0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы семей имеющих детей инвалидов

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями

Дата публикации: 02.09.2013 2013-09-02

Статья просмотрена: 15223 раза

Библиографическое описание:

Федосеева, О. А. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями / О. А. Федосеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7710/ (дата обращения: 02.06.2020).

Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельных категорий семей, находящихся в жизненно трудной ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных возможностей человека. В подобной ситуации возникает комплекс проблем, среди которых наиболее значимой является то, что личность не реализует своих потенциальных возможностей, а общество лишается огромного потенциала в собственное развитие, неоправданно снижая социальный статус отдельных групп или категорий граждан. К сожалению, такое отношение к гражданам наблюдается со стороны общества по отношению ко многим категориям инвалидов, в т. ч. и к детям-инвалидам, что ставит конкретные задачи тщательного исследования данного явления и поиска путей для снятия негативного в социальном плане отношения к лицам с аномальным развитием [5, стр. 18].

Анализ практической и научно-исследовательской литературы позволили выявить ряд социально-педагогических проблем.

Взаимоотношения в семье. Рождение малыша с дефектом изменяет весь ход жизни семьи и является причиной продолжительной ее дезадаптации. Другие дети в семье оказываются лишенными внимания. Часто родители отдаляются от друзей, знакомых и даже родственников, которые тоже испытывают кризис; многие из них избегают встреч с такой семьей. Семья попадает в группу риска. Накладывается табу на репродуктивную функцию из страха, что несчастье может повториться. Такой ребенок требует от матери вдвое трое больше затрат времени и энергии, чем нормальный ребенок, его не принимают в детский сад, он связывает мать, как говорится по рукам и ногам. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду.

Воспитание и образование. Воспитательная функция требует педагогического искусства. Родители, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, получают крайне недостаточную информацию о том, как и чему его учить, как управлять его поведением. Во многих регионах осложняется воспитание и образование отсутствием социально-педагогических услуг, большинство детей не могут развивать способности, реализовать интересы и увлечения. Нет возможности обучаться в общеобразовательных школах. Воспитание уверенности в себе у ребенка-инвалида — важнейший педагогический принцип. Ребенка необходимо научить методам компенсации неблагоприятных последствий заболевания или травм. Компенсации можно добиться, если уравновесить потери за счет его личных сильных сторон. Задача родителей помочь ребенку обнаружить эти сильные стороны, научить пользоваться ими [5,стр.95].

Нехватка психолого-медико-педагогических знаний. В большинстве случаев родители, имеющие ребенка с ограниченными возможностями, переоценивают или недооценивают дефект.

Отношение к ребенку. Никому не хочется иметь ребенка с физическими или иными недостатками. Все ждут, что малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой. Ничего удивительного нет в том, что родители волнуются в ожидании ребенка: каким он родится, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них это глубокое потрясение. Поначалу у них наблюдаются чувства вины, гнева, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Иногда возникает желание убить ребенка и себя. Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, к упованиям на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим. Не секрет, что родители к такому ребенку испытывают двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Это и понятно: ребенок желанный и любимый, но его нарушения неожиданны, и родители это остро переживают.

Многие родители надеются на чудесное ребенка и ищут все новых, особенных врачей или больницу. Пытаясь справиться с чувством вины, и излить свой гнев на кого-то еще, а не на невинного ребенка, родители не редко выбирают один из двух путей: наказывают себя — решают всю жизнь без остатка посвятить рабскому служению ребенку; перекладывают вину на других — преследуют и яростно уличают в ошибках и невнимательности врачей, социальных работников, учителей. Некоторые делают то и другое.

Родители должны постараться как можно скорее обладать своими чувствами и смириться с ситуацией, иначе нарушения ребенка станут еще более выраженными, а благополучие и социальная адаптация семьи окажутся невозможными. Большинство родителей пытаются справиться со сложной ситуацией сами, без профессиональной помощи, но это опасно: могут пострадать и отношения с ребенком, и покой семьи. В идеале эмоциональное и социальное взаимодействие ребенка и родителей складываются нормально, но ребенку необходима еще дополнительная помощь, чтобы преодолеть, насколько это возможно эти нарушения.

Отношение общества к ребенку-инвалиду. Большинство семей в решении своих проблем в повседневной жизни сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие. Отношение сверстников к детям-инвалидам часто бывает пренебрежительным или безразличным. Они часто не умеют общаться, играть, участвовать в совместной деятельности с таким ребенком.

Практика работы с семьями, в которых есть ребенок с ограниченными возможностями, показывает, что такие семьи по отношению к проблеме можно условно разделить на две группы.

Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания случившегося, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Конструктивное отношение — это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже успели выбрать позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку [11,стр. 73].

Но, к сожалению, таких семей намного меньше, чем тех, в которых отношение к проблемам носит деструктивный характер, который может выражаться в форме:

— игнорирование проблем («Это не мои, а его проблемы — пусть выкарабкивается сам»);

— жесткое отношение и эмоциональное отвержение ребенка.

Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.

Основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка-инвалида, является отношение родителей к его дефекту. В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Этот момент, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает глубокие переживания, чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Качественные изменения, имеющие место в семьях данной категории, могут проявляться на нескольких уровнях.

Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Это обуславливается многими причинами: психологическими особенностями личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка), комплексом расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, воздействием социума при контактах с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Социальный уровень. Семья ребенка-инвалида становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей.

Вследствие тех же причин матери детей с особенностями развития более чем в 30 % оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности или переходят на низкооплачиваемую низко квалифицированную работу. Таким образом, общество теряет работника определенной квалификации, который часто навсегда оставляет свою специальность.

Читать еще:  Обналичить материнский капитал быстро

Рождение ребенка с отклонением оказывает деформирующее влияние и на взаимоотношения между родителями. Известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью, однако гораздо чаще наблюдается ее распад (32 %), что оказывает отрицательной воздействие на процесс формирования личности ребенка.

Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, часто превышает уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.

Таким образом, все проблемы, существующие в семьях детей с ограниченными возможностями, необходимо постоянно на всех уровнях системы социальной защиты населения и системы образования [1,стр.84]. Личностные особенности родителей определяют их отношение к дефектам ребенка: часть родителей серьезно озабочены отклонениями в развитии ребенка, другие, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы помочь своему ребенку; остальные вовсе не обращают внимания на недостатки детей.

Социальные проблемы семей с детьми-инвалидами

Социальные проблемы семей с детьми-инвалидами. Еттянова Н.Г., Макарова А.П., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

Актуальность исследования обусловлена тем, что семья с ребёнком инвалидом, это семья с особым статусом. Статус семьи определяется не только личностными особенностями ее членов и характером взаимоотношений между ними, но большей занятостью решением проблем ребенка-инвалида, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное специфическим положением в семье ребёнка инвалида, которое обусловлено его болезнью.

В настоящее время общая численность детей-инвалидов в Якутии по данным Федеральной службы государственной статистики по РС(Я) составляет 6227. За последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей инвалидов. Уровень инвалидности среди детей является показателем состояния здоровья детского населения и напрямую связано с экономическим и социальным благополучием региона. Болезни, которые обуславливают детскую инвалидность в регионе, это болезни нервной системы, врожденные аномалии (пороки развития), психические расстройства и расстройства поведения, болезни уха, болезни глаз, болезни органов дыхания и т.д.

Согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты». Категория «ребенок-инвалид» устанавливается гражданину в возрасте до 18 лет в зависимости от степени ограничений жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов. Основными причинами детской инвалидности являюятся: ухудшение экологической обстановки; детский травматизм; ослабленное здоровье родителей; отсутствие культуры здорового образа жизни; недостаточное развитие сети реабилитационных учреждений; алкоголизм родителей; экономические показатели и т.д. [1, 2, 3, 4].

В работе предпринята попытка выявить социальные проблемы семей с детьми инвалидами, проживающих в г. Якутске.

Всего в опросе приняли участие 50 семей. Социальный паспорт семей:

-возраст родителей: от 30-39 л. (40 %), от 40-49 л. (36 %), от 50-59 л. (15 %) и от 60 л. и свыше (9 %);

-уровень образования родителей: большинство имеют высшее образование (50 %), средне – специальное (38 %), среднее (12 %). Американская исследовательница Дж. Мерсер отмечает, что чем ниже уровень образования, тем позже диагностируется болезнь ребенка.

-По социальному статусу, 6 % семей относит свою семью к семьям с рабочей профессией, 31 % – к служащим, 21 % – к интеллигенции, 4 % – предприниматели, 4 % указали, что их семья относится к категории «безработных семей», 15 % – пенсионеры, 15 % – это матери-одиночки и 4 % респондентов не указали социальную принадлежность своей семьи.

-43 % семей с ребёнком-инвалидом – это неполная семья, 31 % полная семья и 26 % семей, из категории многодетных семей.

В качестве основных проблем, большинство семей назвали потребность в психологической помощи. Но к психологической службе обращались только 12 % из опрошенных семей, 21 % семей, указали, что даже если нуждаются, то они сами пытаются решить свои проблемы. Льготы, которые предоставляет государство, семьи, оценивают как недостаточные. Большинство семей хотят улучшить обеспечение лекарствами, получать путевки на санаторно-курортное лечение, проходить реабилитацию в специализированных учреждениях. Одним из главных проблем семей с ребёнком-инвалидом является нехватка денежных средств. Большинство семей указали, что их доходы ниже прожиточного минимума по городу (37 %).

В анкете был вопрос: «Сталкивались ли вы с нарушением законных прав ребенка-инвалида?». Только 40 % семей ответили, что не сталкивались, тогда как большинство (60 %) отметили, что очень часто сталкиваются с нарушением прав ребёнка-инвалида. Родители отмечают, что сталкиваются с нарушением прав ребёнка в медицинских учреждениях, при оказании медицинской помощи (56 %), при устройстве в реабилитационные центры (28 %) и в общеобразовательную школу (9 %).

Таким образом, основными проблемами семей с ребёнком-инвалидом являются психологические, материальные проблемы, а также нарушение законных прав ребёнка, именно со стороны медицинских и образовательных учреждений. Среди семей с ребёнком-инвалидом, много больше неполных семей, в основном это матери-одиночки. Семья, попав в трудную жизненную ситуацию, возможно, в силу своей не осведомлённости, либо «закрытости», пытается сама решать свои психологические проблемы, практически не обращаясь к помощи специалиста – психолога, социального работника.

Основываясь на полученных данных можно дать следующие рекомендации:

– обеспечить психологическую поддержку родителей и родственников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, которая будет способствовать разрешению возникающих проблем семейного взаимодействия и воспитания детей-инвалидов;

– организовать помощь малообеспеченным семьям в виде привлечения средств через благотворительные организации, фонды помощи, обеспечить информационно-консультационную поддержку по получению субсидий, льгот предоставляемых государством, территориальными или районными центрами социального обслуживания или социальной защиты населения;

– обеспечить информацией о реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в задачу которых входит оказание медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи детям и их семьям;

– проводить индивидуальную и групповую психосоциальную работу с семьями, проводить просветительские лекции и тренинги для родителей;

– проводить мероприятия, направленные на объединение семей, имеющих детей инвалидов в виде групп-встреч, круглых столов и т.д.;

– необходимо регулярно мониторить потребности семей, воспитывающих детей-инвалидов, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости;

– усилить работу социальных работников с семьями с детьми-инвалидами, разработать индивидуальную программу поддержки семей.

Актуальные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов

Наталья Чигирева
Актуальные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов

Актуальные проблемы семей, воспитывающие детей-инвалидов

г. Каменск — Уральский.

Ежегодно в России рождается более 40 тысяч детей с врожденными пороками.

Число детей-инвалидов в Российской Федерации на конец 2007 г. составило 834,7 тысяч, что соответствует 2,6 % от общей численности населения. Численность детей-инвалидов продолжает увеличиваться, и за последние 20 лет она возросла почти в десять раз.

К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушений развития роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, пространственной ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения с другими людьми, трудовой деятельности в будущем.

Общим во всех рассуждениях о семьях детей-инвалидов является то, что социальный статус таких семей крайне низок. Семья ребенка с ограниченными возможностями — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации.

Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ограниченными возможностями намного увеличиваются. Жилищные условия, обычно не приспособлены для ребенка-инвалида. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, мебели, предметов бытовой техники. Простые семьи не могут обеспечить крайне необходимый уход за ребенком. Услуги для такого ребенка преимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т. д.). Все это требует больших денежных затрат, а доход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности [2].

Анализ, проведённый Ф. И. Кевля [2] показывает, что среди семей, воспитывающих детей-инвалидов, самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ограниченными возможностями прибавляются проблемы неполной семьи.

Читать еще:  Поставить ребенка на очередь в детский

Семья, имеющая ребенка-инвалида, практически на протяжении всей жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами. Это чередование «взлетов» и еще более глубоких «падений». Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния. Но, к сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть семейных кризисов на разных возрастных этапах развития ребенка по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза, и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению.

Появление на свет такого ребенка иногда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали малыша. Рождение больного ребенка может для них являться семейной катастрофой, трагизм которой можно сравнить лишь со скоропостижной, неожиданной смертью самого близкого человека. Рождение ребенка с нарушением психического развития изменяет жизненные перспективы семьи, порождая трудности, связанные как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества специфических проблем. В большинстве случаев это приводит к шоковой реакции родителей.

В возрасте 4-7 лет ребенок-инвалид не может усвоить необходимые знания, умения и навыки, у него отмечается крайне низкий уровень социализации, трудности в межличностном общении. Возникает новая задача – обеспечение ребенка техническими средствами реабилитации, в том числе, бытового назначения — кресел-колясок, протезно-ортопедических изделий, сложной ортопедической обуви, средствами коррекции зрения и слуха. Это все приводит к росту денежных затрат и формирует новые проблемы — материальные.

На подростковом этапе развития ребёнка-инвалида (7-16 лет) его родители нуждаются в информации о выборе модели образования, услугах, предоставляемых социальным патронатом, составлении ИПР (индивидуальной программы реабилитации). В ИПР должен быть внесён комплекс реабилитационных мероприятий, которые необходимы ребенку для максимального развития его способностей и реализации возможностей.

Воспитание ребенка-инвалида затрудняет функционирование семьи и ставит её членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям. Данная ситуация может характеризоваться как сверхсильный и хронический раздражитель. Родители такого ребенка испытывают большое количество трудностей общего характера.

Такие ученые как Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга и И. Ф. Дементьева [1] выделяют пять основных периодов, связанных со стрессом на стадиях жизненного цикла семей, имеющих детей-инвалидов:

Этап 1: Рождение ребенка. На этом этапе стрессовые ситуации сопряжены с получением точного диагноза, эмоциональным привыканием, информированием других членов семьи.

Этап 2: Школьный возраст. Проблемы данного этапа связаны со становлением личностной точки зрения на форму обучения ребёнка (интегрированное, специализированное, с хлопотами по устройству, переживаниями реакций сверстников, заботой по внешкольной деятельности ребёнка.

Этап 3: Подростковый возраст. Здесь семья привыкает к хронической природе заболевания ребенка, переживает возникновением проблем, связанных с сексуальным развитием ребёнка, изоляцией от сверстников, планированием общей занятости ребенка.

Этап 4: Период «выпуска» — это признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей социализации семьи ребёнка-инвалида.

Этап 5: Постродительский период — перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок был успешно выпущен из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка [1].

Основными проблемами взаимоотношений в семье, имеющей ребёнка- инвалида в возрасте от 16 до 21 года,являются:

воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей;

— заниженный уровень требовательности к ребенку;

— вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребенка[3].

Таким образом, члены семьи, в которой появляется ребенок-инвалид, испытывают выраженные трудности, они интерпретируются как сверхсильный и хронический раздражитель. Решения требуют проблемы материально-бытового, финансового, жилищного характера, а также проблемы нарушения психологического равновесия существования семьи как живой системы вплоть до ее разрушения.

1. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М. : Гардарики, М. 2004.

2. Кевля Ф. И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России. — 2003. — № 2.

3. Политковская М. И. Технология социальной работы с семьями группы риска // Семья в России. — 2007. — № 11.

Консультация «Возможные проблемы, возникающие в работе с родителями, воспитывающих детей с тяжелым нарушениями зрения» , возникающие в работе с родителями, воспитывающими детей с тяжелым нарушением зрения Возможные проблемы в работе с родителями, воспитывающими.

Актуальные проблемы дошкольного образования Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ «ЦРР — детский сад № 175», г. Новокузнецк, Кемеровская область В настоящее время.

Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста. Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического,.

Актуальные вопросы дошкольного образования. Речевое развитие детей Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим.

Консультация «Проблемы семей в системе социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России» В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем. Семья, имеющая.

Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ» Правило 1. Не предъявляйте.

Памятка для родителей, воспитывающих гиперактивных детей Памятка для родителей, воспитывающих гиперактивных детей. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко и спокойно. При совместной.

Статья «Психологические проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья»

В современном мире мы все чаще с талкиваемся с такой проблемой, как не принтия обществом людей не таких, как все. Особено сложно приходится детям и их родителям. В этой статье я хотела бы рассказать о психологичческих проблемах таких семей.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Психологические проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья»»

Психологические проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

Каждый человек в обществе занимает определенное место, а значит, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. В процессе этого взаимодействия человек пытается понять себя и других, оценить их чувства и поступки, принять или отвергнуть нравственные эталоны, а это в свою очередь, приводит к возможности лучше реализовать себя, добиться больших успехов в жизни, занять свое место в современном обществе.

Особое положение в этой системе общения занимают дети, имеющие ограничения в здоровье. Их число в России в настоящее время превышает 13,3 млн. человек, что составляет 9% населения страны. Дети с нарушениями интеллектуальной сферы в этой группе не исключение. Главными, а иногда и постоянными помощниками в успешной социализации для них будут их родители. Семья это микросоциум, в котором ребенок не только живет, но и в котором формируются его первые представления, отношение к миру людей и осознанию себя в нем.

Конец XX начало XXI столетия отмечены в России повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, экономистов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи, имеющих детей с ограничениями в здоровье. Потребность в оказании специальной психологической помощи семьям этой категории обусловливается наличием огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются.[1].

Сегодня семью, воспитывающую ребенка с отклонениями в развитии склонны рассматривать как реабилитационную структуру, обладающую потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка (С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, Г.А. Мишина, В.В. Тка-
чева и др.).

Однако не всегда условия воспитания в семье бывают, благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии представляется особенно трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

А.Н. Смирнова исследовала воспитательные проблемы семьи и выделила различные родительские отношения к детям с ограниченными возможностями, и последствия таких влияний на ребенка:

Переживание неполноценности ребенка, проявление жалости, окружение чрезмерным вниманием, ограничение обязанностей, приводящее к лишению самостоятельности ребенка. Такая тактика поведения не позволяет ребенку приспособиться к условиям жизни;

Нежелание мириться с неполноценностью ребенка, преувеличение его возможностей при игнорировании недостатков;

Читать еще:  Пансионат для детей инвалидов

Родители стесняются неполноценности ребенка, изолируют от социума, тем самым лишают ребенка необходимых жизненных впечатлений. В этом случае ребенок развивается медленно, растет робким, забитым, неуверенным;

Ребенок в семье подвергается издевательским отношением, над ним смеются, подчеркивая его неполноценность. В этом случае ребенок растет упрямым, обидчивым, раздражительным;

Родители перекладывают всю ответственность за воспитание ребенка на школу, не обращая внимания на ребенка [5].

К сожалению, оптимальная воспитательная стратегия в данных семьях встречается не часто. Воспитание по типу гипер- или гипопротекции следует расценивать как неблагоприятные для личностного становления ребенка. Семьи, воспитывающие детей с нарушением психического развития, можно охарактеризовать определенными признаками:

родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка;

личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;

семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;

социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается.

«особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.

Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, что в свою очередь вызывает в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ следующие психологические проблемы:

нарушается сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений и характер взаимодействия родителей и других близких родственников;

деформируется система отношений членов семьи с окружающим социумом;

особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей больного ребенка;

особенности восприятия проблем.

Возникновение данных проблем может быть обусловлено многими причинами, среди которых:

психологические особенности личностей самих родителей, их способность принять или не принять больного ребенка;

наличие комплекса расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, степень их выраженности;

отсутствие положительно поддерживающего воздействия социума в контактах с семьей, воспитывающей аномального ребенка [5].

Возросшая потребность в разрешении многочисленных проблем семей, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, обуславливает актуальность разработки конкретных мер по оказанию этим семьям психологической помощи. Одним из направлений этого вида специализированной помощи является психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Для обеспечения эффективной работы с родителями «особых» детей специалисты должны разобраться в эмоциональных отношениях в семье. Поскольку установки и позиции родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, специалистам необходимо знать, что испытывают родители, когда узнают, что их ребенок не такой, как другие [4]. Установление инвалидности ребенка является для его родителей чрезвычайно сильным и значимым психотравмирующим фактором. Известно, что принятие того или иного психотравмирующего события приходит человеку через его осознание. Несмотря на множество индивидуальных особенностей, существуют общие типы реагирования на известие об инвалидности ребенка.

В этой связи при планировании программы ран­него вмешательства очень важно, чтобы особое внимание уде­лялось реакциям родителей и возможности оказать им кон­сультативную помощь на том или ином этапе оказания помощи семье.

Большинство исследований фиксируют несколько наиболее характерных психологических реакций, которые наиболее часто встречаются у родителей.

Первой реакцией на рождение больного ребенка является шок, «онемение», беспомощность, отсутствие какой бы то ни было реакции. Иногда рождение ребенка-инвалида порождает немыслимый ужас: «жизнь закончена».

Затем наступает стадия отрицания. Действия родителей в этот период диктуются эмоциональными переживаниями. Реакция родителей на поставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии – это просто неверие в существование болезни. Члены семьи могут сомневаться в компетентности врача, поэтому они ищут возможность получить консультацию других специалистов в этой области. В основе такого поведения лежит отчаянная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен. Длительная задержка в признании родителями диагноза может лишить ребенка своевременного лечения, необходимой ему педагогической помощи. Следовательно, психологи и педагоги должны сделать все возможное, чтобы помочь семьям не задерживаться в кризисной ситуации и постепенно смириться с мыслью о том, что у их ребенка имеются особые нужды, которые должны удовлетворяться.

Следующей является реакция гнева. Это тоже одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций родителей на раннем этапе осознания ими состояния ребенка. Обычно она возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в своем ребенке. Столкнувшись с проблемой проявления родительского гнева, специалисты должны уметь смягчить его, например как можно раньше привлечь родителей к работе по оказанию помощи ребенку, познакомить с другими семьями, имеющими детей со сходными проблемами [2].

Неуместное чувство вины – это тоже часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача об особенностях их ребенка. По мнению Ханса Гарднера, зачастую оно перерастает во всепоглощающее страдание и переживания родителей по поводу их поступков и ошибок, которые как они полагают, и привели к заболеванию ребенка.

Заключительный этап – этап, характеризующийся социально-психологической адаптацией всех членов семьи. В этот период происходит принятие появления больного ребенка как факт своей жизни, когда родители в состоянии правильно оценить ситуацию, готовы руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами и достаточно разумно следовать их советам. Семья начинает строить жизнь с учетом сложившейся ситуации. Показателями адаптации являются такие признаки, как уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Спонтанная адаптация может пойти разными путями от нахождения высшего смысла в происшедшем до стремления получить максимальные материальные выгоды в виде льгот и пособий. Бывают случаи, когда родители успешно адаптируются в социуме, создают общественные движения за права инвалидов и считают себя счастливыми более чем другие: «Я могу назвать себя счастливой матерью, так как знаю «цену» жизни. Я радуюсь каждому новому слову, произнесенному моим ребенком».

Эту сложную психологическую работу перехода от одной стадии к другой совершает подавляющее большинство матерей, родивших больных детей. Чаще всего ее совершают в одиночку или с близкими людьми. В лучшем случае, на проживание данного «цикла горя» уходит от полугода до 2–3 лет. В худшем принятие появления больного ребенка не наступает и происходит «застревание» на какой-либо из описанных стадий. В случае если травматический опыт пережит не полностью, подавленные эмоциональные реакции спонтанно появляются на неосознаваемом уровне в контактах с людьми и приводят к нарушению их адекватности.

Таким образом, семья, воспитывающая ребенка с проблемами в развитии, сталкивается с трудностями, характерными для любой семьи, имеет свои специфические нарушения: во взаимоотношениях ребенка с родителями, в системе взаимного влияния членов семьи. Тяжелые нарушения семейных представлений и переживания родителей приводят к нарушению психологического состояния семьи. Возможность выйти на путь совладения с трудностями зависит от умения родителей принять особенности развития ребенка и организовать свое поведение соответственно его способностям.

В связи с этим возникает необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членами семей с ребенком-инвалидом, так как именно они являются тем ресурсом для ребенка, который вселяет уверенность, дает силы к преодолению трудностей. Поскольку семья является первичной средой развития ребенка, члены семьи, формирующие эту среду, должны стать первыми, кому оказывается психологическая помощь, в случае рождения больного ребенка. [3].

Жигорева М.В.О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии // Коррекционная педагогика. 2007. №5 (23).

Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008.

Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. (Психопатологические и психологические аспекты проблемы): Автореф. дис. . канд. мед. наук. М., 1976.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для высш. учеб. зав. / под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2003.

Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. Пособие для родителей. М.: Просвещение, 1967.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×