3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определение понятия инвалид

Понятие «Инвалидность»

Содержание

Понятие «Инвалидность»

Международная классификация дефектов, инвалидности и нетрудоспособности, принятая Всемирной организацией здравоохранения в 1980 году Женеве определяет инвалидность как любое ограничение или отсутствие способности из-за нарушений здоровья осуществлять ту или иную деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

Применительно к Российской федерации под инвалидностью понимают степень ограничения жизнедеятельности человека вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (Рис.1).

Понятие «Инвалидность» — Рис. 1

Составляющие инвалидности

Инвалидность проявляется в том, что у человека из-за нарушений здоровья возникают барьеры /преграды/ полноценного существования в обществе, приводящие к ухудшения его качества жизни.

Данные барьеры могут быть преодолены или существенно снижен их порог через реализацию социальной функции государства, устанавливающего правовые нормы, направленные на замещение или компенсацию последствий ухудшения качества жизни.

Инвалидность включает в себя медицинскую, правовую и социальную составляющие. (Рис 2.)

Содержанием медицинской составляющей выступают медицинские технологии.

Правовая составляющая предоставляет члену общества особый юридический статус в виде дополнительных прав и социальных льгот.

Социальная составляющая заключается в реализации социальной функции государства, которое в рамках предоставленных полномочий перераспределяет материальные блага в пользу нуждающихся членов общества.

Понятие «Инвалидность» — Рис. 2

Условия признания лица инвалидом

Понятие инвалидность применительно к конкретному члену общества находит свое отражение в понятии инвалид, под которым российской законодательство понимает лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Как видно выше законодателем обозначены определенные необходимые и достаточные условия, совокупность которых позволяет претендовать на юридический статус инвалида., в то время как общераспространенным является мнение о том, что инвалидность дают при том или ином заболевании (болезни) и граждане пытаются найти список заболеваний, при которых устанавливается инвалидность. Действительно, с 21.04.2008 г. наконец-то появился определенный Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, соответствие которому позволяет предполагать возможность установления инвалидности, однако возможность установления не тождественно понятию обязанность установления в силу той концепции, которая положена в Российской Федерации в основу понятия инвалидность.

Условием признания лица инвалидом выступает совокупность наличия трех необходимых и достаточных условий (рис.3)

• нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
• ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
• необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Понятие «Инвалидность» — Рис. 3

Нарушение здоровья

Нарушение здоровья — отсутствие полного физического, душевного и социального благополучия, а не только наличие болезней и физических дефектов (из Устава Всемирной организации здравоохранения).

Нарушения здоровья могут быть вызваны разными причинами (рис.4)

Понятие «Инвалидность» — Рис. 4

Функции организма

Функции организма — физиологические (включая психические) функции систем организма,

Понятие «Инвалидность» — Рис. 5

Расстройство представляет собой отклонение от общеизвестных стандартов существования организма как биологической структуры.

Понятие «Инвалидность» — Рис. 6

Стойкое расстройство функции организма предполагает, что медицинскими технологиями в установленные сроки нарушение устранить не удалось.

Понятие «Инвалидность» — Рис. 7

Расстройство функций организма

Понятие «расстройство функции организма» шире, чем понятие заболевание (болезнь). Например, культя бедра не является болезнью, она является анатомическим дефектом, обусловленным например имевшей место травмой. Дефект свидетельствует о том, что индивид отличается от себе подобных как по структуре организма, так и в возможностях его использования для: перемещения в пространстве, преодоления препятствий, сохранения равновесия, поддержания позы, возможности иметь полноценную опору т.е. отличается по способности реализовывать заложенную природой в организме человека статодинамическую функцию.

Возрастные изменения не дают оснований для установления инвалидности, за исключением если имеются расстройства, представляющие собой отклонения от общепризнанных для данного возраста функций организма.

Содержание расстройств, подтверждающее их стойкий характер с использованием клинических, диагностических и инструментальных методов описывается в форме № 088/У-06 «Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь»,

Понятие «Инвалидность» — Рис. 8

Степень нарушения расстройств, а соответственно и функций организма устанавливается врачами-специалистами медико-социальной экспертизы при проведении освидетельствования с использованием экспертного метода, основанного на наличии специальных познаний, получаемых на базе высшего профессионального (медицинского) образования и дополнительной подготовки по медико — социальной экспертизе.

Понятие «Инвалидность» — Рис. 9

Степень нарушения расстройств устанавливается врачами-специалистами медико-социальной экспертизы при проведении освидетельствования с использованием экспертного метода, основанного на наличии специальных познаний, получаемых на базе высшего профессионального (медицинского) образования и дополнительной подготовки по медико — социальной экспертизе.

Центром медицинского права 25.10.2007 г. было направлено письмо Министру здравоохранения и социального развития Т.А. Голиковой с просьбой проинформировать о том, имеются ли методические рекомендации на местах в ФГУ Главных бюро МСЭ субъектов Федерации согласно которых установлены характеристики стойкого нарушения функций организма в градациях от 1 до 4 степени выраженности и которыми руководствуются специалисты медико-социальной экспертизы при вынесении экспертного решения о степени нарушения функции организма.

03.12.2007 г. из Минздравсоцразвития был получен ответ, из которого следовало, что методические рекомендации планируется разработать к концу 2007 года. В связи с тем, что методические рекомендации так и не появились и продолжает иметь место, на наш взгляд, субъективный подход учреждений медико-социальной экспертизы при оценке степени выраженности нарушения функции организма гражданина.

От имени Центра медицинского права в адрес Министра здравоохранения и социального развития Т.А. Голиковой было направлено очередное письмо от 03.09.2008 г. с запросом по этому поводу, которое было переадресовано из Минздравсоцразвития РФ в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.

Из Федерального бюро медико-социальной экспертизы 27.10.08 г. нами был получен ответ от 07.10.08 г. , который подтверждает точку зрения юристов Центра медицинского права о том, что умозаключения врачей-специалистов медико-социальной экспертизы о степени нарушения функций организма освидетельствуемого в значительной мере носят субъективный характер.

Социальная защита

Социальная защита представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Читать еще:  Получить инвалидность после инсульта

Таким образом, несмотря на наличие первого и второго факторов отсутствие нуждаемости в мерах социальной защиты (при наличии дохода в виде стабильных значимых выплат дивидендов, материальная помощь родственников и пр., позволяющих получать качественные платные медицинские услуги, приобретать современные удобные средства реабилитации (кресло-коляска с электроприводом, высокоэффективные лекарственные препарата и т.д.), а не довольствоваться их бесплатным получением от государства) — инвалидность никогда не будет установлена в силу концепции трех условий.

Инвалидность разрешает государство

Признание инвалидности носит разрешительный характер со стороны государства. Можно иметь совокупность трех условий, но пока государство через уполномоченный орган – учреждение медико-социальной экспертизы посредством процедуры освидетельствования не установит их наличие, гражданин не будет считаться инвалидом.

Определение понятия инвалид

Рассмотрим социальные аспекты проблемы инвалидности. Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid — «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный».

В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности [6, с.26].

Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увеченным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов.

После Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности [37, c.88].

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым меньшинством.

Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.

В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности [6, с.28].

Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человеками даже не части общества, а всего общества в целом [33, c.87].

Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных исторических эпох.

«Инвалид, — говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности, — поясняется в этом же законе, — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» [5, с.30].

Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1. По возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам [13, с.132].

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы и т. д. [40, c.12].

Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п.

Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок, такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обеспечением продуктами.

Для того чтобы выяснить содержание процесса реабилитации, нужно проанализировать сущность социальных ограничений, рассмотреть те барьеры, которые воздвигает перед человеком инвалидность.

Социальные ограничения, порожденные дефектами здоровья, носят комплексный характер и поэтому особенно трудно поддаются компенсации. В первую очередь можно говорить о физическом ограничении, или изоляции инвалида, — это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и/или ориентироваться в пространстве [36, c.110]. С другой стороны, факторы внешней среды могут усугубить либо, наоборот, компенсировать влияние этих индивидных недостатков. В этом аспекте принято говорить не только о безбарьерной среде для инвалида, но также о дружественной или недружественной среде (современная городская или промышленная среда может быть недружественной не только к инвалиду, но также к ребенку, пожилому человеку, вообще любому индивиду). Это ограничение влечет за собой многие последствия, осложняющие положение инвалида, и требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию и обеспечивающих возможность трудовой адаптации [27, с.34].

Читать еще:  Отменят ли 3 группу инвалидности

Второй барьер — это трудовая сегрегация или изоляция инвалида: из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам представляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. Такое положение обусловлено не только (или не столько) ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами. В условиях «дикой» рыночной экономики адаптация рабочих мест для таких индивидов рассматривается работодателями как невыгодная и нежелательная [1, c.8; 19, c.78].

Поэтому естественно, что третьим барьером в жизни инвалидов выступает малообеспеченностъ, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое тоже не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида).

Важным и труднопреодолимым барьером для инвалидов является лространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средство передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), сама организация жилой среды, транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Люди с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационных средств, извещающих о параметрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней [31, с.38].

Для всех типов инвалидов важное препятствие представляет информационный барьер, который имеет двусторонний характер. Инвалиды затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющей непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, о мерах государственной поддержки инвалидов, о социальных ресурсах их поддержки). Это вызвано и экономическими причинами (например, невозможность купить или отремонтировать телевизионный или радиоприемник, выписать газету), и дефицитом специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т. д.), и неразвитостью современных глобальных информационных систем (типа Интернет) [21, c.156].

С другой стороны, существует информационный барьер, который отгораживает общество от инвалида: лицам с ограниченными возможностями гораздо труднее презентовать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы. Поэтому могут возникать искаженные представления о потребностях инвалидов, особенностях их личности. На основе таких искаженных представлений возникают предрассудки и фобии, что затрудняет коммуникации между инвалидом и социумом.

Эмоциональный барьер также является двусторонним, то есть он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида — любопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха и т. д — и фрустрирующих эмоций инвалида: жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции и т. д. [24, c.33]. Подобный комплекс является ретардирующим, т. е. затрудняющим социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его социальной среды. И сам индивид с ограниченными возможностями, и его ближайшее окружение остро нуждаются в том, чтобы эмоциональный фон их взаимоотношений был нормализование.

Наконец, комплексный характер имеет коммуникативный барьер, который обусловлен кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность человека. Расстройство общения, одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов, является следствием и физических ограничений, и эмоциональной защитной самоизоляции, и выпадения из трудового коллектива, и дефицита привычной информации [14, c.66]. Поэтому закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникаций является одной из наиболее нагруженных целей социальной реабилитации инвалида.

Таким образом, основные барьеры, которые воздвигает перед человеком инвалидность: физический, барьер трудоустройства, финансовый, пространственно-средовый, информационный, эмоциональный, коммуникативный.

Понятие инвалид и инвалидность

Понятие инвалид и инвалидность.

В настоящее время, понятие «инвалид» не имеет четкого определения в силу постоянно меняющихся условий социальной среды и временного пространства. Понятие постоянно эволюционирует в рамках социального и медицинского подходов к определению «инвалид». Тем не менее, позволим себе дать следующее определение данному явлению, основанное на Законе РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», принятом в ноябре 1995 г.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.

В связи с этим, и термин «инвалидность» в современном понимании уже не имеет раз и навсегда определенного и статичного значения. Концепция инвалидности динамично развивается по мере эволюции общественной идеологии, что устраняет необходимость в унифицированном каноническом определении инвалидности.

В условиях постоянно меняющегося отношения общества к инвалидности как к социальному явлению принятие единой формулировки понятия «инвалидность» больше не представляется возможным.

Тем не менее, общеупотребительное актуальное на настоящем этапе значение термина «инвалидность» можно сформулировать следующим образом:

Инвалидность означает наблюдающиеся у человека функциональные расстройства физического, психического или умственного характера, в связи с которыми человек нуждается в специальных компенсационных мерах для того, чтобы иметь возможность жить полноценной жизнью наравне с другими гражданами.

Дадим ещё одно определение данному явлению.

Инвалидность – препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни.

Между понятиями всего одно лишь отличие, но оно придает понятию совершенно иной смысл. Не болезнь создает ограничения деятельности, а условия. Если этот подход, который получил название социального, будет распространяться, общество будет создавать для всех своих граждан условия равных возможностей.

Тем не менее, оба данных определения весьма созвучны концепциям инвалидности и ограничений жизнедеятельности, закрепленным в принятых ООН Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов:

Читать еще:  Работа для инвалидов 3 группы в москве

Термин «ограничения жизнедеятельности» означает утрату или ограничение возможностей участия в жизни общества наравне с другими. Он предполагает отношения между инвалидом и его окружением. Этот термин применяется с целью подчеркнуть недостатки окружающей среды и многих аспектов деятельности общества, в частности, в области информации, связи и образования, которые ограничивают возможности инвалидов участвовать в жизни общества наравне с другими людьми.

Данная концепция проводит четкое разделение между двумя ключевыми понятиями: инвалидность и ограничения жизнедеятельности. Инвалидность подразумевает объективно установленный факт, например, нарушение функций зрения, слуха, отклонения в умственном или психическом развитии. Ограничения жизнедеятельности, напротив, представляют собой последствия воздействия внешних факторов. Под ограничениями жизнедеятельности следует понимать дефекты окружающей человека физической и социальной среды, т. е. ограничения, создающиеся обществом, не приспособленным для участия во всеобщей деятельности людей с различными расстройствами здоровья.

Отличие между инвалидностью и ограничениями жизнедеятельности лежит в основе концепции инвалидности, учитывающей связь между отклонениями здоровья человека и окружающей его физической и социальной средой.

Концепция инвалидности, основанная на учете факторов окружающей среды:

· Инвалидность + барьеры = ограничения жизнедеятельности.

· Инвалидность + компенсация = равные возможности.

Концепция инвалидности, учитывающая связь между нарушениями структур и функций организма человека и окружающей его средой, смещает акцент от адаптации инвалида к «нормам» общественной жизни на изменение самого социума. Таким образом, основным направлением социальной защиты и реабилитации людей с ограниченными возможностями становится не выявление и коррекция дефектов и отклонений, а разработка механизмов компенсации и устранение барьеров в окружающей среде, а также максимальный учет потребностей инвалидов в принятии всех решений в жизни общества.

В связи с этим, формирование доступной среды и ликвидация физических и социальных барьеров в настоящее время представляют собой важнейший приоритет в сфере социальной защиты и реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Выделим несколько принципов социальной защиты и реабилитации инвалидов:

· доступность среды жизнедеятельности.

· принцип секторного распределения ответственности.

· принцип обеспечения равных возможностей.

Остановимся на последнем из принципов, на наш взгляд наиболее важном в свете рассмотрения проблемы получения образования инвалидами.

Концепция обеспечения равных возможностей базируется на совокупности принципа секторного распределения ответственности, принципа компенсации и принципа солидарности.

Обеспечение равных условий всем членам общества предполагает наличие следующих предпосылок:

· Каждый сектор общества в пределах своей области деятельности несет ответственность за устранение физических и социальных барьеров с тем, чтобы товары и услуги общего пользования стали доступными для инвалидов как неотъемлемой части населения.

· Общество несет солидарную ответственность за компенсацию функциональных ограничений людям с инвалидностью в индивидуальном или коллективном порядке для обеспечения по возможности равных стартовых условий для всех граждан.

Таким образом, обеспечение равных возможностей не означает равного отношения. Напротив, речь идет о гарантиях равных возможностей для каждого гражданина — возможностей развиваться, реализовывать свой потенциал и по мере своих сил и способностей приобретать знания и навыки. Инвалиды и неинвалиды изначально находятся в разных стартовых условиях, а характер и степень тяжести функциональных расстройств могут варьироваться в чрезвычайно широком диапазоне. Поэтому для обеспечения действительно равных возможностей в обществе для инвалидов должны быть предусмотрены определенные преимущества и привилегии.

Обеспечение равных возможностей на рынке труда, например, для инвалидов по зрению с полностью сохранным интеллектом представляется задачей вполне выполнимой; гораздо более сложные проблемы связаны с компенсацией ограничений жизнедеятельности для людей с множественными нарушениями функций либо отклонениями в умственном или психическом развитии. Тем не менее, равные возможности должны быть гарантированы и обеспечены всем группам инвалидов, независимо от степени тяжести функциональных расстройств, что возможно лишь в том случае, если при определении равных возможностей общество будет руководствоваться не столько формальными, сколько этическими и нравственными понятиями уровня жизни и достойной жизни — т. е. возможности добиться желаемых условий жизни, несмотря на ограничения здоровья и зависимость от социальных услуг. Иными словами, принцип обеспечения равных возможностей имеет гораздо более широкое значение, чем понятие равных стартовых условий, лежащее в основе принципа компенсации. При неосуществимости обеспечения объективно равных возможностей приоритетом становится создание условий для «достойной жизни».

ИНВАЛИД

Найдено 5 определений термина ИНВАЛИД

ИНВАЛИД

Инвалидом признается лицо, которое в связи с ограничением

жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных

недостатков нуждается в социальной помощи и защите

(Ст.2 Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в

Инвалид

лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ, ст.1

ИНВАЛИД

лат. invalidus — слабый, немощный) — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица И. осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы.

ИНВАЛИД

от лат. invalidus — слабый, немощный) — по определению ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 20 июля 1995 г. «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы.

ИНВАЛИД

лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в РФ определяется Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Найдено схем по теме ИНВАЛИД — 0

Найдено научныех статей по теме ИНВАЛИД — 0

Найдено книг по теме ИНВАЛИД — 0

Найдено презентаций по теме ИНВАЛИД — 0

Найдено рефератов по теме ИНВАЛИД — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×