1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Попечительские взносы в детском саду

Денежные сборы в детсадике — законно или нет?

Денежные взносы в детских садах — это поборы или жизненная необходимость? Часто звучат жалобы родителей на обязательные сборы, которые в последнее время приобретают все большие масштабы. Мы попытались выяснить, законны ли действия руководителей детских садов, устанавливающих эти сборы с родителей?

Плата за детсад

В соответствии со ст. 52 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей за содержание ребенка. При этом размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не может превышать 20% затрат на содержание ребенка, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, — 10% затрат.

При этом постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 849 утвержден перечень затрат, учитываемых при установлении основной родительской платы. В них входят: оплата труда и начисления на оплату труда, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, арендная плата за пользование чужим имуществом, а также увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка.

Таким образом, внося плату за посещение ребенком детского сада, родители уже оплачивают затраты и на ремонт, и на игрушки, и на канцелярские товары, и на все остальное.

Добровольные взносы

В то же время действующее законодательство не запрещает школам и детским садам привлекать дополнительные денежные средства. Весь вопрос в том, каким образом это должно осуществляться. В соответствии со ст. 41 Закона «Об образовании» образовательное учреждение (в том числе и дошкольное) вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных, предусмотренных уставом детского сада, услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц. В инструктивном письме Минобразования РФ от 15 декабря 1998 года № 57 «О внебюджетных средствах образовательных учреждений» подчеркивается, что внесение денежных средств (пожертвований) физическими и юридическими лицами, в том числе родителями обучающихся, осуществляется только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательного учреждения.

Однако в настоящее время руководители детских садов предпочитают получать денежные взносы от родителей наличными без какого-либо надлежащего учета и контроля за их последующим расходованием.

Прежде чем определить ребенка в детский сад родителям следует внимательно прочитать договор, который им предлагают подписать. К примеру, в Канском районе при проверке договоров, заключаемых между муниципальными детсадами и родителями, межрайонной прокуратурой было установлено, что в них предусматривается обязанность (именно обязанность, а не право) родителей оказывать садику материальную помощь в реализации уставных задач и подготовке ребенка к школьному обучению.

Как было установлено прокуратурой, под такую расплывчатую формулировку можно подвести любые расходы, поэтому подобный пункт договора не соответствует действующему законодательству.

Создавайте комитет

Не забывайте, что с целью контроля за использованием денежных средств, которые собираются на нужды дошкольного учреждения, у родителей есть право создания родительского комитета либо попечительского совета, который и будет заниматься сбором и расходованием финансов.

Также в этой ситуации может помочь решение нескольких детсадов района о создании (по согласованию с родителями) благотворительного фонда поддержки и развития дошкольного образования. В него родители ежемесячно платят оговоренную сумму по квитанциям. Средства распределяются по заявлениям заведующих на предоставленные счета (услуги и материалы), стимулирование сотрудников и тому подобные вещи.

При подготовке статьи использовались материалы официального портала прокуратуры Красноярского края

Попечительский совет в дошкольной образовательной организации

Эльвира Чайникова
Попечительский совет в дошкольной образовательной организации

Попечительский совет в дошкольной образовательной организации

Чайникова Эльвира Маратовна – зам. зав. по ВМР

Проскурнина Наталья Михайловна -заведующий

Адмаева Светлана Витальевна- зам. зав. по ВМР

В наши дни, в условиях становления рыночной экономики, встает вопрос о необходимости привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом, предприятий и семьи. Создаются управляющие и попечительские советы. Данная система помогает решить многие финансово-хозяйственные проблемы образовательного бюджетного учреждения.

Всего несколько десятилетий назад в нашей системе отечественного образования не существовало этого понятия. Что это такое, общественность узнала лишь с приходом в страну новых веяний. Как гласит статья 35 закона РФ «Об образовании», это орган самоуправления учреждения образования, осуществляющий контроль поступлений и расходов благотворительных пожертвований в адрес учреждения. Это касается поступлений от юридических и физических лиц, заинтересованных в помощи школе или детскому саду. Совет устанавливает порядок использования средств и распоряжается взносами на благотворительность.

Что такое Попечительский совет? Попечительский совет — одна из форм участия общества в управлении образованием, это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения. Попечительский совет способен учитывать интересы воспитанников и их родителей, он является дополнением к уже существующим органам самоуправления дошкольного образовательного учреждения: общему собранию дошкольного образовательного учреждения, педагогическому совету и др.

Целью деятельности Попечительского совета являются:

Читать еще:  Очередь в детский сад кстово

всемерная, всесторонняя, всевозможная поддержка ОУ, в том числе финансовая и материальная;

содействие, стимулирование, информация и пропаганда его деятельности;

правовое обеспечение, защита и поддержка прав и интересов ОУ, его обучающихся и работников.

Функции Попечительского совета достаточно широки и разнообразны. Причем они вовсе не сводятся исключительно к распоряжению финансами.Основнымиего функциямисчитаются:

помощь в организации образовательного процесса, деятельности обучающихся и педагогов учреждения, улучшение условий их труда;

содействие в проведении спортивных и культурных мероприятий, благоустройстве помещений и территории;

привлечение денежных средств (помимо бюджетных) для развития учреждения и повышения эффективности образовательного процесса;

контроль за безопасностью воспитанников и сотрудников.

Кто может входить в состав совета? В состав попечительского совета имеют право входить все участники образовательного процесса, к ним относятся родители (законные представители) обучающихся и другие физические лица (представители местных органов власти и организаций любых форм собственности, заинтересованные в эффективном развитии образовательного учреждения и обладающие общественным авторитетом в его коллективе).Персональный его состав утверждается один раз в год на заседании совета простым голосованием. Возглавляет совет председатель, которого избирают на том же ежегодном заседании. Председатель попечительского совета подписывает все необходимые документы и несет полную ответственность за принятые по их использованию решения. По итогам отчетного периода совет обязан предоставить родителям и сотрудникам ОУ отчет о поступлении и расходе денежных средств.

К настоящему времени сформировалась достаточно обширная нормативно-правовая база деятельности попечительских советов образовательных учреждений.

1. Гражданский кодекс РФ, ст. 52, ч. 1, гл. 4, параграф 5.

2. Закон РФ «Об образовании»:

ст. 2. «Принципы государственной политики в области образования»: «Государственная политика в области образованияосновывается на принципах: демократический государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений»;

ст. 13. «Устав образовательного учреждения», п.4: «Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его Уставу»;

ст. 35. «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями», п.2: «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются … Попечительский совет… и др. формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются Уставом образовательного учреждения»;

ст. 41. «Финансирование образовательных учреждений», п.8: «Образовательные учреждения вправе привлекать в установленном Законом порядке РФ дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований, целевых взносов физических и юридических лиц».

3. Указ Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ»: «В целях дальнейшего развития государственно-общественных форм управления в сфере образования и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности образовательныхучреждений ПОСТАНОВЛЯЮ:«Считать необходимым создание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Попечительских советов, имея в виду установление общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений».

4. Приказ Минобразования РФ от 10.09.99 г. № 275 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ»: «Во исполнение Указа Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ».

5. Постановление Правительства РФ от 10.12.99 № 1379 «Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения».

Упоминание о попечительском совете как форме самоуправления дошкольного образовательного учреждения есть и в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Министерством образования и науки РФ 27 октября 2011 г. № 2562. При этом Типовое положение предусматривает, что порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом ДОУ.

В связи с тем, что попечительский совет занимается благотворительной деятельностью, необходимо учитывать нормы Федерального Закона от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

В случае создания Попечительского совета ДОУ в форме общественной организации его деятельность регулируется также Законом РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 № 82-ФЗ с изменениями и дополнениями.

Совокупность вышеназванных документов образует правовую базу деятельности попечительских советов. Кроме этого, необходимо учитывать нормы налогового законодательства и знать правила ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, не являющихся бюджетными.

Зачем все же нужен попечительский совет в детском саду? Это орган самоуправления, контролирующий целевое использованиеблаготворительных взносов. Именно такой коллективный контроль наиболее эффективен для оптимального распределения средств согласно потребностям учреждения. Благодаря попечительскому совету растет уровень образовательного учреждения в целом, а, следовательно, и качество пребывания в нем каждого конкретного ребенка. Попечительские советы в детских садах не только повышают уровень безопасности и комфорта, но и улучшают результативность учебного процесса. Использование благотворительных средств советом расширяет материальные возможности учреждения согласно родительским пожеланиям.

Попечительский Совет обладает правом получать от руководителя учреждения или его заместителей нужную для своей работы информацию, вносить свои предложения по улучшению условий обучения и воспитания, укреплению здоровья обучающихся и организации питания, вести общественный контроль за целенаправленным расходом поступающих средств от физических (а также юридических) лиц на нужды учреждения.

Таким образом, изучая материалы о структуре Попечительских советов, о целях и задачах, которые их учредители ставят перед собой, можно прийти к выводу, что в современном гражданском обществе создание подобных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие образовательных учреждений, просто необходимо. Попечители могут стать очень влиятельной силой в образовании, Попечительский совет не призван заменить руководителя образовательной организацией — он должен конструктивно дополнить их функции в плане стратегического управления дошкольным учреждением.

Читать еще:  Педагогическая пенсия воспитателям детских садов

Методическая служба дошкольной образовательной организации «Фестиваль методических служб» в рамках городского педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие.» Уважаемые коллеги! Я постараюсь.

Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников посредством инновационных форм сотрудничества.

Особенности формирования управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации В статье представлены результаты изучения научных исследований сущности таких основополагающих понятий, как «культурауправления», «управленческая.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации Духовное и материальное состояние общества зависит от тех основ, которые заложены в сознании детей. Психологи утверждают, что на развитие.

Положение о команде Юных Помощников Инспекторов Движения в дошкольной образовательной организации 1. Общие положения 1.1 Команда юных помощников инспекторов движения (далее ЮПИД) – добровольное объединение воспитанников подготовительной.

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в дошкольной образовательной организации «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Семинар для старших воспитателей «Проектирование образовательной деятельности в современной дошкольной организации» Семинара для старших воспитателей по теме: «Проектирование образовательной деятельности в современной дошкольной организации». Ориентация.

Внедрение ФГОС в практику дошкольной образовательной организации С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в воспитании детей История развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи как исполнителя некоторых специфических.

Прокурор идет в детский сад

Правоохранительные органы намерены избавить новосибирские детские сады от попечительских советов, фондов и прочих некоммерческих организаций, через которые взимается дополнительная плата с родителей — от 150 до 3 000 рублей в месяц. Прокуратура Новосибирска, обнаружив в работе фондов массу нарушений, внесла представление мэру Владимиру Городецкому. Кроме того, готовится иск в арбитражный суд об их ликвидации.

Поборы в детских садах — недетская проблема для Новосибирска. В прошлом году во время прямой линии с президентом России один из молодых отцов даже заявил о ней на всю страну. Что характерно, задолго до этого новосибирская мэрия категорически запретила детским садам брать дополнительные деньги за содержание детей, и все соответствующие договоры с родителями были расторгнуты. Воспитатели и заведующие тогда подняли шум, выступили со скандальными заявлениями о невозможности выжить на голом бюджете, однако затем успокоились. Теперь ясно почему: система дополнительной финансовой «подкачки» возродилась в новой форме, и деньги сверх установленного мэрией норматива (1000 рублей в месяц) принялись собирать созданные некоммерческие организации — попечительские советы и фонды, сформированные якобы из родительского актива и абсолютно добровольно.

Но, как считают в прокуратуре, нередко эта якобы общественная «надстройка» над детским садом — всего лишь попытка придать поборам видимость законности. С правовой точки зрения — довольно неуклюжая.

— Попечительский совет или фонд — это не часть детского сада, это отдельное юридическое лицо. Однако, как установила проверка, все они располагались в детских садах, никак это не оформляя, — сообщила «РГ» старший помощник прокурора Новосибирска Марина Потапова. — Договоров аренды не было, хотя арендовать площадь в детском саду можно только после экспертной оценки — не нанесет ли это вреда образовательному процессу. Кроме того, у некоммерческих организаций отсутствовал самостоятельный баланс, не было публичной отчетности.

Есть случаи, когда попечительский совет возглавляла сама заведующая детским садом, вопреки закону об образовании. То есть эта система «вросла» в детские сады и породила массу серьезных финансовых нарушений. Но самое главное, вряд ли можно говорить о добровольности взносов — родителям не давали возможности выбора, ставили перед фактом.

Попечительский карман руководство детских садов легко путало если не со своим (таких фактов не выявлено), то с государственным. За счет родительских денег детсады умудрялись даже погашать налоги и оплачивать питание детей, что противоречит бюджетному законодательству. Родители платили за мебель, технику и за свой счет делали в садах ремонт. И все это — внимание! — в тот момент, когда и мэрия, и прокуратура заявляли и заявляют: дефицита бюджета в детсадовской «отрасли» нет. Кроватки и шкафчики можно купить за государственный счет.

Как заявила «РГ» зам. начальника Управления образования мэрии Новосибирска Наталья Копаева, в прошлом году на капитальный, текущий ремонты и покупку мебели для дошкольных учреждений было направлено более 500 миллионов рублей. А по информации прокуратуры, за тот же период 29 руководителей детских садов были привлечены к ответственности за неиспользование бюджетных денег. Парадокс.

Читать еще:  Подача заявления в детский сад

Почему заведующие «экономят» бюджетные средства, предпочитая тратить родительские деньги? «Видимо, слишком сильна психологическая установка на нищету, усвоенная в прошлые десятилетия — денег у государства даже не просят, будучи уверенными, что это бесполезно», — предполагает Марина Потапова. Кроме того, само создание «теневой» финансовой системы дает определенные возможности, и денежные «тени» могут падать в самые разные стороны.

Правда, у самих работников детских садов на этот счет иное мнение, и победным реляциям чиновников они доверять не склонны.

— Денег, которые выделяет нам мэрия, недостаточно, — рассказали «РГ» в одном из дошкольных учреждений. — Вот и приходится выкручиваться. Например, чтобы отремонтировать крышу, нужно заплатить подрядчикам миллион рублей, причем сразу, но получить эти средства из бюджета в необходимые сроки нельзя. А расходы на питание? Город заложил норматив — 50 рублей в день на ребенка, но на эти деньги его нельзя полноценно накормить, нельзя налить ему стакан сока утром. Или аптека — бюджетных денег хватает только на приобретение самых дешевых одноразовых шприцев, колоть которыми — как топором рубить. Чтобы купить современные шприцы с тонкими и острыми иглами, нужны дополнительные финансы, и так — чего ни коснись.

С этим солидарна и часть родителей — они тоже, вопреки данным мэрии и прокуратуры, считают, что детсады погибают в нищете. Прокуратура уверена: это не так, родители стали жертвами внушения.

— Любое собрание в детском саду начинается так: «Нам не платят, не выделяют средств, поддержите нас!» — говорит Марина Потапова. — Но я лично осведомлялась у заведующих: а обращались ли вы в мэрию? Сообщали ли о своих нуждах? Есть ли у вас письменные отказы? Нет. Доказательств тому, что мэрия не выполняет обязательства перед дошкольными учреждениями, нет, — иначе мы предприняли бы меры.

И еще один момент. Татьяна Кузнецова платит за двух детей 500 дополнительных рублей в месяц и хотела бы, чтобы хоть сколько-нибудь из них доставалось воспитательницам, которые нянчатся с малышами за мизерный оклад — меньше 3000 рублей. Доплаты персоналу — отдельная проблема для Новосибирска, деньги из родительских фондов на эти цели направлять абсолютно незаконно (хотя и подобные нарушения выявлены). Вопрос же о муниципальных надбавках воспитателям пока только обсуждается.

— Понятно, что детские сады будут стараться привлечь дополнительные деньги, — резюмирует старший помощник прокурора. — Однако, на наш взгляд, в конечном итоге это наносит ущерб детям. Почему хозяйственные нужды детского сада должны обеспечиваться за счет ребенка, который там не живет, а находится всего лишь несколько часов в день? Заплатить за ремонт в садике и дома кормить малыша одной картошкой — на мой взгляд, это весьма странно.

По мнению прокуратуры, добровольно-принудительные попечительские фонды необходимо ликвидировать — с подобным иском в арбитражный суд может обратиться прокурор области, и сейчас проект заявления готовится. Однако основания в законе прописаны нечетко — попросту говоря, ликвидировать фонд можно тогда, когда там кончатся деньги. Возможность не платить родителям вряд ли предоставят, поэтому не исключено, что они будут по-прежнему опекать не только собственного ребенка, но и муниципальный детский сад.

Сейчас попечительские советы и фонды есть при 157 из 240 муниципальных детских садов Новосибирска.

Насколько законны попечительские взносы в детских садиках?

В детском саду попечительский совет просить оплатить каждый месяц 300 руб. на канц.товары + 500 руб. на дворника за уборку снега с площадки а также на установку домофона на входную дверь + на покупку радиатора в группу, в общей сложности примерно 2000руб, а я только вышла на работу, денег не хватает на житье. Просила подождать с оплатой, на что мне было отправлено сообщение на телефон, что попу моему ребенку не кто не будет вытирать, приходите и вытерайте ему пальцем. Хотелось бы узнать на сколько законны эти поборы.

Ответы юристов ( 1 )

В соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная деятельность может осуществляться в целях содействия деятельности в сфере образования. При этом под благотворительной деятельностью, согласно указанному закону, понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность, индивидуально или объединившись, с образованием либо без образования благотворительной организации. Все пожертвования должны носить добровольный характер. Это право родителей (законных представителей), а не обязанность. Сбор наличных средств в образовательных организациях запрещен. Денежные средства перечисляются на счета, открытые в банках. Образовательные организации обязаны информировать родителей (законных представителей) о целевом расходовании добровольных пожертвований на родительских собраниях, через попечительский совет, вывешивать информацию на сайте образовательной организации и т.п. В случае выявления фактов необоснованных, непрозрачных «поборов» в образовательных организациях родители (законные представители) имеют право обращаться в правоохранительные органы

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×