0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прогноз Минэкономразвития на 2020 год

Индекс потребительских цен на 2020 год от Минэкономразвития

Индекс потребительских цен на 2020 год от Минэкономразвития – один из экономических показателей, на основании которого можно определить стоимость товаров, услуг, работ в указанный период. Индекс-дефлятор, как его называют, — величина прогнозируемая, напрямую зависит от уровня инфляции и ВВП. Эксперты Минэкономразвития рассматривают несколько сценариев – все они внушают оптимизм. Независимые аналитики настроены скептически и не верят в улучшение.

Индекс-дефлятор

Индекс-дефлятор на 2020 год – это расчетный коэффициент, равный индексу роста цен. Его применение позволяет рассчитать стоимость интересующей группы потребительских товаров и услуг. Базовым показателем для применения индекса-дефлятора является текущая стоимость продуктов питания, промышленных, гигиенических изделий. С помощью дефлятора правительство оценивает реальный уровень доходов граждан, их покупательскую способность, проанализировать платежеспособность в целом и разработать комплекс мероприятий для реальной поддержки тех, кто оказался за чертой бедности.

Прогноз-2020

Министр экономического развития Максим Орешкин, презентуя журналистам обновленный прогноз, акцентировал внимание на нескольких существенных моментах:

  1. Снижение прогнозируемой инфляции до 3% (изначально прогнозировалось 3,8%).
  2. Увеличение ВВП до 2% (при прогнозируемом ранее показателе 1,7%).

При этом общий прогноз инфляции до 2024 года сохраняется на уровне 4%. С учетом обновлений индекс потребительских цен на 2020 год составляет:

  • на товары – 103,3;
  • на услуги – 104,3.
  • оборота розничной торговли – 103,5;
  • платных услуг населению – 104,2.

В 2019-м году расчетные значения ИПЦ составляли:

  • на товары – 104;
  • на услуги – 104,9.

В 2021-м прогнозируется ИПЦ:

  • на товары – 103,9;
  • на услуги – 104,4.

Если сравнивать показатели текущего и прогнозируемых периодов, то ситуация выглядит более-менее ровной, с незначительными колебаниями на протяжении года. Но есть нюансы. Независимые аналитики, не занижая важность расчетного коэффициента, указывают на существенный недостаток его использования. Этот недостаток в том, что официальный уровень инфляции, на основе которого строятся расчеты, изначально занижается. Это в свою очередь осложняет получение реальных данных об уровне доходов населения и максимально точного прогноза индекса потребительских цен на 2020 год и последующие периоды.

Три возможных сценария

При определении расчетных показателей сотрудники профильных министерств рассматривают сразу три вероятных сценария:

Базовый вариант

Базовый вариант на следующий год рассматривается с учетом того, что ситуация сохранится на уровне 2019-го без особых изменений. Это значит, что:

  • стоимость барреля нефти не опустится ниже 40 долларов;
  • уровень инфляции будет ниже 4,4%;
  • ВВП вырастет более чем на 1,7%;
  • экспорт продемонстрирует рост на 1/3 и больше;
  • таможенные пошлины сохранятся на нынешнем уровне.

Благоприятный вариант

Этот сценарий более оптимистичен, он возможен при ослаблении или полной отмене экономических санкций, других положительных тенденциях. В частности:

  • рост цен на нефть до 48-50 долларов за баррель, а то и выше;
  • снижение таможенных пошлин на товары российского производства;
  • инфляция не превышает 4,3%;
  • внутренний торговый оборот демонстрирует рост на 3,5% и выше ежегодно;
  • правительство выполняет социальные обязательства в полном объеме и разрабатывает новые проекты;
  • уровень жизни населения улучшается в целом по стране.

Целевой вариант

Целевой прогноз основан на том, что российская экономика достигнет целевых показателей роста и будет демонстрировать тенденцию к дальнейшему устойчивому росту. В перспективе это позволит ей приблизиться к мировым показателям.

При целевом сценарии цифры наиболее оптимистичны:

  • уровень инфляции не превышает 3,9%;
  • розничный оборот в среднем по стране превышает 5,3%;
  • розничные объемы в сфере услуг – от 3,9%;
  • ВВП увеличивается на 3%;
  • отток капитала из России прекращается;
  • приток инвестиций в экономику активизируется;
  • существенно увеличивается доля экспорта в экономике.

Мнение независимых экспертов

Независимые аналитики настроены не столь оптимистично – скорее, их прогнозы пессимистичны. Финансисты и экономисты считают нынешнюю ситуацию в государственной экономике еще не критической, но далеко не идеальной. Недавние налоговые изменения могут привести к росту цен на потребительском рынке. Тот же результат будет вследствие инфляции – прогнозируемый минимальный уровень 4,5%. Центробанку России придется приложить серьезные усилия, чтобы остановить ее хотя бы на отметке 4%.

В независимых прогнозах указывается, что повышение НДС повлечет за собой увеличение индексов дефляторов. В первую очередь, это коснется следующих групп товаров:

  • бензин, дизельное топливо, газ;
  • транспортная сфера;
  • сельское хозяйство;
  • строительство.

Рост индексов-дефляторов в строительстве повлечет за собой подорожание строительных материалов, оборудования, стоимости ремонтных и отделочных работ. В совокупности все эти факторы станут причиной увеличения стоимости квадратного метра на рынке первичной и вторичной недвижимости.

В экономике все сегменты взаимосвязаны, поэтому подорожание в одной отрасли отразится на других сферах. Динамика на топливном рынке затронет логистику: вырастет в цене доставка продуктов питания и товаров промышленной группы – вырастут цены и на сами товары.

На официальном правительственном уровне наиболее оптимистичным называют базовый сценарий развития, при котором сохраняется относительная стабильность.

Независимые финансисты прогнозируют дальнейший кризис без динамики роста показателей. Если рост и будет, то, по их мнению, минимальный, существенного влияния на ситуацию не окажет. Выход из сложившихся неблагоприятных условий они видят в инвестировании и развитии перспективных отраслей. Кто прав, покажет ближайшее будущее.

Макропрогноз-2020 — немой укор ЦБ. Обобщение

Москва. 27 августа. INTERFAX.RU — Минэкономразвития в понедельник вечером представило обновленный прогноз социально-экономического развития РФ до 2024 года, основные изменения в котором пришлись на 2020 год, когда, по мнению министерства, начнется «смена фазы кредитного цикла». Она приведет к резкому замедлению роста потребительского спроса и усилению дезинфляционного тренда.

Презентация макропрогноза впервые была настолько сконцентрирована на противоречиях Минэкономразвития с ЦБ. Тема потребительского кредитования, на динамику и риски которого министерство и Банк России смотрят по-разному, пронизывает весь прогноз. «Нам кажется, что это (динамика потребкредита — ИФ) будет одним из таких основных факторов, который очень серьезно окажет влияние на структуру спроса в российской экономике и инфляционную динамику», — сказал глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

Неуловимый таргет

Новый прогноз по инфляции на 2020 год в 3% (понижен с 3,8%) — он существенно ниже таргета и действующего прогноза ЦБ в 4% — как бы демонстрирует немой укор проводимой ДКП. При этом представлявший прогноз Орешкин отметил, что в прогноз в 3% на 2020 год заложено «существенное смягчение ДКП», но так как этот механизм действует с лагом и замедление роста потребления будет столь значительным, вернуться к целевым 4% по инфляции удастся только в 2021 году.

Отклонение от таргета вниз должно восприниматься как сигнал к действию точно так же, как воспринимается повышенный уровень инфляции, уверен Орешкин: в этом суть таргетирования. «Моя позиция в том, что отклонение от таргета по инфляции в 4% как в одну, так и в другую сторону — это одинаково плохо», — отметил министр.

Коррекция прогноза по ценам на нефть, курсу рубля, темпам роста ВВП и промпроизводства на 2019-2024 годы (некоторым исключением стал 2020 год с незначительным понижением) носила в большей степени косметический характер.

О достаточно существенном пересмотре прогноза можно говорить по реальным доходам населения на 2019 год (ожидаемое ухудшение), динамике уровня бедности (в сторону ухудшения), росту инвестиций в 2019-2020 годах (в сторону снижения темпов), росту розничной торговли с резким торможением в 2020 году, инфляции в 2019-2020 годы и счету текущих операций в 2019-2020 годах на фоне понижения прогнозов по экспорту.

Так, прогноз по росту ВВП на 2019 год остался неизменным — 1,3%, на 2020 год понижен до 1,7% с 2,0%, на 2021-2024 годы остался неизменным в интервале 3,1-3,3%, это ускорение ожидается «на фоне восстановления конечного спроса и структурных изменений».

В новой версии прогноза Минэкономразвития скорректировало ожидания от среднегодовых цен на нефть Urals следующим образом: в 2019 году — $62,2 ($63,4 в предыдущей версии — ИФ), в 2020 году — $57,0 ($59,7), в 2021 году — $56,0 ($57,9), в 2022 году — $55,0 ($56,3), в 2023 году — $54,0 ($55,0), в 2024 году — $53,0 ($53,5).

Минэкономразвития незначительно повысило прогноз среднегодового курса доллара в 2019 году до 65,4 руб./$ с 65,1 руб., на 2020 год — до 65,7 с 64,9 руб. Прогноз по курсу доллара на 2021 год повышен до 66,1 руб. с 65,4 руб., на 2022 год — до 66,5 с 66,2 руб., на 2023 год, наоборот, понижен до 66,9 руб. с 67,0 руб., на 2024 год — до 67,4 руб. с 68,6 руб.

«После периода сильного рубля курс вернулся к своим фундаментальным значениям и, несмотря на закрепление нефтяных цен ниже уровня в $60 за баррель, стабилизируется вблизи текущего уровня», — сказал Орешкин.

Скромные доходы и скромные инвестиции

Прогноз по росту реальных располагаемых доходов населения на 2019 год «с учетом фактических данных» за первое полугодие был понижен до 0,1% с 1,0%. Это означает шестой год подряд без роста: в 2014-2017 годах реальные располагаемые доходы населения падали, в 2018 году после изменения Росстатом методики расчета этого показателя был зафиксирован символический рост на 0,1%, который теперь ожидается и в этом году.

Прогноз по уровню бедности на 2019 год ухудшен до 12,5% с 12,0% по предыдущему прогнозу, на 2020 год — до 11,7% с 11,1%.

Прогноз по росту инвестиций в основной капитал в 2019 году понижен министерством до 2,0% с 3,1%, на 2020 год — до 5,0% с 7,0%, что теперь ближе к ожиданиям экономистов (наибольшие расхождения между консенсус-прогнозом экспертов, опрошенных «Интерфаксом», и официальным прогнозом традиционно приходилось именно на этот показатель), но все равно превышает их (консенсус на 2019 год равен 1,6%, на 2020 год — 3,2%).

Согласно новой версии прогноза Минэкономразвития, счет текущих операций составит в 2019 году $71,5 млрд ($91,1 млрд в апрельской версии), в 2020 году — $55,7 млрд ($72,1 млрд). Экспорт товаров составит в 2019 году $407 млрд ($438 млрд в апрельской версии), в 2020 году — $406 млрд ($439 млрд), импорт товаров — $248 млрд ($258 млрд в апрельской версии) и $259 млрд ($274 млрд) соответственно.

Основным и принципиальным пересмотром стало понижение оценки по инфляции на 2020 год до 3% с 3,8% по предыдущему прогнозу.

«В 2020-2021 годах произойдет смена фазы кредитного цикла. После вклада потребительского кредита в прирост конечного спроса в 1,7 трлн руб. в этом году (3,3% всего потребления домохозяйств), в 2020 году он составит 0,4 трлн руб. Результат — резкое замедление потребительского спроса (до плюс 0,6% — прогноз понижен с 2,1%) и усиление дезинфляционного тренда (инфляция в первой половине 2020 года опустится ниже 3,0%, а по итогам года составит 3,0%)», — говорится в прогнозе Минэкономразвития. При этом, по словам Орешкина, смягчение ДКП уже не сможет компенсировать эффект слабого потребительского спроса в 2020 году с точки зрения достижения таргета в 4%.

В прогнозе министерства отдельно прописывается, что «в случае, если меры по ограничению темпов роста портфеля потребительских кредитов не окажут необходимого эффекта, может реализоваться сценарий «внезапной остановки» потребительского кредитования, причиной которой станет резкое ухудшение платежеспособности заемщиков при дальнейшем росте долговой нагрузки».

По оценке Минэкономразвития, при сохранении текущих темпов роста портфеля резкий разворот тенденций может произойти в 2021 году. «В таком случае отрицательный вклад «долговой разгрузки» домашних хозяйств в темпы роста потребительских расходов населения достигнет минус 6% г/г. Это означает, что даже с учетом других компенсирующих эффектов (смягчение ДКП Банком России) расходы домашних хозяйств на конечное потребление могут сократиться до 4,5% г/г в реальном выражении. При этом экономика войдет в рецессию. В таком сценарии в 2021 году ВВП сократится на 0,6%», — предупреждают в министерстве о рисках сохранения высоких темпов рост потребкредитования. Правда, сам Орешкин назвал такой сценарий маловероятным.

В базовой версии прогноза министерство ожидает резкое замедление роста потребкредитования до примерно 4% в 2020 году с 20% в 2019 году.

Прогноз Минэкономразвития на 2020 год

Минэкономразвития поменяло концепцию среднесрочного прогнозирования социально-экономического развития страны. Если раньше прогноз составлялся в трех сценариях — базовом, целевом и консервативном, то теперь осталось только два варианта — базовый и консервативный. Изменилась и сама суть прогноза: базовый вариант, по сути, стал целевым, поясняют аналитики. А значит, больше нет независимого, нейтрального прогноза «со стороны».

Изменения произошли еще в 2018 году, после утверждения майского указа президента о национальных целях и стратегических задачах. Но

о переходе к новой системе прогнозирования прямо нигде не заявлялось.

Целевой прогноз перетекает в базовый

Составленный в 2017 году прогноз на 2018–2020 годы еще содержал базовый, консервативный и целевой сценарии. А в сентябре 2018 года Минэкономразвития представило трехлетний прогноз (.pdf) только в базовом и консервативном вариантах. Одновременно с традиционным трехлетним прогнозом, который ложится в основу формирования бюджета, министерство подготовило и прогноз до 2024 года — в соответствии с логикой новых нацпроектов.

Как пояснили РБК в пресс-службе Минэкономразвития, составление макроэкономических прогнозов регулируется постановлением правительства №1234. В него и были внесены изменения, исключившие пункт о целевом варианте прогноза. Правда, эти поправки датированы маем 2019 года, а прогноз в двух сценариях вышел и использовался при формировании бюджета еще в 2018 году.

Министр экономики Максим Орешкин в сентябре 2018 года, представляя прогноз на заседании правительства, говорил, что отличительной особенностью нового прогноза является то, что он «основан на предпосылке достижения национальных целей развития, заложенных в майском указе президента». «Каждая из целей оказывает влияние на показатели прогноза», — сказал он.

Как поменялось описание вариантов прогноза

У Минэкономразвития есть методические рекомендации по составлению макропрогноза, но прежняя их версия была утверждена в 2016 году еще министром Алексеем Улюкаевым (ныне находится в тюрьме). Эти рекомендации формально еще не пересмотрены. Методология так описывала три варианта прогноза (в соответствии с прежней редакцией постановления №1234):

  • Базовый вариант — «основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов».
  • Консервативный вариант — «консервативные оценки темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий».
  • Целевой вариант — «достижение целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях».

А в новой редакции постановления правительства содержание базового варианта изменено: «консервативные» внешние условия оставлены, но больше нет указания на «внутренние факторы». Формулировка консервативного варианта тоже несколько отличается: вместо «существенного ухудшения» внешней конъюнктуры теперь предлагается лишь учитывать «возможность ухудшения внешнеэкономических условий».

При этом в постановлении правительства нет указаний на то, что теперь базовый прогноз должен исходить из предпосылок достижения национальных целей в полном объеме. В Минэкономразвития не ответили на вопрос РБК, почему базовый прогноз стал фактически целевым.

Прогноз теперь отражает «желаемое»

Отказ от отдельного целевого прогноза, исходя из слов Орешкина, обусловлен тем, что теперь цели российской экономики определены национальными проектами до 2024 года. На встрече с журналистами 26 августа министр, отвечая на вопрос РБК, подтвердил, что прогнозируемые темпы роста ВВП на 2021–2024 годы (выше 3%) подразумевают реализацию «структурных мер экономической политики». Это повышение качества регулирования, внедрение новейших технологий, развитие инфраструктуры, улучшение конкурентной среды и т.д. По расчетам Минэкономразвития (.pdf), средний вклад структурных мер в ВВП на долгосрочном горизонте оценивается на уровне 1,5 п.п. Иными словами, без реализации этих мер рост ВВП России будет ограничен примерно 1,5–1,7% (совпадает с оценками потенциального роста экономики), а при реализации поднимется до 3% и выше.

Директор аналитического департамента «Локо-инвест», экс-глава департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Кирилл Тремасов считает, что с приходом Максима Орешкина видение макропрогноза в Минэкономразвития серьезно изменилось. Ранее прогноз рассматривался во многом как технический документ, необходимый для аккуратного расчета бюджетных доходов. Он был в высокой степени независимым, отражал видение экономических трендов, написал аналитик на своей странице в Facebook.

«Основное изменение, произошедшее с макропрогнозом Минэка в последние пару лет, — он приобрел целевой характер. Иными словами, прогноз сейчас отражает желаемое видение экономики», — подчеркнул Тремасов.

С ним согласен макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. «Так и есть. Раньше была переходная динамика, а теперь целевое становится базовым. Если посмотреть на новые цифры, то там ВВП выше 3% (с 2021 года. — РБК), доля инвестиций в ВВП тоже соответствует. Это просто базовый стал целевым, а консервативный — более плохой вариант», — сказал он.

При формировании бюджета ориентиром остается базовый вариант, носящий теперь характер целевого, отметил Мурашов. В бюджете от прогнозируемых темпов роста ВВП зависит прогноз налоговых поступлений, от прогнозируемой инфляции — планируемые расходы на индексацию ряда социальных выплат.

Целей будет сложно достичь

Масштабные цели ставились правительством и раньше — например, по майским указам 2012 года. «Видимо, раньше предполагалось, что цели, заложенные в [старых] майских указах, новые и экономика должна перестроиться. Хотели показать: есть инерционный вариант, без майских указов, а есть целевой, с учетом стимулирующей политики», — пояснил аналитик. А сейчас прогноз адаптирован с учетом нацпроектов. «Какой смысл делать [нейтральный] базовый сценарий, который фактически отражает тот случай, когда просто саботируют выполнение майских указов?» — подчеркнул он.

Международные рейтинговые агентства, оценивая перспективы российской экономики, привычно отмечают риски недовыполнения стратегических государственных задач. В июле Standard & Poor’s указывало, что новая экономическая программа правительства «является достаточно сложной с точки зрения ее реализации, поскольку планируемые меры будет сложно осуществить ввиду различных рисков». Fitch в августе ссылалось на риски задержек в реализации инвестиционных проектов.

Обратной стороной того, что Минэкономразвития фактически сделало целевой прогноз базовым, могут стать более глубокие пересмотры динамики ВВП по мере приближения «дальних» прогнозных лет, если структурные меры правительства будут действительно реализовываться не так быстро. 26 августа Минэкономразвития уже пересмотрело базовый прогноз роста ВВП на 2020 год с прежних 2 до 1,7%.

Консервативный сценарий, с которым ознакомился РБК, предполагает, что ВВП в 2020 году вырастет лишь на 1,1%, в 2021 году — на 1,9%, в то время как в базовом сценарии в 2021 году Россия выходит на целевые темпы экономического роста выше 3%. В результате, если реализуется консервативный сценарий, ВВП России окажется на 30,5 трлн руб. меньше за пять лет — с 2020 по 2024 год — по сравнению с траекторией в базовом прогнозе.

Минэкономразвития ухудшило показатели макропрогноза по России

МОСКВА, 27 августа. /ТАСС/. Темпы роста российской экономики замедлятся, рост доходов населения сократится, ухудшатся показатели промышленного производства и инвестиций. Об этом говорится в обновленной версии прогноза социально-экономического развития страны на 2019-2024 годы, который представил журналистам глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

«Российская экономика после фактической остановки роста в первом квартале 2019 года на фоне дефицита совокупного спроса вернулась к росту. По итогам 2019 года рост ВВП составит 1,3%. На фоне восстановления конечного спроса и структурных изменений темпы роста ускорятся до 1,7% в 2020 году и 3,1-3,2% в 2021-2022 годах», — сказал Орешкин.

В прежнем варианте макропрогноза, опубликованном в апреле текущего года, министерство оптимистичнее оценивало темпы увеличения ВВП в 2020 году — на уровне 2%.

Планируется, что правительство 19 сентября даст свою оценку макропрогнозу. Однако некоторые зафиксированные в нем показатели не совпали с точкой зрения президента РФ Владимира Путина, высказанной в понедельник, 26 августа, на совещании по экономическим вопросам за несколько часов до презентации макропрогноза в Минэкономразвития.

Динамика роста экономики недостаточная

В ходе совещания Путин поставил задачу интенсифицировать развитие экономики.

«Темпы положительные, безусловно, однако динамика в целом нас удовлетворить не может. Необходимо сделать так, чтобы экономический рост был более устойчивым и более динамичным», — сказал глава государства.

Президент выразил обеспокоенность медленным ростом реальных доходов населения. «Такое положение дел не может не вызывать беспокойства», — сказал глава государства, отметив и положительные тенденции в экономике. В частности, он обратил внимание на то, что инфляция постепенно приближается к целевому ориентиру. «Сейчас она примерно 4,5% в годовом выражении», — подчеркнул он.

Сокращение инфляции

Минэкономразвития понизило прогноз по инфляции в РФ на конец 2019 года до 3,8% с 4,3%, ранее указанных в апрельской версии документа. Министерство планирует, что инфляция в 2020 году сократится до 3% вместо 3,8%, заложенных в апрельском документе, а в 2021-2024 гг. сохранится на целевом уровне в 4%.

По словам Орешкина, в обновленном прогнозе по инфляции министерство закладывает существенное смягчение денежно-кредитной политики ЦБ.

Снижение доходов населения

По оценке Минэкономразвития, рост реальных располагаемых доходов населения на фоне увеличения процентных платежей и слабости совокупного спроса в 2019 году приблизится к нулевой отметке, достигнув лишь 0,1%. Ранее министерство прогнозировало их рост на 1%. В 2020 году на фоне усиления экономического роста и инвестиционной активности доходы, как отмечается в макропрогнозе, увеличатся на 1,5%.

Прогноз на 2021-2024 годы остался без изменений — рост на 2,2%, 2,3%, 2,3% и 2,4% соответственно.

Минэкономразвития повысило прогноз по росту реальной заработной платы в РФ в 2019 году до 1,5% с 1,1%, заложенных в апрельском прогнозе, а в 2020 году — до 2,3% вместо 2%. В 2021 году министерство ожидает снижения роста зарплаты до уровня 2,3% с 2,7%, в 2022-2023 годах прогноз снижен до 2,5% вместо 2,7%, в 2024 году рост составит 2,6% вместо ранее прогнозировавшихся 2,7%.

Кроме того, министерство ухудшило прогноз курса рубля. Он по итогам 2019 года был пересмотрен в сторону понижения — до уровня 65,4 руб. за доллар вместо 65,1 руб. за $1 в апрельском прогнозе.

Согласно обновленному макропрогнозу, в 2020 году курс рубля составит 65,7 рубля за $1 против 64,9 рубля за $1 в апрельском прогнозе, в 2021 году — 66,1 рубля за $1 против 65,4 рубля за $1, в 2022 году — 66,5 рубля за $1 против 66,2 рубля за $1.

Прогноз на 2023 год также изменен до уровня 66,9 рубля за $1 с 67 рублей за $1, в 2024 году — до 67,4 рубля за $1 с 68,6 рубля $1.

Цены на нефть — фактор риска

Орешкин оценил риски на мировом нефтяном рынке как слишком серьезные. По его словам, Минэкономразвития понизило прогноз по цене нефти по итогам 2019 года до $62,2 за баррель с ранее прогнозировавших $63,4 за баррель. По оценке министерства, в 2020 году цены на нефть снизится до $57 за баррель вместо ранее предполагавшей цены $59,7 за баррель.

Согласно прогнозу министерства, цена на нефть в 2021 году снизится до $56, в 2022 году цена на нефть ожидается на уровне $55, в 2023 году — $54, в 2024 году — $53 за баррель.

В связи с этим Орешкин предостерегает от траты средств Фонда национального благосостояния. «У нас котировки нефти упали ниже 60 долларов за баррель, а если мы уйдем ниже 50 [долларов за баррель], то ничего накапливаться не будет, поэтому и дискуссию какую-то вести о ФНБ вряд ли стоит», — сказал Орешкин.

Промышленность и инвестиции — прогноз неутешительный

Минэкономразвития сохранило прогноз по росту промпроизводства в РФ на 2,3% в 2019 году, но снизило с 2,6% до 2,4% в 2020 году. Прогноз по 2021 году понижен с 2,9% до 2,7%, на 2022 год оставлен на прежнем, апрельском уровне в 2,9%, на 2023 год он снижен с 3,1% до 3%, на 2024 год — с 3,2% до 3,1%.

Орешкин сообщил также, что Минэкономразвития понизило прогноз по росту инвестиций в РФ в 2019 году с 3,1% до 2%, а в 2020 году — с 7% до 5%. Прогноз по 2021 году скорректирован в сторону повышения по сравнению с апрельскими данными (6,5% роста против 6,3%), прогноз на 2022-2024 годы оставлен без изменения (5,8%, 5,6% и 5,3%, соответственно).

Риски рецессии

Как заявил министр, экономика России может войти в рецессию в 2021 году в случае отсутствия мер по ограничению темпов роста потребительского кредитования.

«Это означает, что даже с учетом других компенсирующих эффектов (смягчение ДКП Банком России) расходы домашних хозяйств на конечное потребление могут сократиться до 4,5% год к году в реальном выражении. При этом экономика войдет в рецессию, в таком сценарии в 2021 году ВВП сократится на 0,6%», — заключил Орешкин.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector