5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности трудоустройства инвалидов и молодежи

Особенности трудоустройства наименее социально защищенных категорий безработных (инвалидов, молодежи и др.)

Одной из задач государственной политики занятости является устранение неравенства и создание необходимых условий для профессиональной реабилитации инвалидов. Вопросы обеспечения занятости населения, учитывая сложившуюся обстановку на рынке труда, трудно поддаются решению. Инвалиды относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан на рынке труда.

Для инвалида работа представляет собой не только способ получения дополнительных средств к жизни, но и является одним из способов социальной реабилитации.

В настоящее время в Российской Федерации профессиональную реабилитацию представляют, как процесс осуществления комплекса мероприятий:

— профессионального образования; профессионально-производственной адаптации;

— рационального трудоустройства, под которым понимается трудоустройство, обеспечивающее соответствие условий и содержания труда состоянию здоровья инвалида, социально-экономическую равноценность рекомендуемой ему профессиональной деятельности ранее исполняемой, а в случае его первоначального выхода на рынок труда – аналогичной работе, исполняемой здоровым работником.

Конечной целью профессиональной реабилитации инвалидов является обеспечение их занятости. Инвалиды могут заниматься поисками работы самостоятельно или прибегнуть к помощи органов занятости.

Прием инвалидов осуществляется в центрах занятости населения по месту проживания.

Безработным может быть признан инвалид, имеющий трудовую рекомендацию и заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовый к ней приступить.

В соответствии с Законом «О занятости населения в РФ» они имеют право на:

— выбор профессии и места работы;

— бесплатное содействие в подборе подходящей работы.

Подходящей для инвалида считается работа, соответствующая заключению МСЭ о трудоспособности, профессиональной квалификации, опыту, полученному не прежней работе, состоянию здоровья и транспортной доступности рабочего места. Если такая работа имеется, инвалиду, ищущему работу, выдается направление, с которым он обязан лично, в течение 3-х дней, обратиться к работодателю для решения вопроса о своем трудоустройстве. Отказ работодателя в приеме инвалида по каким-либо основаниям должен быть зафиксирован в направлении с указанием причины.

В случае направления инвалида службой занятости на рабочее место, определенной квотой для приема на работу граждан, имеющих ограничение в трудоспособности являются:

— работодатель не в праве ему отказать;

— содействие в профессиональном обучении и переобучении по направлению службы занятости;

— содействие в организации предпринимательской деятельности и самозанятости;

— получение консультаций по профориентации, юридическим вопросам в сфере занятости.

Несмотря на то, что законом предусмотрены штрафные санкции к работодателям за несоблюдение установленных квот и не предоставление информации о наличии вакантных мест для трудоустройства инвалидов, на федеральном уровне до настоящего времени не утвержден механизм экономической ответственности и создания заинтересованности предприятий в приеме на работу инвалидов, создании и сохранении специальных рабочих мест для этой категории граждан.

Не в полной мере учитываются структура их потребностей в профессиональной реабилитации; требования к созданию необходимых условий труда, возможности адаптации рабочих мест, используемых для трудоустройства инвалидов; перспективы расширения рынка труда на базе действующих производственных структур, приспособленных для обеспечения занятости лиц с ограниченными возможностями.

Особенности трудоустройства инвалидов и молодежи

Для инвалидов установлены дополнительные гарантии трудовой занятости на основании ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этим законом устанавливаются квоты для инвалидов при приеме на работу, а государство осуществляет следующую сумму мероприятий:

1) предусматривает осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;

2) предусматривается установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3) резервируются рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулируется создание организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

5) создаются условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

6) создаются условия для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организуется обучение инвалидов новым профессиям.

Работники-инвалиды: что должен знать работодатель

Автор: Анна Луценко, бухгалтер отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ»

Расскажем об особенностях трудоустройства граждан-инвалидов и предоставления им дополнительных гарантий и льгот.

Квоты

Инвалиды – это граждане, требующие особой защищенности со стороны общества по причине стойкой утраты их физических, умственных или психических способностей к жизнедеятельности и имеющие статус инвалида. Однако, несмотря на свою ограниченность в жизненных функциях, инвалиды имеют такие же права, как и обычные люди, в том числе они обладают правом на труд. На многих предприятиях в числе сотрудников есть инвалиды. Но принимая на работу человека с ограниченными возможностями, организация обязана создать для него комфортные условия труда, а также предоставить некоторые дополнительные льготы.

Читать еще:  Права и обязанности инвалидов

Главными нормативными документами, которые регламентируют возможности инвалидов заниматься трудовой деятельностью, являются трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995.

В ст. 20 Закона № 181-ФЗ перечислены основные мероприятия, направленные на обеспечение занятости людей с ограниченными возможностями. Так, к некоторым из них относится создание специальных условий труда для инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации, организация их профессионального обучения, установление в организациях квот для приема инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест и пр.

Что касается квот, то согласно ст. 21 Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г., для всех предприятий. независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. установлены нормы для приема инвалидов на работу. Причем данные нормы в каждом субъекте РФ могут варьироваться, но при этом не должны отклоняться от принятых законом №181 значений. Так, число работников с ограниченными возможностями в организации напрямую зависит от штата предприятия:

при численности работников в организации свыше 100 человек работодатель должен зарезервировать вакантные места для инвалидов в количестве от 2 до 4% от среднесписочной численности работников;

при численности работников от 35 человек (включительно) до 100 человек (включительно) для работодателя устанавливается норма не выше 3% от среднесписочной численности работников.

Причем при расчете квотированных мест для инвалидов запрещено включать работников, которые заняты на вредных или опасных условиях труда. Полное освобождение от квот получают лишь организации, созданные общественными объединениями инвалидов, уставный/складочный капитал которых состоит из вклада этих объединений.

Каждый месяц работодателю необходимо отчитываться перед органами занятости о соблюдении квоты: какова численность трудоустроенных инвалидов, сколько имеется свободных мест для трудоустройства инвалидов. Форма и сроки подачи сведений о выполнении квоты в каждом субъекте могут устанавливаться самостоятельно, поэтому работодателям рекомендуется для начала обратиться в службу занятости населения для уточнения данной информации.

Если работодатель нарушит соблюдение норм по квотам для занятости инвалидов, то ему грозит применение санкционных мер со стороны государства, а именно:

в случае, если не созданы или не выделены рабочие места в пределах квоты, а также если работодатель неправомерно отказал в приеме на работу инвалида, то за такое нарушение полагается штраф для должностных лиц от 5000 руб. до 10 000 руб. согласно ст. 5.42 КоАП РФ;

если же работодатель по каким-то причинам не сообщает в службу занятости информацию о наличии свободных мест для инвалидов, то за несообщение таких сведений для должностных лиц положен штраф от 300 руб. до 500 руб., а для организаций штраф составляет от 3000 руб. до 5000 руб., согласно ст. 19.7 КоАП РФ.

Порядок приема

При трудоустройстве инвалида работодатель в общеустановленном порядке должен запросить у него такие документы как: паспорт (документ, удостоверяющий личность), трудовую книжку, СНИЛС, дипломы об окончании учебных заведений, документ воинского учета (для мужчин и военнообязанных лиц) и пр. (перечень указан в ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Однако для подтверждения инвалидности требуются еще два важных дополнительных документа:

справка, выданная комиссией МСЭ (медико-социальной экспертизы), в которой указывается группа инвалидности и степень ограничения трудовой деятельности;

ИПР (индивидуальная программа реабилитации или абилитации) – именно в соответствии с этой программой работодатель должен предоставить необходимые условия труда человеку с ограниченными возможностями. Работодатель благодаря данной программе может убедиться, что человеку, претендующему на вакантное место, условия работы не противопоказаны ему по состоянию здоровья. Если имеются какие-либо противопоказания (недопустимый уровень шума, загазованность и пр.), то работодатель на законных основаниях может отказать инвалиду в трудоустройстве. При этом в направлении службы занятости необходимо отметить причину отказа.

Но важно учитывать, что если устройство на работу инвалида происходит не в рамках квоты и для занимаемой вакансии не предъявляются особые требования к состоянию здоровья работника, то инвалиду не обязательно предоставлять вышеперечисленные два документа, он это может сделать по желанию, и в связи с этим может быть принят на работу на общих основаниях, без предоставления льгот.

Читать еще:  Положена ли инвалидность при диабете 2 типа

Льготы и налоговый вычет

В ст. 23 Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 указаны некоторые гарантии труда инвалидов. К ним относятся:

сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю для инвалидов I и II группы, при этом сохраняется полная оплата труда;

работодатель может привлекать инвалидов к сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также в ночное время, но только с согласия самого сотрудника и если это не запрещено ему по медицинским показаниям;

всем инвалидам работодатели обязаны предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней;

кроме того, в ст. 128 ТК РФ прямо указано о праве работника-инвалида в предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году. По письменному заявлению сотрудника работодатель обязан предоставить ему неоплачиваемый отпуск;

особая категория инвалидов-чернобыльцев имеет право на дополнительный ежегодный отпуск в 14 календарных дней, который должен оплачиваться органами соцзащиты населения.

Важно понимать, что льготы работнику-инвалиду будут полагаться с момента предоставления им соответствующих документов: справки с указанием инвалидности и ИПР. Если работник не приносит документы, то работодатель не в праве их самостоятельно истребовать и, соответственно, нет основания для предоставления льгот. Такого мнения придерживаются суды: апелляционные определения Московского городского суда от 16.01.2015 по делу № 33–636/15, Ставропольского краевого суда от 09.12.2015 по делу № 33–8284/15.

Также отдельно хотелось бы добавить и про налоговый вычет. Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ, инвалидам-чернобыльцам, инвалидам ВОВ, инвалидам радиационной аварии на производственном объединении «Маяк» и инвалидам из числа военнослужащих положен налоговый вычет в размере 3000 руб. в месяц. А в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ инвалидам с детства и инвалидам I и II группы полагается ежемесячный налоговый вычет в размере 500 руб.

Сокращение, отстранение от обязанностей, перевод и увольнение

В ст. 73 ТК РФ указаны ситуации перевода, увольнения и отстранения от обязанностей сотрудников-инвалидов. Так, если по медицинским показаниям работник-инвалид больше не способен выполнять свои трудовые обязанности, то работодатель обязан с письменного согласия самого работника перевести его на другую работу с подходящими условиями труда. Выполнение данного условия со стороны работодателя направлено исключительно в интересах работника и в целях сохранения его здоровья.

Однако в ситуации, когда сотруднику необходим временный перевод на срок до четырех месяцев, а у работодателя нет соответствующей работы, то работодатель на указанный в медзаключении срок обязан отстранить сотрудника от работы с сохранением за ним должности. При этом зарплата в период отстранения не начисляется сотруднику.

А в случае если работнику нужен перевод по состоянию здоровья на срок свыше четырех месяцев или и вовсе на постоянной основе, то при его отказе о переводе либо же отсутствия у работодателя соответствующего вакантного места, то трудовой договор расторгается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

В случае же сокращения численности работников предприятия для инвалидов отсутствуют какие-либо привилегии, под сокращение они попадут в общем порядке.

Трудоустройство инвалидов

Квоты для трудоустройства инвалидов — это одна из мер поддержки такой категории работников со стороны государства, осуществляемые за сет работодателя. Квотой называется минимальное количество рабочих мест, созданных или зарезервированных на предприятии, для работников, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Квоты устанавливаются субъектами РФ. Региональные же власти устанавливают и особенности квотирования рабочих мест для инвалидов, а также возлагают на работодателей дополнительные обязанности. Например, московский компании обязаны встать на учет в центре занятости населения. Сделать это необходимо в течение 30 дней со дня государственной регистрации.

При этом региональные квоты не должны превышать предельные размеры квот, установленных в соответствии с федеральным законодательством. Так, для работодателей с численностью работников свыше 100 человек квота для приема на работу инвалидов может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

Для работодателей с численностью работников не менее 35 человек и не более 100 человек квота не может превышать 3% среднесписочной численности работников (ч.1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», далее — Закон №181-ФЗ).

Среднесписочная численность для квоты рассчитывается без участия работников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным.

Для определения конкретного размера квоты работодателю следует обратиться к закону субъекта РФ, на территории которого осуществляет деятельность компания.

Читать еще:  При каких заболеваниях сердца дают инвалидность

Так, московская компания с числом сотрудников более 100 человек обязана выделить для трудоустройства инвалидов 2% рабочих мест. В Московской области квотируется 1% от общего количества рабочих мест при их численности от 35 до 100 и 2% при общем числе рабочих мест более 100.

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации могу не соблюдать установленную для приема инвалидов квоту.

Как исполнить квоту

В настоящее время, чтобы закрывать квоту, нужно организовать специальное рабочее место и заключить с инвалидом трудовой договор. Кроме того, работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободны рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

При заключении трудового договора с лицом, для которого было выделено и организовано рабочее место, квота считается исполненной.

Выделение рабочего места для инвалида предполагает создание и техническое оснащение специального места для нормальной работы инвалида.

Для этого с учетом физических показателей инвалида работодатель оснащает рабочее место специальным оборудованием, а также обеспечивает доступ такого работника в необходимые помещения.

Оборудование рабочего места производится в соответствии с правилами, утв. приказом Минтруда России от 19.11.2013 №685н и санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09

Перечисленные нормативные акты предполагают, что каждое рабочее место для инвалида будет оснащено с учетом его индивидуальных потребностей, выполняемых трудовых функций, ограничений здоровья.

Также работодатель может оказать работнику с ограниченными возможностями помощь в организации труда в рамках дистанционной работы или работы на дому. При этом перечня конкретных мероприятий, которые можно осуществить в ходе такой помощи, законе не определяет.

Надомник-инвалид в счет квоты

С точки зрения буквального прочтения закона прием в организацию инвалида, работающего на дому, не является исполнением квоты по трудоустройству инвалида. Это связано с отсутствием в законе четкой трактовки понятий «создание» и «выделение» рабочего места.

Создание рабочего места — это его формирование посредством установки специального оборудования , необходимого для осуществления работником трудовой функции. А выделение рабочего места — это указание его в виде вакансии в штатном расписании.

При этом закон не дает работодателю права оборудовать рабочее место у сотрудника на дому. Предполагается, что рабочее место будет располагаться именно на территории работодателя. Следовательно, заключение трудового договора о дистанционной работе или работе на дому в счет установленной для инвалида квоты грозит работодателю штрафами за несоблюдение квот.

Альтернатива соблюдения квот

В мае 2019 года Минтруд России обнародовал законопроект, который даст работодателю возможность не соблюдать квоты на трудоустройство инвалидов. Главная идея документа — представление работодателям права внести компенсационную выплату в специально организованный фонд содействия трудоустройству инвалидов вместо их реального трудоустройства.

Таким образом у организации, которая в силу специфики своей деятельности или по другим причинам не может принять на работу инвалида, появится дополнительная форма исполнения квоты.

Платеж в фонд будет ежемесячным. Деньги фонда будут расходоваться только в определенных направлениях. Планируется установить ежегодный мониторинг проведения эксперимента и по его итогам распространить новые порядок заполнения квот на прием на работу инвалидов на всю страну.

Начать реализацию эксперимента планируется в следующих регионах: Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская, Тверская области.

Одновременно Минтруд России собирается ужесточить административную ответственность за неисполнение обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой. Штрафовать станут и за необоснованный отказ инвалиду в трудоустройстве.

Штрафы за нарушение трудовых прав инвалидов

Работодатели обязаны информировать службу занятости о вакантных должностях. созданных для трудоустройства инвалидов. Неисполнение обязанности повлечет ответственность по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Штрафы взимаются в следующих размерах:

— от 1 000 до 5 000 руб. — для должностных лиц и ИП;
— от 30 000 до 50 000 — для юридических лиц.

Также работодатели несут административную ответственность по статье 19.7 КоАП РФ за непредставление в органы службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Штрафы по этой статье назначаются в размерах:

— от 300 до 500 рублей — для должностных лиц;
— от 3 000 до 5 000 — для организаций.

Такие же штрафы назначаются за непредставление в органы службы занятости информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector