1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Права ребенка в конституции рф в школе

Права и обязанности детей согласно Конституции РФ

Как и у любого гражданина нашей страны, у ребенка есть свои права. Но после наступления шестилетнего возраста он приобретает и определенные обязанности, прописанные в нормативных актах.

Согласно Семейному Кодексу РФ родители и общество должны соблюдать права и обязанности детей, и следить за тем, чтобы они не совершали правонарушений.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Кого можно считать ребенком

Согласно Конституции РФ ребенок – это человек, который не достиг возраста совершеннолетия. Другими словами, пока ему не исполнилось 18 лет.

На защиту его прав становится государство в виде местных самоуправляющих органов власти (например, администрация или суд города, поселка и т.д.), а также вышестоящих органов. Кроме того, ответственность за него несут родители или люди, которые их заменяют.

Кроме перечисленного, конституция рф о правах ребенка говорит, что детей защищают социальные, медицинские работники, учителя и психологи. В эту же категорию входят и другие специалисты, которые ответственны за охрану здоровья, образование, воспитание, соцобслуживание и соцзащиту.

Защиту прав детей и подростков согласно Конституции обеспечивают и общественные организации.

Права ребенка согласно конституции РФ

Уже начиная с того момента, как только малыш появился на свет, у него появляются права гражданина Российской Федерации.

В этом возрастном периоде он имеет право получить имя, получать воспитание в семье и проживать в ней же (если это представляется возможным). Он может жить совместно со своими родителями и знать, кто они (но только тогда, если нет никаких противоречий с интересами малыша).

У детей с рождения есть права на то, чтобы они получали воспитание и заботу от родителей или от тех людей, которые заменяют их.

Малыш имеет право в любой момент получить защиту человеческого достоинства, а также на то, чтобы быть развитым со всех сторон.

Иные права и обязанности ребенка и родителей должны касаться моментов, когда дети могут спокойно высказывать свое мнение согласно любых моментов, решающихся в кругу семьи. Но это условие должно соблюдаться, только если моменты затрагивают его личные интересы.

Дети вправе быть защищенными своими родителями, судом и иными органами осуществляющими полномочия власти. Кроме того, их интересы могут защищать люди, замещающие детям родителей или временно выполняющие их обязанности (к примеру, опекуны).

Дети могут самостоятельно обращаться в органы опеки, если есть необходимость в том, чтобы такие государственные органы защищали их права.

Важно! Малыш вправе иметь гражданство РФ, если родители также являются гражданами этой страны. Он может обладать имуществом в своей собственности. Это касается имущества, появившегося в связи с вступлением в права наследования или дара, а также того, которое было куплено на средства малыша.

Права по возрасту

Что касается остальных прав, то они будут добавляться с каждого конкретного возраста.

С 6 лет

Малыш может участвовать в совершении мелких сделок, которые носят бытовой характер.

Согласно нормам права детей в конституции рф в этом же возрастном периоде и старше, дети уже могут участвовать в совершении сделок, где им разрешено распоряжаться средствами с согласия своих родителей.

Средства при этом могут быть даны как самими родителями малыша или лицами их заменяющими, так и другими людьми (тетями, дядями, дедушками и т.д.).

С 8 лет

Подросток может участвовать в различных организациях общественного характера. Начиная с этого возрастного периода его мнение должно обязательно учитываться во время решения абсолютно любых моментов, касающихся его семьи.

Помимо перечисленного, у детей с 8 лет появляются права на согласие или же, напротив, категорическое несогласие в случае смены своей фамилии или имени. Малыш также может быть участником восстановления в родительских правах своего родителя.

Дети начиная с восьмилетнего возраста и намного старше, могут давать согласие или, наоборот, не давать его для передачи их на удочерение или усыновление.

С 14 лет

Права ребенка конституция рф распространяет на получение паспорта, требования отмены усыновления и самостоятельного обращения в государственные инстанции с целью получить защиту.

Помимо перечисленного, дети могут соглашаться или не соглашаться на смену статуса своего гражданства и требовать у судебных инстанций установить отцовство.

Подросток, начиная с четырнадцатилетнего возраста уже может устраиваться на работу, но делать это он должен во время, не мешающее учебе (к примеру, на летних каникулах). Такое право наступает у любого человека в этом возрасте, но всего на 4 часа в сутки и превышать это время нельзя согласно трудовым нормам.

С 15 лет

Подросток может участвовать в заключении любых сделок. Проводить их можно с согласия лиц заменяющих родителей или их самих. Без их участия это делать запрещено, пока ему не будет 18 лет.

Подросток в этом возрастном периоде может самостоятельно распоряжаться абсолютно любыми своими доходами полученными от различных видов деятельности (включая и средства, полученные в дар), а также осуществлять вклад в любом банке и пользоваться им.

16 лет

Дети могут сами заявлять права на изобретения, литературные произведения и остальные продукты, созданные с помощью своей деятельности (авторское право).

Иные права и обязанности детей конституция рф связывает с участием в общественно значимых организациях, учебой вождению на мотоцикле и управлении велосипедным транспортом.

С 16 лет подросток имеет возможность работать на льготных условиях, которые записаны в Трудовом Кодексе РФ, но не больше 24 часов за всю неделю.

Важно! С 16 лет подросток вправе заключать брак, если на то есть уважительные причины. Для этого необходимо получить соответствующее разрешение органов местного самоуправления.

Что касается работы, то трудовую деятельность можно осуществлять не больше 36 часов за всю неделю. Подросток также вправе учиться вождению легковой машины или управлять мопедом на дорогах.

В таком возрасте, согласно права детей в конституции, можно являться членом кооператива. В 16 лет можно получить права 18-него гражданина и стать полностью дееспособным.

Какие бывают обязанности детей

В Конституции РФ прописаны не только права, но и обязанности детей. Так, например, начиная с шестилетнего возраста они должны получить основное образование по 9 класс включительно. При этом дети обязаны четко соблюдать дисциплину в учебном заведении и порядки, установленные там.

Обязанности детей по конституции рф в возрасте 8 лет и старше, связаны с соблюдением школьного устава, а также правил общественных организаций.

Начиная с 14 лет подросток должен выполнять все поручения, которые связаны с трудовыми обязанностями. В эту категорию входит соблюдение трудового законодательства и распорядка труда, если он работает.

Кроме того, обязанности ребенка по конституции рф в этом возрасте связаны с соблюдением правил, установленных различными организациями и соблюдением школьного устава.

Начиная с семнадцатилетнего возраста прибавляется обязанность встать в военкомате на учет как военнообязанный (если подросток мужского пола). У женского пола таких обязанностей нет.

Момент наступления ответственности

Помимо обязанностей и прав, в Конституции РФ прописаны нормы, с какого именно момента наступает ответственность детей.

С 6 лет малыша могут направить в специально созданные учебные учреждения, имеющие воспитательный уклон, если он бродяжничал, совершал действия, опасные для общества, употреблял алкогольсодержащие напитки или уклонялся от учебы. Родителей в этом случае в основном лишают прав.

С 11 лет у малыша наступает ответственность, если он постоянно нарушал правила поведения в обществе, а, кроме того, он был участником опасных деяний.

В этой ситуации его вправе отправить в специнтернат или иное учреждение, в котором перевоспитывают детей (федеральный закон о правах ребенка).

С 14 лет возникает ответственность за различные нарушения норм, принятых в школе или за совершение правонарушений. В этом случае подростка имеют право исключить из школы.

Также дети ответственны за заключенные ими сделки, нарушение дисциплины трудового характера и должны возмещать причиненный ими вред.

В возрасте 14 лет подростки уже несут уголовную ответственность за различные преступления. Например, за вандализм, убийство, грабеж, причинение вреда здоровью (средней тяжести и тяжкого), приведение в неисправный вид путей сообщения или автомобилей, изнасилование, вымогательство и другие.

С 16 лет дети должны отвечать за совершение всех разновидностей преступных деяний, а, кроме того, за нарушения административного характера, в том порядке, который был установлен нормами права детей по конституции рф и законодательства РФ.

Читать еще:  Работа для многодетной мамы

Начиная с восемнадцатилетнего возраста у человека появляется полная дееспособность. Это означает, что он целиком будет нести ответственность за все совершенные действия.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»
классный час (4 класс) на тему

1.Познакомить с основным законом — Конституцией России;

2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;

3.Форми­ровать представления о правах и обязанностях школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
prava_i_obyazannosti_detey._konstituciya_rf._gosudarstvennye_simvoly.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

учителем начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ № 27 с углубленным

изучением отдельных предметов»

Никулиной Натальей Валерьевной

Классный час на тему

«Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

1.Познакомить с основным законом — Конституцией России;

2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;

3.Форми ровать представления о правах и обязанностях школьника.

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

У ч и т е ль. Мы начинаем наш классный час, посвященный празднику, который отмечает наша страна 12 декабря.

-Я думаю, многие знают, о каком празднике пойдет речь сегодня. (День Конститу ции.)

-Да, Россия отмечает День Конституции.

-Мы с вами жители России и обязаны знать символы государства.

— Напомним друг другу, какие гocyдарственные символы имеет наша страна. ( Герб, флаг, гимн .)

-Что представляет собой наш государственный флаг? (Сообщение ученика .Государственный флаг России- прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине горизонтальными полосами: белой, синей, красной. Верхняя полоса- белая, средняя- синяя, нижняя- красная. Считается, что белый цвет- выражает чистоту устремлений, синий- обозначает волю к миру, красный- готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Государственный флаг России был принят в 1991 году )

— Следующий символ- это гимн. (сообщение ученика. Гимн- официально принятая торжественная песнь в честь государства. Музыка- Георгия Александрова, новый текст- Сергея Михалкова. Утвержден Указом Президента РФ от 30.12.2000 г. Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины)

— Следующий символ- это герб. Так выглядит наш герб. (Сообщение о гербе. Герб РФ представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Двуглавый орел- древний символ царских династий. В России впервые появился в 1497 году при Иване III. Орел увенчан двумя малыми коронами и- над ними- одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла- скипетр, в левой- держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона )

Государственная символика или её элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни. (посмотрите на экран)- перечислить (Герб РФ изображен на паспорте гражданина РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках. Флаг РФ изображен на государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, милиции ).

-Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные в о п р о с ы :

— Что люди могут делать и чего не могут?

— Что они обязаны делать и чего не обязаны?

— На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти во просы, когда их решили, появились законы, которые помогали уст ранить кошмар и неразбериху.

— Что же это такое — законы ?(Сообщения учеников) .

У ч е н и к. Законы — это правила, которые устанавливает госу дарство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) за кон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года . С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

2. Знакомство с Конституцией.

У ч и т е ль. Итак, Конституция (показывает брошюру) — ос новной закон, по которому мы с вами живем.

— Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан, та кие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д. А что же такое — право?

У ч е н и к . Право — это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отно шения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

3. «Путешествие» по стране Правознайке.

У ч и т е л ь. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость — сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке.

Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

В оп р о с ы учащимся:

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз под вергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съе денным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

На доске 3 листа:

  1. Право на бесплатное образование.
  2. Право на свободный труд, защита от безработицы.
  3. Право на неприкосновенность жилища.

У ч и т е ль. Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Бурати но». Давайте разберемся какие конституционные права были нарушены в данной сказке:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ — № 3 право на неприкосновенность жилища .)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы .)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким пра вом? (Ответ — № 1 на бесплатное образование .)

У ч и т е л ь. Вы сможете продолжить путешествие по стране Правознайке, если возьмете в библиотеке книгу Е. Шабельника «Ваши права». (Показ книги.)

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосред ственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование . ».

— Какие же права есть у вас, школьников?

1. Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

У ч и т е ль. Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

— Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

Обязанности : уважать взгляды, свободу других людей (взрос лых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

Продолжат тему учебы (Ф. И учеников).

1 — й у ч е н и к .Открыты все пути у нас

Без края, без преграды,

Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

Учеба — очень интересный труд,

Нам силу, радость

2 — й у ч е н и к . К тому же мы прекрасно понимаем:

Кто с детства трудности преодолевает,

Судьбой своей тот управляет.

И тот, кто учится отлично в школе,

Характер закаляет свой и волю.

4. Заключительная часть.

У ч и т е ль. Вот и подходит к концу наше занятие, посвящен ное Дню Конституции. Давайте подведем итог.

1. Что такое Конституция?

2. Где записаны права и обязанности граждан России ?(В основном законе России- Конституции.)

3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

4. Какие государственные символы России?

В заключение нашего классного часа выступят.

1 — й у ч е н и к . Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

2 — й у ч е н и к . Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

3 — й у ч е н и к .Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

4 — й у ч е н и к . Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

Список используемой литературы

1. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Авт.- сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина.-М.: ВАКО, 2008.-368с.

2. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград : Учитель, 2006. – 204 с.

3. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы / Л.И. Саляхова – М.: Глобус, 2007. -367с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста.

Разработка классного часа по теме «Права и обязанности гражданина» для учащихся 4 класса.

В рамках месячника «Ты — о законе, закон — о тебе» в 3 кл. проводилось внеклассное мероприятие, на котором дети смогли ознакомиться со своими правами и обязанностями.

В разработку включены познавательные игры, стихи, задания в ситуациях. Все эти приемы способствуют формированию правовой культуры у младших школьников.

Ц е л и:1.Познакомить с основным законом — Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать предст.

Ц е л и: 1.Познакомить с основным законом — Конституцией России; 2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; 3.Ф.

В разработке открытого урока освещены вопросы патриотического и правового воспитания учащихся начальных классов на материале сведений о Конституции РФ, государственных символах нашей страны. Дети отпр.

Конституция РФ о правах ребенка

Конституция РФ о правах ребенка (принята всенародным голосованием 12.12. 1993 г. с учетом поправок от 30. 12. 2008 г. № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 г.)

  1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
  2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

  1. Каждый имеет право на жизнь.
  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Права и обязанности родителей в сфере образования ребёнка

Юридический ликбез: разбираемся в законах и учимся отстаивать интересы своих детей.

Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией, Семейным кодексом, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, и иными федеральными законами. Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты, которым ученики и родители должны следовать.

Рассмотрим подробнее основные правовые источники.

Конституция

Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена статья 43.

Пункт 1. Каждый имеет право на образование.
Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Пункт 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Пункт 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Что это значит

В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Конституция отмечает, что ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы. В обязанности родителей в образовании входит это обеспечить.

Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в пятом пункте, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации. Их можно сравнить с нормативами в спорте или ГОСТами для продуктов. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Иначе говоря, Стандарты — это фундамент образовательного процесса.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Подробнее о том, какие изменения ждут школьников, читайте в нашей статье.

Семейный кодекс

В Семейном кодексе есть статья 63, которая называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Она содержит два основополагающих пункта.

Пункт 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Пункт 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Что это значит

Как видно из Семейного кодекса, права родителей в сфере образования подразумевают свободу выбора: они могут самостоятельно решать, как и где будут учиться их дети. Тем более что получение образования вне школы в России — легально.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В этом Федеральном законе права родителей несовершеннолетних в сфере образования описываются в четвёртой главе. Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, а вот что говорится о родителях.

Обязанность воспитывать детей

Согласно закону, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям.

Обязанность обеспечить получение детьми общего образования также возлагается на родителей.

Обязанность соблюдать правила

Если ребёнок учится в школе, родители должны подчиняться внутреннему распорядку образовательной организации.

В обязанности также входит уважение чести и достоинства работников школы и других обучающихся.

Право выбирать форму обучения

Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс такое образование называется семейным, а в 10-11 — самообразованием.

При этом ребёнок вправе вернуться с домашней формы обучения на очную в любой момент.

Право получать информацию

Можно ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте. Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ. Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Право участвовать в управлении школой

Согласно Федеральному закону «Об образовании», права родителей включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.

Право защищать интересы ребёнка

Мама и папа могут отстаивать права обучающегося методами, не противоречащими нормам права и морали.

Что делать, если права ребёнка нарушаются

Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», родители направляют обращения о нарушении своих и детских прав в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создаётся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы. Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального устава школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия. Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории. Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, это правонарушение, и необходимо написать жалобу на имя директора.

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа отказывает хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам. На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, что это не всегда возможно. Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.

‍С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно).

Резюме

Права и обязанности родителей в образовании, а также самих обучающихся регламентируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Федеральным законом «Об образовании в РФ» и локальными актами образовательных организаций.

Родители имеют право выбирать форму обучения для своего ребёнка. В России можно получать образование вне школы.

Если права нарушаются, можно написать жалобу на имя директора, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или прокуратуру.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector