1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологические особенности детей инвалидов

Педразвитие

Автор: Жаданова Людмила Григорьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОБУ НОЦППМС Филиал №5
Населённый пункт: город Сольцы, Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: «Психологические особенности развития личности детей детей инвалидов»
Дата публикации: 20.10.2017
Раздел: среднее профессиональное

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ

Личностная проблема ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества,

в котором ему предстоит жить и расти.

В раннем детстве дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности

другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью

оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-

инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в

четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный

фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто

замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной

самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто

приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс

С взрослением дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень

их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен. При этом у них

формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному

снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная

пассивность и сужение активного жизненного пространства.

Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости от

здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое — все это они получают за счет

здоровых людей. Осознание глобальности зависимости и привыкание к зависимости

способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ

от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее

окружение. Фактически, к дефекту развития “особых” детей присоединяется дефект

Наиболее тяжело переживают инвалидность дети, внезапно потерявшие слух, зрение и

воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое

развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных

состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным

воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.

Исследования модели будущего детей-инвалидов показали, что она изменена по

сравнению с моделью будущего здоровых детей. В 14-15 лет 38% особых детей мечтают

об улучшении здоровья и все 100% — о получении конкретной профессии. Но, в 14-16 лет

представление о будущем сужено — жизнь планируется на 5 лет и только в отношении

работы. Эмоциональная окраска будущего отрицательная. Дети не уверены в своих

шансах. Мечтают быть артистом, врачом, балериной, юристом, но понимают, что в

лучшем случае будут переводчиком, машинисткой, швеей. Модель будущего бедна,

ограничена в содержании и временной характеристике, в эмоциональном плане она

отрицательна. В структуре модели будущего появляются противоречивые моменты. С

одной стороны, желаемое будущее компенсирует ограничение реальных возможностей,

имеет положительную окраску и отражает защитный механизм от возможных неудач. С

другой стороны, низкий уровень удовлетворенности собой порождает внутриличностный

конфликт с последующим формированием различных неврозов, серьезно осложняющих

В семье, где есть дети-инвалиды с ограниченными возможностями жизнедеятельности,

существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе

воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит

Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет

на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в

воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт

в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких

семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену

отчуждения в собственной семье.

Таким образом, суть психологической реабилитации детей-инвалидов может состоять в

снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических

функций — памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности;

формировании самостоятельности и ответственности и активной жизненной позиции;

преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные

психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические

тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-

инвалидов, так и для членов их семей.

Читать еще:  Принят ли закон о детях войны

Принципы психологического исцеления:

1. Суть нашего бытия — любовь.

2. Здоровье — это внутренний покой. Исцеление — это избавление от страха.

3. Давать — значит получать.

4. Мы можем оставить прошлое в прошлом и не жить будущим.

5. Существует только это мгновение, и оно предназначено для того, чтобы отдавать.

6. Мы можем научиться любить себя и окружающих скорее путем прощения, чем

7. Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь.

8. Мы можем выбрать внутренний покой для себя, несмотря на все происходящее вокруг

9. Мы ученики и учителя одновременно.

10. Мы можем воспринимать жизнь как целое, а не как отдельные эпизоды.

11. Так как любовь вечна, то на смерть не обязательно взирать со страхом.

12. Мы всегда можем воспринимать себя и окружающих, как предлагающих любовь и

взывающих о помощи.

Психическое и физическое здоровье человека сильнейшим образом зависит от его

настроения и душевного состояния. Чувство собственной ценности, ответственности за

свою жизнь и ощущение своей способности достигать целей помогают человеку легче

преодолевать неизбежные жизненные трудности. Группы взаимопомощи — динамичная

среда для воспитания высокой самооценки, чувства самодостаточности и умения

достигать своих целей. В этих группах люди, объединенные общей заботой, могут

обмениваться опытом, информацией, эмоциональной поддержкой и ресурсами. В группе

возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий людям

раскрываться, чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу. Ведущими групп

взаимной поддержки являются в основном специально подготовленные люди, либо

Ребенок-инвалид вступает в жизнь с изначально пониженным уровнем адаптационных и

интеграционных возможностей. Тип заболевания и отклонения в развитии, особенности

течения заболевания, специфика поражения различных органов и систем, характер и

выраженность дефекта определяют характер и уровень снижения адаптационных и

Для того чтобы ребенок мог приспособиться к жизни и найти в обществе свою нишу, ему

необходимы определенные знания, умения, навыки. Уровень претензий человека в жизни,

степень сложности жизнеопределяющих целей и задач, которые человек ставит перед

собой, зависят от границ его социально-психологического пространства. В пределах

данного пространства человек может прожить всю жизнь, не догадываясь о том, что

уровень его возможностей гораздо шире, чем он предполагает.

Психологические проблемы инвалидов

4 минуты Ирина Смирнова 18

По данным 2016 года, на территории России зарегистрировано 12,6 млн граждан, которые входят в I, II или III группу инвалидности. Более 500 млн людей по всеми миру имеют физические, умственных и сенсорные ограничения, которые не дают им в полном мере пользоваться своими правами и возможностями, а также существовать в обществе. В социуме нередко наблюдаются социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями, что влечет за собой развитие психологических особенностей инвалидов, их иное восприятие действительности и другие реакции на внешние раздражители.

Психические состояния людей с ограниченными возможностями

Инвалиды сталкиваются с различными проблемами социально-психологического характера. Наиболее часто встречаются изоляция и фрустрация, то есть состояния, возникающие из-за несоответствия желаний человека и его возможностей. Изоляция подразумевают под собой одиночество, то есть отсутствие близких взаимоотношений с другими членами социума. Длительная изоляция может привести к депрессии и суицидальным мыслям.

Фрустрация может проявляться как незначительное недовольство своей жизнью, так и тяжёлыми психическими расстройствами. Основными проявлениями фрустрации считаются:

  • агрессия, направленная на окружающий мир и/или на самого себя;
  • апатия – отсутствия желания делать что-либо, общаться (человека ничего не интересует);
  • негативизм – отказ человека выполнять то, что от него требуется;
  • своеобразная «зацикленность» инвалида на своем состоянии;
  • возникновение зависимостей (алкогольной, наркотической).

Наряду с изоляцией и фрустрацией выступает «комплекс неполноценности». «Комплекс неполноценности» характеризуется тем, что человек уверен в превосходстве окружающих людей над ним, убеждает себя в собственной ущербности. Вышеперечисленные психологические проблемы инвалидов негативно влияют на их отношение с обществом, что влечет значительные трудности адаптации, расстройство мировосприятия и образование «порочного круга»: несостоятельность в социуме из-за психологических проблем лишь усугубляет их, что провоцирует ещё большую несостоятельность.

Читать еще:  Расчет больничного листа за больным ребенком

Личностные проблемы детей-инвалидов

Типичной проблемой детей-инвалидов является навешивание своеобразных «ярлыков» (т. е. стигматизация) на них, что влечет за собой выделение их из социума из-за наличия дефекта, отличного от культурного стандарта тела или ума. Такие дети сталкиваются со страхом здоровых детей, который часто возникает от неправильного воспитания. Поэтому наблюдается вытеснение детей-инвалидов, или маргинализация, из общества.

Как результат стигматизации и маргинализации у детей с ограниченными возможностями формируется «чувство неполноценности», что влечёт за собой комплекс личностных и невротических расстройств. Усугубляет дезадаптацию ребенка-инвалида гиперопека со стороны родителей, которые ведут к формированию у таких детей «выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности».

«Выученная беспомощность» характеризуется тем, что ребенок, сталкиваясь с регулярным контролем со стороны родителей, перестает предпринимать попытки самостоятельно влиять на ситуацию, даже если посторонняя помощь не требуется и он может справиться сам. Дети-инвалиды с чувством низкой самоэффективности зачастую преувеличивают трудности, с которыми они сталкиваются, автоматически показывают, что не в состоянии с ними справиться.

Проблемы среди людей зрелого возраста

Наиболее тяжело инвалидность переживают люди молодого возраста, которые внезапно обрели дефект, отличающих их от остальных. Они сталкиваются с трудностями восприятия себя в новой «роли» в семье, с негативными реакциями общества, которых ранее они не испытывали. Таким людям необходимо проходить длительный процесс адаптации к новой жизни.

Характеристика адаптации к приобретённой инвалидности включает в себя следующие этапы:

  • Шок, который проявляется эмоциональным и физическим ступором. Может продолжаться несколько дней.
  • Отрицание имеющейся проблемы. Данный этап может длиться от пары недель до нескольких месяцев, что значительно тормозит процесс реабилитации больного.
  • Депрессия, плавно переходящая в агрессию, направленную чаще всего на близких для больного людей. Встречается аутоагрессия. В состоянии депрессии больной замкнут, не желает поддерживать общение, раздражителен.
  • Восприятие. Человек начинает адекватно оценивать свое состояние, пытается решить вопросы, связанные с образованием, семьей, работой.

Это лишь сокращённый вариант эмоций, испытываемых человеком, который получил инвалидность. Каждый воспринимает и оценивает приобретённый дефект по-разному, длительность любого из этапов строго индивидуальна. Психология инвалидности подразумевает понимание того, что происходит внутри человека с ограниченными возможностями, чтобы помочь ему достичь лучшей адаптации, принять свое состояние и добиться улучшения качества жизни.

Психологические особенности личности детей-инвалидов

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.

С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в четырех стенах”, маскированная депрессия. Часто формируется комплекс неполноценности.

При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.

Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости от здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое — все это они получают за счет здоровых людей. Осознание глобальности зависимости и привыкание к зависимости способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее окружение. Фактически, к дефекту развития “особых” детей присоединяется дефект воспитания.

Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.

Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-инвалидов, так и для членов их семей.

11) Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопёка. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, мелочной регламинтацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большенствасемей матерей – одиночек.

Читать еще:  Порядок оформления инвалидности ребенку

Вторая группа характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

Третья группа характеризуется стилем сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самастоятельности ребёнка а процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

Четвёртая группа репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установки на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будующее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований наредко прибегают к физическим наказаниям.

12) Сущность заключается в том, чтобы помочь семье ребенка-инвалида переструктурировать иерархию жизненных ценностей путем приобщения к работе с ребенком через максимально полное личное участие в его развитии и формирование новой установки на восприятие своих проблем и проблем своего ребенка. Это становится возможным, если создана и оптимально реализуется комплексная программа повышения психолого-педагогической культуры родителей, включающая просвещение в форме консультаций, семинаров, круглых столов, конференций. Кроме того, такая программа должна быть основана на личном участии родителей в образовательно-воспитательном процессе, что позволяет решить целый ряд задач:

— коррекция неконструктивных форм поведения родителей и воспитание толерантных установок на взаимоотношения в социуме;

— формирование понимания родителями проблем их ребенка, способствующего переходу в позицию активного взаимодействия с обществом;

— постепенное снижение уровня представления о бесперспективности его будущего;

— коррекция семейных взаимоотношений, внутреннего психологического состояния родителей;

— повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Родительское собрание «Психологические особенности детей-инвалидов»

  • Миленко Елена АнатольевнаНаписать 378 21.03.2017

Номер материала: ДБ-282134

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    21.03.2017 262
    21.03.2017 1114
    21.03.2017 2472
    21.03.2017 1136
    21.03.2017 255
    20.03.2017 467
    20.03.2017 1135

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector