2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные виды реабилитации инвалидов

Реабилитация инвалидов, сущность, понятие, основные виды

Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов.

Комитет ВОЗ дал определение медицинской реабилитации: реабилитация — это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально — оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе. Таким образом, медицинская реабилитация включает мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания. Среди прочих медицинских дисциплин реабилитация занимает особое место, так как рассматривает не только состояние органов и систем организма, но и функциональные возможности человека в его повседневной жизни после выписки из медицинского учреждения.

Согласно международной классификации ВОЗ, принятой в Женеве в 1980 году, выделяют следующие уровни медико-биологических и психо-социальных последствий болезни и травмы, которые должны учитываться при проведении реабилитации: повреждение (impaiment англ.) — любая аномалия или утрата анатомических, физиологических, психологических структур или функций; нарушение жизнедеятельности (disability англ.) — возникающие в результате повреждения утрата или ограничение возможности осуществлять повседневную деятельность в манере или пределах, считающихся нормальными для человеческого общества; социальные ограничения (handicap англ.) — возникающие в результате повреждения и нарушения жизнедеятельности ограничения и препятствия для выполнения социальной роли, считающейся нормальной для данного индивидуума.

В последние годы в реабилитацию введено понятие “качество жизни, связанное со здоровьем” (healthrelated quality of life, англ.). При этом именно качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных и инвалидов.

Правильное представление о последствиях болезни имеет принципиальное значение для понимания сути медицинской реабилитации и направленности реабилитационных воздействий.

Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждения путем проведения восстановительного лечения. Однако это не всегда возможно, и в этих случаях желательно организовать жизнедеятельность больного таким образом, чтобы исключить влияние на неё существующего анатомического и физиологического дефекта. Если при этом прежняя деятельность невозможна или отрицательно влияет на состояние здоровья, необходимо переключение больного на такие виды социальной активности, которые в наибольшей степени будут способствовать удовлетворению всех его потребностей.

Идеология медицинской реабилитации за последние годы претерпела значительную эволюцию. Если в 40-е годы основой политики в отношении хронически больных и инвалидов были их защита и уход за ними, то с 50-х годов начала развиваться концепция интеграции больных и инвалидов в обычное общество; особый упор сделан ша их обучении, получение ими технических подсобных средств. В 70-е — 80-е годы зарождается идея максимальной адаптации окружающей Среды под нужды больных и инвалидов, всесторонней законодательной поддержки инвалидов в сфере образования, здравоохранения, социальных услуг и обеспечения трудовой деятельности. В связи с этим становится очевидным, что система медицинской реабилитации в очень большой степени зависит от экономического развития общества.

Несмотря на значительные различия систем медицинской реабилитации в разных странах, всё шире развивается международное сотрудничество в этой сфере, всё чаще поднимается вопрос о необходимости международного планирования и разработки координированной программы реабилитации физически неполноценных лиц. Так, период с 1983 по 1992 годы был объявлен ООН Интернациональной Декадой Инвалидов; в 1993 году Генеральная ассамблея ООН приняла “Стандартные правила уравнивания возможностей инвалидов” которые должны считаться в странах членах ООН точкой отсчёта в сфере прав инвалидов. По-видимому, неизбежна дальнейшая трансформация идей и научно практических задач медицинской реабилитации, связанная с постепенно происходящими в обществе социально экономическими переменами.
Общие показания в медицинской реабилитации инвалидов

представлены в докладе Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидности в реабилитации (1983). К ним относятся: значительное снижение функциональных способностей; снижение способности к обучению; особая подверженность воздействиям внешней среды; нарушения социальных отношений; нарушения трудовых отношений.

Общие противопоказания к применению реабилитационных мероприятий включают сопутствующие острые воспалительные и инфекционные заболевания, декомпенсированные соматические и онкологические заболевания, выраженные расстройства интеллектуально-мнестической сферы и психические заболевания, затрудняющие общение и возможность активного участия больного в реабилитационном процессе.

В нашей стране, по материалам Всесоюзного НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н А Семашко (1980), из общего числа госпитализированных в отделения терапевтического профиля в восстановительном лечении нуждаются 8,37 на 10 000 всего населения, в отделении хирургического профиля — 20,91 на 10 000, неврологического — 21,65 на 10 000 всего населения; в целом долечиванию подлежат от 20 до 30% в зависимости от основного профиля отделения, что требует 6,16 койки на 10000 населения. В амбулаторной реабилитации, согласно данным Н А Шестаковой и соавторов (1980), нуждаются 14 — 15% из числа обратившихся в поликлинику, причем около 80% из низ составляют лица с последствиями повреждений опорно-двигательного аппарата.
Основные принципы медицинской реабилитации инвалидов

наиболее полно изложены одним из ее основоположников К Ренкером (1980): Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность). Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её аспектов (комплексность). Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность). Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость).

Читать еще:  Организация парковочных мест для инвалидов

С учётом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в некоторых странах (Польша, Россия) — иногда ещё и санаторный этапы медицинской реабилитации.

Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и профессионально-педагогических мероприятий. Выделяют следующие аспекты этих мероприятий (Роговой М. А. 1982): Медицинский аспект — включает вопросы лечебного, лечебно-диагностического и лечебно-профилактического плана.

Физический аспект — охватывает все вопросы связанные с применением физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с повышением физической работоспособности. Психологический аспект — ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений. Профессиональный — у работающих лиц — профилактика возможного снижения или потери трудоспособности; у инвалидов — по возможности, восстановление трудоспособности; сюда входят вопросы определения трудоспособности, трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда, трудового обучения переквалификации.

Социальный аспект — охватывает вопросы влияния социальных факторов на развитие и течение болезни, социального обеспечения трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношение больного и семьи, общества и производства.

Экономический аспект — изучение экономических затрат и ожидаемого экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения, формах и методах реабилитации для планирования медицинских и социально-экономических мероприятий.

Виды реабилитации инвалидов

Реабилитация — это широкое понятие. Она представляет собой комплекс мер по восстановлению способностей человека к ведению жизни в социуме и к самообслуживанию.

Реабилитация — это широкое понятие. Она представляет собой комплекс мер по восстановлению способностей человека к ведению жизни в социуме и к самообслуживанию.

Основные виды реабилитации инвалидов — это медицинская, трудовая, профессиональная, педагогическая и социальная. Каждый из них подразделяется на несколько подвидов.

Особенности медицинской реабилитации инвалидов

Медицинскую реабилитацию считают основным звеном в цепи мероприятий по общей реабилитации, т.к. потерпевший или заболевший человек, прежде всего, нуждается во врачебной помощи с целью восстановления здоровья. При этом специалисты советуют совмещать медицинскую и психологическую реабилитацию.

Медицинские направления

Направлениями медицинской реабилитации инвалидов являются:

  • санаторно-курортное лечение, нацеленное на восстановление функционирования нервной системы, налаживание работы внутренних органов, улучшение кровообращения и ускорение регенерации поврежденных тканей;
  • реконструктивная хирургия, позволяющая вернуть человеку способность двигаться;
  • протезирование, с целью активизации и коррекции функций конечностей.

Хотя государство берет на себя организацию медицинской реабилитации, многим людям с ограниченными физическими возможностями приходится месяцами ждать своей очереди для того, чтобы попасть в клинику, где возможно пройти курс физиотерапии, протезирование и пр. Ситуацию в какой-то степени помогают разрядить частные клинки. Однако лечение в них не по карману большинству инвалидов.

Психологическая и педагогическая реабилитация

Психологическая реабилитации — воздействие специалистов на психическую сферу больного, направленное на преодоление представления о невозможности достижения положительного результата вследствие какого-либо лечения.

В случае, когда пострадавший — ребенок, к нему должны применяться педагогические методы, направленные на его обучение необходимым навыкам по самообслуживанию. Кроме того, частичное или полное нарушение двигательных функций или другие проблемы со здоровьем не должны стать причиной того, что ребенок не получит школьное образование.

В отношении взрослых педагогические средства реабилитации предусматривают мероприятия, направленные на их подготовку к видам доступной им деятельности.

Социально-экономическое направление

Больной или инвалид должен быть обеспечен комфортным для него жилищем. Это требование кроме прочего включает необходимость установки спецборудования, такого как гусеничные подъемники, каталог которых можно посмотреть тут.

У реабилитируемого необходимо поддерживать уверенность в том, что он — полезный член социума. Требуется также денежное обеспечение инвалида или больного посредством выплат, предусмотренных государством, а также назначения пенсии и пр.

Профессиональная и трудовая реабилитация

Профессиональное направление адаптации инвалида к жизни в социуме после получения травмы или ограничения физических возможностей вследствие болезни предполагает обучение (переобучение) доступным для него формам труда, а также обеспечение индивидуальными техприспособлениями, облегчающими использования рабочим инструментом и. пр.

Виды реабилитации инвалидов

Независимо от того, является человек инвалидом детства или приобрёл особый статус в течение жизни, государственная поддержка нужна таким людям в равной степени. Например, данная категория нуждается в реабилитации, благодаря которой можно восстановить здоровье, утраченные возможности в полном или частичном объёме и не только. Далее о том, что подразумевает реабилитация, какой она бывает и в чём её преимущества.

Перечень видов реабилитации инвалидов

Услуги реабилитационного характера для лиц с особенностями состоят из комплекса методов. Все они взаимосвязаны и должны помочь полностью адаптироваться в обществе, достичь оздоровления. Речь идёт о следующих методах:

Предлагаем рассмотреть каждый пункт подробнее.

Социальная реабилитация

Первейшая цель реабилитационных мероприятий различного плана состоит, как отмечалось выше, в возобновлении или в формировании у человека с ограничениями по здоровью способностей к самостоятельной жизни.

По словам экспертов, в данной области помощь оказывается в таких видах, как:

— реабилитация — нужна для восстановления нормальной жизнедеятельности;

— абилитация — даёт возможность сформировать совершенно новые привычки, способности;

— реконвалесценция — позволяет скорректировать психологические и биологические функции, возобновить отношения «социум-инвалид».

За счёт мер по реабилитации инвалид может не только восстановить и наработать простые умения (личная гигиена, быт и тд.), но также успешно реализоваться в обществе (вступить в брак, работать и пр). То есть в целом человек с группой инвалидности приобщается к материальным, духовным, биологическим и иным ценностям здоровых людей.

Читать еще:  Работа для инвалидов в интернете

Что касается детей-инвалидов, первая задача в рамках их реабилитации — это передать им знания, способствовать обучению и усвоению общественных норм. Необходимо, чтобы после учёбы такие граждане создавали семьи, трудились и жили максимально полноценно.

Важно! Цель реабилитации граждан с инвалидностью — восстановить их социальный статус, обеспечить им адаптацию в обществе и способствовать достижению материальной независимости.

Подчеркнём, что на законодательном уровне услуги по восстановлению здоровья и треуемые инвалидам технические средства реабилитации предоставляются бесплатно. Для этого созданы санатории, центры реабилитации, отделения при больницах. Кроме того, подобной деятельностью занимаются частные и муниципальные медцентры.

Важно! Своевременное обращение за помощью является одним из ключевых критериев успешной реабилитации.

Медицинская реабилитация

В реабилитации данного плана предусмотрены все подходящие меры, применяя которые можно вернуть больному человеку часть его способностей, функций. Не исключается также полное восстанавление после недуга или травмы. Как правило, в медреабилитацию входят:

— ортезирование (когда для нормальной деятельности конечностей, а также для их фиксации и коррекции используют особые конструкции).

Для большей результативности метода дополнительно инвалидам могут рекомендовать:

— ультразвук — процедура обезболивает, убирает отёчность, запускает регенерацию тканей;

— лечебный массаж — он улучшает обменные процессы, кровоток, предупреждает пролежни;

— ЛФК — полезна для аккуратной разработки мышц и суставов, улучшения координации и двигательной активности (здесь часто используют тренажёры);

— физиотерапию — здесь, например, лечение водами или электротоками, прогревания и эрготерапия (разновидность ЛФК, служащая для возобновления навыков самообслуживания).

Важно! Положительный эффект достигается только при длительной реабилитации.

Социальная реабилитация

Данный метод нужен инвалидам, которые не могут восстановить себя в личностном плане и не в состоянии организовать свою жизнь, так как оказались в тяжёлой ситуации. Условно программа соцреабилитации делится на несколько частей:

1) Абилитация в быту, важная для детей с ДЦП, а также для не способных разговаривать или видеть, причём это и взрослые инвалиды детства. Всем им дают возможность выработать необходимые навыки. Плюс, в рамках социально-бытовой абилитации подготавливают жильё для удобства человека с ограничениями и помогают семье эффективно взаимодействовать с больным.

2) Ориентация в социуме после наработки новых умений позволяет нормально адаптироваться к общественной жизни. То есть инвалид может обучаться, работать и стать ценной частью социума, а не просто получать гособеспечение и льготы.

Очень важна, помимо всего прочего, профессиональная реабилитация, подразумевающая создание и переоборудование рабочих мест, либо переквалификацию с учётом физических особенностей инвалидов.

Педагогическая реабилитация

Благодаря методам педагогической реабилитации удаётся обучить и всесторонне развить детей-инвалидов, скорректировать их способности к восприятию, запоминанию, передаче информации и тд. А у взрослых можно развить и поддержать творческие умения. В любом случае инвалидов стремятся мотивировать, заинтересовывать в ходе обучения. Как правило, процесс осуществляется в маленьких группах, где каждый получает внимание.

Важно! Чтобы достичь хороших результатов, в педагогическую реабилитацию вовлекают не только инвалидов, но также членов их семей, которым следует выполнять рекомендации специалистов на дому.

Психологическая реабилитация

Этот метод коррекции достаточно эффективен, помогает инвалидам использовать их внутренние ресурсы. Если говорить о психотерапии, в отношении лиц с ограниченными возможностями она призвана дать новый взгляд на болезнь — не смиряться с ней, а бороться, либо научиться жить со своим состоянием максимально комфортно, справляться с унынием, агрессией и тд. Подобные внушения также полезны при определённых психических недугах.

Комплексная реабилитация

В комплексную реабилитацию входят:

Используется такой подход в спецучреждениях, санаториях, медцентрах и тд. Практикуется комплексная реабилитация с учётом индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которую составляют врачи.

При этом все услуги, прописанные в ИПР, должны быть бесплатными для инвалида. Если льготнику приходится приобретать необходимые техсредства и лекарства за свои деньги, на определённых условиях после приобретения он сможет компенсировать затраты из бюджета.

Несмотря на то, что ИПР носит рекомендательный характер, изложенные в ней меры комплексной реабилитации имеют огромную ценность, так как на основе ИПР инвалид может решить многоженство вопросов, начиная от вовлечения в социум и заканчивая бытовыми моментами.

Важно! Выделенные на реабилитацию бюджетные средства нельзя заменить денежным эквивалентом.

Виды основных направлений реабилитации инвалидов

— мероприятия медицинского характера для улучшения здоровья, протезирование, хирургическое и медикаментозное лечение;

— соцадаптация (все виды);

— помощь в профориентации и трудоустройстве;

— физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.

Напомним важный момент: по ФЗ No 122 от 22 августа 2004 г. предусматривает ключевые реабилитационные направления должны реализовываться в полной мере. Также инвалиду гарантируются условия для использования различных благ и техсредств. Соответствующий перечень мероприятий, услуг и средств реабилитации утверждён Правительством РФ.

Важно! Расширение реабилитационной среды в регионах продолжается, причём не только за счёт государства, но и благотворительных фондов, санаторных учреждений и иных организаций.

Итоги

Подводя итог, хочется остановиться на западной модели реабилитации, которая даёт возможность гражданам с инвалидностью без проблем получить образование, хорошую работу, вести активную социальную жизнь благодаря мощным финансовым вливаниям от государства. Например, дома инвалидов для нуждающихся в посторонней помощи имеют уровень престижного отеля.

Однако инвалиды, как правило, узко специализированы и всю жизнь занимаются одним делом. То есть профессиональное развитие как таковое отсутствует, интеграция односторонняя и всё нацелено на полезность инвалида стране. Помимо этого, семейные пары с инвалидностью на Западе — достаточно редкое явление, так как многие обладатели особого статуса с юности не развивают сильную волю и характер.

Читать еще:  На что имеет право инвалид 1 группы

1.4 Понятие, основные виды реабилитации инвалидов

Реабилитация инвалидов — это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграция в общество.

Современное понимание реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса [7, с. 97].

Процесс реабилитации подразумевает включение трех этапов — реконвалисценции, адаптации (реадаптации) и ресоциализации.

Реконвалесценция — это этап выздоровления с восстановлением нарушенных биологических и психологических функций организма.

Адаптация рассматривается как приспособление организма к условиям существования. Причем адаптация может происходить в виде пассивного приспособления потребностей личности к реальным обстоятельствам существующей обстановки или носить активный характер в виде изменения среды в свою пользу либо как целенаправленное взаимодействие личности и среды, приводящее к адаптационному эффекту.

Реадаптация понимается как приспособление к условиям жизни на новом функциональном уровне с использованием резервных, компенсаторных способностей. Это этап приспособления к быту, труду, обучению и другим различным средам обитания.

Ресоциализация рассматривается как этап восстановления разрушенных взаимоотношений индивида с макро — и микросредой. Это заключительный этап, который определяет эффективность всего предшествующего периода реабилитации и позволяет достичь интеграции в общество. Интеграция рассматривается как процесс включения индивида в различные типы социальных групп и социальных структур, во все сферы жизнедеятельности общества — от бытовой до политической.

Таким образом, различные формы реабилитации соответствуют трем классам последствий болезни (разработанными ВОЗ), которые проявляются одновременно или последовательно на трех взаимосвязанных уровнях:

органном, или биологическом, что выражается в отклонениях от нормального морфофункционального статуса и вызывает нарушения органов и систем;

организменном, вызывая ограничения способности к передвижению, общению, способности владеть телом или адекватно себя вести, что приводит к снижению работоспособности и самообслуживания;

социальном, вызывая социальную недостаточность, нарушение связей с семьей и обществом [7, с. 98].

В соответствии с этой концепцией последствий болезни просматриваются три точки приложения мер и три задачи реабилитации — функциональное, социально-бытовое и социальное, в том числе профессиональное, восстановление инвалидов.

Реабилитация инвалидов включает в себя:

восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности.

Существует несколько видов реабилитации — медицинская, социально-психологическая, педагогическая, социальная и профессиональная реабилитация. Кратко рассмотрим каждую из них.

Медицинская реабилитация больных направлена на полное или частичное восстановление здоровья, на замедление патологического процесса, предупреждение осложнений, обострений и рецидивов заболеваний. От эффективности решения медицинских задач во многом зависит успех всех других методов реабилитационного воздействия.

Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию больных и инвалидов к социальному окружению, повышение самосознания путем формирования адекватного отношения к своему заболеванию или физическому дефекту, повышение способностей к решению психологических проблем, налаживанию взаимоотношений с окружающими, в семьях, трудовых коллективах. Социально-психологическая помощь, эмоциональная поддержка должна присутствовать на всех этапах реабилитации инвалида.

Педагогическая реабилитация предусматривает проведение мероприятий обучающего, развивающего и воспитательного характера, которые направлены на то, чтобы инвалид приобрел социальный опыт, овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию и жизненному самообеспечению, социальными нормами поведения. К педагогическому аспекту реабилитации относятся коррекционная педагогика, образование детей и взрослых с дефектами, затрудняющими процесс обучения, организация образовательных курсов/школ для больных, инвалидов и их родственников.

Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных инвалидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья или физического дефекта. Цель социальной реабилитации — ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости.

Профессиональная реабилитация ставит цель приобретение новой профессии или восстановление профессиональной трудоспособности лиц, утративших ее в той или иной степени. Профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию и трудовое устройство, или трудовую занятость.

Таким образом, лечение больного, предупреждение или уменьшение степени инвалидизации, обучение или переобучение, восстановление его психологического и социального статуса — звенья одной непрерывной цепи, называемой реабилитационным процессом, в котором особое место занимает социальная реабилитация.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector