызывает беспокойства и соответствует его возрасту.

9.2. В поведении ребенка не проявляется агрессия, тревожность и другие поведенческие нарушения; ребенок дружелюбен и толерантен по отношению к другим.

9.3. У ребенка нет хронических заболеваний.

9.4. Ребенок не имеет физических либо психических ограничений, которые могли бы повлиять на его функциональность (инвалидность).

9.5. Ребенок получает образование в школе/детском саду, его успеваемость и посещаемость удовлетворительные.

9.6. У ребенка есть друзья, ему нравится проводить время с ними.

9.7. Ребенок не подвергался физическому, сексуальному либо эмоциональному насилию или эксплуатации.

9.8. Ребенок не употребляет алкоголь, наркотические и токсичные средства.

9.9. В истории ребенка не было противоправного поведения.

Психологическое состояние родителей детей с нарушениями здоровья

Особую категорию семей представляют собой семьи, в составе которых присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья.

К сожалению, проблема таких детей имеет не только медицинский аспект, но также и социальный и психологический аспект [52]. Социальный аспект проявляется в вынужденной изоляции, социальной депривации детей с нарушениями развития, а психологический – отражает изменения личностного плана в виде пониженной самооценки, разбалансировки саморегуляции, дезадаптации к окружающему, угнетающего чувства зависимости от окружающих и т.д.

В современном обществе все еще «неприязнь и страх перед психическим или физическим недугом сохраняются в виде рудиментарных отголосков в сознании и наших современников. В целом наше общество очень медленно избавляется от пренебрежительно-снисходительного отношения к инвалиду и его семье. … Подобное отношение общества к проблеме инвалидности оказывает негативное влияние на внутренний климат семьи и, что самое существенное, на позиции родителей в отношении принятия или отвержения ребенка с отклонениями в развитии. Мотивационно-потребностная сфера родителей как система факторов, определяющих поведение индивида в целом, оказывается в ситуации сильнейшего психологического давления со стороны социума по поводу нормативности и соответствия психофизического статуса ребенка ценностям данного общества» [23].

По-видимому, в первую очередь, именно по этой причине родители детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают сильнейший психологический стресс, когда впервые узнают о заболеваниях своих детей. «С момента постановки диагноза жизнь в семье изменяется ко­ренным образом. В нашей стране инвалидность ребенка восприни­мается родителями как личная трагедия. Впервые узнав о заболевании ребенка, которое приводит не только к физическим, но часто и к психическим отклонениям, родители оказываются глу­боко потрясенными и длительное время находятся в «шоковом» состоянии. Они живут в условиях хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и вол­нующих вопросов: «Почему мой ребенок не может быть таким же, как и другие дети? Как справиться с угнетенностью, страхом, разочарованием, связанными с заболеванием малыша? Можно ли его вылечить?» и т.п.» [13, с.201].

В динамике родительского стресса выделяют четыре стадии [10; 11]:

  1. Стадия эмоциональной дезорганизации: состояние шока, растерянности, беспомощности, страха, чувства вины и неполноценности;
  2. Период негативизма и отрицания как попыток защитного устранения эмоциональной подавленности и тревоги: отрицание болезни, сомнения в компетентности врачей, поставивших диагноз, поиск «чудесных средств» исцеления и т.п.;
  3. Фаза горевания: состояние глубокой депрессии, хронические чувства гнева, горечи, отчаянья, безнадежности, иногда суицидальные мысли;
  4. Стадия эмоциональной реорганизации: приспособление, принятие больного ребенка, развитие реалистичного взгляда на болезнь, выработка оптимального стиля жизнедеятельности и взаимодействия с окружающими. Однако далеко не все родители детей с ограниченными возможностями здоровья достигают этой стадии.
Читать еще:  Путевки многодетным семьям в 2020 году

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, находятся в состоянии не только психологической, но и социальной дезадаптации: болезнь ребенка коренным образом изменяет, а иногда и нарушает не только психологический климат, но и уклад, ход жизни всей семьи. Изменяются как отношения внутри семьи, вплоть до развода супругов (до 1/3 случаев), так и контакты с внешним миром: из-за страха и стыда родителей, а также дефицита времени, как правило, контакты с внешним миром максимально сужаются. Тяжелое заболевание ребенка обедняет личную жизнь и профессиональную деятельность родителей (как правило, в большей степени матерей, т.к. распределение обязанностей в большинстве российских семей носит традиционный характер). «На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут самоизолироваться, потерять смысл жизни» [11].

Многие родители детей с ограниченными возможностями здоровья в такой ситуации оказываются не в силах что-либо изменить. Поэтому их положение характеризуется как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик [23; 46], сочетающийся с высокой физической и психологической нагрузкой, вызывающей нередко истощение нервной системы и всего организма. «Никакое описание забо­левания ребенка не дает полного представления о тех переживаниях и трудностях, с которыми сталкиваются родители, воспитывая своего малыша и обеспечивая его необходимым лечением» [44]. Нередко вследствие эмоциональных и физических перегрузок страдает физическое и психологическое здоровье матери.

«Часто для таких матерей свойственно снижение психического тонуса, заниженная самооценка, что проявляется в потере вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации собственных творческих планов, потере интереса к себе как к женщине и личности … Вследствие того, что рождение больного ребенка, а затем его воспитание, обучение и в целом общение с ним являются длительным патогенно действующим психологическим фактором, личность матери может претерпевать значительные изменения … Депрессивные переживания могут трансформироваться в невротическое развитие личности и существенно нарушить ее социальную адаптацию» [23]. Так, например, для 60% матерей детей с церебральным параличом характерны проявления депрессивного невроза, затяжные не­вротические депрессии, депрессивное невротическое раз­витие личности [46]. Для матерей детей с нарушениями развития характерны такие особенности, как высо­кий уровень тревожности, неуверенность в собственных силах, сниженный фон настроения, низкая активность, обидчиво­сть, ранимость, подавленность, иногда агрессивность, раздражительность, несдер­жанность, ворчливость, недоброжелательность, настороженность [13].

Наиболее характерными качествами для родителей аномальных детей являются сензитивность и гиперсоциализация. «Под сенситивностью подразумевается повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, обидчивость, выражаемые склонностью все близко принимать к сердцу и легко расстраиваться, а под гиперсоциализацией — за­остренное чувство ответственности, долга, трудность компромиссов. Контраст­ное сочетание сенситивности и гиперсоциализации означает внутреннее про­тиворечие между чувствами и долгом, способствующее возникновению внут­реннего нравственно-этического конфликта. Следующей особенностью является защитный характер поведения, то есть отсутствие открытости, непосредствен­ности и непринужденности в общении, что обусловлено не столько способом выражения эмоций, сколько ранее имевшимся психотравмирующим опытом межличностных отношений» [12, с.76].

Однако некоторые авторы отмечают, что «наряду с боль­шими нагрузками и вытекающими отсюда трудностями для родителей … нельзя не упомянуть также приобретаемую силу характера и по­зитивный опыт, например искренность, толерантность и способность к эмпатии» [53]. Другие авторы, напротив, указывают на обратный характер личностных изменений родителей детей с нарушениями развития: «Неуверенность, застенчивость сменяются упорством, теплота привязанности к близким замещается сухова­тостью и педантизмом, доброта – некоторым бессердечием» [44]. По-видимому, характер личностных изменений варьирует в зависимости от степени тяжести заболевания ребенка [10] и исходных личностных особенностей самих родителей [50]. Однако, к сожалению большинство матерей – 2/3 от общего числа – не справляются с интенсивностью негативных переживаний и «застревают» на четвертой стадии родительского стресса [10].

Особенно тяжело родители детей с ограниченными возможностями здоровья переживают те стадии развития ребенка, «которые у здоровых детей являют­ся типичными, например время, когда дети учатся ходить или говорить, поступ­ление в школу или пубертатный возраст» [53, с.55].

Парадоксально, но с точки зрения психологического состояния в лучшем положении оказываются те родители детей с нарушениями развития, которые сами имеют заболевания [50 и др.]: ими болезнь ребенка воспринимается как норма и не является психотравмирующим обстоятельством.

Неблагоприятное психологическое состояние родителей детей с нарушениями здоровья усугубляется от необходимости сдерживать свои эмоции, от невозможности осуществить эмоциональную разрядку: «они считают, что им нельзя выражать свое раздражение, душевную боль и бессилие. Они же не могут вести себя так, как будто они не любят ребенка, который больше всех страдает от заболевания. … родители таких детей скрывают свою печаль, чтобы ее не истолковывали неправильно» [21, с.51].

Особо тяжелые переживания испытывают родители детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Эти дети относятся к группе недостаточного развития, включающей варианты психического дизонтогенеза, для которых специфичным является недостаточность по отношению к средненормативному развития всех (тотальное) или отдельных (парциальное) психических функций и их базовых составляющих [43]. Дети с тяжелыми нарушениями интеллекта относятся к группе детей с тотальным недоразвитием. Для них характерно запаздывание сроков психомоторного, психоэмоционального и речевого развития (эти параметры характеризуются грубым несоответствием возрастным показателям), а также грубая социальная незрелость.

Н.Я.Семаго и М.М.Семаго выделяют три типа детей с тотальным недоразвитием [43]:

  1. Простой уравновешенный, характеризующийся относительной уравновешенностью в поведении ребенка в сочетании с непосредственностью реакций, в норме свойственной детям более младшего возраста. Скорость выполнения заданий и выносливость в процессе осуществления деятельности могут приближаться к нормативным, но самоконтроль деятельности малодоступен, критичность к ее результатам снижена.
  2. Аффективно-неустойчивый, характеризующийся выраженной импульсивностью поведения и деятельности в целом, трудностями организации поведения, немотивированными перепадами настроения от эйфории к дисфории и наоборот. Такие дети быстро пресыщаются, и на фоне пресыщения чаще всего возникают аффективные вспышки агрессии.
  3. Тормозимо-инертный, характеризующийся вялостью, заторможенностью, низким уровнем психической активности. Часто при этом типе дизонтогенеза отмечается органическое поражение центральной нервной системы (в частности, эпилепсия). Такие дети часто плаксивы, с трудом вступают в контакты, мало пресыщаемы, склонны к монотонной однообразной деятельности и могут испытывать даже дискомфорт при ее прерывании.

Особенности ребенка-инвалида с тяжелыми нарушениями интеллекта не могут не отразиться на психологическом состоянии родителей. Во-первых, во многих случаях диагноз ребенка исключает возможность полного выздоровления, а во-вторых, если большинство других тяжелых заболеваний детей вызывают в обществе сочувствие, то болезни, связанные с нарушениями интеллекта, воспринимаются социумом негативно, с насмешкой. Поэтому «Родители умственно отсталых детей чрезвычайно боятся и стыдятся диагноза, поставленного их ребенку. Они используют все возможности для его изменения на другой, по их мнению, более приемлемый и «щадящий» (детский церебральный паралич и др.)» [23]. По той же причине родители детей с нарушениями интеллекта проявляют в среднем значительно более низкий уровень социальной активности в сравнении с родителями детей с сенсорными нарушениями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и т.д.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector