0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоговая льгота это нк рф

Что считать налоговой льготой и когда это имеет значение

Понятие «налоговые льготы» в НК РФ трактуется как преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере . От налоговой льготы вы вправе отказаться либо перестать ее использовать в течение одного или нескольких налоговых периодов .

Конкретного перечня льгот по НДС и по налогу на прибыль в НК РФ нет, поэтому многие предоставляемые по этим налогам послабления часто называют льготами. А на самом деле вопрос, что является налоговой льготой по НДС и налогу на прибыль, имеет принципиальное значение.

Какие преимущества налоговики приравнивают к льготам

Применение именно льготы является одним из оснований для налоговиков запросить у вас документы при проведении камеральной проверки . В связи с этим налоговики называют льготами, например:

— возможность применения амортизационной премии. Контролирующие органы ранее неоднократно в разъяснениях называли амортизационную премию льготой . Хотя в более поздних разъяснениях упоминали о том, что налоговые льготы не предусмотрены гл. 25 НК РФ ;

— возможность переноса на будущее убытка прошлых лет. Документы, подтверждающие размер убытка, вы должны хранить в течение всего срока, пока уменьшаете на этот убыток налоговую базу текущего года . И налоговики часто требуют в рамках камеральной проверки представить их;

— возможность не начислять НДС при оказании услуг, место реализации которых — не территория РФ (не возникает объекта обложения).

Но это неправильно.

Перечисленными возможностями может воспользоваться любой налогоплательщик, а значит, преимуществом для отдельных организаций и, соответственно, льготой это назвать нельзя. Так, освобождение от НДС услуг, местом реализации которых территория РФ не является, ФАС СЗО не посчитал льготой . Получается, требование налогового органа представить в ходе камеральной проверки документы, подтверждающие так называемые льготы в вышеперечисленных ситуациях, незаконно. А значит, можно его не выполнять .

Какие преимущества организации приравнивают к льготам

А бывает и наоборот. Некоторые предоставленные НК РФ преимущества не всегда выгодны для организации, и она хотела бы от них отказаться. Поэтому организация называет это преимущество льготой (ведь от льготы можно отказаться) и считает, что это дает ей право преимуществом не пользоваться.

Освобождение от налогообложения НДС

В первую очередь, именно освобождение от обложения НДС, предусмотренное ст. 149 НК РФ, принято считать налоговой льготой. Ведь это явное преимущество — можно не платить НДС по определенным операциям. Вместе с тем нельзя принять к вычету весь свой входной НДС. Кроме того, освобождение от НДС влечет необходимость ведения раздельного учета . Плюс — придется заботиться о документальном подтверждении права на освобождение .

В ст. 149 НК РФ приведены три списка не облагаемых НДС операций. И от освобождения по операциям, поименованным в п. 3 ст. 149 НК РФ, вы можете отказаться на законных основаниях — это прямо определено в НК . Соответственно, только это освобождение является льготой.

А вот о возможности отказаться от освобождения операций, перечисленных в пп. 1 и 2 ст. 149 НК РФ, в НК ничего не сказано.

В связи с этим контролирующие органы считают, что применение освобождения по операциям из пп. 1 и 2 ст. 149 НК РФ является обязательным для налогоплательщиков .

В то же время освобождение от налогообложения операций по передаче исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав на использование указанных результатов на основании лицензионного договора столичное Управление ФНС в своем Письме называло именно льготой . Также именно льготой называли освобождение операций, перечисленных в п. 2 ст. 149 НК РФ, Конституционный суд и ВАС .

Это позволило ФАС МО прийти к выводу, что любое освобождение от НДС по сути является льготой. Несмотря на то что порядок отказа от него не установлен гл. 21 НК РФ по НДС, от него можно отказаться, сославшись на ст. 56 НК РФ .

А вот ФАС ВВО сделал такой вывод: если от обложения НДС освобождается отдельная категория налогоплательщиков, то это льгота. Если же не облагается конкретная операция, то такое освобождение — не льгота . Например, если следовать его логике, освобождение от налогообложения услуг, оказываемых организациями сферы культуры и искусства, — это льгота, а вот реализация лома и отходов черных и цветных металлов — не льгота .

Учитывая противоречивость позиций по данному вопросу, отказываться от применения освобождения по операциям, предусмотренным пп. 1 и 2 ст. 149 НК РФ, не стоит. Ведь что может произойти? Вы будете начислять налог по этим операциям и принимать к вычету входной НДС. А налоговики при проверке снимут вам вычеты, поскольку приобретенные для такой деятельности товары (работы, услуги), по их мнению, использованы в необлагаемой деятельности . А примет ли суд вашу сторону — неизвестно. Хотя в крайнем случае можно будет снять начисления, подав уточненку.

Применение ставки 0% по НДС

Есть еще одно ошибочное мнение, что применение нулевой ставки по НДС является льготой.

Действительно, вам не нужно платить налог, а это, несомненно, преимущество. Но некоторые организации не хотят усложнять себе жизнь необходимостью подтверждения права на применение нулевой ставки и сразу начисляют НДС по ставке 18 или 10%.

Однако нулевая ставка — вовсе не льгота. Вы не можете выбирать ставку налога по своему усмотрению. И обязаны применять ставку, установленную ст. 164 НК РФ.

Конечно, начислить НДС по повышенным ставкам вы можете. За увеличение налога по собственной инициативе вас не накажут. Для налоговиков это даже лучше, ведь они получат налог. Но если вы выставите своему контрагенту счет-фактуру с 18%-м НДС (вместо нулевого налога), то это, скорее всего, ему не понравится и он легко сможет оспорить в суде предъявление ему НДС и вернуть свои 18%, так как суд считает получение таких сумм неосновательным обогащением. Платить же НДС за счет собственных средств просто нерационально. К тому же налоговики могут отказать вам в вычетах НДС, относящихся к этой реализации, так как не подтверждена ставка 0% .

Применять при экспортных операциях нулевую ставку НДС вы обязаны и отказаться от нее не можете.

Если налоговики требуют у вас документы в ходе камералки, напирая на то, что вы применяете льготу, может быть, проще и не спорить с ними. И выдать им требуемые бумаги. Но если их требования начинают выходить за рамки разумного — не бойтесь возразить, что льготы вы не применяете. Аргументы, с помощью которых можно это доказать, мы вам привели.

И сами будьте осторожнее при приравнивании различных преимуществ к льготам: нажитые проблемы могут перевесить все плюсы, приобретенные в связи с отказом от так называемой льготы.

п. 1 ст. 56 НК РФ

п. 2 ст. 56 НК РФ

п. 6 ст. 88 НК РФ

Письма Минфина от 16.05.2006 N 03-03-04/1/452, от 21.12.2006 N 03-03-04/1/852

Письма Минфина от 05.08.2011 N 03-03-06/1/455, от 23.11.2009 N 03-02-07/1-520; ФНС от 02.03.2009 N ШС-20-3/234; УФНС по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825

п. 4 ст. 283 НК РФ

Постановления ФАС СЗО от 03.06.2010 N А05-17483/2009, от 18.05.2010 N А05-17482/2009, от 01.06.2010 N А05-17481/2009

подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ

п. 2 ст. 170 НК РФ

п. 5 ст. 149 НК РФ

Письма Минфина от 02.06.2009 N 03-07-07/48; ФНС от 15.07.2009 N 3-1-10/501@

подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ; Письмо УФНС по г. Москве от 04.01.2008 N 19-11/9666

Определения КС от 09.06.2005 N 287-О, от 20.11.2003 N 392-О; Постановления Президиума ВАС от 08.06.2010 N 1650/10, от 29.09.2010 N 7090/10

Постановление ФАС МО от 24.11.2010 N КА-А40/11987-10

Постановление ФАС ВВО от 30.06.2010 N 79-8805/2009

Читать еще:  Налоги с материальной помощи

подп. 20, 25 п. 2 ст. 149 НК РФ

п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ

Постановления Президиума ВАС от 25.02.2009 N 13893/08; ФАС МО от 21.06.2011 N КГ-А40/5590-11; ФАС ВСО от 09.02.2011 N А33-1099/2010; ФАС ПО от 06.10.2010 N А55-32215/2009

Впервые опубликовано в журнале «Главная книга» N07, 2012

Налоговые льготы.

Физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют права на налоговые льготы, которые определяются по двум схемам: освобождение доходов от налогообложения и налоговые вычеты. Условия для назначения налоговых льгот предусмотрены в статьях 217, 218, 219, 220 и 221 Налогового Кодекса РФ, а также в некоторых законах, принятых ранее.

Налоговая льгота — освобождение доходов от налогообложения.

Статья 217 НК РФ перечисляет виды доходов, свободных от налогообложения. Они представлены в закрытом перечне, который насчитывает десятки пунктов, большинство их которых связаны с государственными денежными выплатами и компенсациями физическим лицам. Примером доходов, по которым предоставляются налоговые льготы, можно привести следующие НДФЛ:

1. Денежная помощь, выделяемая государством, согласно в п.1 ст. 217 Налогового Кодекса РФ, в том числе пособия по безработице, рождению ребенка, а также другие виды выплат и компенсаций, исключая выплаты по нетрудоспособности и по уходу за больным ребенком.

2. Пенсии и пенсионные накопления – согласно п. п. 2, 48, 53, 54 ст. 217 НК РФ.

3. Государственные субсидии для частичной компенсации оплаты коммунальных услуг и обслуживания жилых помещений (п. 3 ст. 217 НК РФ).

4. Компенсации за эксплуатацию личного транспортного средства сотрудника в служебных целях при согласии предприятия (п. 3 ст. 217 НК РФ; ст. 188 ТК РФ).

5. Выплаты донорам крови, грудного молока и других видов донорской помощи (п. 4 ст. 217 НК РФ).

6. Алименты на содержание детей и нетрудоспособных родителей (п. 5 ст. 217 НК РФ).

7. Денежная помощь работнику в связи с рождением (усыновлением/удочерением) ребенка, если сумма меньше 50 тыс. рублей на одного ребенка (п. 5 ст. 217 НК РФ).

8. Доход от продажи недвижимого имущества, бывшего в собственности субъекта три и более года, при этом учитывая особенности, предусмотренные в ст. 217.1 НК РФ (п. 17.1 ст. 217 НК РФ; п. 3 ст. 4 Закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ).

9. Материнский капитал, если он был израсходован по назначению (п. 34 ст. 217 НК РФ).

10. Государственная материальная помощь, выданная с целью покупки или строительства жилого объекта, также может претендовать на налоговые льготы (п. 36 ст. 217 НК РФ).

Налоговая льгота — налоговые вычеты.

13-процентная налоговая ставка на доходы физических лиц может быть снижена с помощью так называемых налоговых вычетов (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ), которые разделены на группы и описаны в ст. ст. 218 — 221 НК РФ. Перечислим наиболее распространенные и стандартные налоговые льготы, а также социальные и имущественные вычеты.

Налоговая льгота — стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ).

Стандартные налоговые вычеты классифицируются на вычеты на себя и вычеты на детей. Первый вид льгот могут получить различные категории граждан – ветераны ВОВ, Герои РФ, «чернобыльцы», «афганцы» и другие категории субъектов. Они имеют право на вычет размером 500 рублей или 3000 рублей в месяц. Лицам, которые относятся сразу к двум категориям, предоставляется один максимальный по сумме вид вычета. Два вычета на одного субъекта нельзя суммировать и назначать на выплату.

Налоговые льготы на детей в рамках стандартных вычетов предоставляются лицам, имеющих на содержании несовершеннолетних детей. Сумма налоговых вычетов на каждого ребенка находится в пределах от 1400 до 12000 рублей в месяц (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Налоговый вычет на детей насчитывается при условии, что месячный доход лица, которому он начисляется, не превышает 350 000 рублей. За месяц, в котором доход родителя или опекуна превысил эту сумму, налоговый вычет на ребенка не назначается (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Налоговая льгота — социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ).

Гражданам, несущим определенные социальные расходы – осуществляющим оплату лечения, оказывающим благотворительную помощь, ухаживающим за больными, оплачивающим обучение и т.п. – насчитываются социальные налоговые вычеты. Они начисляются по таким видам расходов:

1. Благотворительность и другая помощь, при этом вычет не должен превышать четверть суммы годового налогообложения (пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ).

2. Оплата обучения.

3. Оплата лечения.

4. Негосударственное пенсионное обеспечение или пенсионное страхование.

5. Выплата дополнительных страховых взносов на накопительный пенсионный счет пп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Размер социального вычета прямо пропорционален фактическим расходам, понесенным субъектом. Ограничение общей суммы налоговых льгот в рамках социальных вычетов, составляет 120 000 рублей в год (для расходов на оплату обучения, лечения (не дорогостоящего), на накопительную пенсию, негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование (абз. 3 пп. 3 п. 1, абз. 7 п. 2 ст. 219 НК РФ).

Лицам, оплачивающим учебу детей, сестер, братьев, полагается социальный налоговый вычет до 50 000 рублей в год на каждого субъекта денежной помощи (пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Дорогостоящее лечение не предусматривает ограничений в размерах социальных вычетов, и налоговые льготы начисляются пропорционально понесенным расходом.

Налоговая льгота — имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ).

Граждане РФ могут рассчитывать на имущественные налоговые вычеты при следующих условиях:

1. Продажа недвижимости или его части, которое находилось в собственности физлица не менее трех лет (при условии, что она была приобретена до 1 января 2016) или в течение минимального срока, предусмотренного ст. 217.1 НК РФ. Вычет начисляется в сумме полученных с продажи средств, но не может превышать 1 млн рублей в год.

2. Реализация недвижимого имущества, которое перешло в собственность субъекта после 1 января 2016 года и находившегося в собственности субъекта меньше указанного в ст. 217.1 НК РФ минимального срока. Продажа другого имущества, бывшего в собственности субъекта более трех лет (автомобиль и другие объекты). Сумма вычета с продажи этого вида имущества эквивалентна сумме, полученной с продажи, но не более 250 000 рублей в год.

3. Продажа доли или части доли уставного капитала имущества при выходе субъекта из состава участников общества; при передаче средств или имущества другому участнику общества во время ликвидации последнего; при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества; при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве или связанному с долевым строительством другому договору. Сумма вычета равняется сумме документально зафиксированных расходов, связанных с приобретением долевого имущества (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ).

4. Изъятие участка и/или расположенного на нем объекта для нужд государства или муниципалитета. Сумма налоговой льготы равняется выкупной стоимости объекта (пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

5. Строительство или покупка объекта жилой недвижимости или доли в нем, земельного участка для частного жилищного строительства или участка, на котором находятся приобретаемый жилой объект или доля в нем. Размер вычета равняется понесенным расходам на строительство или покупку объекта недвижимости, но не может превышать 2 млн рублей (пп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ).

6. Возврат процентов по кредитам на покупку или строительство объекта недвижимости, а также при выплате процентов по кредитам, предоставленных для рефинансирования кредитов по недвижимости. Размер вычета определяется равным по сумме понесенных расходов на выплату процентов по кредитам, но не может превышать 3 млн рублей (п. 4 ст. 220 НК РФ). Ограничение не действительно относительно кредитам, полученным до 1 января 2014 года (п. п. 1, 4 ст. 2 Закона от 23.07.2013 N 212-ФЗ).

Читать еще:  Налоговый вычет за лечение зубов ребенка

Статья 56 НК РФ. Установление и использование льгот по налогам и сборам

Новая редакция Ст. 56 НК РФ

1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Комментарий к Статье 56 НК РФ

Настоящей статьей дано определение льгот по налогам и сборам.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (организаций и физических лиц) и плательщиков сборов (организаций и физических лиц) предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, преимущества отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов могут выражаться:

— в более низкой налоговой ставке;

— в переносе сроков уплаты налогов и сборов;

— в иной периодичности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (например, не ежедекадно или ежемесячно, а по окончании квартала);

— в праве осуществлять различные налоговые вычеты (уменьшающие налогооблагаемую базу);

— в праве на ускоренную амортизацию основных средств (что также приводит к уменьшению налогооблагаемой базы) либо на включение в себестоимость товаров(работ, услуг), затрат, которые обычно в нее не включаются, и т.д.;

— в полном освобождении от уплаты налогов и сборов (такая льгота может предоставляться как по одному, так и по всем видам налогов и сборов).

Льготы по налогам и сборам могут быть предоставлены лишь в случае, когда это предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Льготы по налогам и сборам предоставляются отдельным категориям плательщиков (например, субъектам малого предпринимательства, физическим лицам — инвалидам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и т.д.). Льготы по налогам и сборам не могут носить индивидуальный характер (т.е. их нельзя предоставлять конкретной организации, конкретному физическому лицу). Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Таким образом, нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания (т.е. обстоятельства, позволяющие предоставлять данной категории налогоплательщиков льготы по налогам и сборам), порядок (процедура предоставления налогоплательщику льгот по налогам и сборам, оформление и т.п.) и условия применения льгот по налогам и сборам (т.е. обязательность соблюдения налогоплательщиком, которому предоставлены льготы по налогам и сборам, определенных требований либо исполнения им определенных действий как необходимых предпосылок для реального использования льгот), не могут носить индивидуального характера.

— отказаться от использования любых льгот по налогам и сборам, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

— приостановить использование любой льготы по налогам и сборам на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (т.е. по окончании налогового периода (в течение которого льгота не применялась) плательщик вправе этой льготой воспользоваться (в отношении следующего периода)).

Если налогоплательщик решил отказаться от использования льготы по налогам и сборам либо приостановить ее использование, он обязан письменно уведомлять налоговый орган об отказе (приостановлении) использовать льготу.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Другой комментарий к Ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Пунктом 2 ст. 17 Кодекса предусмотрено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (см. комментарий к ст. 17 Кодекса).

Как определено п. 1 ст. 56 Кодекса, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В пункте 15 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 разъяснено, что до момента введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены — связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

КС России в своих решениях неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе — льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции РФ (ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Постановления КС России от 21 марта 1997 г. N 5-П, от 28 марта 2000 г. N 5-П , от 19 июня 2002 г. N 11-П и от 27 мая 2003 г. N 9-П ).

СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2779.

СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2431.

В Определении от 7 февраля 2002 г. N 37-О КС России признал, что предусмотренное ст. 145 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Кодекса освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость является разновидностью налоговых льгот.

Согласно п. 1 комментируемой статьи не допускается установление индивидуальных льгот. Причем запрет на индивидуальный характер касается норм законодательства о налогах и сборах, определяющих и основания, и порядок, и условия применения льгот по налогам и сборам.

2. Пункт 2 ст. 56 Кодекса предоставляет налогоплательщику право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.

Пленум ВАС России и Пленум ВС России в п. 16 Постановления от 11 июня 1999 г. N 41/9 при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, предписал судам исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

КС России в Определении от 5 февраля 2004 г. N 43-О выразил следующую позицию в отношении п. 2 комментируемой статьи:

пункт 2 ст. 56 Кодекса лишь предоставляет налогоплательщику право, но не обязывает его отказаться от использования налоговой льготы на один или несколько налоговых периодов, а потому не может рассматриваться как затрагивающий какие-либо конституционные права и свободы;

однако, осуществляя соответствующий выбор, налогоплательщик вправе требовать реализации только того механизма предоставления налоговой льготы, который закреплен в законе. При этом установление в Кодексе особенностей применения налоговых льгот, в том числе в виде некоторых ограничений права налогоплательщика отказаться от использования налоговой льготы и обязанности совершить определенные действия, связанные с учетом сумм налога, также не направлено на ущемление конституционных прав и свобод налогоплательщика, поскольку законодатель, вводя налоговую льготу, вправе предусмотреть и особый порядок ее использования.

Читать еще:  Налоговый вычет на ребенка инвалида в 2020

Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 17 февраля 2004 г. N 12671/03 указал, что исходя из положения ст. 56 Кодекса право на льготу по налогу не может быть поставлено в зависимость от избранного организацией метода учетной политики, т.к. в этом случае хозяйствующие субъекты поставлены в неравное экономическое положение при прочих равных условиях и права части из них.

3. Пункт 3 ст. 56 Кодекса определяет нормативные правовые акты, которыми устанавливаются и отменяются льготы по налогам:

по федеральным налогам и сборам — Кодексом;

по региональным налогам — Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах;

по местным налогам — Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Положения п. 3 комментируемой статьи основаны на закрепленных ст. 12 Кодекса полномочиях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (см. комментарий к ст. 12 Кодекса):

законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 3 ст. 12);

представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 4 ст. 12).

Что такое налоговые льготы и какими они бывают

Налоговые льготы считаются инструментом для оздоровления экономики государства. Скидки предлагаются и физическим, и юридическим лицам. Первым они даются для сохранения материального благополучия, вторым – для создания стимула для ведения бизнеса. Льготы способствуют развитию производственных отраслей.

Что собой представляют налоговые льготы

Налоговая льгота – это, по сути, скидка на сумму налогов, предполагающуюся к уплате. Предоставляется она со следующими целями:

  • Стимуляция предпринимательской деятельности.
  • Снижение налогового бремени.
  • Достижение высоких экономических итогов.

Весь перечень льгот перечислен в НК РФ. Некоторые из них оговорены местными нормативными актами.

Классификация

Предоставляемые уступки подразделяются по этим направлениям:

  • Территория распространения.
  • Власть, предоставившая уступку.
  • Льготы для определенных лиц: ФЛ или ЮЛ.
  • Льготы, определяющиеся окончательным получателем выгоды: это или плательщик прямых налогов, или покупатель товара плательщика, или поставщик ресурсов.
  • Льготы разного значения: социальные (нужные для населения), экономические.
  • Уступки с различными формами: специальные режимы, освобождение от уплаты налогов, вывод объекта из зоны обложения налогами, скидки, отсрочки и рассрочки.

Разновидностей льгот очень много. Только по России их существует в количестве более 200 видов.

Налоговые изъятия

Изъятия позволяют вывести какой-либо объект из зоны обложения налогом. Перечень ситуаций, в которых проводится изъятие, оговорен в главе 25 НК РФ. Не облагаются поощрения, помощь, оказанная вследствие ущерба после ЧП. Все доходы, которые не подлежат обложению, перечислены в статье 217 НК РФ. Рассмотрим их подробнее:

  • Социальные пособия.
  • Пенсии.
  • Компенсации при причинении ущерба лицу (к примеру, производственная травма).
  • Пособия по увольнению.
  • Пособия, выплачиваемые связи с гибелью военных.
  • Вознаграждения за донорство.
  • Алименты.
  • Гранты на стимулирование науки и прочих значимых сфер.
  • Премии, которые предоставляются за достижения в науке и прочих социально значимых областях.
  • Однократная материальная помощь.
  • Компенсация при увольнении по достижению пенсионного возраста.
  • Компенсация расходов на путевки.
  • Медобслуживание сотрудников.
  • Стипендии.
  • Доход от продажи продуктов животноводства, пчеловодства.
  • Фермерская прибыль, возникающая при работе с сельским хозяйством.
  • Доход общин.
  • Доход от реализации меха и мяса.
  • Наследство.
  • Прибыль акционеров, полученная вследствие реорганизации организации.
  • Призы, выдаваемые инвалидам или спортсменам.
  • Выплата на оплату учебы детей-сирот, не достигших 24 лет.
  • Суммы, направленные на реабилитацию лиц с ограниченными возможностями.
  • Прибыль по направлениям, облагаемым налогом на вмененный доход.
  • Материнский капитал.
  • Субсидии, предоставляемые на приобретение или строительство недвижимости.

Изъятие может быть постоянным. Подобная уступка также может выдаваться на какой-либо срок.

Налоговые скидки

Налоговые скидки предлагаются с целью снижения налогооблагаемой базы. Подразделяются они на эти типы:

  • Лимитированные. Предполагают заранее заданный размер уступки.
  • Нелимитированные. Изъятие предоставляется в отношении всей налоговой суммы.

Еще одна классификация:

  • Стандартные. Предоставляются всем плательщикам налогов вне зависимости от их реальных доходов. Они могут быть установлены или в заданном размере, или в процентах. Предоставляться могут многодетным семьям, учащимся.
  • Нестандартные. Предоставляются в зависимости от размера платежей, которые плательщик переводит в бюджет.

К СВЕДЕНИЮ! Минимум, не облагаемый подоходным налогом, также будет являться скидкой.

Прочие виды льгот

Существует такая льгота, как освобождение. Представляет она собой непосредственное снижение взносов. То есть уступка предоставляется напрямую, а не косвенно. Подразделяется на эти виды:

  • Уменьшение ставки налога. Ставка уменьшается на 50% в случае, если штат организации наполовину состоит из пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями.
  • Снижение валового налога. Уменьшение может выполняться или частично, или полностью.
  • Каникулы. Налоги полностью снимаются на заданный срок.
  • Отсрочка или рассрочка. Меняются сроки выплаты налогов. Максимальный срок – не больше 6 месяцев. Особенности получения этой льготы оговорены в статьях 61-64, 68 НК РФ.
  • Кредит. Считается формой изменения сроков платежей. Кредит, в отличие от рассрочки, может предоставляться сроком на год. Кредит выдается на основании статьи 68 НК РФ.
  • Инвестиционный кредит. Выдается инвесторам, которые вкладывают свои деньги в исследования и разработки.
  • Целевой кредит. Представляет собой выражение возможности оплатить долг средствами в натуральной форме. К примеру, это может быть продукция на сумму, соответствующую сумме налогового платежа.
  • Возврат налога, выплаченного ранее. Представляет собой налоговую амнистию.
  • Зачет платежа. Применяется для предупреждения двойного налогообложения.

Все рассмотренные льготы предоставляются в зависимости от конкретных обстоятельств.

Льготы в форме специальных режимов

Существуют специальные налоговые режимы, называемыми льготными. Полный их перечень оговорен статьей 18 НК РФ. В частности, это:

  • Обложение сельскохозяйственных производств.
  • Упрощенка.
  • Единый налог для некоторых направлений работы.
  • Оплата патента.

Рассмотрим особенности каждой из систем:

  • ЕСХН. Подлежат уплате эти виды налогов: Единый и НДФЛ, вычитающийся из зарплаты. Объектами обложения будут являться доходы, уменьшенные на объем расходов, зарплата. Ставка составит 6%.
  • УСН. В рамках данного режима также уплачивается Единый налог и НДФЛ. Объектом обложения являются просто доходы, доходы, уменьшенные на размер расходов, патенты, зарплаты. Ставка составит от 6% до 30%. Самая высокая налоговая ставка актуальна для нерезидентов (в той ситуации, когда объектом является зарплата).
  • ЕНВД. Выплачивать нужно Единый налог и НДФЛ. Объектом налогообложения является доход в определенном размере от установленного направления деятельности, зарплата персонала. Размер ставки составит 15% при обложении дохода, 13% — при обложении зарплат. Если лицо не является резидентом, ставка составит 30%.
  • Патентная система. Предпринимателю в рамках этой системы нужно оплатить патент. Объектом обложения считается потенциальный доход по деятельности, на которую нужно получать доход. Ставка составит 6%.

К СВЕДЕНИЮ! Льготы – это важнейший инструмент для стимулирования бизнеса. Уступки, как правило, предоставляются организациям, занимающимся социально полезной деятельностью. К примеру, льготы получают фирмы, предоставившие рабочие места инвалидам и пенсионерам. Уступки являются способом регулирования обстановки в предпринимательской среде. Так государство поощряет определенные формы деятельности. Предпринимателям становится выгодно, к примеру, осуществлять свою деятельность в сфере культуры.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector