0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Медицинская абилитация и реабилитация

Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ) в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2019 г.

Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:

медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

ГАРАНТ:

См. Модельную программу социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, утверженную приказом Минкультуры России от 30 декабря 2016 г. N 3019

См. приказ Минздрава РФ от 25 ноября 2003 г. N 567 «О совершенствовании медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства»

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

Часть 4 утратила силу с 18 июля 2019 г. — Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 184-ФЗ

Реабилитация и абилитация

Направления реабилитации и абилитации:

Социально-средовая ориентация – это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов. Подробнее.

Социально-бытовая адаптация – это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Подробнее.

Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребёнка, активной жизненной позиции ребёнка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе: на получение необходимого образования. Подробнее.

Социально-психологическая реабилитация – это это система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество. Подробнее.

Социально-медицинская реабилитация – это комплекс медицинских мер, направленных на преодоление ограничений жизнедеятельности человека со сложившимися, стойкими, часто необратимыми, патологическими изменениями, нарушениями функций органов и систем. Подробнее.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт – это мероприятия, осуществляемые организаторами физкультурно-оздоровительных мероприятий для привлечения разных групп населения к занятиям физической культурой. Подробнее.

Социокультурная реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребёнка, активной жизненной позиции ребёнка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе: на получение необходимого образования. Подробнее.

Профессиональная реабилитация – это система мер, направленных на подготовку человека к профессиональной деятельности, восстановления или получения профессиональной трудоспособности путем адаптации, реадаптации, обучения, переобучения или переквалификации с возможным последующим трудоустройством и необходимым социальным сопровождением с учетом личных склонностей и пожеланий лица. Подробнее.

Абилитация и реабилитация: в чем разница?

С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.

Если кратко, то абилитация ( от лат. habilis — быть способным к чему — либо ) — первоначальное формирование способности к чему — либо . Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии , в отличие от реабилитации — возвращения способности к чему-л ибо , утраченной в результате болезни , травмы и др . [педагогический терминологический словарь].

Читать еще:  Льготы по осаго для инвалидов 3 группы

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья

В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.

Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.

Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми — одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.

Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.

Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

Медицинская реабилитация и абилитация людей с расстройствами аутистического спектра

Медицинская реабилитация и абилитация людей с расстройствами аутистического спектра

В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Реабилитация — это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

Эффективность педагогического воздействия на детей и подростков с РАС должна подкрепляться медицинской реабилитацией, которая включает в себя два направления:

1.диагностика расстройств аутистического спектра в раннем возрасте (от 1,5 лет и раньше) и формирование «групп риска»,

Читать еще:  Льготы инвалидам по оплате жкх

2. организация детской психиатрической службы по осуществлению комплексной помощи в соответствии с современными представлениями о расстройствах аутистического спектра.

На протяжении всей жизни люди с РАС нуждаются в абилитационном сопровождении, которое осуществляется мультидисциплинарной командой специалистов системы здравоохранения.

Абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

В сопровождение входит использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения (дефектологическая, психологическая, педагогическая, нейропсихологическая коррекция, психотерапевтическая, социальная работа с пациентом и его семьей). В основу абилитационного сопровождения положены принципы:

Персонифицированный подход с учетом предполагаемой или установленной этиологии, всех звеньев патогенеза, клинических составляющих заболевания, наличие дополнительных по отношению к аутизму коморбидных расстройств.

Комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения.

«Мультимодальность» с участием в команде специалистов: врачей – психиатров, педиатров, неврологов, психологов, логопедов, дефектологов, педагогов, социальных работников.

Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы. Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.

На основании клинических протоколов и методических рекомендаций, реабилитация и абилитация людей с РАС должна осуществляться в рамках современных программ – TEATH, ABA, SCERTS и др. При реализации таких программ предусматривается наличие психологов, владеющих техникой бихевиоральной терапии, нейропсихологов, а также лицензированных специалистов в области специальной педагогики (сенсорной интеграции, музыкальной терапии, логопедии). Специалисты должны уметь проводить соответствующие тренинги в рамках программ. Государственные учреждения системы образования, здравоохранения, социальной защиты не располагают в полном объеме специалистами по работе с людьми страдающими расстройствами аутистического спектра.

Психолого-педагогическая коррекция больных с расстройствами аутистического спектра. Психолого – педагогическую коррекцию начинают с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка. На основе простейших тактильных, пантомимических и других видов контактов с ребенком в условиях свободного выбора и полевого поведения оценивают уровень его развития, запас знаний и поведенческих навыков, которые отстают приблизительно на два-три возрастных порядка. Работу начинают применительно к истинному возрастному уровню ребенка, а не его хронологическому возрасту.

В работе по психолого-педагогической коррекции детей с расстройствами аутистического спектра используются различные программы, разработанные на основе практического опыта специалистов учреждения. Одна из лучших в мире – программа «Обучение и воспитание детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития» TEACCH [65], адаптированная во многих странах, и частично применяемые в ряде учреждений Российской Федерации. Равновесная по значимости, и также признанная во всем мире методика поведенческой терапии–Прикладной анализ поведения ABA [80]. Основные подходы к абилитации в них сходные. В образовательной практике США доказана эффективность поведенческих походов: системы поддержания желательного поведения и дифференцированного обучения на уровне класса; прикладного анализа поведения — на уровне отдельных учеников . В образовательной практике России используется традиционная психологическая и дефектологическая коррекция.

Логопедическая коррекция больных с расстройствами аутистического спектра. Дизонтогенез речевого развития является одним из кардинальных проявлений РАС. При выделенных формах РАС речь может быть не развита или утрачена в разной степени. Учитывая особенности нарушения речи, диссоциацию в развитии речевой функции, задержку развития речи, конкретно – действенное мышление, логопедическая работа направлена на раннее восстановление речи. Для восстановления речевых функций используют адаптированные к расстройствам аутистического спектра методические приемы, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности детей с РАС, так и особенности их речевой патологии.

В процессе восстановления речевой патологии задействованы следующие специалисты:

А) определяют уровень речевого развития ребенка, его словарный запас, развитие имитационной, рецептивной и экспрессивной речи;

Б) выявляют понимание слов, фраз обиходного характера, инструкций, поручений, способность к называнию предметов, действий, использование местоимений по отношению к себе и окружающим лицам;

В) обращают внимание на построение фраз, порядок расположения отдельных членов предложения, а также умение составлять фразы.

А) оценивают некоммуникативную сторону речи, в которую входят звуки, фонемы, изолированная эхо-речь;

Б) оценивают коммуникативную речь – в виде высказываний с последовательностью развития от простых звуков, слогов, направленных к собеседнику, до сложной символической речи, применяемой для контакта с собеседником.

Читать еще:  Льготы на авиабилеты для инвалидов

Логопедическая работа по восстановлению речи, ориентирована на формирование словарного запаса, развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. Для предотвращения формирования тяжелых личностных и олигофреноподобных дефектов.

Нейропсихологическая коррекция. Традиционно методы коррекции детей с ОВЗ разделяют на два основных направления:

когнитивные методы, ориентированные на преодоление трудностей усвоения «школьных знаний» и формирование тех или иных психических функций (например, речи, слухоречевой памяти, письма, чтения и т.д.);

методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, цигун, у — шу, массаж, ЛФК и т.п.) и телесно — ориентированные психотехники, которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения — восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми.

По мнению авторов программ, доказавших свою валидность, как эффективный инструмент при работе с различными вариантами отклоняющегося развития, суть данного подхода заключается в аксиоме о том, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д., Создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическим счетом.

Нейропсихологическая коррекция проводится по специально разработанным программам, При реализации программы используются кинезиологические упражнения (адаптированный вариант): комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий, а также телесно — ориентированные, арт — терапевтические, восточные (йога, тай-чи, ушу-таолу) психотехники и элементы психодрамы; игры для детей на развитие коммуникативных навыков. А также включают комплексы упражнений для языка и мышц челюсти, перекрестных (реципрокных) телесных упражнений, упражнений для развития моторики рук, упражнений для релаксации и визуализации , функциональных упражнений, упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы.

Работа с семьей и окружением ребенка с расстройствами аутистического спектра. В рамках медицинского сопровождения семей с детьми РАС в системе здравоохранения сложилась и успешно осуществляется психотерапевтическая работа. Психотерапия направлена как на самого ребенка, так и на смягчение эмоционального напряжения и тревоги у членов семьи, преодоление необоснованного чувства вины у родителей за развитие болезни ребенка. Направления работы:

А) Беседа. Родителям разъясняется природа расстройства. Цель беседы сформировать у родителей адекватные представления о состоянии ребенка с РАС (его диагнозе).

Б) Психотерапевтическая поддержка. Обучение родителей навыкам выхода из кризисной ситуации, способами конструктивного взаимодействия всех членов семьи.

В) Психообразовательные программы. Разъяснение родителям основных методов медицинского сопровождения ребенка, сути расстройств аутистического спектра и его лечения, особенностей построения взаимодействия с больным ребенком, разрешение поведенческих проблем, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

При тяжелых формах аутизма членов семьи учат принимать ребенка таким, каков он есть; действовать исходя из его интересов, частично адаптировать его к жизни в семье, организовывая его мир в атмосфере любви и доброжелательности.

Психосоциальная терапия. Психосоциальная терапия включает в себя формирование:

А) когнитивных ресурсов

Б) эмоциональных ресурсов

В) мотивационно-волевых ресурсов

Г) навыков общения с окружающими.

Роль психосоциальной терапии, возрастает при формировании проблем, связанных с социальной дезадаптацией. Социальная реабилитация и терапия опираются на принципы специфичности (методы адекватны состоянию, уровню развития и возрасту), вариабельности (программа терапии и реабилитации должна включать основные и резервные методы) и валидности (доказанная терапевтическая и экономическая эффективность). Для каждого вида воздействия имеется строгий набор показаний. Например, Х.Ремшмидт приводит алгоритм выбора условий для проведения терапии, отталкиваясь от амбулаторной терапии, как основного вида воздействия. В пользу стационарного лечения, кроме тяжести, остроты психического состояния, свидетельствует необходимость отделения ребенка от семьи. В пользу домашней терапии – удаленность от амбулатории и активное сотрудничество семьи и т.д.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector