0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение инвалидов в спо

Какие льготы положены инвалидам при поступлении в колледж

В РФ закреплено право инвалидов на беспрепятственный доступ к получению образования; более того, гарантируется создание условий для его получения. Колледж и техникум относятся к учреждениям, в которых получается среднее профессиональное образование; поступление в эти учреждения предполагает прохождение вступительных экзаменов/тестов. Более подробно о льготах для инвалидов расскажем в статье.

Нормативная база

  1. ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995, который посвящен социальной защите инвалидов. Ст. 19 Закона уточняет право этой группы граждан на получение образования, в том числе, с учетом особенностей их заболевания.
  2. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012, посвященный вопросам организации образовательной деятельности на территории РФ. В том числе, в законе имеется статья 79, в которой прописаны условия организации получения образования инвалидам, имеющим ограниченные возможности здоровья.
  3. Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36, которым утверждается порядок получения среднего профессионального образования.
  4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, которым утвержден порядок обеспечения условий предоставления для инвалидов услуг в сфере образования.

Законодатель называет основными целями поддержки права инвалидов на получение образования следующие:

  • интеграция в общество вне зависимости от заболевания, возможности к передвижению;
  • развитие личных возможностей, способностей;
  • реализация прав, свобод наравне с другими категориями граждан.

Именно поэтому законодатель не только определяет возможность получения образования в колледже/техникуме, но и предлагает различные варианты реализации этих мер на практике, возлагая сам процесс обеспечения права на образования на органы местного самоуправления, указывая им только рамки действий. При этом на федеральном уровне также имеются различного рода письма и разъяснения по конкретным вопросам и сложностям в организации образовательного процесса; например, Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81, в котором уточняется возможность назначения компенсации родителям со стороны органом МСУ при получении ребенком образования на дому, письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 № 06-2023, которым определены методические рекомендации по организации учебного процесса для инвалидов по программам среднего профессионального образования.

Для справки! Образовательные учреждения имеют свои локальные нормативные акты, которыми утвержден порядок организации процесса обучения. Абитуриентам необходимо ознакомиться с ними и при наличии вопросов обратиться в деканат/учебную часть. Как правило, эти акты имеются в свободном доступе на сайте учреждения и в администрации колледжа.

Кто может получить льготу на образование?

Льготу на образование, в том числе, возможность его бесплатного получения законодатель предоставляет инвалидам – лицам со стойким нарушением состояния здоровья, обусловленное наличием определенного заболевания.

К инвалидам относятся:

  • инвалиды 1 группы;
  • инвалиды 2 группы;
  • инвалиды 3 группы;
  • инвалиды детства;
  • дети-инвалиды.

Для получения льготы достаточно иметь подтвержденный статус инвалида документами, выданными учреждениями МСЭ. У каждого инвалида имеется программа реабилитации/абилитации, в которой содержится перечень условий, выполнение которых необходимо при организации учебного процесса. Эта программа предоставляется в учебное заведение вместе с пакетом документов и заявлением при поступлении.

Министерство просвещения РФ считает, что в вопросе обеспечения реализации права на получение инвалидами образования, в РФ за последние 5 лет проведена колоссальная работа. Например, ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, разработан проект Стратегии развития образования детей с особыми образовательными потребностями до 2030 года, который проходит общественное обсуждения и в ближайшем времени будет запущен на реализацию.

Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина

Какие льготы на образование имеют инвалиды?

Основная льгота – возможность получить образование бесплатно. Вне зависимости от выбранной специальности, ни гражданин, ни его близкие не должны оплачивать образование.

Кроме того, инвалидам полагается 2 стипендии: академическая (назначается по итогам обучения, сдачи сессии) и социальная (выплачивает учебное заведение).

Право на получение единовременной социальной помощи (заявление подается на имя руководителя учебного заведения, к нему прикладываются документы, подтверждающие тяжелое материальное положение).

Бесплатное/частично бесплатное предоставление общежития для проживания иногородних лиц (законодатель не устанавливает обязанности руководителя учебного заведения делать проживание полностью бесплатным; этот вопрос остается на усмотрение администрации).

Формы получения образования

Ст. 19 ФЗ № 181-ФЗ уточняет, что инвалид вправе бесплатно получить не только дошкольное, начальное общее и общее образование, но и среднее профессиональное, а также высшее.

В зависимости от выбранного типа образования, гражданин должен определиться с конкретным учебным заведением. Положения и требования федерального законодательства распространят свое действие только на те образовательные организации, которые имеют лицензию и государственную аккредитацию.

В таблице представлены варианты обучения инвалидов.

1.Формы получения образованияОбучение в образовательной организацииОбучение вне организации
2.Формы обучения· очная;

· очно-заочная

· семейное;

· самообразование.

3.Способы организации учебного процесса· личное посещение;

· сетевой вид

· дистанционное;

· посещение преподавателей на дому

Важно! Выбрать форму обучения инвалид может самостоятельно; но в учебное учреждение должны быть представлены документы, подтверждающие, например, невозможность посещать занятия в связи с имеющимся заболеванием.

Эксперты Общероссийского народного Фронта провели опрос в 68 регионах РФ и выяснили, что родители детей, имеющих особенности в развитии (в некоторых случаях, инвалидность), не хотят обучать своего ребенка в условиях инклюзивного образования, считая, что во многих регионах нет условий для получения образования, в том числе, среднего профессионального.

Эксперты ОНФ и фонда «национальные ресурсы образования».

Порядок приема инвалидов в колледж/техникум

После того, как гражданин изъявил желание получить среднее профессиональное образование, он должен обратиться в учебное заведение для того, чтобы узнать порядок поступления. Как правило, ежегодно, не позже 01 марта колледжи обновляют правила приема и вывешивают их на всеобщее обозрение (на сайте, в холе организации). Отдельным пунктом должны идти правила приема в колледж инвалидов.

Перечень документов, необходимых для подачи:

  • паспорт;
  • аттестат о получении основного общего образования;
  • фотографии;
  • справку об инвалидности;
  • программу реабилитации/абилитации, если в ней содержатся специальные условия организации учебного процесса.

Вместе с документами абитуриент пишет заявление с указанием:

  • ФИО;
  • даты рождения;
  • паспортных данных;
  • нуждаемости в предоставлении общежития;
  • выбранной специальности;
  • необходимости специальных условий для обучения в связи с наличие инвалидности.

Как правило, образец заявления имеется в учебной части.

Вступительные испытания инвалиды сдают в той мере, насколько это позволяет их состояние здоровья. При необходимости, им может быть обеспечена отдельная от других абитуриентов аудитория.

С 2015 года законодатель довольно подробно расписывает процедуру вступительных экзаменов для лиц с ограниченными возможностями в приказе № 36 (раздел VI).

Нормативный актДля слепыхДля слабовидящих

Для глухих и слабослышащих1.Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36задания выполняются с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля или в виде электронного документа с использование специальных технических средств/программного обеспечения;

письменные задания могут быть надиктованы ассистенту;

предоставление всех необходимых технических принадлежностей учебным заведением для выполнения заданияравномерное освещение не менее 300 люкс;

предоставление увеличивающего устройства;

задания для выполнения печатаются увеличенным шрифтомпредоставляется звукоусиливающая аппаратура коллективного или индивидуального пользования

Кроме того, приказом № 1309 Минобрнауки уточнило, что администрация учреждения образования должна обеспечить для инвалидов:

  • возможность беспрепятственного входа/выхода из здания (в том числе, если используются технические средства);
  • возможность самостоятельно передвижения по зданию;
  • оказание услуг сопровождения;
  • размещение всей информации надлежащим образом;
  • обеспечение допуска на объект собаки-поводыря;
  • информирование о доступных маршрутах общественного транспорта и т.д.

Ответы на вопросы

  1. Я инвалид, мне отказали в приеме документов в колледж. Что делать?

Для начала необходимо убедиться, что все документы были поданы в правильной форме. Далее получаем письменный отказ от учреждения и обращаемся с жалобой либо в прокуратуру, либо пишем заявление в суд.

  1. На момент поступления у меня еще действует справка об инвалидности. Что будет, если во время учебы у меня снимут группу/не пройду переосвидетельствование.

Образование инвалидов

Гарантии инвалидам в сфере образования

В сфере образования инвалидам установлены следующие гарантии.

1. Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки:

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.

2. Обеспечение получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида:

среднего (полного) общего

3. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования:

Создание специальных профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов или соответствующих условий в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Специальные условия указанных образовательных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:

приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;

адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

4. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов:

В специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

5. Обеспечение:

инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой;

инвалидам возможности пользования услугами сурдопереводчиков.

6. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении образования:

на уровне Российской Федерации;

в отдельных субъектах РФ.

7. Право на неоднократное бесплатное профессиональное образование, согласно п. 7 ст. 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»:

«Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Особенности приема инвалидов в вузы

Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования» предусмотрено, что прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться:

Согласно п. 3.4, прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Порядка.

К лицам с ограниченными возможностями здоровья в данном случае относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии:

с тяжелыми нарушениями речи;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.

«Приемная комиссия на официальном сайте высшего учебного заведения и на информационном стенде до начала приема документов размещает не позднее 1 февраля информацию, подписанную председателем приемной комиссии, об особенностях проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья» (пп. 21-21.1).

«Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие на момент зачисления в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, предоставляют заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных учреждениях» (п. 29).

Особенности проведения вступительных испытаний в вузы

Особенности проведения вступительных испытаний в вузы для различных категорий инвалидов конкретно определены в документе «Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования», утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 2895, а конкретно — в главе VI. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные профессиональные образовательные учреждения для инвалидов?

На основании приказа Минобразования РФ от 24 мая 2004 г. № 2356 «О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов» для профессионального обучения инвалидов создана система образовательных учреждений, включающих в себя:

Федеральные головные центры по обучению инвалидов

по обучению инвалидов, имеющих нарушение слуха, — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»;

по обучению инвалидов, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный институт-интернат»;

по обучению инвалидов, имеющих нарушение зрения, — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург);

по непрерывному профессиональному образованию инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет»;

по обучению инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, по педагогическим специальностям — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет».

Окружные учебно-методические центры по обучению инвалидов

Право инвалидов на получение стипендии повышенного размера

В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студенты федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 1 100 рублей.

Студентам-инвалидам I и II групп размер стипендии увеличивается на 50%.

Формы профессионального обучения безработных инвалидов

Профессиональное обучение безработных инвалидов может проводиться в следующих формах [См. постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. № 3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения»]:

профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения навыков, необходимых для выполнения определенной работы;

обучение инвалида, имеющего профессию, второй профессии для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы по совмещаемой профессии;

повышение квалификации инвалида с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;

стажировка для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков;

повышение квалификации с целью роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющейся у инвалида профессии, а также изучение новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности.

Безработные инвалиды имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение по указанным формам.

Проблемы дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями при обучении в СПО

Дата публикации: 22.01.2019 2019-01-22

Статья просмотрена: 1319 раз

Библиографическое описание:

Ануфриева, О. Н. Проблемы дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями при обучении в СПО / О. Н. Ануфриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55853/ (дата обращения: 02.06.2020).

С каждым годом происходит увеличение числа людей с инвалидностью. В России сложилось представление о том, что детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) необходимо обучаться в специализированных учреждениях, где будет разрабатываться индивидуальный подход к каждому, в соответствии с его возможностями.

В настоящее время в России идет становление новой современной системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. При этом происходят существенные процессы изменения в педагогической теории, подходах и тактике обучения детей с ОВЗ.

Конституцией РФ закреплено право каждого на получение образования без ограничения по состоянию здоровья [1]. Дальнейший механизм реализации конституционной нормы раскрывается в федеральных законах: от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» обеспечил возможность детям с ОВЗ посещать массовые школы и профессиональные учреждения, быть среди своих сверстников, общаться и взаимодействовать с ними. Поэтому сейчас начинает доминировать социальная модель инвалидности, использование которой приводит к высокому уровню интеграции людей с инвалидностью в общество.

На сегодняшний день становится актуальным высказывание Ж. Ж. Руссо «Зачем приспосабливать ребенка к системе образования, не лучше ли приспособить эту систему к ребенку», именно это помогает определиться с идеей обучения детей с ОВЗ.В современном мире важно отойти от интеграции, которая предполагает адаптацию обучающегося к образовательной системе, а перейти к инклюзии –адаптации системы образования к потребностям ребенка с ограниченными возможностями. Система адаптируется к каждому ребенку с ОВЗ, с их дальнейшей абилитацией, реабилитацией и социализацией.

Актуальность развития инклюзивного образования в России многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ОВЗ. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу.

В Российской Федерации на законодательном уровне получение инвалидами полноценного профессионального образования является одним из наиболее эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности. Профессиональное образование направлено на получение необходимых профессиональных навыков будущей профессии. Специальность, полученная в учреждениях СПО, должна способствовать свободной конкуренции на рынке труда и дальнейшему трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ. Поэтому обеспечение реализации этого права людей с ОВЗ в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как одна из важнейших задач государственной социальной политики. В настоящее время разрабатываются новые подходы к организации и реализации профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ.

В соответствии с федеральным законодательством обучение инвалидов и лиц с ОВЗ трактуется как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [2]. Исходя из этого, под обучением следует понимать взаимодействие педагога и обучающегося, в процессе которого не только происходит развитие обучающегося и усвоение им определенных знаний, но и формирование жизненных компетенций необходимых в условиях современной действительности.

На сегодняшний день в системе СПО обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется с применением дистанционных технологий.

В основе дистанционного обучения лежит целенаправленная самостоятельная работа обучающегося, которая организуется и контролируется педагогом. Внедрение в систему среднего профессионального обучения дистанционных образовательных технологий позволяет приобретать студентам не только ИКТ компетентность: умение использовать информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, но и сформировать у них умение критически мыслить, принимать взвешенные, обоснованные решения, сформировать навыки профессионального общения.

Дистанционное обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется через специализированную платформу, где создаются онлайн-курсы преподавателей. Подобная система имеет ряд преимуществ, курс содержит разнообразные формы заданий, позволяющие осуществлять контроль знаний, виды самостоятельных работ. Курс можно снабдить необходимыми материалами и все они будут под рукой, что сокращает время поиска информации. Кроме того, курс обеспечивает интерактивное взаимодействие педагогов и студентов в удобное для обучающегося время в комфортной обстановке и индивидуальном темпе. Обучение осуществляется с учетом психолого-педагогических рекомендаций и индивидуальных особенностей обучающегося с использованием ИКТ.

Дистанционное обучение в СПО при получении будущей профессии предполагает наличие у студентов повышенного уровня мотивации, кроме того, стремление к самостоятельному повышению уровня компетентности. При этом студентами становятся выпускники 9–11 классов, т. е. личности уже вступившие в пору юношеского возраста, когда должен начаться процесс самоопределения и профессионального становления. В этом возрасте личность стремится выбрать профессию и попытаться определить свое место во взрослой жизни, понять свои потенциальные возможности.

Несмотря на все преимущества дистанционного обучения, получение профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ сталкивается с рядом проблем.

На сегодняшний день нормативно-правовая база деятельности профессиональных образовательных учреждений СПО, которые ведут обучение инвалидов и лиц с ОВЗ недостаточно разработана. Отсутствуют федеральные стандарты, регламентирующие требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях

В соответствии с рекомендациями техникумы, колледжи разрабатывают адаптированную профессиональную образовательную программу по специальности, которая содержит общие рекомендации для педагогов предметников. Кроме того, в системе СПО отсутствует упорядоченная структурная подсистема, которая бы создавала специальные условия для получения образования инвалидов и лиц с ОВЗ. Как показывает практика, данной деятельностью занимаются заместители директора, имеющие широкий спектр должностных полномочий, что не позволяет должным образом организовать процесс дистанционного обучения. Создание специализированных структурных подсистем должны быть прописаны в локальных нормативных актах учреждения, в которых также будут прописаны нормы по организации получения образования инвалидов и лиц с ОВЗ.

Также среди проблем дистанционного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ можно выделить недостаточную сформированность у педагогических работников готовности к обучению данной категории. Среди педагогов мало лиц, имеющих специальное образование, кроме того, низкий уровень навыков работы с ИКТ затрудняет формирование у преподавателей и мастеров производственного обучения реабилитационной направленности профессионально-педагогической деятельности [4].Реабилитационная направленность представляет собой сочетание определенных психолого-педагогических установок с междисциплинарными знаниями, умениями и опытом реализации задач выявления, профилактики и преодоления барьеров и затруднений, возникающих в процессе обучения данной социальной группы [3, с.45].

Кроме того, существует проблема, связанная с адаптацией образовательных программ и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ. Поэтому, с учетом ограничения физических возможностей инвалидов, при разработке программ необходимо учитывать невозможность в полной мере и обычными методами усвоение знания такими лицами. Необходимо создавать для таких обучающихся индивидуальные педагогические планы с учетом их особых образовательных потребностей, психофизических и психофизиологических особенностей организма.

Преподаватели предметники дистанционного обучения нередко сталкиваются с проблемами ненадлежащего обустройства специализированного кабинета или центра дистанционного обучения. При реализации государственной программы «Доступная среда» материально-техническое обеспечение многих учреждений СПО достаточно низкого уровня. Нет возможности создания подобного центра, где бы инвалид или лицо с ОВЗ занималось вместе с педагогами, в тоже время проходило бы реабилитационные мероприятия. Сегодня занятия дистанционного обучения в большинстве случаев проходят через интернет, а именно видео-чаты, видеотрансляции. Использование ИКТ наладило очное общение педагога и обучающегося, но при этом не решило задачу психолого-педагогического взаимодействия. Во многих случаях нужно личное, живое общение, чтобы задать мотивацию, уловить психологическое состояние, провести рефлексию. Например, во многих техникумах и колледжах преподавание физической культуры для инвалидов и лиц с ОВЗ проходит в основном в теоретическом аспекте. Студенты вынуждены писать множество рефератов, отвечать на тестовые задания, у них пропадает мотивация к данному предмету, когда в школе они занимались коррекционной физкультурой. Проблема связана не только с отсутствием специализированного центра, но и с загруженностью педагога, а нередко отсутствием навыков работы с данной категорией обучающихся. Необходимо проводить повышение квалификации, переподготовку педагогических работников, привлекая не только специалистов психолого-педагогического направления, но и специалистов ИКТ.

Вышеуказанные проблемы и некоторые пути их решения в организации профессионального обучения инвалидов и лиц в ОВЗ не являются исчерпывающими. Поэтому разработка новых подходов комплексного характера, содержащих реабилитационные мероприятия, становится важной задачей для СПО в рамках развития современного цифрового образования.

Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ

ГБПОУ МГКЭИТ осуществляет обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основании нормативных документов, регламентирующих работу с инвалидами и лицами с ОВЗ.

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:

· развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

· обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;

· доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

· предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

· создание условий для освоения социальных навыков;

· обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования.

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».

Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями, закрепляет право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»

№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012

Ст. 55 п. 3 Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Ст. 79. п. 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Ст. 79. п. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Ст. 79. п. 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных

учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Ст. 79. п. 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Ст. 79. п. 5.. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ст. 79. п. 6. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Ст. 79. п. 7. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья

39. Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

40. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

41. Образовательными организациями должны быть созданы специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

43. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных образовательных организациях.

44. При получении среднего профессионального образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература.

С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

В колледже создаются условия доступности для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации и объекты приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:

— пандусы и входная группа для обеспечения беспрепятственного доступа в учреждение лиц с нарушением опорно–двигательного аппарата

— туалеты (специально оборудованные)

— наличие Подъемников для перемещения инвалидов

В случае необходимости, специально оборудованные помещения и специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования могут быть предоставлены.

Организация процесса обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

При необходимости будет проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям здоровья.

Выплата стипендий обучающимся с инвалидностью

В соответствии с законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением от 16 декабря 2014 года N 761-ПП «О стипендиях и других денежных выплатах обучающимся и докторантам» (с изменениями на 3 апреля 2018 года) выплачивается:

— государственная академическая стипендия (в общем порядке);

— студентам, являющимся инвалидами I и II групп, размер государственной академической стипендии увеличивается на 50 процентов;

— государственная социальная стипендия — обучающимся, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства.

Медико-социальные условия пребывания обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ соответствуют целям и задачам образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ

Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ

Наличие медицинского кабинета позволяет организовать:

— оказание первичной медико-санитарной помощи;

— проводить профилактические мероприятия и санитарно-просветительскую работу.

Санитарно-гигиеническое состояние учреждения соответствует требованиям СанПин 2.4.2.2821-10

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в учреждении оборудованием.

Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ

Организация питания обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечивается и контролируется колледжем, осуществляется через столовую, в которой организовано горячее питание обучающихся. Питание предоставляется в соответствии с требованиями государственных стандартов, санитарных правил и норм, относящихся к организации общественного питания, пищевым продуктам в образовательных учреждениях.

Условия организации психолого-педагогического сопровождения процесса обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

В колледже работает социально-психолгическая служба: педагог-психолог, социальный педагог.

Специалисты службы организуют психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ:

-содействие в адаптации к процессу обучения;

— проведение индивидуальных консультаций;

— работа по развивающим программам;

— организация релаксационных и досуговых мероприятий.

На территории колледжа действует кабинет психологической разгрузки.

Специалисты социально-психологической службы колледжа прошли курсы повышения квалификации по теме «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»

Читать еще:  Парковочное место для инвалида
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector