0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины детской инвалидности

Инвалидность у детей

Причины инвалидности у детей многообразны — нарушения опорно-двигательного аппарата, болезни спинного или головного мозга, болезни мышц и др. Иногда физическая немощь обусловлена хроническим поражением некоторых органов, например, сердца или легких. Во многих случаях у человека не только ограничена возможность передвижения, но имеются также внешние признаки инвалидности.

Симптомы возможной инвалидности у детей

  • Трудные роды.
  • Наличие безусловных рефлексов у ребенка старше 6 месяцев.
  • Пониженный мышечный тонус.
  • Повышенное беспокойство. Апатия.
  • Громкий сильный плач.
  • Повышенное слюнотечение.
  • Слабовыраженный сосательный рефлекс, при попытке глотания ребенок давится.

Причины

Инвалидность может быть обусловлена болезнями, передающимися по наследству. Примерно 5% деток стали инвалидами в результате автомобильных аварий или травм. Почти у половины детей-инвалидов наблюдаются ограничения активных движений вследствие поражения головного мозга. Причины детского церебрального паралича — врожденные аномалии головного мозга, генетические болезни, кислородная недостаточность во время беременности, родов и после них. Кислородное голодание головного мозга может возникнуть у новорожденного, страдающего пороком сердца, болезнями легких и др. Кроме того, инвалидность может быть следствием менингита или гриппа.

Повседневная жизнь детей-инвалидов

Врожденные физические пороки и нарушения активных движений очень затрудняют жизнь детей. Встать, умыться, одеться, принять пищу, играть, учиться многие из них могут лишь с помощью окружающих. Такому ребенку намного сложнее общаться с другими детками и взрослыми.

Наличие у новорожденного физического дефекта, например, врожденной аномалии ног или незарагдения дужек позвоночника, чаще всего вызывает у родителей шок. Нарушения опорно-двигательного аппарата, обусловленные поражением головного мозга, можно диагностировать у ребенка лишь на шестом месяце жизни.

В любом случае необходимо принять ребенка таким, какой он есть. Поэтому как можно раньше оговорите с врачом все возможные методы лечения. Познакомьтесь с родителями детей, страдающих той же или похожей болезнью, общайтесь с ними. Если детский врач не знает таких семей, дайте объявление в газету. Следует помнить, что хотя воспитание ребенка-инвалида и связано с многочисленными проблемами, он так же, как и здоровый ребенок, нуждается в любви и ласке.

Ребенок-инвалид и детский сад

Зачастую дети-инвалиды не могут ходить в обычные детские сады. Работники обычных детских садов не обладают знаниями и навыками, необходимыми для работы с детьми-инвалидами. Кроме того, у них не хватает времени для того, чтобы удовлетворить все их потребности.

Существуют интеграционные детские сады, которые вместе посещают дети-инвалиды и здоровые детки. Однако необходимо обдумать и возможность посещения специального детского сада. При сильно выраженной физической немощи и умственной отсталости пребывание в интеграционном детском саду для ребенка может быть очень трудным. В этом случае он может посещать специализированный детский сад, где, кроме занятий, развивающих способности ребенка, проводятся различные медицинские процедуры. Работающие там специалисты посоветуют Вам, как дома создать для ребенка необходимые условия.

Что такое детская инвалидность?

Содержание

Наше общество на сегодняшний день еще не может перестроиться и начать воспринимать детей с особенностями развития как полноценных членов социума. Да, предположим, что такие люди не в силах делать все то, что делают обычные люди, но у каждого в нашем мире есть своя роль. Нет ни одного живого существа на нашей планете, которое жило бы просто так, бесцельно. Тоже касается и людей с ограниченными возможностями. Может многие из них физически и не могут что-либо производить, зато их роль в формировании здоровой человеческой духовности, гуманности и терпимости просто незаменима.

До недавнего времени в нашей стране, можно сказать, не было инвалидов, да и понятия инвалидность не существовало, так как в обществе они появлялись крайне редко или не появлялись вообще. Но постепенно ситуация начала меняться. На сегодняшний день жизнь особенных детей стала более разнообразной. Но для того, чтобы они максимально комфортно смогли жить в социуме, им нужна помощь и поддержка того самого социума.

Казалось бы появилось достаточно много социальных роликов и рекламы, но одним популизмом дело не исправишь. Необходимо, чтобы дети-инвалиды стали чаще выходить в свет, посещать массовые мероприятия, театры, кинотеатры и так далее. Только при непосредственном контакте общество сможет научиться принимать особенных людей, проявлять понимание, терпение, и при этом не испытывать жалости, видя в них такого же члена общества, как и они сами

Важно работать с семьями, в которых воспитываются особенные детки. Надо разъяснять ситуацию, объяснять как себя вести, давать необходимые знания для этого, придавать уверенности и чувство защищенности. Тогда семьи будут знать, что они находятся в социуме, а не за его пределами

Родителям необходимо с пониманием и спокойствием относиться к проблеме ребенка, не стесняться его и не обращать внимания на взгляды и возможные реплики духовно и интеллектуально бедных людей. Родители должны, несмотря ни на что, любить своего малыша. Для того чтобы родители к этому пришли, необходимо индивидуально подходить к ситуации, учитывая их личностные качества.

Понятие инвалидность

По определению «детская инвалидность» – это частичная или полная потеря возможности получать образование наравне с остальными, а также в полной мере участвовать в социальной жизни.

Ребенок-инвалид имеет стойкие нарушения здоровья, которые могут возникнуть как внутриутробно, так и в процессе его роста. В результате таких изменений ребенок частично или полностью теряет поведенческий, психический, физический, а также психофизический контроль. Он зачастую не может полноценно себя обслуживать, трудиться, учиться и общаться.

С каждым годом количество деток с особенностями развития растет. Причин много, но результат известен. Для того чтобы максимально, в соответствии с ситуацией, откорректировать состояние такого малыша, необходимо как можно раньше выставить ему диагноз и начинать работать, долго, тяжело и упорно. И поверьте в итоге вы получите результат. Не у всех он будет одинаков. Но ситуация с места точно сдвинется. И этот вывод взят не из воздуха. Так получилось, что в моей семье несколько человек родилось с проблемами. От одного малыша вообще предлагали отказаться, так как по прогнозам врачей он должен был стать, так сказать, «овощем». Но упорный и терпеливый труд матери принес плоды. Спустя определенное время ребеночек стал «расти». И не просто развиваться, а довольно активно. Таких детей относят к числу одаренных детей.

У второго пусть все сложилось немного не так, но итог был также неплох.

Читать еще:  Проверка материнского капитала

Понятно, что нельзя всех ставить в один ряд. Помимо психофизических проблем и ситуации в семьях разные. А семья – это одна из главных формирующих ребенка сфер.

Так получается, что большинство детей-инвалидов воспитывается в неблагополучных семьях, а там говорить о полноценном участии родителей и комфортной моральной обстановке не приходится. Именно семья, в первую очередь, должна заложить зерно в формирование личностных качеств ребенка. Семья – это основа.

Структура «детской-инвалидности» в соответствии с понятием инвалидность

На сегодняшний день не существует продуманных и четких критериев инвалидности. В связи с этим остается много неучтенных и не подпадающих под имеющиеся критерии детей. При этом они не меньше нуждаются в специальном обслуживании и воспитании.

Вот список распределения патологий по главному нарушению, приведшему к инвалидности:

  1. Нарушения умственного характера;
  2. Нарушение психики;
  3. Нарушение слуха и вестибулярного аппарата;
  4. Нарушение зрения;
  5. Нарушение обмена веществ и внутренних органов;
  6. Нарушение двигательной активности;
  7. Уродства;
  8. Остальные.

Нарушения психического и умственного характера

Такие нарушения относятся к психическим недостаткам. Умственные нарушения бывают врожденными, раноприобретенными и характеризуются недоразвитием психики и интеллекта. В результате этого их поведение в обществе становится неадекватным. Дети с психическими нарушениями испытывают трудности в социально-психической адаптации. Их нарушения могут быть как временными, так и постоянными, при этом они часто затрагивают речевые функции и эмоционально-волевую сферу.

Нарушения физического характера

Физические нарушения более разнообразны: слуховые, вестибулярные, метаболические (нарушение обмена веществ), висцеральные (поражение внутренних органов), проблемы с костно-мышечной системой, разнообразные пороки развития. Какие-то из них проходят, а какие-то являются постоянными (хроническими).

Кто такие «дети–инвалиды»?

Диагноз «инвалидность» выставляется в соответствии с критериями понятия инвалидность. Дети-инвалиды относятся к отдельной социальной группе, группе особого риска. Но если посмотреть отстраненно, то все мы относимся к той или иной социальной группе. По последним подсчетам Всемирной организации здравоохранения, на долю детского населения приходится около трех процентов детей-инвалидов.

В определении инвалидности на сегодняшний день важная роль отводится понятию «социально-психологическая недостаточность».

Место социально-психологической недостаточности, в определении инвалидности

К критериям социально-психологической недостаточности относятся:

  • Частичное или полное отсутствие физической независимости;
  • Ограничение обычной жизнедеятельности;
  • Невозможность полноценно получать образование;
  • Ограничение профессиональной деятельности;
  • Невозможность нормального экономического самообеспечения;
  • Ограничение способности к вливанию в социум.

Дети с врожденными особенностями развития

У детей, с установленной задержкой внутриутробного развития есть определенная динамика их развития после рождения. У таких малышей сразу же после рождения проявляются нервно-рефлекторная возбудимость, или по-другому гиперактивность (беспокойство во время кормления, сна, постоянный плач, крик, резкие смены настроения и т.д.), быструю истощаемость (нервно-психическую и физическую), синдром угнетения (повышенная сонливость, вялость, слабая реакция на окружающий мир), снижение слуха и зрения.

В первую неделю жизни у деток с особенностями развития происходит сбивка в системе чередования и длительности сна и бодрствования. В конце первого месяца появляется синдром двигательных нарушений и гиперкинезия (повышенная двигательная активность). К третьему месяцу снижается тремор (дрожание рук, ног, головы), исчезает, а к четвертому снижаются функции, которые впоследствии способствуют правильному и своевременному развитию речи. К достижению девяти месяцев такие дети догоняют своих сверстников по моторике, но отстают от них по сенсорному восприятию.

К первому году из-за нарушения сенсорного, речевого и моторного развития эти дети начинают проявлять отставание в процессе обучения и понимания. Второй год жизни таких детей проходит с психомоторной задержкой, которая проявляется в нарушении двигательной активности и речи.

Третий год жизни. Для него характерно в 60% случаев отставание в речевом развитии и отставание в овладении новыми умениями.

К пяти годам определяются незначительные мозговые дисфункции (минимальные). Так же, примерно, у одной трети детей появляются фобии и астенический синдром (плаксивость, снижение настроения, слабость, безынициативность). Они развиваются с отставанием на полгода по таким критериям как: скорость физического действия, моторное развитие, синхронизация, координация рук в движении (одновременное целенаправленное движение рук), кроме этого снижаются интеллектуальные показатели.

Последние исследования и открытия показали, что на улучшение развития данной группы детей можно воздействовать еще на антенатальном этапе (до зачатия). А это хороший шанс снизить детскую инвалидность и снизить частоту употребления понятия инвалидность.

Основными патологиями, приводящим к детской инвалидности, являются заболевания опорно-двигательного аппарата и психоневрологические заболевания. А вот что становится причиной развития таких состояний.

Причины увеличения инвалидности:

  • экологию и питание;
  • социальный дискомфорт (неприятие обществом, травля, самонереализация и т.д.);
  • не очень хорошие показатели уровня восстановительного лечения;
  • несоблюдение техники безопасности;
  • плохая реабилитационная система инвалидов и т.д.

Для коррекционного процесса важно взаимодействие комплекса восстановительных мероприятий: психолого-педагогического, медицинского и адаптационного. При этом необходимо учитывать физиологические психологические особенности ребенка. Только терпением, трудом и позитивным отношением можно добиться результата.

Причины детской инвалидности

Число лиц с ограниченными возможностями в нашей стране, как и во всем мире, неуклонно растет. В последние годы в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. Их количество в России в 2014 году составляло 582 тыс.[64].

Причины возникновения инвалидизирующей патологии в детском возрасте в последние годы является предметом исследования многих специалистов в области педиатрии, генетики, профилактической медицины и организации здравоохранения. Установлено, что отклонения в здоровье ребенка формируется под влиянием комплекса факторов.

Факторами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются общее ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, общий рост количества случаев травматизма, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, и другие.

Различают четыре группы факторов риска, приводящих к возникновению инвалидности у ребенка: пренатальные (наследственные), перинатальные (больная мать), неонатальные (внутриутробные) и приобретенная патология[47;227].

Также можно разделить факторы, провоцирующих возникновение инвалидности у детей, на следующие группы:

1. Медико-биологические – некачественное оказание медицинской помощи, нерегулярность прохождения осмотров у специалистов, патология беременности, последствия травм, наследственно-обусловленные болезни; недостаточное количество реабилитационных служб для детей первых лет жизни.

Среди биологических причин, в первую очередь, имеет значение возраст родителей, особенно матери при рождении ребенка, высокий уровень хронических, врожденных и генетических заболеваний родителей, патологии перинатального периода.

2. Социально-психологические причины инвалидности, к ним относятся: социальное неблагополучие семей, неблагоприятные условия труда женщин и мужчин, плохое здоровье родителей, низкий образовательный уровень родителей, неграмотность в вопросах воспитания и обучения, плохие жилищные условия.

3. Социально-средовые – ухудшение экологической обстановки, пищевой дефицит, рост травматизма, нерациональное питание, плохая питьевая вода ведут к нарастанию патологий здоровья, как детей, так и взрослых.

Читать еще:  Покупка автомобиля за материнский капитал

4. Экономико-правовые – низкий материальный достаток семьи, незнание и практическое не использование своих прав на получение того или иного вида льгот, пособий, предоставление учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения в необходимом объеме медико-социальной помощи инвалидам[56;45].

Структуру причин детской инвалидности можно наблюдать по табл.1.

Распределение впервые признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по формам болезней в РФ за 2009-2013г.

Наименование классов болезней
Всего
в том числе:
Туберкулез
Новообразования
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ
Психические расстройства и расстройства поведения
Болезни нервной системы
Болезни глаза и его придаточного аппарата
Болезни уха и сосцевидного отростка
Болезни системы кровообращения
Болезни органов дыхания
Болезни органов пищеварения
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
Болезни мочеполовой системы
Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения
Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде
Травмы, отравления и некоторые другие воздействия внешних причин
Прочие болезни

Анализируя первичную инвалидность по отдельным нозологическим формам выявлено, что по сравнению с 2009 в 2013 увеличилось количество детей впервые признанных инвалидами, несмотря на то, что в 2010-1012 годах идет спад детей-инвалидов. Идет спад причины инвалидности из-за туберкулёза, болезни уха и сосцевидного отростка, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения. При это возрастает причины инвалидности из-за болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, новообразования, психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, болезни нервной системы, болезни уха и сосцевидного отростка, болезни системы кровообращения, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезни мочеполовой системы, отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, травмы, отравления и некоторые другие воздействия внешних причин. Как и предыдущие годы в структуре причин инвалидности с детства по официальной статистике РФ за 2013 год ведущее место принадлежит врожденным аномалиям развития –24,5%, далее психические расстройства и расстройства поведения– 20,9%, на третьем, болезни нервной системы –18,0%[64].

На территории Чувашской Республики в 2014 году освидетельствовано 4825 ребенка-инвалида, когда в 2012 году было зафиксировано 3935, что на 21% больше. Но в период с 2010 по 2012 годы происходит снижение детской инвалидности[61;35].

Распределение впервые признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по формам болезней на 10000 в ЧР за 2010-2012г.

Нозологичесие формы
Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения
психические расстройства и расстройства поведения
болезни нервной системы
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ
прочие болезни
новообразования
травмы, отравления и некоторые другие воздействия внешних причин
болезни системы кровообращения
болезни уха и сосцевидного отростка
болезни мочеполовой системы
Всего

Анализируя первичную инвалидность по отдельным нозологическим формам выявлено, что на 2012 год наиболее высокий показатель выхода на инвалидность, с тенденцией к снижению, отмечается при врожденных аномалиях, деформациях и хромосомных нарушениях 36, 8%. Второе место, со снижением, занимают психические расстройства и расстройства поведения –23%, и на третьем месте с увеличением – болезни нервной системы (19%).

Статистические данные свидетельствуют снижению инвалидности с 2010 по 2012 годы по причине врожденной аномалии, психических расстройств, болезни нервной системы, болезни костно-мышечной системы, новообразований, травм, отравлений. Но в это время отмечается увеличение инвалидности по болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ, по болезни системы кровообращения, по болезни мочеполовой системы.

Так, анализируя две таблицы, можно заметить, что причины первичной детской инвалидности по Чувашской Республике совпадают с причинами инвалидности по России.

Исследование причин детской инвалидности на федеральном и региональном уровнях важно для разработки и организации целенаправленных мероприятий по ее снижению, для определения необходимой потребности инвалидов в различных видах реабилитационных мероприятий и услуг, для разработки оптимальной модели медико-социальной реабилитации инвалидов и ее правового обеспечения [40;17].

Таким образом, существуют разные причины инвалидности. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем. Все это способствуют увеличению числа детей-инвалидов. Поэтому необходимо предупреждение инвалидности. Необходимо осуществление комплекса мер, направленных на то, чтобы предупредить возникновение физических, умственных, психических дефектов.

Научный обзор вопроса детской инвалидности как медико-социальной проблемы

Дата публикации: 17.10.2016 2016-10-17

Статья просмотрена: 3019 раз

Библиографическое описание:

Деннер, В. А. Научный обзор вопроса детской инвалидности как медико-социальной проблемы / В. А. Деннер, П. С. Федюнина, О. В. Давлетшина, М. В. Набатчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 71-75. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34288/ (дата обращения: 02.06.2020).

В работе рассмотрены вопросы инвалидности как медико-социальной проблемы в Российской Федерации. В частности, предметом изучения стал вопрос о численности детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии. Выявлены основные тенденции и структура инвалидизации среди детского населения с учётом действующих в РФ адаптационных программ и их влияния на динамику показателей инвалидности, а также определены основные факторы, влияющие на их рост.

Ключевые слова: детская инвалидность, факторы риска инвалидизации, дети-инвалиды

Уровень инвалидности в стране — это важный медико-социальный показатель здоровья населения, это особая лакмусовая бумага, коротая напрямую отражает уровень социально-экономического развития общества, экологического состояния территории, качество мероприятий, проводимых в качестве профилактики. Данная проблема напрямую зависит от уровня экономики и культуры страны [5].

В России, впрочем, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов. В начале нового тысячелетия проблема детской инвалидности в России приобретает поистине общенациональный характер [3].

Основными составляющими инвалидности являются: болезни, потеря трудоспособности, социальная дезадаптация, снижение производительной деятельности, а также значительное снижение уровня и продолжительности жизни людей с ограниченными возможностями. Иначе говоря, в первую очередь это дополнительные расходы на поддержание уровня жизни, разработка и реализация целевых программ по адаптации и реабилитации инвалидов, которые будут направлены на создание максимально комфортного и мобильного существования данной категории людей, но которые, в свою очередь, в большинстве своем не смогут быть задействованы в процессах экономического роста страны.

Именно поэтому каждое государство, думающее о своем благополучии преследуя цель повышения показателей здоровья населения, экономического роса и т. д. стремится к сокращению случаев инвалидизации населения путём профилактики, повышения качества медицинского услуг, автоматизации технологических процессов и созданием целевых программ.

Читать еще:  Обналичу детскую карту

Инвалидизация отражает крайний вариант нездоровья детей и подростков, в настоящее время её уровень среди данной категории населения сохраняет тенденцию к неуклонному росту. Тяжелые нарушения здоровья у детей обуславливает комплекс серьезных социальных, экономических и морально-психологических проблем, как для самого ребенка-инвалида, так и для его семьи, требуя привлечения дополнительных государственных средств. Инвалидизация снижает качество жизни населения, темпы развития страны, как в целом, так и отдельных регионов в частности [3].

Пошаговое развитие России в социально-экономическом плане должно основываться на сохранении существующих и формировании будущих полноценных трудовых ресурсов. Проблемы населения, задерживающие перспективы развития многих территорий РФ тесно связаны с проблемой высоких показателей заболеваемости и инвалидизации в детском возрасте, а также с необходимостью укрепления мер профилактики заболеваемости и развития службы охраны здоровья матери и ребенка.

В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5–2,5 до 4,5 % детского населения.

Рис. 1. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии (данные Минтруда России)

Из диаграммы № 1 (рис. 1) видно, что распространенность детской инвалидности в нашей стране с момента ее регистрации с 1981г. по 2016 г. увеличилась почти в 12 раз и данный показатель имеет тенденцию к росту [9].

Исходя из оценки Минздравсоцразвития РФ, в последующие годы ситуация не изменится, так как в результате сокращения численности населения страны прогнозируется рост показателя детской инвалидности. В общей структуре инвалидности с учетом возраста преобладают подростки. Во всех возрастных группах детей-инвалидов лидируют мальчики (58 %), уровень инвалидности среди них выше, чем среди девочек в 1,2–1,7 раза [3].

Рис. 2. Распределение впервые признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по формам болезни

По оценке Федеральной службы государственной статистики на 2014 год, представленных на диаграмме № 2 (рис. 2), можно говорить, что превалирующими формами болезней, ведущими к инвалидизации детского населения являются: психические расстройства и расстройства поведения (16 575 тыс.), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (14 969 тыс.), болезни нервной системы (14 566 тыс.). Эти 3 класса занимают в структуре инвалидности 62–69,5 % [9].

По полученным результатам можно определить факторы риска, ведущие к росту инвалидизации у детей:

‒ Возраст матери: общепризнанной медико-социальной группой риска являются как юные (до 18 лет), так и возрастные (старше 35 лет) матери. Практически каждый второй ребенок-инвалид, рожденный возрастной женщиной, и каждый третий ребенок от юной матери страдают психическими расстройствами. Удельный вес случаев умственной отсталости среди детей-инвалидов от возрастных матерей в 2–3 раза превышает аналогичный показатель в других возрастных группах матерей.

‒ Социально-гигиенические и экологические условия жизни родителей: результаты исследований свидетельствуют о высокой частоте вредных привычек и профессиональных вредностей у родителей детей-инвалидов (соответственно 28 и 23,8 %). Среди вредных привычек преобладает алкоголизм (85,3 %), при этом 2/3 случаев — это злоупотребление алкоголем обоими родителями. Детская инвалидность при наличии вредных привычек у родителей в 64,5 % случаев проявляются в форме психических расстройств. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, дети-инвалиды вследствие психических заболеваний, встречаются в 2 раза чаще, чем в семьях, где мать имеет пристрастие к табакокурению (соответственно 68,6 и 35,5 %). Врожденные аномалии и пороки развития в 3 раза чаще встречаются у детей от курящих женщин (37,1 и 10,7 %). У родителей-наркоманов высока частота инвалидизации детей вследствие психических расстройств (57,1 %) и болезней нервной системы (28,6 %).

Расходы на ребенка-инвалида превышают расходы на здорового примерно в 3 раза. Исходя из высоких затрат на содержание больного ребенка и уровня материального состояния родителей, была составлена диаграмма № 3 (рис. 3). Она показывает, что 53,6 % родителей, воспитывающих детей-инвалидов, могут позволить себе только самое необходимое, 29,9 % в редком случае имеют возможность баловать ребенка, а 12,3 % не могут позволить себе даже самое необходимое и только 4,2 % имеют хороший достаток [7].

Рис. 3. Процентное соотношение уровня достатка семей, членами которых являются дети-инвалиды

Но любое цивилизованное общество старается решить проблемы инвалидов и инвалидности на государственном уровне путём создания комплекса мер, направленных на профилактику и снижение детской и подростковой инвалидности и смертности, также на реинтеграцию детей-инвалидов в общество [4].

На сегодняшний момент в Российской Федерации действует Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который включает:

‒ восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

‒ профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

‒ социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

‒ физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов [10].

На деле же получается, что Генеральной прокуратурой выявляются грубые нарушения закона по обеспечению детей-инвалидов доступной средой, лекарственными препаратами. В учебных и медицинских учреждениях, катастрофически не хватает пандусов и специальных подъездов.

По полученным результатам работы можно сделать следующие выводы:

  1. Начиная с 1981 года на территории России отмечается резкий скачок численности детей инвалидов, получающих социальные пенсии. Данный показатель имеет тенденцию к росту и по 2016 год.
  2. По данным Федеральной службы государственной статистики на 2014 год можно выделить три основные формы болезней, ведущих к развитию инвалидности: психические расстройства и расстройства поведения, врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения, болезни нервной системы.
  3. По структуре инвалидизации составлены факторы риска (возраст матери, социально-гигиенические и экологические условия жизни родителей), о которых можно судить и по уровню развития общества в РФ.
  4. На территории Российской Федерации действуют целевые программы по реабилитации детей инвалидов (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), которые зачастую не реализуются на местах.

Следует обратить внимание на то, что в планировании организации работы Минздрава РФ следует акцентировать внимание на основные формы болезней, приводящих к инвалидизации детского населения с целью повышения уровня здоровья. Также не стоит оставлять без внимания тот факт, что не смотря на темпы роста численности детей-инвалидов, Федеральные законы не всегда находят свое применение.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector