1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Права ребенка для начальной школы

Занятия по правовому воспитанию младших школьников

Классы: 3 , 4

Цель. Занятие разработано с целью знакомства школьников с основными положениями Конвенции о правах ребенка, знакомства с ее историей, показа единства прав и обязанностей учеников в школе и дома, осознания правильного формирования и трактования понятий об этих правах.

Задачи:

  • Познакомить школьников с основными положениями Конвенции о правах ребенка;
  • Сформировать представление о правах ребенка и его обязанностях;
  • Познакомить с историей Конвенции о правах ребенка;
  • Разграничить понятия «права» и «обязанности» и показать их единство;
  • Воспитать уважение к правам окружающих;
  • Способствовать осознанию ответственности за свои права;
  • Научить применять права и обязанности в повседневной жизни.

Актуальность. Поведение, взгляды, жизненные позиции формируются у каждого человека с раннего детства. И от того, как дети будут понимать свои права и обязанности и, как они будут относится к правам другого человека, зависит и поведение взрослого человека. Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтоб с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Правильное понимание своих прав и обязанностей научит детей уважительному отношению к окружающим, что позволит предотвратить в дальнейшем негативное проявление поведения и нарушения прав других.

Для этого необходимо формировать правовые знания, начиная уже с первого класса. Применять на уроке разные формы и методы ведения урока, так как детям младшего возраста тяжело долго концентрировать внимание на чем-то одном. Начинать урок нужно с беседы и введения детей в тему, знакомства с основными понятиями, а также подключать дискуссию с классом. Затем познакомить с Конвенцией о правах ребенка, с ее историей создания и изучить основные права, наглядно показав ученикам презентацию, после этого обсудить увиденное и закрепить полученные знания в интерактивной форме (дети сами придумывают ситуации по каждому праву и разыгрывают их). Такой ход урока поможет лучшему усвоению правового материала у школьников младшего возраста.

Ожидаемый результат занятия:

  • Дети познакомятся и изучат свои права;
  • Научатся правильно их понимать и ими пользоваться;
  • Научатся различать понятия «права» и обязанности»;
  • Будут выполнять свои обязанности и не нарушать чужих прав;
  • Будут уважительно относится и не нарушать права других;
  • Заинтересуются изучением своих прав и обязанностей.

Для проведения занятия вам понадобится: компьютер, мультимедийная доска и конвенция о правах ребенка.

Соц. педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы говорим с вами о ваших правах и обязанностях. Вы все знаете, что везде существуют свои правила и порядки, которые мы должны соблюдать. У каждого из вас дома наверняка есть свои правила и имеются свои обязанности. В школе свои, в общественных местах свои. Мы часто слышим слова «права», «обязанности», но что они означают, знают не все.

Скажите, а что такое права человека на ваш взгляд? (дети высказывают свое мнение и понимание).

(Далее социальный педагог дает определение значения прав человека).

Права человека, ребята, – это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми. Права есть у всех людей, у богатых и бедных, взрослых и детей. Правда, дети обладают и особыми правами, о них вы узнаете чуть позже.

Как вы думаете, кто несет ответственность за ваше развитие, обучение и воспитание? (школьники высказывают свое мнение.) далее соц. педагог говорит детям правильный ответ: Это ваши родители и государство. Однако не все зависит от родителей. Во многом ответственны, за свои поступки и вы сами. Мы поговорим сегодня с вами не только о правах, но и обязанностях, так как обязанностей без прав не бывает.

Как вы думаете, что такое обязанности? (Ребята высказывают свое мнение, затем соц. Педагог знакомит их с определением).

Обязанности – это то, что должны делать все люди. Обязанность – это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека. Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать окружающим и не обижать никого. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются по всюду – в школе, на улице, в общественных местах, дома. Главное – помнить о своих обязанностях.

Ребята, а кто может мне назвать, какие у вас есть дома обязанности? (Ученики называют свои обязанности).

Социальный педагог. Ребята, только, что мы с вами разобрали, что же такое права и обязанности. Теперь я вас познакомлю с вашим первым главным документом (раздает ученикам Конвенцию о правах ребенка).

Он называется Конвенция о правах ребенка. Сейчас я вам расскажу, откуда она появилась, что в ней написано.

Много лет назад (примерно сто лет назад) во многих странах мира дети жили в плохих условиях, дети много работали на тяжелых работах, от этого они часто болели и умирали. В то время дети не учились в школах и не умели писать и читать. Тогда взрослые задумались над тем, как им защитить своих детей от тяжелых работ, болезней и смерти. В 1923г. Международный союз спасения детей подготовил Женевскую декларацию прав ребенка.

Декларация – это объявление, заявление правительства, а женевской ее назвали по месту ее принятия – в городе Женева. Это был первый документ о защите прав детей, в котором не были охвачены все стороны жизни ребенка, его права были определены недостаточно четко. Позже складывались все новые и новые декларации.

«Всеобщая декларация прав человека» -1948г. Затем «Декларация прав ребенка» — 1959 году. Правительство различных государств стали больше внимания уделять вопросу защиты детей.

Тем не менее, ученые на основе своих наблюдений пришли к выводу о том, что:

  • дети — незащищенная, бесправная часть населения;
  • их могут обидеть взрослые;
  • в ряде государств дети не могут получать образование.

Тогда начали разрабатывать Конвенцию (соглашение, международный договор) о правах ребенка. Конвенция вступила в силу в 1990 году, а принята была 20 ноября 1989г. Это именно тот, документ, который, сейчас находится у вас в руках. Теперь давайте разберемся, какие все же есть у вас права? Внимание на экран (детям показывают презентацию о правах ребенка, знакомя их со своими правами в картинках с помощью мультимедийной доски). (Приложение 1). После просмотра презентации социальный педагог просит повторить учеников, какие права они запомнили из презентации, после чего идет разбор каждого их права.

1. Право на жизнь. Жизнь ребята – это самое ценное, что есть у каждого человека. Никто не имеет права лишать человека жизни или наносить вред его здоровью. Чтобы твоя жизнь и жизнь твоих близких, друзей была в безопасности, ты должен четко соблюдать правила безопасного поведения.

(Далее идет обсуждение понимания этого права, ребятам задаются вопросы и предлагают подумать над ответами)

Ребята, какие правила безопасности вы знаете?

Какие правила безопасного поведения в школе вы знаете?

Что нужно делать, чтобы не нанести вреда своей жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других людей? (нужно внимательно следить за своими поступками, соблюдать технику безопасности).

А сейчас я приглашаю двоих добровольцев (двое ребят выходят к доске и им предлагается придумать и разыграть ситуацию из жизни или сказки, где нарушено правило на жизнь), после этого идет обсуждение разыгранной ситуации и находятся выходы из этой ситуации.

Далее социальный педагог подводит итог по этому праву. Ребята, помните, что человек, прежде всего, сам должен заботится о своей жизни, о своем здоровье и ни в коем случае не нарушать право других людей на жизнь. Самое дорого у человека – это жизнь.

2. Право на образование

Вы все ходите в школу, получаете знания – это одновременно ваша обязанность и ваше право. Каждый ребенок, достигший возраста 7 лет, должен учиться в школе. Ты имеешь право учиться в любой школе; никто не может запретить тебе ходить в школу, если это не наносит вред твоему здоровью. Например, если ты болен, то врач до полного твоего выздоровления может запретить тебе посещать школу. Как ты думаешь, зачем человеку учиться и получать образование? (дети дают свои ответы).

Читать еще:  На что имеет право многодетная семья

Россия – это наша страна, наша Родина. Будущее России зависит от вас, маленьких граждан своей страны.

Если большинство людей были бы безграмотными, страна не смогла бы развиваться. Безграмотность населения тормозило бы развитие науки, производства; не было бы профессионалов, квалифицированных работников.

Далее приглашаются еще добровольцы, которые придумают и разыграют ситуацию, где нарушено это права. После идет обсуждение, как в этой ситуации избежать нарушение прав.

3. Право на уважительное отношение.

Как вы думаете, что это за право? (дети высказывают свое мнение)

Люди должны относится уважительно друг к другу. Никто не имеет права унижать, оскорблять другого человека. Поэтому, где бы ты не находился в школе или дома, на улице, ты должен внимательно следить за своим поведением, речью, чтобы случайно не оскорбить или обидеть кого-либо. Ребята, как вы думаете, что могло бы случиться, если бы люди не придумали этого права? (ребята высказывают свое мнение) Правильно, люди бы ссорились, ругались, обижали бы друг друга, и никто не мог бы защитить их.

Затем приглашаются другие два добровольца, которым тоже предлагается придумать сценку, где нарушено это право. После чего идет обсуждение сценки и находятся пути решения ситуации, как надо было поступить в этой ситуации, чтобы не нарушить права другого.

4. Право на защиту от жестокого обращения.

Ни кто не вправе вас избивать, причинять вред вашему здоровью.

Далее так же приглашаются добровольцы для разыгрывания ситуации по этому праву и обсуждение ситуации, выход как избежать нарушения права в этом случае.

5. Право на собственное мнение.

Ребята, как вы думаете, что такое мнение?

(дети дают свое определение данному слову)

Мнение — это суждение каждого человека по тому или иному вопросу.

Теперь давайте разберем, как правильно нужно отстаивать или выражать свое мнение.

Свое мнение нужно высказывать так, чтобы никого не обидеть и никого не оскорбить.

Помни, если собеседник не согласен с твоим мнением, это не значит, что он не прав! Каждый думает по-своему и это его право. И если ты все же, высказываешь свое мнение, делай, это вежливо не унижая, и не оскорбляя другого достоинства другого.

Далее также приглашаются добровольцы для разыгрывания ситуации по этому праву и обсуждение ситуации, выход, как избежать нарушения права в этом случае.

6. Право на отдых.

Каждый человек обладает правом на отдых. После занятий в школе ты можешь прийти домой и отдохнуть, но не забывай про обязанность выполнить домашнее задание. В школе ты имеешь право на отдых на переменах. Твои соседи, родители также имеют право на отдых, поэтому ты не должен громко слушать музыку, шуметь, кричать.

Далее так же приглашаются добровольцы для разыгрывания ситуации по этому праву и обсуждение ситуации, выход как избежать нарушения права в этом случае.

7. Право на медицинскую помощь.

Когда нам не здоровится или, что-то болит мы обращаемся за помощью к врачу.

8. Право на Ф.И.О.

При рождении родители обязаны дать своему ребенку фамилию, имя и отчество, которое записывают ваш первый самый важный документ Свидетельство о рождении.

9. На помощь со стороны государства по защите прав.

Ребята, помните, если вы считаете, что кто-то нарушает ваши права, вы всегда можете обратиться за помощью к вашему социальному педагогу, в органы опеки и попечительства или в полицию. Это те люди, которые защищают ваши права и интересы.

Сегодня мы разобрали не все ваши права, а лишь только часть их. Так как в конвенции о правах ребенка собрано целых 54 ваших права, с ними вы можете ознакомиться дома с родителями. На этом наш с вами урок закончился. Но я предлагаю нам его продолжить на следующем занятии, вы расскажите, какие еще у вас есть права, которые мы с вами сегодня не разобрали и какие есть обязанности у каждого из вас.

Приложение 1 – презентация по правам https://yadi.sk/i/beQiuwqU6_d-VQ

Список литературы

  1. Конвенция о правах ребенка.

Права детей в школе

Мы живем в цивилизованном обществе, где, казалось бы, должны соблюдаться права человека, особенно ребенка. Но иногда интересы ребенка ущемляются, чаще всего действиями взрослых, что приводит к серьезным последствиям.

Защищающие документы

Среди нормативных актов, регламентирующих права детей, можно выделить:

  • Декларация по правам ребенка 1959 г. (состоит из 10 принципов, определяющих положение и права ребенка);
  • Конвенция ООН о правах ребенка (международный правовой акт, который определяет и защищает права детей в возрасте от рождения и до 18 лет в странах, присоединившихся к данной Конвенции);
  • Конституция РФ (определяет право любого на образование, обязательность образования, общедоступность, бесплатность образования, свобода творчества и преподавания) ;
  • Семейный кодекс РФ (определяет права ребенка, родителей);
  • Гражданский кодекс РФ (определяет имущественные права ребенка);
  • Закон РФ «Об образовании».Давайте остановимся на правах детей в школе, ведь в школе ребенок разлучен с родителями практически на целый день.

В каждой школе существует должность уполномоченного по правам ребенка, в компетенцию которого входит:

  • профилактика нарушенных прав ребенка в рамках проведения занятий по правам ребенка в школе, мероприятий по правам детей;
  • восстановление нарушенных прав ребенка;
  • просвещение учеников по вопросам прав (разработка наглядных пособий, литературы, материалов, организация школьных стендов о правах ребенка в школе. Стенд по правам ребенка в школе несет большую информативную функцию, что очень эффективно, как для учеников, так и педагогов);
  • рассмотрение жалоб учеников по вопросам, касающимся их положения в школе и др.Согласно ФЗ «Об образовании» № 272-ФЗ от 29.12.12 г. в школе (или другом учебном заведении) ребенок имеет право (список):

1.Выбрать (совместно с родителями) любую понравившуюся школу (необязательно по прописке). При наличии свободных мест в этой школе и при успешной сдаче вступительных испытаний (если они предполагаются) администрация школы должна зачислить ребенка;

2.Получать нормальные условия для обучения: оснащенный и оборудованный класс, наличие столовой, туалетов, гардероба, спортивной площадки, получение обучения всем общеобразовательным предметам согласно школьной программе;

3.Иметь в течение года полноценный периодический отдых в виде каникул (летних, осенних, зимних, весенних). На каникулах дети могут быть привлечены к участию во внутришкольной жизни – походы на экскурсии, выставки, кинотеатры, а также посильная трудовая деятельность в пределах школы (уборка территории, обработка клумб и газонов, приведение библиотечного фонда в порядок с согласия самого ребенка);

4.Иметь возможность в любое время и без препятствий перевестись в другое учебное заведение (в связи с переездом, с выбором другой учебной программы, выбором школы с уклоном по предмету, в результате конфликтной ситуации);

5.Пользоваться бесплатно и беспрепятственно школьной библиотекой, учебной и научной литературой;

6.Во время учебного процесса пользоваться спортивным инвентарем, культурными объектами школы (посещение школьного музея);

7.Получение полноценного двухразового питания;

8.Выбрать желаемые факультативы, секции, кружки, предлагаемые школой;

9.Всестороннее развитие творческих способностей, иметь возможность на равных условиях участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, физкультурных мероприятиях, в научно-исследовательской и инновационной деятельности;

10.Получать поощрение за успешные результаты своей работы (грамоты, благодарности, дипломы);

11.Получать отсрочку от призыва в армию (если ребенок достиг возраста 18 лет);

12.Право на уважение достоинства ребенка, защиту от любых форм насилия, оскорбления – в первую очередь это касается защиты ребенка от оскорблений со стороны учителей и сверстников;

13.Иметь возможность свободно выражать свои мысли (даже если эти мысли отличаются от мнения учителя);

Читать еще:  Пандус для инвалидов требования

14.Рассчитывать на индивидуальный план. Это касается:

  • одаренных детей (учитель может разработать индивидуальные задания повышенной сложности, проводить занятия для более углубленного изучения предмета, в т.ч. после уроков);
  • детей с каким-либо отклонением в развитии – разработка индивидуальных заданий, подходящих ребенку;
  • детей, часто пропускающих занятия по болезни – ребенок должен иметь возможность домашнего изучения программы с консультированием учителя по предметам;
  • детей, посещающих спортивные школы, которым в силу разъездного характера соревнований приходится часто пропускать занятия – ребенок может рассчитывать на частичный переход на домашнее (семейное) обучение, либо на получение от учителей заданий для самостоятельного изучения с возможностью сдачи итоговых работ и получения аттестации.

Казалось бы, все понятно, ребенку должны быть предоставлены нормальные условия для учебы и развития. Но иногда дети, как и учителя, сталкиваются с обстоятельствами и ситуациями, которые требуют тщательного рассмотрения, т.к. они затрагивают интересы обеих сторон и порой неизвестно, как защитить и отстоять права ребенка и родителей в школе.

Неприятные ситуации и что делать

Приведем некоторые ситуации:

В современных школах учитель иногда боится привлечь ребенка к физическому труду, т.к. любой школьник считает, что это незаконно (а современные школьники отлично знают свои права, благодаря СМИ и интернету).

В упомянутой конвенции о правах ребенка существует запрет на эксплуатацию детского труда, если он несет в себе опасность для его здоровья, развития либо иным образом ущемляет права. В остальных случаях, школа может привлечь к посильному труду детей в рамках школы в свободное от учебы время. Это может быть: уборка школьной и пришкольной территории, мелкий ремонт школьного инвентаря, уборка мусора – любая работа, не наносящая вред здоровью и безопасности детей.

Единственное «но» — на такие работы школа должна получить согласие самого ребенка и его родителей (либо других законных представителей). Без согласия – работы запрещены. Кроме того, перед началом любой трудовой деятельности с детьми должен быть проведен инструктаж по технике безопасности.Обязательными работами для детей в школе считаются работы на уроках труда, т.к. они организуются в рамках учебного процесса и предусмотрены учебной программой.

Угроза здоровью

Первый вариант – если ребенку вдруг стало плохо в школе. Ответственность лежит на:

  • медицинском работнике школы: он должен оказать первую доврачебную помощь, используя некоторые медикаменты (серьезные препараты имеет право дать только врач): измерить давление, перевязать рану, дать нашатырный спирт, наложить шину. В крайних случаях вызвать скорую помощь и сопроводить до больницы;
  • учителе – он должен проводить ребенка до процедурного кабинета, связаться с родителями и оповестить о случившемся, разобраться в обстоятельствах случившегося;
  • директоре – в случае бездействия или недостаточном оказании работниками школы помощи, что может привести к трагическим случаям.

Второй вариант – если между учениками произошла драка, также повлекшая нанесение вреда их здоровью. Вся ответственность (включая имущественную) за произошедшее ложится на школу, если это случилось на ее территории (даже на школьном дворе).

Если драка или потасовка случается на уроке, учитель должен предпринять все меры по ее ликвидации.

Если же драка произошла, то родители пострадавшего ребенка должны предъявлять претензии (в т.ч. по возмещению денежных средств на лечение) не к родителю драчуна, а непосредственно к школе и учителю. В любом случае, Устав школы прописывает подобные двоякие моменты.

Третий вариант – освобождение ребенка от уроков физкультуры. Если учитель физкультуры обязывает ребенка посещать уроки и сдавать нормативы вопреки освобождению и рекомендациям врача, необходимо обратиться к классному руководителю и завучу, чтобы ликвидировать подобную ситуацию. Если действия учителя по физкультуре (а именно принуждение к занятиям) ухудшили состояние ребенка, родители могут подать заявление в суд на действия педагога.

Трудности с учителем

Учитель не имеет права выгонять ребенка с урока или не допускать к занятиям (к примеру, за опоздание, плохое поведение). Обучать и воспитывать – прямая обязанность педагога. В крайних случаях (если ученик пришел в нетрезвом состоянии на урок, неадекватно и агрессивно себя ведет по отношению к ученикам или учителю) педагог должен связаться с директором школы, охраной или полицией, а те – непосредственно передать его либо родителям, либо органам.

Личные вещи

Если у ребенка в школе что-либо украли и после призыва учителя сознаться в содеянном, никто из учеников не откликнулся, учитель вправе вызвать сотрудников полиции. Самостоятельно досматривать вещи детей (или подозреваемого) не имеет права ни классный руководитель, ни директор школы.

Действия родителей в данном случае: не предъявлять претензий к подозреваемому ребенку (т.к. украденную вещь могли запросто подбросить), а покупать ребенку недорогие вещи и самостоятельно следить за их сохранностью.

Другие трудные ситуации

В данном случае необходимо обратиться к директору школу с претензиями к педагогу. Хорошо, если существуют доказательства некорректного поведения учителя (записи речи, фото).

Если дирекция школы не предпринимает никаких действий в отношении учителя (директор школы должен сделать ему предупреждение либо в крайних случаях снять с должности учителя), то родителям необходимо обратиться в Управление образования, а затем – в суд или прокуратуру.

Кроме того, школа не имеет права вовлекать учащихся в религиозные мероприятия (т.к. школа носит светский характер), посещать религиозные объекты по причине того, что в классе могут учиться ребята, принадлежащие к различному вероисповеданию. И непосредственно, родители и сами дети должны решать подобные вопросы.

Другая ситуация – когда оскорбляют и унижают ребенка сверстники, как словесно, так и, портя его вещи, оскорбляя во всевозможных соцсетях и интернете (что выходит за рамки контроля школы), доводя тем самым до нервного срыва или до трагедии (самоубийства). В подобном случае, родителям следует поговорить с классным руководителем, директором, напрямую с родителями учеников. Если эти действия не изменят ситуацию, то идти в полицию.

В Уголовном Кодексе РФ есть статьи 128.1 «Клевета», 110 «Доведение до самоубийства», за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Таким образом, мы попытались разобраться, какие права есть у детей в школе, в т.ч. несовершеннолетних детей, и как защитить права детей в школе.

Викторина «Права детей»

Дорогой друг! Знаешь ли ты, что все дети имеют права? А какие права детей знаешь ты?

Наша викторина «Права детей» представляет собой тест, состоящий из вопросов и 3 вариантов ответов, один из которых – правильный.

На сайте ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» размещена викторина «Права детей».

Можно пройти ее на сайте https://fcprc.ru/quiz/ и получить сертификат. А можно устроить проведение викторины в классе. К примеру в лингафонном кабинете https://rinel.ru/lingafonnyie-kabinetyi-i-kompyuternyie-klassyi/lingafonnyie-kabinetyi. Ответы на вопросы расположены в самом низу.

1. Самое главное право, которое является основой всех остальных аспектов развития детей:

1. Право на развитие
2. Право на жизнь
3. Право на участие

2. С какого возраста ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства?

1. Когда решат родители
2. С момента рождения
3. По достижении аозраса 1 мес.

3. Кто несет основную ответственность за обеспечение условий жизни, которые необходимы для развития ребенка?

1. Государство
2. Образовательное учреждение (детский сад, школа)
3. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка

4. Человек, какого возраста признается в Российской Федерации ребенком?

1. до 14 лет
2. до 16 лет
3. до 18 лет

5. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, который имеет равные со всеми другими детьми права?

1. Нет
2. Да, согласно Конвенции о правах ребенка ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста
3. Не знаю

6. Кто обязан обеспечить получение детьми общего образования?

1. Родители
2. Департамент образования
3. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

7. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего какого возраста, может быть произведено только с его согласия?

1. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста 14 лет, может быть произведено только с его согласия
2. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста 10 лет, может быть произведено только с его согласия
3. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста 7 лет, может быть произведено только с его согласия

Читать еще:  Ментальное развитие детей

8. Где дети имеют право свободно выражать свое мнение?

1. Только среди своих друзей
2. Во всех сферах жизни
3. Только в семье

9. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой нарушенных прав в суд?

1. По достижении возраста 10 лет
2. По достижении возраста 14 лет
3. По достижении возраста 16 лет

10. Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, гарантируется

1. Конституцией РФ
2. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
3. Федеральным законом «Об образовании в РФ»

11. В Российской Федерации есть человек, который обеспечивает защиту права детей. Его назначает Президент Российской Федерации. Как называется должность этого человека?

1. Защитник прав и интересов детей РФ
2. Ответственный секретарь при Президенте РФ по правам ребенка
3. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка

12. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какие права Золушки нарушены?

1. Право ребенка на отдых и досуг
2. Право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях
3. Все перечисленные права

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Права и обязанности ученика. Как осуществляется защита прав детей в школе?

На сегодняшний день практически в каждой общественной сфере существуют права и обязанности задействованных в ней лиц. Это касается и обучающихся в российских общеобразовательных учреждениях.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Каждый ребенок, переступивший школьный порог, должен знать свои права и обязанности.

Права школьника

Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:

  1. Право на получение основного образования, о чем говорится и в статье № 43 Конституции Российской Федерации.
  2. Каждый ученик имеет право принимать участие в управлении школой.
  3. Школьник — это полноценная личность, которая заслуживает уважения как со стороны преподавательского коллектива, так и других сотрудников учреждения.
  4. Обучающийся имеет право знать свою отметку за письменные работы и устные ответы.
  5. Ученик может принимать участие в любых школьных и внешкольных мероприятиях, которые организовываются образовательным учреждением и которые соответствуют его возрастной категории.
  6. Школьник может добровольно участвовать в любой трудовой деятельности.
  7. Ученик имеет право попросить у учителя бесплатной помощи в получении знаний по любой теме, включенной в образовательную программу.
  8. Абсолютно каждый обучающийся вправе организовывать объединения, которые не противоречат школьному Уставу.
  9. Школьник вправе иметь свободное время между уроками и в каникулярный период.
  10. Каждый обучающийся имеет право на то, чтобы его выслушала администрация школы, педагоги и другие ученики.
  11. И в учебное время, и во внеклассной работе абсолютно каждый обучающийся вправе отстаивать свои принципы, взгляды, мировоззрение, понятия в тех случаях, когда возникает спорная или конфликтная ситуация.
  12. Обучающийся в любое время, независимо от обстоятельств, имеет возможность перейти в другое образовательное учреждение.
  13. Школьник вправе обучаться на дому, экстерном, а также досрочно сдать ОГЭ и ЕГЭ.
  14. Ученик имеет право высказывать свое мнение на уроке.
  15. Ребенок имеет право появится на уроке позже, предварительно предупредив учителя. Кроме того, при необходимости он имеет право покинуть учебную аудиторию во время урока, спросив разрешения у педагога.
  16. Школьник вправе исправить учителя, если второй оговорился, допустил неточность, касающуюся темы урока.
  17. По истечении урока школьник вправе покинуть учебную аудиторию.
  18. Ученик вправе обучаться в хорошо освещенных помещениях, где также должны соблюдаться чистота и порядок.
  19. Школьник имеет право рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.

Обязанности школьника

У каждого школьника есть свои обязанности, которые регламентируются в Уставе школы. Ученик обязан:

  1. Уважать не только своих преподавателей, но и других сотрудников учебного заведения.
  2. С уважением относиться к результатам чужих трудов.
  3. Добросовестно относиться к учебе.
  4. Соблюдать школьный режим: своевременно посещать уроки (исключение составляет отсутствие на уроках по уважительным причинам), уходить с уроков в строго отведенное время.
  5. После пропуска учебного дня или определенного урока приходить в школу с объяснительным документом, например, со справкой от врача по поводу болезни (с печатями медицинского учреждения) либо запиской от родителей или родственников.
  6. Приходить в школу чистым и опрятным.
  7. Соблюдать правила техники безопасности на уроках. Особенно это касается уроков химии, физики, биологии, физической культуры и технологии.
  8. Подавать учителю дневник по первому требованию.
  9. Внимательно слушать и выполнять задания, которые дает учитель, для получения качественных знаний.

Что запрещено ученикам в школе?

Стоит отметить, что на каждого ученика действуют запреты, установленные Уставом школы. Школьнику запрещается:

  1. Приносить с собой в общеобразовательное учреждение опасные предметы:оружие, колющие предметы и так далее.
  2. Становиться зачинщиком ситуаций, которые могут привести к дракам, а также участвовать в разборках других обучающихся.
  3. Пропускать уроки без уважительной причины.
  4. Приносить с собой спиртосодержащую продукцию и употреблять ее в стенах и на территории школы, а также являться на занятия в состоянии алкогольного опьянения.
  5. Курить на территории школы.
  6. Играть в азартные игры.
  7. Красть или брать без разрешения чужие вещи.
  8. Неуважительно и грубо общаться с учителями и администрацией школы.
  9. Игнорировать замечания преподавателей, администрации или сотрудников школы.

Права учителя

Учитель, согласно положениям Устава школы, есть следующие права:

  1. Абсолютно каждый школьный учитель вправе управлять школой в соответствии с Уставом.
  2. Преподаватель имеет право на уважение личности, личностных и профессиональных качеств.
  3. Педагог вправе получить защиту со стороны администрации школы в случае вмешательства родителей по вопросам, входящих в спектр его обязанностей.
  4. Учитель вправе на свое усмотрение выбирать учебные программы и учебники, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту.
  5. Преподаватель вправе получить любую информацию, непосредственно касающуюся учебного процесса, со стороны школьной администрации.
  6. Учитель может выразить свою позицию по любому вопросу, касающемуся профессиональной деятельности.
  7. Педагог вправе принимать участие в школьных организациях, профессиональных конкурсах и так далее.
  8. Школьный учитель может совершенно бесплатно получать повышение квалификации раз в три года.
  9. Преподаватель вправе работать в нормальной обстановке: чистое рабочее место, хорошее освещение, необходимая температура воздуха в помещении и так далее.
  10. Педагог вправе рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

Как осуществляется защита прав детей в школе?

Согласно Конституции Российской Федерации, любой ребенок вправе развивать свои физические и интеллектуальные умения, находясь в общеобразовательном учреждении. А любое посягательство на ограничение или прекращение этих прав со стороны школьных учителей или других школьников всегда наказуемо согласно Кодексу об административных правонарушениях.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector