Налоговые льготы доклад
Налоговые льготы
Все бизнесмены хотят снизить затраты, в том числе – и по налогам. Закон дает им такую возможность, и даже – много возможностей. Рассмотрим, что такое налоговые льготы и какими они бывают.
Понятие и виды налоговых льгот
Налоговые льготы – это более благоприятный режим перечисления обязательных платежей в бюджет по сравнению со «стандартным». Предоставить преимущества можно по-разному:
- Вывод из-под налогообложения определенных объектов.
- Полное освобождение от отдельных налогов.
- Уменьшение облагаемой базы.
- Снижение налоговых ставок.
- Отсрочка или рассрочка по уплате.
Налоговые льготы не могут устанавливаться индивидуально для определенного физического или юридического лица (п. 1 ст. 56 НК РФ) Также льготы не должны зависеть от национальности, религии, гражданства или источника получения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).
Зачем нужны налоговые льготы
Устанавливая преференции по налогам, государство стремится достичь следующих целей:
- Развитие определенных отраслей экономики.
- Стимулирование инвестиций в инфраструктуру.
- Оптимальное распределение средств между бюджетами различных уровней.
- Развитие социально-значимых направлений бизнеса.
- Поддержка незащищенных категорий налогоплательщиков, например – инвалидов.
Кто устанавливает льготы по налогам
Налоговая система в РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них могут применяться те или иные преференции.
На федеральном уровне льготные режимы определяет только НК РФ. На региональном и местном уровнях льготы могут быть установлены НК РФ или нормативными актами субъектов РФ, либо муниципалитетов.
Также на «нижних» уровнях возможен и комбинированный вариант. В этом случае НК РФ определяет «рамочные» условия применения льгот, а региональные или местные власти – конкретизируют их.
Например, по налогу на имущество физических лиц для жилой недвижимости установлена базовая пониженная ставка – до 0,1%. А местные органы власти имеют право установить для этой категории объектов свои ставки в диапазоне от 0% до 0,3%. Налоговая нагрузка в данном случае может меняться в зависимости от стоимости объекта, его категории или местонахождения (ст. 406 НК РФ).
Вывод отдельных объектов из-под налогообложения
В первую очередь эта категория льгот применяется для обязательных платежей, которые взимаются с владельцев материальных объектов: налога на имущество, на землю или транспортного.
Например, налогом на имущество организаций не облагаются объекты культурного наследия, а транспортный налог не распространяется на автомобили небольшой мощности (до 100 л.с.), оборудованные для использования инвалидами.
Но выделение необлагаемых объектов возможно и для «оборотных» налогов. Компания в целом может являться плательщиком НДС, но при этом заниматься реализацией отдельных товаров или услуг, освобожденных от этого налога (ст. 149 НК РФ).
К таким освобождаемым категориям относятся, например, медицина, пассажирские перевозки или услуги в области культуры и искусства. Чтобы применить эту льготу бизнесмен должен вести раздельный учет по облагаемой и необлагаемой деятельности.
Полное освобождение от отдельных обязательных платежей
Один из распространенных вариантов, который позволяет бизнесмену избавиться сразу от нескольких обязательных платежей – это использование налоговых спецрежимов.
«Упрощенка», ЕНВД, единый сельхозналог и патентная система позволяют в общем случае не платить налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Для перехода на эти режимы бизнесмен должен соответствовать определенным критериям: состав учредителей, вид деятельности, выручка, численность персонала и т.п.
Впрочем, здесь правильнее говорить не об отмене этих платежей в бюджет, а об их замене на один «специальный» налог. Хотя он в большинстве случаев и выгоднее «общих», но фискальная нагрузка все равно остается.
Но для некоторых категорий налогоплательщиков возможна отмена отдельных налогов без каких-либо замещающих выплат, например:
- Резиденты проекта «Сколково» могут не платить налог на прибыль в течение 10 лет (ст. 246.1 НК РФ).
- Получить освобождение от НДС могут представители «микробизнеса» с выручкой до 2 млн. руб. в квартал, а также уже упомянутые «сколковцы» и участники других инновационных программ (ст. 145, 145.1 НК РФ).
- Резиденты свободных экономических зон не платят земельный налог пять лет после покупки участка на территории СЭЗ (пп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ).
Уменьшение облагаемой базы (налоговые вычеты)
Применение этой льготы связано с исключением из налоговой базы определенных сумм.
Например, доход физического лица, который подлежит обложению НДФЛ, можно уменьшить на различные «социально-значимые» расходы налогоплательщика: приобретение жилья, обучение, лечение и т.п. (ст. 219 НК РФ). Кроме того, закон предусматривает и фиксированные вычеты по НДФЛ, которые работодатель должен применять для от отдельных категорий: сотрудников, имеющих детей, ветеранов, инвалидов и т.п. (ст. 218 НК РФ).
Своеобразным «вычетом» по налогу на прибыль можно считать использование ускоренной амортизации. В этом случае бизнесмен имеет возможность списать затраты на приобретение основных средств существенно быстрее, чем в стандартном режиме – коэффициент ускорения может достигать 3 (ст. 259.3 НК РФ). Условием для ускоренного списания является, например, повышенная интенсивность использования объектов ОС, либо их приобретение в лизинг.
Снижение налоговых ставок
Для большинства обязательных платежей предусмотрена возможность применения пониженных налоговых ставок. Льгота в данном случае может быть связана с категорией плательщика или видом объекта налогообложения, например:
- По налогу на прибыль льготные ставки (от 5% до 13,5%) применяются для участников свободных экономических зон (ст. 284 НК РФ).
- По НДС пониженная 10% ставка используется при реализации некоторых групп товаров и услуг: продуктов питания, детской одежды, лекарств, пассажирских перевозок и т.п. (п. 2 ст. 164 НК РФ).
Кроме пониженных тарифов по налогам, существует и льгота в виде применения нулевой ставки, например:
- По НДС при экспорте товаров или услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ).
- По налогу на прибыль для организаций социальной направленности: медицинских, образовательных, культурных (ст. 284.1, 284.5 НК РФ).
- По УСН и патентной системе – в течение двух лет для вновь зарегистрированных ИП (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ).
Если бизнесмен имеет право на нулевую ставку, то он фактически не платит соответствующий обязательный платеж. Однако эту льготу следует отличать от полного освобождения от налога, рассмотренного выше.
Бизнесмен, использующий ставку 0%, должен сдавать декларации, а также исполнять другие обязанности налогоплательщика. Например, для НДС это – оформление счетов-фактур и ведение книг продаж и покупок.
Перенос срока уплаты
Уплата обязательных платежей в более поздний срок может быть реализована в двух вариантах.
- Отсрочка или рассрочка (ст. 64 НК РФ).
Заплатить налог позднее или частями бизнесмен может, например, в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие) или при угрозе банкротства. Период отсрочки может составлять от года до трех лет.
- Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66, 67 НК РФ).
Эта форма поддержки предоставляется бизнесменам, деятельность которых особо важна для государства. Это, например, инновационные компании, исполнители по оборонному заказу или резиденты зон территориального развития.
Срок налогового кредита может составлять от года до десяти лет. В отличие от рассрочки, в данном случае за пользование бюджетными деньгами нужно будет заплатить. Правда, не очень дорого: процентная ставка не должна превышать 0,75 от действующей ставки рефинансирования ЦБ.
Всегда ли нужны льготы
В отличие от самой уплаты налогов, применение льгот – это право, а не обязанность. Налогоплательщик имеет право полностью отказаться от положенных ему преференций или приостановить их использование на время, с учетом особенностей исчисления конкретного платежа (п. 2 ст. 56 НК РФ).
Казалось бы – зачем отказываться от преимуществ, предусмотренных законом? Однако – такие ситуации бывают.
Предположим, малое предприятие перешло на один из спецрежимов и перестало платить НДС. В этом случае компания может потерять часть своих клиентов – плательщиков НДС или будет вынуждена предоставлять существенные скидки. Убыток в этом случае иногда оказывается сопоставимым с полученной экономией на налогах.
Также и физические лица далеко не всегда пользуются социальными вычетами по НДФЛ (например – за лечение). Люди, которые не обладают соответствующими знаниями, часто обращаются к консультантам для оформления документов на вычет. А если сумма затрат небольшая, то экономия на налогах может оказаться сопоставимой с гонораром консультанта.
Вывод
Налоговые льготы позволяют бизнесменам и «обычным» гражданам получить более выгодные условия по расчетам с бюджетом.
Задача льгот – перераспределять ресурсы в те области, которые государство считает приоритетными.
Налоговые льготы могут предоставляться различными способами – от скидок и отсрочек по уплате до полной отмены отдельных обязательных платежей.
Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
реферат Налоговые льготы: понятие, виды, механизм установления

Всероссийская Государственная Налоговая Академия
Министерство Финансов Российской Федерации
Реферат
по дисциплине:
«Финансовое право»
на тему:
«Налоговые льготы:
понятие, виды, механизм установления»
Выполнил:
студент гр.ФО-503
Божьев В.
Проверил:
Кобзарь-Фролова М.Н.
Москва, 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………… …………………..3
Глава 1. Понятие и принципы применения налоговых льгот………4
Глава 2. Классификация видов налоговых льгот…………………….7
Глава 3. Механизм установления налоговых льгот………………. 10
Глава 4. Основные проблемы применения налоговых льгот………16
Заключение……………………………………… . ..18
Библиографический список………………………………………….19
Введение.
История возникновения налоговых льгот тесно переплетается с историей возникновения самих налогов, и уходит своими корнями ещё во времена Древней Греции, Египта и других великих цивилизаций. В местах появления налогообложения в скором времени возникали и послабления в их уплате для определённых лиц или видов деятельности.
В последние столетия налоговые льготы являются неотъемлемой частью налоговой системы. При этом в разных странах отношение к данному виду налогового инструмента весьма неоднозначно. Одни государства держат курс на стимулирование налогового льготирования как достаточно сильного фактора стимулирования деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, другие же считают их своего рода балластом на пути пополнения государственного бюджета и нарушением принципа равенства между всеми налогоплательщиками.
Говоря о справедливой налоговой политике сейчас, не учитывать значимости такой важной её составляющей как налоговые льготы не представляется возможным. В современном обществе условия ведения бизнеса достаточно жёсткие, не всем товаропроизводителям удаётся успешно выйти на рынок и закрепиться на нём, благополучно выдерживая быстрый темп экономического развития. Налоговые льготы в подобных случаях являются достаточно мощным стимулом развития деятельности таких хозяйствующих субъектов. Однако при этом их стимулирующую функцию необходимо грамотно использовать.
Всё больше экономистов-аналитиков признают за налоговыми льготами их регулирующее воздействие на экономику, для достижения которого первоочередным является точное определение самого понятия льгот и проведение их полной классификации. Разумеется, данные проблемы не единственные в этом вопросе, тем не менее, они являются базовыми для понимания сущности налоговых льгот и, соответственно, справедливости налоговой политики в целом при их применении.
Глава 1. Понятие и принципы применения налоговых льгот.
Несмотря на широкое использование в налоговой теории понятия «налоговые льготы», до сих пор отсутствует чёткое и однозначное понимание их сущности.
Согласно статье 56 Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ), льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. 1 Данное определение является общим и неточным. Руководствуясь им трудно понять, какие преимущества в сфере налогообложения считать льготой, а какие нет. В определении чётко говорится о том, что льготой считается неуплата налога или уплата в неполном объёме, при этом становится непонятно, относится ли к льготам отсрочка (рассрочка) налоговых платежей. Судя по логике Кодекса, не относится, тем не менее, трудно спорить с тем фактом, что отсрочка (рассрочка), так же как и налоговый и инвестиционный налоговый кредит предусматривают уменьшение налогового обязательства, т. е. создают преимущества в уплате налогов по сравнению с другими налогоплательщиками.
Далее проблемы возникают уже на этапе определения перечня видов налоговых льгот: в НК РФ он отсутствует. Если следовать логике разработчиков НК, не признаются льготами общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, отсрочка (рассрочка) уплаты налогов, налоговый кредит (в том числе и инвестиционный). Данные категории рассматриваются лишь как возможные способы изменение срока исполнения налогового обязательства, тем самым эти льготы лишаются своей регулирующей функции и законодательно ограничиваются в плане своего стимулирующего воздействия. Так же существует вопрос о целесообразности отнесения к категории налоговых льгот специальных налоговых режимов, а с недавних пор в правительстве вообще ведутся разговоры об их полном упразднении.
Неопределенность и, зачастую, двусмысленность определения всех элементов налога и налогообложения могут привести, во-первых, к созданию условий для уклонения от уплаты налога его плательщиками на законных основаниях; во-вторых, к толкованию отдельных положений закона налоговыми органами в свою пользу и в ущерб для налогоплательщика.
Вопрос о целесообразности стимулирования или же наоборот сокращения (либо полного упразднения) льгот при уплате налогов и сборов крайне сложен и многогранен. Для начала, необходимо определиться с его теоретической составляющей, а именно ответить на вопрос: «что же из себя представляют налоговые льготы и каков их экономический смысл».
Налоговые льготы проявляются в двух основных сущностях. С одной стороны, они являются одним из элементов налогообложения, а, с другой стороны, важным инструментом налоговой политики с целью стимулирования отдельных видов деятельности и поддержки определённых социальных групп.
Российским законодательством предусмотрены общие принципы применения налоговых льгот.
1. Налоговые льготы не устанавливаются в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц, а также места происхождения капитала. Данная норма уравнивает в правах российских и иностранных инвесторов при получении налоговых льгот.
2. Налоговые льготы не могут носить индивидуального характера. Это положение создаёт равные условия для всех налогоплательщиков.
3. Налоговые льготы могут быть предоставлены только актами налогового законодательства. На федеральном уровне льготы устанавливаются НК РФ, на региональном и местном уровнях положения о льготах НК РФ могут быть дополнены законами субъектов Российской Федерации о налогах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах соответственно(безусловно, только в отношении льгот по региональным и местным налогам).
4. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
5. НК РФ не установлены сроки, в течение которых налогоплательщик может воспользоваться льготой. Это положение даёт налогоплательщику право при неиспользовании льгот в предыдущие налоговые периоды (в случае неоповещения налогового органа о приостановке применения льгот) на возврат переплаченной суммы налога.
Глава 2. Классификация видов налоговых льгот.
Существуют следующие виды налоговых льгот: налоговые скидки, налоговый иммунитет, отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит, налоговая амнистия, освобождение от уплаты налогов отдельный категорий налогоплательщиков, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок, инвестиционная премия, льгота на истощение недр, ускоренная амортизация, специальные налоговые режимы.
Вопрос о классификации налоговых льгот уже давно является дискуссионным, причём как в теории, так и на практике. Разные экономисты и авторы учебных пособий по экономике и налогообложению распределяют льготы по разным классификационным признакам. В российском законодательстве отсутствует полная классификация налоговых льгот. Она должна заключать в себе группировку по всем возможным признакам. Основа приведённой ниже классификации разработана Д. В. Латыповой, здесь лишь дополнен признак комплексности, признак разграничения льгот по органу, устанавливающему льготу, и добавлен признак по статусу налогоплательщика, применяющего льготу. 2
В зависимости от управляемого элемента налогообложения выделяют следующие льготы, ориентированные на:
1) налогоплательщиков (налоговый иммунитет, освобождение отдельных категорий налогоплательщиков, налоговая амнистия, специальные налоговые режимы);
2) налоговую базу (налоговые скидки, ускоренная амортизация);
3) срок уплаты налога (налоговый кредит, отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы);
4) ставку налога (понижение ставок, инвестиционная премия, льгота на истощение недр);
5) налоговый оклад (налоговая амнистия, налоговый кредит, инвестиционный вычет).
По механизму предоставления льготы делятся на:
1) безусловные – это прямо установленные законодательством льготы, не требующие выполнения каких-либо дополнительных условий (налоговые скидки, освобождение отдельных категорий налогоплательщиков);
2) условные – это льготы, по которым законодательством установлены лишь общие правила, для их применения необходимо выполнить ряд условий (налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, налоговая амнистия и др.).
По цели введения льготы подразделяются на:
1) экономические – это льготы, стимулирующие производственную, инвестиционную, инновационную деятельность хозяйствующих субъектов (ускоренная амортизация, налоговый кредит и др.);
2) социальные – это льготы, вводимые с целью решения социальных задач (некоторые формы налоговых скидок, вычетов);
3) общие – это льготы, решающие как экономические, так и социальные задачи(понижение ставок, налоговые скидки и др.).
По комплексности воздействия льготы делятся на:
1) льготы, воздействующие только на какой-то один налог или его один элемент;
2) льготы, ориентированные на воздействие на какой-т один налог, но при этом косвенно воздействующие и на другой налог (например, ускоренная амортизация);
3) льготы, оказывающие комплексное воздействие на определённую совокупность налогов ( например, налоговый иммунитет и специальные налоговые режимы).
По устанавливающему льготу органу налоговые льготы делятся на:
1) федеральные льготы, устанавливаемые и отменяемые федеральными властями;
2) региональные льготы, устанавливаемые региональным уровнем управления по региональным налогам;
3) местные льготы, устанавливаются органами местного самоуправления по местным налогам.
По статусу налогоплательщика льготы длятся на:
1) личные – это как правило льготы физическим лицом, например, имущественные вычеты по НДФЛ;
2) юридическим лицам (таких льгот большинство).
Глава 3. Механизм установления налоговых льгот.
Стоит отметить, что на практике не все предприятия знают, какие льготы они могут использовать. Льготы очень зависят от вида налога, по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области даны значительные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы, с которыми не все предприятия, особенно малые, успевают ознакомиться.
Таблица 1. Механизм установления налоговых льгот. 3
Вид налога | Предприятия малого бизнеса | Некоммерческие орг-ции | С/х товаропроизводители | Организации в сфере инновационной деятельности |
НДС | Организации и ИП имеют право на освобождение от уплаты НДС, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих субъектов без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. (ст. 145 НК РФ). Как воспользоваться данной льготой тоже объяснено в указанной статье. | Не подлежит налогообложению на территории РФ реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также др. товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых: и т.д. | ||