0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Права ребенка инвалида в школе

Какие права у ребенка инвалида в РФ

Детство является самым светлым и ярким периодом жизни практически каждого человека. Но, порою случается так, что отпрыск рождается или становится не совсем полноценным.

Конечно, детство таких малышей существенно отличается от детства обычных детишек. Поэтому, государство старается помочь им, так как по жизни они уже ущемленные лица.

Власти нашей страны разработали множество льгот и пособий, которые предоставляются детям с отклонениями. Они относится к незащищенной категории граждан, поэтому имеют свои индивидуальные привилегии по конвенции о правах детей инвалидов.

Дополнительно на законном уровне установлены льготы для семей с такими детишками. Кроме всего этого, они имеют равные права со всеми детьми.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Понятие инвалидности в РФ

Детьми с ограниченными возможностями считаются лица, не достигшие восемнадцати лет и имеющие различные отклонения физического и психологического плана. Подобные нарушения не дают шанса детям жить полноценно, как остальным малышам.

Инвалидом несовершеннолетнее лицо может признать только специальная комиссия. Она находится в государственном учреждении медицинской социальной экспертизы в населенном пункте проживания отпрыска. Документы на эту процедуру подают родители либо опекающие малыша лица.

Условия, при которых малыш признается инвалидом:

  • присутствие сбоя функции организма связанное с заболеванием либо травмами и дефектами;
  • отсутствие самостоятельного обслуживания: двигаться, учиться, работать;
  • необходимость в реабилитации.

Детям инвалидность утверждается на один, два, пять лет либо до восемнадцатилетнего возраста. После чего, такой отпрыск обязан пройти процедуру переосвидетельствование повторно.

Несовершеннолетнее лицо официально признается инвалидом с дня регистрации соответствующего статуса и получения удостоверения. Законодательством утверждены определенные права и льготы детей инвалидов.

Права детей с ограниченными возможностями

Государство позаботилось об этой незащищенной категории лиц и предусмотрело ряд индивидуальных прав и льгот для них.

Конвенция о правах детей инвалидов содержит основные пункты, регламентирующие привилегии несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями.

Права ребенка инвалида на жилье. За счет государства семьи с такими отпрысками обеспечиваются жильём в первую очередь, если присутствует нужда.

Порядок его предоставления регламентирует на региональном уровне. Обычно устанавливается норма квадратных метров на одного члена семьи.

Права ребенка инвалида на образование. Государство обеспечивает всех детей нашей страны образованием. Оно общедоступно. Сейчас бесплатно можно получить образование такому несовершеннолетнему лицу в следующих учреждениях:

  • детский сад;
  • школа;
  • средние образовательные учреждения;
  • высшие учебные заведения.

Права ребенка инвалида в школе связаны с тем, что он может обучаться: как в стандартном, так и коррекционном заведении.

Дополнительно такому малышу оказывается психолого психологическая помощь.

Тоже касается и права ребенка инвалида в детском саду. Такой малыш вправе посещать дошкольное учреждение со всеми детишками.

Права ребенка инвалида в поликлинике намного больше, чем у обычного малыша. Такие дети вправе получать безвозмездно:

  • лекарства по рецепту доктора;
  • санаторное лечение один раз в год, в том числе оплата проезда туда и обратно;
  • медицинские принадлежности;
  • медицинское лечение.

Также существуют и другие права детей инвалидов в России:

  • на получение информации;
  • на трудовую деятельность;
  • на социальную реабилитацию и обслуживание;
  • полноценное участие в культурных мероприятиях;
  • на алиментное содержание;
  • на достойное проживание и обеспечение;
  • федеральные и областные выплаты.

Государственные власти признают, что такие дети должны наравне с другими людьми вести достойный образ жизни. Это обеспечит их достоинство и будет способствовать уверенности, что облегчит пребывание в обществе. Поэтому, права детей инвалидов в РФ регламентируются законодательство довольно широко.

Какие льготы предоставляет государство

Детишки, у которых есть отклонения, относится к одной из самых незащищенных категорий лиц. Поэтому, государство старается помощь таким семействам. Существует ряд льгот и дотаций, предоставляемых этой категории лиц.

Пенсионные

Детям с ограниченными возможностями положена пенсия, размер которой зависит от сложности инвалидности. Эти выплаты оформляет родитель либо опекун один раз. Впоследствии деньги поступают ежемесячно на указанный в заявлении банковский счет.

Лицо, ухаживающее за таким малышом, получает доплату в сумме шестьдесят процентов от минимальной зарплаты. Родитель, воспитывающий такого малыша вправе пойти на пенсию с пятидесяти лет, если его стаж труда пятнадцать лет.

Жилищные

Кроме того, что детишки с отклонениями имеют первостепенное право на жилье, государство предоставляет им еще ряд льгот этого уровня:

  • скидка пятьдесят процентов на платежи по коммунальным платежам;
  • такие семейства ставят первыми на очереди в получении жилого помещения.

Транспортные

Семьям с такими детишками предоставляется право безвозмездного проезда на городском транспорте. Исключения составляют такси. В период с первого октября по пятнадцатое мая ежегодно, дети с ограниченными возможностями вправе использовать скидку пятьдесят процентов на покупку билетов междугороднего транспорта.

Когда в семье есть малыш от пяти лет, с нарушениями опорно двигательного аппарата, государство может обеспечить ее специальным оборудованным автомобилем. Кроме того, такой автомобиль освобождается от транспортного налога.

Трудовые льготы предоставляются матерям, ухаживающим за детишками с ограниченными возможностями младше шестнадцати лет. Женщина вправе трудиться неполную рабочую неделю по закону.

Работодатель оплачивает работу пропорционально отработанных часов.

Нельзя привлечь такую женщину к сверхурочной работе и командировке без ее разрешения. Уволить мать отпрыска с ограниченными возможностями можно только при общей ликвидации предприятия.

Налоговые

Когда в семействе есть отпрыск с ограниченными возможностями оба родителя вправе претендовать на двойной налоговый вычет. Родители такого малыша вправе подать декларацию на возврат НДФЛ за дорогое лечение. Если такой малыш является собственником недвижимости, он освобождается от оплаты налога на имущество.

Льгота на поступление в ВУЗ предоставляется несовершеннолетнему лицу, если он прошел вступительные экзамены.

Детишек с ограниченными возможностями зачисляют в высшие учебные заведения вне конкурса.

Для этого при сдаче документов требуется принести справку об установленной инвалидности.

Существует множество льгот для семей имеющих отпрысков с ограниченными возможностями. Чтобы их оформить, требуется обращаться в соответствующие инстанции.

К примеру, налоговые льготы оформляются в инспекции по месту проживания. При этом для каждой из льгот придется подтвердить наличие инвалидности удостоверением либо справкой.

Ни одна инстанции не вправе отказать в предоставлении льгот. В противном случае родитель или опекун может подать жалобу на ущемление прав несовершеннолетнего лица с отклонениями.

Защита прав детей с ограниченными возможностями

Права детей инвалидов и их родителей устанавливаются на законодательном уровне. При этом контролируют их исполнение родители и опекуны. Когда происходит ущемление прав таких детей, следует обратиться в вышестоящую организацию с жалобой.

Защита прав детей инвалидов проходит через суд. Виновные лица, отвечают по статье 32 ФЗ 181 от 24 ноября 1995 года.

Все споры и разногласия относительно детей с ограниченными возможностями и нарушения их прав разбираются в судебной инстанции на основании заявления истца.

Дети с ограниченными возможностями являются одной из самых уязвимых категорий людей, поэтому законодатель предусмотрел права ребенка инвалида и льготы. Также же государство обеспечивает защиту таким семьям.

Заключение

Лица с ограниченными возможностями в жизни сталкиваются со многими проблемами. Им сложно их решить без помощи и поддержки родных и близких людей.

Но, существует много таких детишек, которые оставались без опеки родных людей. Им намного сложнее жить, поэтому основная задача властей сделать их существование комфортным и безопасным.

Такие дети должны понимать, что для них есть место в жизни. Они смогут трудиться и получить жилье, когда вырастут. Поэтому государство устанавливает права детей инвалидов на жилье и другие льготы

Конечно, это не решает всех проблем. Взрослому человеку сложно сталкиваться с безразличием, что уж говорить о таких детях. Ведь они намного ранимей обычного человека. Дополнительно государство осуществляет защиту прав ребенка инвалида, но для этого опекун должен обратиться в суд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Читать еще:  Права детей оставшихся без попечения родителей

Права детей-инвалидов и их родителей в России

Дети с ограниченными возможностями– очень уязвимая часть населения. Они подвержены психологическим и физическим изменениям. Поэтому государство разработало целый ряд законодательных актов, облегчающих жизнь тяжело больного сегодня. Законы помогают решить проблему, на что имеет право ребенок инвалид, и какие льготы предусмотрены в России.

Социальная поддержка детей-инвалидов

Дети с тяжелыми заболеваниями находятся под защитой Федерального закона N181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Постановлением правительства прописаны все права и льготы тяжело больных, имеющих инвалидность. Обеспечение прав семьям, воспитывающих несовершеннолетних с тяжелыми пороками развития, осуществляется рядом законодательных актов и тщательно проверяется государством.

Основным правом, которое положено больному, является бесплатное обучение. Образование предоставляется в полной мере. Детские сады, школы, университеты дают образование больным без предоставления платы. Дети с тяжелыми заболеваниями имеют право на бесплатное надомное обучение по программе, созданной индивидуально. Семье положено получение жилплощади, при необходимости ее улучшения.

Права детей-инвалидов РФ обеспечивают качественное проживание и социализацию. Больной получает большое преимущество при посещении поликлинических и стационарных медицинских учреждений — тяжело больным предоставляются:

  • бесплатные медицинские оборудования и необходимые для удобного передвижения и работы предметы;
  • бесплатные лекарственные средства, список которых представлен в законе;
  • бесплатное посещение санаториев-профилакториев 1 раз в год;
  • получение медицинской помощи без оплаты необходимых материалов;

Помимо основных и самых необходимых возможностей, дети с особыми физическими навыками имеют ряд следующих прав:

  • получение достоверной информации;
  • занятие посильной работой;
  • социальные меры поддержки и способы реабилитации;
  • на федеральное и бюджетное снабжение;
  • участие в культурной жизни;
  • нормальные жилищные условия;
  • алименты.

Права в России, предоставленные тяжело больным, помогают им быстрее освоиться в, облегчить свою жизнь в обществе и общественной сфере.

Льготы для детей-инвалидов и их родителей

Дети с тяжелыми пороками развития и их родители обладают большими преимуществами, которые направленны на улучшение их жизни и упрощение социального обслуживания. Права детей-инвалидов и их родителей прописаны в нормативных документах и имеют отдельные категории.

Первоочередное право на массаж

По законам Российской федерации, пациенты, имеющие группу инвалидности, могут получить первоочередное право на массаж. Это прописано в документах, указывающих на преимущества реабилитации детей с ограниченными возможностями.

При необходимости получения лечебных процедур, в том числе медицинского массажа, инвалиду он осуществляется в первую очередь. Важный пункт в этом законе — первоочередное право на массаж предоставляется только в государственных лечебных учреждениях, после выписки лечащим врачом направления на процедуру. в отношении частных поликлиник закон не распространяется.

В образовании

Большое значение в развитии инвалидов имеет качество и уровень его образования. Для этого государство разработало несколько льгот, прописывающих права детей-инвалидов на образование — это шанс получать качественное и бесплатное образование на уровне, который больной может осваивать по состоянию здоровья.

Для обучения инвалида до 18 лет, родители должны выбрать из нескольких видов получения образования одно:

  • дистанционное обучение – для этого создан Центр дистанционного обучения.
  • получение надомного обучения – предназначено для больных с тяжелыми группами инвалидности. К пациенту регулярно приходит педагог или социальный психолог их образовательного учреждения.
  • надомное образование в форме «семейного обучения» — эта тактика обучения ребенка с тяжелыми пороками развития включает образование, которое дома ему дают самостоятельно, родные сами несут ответственность за качество получаемого обучения. Для этого родители должны написать заявление в органы власти. Ученик обязан пройти аккредитацию в школе.

Не ограничиваются и несут большое значение права ребенка-инвалида в школе. Дети с тяжелыми физическими и психическими отклонениями получают в учебном заведении такие преимущества, как:

  • двухразовое питание в детском саду или школе за счет бюджета;
  • попадание в учебные заведения вне общей очереди, преимущественно в группы или классы с направлением развития по специфике заболевания;
  • бесплатное социальное и психологическое обслуживание больного во время обучения;
  • упрощенная аттестация ученика.

Эти льготы в полной мере помогают и позволяют инвалиду обучаться на одном уровне с учениками, не имеющих ограничений по здоровью.

Пенсионные

Одной из важных льгот, разработанных государством в качестве поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и их родителей, является выход на пенсию одного из опекунов раньше положенного срока.

Время, в течение которого родитель ухаживает за инвалидом, включается в стаж. Период ухода не ограничен, что обеспечивает полноценный уход за несовершеннолетним. Выйти на пенсию, ухаживающий за инвалидом, имеет возможность в 50 лет, если это мать, и в 55 лет, если уход оказывает отец. Льгота действует, если выход на пенсию осуществляется при общем стаже работы 15 лет.

Пенсионные преимущества затрагивают и самих инвалидов несовершеннолетнего возраста. Так, сегодня разработана программа, которая позволяет получать родителям инвалидов специальную пенсию, размер которой составляет 6% от заработной платы опекунов.

Жилищные

Основной жилищной льготой, при воспитании ребенка с тяжелыми пороками развития, является получение нового жилья, при условии необходимости улучшения условий жизни инвалида. Жилищными преимуществами в двойном размере может воспользоваться круг лиц, имеющие тяжелые заболевания, которые прописаны в приказе Минздрава РФ от 28.03.1983 г. N 330.

Согласно этому, опекающие могут получить два вида льготы. В первом случае, если ребенок был поставлен на учет, как инвалид, до 31 декабря 2004 года. Для улучшения жилищных условий предоставляется однократная выплата на получение новой площади проживания.

Во втором случае, если больной был поставлен на учет позднее 1.01.2005 года, ему предоставляется муниципальное жилье с договором найма. В этом случае бюджет самостоятельно определяет меры поддержки при наличии бюджет.

Опекающим инвалидов предоставляются такие льготы, как возврат 50% от суммы оплаты коммунальных услуг. Здесь учитываются все оплаты, произведенные за коммунальное обслуживание — электроэнергия, капитальный ремонт, горячее и холодное водоснабжение, газоотведение, канализацию и отопление. Возврат предоставляется на услугу, если таковая существует в данной категории жилья.

Транспортные

Немаловажное значение в воспитании больных с физическими и психическими отклонениями является доступная транспортировка в места получения медицинской помощи, а также в школы и детские сады. Для этого государство создало специальные социальные преимущества, согласно которым, инвалиды и их родители, могут пользоваться правилами при перевозке в общественном транспорте:

  • проезд в пригородных маршрутках и поездах по специальному проездному, который оплачивает бюджетная организация. При желании, можно оформить льготу в виде получения денежных выплат за проезд и составлять около 120 руб. ежемесячно;
  • возможность проезда в общественном транспорте бесплатно до места лечения и обратно. Бесплатный проезд получают и сопровождающие;
  • при необходимости лечения в другом городе, а также в других особых случаях, вероятно получение денежной компенсации за проезд больного в полном или частичном объеме.

Еще одним видом транспортной льготы является скидка в половину от стоимости проездного билета для сопровождающего и инвалида.

Налоговые

Согласно документальным данным законов России: «Родители, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, и опекуны частично освобождаются от оплаты подоходного налога».

В качестве осуществления данной меры поддержки, государство предоставило возможность опекунам ежегодно получать налоговые вычет. Сумма составляет часть от вычета, произведенного НДФЛ на месте работы опекающего.

Сегодня сумма вычета для родных родителей составляет 12000 в год, а для опекунов 6000. Получить вычет можно в налоговой службе или по месту работы при предоставлении соответствующих документов.

Денежные выплаты

Огромное значение при воспитании больного с ограничением жизнедеятельности несет финансовый вопрос, ведь уход за такими детьми требует немалых вложений. Родители обязаны обеспечить инвалида всеми необходимыми средствами, однако это сделать сложно, ведь большая часть семейного бюджета уходит на компенсационные материалы для полноценной жизни.

Государство создало ряд материальной поддержки семей, воспитывающих инвалидов, которое включает в себя:

  • пенсия по инвалидности;
  • ЕДВ – единовременная выплата, на которую имеют шанс, как неработающие родители, так и дети. Сумма выплат не суммируется, а выплачивается отдельно каждому;
  • ежемесячные компенсационные выплаты – выплата за медицинское обслуживание и лекарства, выплаты за санаторно-курортное лечение и лечебное питание, проездной билет, компенсация ЖКУ.
Читать еще:  Питание в школе для многодетных семей

Денежные выплаты положены, в основном опекающим ребенка, имеющего ограничение жизнедеятельности. Это основано на том, что лица до 18 лет не несут ответственности за денежные средства, поэтому даже деньги, начисляемые самим больным, по факту приходят родителям.

Контроль качества обслуживания детей инвалидов

Защита прав детей-инвалидов возложена на плечи ухаживающих за ими людьми. Защита подопечного инвалида осуществляется такими органами, как опека и попечительство, прокуратура, соцзащита населения и суд.

В случае невыполнения защиты опекающих, больной отдается в органы опеки, которые обеспечивают уход за ним в специальных условиях. В данном случае, ухаживающие за ребенком могут лишиться родительских прав на воспитание несовершеннолетнего инвалида и лишаются всех положенных преимуществ.

В социальной защите регулярно осуществляют контроль качества жизни ребенка с ограниченными возможностями, посещая и проверяя семьи, их жилищные условия, а также проверяя качество ухода за инвалидом. Если выявляется неисполнение родительских обязанностей, соцзащита подает заявление в прокуратуру и суд, в случае возникновения спорных вопросов.

За ненадлежащий уход за больным положено наказание по статье 32 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ, которая предусматривает как уголовное, так и административное наказание.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

  • больной имеет право на полноценное и качественное обслуживание, которое должно осуществляться родителями или опекунами;
  • сегодня государство разработало много льгот, предоставляемых ухаживающим за больным, обеспечивающим уход за детьми с физическими или психологическими отклонениями в развитии;
  • воспользоваться получением различных преимуществ имеют право все родители, обеспечивающие уход за несовершеннолетним инвалидом. Качество и количество мер социальной поддержки производится, в зависимости от тяжести заболевания ребенка.

Социальная поддержка инвалидов не обеспечивает решения всех проблем больного, однако помогает защитить и способствует большому облегчению в прохождении таких семей социального и материального барьера, складывающегося в ситуации инвалидности.

Дети – это самая незащищенная часть населения, которая требует постоянной поддержки и ухода, защиты, поэтому важно создавать и соблюдать все необходимые меры их поддержки и социализации. Особенно это касается инвалидов, они не могут постоять за себя и ответить людям.

Права ребенка инвалида в школе: какие предусмотрены и как реализуются

Ребенок инвалид при достижении определенного возраста имеет возможность ходить в школу. Школа не должна отказывать в приеме ребенка с ограниченными возможностями, но при этом, она не должна создавать особенные условия для него, то есть обучается ребенок так же, как и все дети.

В школе дети-инвалиды имеют некоторые льготы, что проявляется больше в материальных компенсациях и минимальных физических нагрузках. В плане психологической помощи, школа должна предоставлять сеансы психолога, который поможет адаптироваться в коллективе, и проведет беседу с другими детьми класса.

Стоит заметить, что часто дети в школе могут плохо контактировать, в силу того, что ребенок-инвалид не такой, как все. Однако, если в классе хорошая атмосфера и классный руководитель обращает внимание на поведение своих учеников, процесс обучения может проходить довольно результативно.

Ребенок-инвалид имеет право на бесплатное питание в школе, льготные условия сдачи экзаменов, при этом ребенок сам выбирает формат проведения этого экзамена. И также ребенок-инвалид может не посещать уроки физического воспитания, если имеются ограничения на физическую нагрузку.

Обучение ребенка-инвалида на дому и его преимущества

Родители вправе выбирать, как именно их ребенок будет получать среднее образование. В случае если ребенок не может посещать школу, выбор становится между двумя вариантами, обучение на дому или в специальном интернате. При обучении на дому, родители должны либо сами проводить занятия с ребенком, либо нанимать учителя, который сможет работать с ребенком в особенных условиях.

При обучении ребенка на дому, родители имеют право на компенсацию затрат в обучении ребенка. Так как по закону каждому ребенку положено бесплатное среднее образование, то государство обязано компенсировать все материальные траты на обучение ребенка, даже если оно происходит в домашних условиях.

Преимуществом такого вида обучения является возможность оградить ребенка от жестоких детей, которые могут причинять моральные травмы ребенку, и возможность получения образования под присмотром родителей.

Бесплатное посещение школы искусств для одаренных детей

Так как многие дети, которые имеют ограниченные возможности, чаще проявляют свои таланты в художественных направлениях, государство дает им возможность бесплатно обучаться в школе искусств.

Такое обучение может проходить как в школе при учебном заведении, так и в тех школах, которые имеют статус самостоятельной художественной школы. Для того чтобы покрыть все расходы на школу искусств, родители просто должны предоставить справку о состоянии здоровья ребенка. Но стоит отметить, что и в таких школах не создаются специальные условия для детей-инвалидов.

Обучение проходит на одних условиях с другими детьми, как в плане требовательности, так и в плане всех удобств.

Аттестация в школе. Какие условия для детей-инвалидов

В школах контрольные работы проводятся на общих основаниях, ребенок с ограниченными возможностями пишет ее без каких-либо особых условий. Если же обучение проводится на дому, то ребенок должен связаться с учителем с помощью видеозвонка, и учитель должен видеть все рабочее место ученика.

В школе ребенок сдает контрольные на общих условиях

При этом не разрешается списывать и использовать дополнительные материалы. Если ученик выполняет задания медленно, то контрольная может сдаваться в несколько этапов, при этом учитель не имеет право торопить ребенка.

При поступлении ребенка в ВУЗ, ему дается на подготовку к экзамену 90 минут, форма экзамена не может быть разной, устной или письменной.

А после зачисления ребенка на обучение, программа составляется индивидуально для каждого ребенка с ограниченными возможностями, которая согласовывается с психологом и врачами.

Как поступить в ВУЗ. Имеет ли право ребенок-инвалид на льготные условия

  1. Дети-инвалиды имеют право на зачисление в высшее учебное заведение вне конкурса, то есть на бюджет. При этом он также сдает экзамен, и если количество баллов соответствует минимальным условиям, то ребенок успешно проходит аттестацию. При сдаче экзамена, ребенок-инвалид имеет одно преимущество перед другими детьми – 90 минут на подготовку.
  2. На обучение в ВУЗах имеют право дети-инвалиды 1 и 2 группы, которые не имеют противопоказаний к обучению. В некоторых случаях, ребенок имеет право на сопровождение его родителями, если самостоятельное передвижение доставляет неудобства.
  3. Для того чтобы получить компенсацию за обучение ребенка на дому, родители должны обратиться в органы социальной защиты со специальной справкой о том, что ребенок проходит домашнюю программу обучения. Получить материальную помощь родители могут после достижения ребенком возраста шести с половиной лет, именно с этого возраста начинается обучение ребенка в школе.

Самое главное для родителей ребенка-инвалида, показать, что он такой же, как и все дети, имеет право на образование и дополнительные увлечения в школах искусств. А государство будет способствовать образованию и саморазвитию такого ребенка во всех смыслах.

О выборе школы для ребенка-инвалида на видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Обучение детей с инвалидностью в школе. Что такое инклюзивное образование и как им воспользоваться?

Есть ли понятие инклюзивного образования в законе

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует ключевые аспекты реализации права детей с инвалидностью на образование, а также вопросы их приема и обучения.

Отдельно в п. 27 ст.2 оговаривается понятие инклюзивного образования – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Это означает, что дети с инвалидностью обучаются не в отдельной школе или даже классе, а вместе с другими детьми. По возможности они выполняют те же задания что и остальные, в том числе на уроках физкультуры и труда. Ребенок максимально включен в образовательное пространство, выполняя отдельные спецзадания по необходимости.

Читать еще:  Погребение ветерана великой отечественной войны

В пп. 1 п. 5 ст. 5 указано, что власти обязаны создавать необходимые условия для получения людям с инвалидностью качественного образования, в том числе инклюзивного.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Важно отметить, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, согласно п. 16 ст. 2, это не только люди, имеющие инвалидность.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обучение детей с инвалидностью может быть как инклюзивным, так и интегрированным или специальным (коррекционным).

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивное), так и в отдельных классах, группах (интегрированное) или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (коррекционное).

Какие существуют особенности в образовании детей с инвалидностью

Организация обучения людей с инвалидностью описывается отдельно в статье 79.

Здесь закрепляется обязанность образовательных учреждений создавать специальные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные условия – это особые программы и методы обучения, учебники, технические средства, предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора при необходимости), проведение коррекционных занятий, а также обеспечение беспрепятственного доступа в здание, доступ к информации.

Им бесплатно предоставляются специальные учебники и любая необходимая литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Также оговаривается, что обучение людей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для людей с инвалидностью также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Считается, что для детей с ОВЗ необходимо не приспосабливать общую образовательную программу, а разрабатывать специальную, соответствующую их возможностям. Например, в нее входит сокращенное время занятий, дополнительные уроки с психологом или дефектологом, сопровождение тьютора и т.д.

Кроме этого, государство обязано обеспечить подготовку учителей и преподавателей, которые обучены работе с людьми с ОВЗ.

Что нужно для поступления ребенка с инвалидностью в школу

• Во-первых, нужно проконсультироваться со специалистами по образованию, чтобы заранее определиться с формой обучения, возможностями ребенка и необходимы ли ему специальные условия. Только после этого рекомендуется обращаться непосредственно в психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

Можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций, в том числе коррекционных, негосударственных, а также Центров психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС) и Центральных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Консультации государственных и муниципальный образовательных учреждений, а также ППМС и ПМПК – бесплатные.

• Затем нужно получить заключение медицинской организации (при необходимости). Это может быть заключение для обучения на дому при наличии заболевания из соответствующего перечня. Или по любым другим медицинским ограничениям, касающихся условий обучения.

• После этого определяемся с формой обучения: очная, очно-заочная, заочная (надомное и в медицинских организациях), семейная, самообразование.

• Определяем список конкретных образовательных учреждений. Можно сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях. А затем посетить их и пообщаться с администрацией и педагогами.

• После этого следует ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.

• Определяем и оцениваем недостатки: шаговая, физическая и транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера.

• Вам нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), чтобы получить заключение. В нем будет содержаться информация о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и психическом развитии, отклонениях в поведении. Будет указано, есть ли необходимость в создании особенных условий для получения ребенком образования и т.д.

• Затем при необходимости завершаем оформление или переоформление индивидуальной программы реабилитации (ИПРА) с учетом заключений ПМПК. Важно отметить, что рекомендации ПМПК как и ИПРА являются для ребенка и его законного представителя необязательными и от их исполнения можно отказаться как в части, так и в целом.

При этом для образовательных учреждений рекомендации ИПРА обязательны к исполнению. Их несоблюдение можно обжаловать в вышестоящих инстанциях, прокуратуре или суде.

Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» – заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК учитывается федеральными государственными учреждениями МСЭ при формирования раздела психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью.

• После этого можно писать заявление о принятии ребенка в школу, приложив копии необходимых документов. Примерная форма заявления и список документов размещается на информационном стенде или на официальном сайте учреждения.

Что делать, если ребенка-инвалида не хотят брать в общеобразовательную школу

Порядок приема граждан для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 32.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только если в ней уже нет свободных мест.

За исключением двух случаев. Во-первых, если школа предусматривает углубленное изучение отдельных предметов или профильное обучение, и потенциальный ученик не прошел индивидуальный отбор. Во-вторых, если в ней реализуется дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области физической культуры и спорта, или среднее профессиональное образование в области искусств.

Если мест в школе действительно не осталось и вам отказывают по этой причине, родители могут обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования (или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования). Это может быть районный отдел образования или департаменты или министерство образования конкретного субъекта РФ.

Если же вам отказывают по другой причине или вовсе без объяснения причины, необходимо обратиться в вышестоящий орган. Например, если в приеме ребенка отказывает директор детского сада, рекомендуется обращаться в управление или департамент образования. При отказе там – в Рособрнадзор.

В таком случае необходимо:

1. Потребовать отказ в письменной форме (при необходимости написать об этом дополнительное заявление)

2. Оспорить отказ в вышестоящей инстанции, направив письменное обращение/жалобу.

В органы прокуратуры имеет смысл обращать только в случаях явного нарушения законодательства. Например, если обращения в вышеуказанные органы не дало никаких результатов или нарушаются сроки рассмотрения обращений.

Помните, незаконные действия любой организации можно обжаловать в судебном порядке, в том числе решением прокуратуры. Примеры жалоб можно скачать здесь.

РООИ «Перспектива» занимается развитием инклюзивного образования и оказывает юридическую поддержку людям с инвалидностью

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector