0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы инклюзивного образования детей

Инклюзивное образование , принципы.

Инклюзивное — включающий в себя, заключаю, включаю или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учреждениях. Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится

целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать

помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников

Предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение

общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода

Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.

Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными

особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогике.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями,

понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Модель детского сада может изменяться, включая новые

структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и

Содержание работы Службы ранней помощи:

– проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

– оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

— осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

– включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

– определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.

Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей,

Инклюзивное образование – это новая форма работы в дошкольном учреждении.

Необходимость инклюзивного образования назрела давно. Выстраивание определенного жизненного пути в среде сверстников, на который, безусловно, может рассчитывать каждый ребенок, независимо от тяжести нарушений его развития, сделало бы жизнь таких детей более интересной и полной, способствовало бы их развитию и воспитанию.

Основной целью создания инклюзивных групп является щадящее, постепенное вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми. В основу ставится социально — эмоциональное развитие, формирование навыков взаимодействия и общения.

В рамках реализации индивидуальной образовательной программы ребенка, коррекционно-развивающие занятия проводят педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог. Необходимо отметить, что при планировании коррекционных занятий специалисты должны учитывать содержание общеобразовательной программы данной возрастной группы и строить коррекционно- развивающие занятия так, чтобы темы занятий перекликались и дополняли друг друга.

В связи с тем, что основным видом детской деятельности является игра – вся деятельность подчинена именно игре, будь то индивидуальные занятия, групповые или подгрупповые

На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных программ обучения ребенка.

Специалисты, работающие в группе должны регулярно использовать в своей работе технологии сохранения и стимулирования здоровья детей.

Например: музыкальный работник проводит ритмику; инструктор по ФИЗО-коррегирующую гимнастику; педагог-психолог – психогимнастику; учитель-логопед – дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастику, точечный массаж.

Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Ценности и принципы инклюзивного образования

Образование – это право каждого человека, в том числе тех, у кого имеются определенные психофизические особенности развития. Но право на обучение реализуется не в полной мере для детей-инвалидов. Инклюзивное образование стремится преодолеть эту ситуацию.

Особенные дети

Термин «ребенок с особыми образовательными потребностями» («ученик с трудностями в образовании») еще не устоялся в обществе. Определение возникло относительно недавно, в процессе изменения отношения общества к детям с нарушениями в развитии. Сейчас термин постепенно вытесняет из широкого употребления определения «ребенок с отклонениями в развитии», «аномальный ребенок» и конкретизирующие специальные термины («даун», «дебил» и другие).

Читать еще:  От чего дети рождаются с дцп

Что нужно учитывать в процессе обучения?

Современные представления педагогической науки и медицины сходятся в нескольких общих аспектах, которые необходимо учитывать при социализации детей с различными отклонениями психофизического развития:

  1. Время начала образования. Потребность в целенаправленном специальном обучении возникает уже в момент определения нарушения в развитии. Так, например, если у ребенка в конце первого месяца жизни выявлено нарушение слуха или зрения, крайне неправильным будет направлять все усилия только на реабилитацию средствами медицины.
  2. Содержание образовательных программ. Особенные дети нуждаются во введении специальных разделов обучения, которые отсутствуют в образовании ребенка, развивающегося нормальными темпами. Например, для слепых детей вводятся разделы по социально-бытовой ориентировке, а для глухих и слабослышащих – занятия по зрительному восприятию речи.
  3. Специальные методы и средства обучения. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в более дифференцированном обучении. Эта необходимость также входит перечень основных принципов инклюзивного образования.
  4. Особая организация обучения. Дети нуждаются в индивидуализации учебно-воспитательного процесса, смысловой, пространственной и временной организации учебной среды.
  5. Обучение детей с особыми образовательными потребностями должно максимально выходить за рамки учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
  6. Определение круга лиц, которые участвуют в образовании. В учебно-воспитательном процессе необходимо участие специалистов разных профилей (дефектологов, враче разных специальностей, психологов, педагогов со специальной подготовкой) и родителей проблемного ребенка.

Понятие инклюзивного (включенного) образования

Этот термин не каждому понятен. Поэтому постараемся подробно раскрыть его значение. Учебно-воспитательный процесс в рамках инклюзивного (включенного) образования предполагает совместное обучение детей с особыми потребностями и их сверстников, развивающихся нормальными темпами. Обучение происходит в пределах одного коллектива (школьного класса, группы в детском саду), но по разным образовательным направлениям. Инклюзия обеспечивает равный доступ к образованию для «обычных» детей и детей с особыми образовательными потребностями.

Понятие и принципы инклюзивного образования признают ценность различий детей, их индивидуальности, способностей к обучению. Это гибкая, открытая к изменениям система, в которой равное внимание уделяется всем детям: не только ученикам или воспитанникам с особенностями в психофизическом развитии, но и их нормально развивающимся сверстникам. Таким образом, уже не ребенок подстраивается под образовательную систему, а система под ребенка.

Зачем нужно включенное образование?

Некоторые не понимают, зачем нужно обучать детей с патологиями и без них вместе, если для тех, у кого не все хорошо со здоровьем, построены специальные заведения. Основной целью, которой подчинены и принципы инклюзивного образования детей, и методы, и образовательные программы инклюзии, является достижение определенного общественного статуса всеми детьми, утверждение каждым членом группы своей значимости в социуме. Последнее больше относится к «особенным» детям, но инклюзия положительно влияет и на «обычных» учеников.

Включенное образование следует начинать с раннего детского возраста, так как известно, что именно в дошкольный период закладываются основные навыки коммуникации и эффективного социального взаимодействия. «Особенные» дети больше других нуждаются в доброжелательной и стабильной образовательной среде. Принципы инклюзивного образования подтверждают, что недопустимо нахождение ребенка в искусственной среде, которая сильно отличается от обычной. Ранее же учебно-воспитательный процесс для детей с особыми потребностями производился изолированно, в интернате или специальной группе.

Реализация прав

Дети, имеющие особые образовательные потребности, должны иметь возможность обучаться в обычных классах по общей программе. Именно этот принцип инклюзивного образования на международном уровне зафиксирован Саламанкской декларацией. Документ был принят конференцией по образованию лиц с особенными потребностями, которая проходила в начале июня 1994 года в Испании.

Следует сказать о том, в каком документе сформированы принципы инклюзивного образования, цели, содержание и методы. Основные идеи и принципы включенного учебно-воспитательного процесса впервые были сформулированы в Саламанкской декларации 1994 года. О необходимости провести кардинальную реформу образовательных учреждений, признавая необходимость обучения детей с особенностями в рамках стандартной системы, тогда заявили более трехсот участников. В конференции участвовали более трехсот представителей 92 стран и 25 общественных организаций.

Правовое обеспечение включенного образования в РФ

В нашей стране этому вопросу стараются уделять должное внимание. Возможность реализации принципов инклюзивного образования, на международном уровне зафиксированных Саламанкской декларацией, в России уже заложена в рамках действующего законодательства. Так, закон РФ «Об образовании» предусматривает, что свободный доступ к учебно-воспитательному процессу должен быть обеспечен всем гражданам вне зависимости от национальности, религиозной принадлежности, языка, пола, социального положения и других факторов. Сюда относятся также особенности психофизического развития. Родители «особенных» детей вправе выбирать как специальные (коррекционные) классы или группы, так и любое общеобразовательное учреждение по месту жительства.

Восемь принципов инклюзивного образования

Совместное обучение «обычных» и «особенных» детей возможно только при наличии специальных условий для организации инклюзии в образовательном учреждении. Выделяют несколько основных ценностей и принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность личности не зависит от способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен думать и чувствовать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и должен быть услышанным.
  4. Все члены общества нуждаются друг в друге, социальном взаимодействии, общении.
  5. Успешное образование может осуществляться только в естественной среде, в контексте реальных человеческих взаимоотношений.
  6. Все члены общества нуждаются в дружбе и поддержке ровесников.
  7. Достижение прогресса скорее возможно в том, что ученики (воспитанники) могут сделать, чем в том, чего не могут.
  8. Разнообразие полезно для всех сторон жизни любого человека.

Принципиальные задачи

Чтобы успешно реализовывать принципы инклюзивного образования, необходимо:

  • Создать эффективную систему разностороннего сопровождения воспитанников ДОУ и учеников школ с целью коррекции недостатков развития.
  • Разработать индивидуальные коррекционные программы для развития способностей «особенных» детей.
  • Обеспечить всем воспитанникам (ученикам) полноценное физическое, социальное, личностное, познавательное, коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
  • Сохранять и укреплять физическое, психическое и психологическое здоровье детей.
  • Осуществлять полноценную интеграцию детей с особенными потребностями в среду сверстников с нормальными темпами развития.
  • Создать доброжелательную образовательно-развивающую среду, атмосферу психологического комфорта.
  • Подготовить педагогов, которые будут способны работать с «особенными» детьми.
  • При необходимости оказывать психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семье с «особенными» детьми.
  • Формировать у всех участников образовательно-воспитательного процесса толерантное отношение к проблемам детей с нарушениями психофизического развития.

Для полноценной инклюзии нужны специальные программы, которые направлены на облегчение адаптации и обучения «особенных» детей в общеобразовательном учреждении. Так как эффективное включенное обучение должно начинаться в раннем детском возрасте, необходимо создать доброжелательную среду в детских садах.

Принципы формирования образовательных программ

В рамках включенного образования необходимо раскрывать индивидуальные способности каждого ученика, что получится сделать с использованием специальных образовательных программ. Они должны быть достаточно сложными, но соответствовать способностям воспитанников или учеников. Также необходимо предусмотреть возможность индивидуальной коррекции образовательной программы с учетом возможностей ребенка. В одних случаях требуется оказывать дополнительную педагогическую помощь, а других – увеличивать интеллектуальную нагрузку.

Читать еще:  Нанесение материального ущерба

Инклюзивное образование: за и против

Особенно существенны преимущества инклюзии для детей-инвалидов. Например, в рамках общего образования дети с особенными потребностями в обучении показывают более высокий уровень социального взаимодействия со сверстниками по сравнению с воспитанниками специальных (коррекционных) учреждений. Если количество детей с особенностями развития находится в естественной пропорции по отношению к «нормальным» детям, то механизмы социализации налаживаются.

Кроме того, ученики с инвалидностью, находясь в условиях общеобразовательных школ, получают больше возможностей для взаимодействия со здоровыми сверстниками и для психического и интеллектуального развития. «Обычные» дети в этом случае являются носителями социальной модели, свойственной конкретному возрасту. Кроме того, дети, которые имели опыт обучения в инклюзивных условиях, во взрослом возрасте больше общаются с людьми без инвалидности, чем те, которые такого опыта не имели.

Аргументы против включенного образования сводятся к тому, что при обучении детей с особенностями совместно со здоровыми сверстниками возникают некоторые социальные трудности, «особенные» ученики получают недостаточные знания. Конечно, уже из такого краткого сопоставления видно, что реализация принципов инклюзивного образования несет преимущественно положительные последствия.

Проблемы в реализации нового вида обучения

В реализации основных принципов инклюзивного образования на текущий момент существует несколько проблем.

Во-первых, на сегодняшний день нет гибких образовательных стандартов, которые обеспечивали бы возможность инклюзии.

Во-вторых, актуальные учебные планы не соответствуют образовательным потребностям «особенного» ребенка.

В-третьих, педагогический состав большинства школ просто не готов к включению в образовательный процесс учеников или воспитанников с особыми потребностями. Воспитатели и учителя не знают основ коррекционной педагогики и специальной психологии, особенностей развития детей с инвалидностью, методик и технологий организации учебного процесса.

В-четвертых, в расписании общеобразовательных учреждений нет дополнительных ставок для специальных работников: педагогов-психологов, медицинских работников, логопедов, тифлопедагогов, сурдопедагогов и других специалистов.

Кроме того, имеются и такие барьеры, как:

  • Люди и их негативное отношение.
  • Нехватка оборудования.
  • Низкая зарплата педагогов.
  • Отсутствие свободного доступа к знаниям.

Развитие включенного образования в России

Отклонения в развитии у детей всего мира, включая и нашу страну, одинаковые (слепота, глухота, аутизм и так далее). Поэтому принципы отечественного инклюзивного образования должны быть такими же, что и в международной практике. Однако в РФ совместное обучение «особенных» и «обычных» детей пока еще носит исключительно экспериментальный характер, а также отличается рядом значительных недостатков. На сегодняшний день есть образовательные учреждения с инклюзивной системой (не только в столице, но и в регионах), но их недостаточно.

Принципы инклюзивного образования

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива.

Просмотр содержимого документа
«Принципы инклюзивного образования»

Принципы инклюзивного образования

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать. При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Напротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребенка создает общество и несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся в условиях общей школы. Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования. Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей – без дискриминации и пренебрежений.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Международные правовые акты, как и современное российское законодательство утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков – будь то половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного переселенца и т.п.

4. Все люди нуждаются друг в друге. Главное, к чему призывают сторонники совместного обучения, – это искоренение дискриминации и воспитание толерантности: дети, получающие инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости. Итогом внедрения такой методологии должно стать улучшение качества жизни учащихся в целом и тех из них, кто относится к социально-уязвимым группам. Кроме того, инклюзивное образование способствует нравственному оздоровлению общества.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения ученика – физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность транспорта между домом и школой, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и т.д.). Перед школой со стандартным нормативным финансированием стоит финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это эмпатией), они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

7. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Инклюзивные школы растят людей, которые уважают многообразие, ценят различия и принимают способности и возможности каждого. Сегодняшние дети завтра станут работодателями, работниками, врачами, учителями, политиками. Дети, обучающиеся с непохожими на них сверстниками, будут ожидать разнообразия в обществе и станут использовать его для общей пользы.

Читать еще:  Отпуск по уходу за ребенком предоставляется

8. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Процесс инклюзивного образования – это процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает гуманные образовательные условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества. Задача инклюзивного образования не может быть решена снаружи, эта задача может решаться только изнутри самим сообществом. Шаг навстречу тому, кто в беде, кто очень зависим от окружающих, потому что ему не выжить без них, ­ это и есть суть инклюзии. Это взаимная адаптация индивида и общества друг к другу. Это такой образовательный процесс, в ходе которого не только индивид адаптируется к сообществу одноклассников или сокурсников, но и само сообщество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к этому индивиду.

Принципы инклюзивного обучения

Об инклюзивном образовании

Право на образование — одно из самых базовых прав каждого человека. Однако реализуется оно отнюдь не всегда; часто без возможности обучаться оказываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное же образование стремится развить такую модель обучения, в которую будут включены абсолютно все дети с учётом их индивидуальных потребностей.

Инклюзивный подход — это гибкий подход, обеспечивающий равный доступ всех детей к образованию.

Инклюзия в переводе с английского означает:

Иными словами, инклюзивное образование предполагает совместное (в одном коллективе) обучение детей с особыми потребностями и их сверстников. В этой системе одинаковое внимание уделяется всем детям.

Даже сейчас, во втором десятилетии XXI века, многие люди не понимают, почему инклюзия так важна, ведь существуют отдельные учебные заведения для детей с особенностями здоровья. Инклюзия в первую очередь предполагает включение всех детей в социум, ведь дети с ОВЗ больше всех нуждаются в доброжелательной образовательной среде, которая в то же время не была бы искусственной. Специально разработанные для “особенных” детей программы реализуются в изоляции интернатов. Коррекционные школы создают для ребёнка замкнутый мир, в котором акцентируется внимание на его “недостатке”. Инклюзивный же подход даёт детям возможность стать частью общества и жить настоящей жизнью.

Готовые работы на аналогичную тему

Впервые принцип инклюзивного образования был документально закреплён в так называемой Саламанской декларации в июне 1994-го года. Эта декларация призывала международное сообщество прислушаться и начать создавать в каждом государстве систему инклюзивного образования. В тексте документа говорилось, что школы, работающие по инклюзивному принципу, становятся “наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями”, а также повышают эффективность образовательной системы.

Федеральный закон “Об образовании” в России учитывает эту декларацию и предусматривает свободный и равный доступ к образованию для всех граждан.

Важно отметить, что инклюзия касается всех обучающихся, а не только таких уязвимых категорий, как дети-инвалиды. Касается она и работников сферы образования.

Инклюзия призывает перестроить традиционную школьную систему таким образом, чтобы принять всё многообразие особенностей и потребностей учеников. Это многообразие в рамках инклюзивного подхода считается не проблемой, которую нужно решать, а ресурсом, с помощью которого можно улучшить образовательный процесс.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Принципы инклюзивного образования

Существует несколько ключевых идей, на которые инклюзивное образование опирается. Их называют восемью принципами инклюзии. Существование этих принципов вызвано тем фактом, что совместное обучение “обычных” детей и детей с особенностями возможно только при соблюдении определённых условий построения инклюзивного учебного процесса.

Первый принцип гласит, что ценность любой личности не измеряется величиной и количеством её способностей и достижений. Все люди обладают равными правами, и каждый из них имеет право на уважение своего человеческого достоинства, равно как и право на всестороннее развитие. Ребёнок ценен не потому, что он преуспел в какой-то деятельности, а просто потому, что он, в первую очередь, человек.

Второй принцип признаёт за каждым человеком способность думать и чувствовать, тем самым признавая в нём самодостаточную личность и подкрепляя первый принцип.

Согласно третьему принципу, абсолютно каждый человек имеет право на общение и обладает правом быть услышанным и выслушанным. Иными словами, данный принцип отрицает саму возможность изоляции кого бы то ни было от общества по любым причинам. В системе инклюзивного образования каждый ребёнок может полноценно социализироваться, находясь в компании своих ровесников. Но, что более важно, ни один ребёнок не остаётся проигнорированным.

Третий принцип поддерживается четвёртым, который утверждает: все люди нуждаются друг в друге. И все люди должны оставаться в тесной связи с обществом. Хорошим (и гиперболизированным) иллюстративным примером того, как сильно взросление вне общества влияет на ребёнка, могут считаться “дети-Маугли”, воспитанные животные. Статистика показала, что практически ни один из этих детей в дальнейшем не смог полноценно адаптироваться в человеческом обществе, а многие из них не смогли даже выжить.

Пятый принцип, выведенный опытным путём, заявляет, что успешное образование может быть осуществлено исключительно в “естественной”, приближенной к условиям реальной жизни среде, где знания, получаемые ребёнком, будут даны ему в контексте человеческих взаимоотношений. Требование прекратить практику, в которой дети с особенностями остаются в стороне от общества, является самым основным требованием инклюзии.

Инклюзивное образование пытается формировать у всех участников образовательного процесса толерантное отношение к людям с особенностями.

Шестой принцип выведен из законов психологии. Он гласит, что каждый член общества испытывает нужду в дружбе и поддержке других членов общества, в особенности — ровесников и сверстников. Больше всего мы желаем быть принятыми в обществе, а проще всего общение строится с людьми приблизительного одного возраста.

Седьмой принцип соотносится с принципом развивающего обучения. Он утверждает, что дети смогут достичь прогресса в своём образовании только в том случае, если будут “делать то, чего не могут”. Решать не те задачи, что легко поддаются, а те, что решаются только после приложения некоторых умственных усилий. Находясь в специализированных учреждениях, где всё окружающее подстраивается под его особенности, ребёнок оказывается в среде, которая не готовит его к реальному миру. Инклюзивное же образование, ставя перед детьми преодолимые препятствия, развивает их.

Восьмой принцип поддерживает это убеждение, говоря, что разнообразие приносит пользу всем сферам жизни человека, то есть инклюзия предлагает новые возможности не только для тех, кто оказывается отрезан от общества, но и для всего общества в целом, которое начинает активировать всё больше человеческих ресурсов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector