1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение инвалидов в профессиональном образовании

Все об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Какие возможности образования существуют для детей с ОВЗ?

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации города Москвы по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:

  • реализацию адаптированных образовательных программ;
  • вариативный набор программ дополнительного образования;
  • организацию доступной среды;
  • предоставление специальных учебников;
  • организацию услуг специалистов (психологов, дефектологов, тьюторов, ассистентов);
  • оказание коррекционной помощи.

Кроме того, для детей с ОВЗ в Москве работают спортивные секции.

2. Что нужно, чтобы ребенок получил право на специальные условия обучения?

Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях Москвы необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).

На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

3. Какие документы нужны для обследования?

Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:

заявление или согласие родителя или законного представителя ребенка на проведение психолого-педагогического обследования в ЦПМПК города Москвы;

  • свидетельство о рождении ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для детей старше 14 лет — паспорт (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • паспорт родителя или законного представителя (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), индивидуальная программа реабилитации или абилитации (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся образовательных организаций — характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (оригинал);
  • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (оригинал).

Для организации специальных условий государственной итоговой аттестации (ГИА) также представляются:

  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче ГИА в текущем учебном году (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро МСЭ, ИПРА (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся на дому — приказы о переводе обучающегося на обучение на дому (копии, заверенные руководителем образовательной организации).

4. Как записаться на обследование?

Запишитесь для проведения обследования в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы (ЦПМПК) на mos.ru.

Прием в ЦПМПК осуществляется по адресам:

  • улица Долгоруковская, дом 5 (вход со стороны улицы Фадеева, дома 2);
  • 2-й Верхний Михайловский проезд, дом 9а;
  • улица Бехтерева, дом 19;
  • город Зеленоград, корпус 1128.

По результатам обследования вы получите оригинал заключения ЦПМПК, который нужно представить в образовательную организацию для получения специальных условий обучения и воспитания.

Подробнее узнать о работе ЦПМПК можно на сайте Московского центра качества образования. Консультации специалистов ЦПМПК можно получить по многоканальному телефону: 8 (499) 322-34-30.

5. Что делать, если специальные условия обучения не нужны, но нужна психологическая помощь?

Если вашему ребенку необходима психолого-педагогическая или социальная помощь, если ребенок столкнулся с трудностями в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, вы можете обратиться в Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы. Отделения центра расположены в территориальной доступности в каждом округе города.

Кроме того, необходимую психолого-педагогическую помощь можно получить на базе любой образовательной организации, обратившись к специалистам школьной психологической службы.

Как осуществляется обучение инвалидов в России в 2020 году

Получение образования является важной частью социализации, да и в целом без определённых знаний сложно вести нормальный образ жизни. Граждане с ОВЗ не являются исключением в этом отношении. Более того, для данной категории предусмотрены спецпрограммы и привилегии в сфере образования. Более подробно данную тему раскроем далее.

Важные аспекты

Одно из направлений, реализуемых государством, заключается в обучении детей-инвалидов. Им предоставляется возможность получить знания в общеобразовательной школе, причём с начальных классов особенные дети могут рассчитывать также на поддержку. Важная роль отводится формированию учащихся с инвалидностью как полноценных личностей несмотря на ограничения по здоровью.

Читать еще:  Общество защиты прав инвалидов

Благодаря школьной базе ребёнок-инвалид способен реализовывать свой потенциал и дальше — в колледже и ВУЗе, в профессии. Отметим, что в случае абитуриентов с ОВЗ в силу вступают некоторые преференции и льготы. Воспользовавшись ими, инвалид сможет получить диплом как все без ощущения собственной неполноценности.

И перед рассмотрением вопроса об образовании лиц с ограниченными возможностями предлагаем ознакомиться с основными понятиями, а именно:

— образование — процесс, отличающийся единством и целенаправленностью, подразумевающий приобретение умений и навыков обучающимися с целью их дальнейшего становления в профессиональном плане;

— инвалид — гражданин РФ, нуждающийся в комплексной господдержке по причине выявленных нарушений здоровья;

— привилегии и льготы — законные поощрения, предусмотренные для лиц, нуждающихся в социальной и иной помощи в зависимости от состояния.

Законодательная база

Существующие преференции в сфере обучения, доступ к нему, включая различные нюансы по теме (и не только) прописаны в:

— ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;

— ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ»;

— ФЗ № 178 от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи»;

— ФЗ № 143 от 15.11.1997 г. «Об актах гражданского состояния граждан РФ»;

— ФЗ № 127 от 23.08.1996 г. «О науке и государственно технической политике»;

— ФЗ № 195 от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения РФ».

Плюс, преимущества по образованию для льготной категории возможны в рамках образовательных учреждениях, если это предусмотрено внутренними уставами.

Где можно получить образование в России

В нашей стране возможность освоения образовательных программ разного уровня есть у каждого гражданина. Получить соответствующие своему возрасту, целям знания можно в:

— детских садах, то есть в учреждениях дошкольного образования;

— общеобразовательных муниципальных школах;

— профильных технических училищах;

— колледжах (здесь доступно средне-специальное образование);

— высших учебных заведениях, то есть университетах, институтах.

Все перечисленные образовательные ступени доступны для здоровых людей и инвалидов в равной степени.

Правила предоставления образования

В регионах РФ тот или иной вид образования предоставляется с учётом некоторых правил, а именно:

— программа обучения предоставляется всем гражданам страны;

— чтобы быть зачисленным в ОУ, нужно подать заявление;

— поступая в любое учебное учреждение, учащийся прилагает требуемую документацию;

— зачисление в обучающее заведение осуществляется на свободные места;

— до среднего полного образования программа бесплатная;

— абитуриенты колледжей и ВУЗов сдают вступительные экзамены и обязуются не нарушать внутренний устав учреждения.

Данные правила распространяются на учебные заведения муниципального значения. Предписания в платных учреждениях могут отличаться.

Как проводится дистанционное обучение для детей-инвалидов

Так как образование в России стремятся сделать максимально доступным, для инвалидов предусмотрено дистанционное обучение, но здесь есть свои нюансы:

— в муниципальных детских садах такой привилегии, как удалённое обучение, нет;

— в общеобразовательных школах программу инвалиду 2 или 1 группы ввиду сложного состояния здоровья помогают усвоить и пройти выезжающие на дом педагоги;

— в колледжах и ВУЗах можно учиться онлайн, получать и сдавать задания с экзаменами с помощью интернета.

Важно! Практически повсеместно современные технологии позволили получать высшее или среднее специальное образование на дому без посещения учреждения.

Размер компенсации преподавания на дому

Педагогам надомного обучения гарантирована компенсационная выплата, величина которой варьируется в зависимости от:

— числа учеников, обучаемых дома;

— класса осваиваемой инвалидом программы;

— количества дополнительных рабочих часов;

— участия педагога в реабилитационных и развивающих программах ученика с ОВЗ.

Если педагог берёт надомников, у него есть возможность получить от муниципальных органов власти значительную компенсацию.

Особенности приёма инвалидов в ВУЗы

Процесс получения высшего образования достаточно сложен и даже поступление в учебное заведение сопряжено с некоторыми трудностями. Например, важно вовремя подать документы и хорошо выполнить экзаменационные задания. В результате абитуриент может учиться на бесплатной основе.

При этом будущим студентам с инвалидностью необходимо знать, что они имеют право:

— получать социальную стипендию;

— обучаться дистанционно, если это предусмотрено ВУЗом;

— быть зачисленными в учреждение на льготных условиях, если там есть бюджетное место;

— компенсировать до 50% стоимости обучения, если приходится получать образование платно;

— пройти дальше вне конкурса на бесплатное обучение, если получили высокую оценку на вступительных экзаменах

Читать еще:  Что выделяет государство за 3 ребенка

Перечисленные преимущества актуальны для российских абитуриентов с ОВЗ.

Нюансы получения образования для пожилых людей

Как уже говорилось прежде, образовательные программы открыты для обычных граждан, для имеющих ограничения по здоровью и, разумеется, для инвалидов-пенсионеров. Лицам этой категории рекомендуется обратить внимание на следующие важные аспекты:

— при наличии специальности у них есть привилегия продолжить образование именно по ней;

— до половины суммы, потраченной с целью обучения, можно вернуть назад в виде компенсации;

— возраст не позволяет обучаться таким студентам очно, но для них остаются дистанционная или заочная формы, причём образование в целом более доступное, льготное.

Обучение для инвалидов

6 минут Светлана Поздникова 825

Право на обучение инвалидов закреплено законодательством. Данный закон распространяется по всей территории России и контролируется региональным отделом Минобрнауки. В нашей статье подробно раскроется, каким образом может происходить обучение и воспитание ребенка-инвалида.

Право инвалидов на образование

Международное законодательство указывает основное право людей с инвалидностью на получение образования без дискриминации, с равными возможностями. В конвенции сказано о принятии необходимых мер для того, чтобы:

  • детей с инвалидностью не исключали из общеобразовательной школы по причине инвалидности, если у них не потеряны навыки к обслуживанию;
  • имелся равный доступ к получению бесплатного, инклюзивного, начального образования;
  • обеспечивались специальные условия, учитывающие индивидуальные потребности лиц;
  • инвалиды в системе общего образования получали необходимую поддержку для повышения эффективности обучения;
  • принимались меры для получения знаний, социального развития.

Государство должно контролировать доступность профессионального обучения инвалидов на равных условиях с другими. Для этого порой необходимо предпринять следующие меры:

  • освоить азбуку Брайля;
  • изучить альтернативные шрифты;
  • обучить навыкам ориентации;
  • способствовать социальной поддержке;
  • развить систему наставничества;
  • овладеть жестовым языком;
  • поощрить самобытность глухих;
  • внедрить в деятельность алгоритм сопровождения семьи с ребенком-инвалидом;
  • обеспечить получение подходящего для инвалида языка, индивидуального метода общения, способствующего получению знаний. Особенно это актуально для слепоглухих, слепых, глухих детей.

Способы получения образования

В России имеется несколько способов получения образования детьми-инвалидами. Выбор формы получения знаний должны предоставить родителям несовершеннолетнего.

Имеются следующие виды образовательных услуг:

  • Путем посещения общеобразовательного заведения.
  • Дистанционного обучения для инвалидов.
  • Домашнее обучение, если ребенок не может сам посещать школу.

Детям-инвалидам созданы следующие условия для получения знаний в соответствии с возрастными границами. ДОУ обеспечивает дошкольников массажистами, психологами, тренерами, логопедами. Консультирует родителей по вопросам воспитания, участия в программе «Доступная среда», способствующей созданию расширенных коридоров, пандусов. В группе должно быть ограниченное число воспитанников от 3 до 15 человек.

Среднее образование производится путем использования специально разработанных учебно-методических пособий, в которые входят специализированная литература, учебники, особое значение имеют технические средства. Организована деятельность специнтернатов для слепых, глухих, детей с психоневрологическими патологиями с учетом справки МСЭК (медико-социальной экспертной комиссии) с указанием реабилитационной программы.

Высшие учебные заведения предоставляют услуги центра дистанционного обучения, льготы при поступлении на первый курс. Для улучшения социализации ребенка в системе образования используются следующие принципы:

  • Инклюзии, который разработан с учетом программы «Доступная среда». Данный принцип имеет в виду установку пандусов, расширение коридоров, перепланировку помещений.
  • Интеграции, который предполагает необязательное посещение совместных занятий. Ребенка могут зачислить в класс с подходящей для него нагрузкой и формой подачи учебного материала.

Формы получения знаний

Государство предусматривает физические особенности детей с инвалидностью и решает вопрос создания необходимых условий в образовательном заведении. Инвалидам должно быть удобно посещать занятия, комфортно общаться со сверстниками. Кроме того, необходимо подготовить специалистов: педагогический состав, медиков.

Если несовершеннолетним сложно посещать общеобразовательное учреждение по медицинскому показанию, то возможна организация обучения детей-инвалидов на дому или удаленное получение знаний. Ребятам, обучающимся вне школы, важно привлечение к общению с другими детьми. Оно может происходить в виде посещения отдельных уроков, кружков, дополнительных занятий, увеселительных мероприятий.

Домашнее обучение

Если ребенок не может посещать занятия в классе, то у него имеется возможность обучения в семейных условиях. Порядок получения данного права:

  • родителю следует обратиться в местный отдел образования с соответствующим заявлением;
  • нужно предоставить справку МСЭК, которая подтверждает данную необходимость;
  • необходимо заключение МСЭК о невозможности посещения очных занятий.

Далее администрация среднего образовательного учреждения заключает договор с родителями о предоставлении услуг, оформляет необходимые документы, зачисляет в число учеников ребенка, составляет индивидуальный учебный план, назначает учителей. Ученик с медицинским показаниями получает общеобразовательную программу в полном объеме, получает обычный аттестат.

Читать еще:  Принципы конвенции оон о правах инвалидов

Дистанционное обучение

Заочная форма обучения с использованием компьютерных технологий находится в процессе развития. На сегодняшний день занятия могут проводиться в следующих режимах:

  • телеконференций;
  • веб-занятий;
  • интернет-уроков;
  • телеприсутствия;
  • получения задания и отправления ответов посредством электронной почты.

Если отдел образования принимает решение об организации дистанционного обучения, то ученику услуги должны предоставляться за средства бюджета. Сюда включается компьютерная техника, средства связи.

При помощи удаленного обучения людям с ослабленным здоровьем имеется возможность получить образование независимо от дальности нахождения образовательной организации, материального состояния семьи. Дистанционным образом можно получить профессиональное образование, производить подготовку в ВУЗ, развить творческие способности ребенка, получить консультацию специалистов.

Образовательные привилегии инвалидов

На территории РФ у детей с инвалидностью имеются следующие льготы:

  • внеочередное поступление в детский сад;
  • снижение родительской платы за детский сад;
  • компенсирование средств за домашнее обучение. По закону на обучение детей от 6 лет 6 месяцев средства выделяются из Федерального бюджета. В случае найма специалистов для занятий дома родителям компенсируется 3 часа в неделю. Компенсация выплачивается до получения аттестата. Возможно продление возраста ученика, если это требуется по состоянию здоровья;
  • социальную реабилитацию, заключающуюся в процессе социализации детей;
  • льготные условия поступления в ВУЗ. Если инвалиды успешно сдали экзамены, то они зачисляются вне конкурса на первый курс.

Система образования для инвалидов

Образование для инвалидов в России возможно на всех уровнях. Социальные гарантии, обеспечиваемые государством, позволяют людям с ограниченными возможностями реализовать себя в выбранной профессии. Существует обширный список законов, регулирующих обучение инвалидов.

Законодательная база

Главным нормативным актом, регулирующим меры по социальной защите инвалидов, является ФЗ-181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Статья 19 данного документа перечисляет социальные гарантии для инвалидов в сфере образования. Российское государство гарантирует лицам с ограниченными возможностями права на получение бесплатного образования.

В документе говорится о том, что инвалиды могут получать за счёт государства бесплатно не только среднее, но и высшее образование. Лицам с умственной отсталостью, не получившим среднего общего образования, всё равно гарантируется профессиональная подготовка.

При этом образовательные программы должны быть индивидуально скорректированы для инвалидов в соответствии с программой их реабилитации. Учебные заведения должны быть оснащены необходимым оборудованием.

Целью проводимой в соответствии с ФЗ-181 политики является обеспечение равного доступа к образованию. Если человек с ограниченными возможностями нуждается в особых условиях, он может поступить в специализированное государственное учебное заведение.

В них обучение ведётся по специальным программам, стандарты обучения также корректируются в соответствии с возможностями студентов.

ФЗ-273 “Об образовании в Российской Федерации” также регулирует вопросы организации обучения инвалидов.

В документе уточняется, как именно должны корректироваться учебные программы:

  • Специальные методы обучения и воспитания;
  • Особые учебники;
  • Дополнительные средства для доступа в здание организации;
  • Наличие сурдопереводчиков в штате учебного заведения;
  • В расписании должны присутствовать коррекционные занятия.

В мае 2017 года был издан ФЗ-93, упростивший поступление инвалидов в вузы. Ранее абитуриент был обязан предоставить при поступлении справку, удостоверяющую отсутствие индивидуальных противопоказаний к обучению в высшей школе. С 2017 года оно не требуется.

Варианты обучения

Существует четыре варианта прохождения обучения. Всё зависит от состояния здоровья конкретного человека.

ВариантУсловия здоровьяСуть образовательной программы
Обучение по обычной общеобразовательной программеНе выявлено аспектов здоровья, затрудняющих прохождение общеобразовательной программы в обычные сроки.Обучающийся проходит обычную программу. Индивидуальная работа с ним ведётся педагогами во внеурочное время.
Более продолжительная программа обученияНарушения речи, наличие отсталости психологического развития, слабое зрение, слабый слух.Стандарты обучения скорректированы в соответствии с уровнем обучающегося, поэтому процесс растягивается во времени. Для таких обучающихся проводят коррекционные занятия.
Программа, адаптированная для лиц с нарушениями интеллектуального развитияЛёгкая степень умственной отсталости в сочетании с другими нарушениями здоровья.Обучение продлевается по сравнению с общей программой. Стандарты обучения снижены. Уровень знаний и компетенций ниже, чем у сверстников.
Программа, адаптированная для лиц с серьёзными нарушениями интеллектуального развитияВсе лица с умственной отсталостью, квалифицированной медиками от умеренной до высокой степени.Организация разрабатывает для таких обучающихся индивидуальную упрощённую программу.

Дистанционное обучение

Такой тип учёбы происходит с использованием электронных образовательных систем. Особенно это распространено в высшей школе. Среднеобразовательные учреждения используют обучение на дому. Всё, что нужно – это доступ к интернету и текстовому редактору. Занятия проходят по утверждённому расписанию, однако лично присутствовать на них не нужно.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector