0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности психического развития пожилых инвалидов

Особенности психического развития пожилых инвалидов

Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в клинической психологии. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь.

Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.

В определении болезни существуют две точки зрения:

1) болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом;

2) болезнь есть субъективное ощущение себя больным.

Среди различных групп населения в современной России остро нуждающихся наряду с материально – экономической поддержкой в социально – психологической помощи, выделяются, пожилые и инвалиды. Это наиболее социально уязвимые, слабозащищенные слои населения.

Свыше 500 миллионов человек в мире являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. Они должны пользоваться теми же правами и возможностями, что и все другие люди. Зачастую они не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию.

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.

С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Часто формируется комплекс неполноценности.

По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.

Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.

В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее.

Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.

Старость — это в первую очередь биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями. Современные биомедицинские исследования доказали, что старение представляет собой биологический процесс, присущий живым существам, возникающий не в результате истощения энергетического потенциала организма, как считалось ранее, но как логический этап реализации программы его роста и развития

Старики реже обращаются к врачам, чем люди среднего возраста, относя свои болезни к возрастным особенностям. Но это лишь напускное безразличие, в глубине души старики всегда обеспокоены возникающими недомоганиями, расценивая их как признаки приближающейся смерти

Образ жизни в старости построен на привычках, повторяющихся действиях, которые дают старикам ощущение стабильности, некоторую онтологическую гарантию. Старики страшатся любых изменений, так как они не уверены, что смогут адаптироваться к новым условиям, и видят в них «только разрыв с прошлым, а не устремленность в будущее»

И.Кон приводит классификацию типов старости, в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена.

1. Первый тип — активная, творческая старость. Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой либо ущербности.

2. Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни — материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени.

3. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.

4. Четвертый тип — люди, смыслом жизни для которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней[9].

Все эти 4 типа старости И.Кон считает психологически благополучными, но замечает, что есть и отрицательные дезадаптационные типы развития. К таковым могут быть отнесены агрессивные старые ворчуны, разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники.

Приятие собственного старения есть результат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценностей.

Именно этот возраст и есть то время, когда утверждается мысль завершить жизненную программу каким-то обобщением, подведением итогов. Положительная оценка предусматривает установление приемлемых рамок и объема повседневной новой деятельности, а удовлетворение жизнью связано с положительным отношением к собственному старению как времени, когда возможно, в силу внутренних потребностей, переосмыслить свою прошлую жизнь с учетом того, что нового в ней, по старым меркам, уже ничего не будет.

Особенности пожилых людей

Сложным периодом для людей является престарелый возраст или «время дожития», когда организм увядает физически, утрачиваются социальные функции, ухудшается общее и психологическое состояние. Избежать преждевременного старения и создать комфортные условия для прохождения всех этапов старения можно только в том случае, если будет четкое понимание, как проявляются возрастные особенности, и какой уход необходим человеку.

Четыре основных типа старения

К первой категории относятся люди, которые, прекратив активную профессиональную деятельность, участвуют в социальной жизни и не прекращают коммуникацию с близкими, друзьями, знакомыми. Такую старость принято называть «творческой», поскольку она помогает оградиться от негативных мыслей и прожить яркую жизнь в преклонном возрасте.

Второй тип характерен для пожилых людей, которые направляют всю энергию на поддержание материальных благ. Накопление сбережений или преумножение капитала, самообразование, получение дополнительных знаний в новой отрасли. Такие люди могут начать заниматься деятельностью или завести хобби, на которое не было времени в молодости. Пожилые люди приспособлены социально и психологически.

Третья категория преимущественно относится к женщинам и характеризует их. В преклонном возрасте такой тип людей все внимание уделяет семье и организации быта. Благодаря сильной вовлеченности удается избегать психологических переживаний и хандры. Но в сравнении с первыми категориями удовлетворенность жизнью может находиться на более низком уровне.

Пожилые люди, относящиеся к четвертой категории, в первую очередь уделяют внимание здоровью. Собственное самочувствие для таких людей остается смыслом жизни, который приносит им моральное удовлетворение. Отрицательной стороной является регулярное гиперболизирование любой, даже самой незначительной болезни.

Несмотря на разное состояние людей в перечисленных типах, жизнь в преклонном возрасте в любом из вариантов можно назвать психологически благополучной. Однако существуют негативные примеры активной деятельности престарелых людей. Они могут выражаться в агрессии, ворчливости, неудовлетворении жизнью или положением в обществе. Такие люди часто предъявляют претензии ко всем окружающим, занимаются самоедством, что только ухудшает общее состояние.

Отношение человека к собственному старению:

  • Нормальное. Пожилые, объективно оценивающие состояние и возможности организма, адекватно воспринимают факт старения.
  • Пренебрежительное. Может быть следствием необоснованного оптимизма, который вызван ошибочной оценкой особенности старения организма. Из-за искаженного взгляда на реальность пожилые люди демонстрируют пренебрежение к старости. В реальности за таким поведением скрыта общая слабость и недомогание.
  • Отрицательное. Пенсионеры, относящиеся к данной категории, стремятся отогнать мысли о старости. Они не обращают внимания на изменения, которые происходят с их организмом. Такой подход может вылиться в гиперреактивность из-за стремления сохранить уходящий статус.
  • Геронтофобное. Человек в таком состоянии боится надвигающейся старости. Он осознает, что преувеличивает ее опасность, однако не в состоянии контролировать негативные мысли. Такие люди склонны меньше уделять внимания социальным целям. Они начинают активно демонстрировать собственную беспомощность.
  • Трагическое. Пожилые люди относятся к периоду дожития негативно и считают жизнь неинтересной. На такое поведение зачастую влияют психологические травмы, которые мешают адекватно относиться к естественному старению.
  • Спокойное. Люди, осознавая наступление преклонного возраста, наслаждаются моментом. Они полностью удовлетворены своим новым положением, поэтому начинают жить для себя.
Читать еще:  Порок сердца какая группа инвалидности

Психологические особенности

Для пожилого человека характерен консервативный взгляд на окружающий мир. Такая особенность отрицательно сказывается на естественной адаптации человека на меняющиеся нормы морали. Это приводит к частой критике современных манер. Рассматривая жизненные позиции престарелых, можно отметить следующие категории:

  • Конструктивную. Приверженцами данной позиции являются спокойные и уравновешенные люди, которые удовлетворенно относились к жизни на каждом ее этапе. Как правило, им удается сохранить веселый нрав и в более преклонном возрасте. Такая позиция приводит к естественному восприятию старости. Благодаря тому, что престарелые не делают трагедию из-за каждого заболевания, им легче найти контакт с окружением.
  • Зависимую. Она проявляется у пожилых, которые недоверительно относились к себе на протяжении всей жизни. Такие люди продолжают и в преклонном возрасте вести пассивный образ жизни, требуя у окружения сочувствия и сострадания. Пожилые, входящие в категорию «зависимых», играют роль обиженных и несчастных.
  • Защитная. Позиция характерна людям, которые ведут замкнутый образ жизни, не подпуская к себе чужих и близких людей, желающих помочь. Из-за сильно выраженной ненависти к естественному старению пожилые начинают вести активный образ жизни, держаться за свою должность на работе. Это позволяем им в их собственных глазах оставаться значимыми и независимыми от чужой помощи.
  • Враждебная. Пенсионеры с такой позицией винят во всех своих «бедах» окружающих. Такая позиция заставляет людей быть подозрительными, относиться ко всему с недоверием. К старению люди с «враждебной» позицией также относятся с отвращением, поэтому стремятся зацепиться за работу или другую деятельность.
  • Враждебная к себе и своей жизни. К такой позиции склонны люди, которые имеют депрессивный склад характера. Они не имеют интересов и желания чего-либо достичь. Люди ощущают себя одинокими и ненужными, поэтому приближение смерти они ждут, чтобы избавиться от своих «мучений».

Психическое старение людей происходит по своим законам. Принято выделять четыре группы:

  1. Реакция на ощущения от телесных контактов. В преклонном возрасте значительно изменяются реакции организма – движения становятся более хаотичными и медленными, снижается реакция на сильные раздражители.
  2. Реакция на изменение психических функций. У престарелого человека начинает хуже работать кратковременная память, снижается концентрация внимания, замедляется реакция психики на жизненные проблемы или бытовые задачи. Наличие одной из проблем отрицательно сказывается на самочувствии, снижает самооценку и интерес к общению.
  3. Реакция на изменения в социальной области. Проявляется в нежелании отдаляться от прошлой профессиональной деятельности, в уменьшении интереса к окружающему миру. Кроме того, такая реакция может выражаться в чрезмерной заботе о здоровье – главное темой любой беседы являются лекарственные средства, заболевания и их методы лечения. Также одной из форм проявления реакции является сохранность жизни – в ежедневном круге общения находятся только близкие, доктора и сотрудники соц. служб.
  4. Реакция, обусловленная навязчивыми мыслями о приближающейся кончине. Поскольку каждый человек обладает особенным темпераментом, воспитывается в определенной культурной среде и имеет различные религиозные предпочтения, к факту смерти пожилые люди относятся по-разному.

Помимо психологических особенностей принято также выделять психопатологические отклонения. На сегодняшний день насчитывается шесть этапов:

  1. Во время первого этапа важными остаются воспоминания об этапе взросления и взрослой жизни. Реальная жизнь незначительна и всегда игнорируется.
  2. Второй этап несет за собой снижение мозговой активности, которое проявляется в ухудшении памяти.
  3. Следующая стадия негативно сказывается на объективной оценке. Человек не может адекватно воспринимать и интерпретировать события, которые происходят с ним и его окружением.
  4. В период четвертого этапа отмечается беспомощное состояние, которое приводит к апатичному восприятию окружающего мира. Отклонение сказывается на осознании происходящего. Человек дезориентирован.
  5. Во время пятого этапа приходит в негодность мышечная ткань. Люди преклонного возраста теряют контроль над собственными жестами и мимикой.
  6. Шестой этап подразумевает полную беспомощность.

Изменения, происходящие с людьми преклонного возраста, могут проявлять себя по-разному из-за индивидуальных особенностей больного. На это могут влиять наследственные факторы, соматические заболевания, психологические стрессы или глубокие потрясения, а также другие моменты.

Возрастные и физиологические особенности старения

Изменение структуры кожного покрова. Увядание организма наиболее четко прослеживается по снижению эластичности и изменению естественной толщины кожи. Сильные изменения можно наблюдать на руках и ногах в местах, где выступают кости. Запущенный процесс снижает потовые и другие выделения, что приводит к чрезмерной сухости, образованию морщин. Отсутствие лечения и игнорирование проблемы приводит к нарушению естественного состояния кожи, появлению болячек.

Снижение иммунитета, влияние климата и экологии изменяют структуру волос. Они становятся менее плотными, утрачивают свой блеск, начинают выпадать. Уменьшается доля костной массы в организме. Все изменения вызывают болевые ощущения и беспокойство.

Атрофирование мышц. Мышечная ткань с достижением преклонного возраста существенно изменяет свое соотношение в организме, что приводит к снижению активности и подавленному состоянию. Изменения негативно влияют на функционал и работоспособность. При выполнении несложных упражнений человек в возрасте быстрее чувствует усталость.

Изменение походки. С возрастом отмечается замедление шага и снижение устойчивости. Поскольку увеличивается сила и продолжительность действия на опору ног, в походке появляется эффект «шарканья».

Снижается работоспособность сердца и легочной ткани. Недостаточность функционирования органов хорошо видна при каких-либо нагрузках на организм. Человек, не получая достаточно кислорода и притока крови, все время чувствует слабость. Это снижает физическую активность пожилых людей.

Социальная и жизненная составляющая престарелых

Очевидные изменения, которые происходят с людьми во время старения, в первую очередь накладываются на здоровье. Поскольку у пожилых зачастую ухудшается качество жизни, человек начинает чаще болеть, а заболевания несут необратимые последствия и отрицательно влияют на общее самочувствие. Врачи отмечают, что в этом возрасте существенно увеличивается риск хронической болезни сердечной мышцы, сосудистой системы, суставов. Из-за наличия сразу нескольких болезней и патологий, лечение престарелым людям обходится в несколько раз дороже, чем молодым.

Естественное старение также сказывается на материальном положении. Пенсионеры чаще беспокоятся об инфляции, об удорожании продуктовой корзины и увеличении цен на лекарства. Из-за высокой стоимости натуральных и свежих продуктов пожилые люди зачастую меняют привычный рацион на более дешевые продукты, что сказывается на общем самочувствии. Постоянная экономия влияет также на психическое и эмоциональное состояние.

С возрастом люди все чаще чувствуют себя одинокими. Эта злободневная проблема остается актуальной для людей преклонного возраста, поскольку люди значительно снижают свою активность и круг общения, это приводит к состоянию неудовлетворенности и подавленности. Отсутствие высокого социального статуса, любимой сферы деятельности и общения с коллегами приводит к затянувшейся хандре и продолжительным болезням.

Стоит отметить, что на общее количество пожилых людей в Российской Федерации, существует преобладание женщин более чем в два раза. Особенность можно объяснить средней продолжительностью жизни, которая у мужчин значительно ниже. Если разбирать отдельные пары, которые находятся в одинаковом преклонном возрасте, выделяется одна особенность – уход из жизни супруги переживается сильнее, поскольку мужчины с трудом справляются с бытом в одиночку. Однако именно мужчинам легче найти спутницу после смерти жены. Женщины значительно реже создают в преклонном возрасте новую семью, но они переживают смерть мужа легче.

Читать еще:  Оформить группу инвалидности с чего начать

Несмотря на такие особенности, не нужно забывать, что партнер для мужчин и женщин в преклонном возрасте нужен в большей степени для оказания заботы, чувства необходимости и регулярной поддержки. Внимание помогает легче пережить все тяготы возраста дожития.

Требуется круглосуточный квалифицированный уход?
Оставьте заявку на подбор пансионата.

Психологические особенности инвалидности

Инвалидность

Инвалидность — это такое состояние здоровья человека, при котором существуют ограничения и препятствия для его нормальной жизнедеятельности.

Инвалидность проявляется в виде физических, умственных или психических отклонений.

Инвалид — это человек, ограниченный в возможностях жизнедеятельности по состоянию здоровья.

В нашей стране присвоить статус инвалида могут учреждения медико-социальные экспертизы. Присвоение данного статуса представляет собой медицинский и в то же время юридический процесс. Определению той или иной группы инвалидности можно присвоить юридический и социальный смысл. Ведь инвалиды имеют необычные, можно сказать, особые отношения с окружающими людьми. У инвалидов есть льготы, им выплачивается пенсия по инвалидности. Также у них есть ограничения работоспособности. Иногда инвалидность представляет собой одну из форм социального неравенства.

Лечение инвалидов представляет собой процесс полного или частичного восстановления возможностей и способностей инвалидов. Причем восстанавливаются возможности к бытовой, профессиональной деятельности человека. Лечение инвалидов обычно направлено на компенсацию тех ограничений, которые имеют такие люди. Это делается для социального приспособления инвалидов, достижения ими материальной независимости. Врачи хотят помочь инвалидам присоединиться к обществу.

Готовые работы на аналогичную тему

Причины инвалидности

Причинами инвалидности являются:

  • общие заболевания
  • профессиональное заболевание
  • инвалидность с детства
  • инвалидность, появившаяся из-за какого-либо ранения
  • травмы, полученные во время Великой Отечественной войны, которые привели к появлению инвалидности
  • приобретенная возрастная инвалидность
  • инвалидность, возникшая из-за несчастного случая

Генетические и врожденные отклонения в развитии люди обычно принимают и живут с ними спокойно всю свою жизнь. Такие люди принимают все, потому что у них больше не остается никакого выбора.

Отклонения, которые человек приобрел с возрастом или из-за несчастного случая, в большинстве случаев не принимаются пострадавшими людьми. Они начинают сильно переживать. К ним нужен совсем другой подход при общении.

Психологические особенности инвалидности

К психологическим особенностям инвалидности относят:

  • постоянная бдительность
  • необычные реакции
  • утрата эмоциональности
  • агрессия
  • нарушения памяти
  • депрессия
  • тревожность
  • злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами
  • навязчивые воспоминания
  • галлюцинации
  • бессонница и другие трудности со сном

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Постоянная бдительность выражается в том, что человек всегда следит за тем, что происходит вокруг. Он думает, что ему постоянно угрожает опасность и может случиться что-то плохое.

Необычные реакции у инвалидов проявляются при малейшей неожиданности. Они могут нагибаться, когда услышат звук пролетающего мимо самолета.

Также инвалиды могут полностью или частично утратить способность к проявлению эмоций. Им очень сложно заводить новые знакомства, а также они не испытывают радость, любовь, игривость.

Инвалидности присуща агрессивность. Часто проявляется стремление разрешить спорные ситуации очень грубо. Такая грубость может быть физической или психологической. Такие люди пытаются применять силу и давить на окружающих людей каждый раз, когда хотят убедить в своей правоте.

Психологической особенностью инвалидности можно назвать и нарушения памяти. Нередко можно встретить нарушения концентрации внимания. Таким людям сложно сосредоточиться на чем-то важном. Также они не могут вспомнить то, что им нужно. Такие люди иногда могут сконцентрироваться на определенном моменте или предмете, но даже малейший стрессовый фактор все разрушает.

Когда человек только оправился после травмы, у него появляется депрессия. Причем депрессивное состояние оказывается очень глубоким. Таким людям кажется, что все потеряло смысл, стало бесполезным. Им кажется, что жизнь не станет такой, какой была раньше.

Тревожность у инвалидов проявляется на физиологическом уровне. Могут быть боли в спине или других местах тела. Также тревожность возникает в психической сфере. Такие люди постоянно волнуются, у них появляется паранойя. Инвалиды могут быть тревожными ив эмоциональном плане. У некоторых могут быть навязчивые страхи и мысли о неуверенности в себе.

Инвалиды склонны к злоупотреблению наркотическими и лекарственными препаратами. Таким образом они хотят снизить боль, убрать плохие мысли.

Навязчивые воспоминания характеризуются тем, что у инвалидов появляются мысли о страшных и безобразных действиях, которые связаны с тем событием, когда они получили травму. Стоит отметить, что такие воспоминания могут преследовать их во сне. Но нередко они бывают и во время бодрствования. Инвалиду какой-либо предмет или ситуация может напомнить о том травмирующем событии. В такие моменты и появляются навязчивые мысли и образы. Все это приводит к стрессовому состоянию. Также человек часто испытывает чувство страха, его что-то тревожит.

Галлюцинации у инвалидов связаны с их мыслями и сильными переживаниями. Они выражаются в усиленных непрошеных воспоминаниях о травмирующем событии. Человек может видеть снова ту же ситуацию, но более ярко. В таком случае все, что происходит на данный момент вокруг, человек не замечает. Он только видит ужасные картинки, которые сильно воздействуют на его эмоциональное состояние.

Бывает такое, что инвалидов мучают ночные кошмары. В таком случае они устают от этого и боятся засыпать снова. Ведь во сне они опять увидят страшные события или действия. Таким образом у инвалидов появляется бессонница. Очень часто они недосыпают, что приводит к напряжению, постоянной усталости и различным болям. Еще хуже становится тогда, когда человек вспоминает о своем травмирующем событии. В таком случае он растерян, расстроен и не знает, как ему избавиться от угнетающих мыслей. Иногда бессонница появляется из-за постоянной тревожности человека. Когда человек не может расслабиться, то он не сможет и заснуть. Часто инвалидов мучают душевные боли, которые просто не дают им уснуть и нормально отдохнуть.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Особенности психического развития пожилых инвалидов

Особенности психического развития человека в пожилом возрасте складываются из нескольких факторов, которые, хотя и относятся к разным категориям психологической науки, тем не менее тесно взаимосвязаны в своем влиянии на каждый период жизни человека. Речь идет прежде всего о механизмах и движущих силах психического развития, его нормативности, в том числе и в критические периоды, в динамике когнитивных процессов и содержания отдельных структур личности (в первую очередь «образа-Я»), а также о социально-психологических параметрах, связанных с изменением социальных ролей и адаптацией к ним.

Некоторые из перечисленных факторов изучены достаточно хорошо (например, движущие силы, закономерности развития в этот период), другие — значительно хуже, хотя их значимость, особенно в последние годы, в связи с увеличением числа пожилых людей и серьезным ухудшением социальной ситуации в нашей стране, существенно возрастет. Прежде всего это касается механизмов психического развития в пожилом возрасте, нормативности их функционирования и тех отклонений, которые возникают при различных нарушениях данного процесса.

Говоря о собственно психологических механизмах функционирования психики в пожилом возрасте, важно помнить о том, что психическое развитие в этот период связано с наложением двух факторов: изменение темпов развития и переориентация его механизмов совпадают по времени с критическим периодом, достаточно серьезным и эмоционально насыщенным. Важен и тот факт, что замедление темпа психического функционирования в этом возрасте совпадает с физическим угасанием, болезнями и соматическими отклонениями.

Читать еще:  Псориаз дают ли инвалидность

Этот период, по данным психологов и психогенетиков, отличается и более высоким, чем в стабильные, литические периоды, индивидуальным разбросом. Причем индивидуальные различия связаны не только с чисто психологическими параметрами (самооценкой, уровнем развития познавательных функций, идентичностью и т.д.), но и с высокой вариативностью в доминировании социального или биологического параметра. Для одной группы пожилых людей их болезни, питание, уход за ними, условия проживания и экологическая обстановка имеют первостепенное значение, и именно этими факторами определяется их память, мышление, мнение о себе. Для другой группы пожилых эти факторы, при всей их важности, не являются доминирующими, их самочувствие главным образом зависит от социального статуса, востребованности, творческой активности. Такая вариативность сохраняется, как правило, около года — полутора лет, т.е. примерно от 59 — 60 лет до 61—62 лет. Для людей старшего возрастного периода большее значение имеет биологический фактор, а для младшего — социальный.

Рассматривая особенности психологического кризиса пожилого возраста, необходимо прежде всего отметить, что, несмотря на многочисленные интерпретации его сути, практически все ученые (Э.Эриксон, Б.Г.Ананьев, В.Франкл, П.П.Блонский и др.) сходятся во мнении о том, что он связан с оценкой ценности и смысла прожитой жизни. Это осмысление, подведение итогов прожитой жизни и, в определенной степени, попытка в оставшееся время что-то изменить или компенсировать. Таким образом, кризис пожилого возраста с психологической точки зрения является таким же смыслообразующим, как и подростково-юношеский кризис, но гораздо более аффективно насыщенным и в чем-то более драматичным. В отличие от подросткового, когда человек только строит планы на жизнь и осмысляет ее перспективы, кризис пожилого возраста — это подведение итогов, а иногда и констатация того, что прожитые годы — бессмысленны. Недаром Эриксон назвал этот кризис «цельность личности — отчаяние».

При анализе содержания данного смыслообразующего кризиса становится более понятным и то изменение в механизмах психического развития, которое происходит в это время. Прежде всего необходимо вспомнить о том, какие вообще механизмы на сегодняшний день открыты психологией. Это девять ведущих механизмов, частично связанных между собой или дополняющих друг друга: идентификация, конформизм, уход, отчуждение, агрессия, компенсация, интериоризация, эмоциональное опосредование и эмпатия.

Если в ранние годы жизни на первый план выходили такие механизмы, как интериоризация (прежде всего культуры, знаний, правил и норм того общества, в котором живет ребенок), идентификация с окружающими и эмоциональное опосредование, то в пожилом возрасте эти механизмы уже почти не имеют прежнего значения. Новые знания формируются с большим трудом, их тяжело наполнить эмоциональными переживаниями, чтобы сформировались новые мотивы. Поэтому у людей пожилого возраста плохо формируются новые ролевые отношения, они трудно привыкают к новым ценностям и новым представлениям о себе и других.

Этим объясняется и тот факт, что все происходящее в мире, как правило, сопоставляется со старым опытом и ассимилируется в его рамках. При этом любые изменения вызывают негативную реакцию, а потому и новое воспринимается как чужое, как «отклонение от доброго старого времени».

Уменьшается и значение идентификации, так как группа общения (друзья, семья) уже создана и в этом возрасте уже почти не пересматривается. Это связано не только с приверженностью к старому опыту, о чем говорилось выше, но и с объективными ограничениями — оставшегося времени жизни, сил, энергии, круга общения, который сформирован и у сверстников. Существенно затруднена, а точнее — почти невозможна, и социальная идентификация, т.е. выбор новой социальной или национальной группы, к которой себя относит человек. Поэтому так сложна адаптация к новой среде (социальной, культурной, даже экологической) в этом возрасте. Таким образом, уменьшение роли прежних механизмов частично объясняет, почему сами пожилые люди часто сравнивают процесс старения с восхождением на гору, при котором подъем становится все круче, спутников, как и физических сил, — все меньше, но в то же время уменьшается и число вещей, которые остаются значимыми.

На первый план выходит механизм компенсации, прежде всего компенсации своих потерь — сил, здоровья, статуса, группы поддержки. Можно сделать вывод о том, что для нормального старения очень важно развивать у людей пожилого возраста именно этот механизм психической жизни. В то же время должен доминировать прежде всего адекватный и полный вид компенсации, т. е. этот механизм должен функционировать так, чтобы пожилой человек не уходил в мнимую компенсацию (обычно в свою болезнь), преувеличивая свои болезни и немощи, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать интерес и жалость, а то и добиться более ощутимых материальных привилегий. С этой точки зрения становится понятной важность обучения новым видам деятельности, развитие креативности, появление нового хобби и любых форм творчества, так как с их помощью развивается полная компенсация. В то же время ригидность, трудности переключения, возрастающие в этом возрасте, препятствуют развитию нормальной компенсации. Препятствием является и сужение круга общения, загруженность других членов семьи, окружающих, что также не позволяет полностью реализовать этот механизм.

Как правило, именно это является одной из самых распространенных причин тех отклонений, которые возникают в этом возрасте и приводят к включению других, более негативных механизмов психической жизни, прежде всего ухода, отчуждения и агрессии. Все эти механизмы, как правило, присутствуют у любого человека и проявляются в определенных, адекватных для их деятельности ситуациях, например уход от общения с неприятным человеком, агрессия в ответ на оскорбление и т.д.

Говоря об отклонениях, мы подразумеваем доминирование какого-либо одного из этих механизмов, который начинает проявляться во всех, даже неадекватных для него ситуациях. Так, появляются нежелание новых контактов, даже боязнь их, стремление отгородиться от всех, в том числе и от близких людей, эмоциональная холодность, порой враждебность к ним. Такой уход от общения часто сочетается с постоянными упреками в адрес других и уверенностью в том, что пожилому человеку что-то недодали, что в ответ на его самоотверженную заботу и любовь заплатили черной неблагодарностью. С этим связаны обидчивость, конфликтность, желание настоять на своем и в малом и в большом. Отчуждение, уход и агрессия, часто проявляющаяся уже как деструктивность (например, участие в демонстрациях, митингах), являются важным показателем эмоциональной и личностной нестабильности, которые привели к фиксации на одном из непродуктивных механизмов психического функцио-нирования.

Возможно сочетание агрессии с конформизмом, причем планы этих сочетаний чрезвычайно многообразны — от конформного принятия новых правил частной жизни и агрессии на уровне макрообщения до использования и принятия новых социальных ценностей и агрессии по отношению к близким людям. Конформизм может сочетаться и с эмпатией, когда пожилой человек старается привлечь и завоевать расположение окружающих заботой, лаской и вниманием к ним. Чаще всего этот механизм проявляется в частной жизни и работает, как правило, в благополучных семьях, где установлен достаточно тесный эмоциональный контакт между разными поколениями.

Исследование механизмов психической жизни в позднем возрасте только начинается в полной мере. Однако уже первые работы показывают, что этот путь позволит не только лучше понять причины отклонений, но и помочь в их коррекции, ускорить и оптимизировать адаптацию пожилых людей к новому возрастному периоду, а также хотя бы частично преодолеть те негативные факторы, которые связаны с отрицательной оценкой своего жизненного пути.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×