1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Положение инвалидов в россии

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля 2009 г., 9 декабря 2010 г., 1, 19 июля, 6, 16, 30 ноября 2011 г., 10, 20 июля, 30 декабря 2012 г., 23 февраля, 7 мая, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 28 июня, 21 июля, 1 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 14, 29 декабря 2015 г., 19 декабря 2016 г., 7 марта, 1, 7 июня, 29 июля, 30 октября, 5, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 29 июля 2018 г., 18 июля, 2 декабря 2019 г., 24 апреля 2020 г.

Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

24 ноября 1995 года

Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ и закрепляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Положениями закона четко установлена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты инвалидов, определены основы финансирования реабилитационных мероприятий.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 2 декабря 1995 г. N 234, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4563

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 июля 2019 г. и с 1 июля 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 477-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июня 2017 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ)

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 183-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 124-ФЗ

Читать еще:  Надбавка за инвалидность 2 группы

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2011 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральным законом от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ настоящие изменения исключены с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ

Изменения, распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 июня 2001 г. N 74-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 мая 2000 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 5-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ

Изменения вступают в силу одновременно с вступлением в силу положений федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

0 комментариев

Положение инвалидов в России

Автор: Ядова Богдана Леонидовна

Получатель: Путин Владимир Владимирович

Я являюсь представителем инвалида по доверенности. Нам с инвалидом пришлось проходить медико-социальную экспертизу на протяжении двух лет в г. Ростове-на-Дону.

Приехали мы из Воронежской области со своим посыльным листом, выданной организацией, оказывающей помощь инвалиду. При обращении в психиатрическую больницу г. Шахты за адресом нахождения медико-социальной экспертизы и за записью на экспертизу у инвалида обманным путём были забраны все документы предназначенные на МСЭ и впоследствии в нарушении Правил признания лица инвалидом, врачами самостоятельно переданы во ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области».

После прохождения МСЭ нами из-за заниженной группы было подано заявление в суд. Из представленных суду документов экспертами мы увидели, что посыльный лист подменили на другой с изменённым диагнозом, половина документов, представленных инвалидом и указанных в приложении к заявлению исчезли. В акты внесены организации и диагнозы, которых инвалид не представлял и никогда в них не был, да и в реальной жизни их нет.

Суд прошел с полным нарушением, судья обманывала инвалида, освободила экспертов от уплаты госпошлины за ксерокопии и отсылала всё им бесплатно в организацию, хотя инвалид с мизерной пенсией тратился на проезд из другого города для получения этих же ксерокопий. Что можно сказать о прокуроре который присутствовал на процессе и обязан был смотреть за соблюдением законности, ни каких мер прокурорского реагирования не было, даже документы подлинные с синей печатью для прокурора не являлись доказательством правоты инвалида.

А решение вынесенное судом на законе, утратившем силу почти 7 лет назад — законно. В апелляционную инстанцию прокурор не явился, суд оставил решение в силе. И теперь мы имеем вступившее в законную силу решение суда на не существующем законе. Обратились в кассационную инстанцию — ответ всё законно. Обратились к председателю областного суда — нам даже не ответили, а заявление наше нам просто вернули с печатью суда.

Обратились в Областную прокуратуру г. Ростова-на-Дону – ответ всё законно. Год инвалид вынужден был получать пенсию на незаконном основании (так медико-социальная экспертиза прошла не по документам инвалида) по документам, которые предоставили эксперты в Пенсионный фонд. Инвалид поставил в известность Пенсионный фонд г. Шахты, что эксперты предоставили подложные данные и пенсия выплачивается не законно — ответ Пенсионный фонд не дал и ни каких мер не принял.

Значит, у нас в России можно получать пенсию хоть и на незаконных основаниях если здесь замешаны чиновники и чтоб они не пострадали лучше отчислять пенсию беря её от государства. Да вот кто возвращать её будет, инвалид который брал её чтобы выжить, и который у всех просил помощи в восстановлении его права или всё таки чиновник? Это наш один год освидетельствования, но у нас пришёл следующий год. На этот раз нам повезло посыльный не подменили, документы целы.

Да экспертам и не надо уже менять что — то, в Ростове они идут другим методом сейчас, чтоб поставить заниженную группу. Согласно Административному регламенту при прохождении медико-социальной экспертизы должна оказываться полная государственная услуга, но за два года нам так её и не оказали. За два года мы не смогли добиться, чтоб нам оказали услугу и оценили категорию жизнедеятельности в способности к обучению. Несмотря на представленный инвалидом диплом об окончании специальной (коррекционной) школы — интернат 8 вида (психиатрического профиля), который даёт ему право на 2 степень в категории жизнедеятельности в способности к обучению и согласно Классификаций и критериев даёт право на вторую группу и на большую социальную пенсию.

Читать еще:  Паспортизация объектов для инвалидов

Но Ростовские эксперты документы, которые дают право инвалиду на большую группу во внимание не берут и в нарушение закона, где они должны оценивать все степени нарушений категорий жизнедеятельности, нам оценили только три, другие отказались оценивать. Работу экспертов можно оценить и проверить если сравнить акты освидетельствования и ИПР, выдаваемую на руки инвалиду. Всё это нарушает права инвалидов и опять заниженная группа и не дополученная пенсия. Интересно, если нам не дают положенную законом группу и ставят заниженную, то куда идёт наша вторая группа и как ребёнку закончившему специальную (коррекционную) школу-интернат 8 вида получить положенную ему законном группу. Я, как представитель инвалида прошу помочь инвалиду, ввиду того, что и суды, и прокуратура Кировского района, и областная прокуратура г. Ростова-на-Дону отказали в помощи инвалиду. Представитель по доверенности: Ядова Богдана Леонидовна. 346518, пер. Дарвина, 34, г. Шахты, Ростовской области.

Количество инвалидов в России и размер ЕДВ

Инвалидами считаются люди с нарушениями здоровья, они есть в каждой стране. Обязанность государства – забота о них. Ведётся ежегодный подсчёт статистики инвалидности для обеспечения социальной поддержки и медицинской помощи. В зависимости от общего количества определяется социальная политика государства.

Категории

Есть несколько категорий инвалидности, в их основе лежат различные критерии. В России наиболее известны следующие виды, которые выделяют по степени утраты работоспособности:

  • 1 – полностью нетрудоспособные.
  • 2 – частично или временно нетрудоспособные.
  • 3 – трудоспособные в щадящих условиях труда.

Люди с 1 группой лишены возможности самообслуживания. Они зависят от окружающих и нуждаются в уходе. Передвижение возможно только с чужой помощью. Общение с окружающими затруднено, возможно отсутствие контроля поведения.

Лица 2 группы утратили возможность самообслуживания лишь частично: они могут передвигаться и выполнять определённые действия с помощью окружающих или используя специальные приспособления. Трудоспособность утрачена частично. Человек может выполнять некоторые работы, но нуждается в особых условиях.

Для 3 группы характерно самостоятельное обслуживание своих потребностей с помощью вспомогательных средств. Они передвигаются самостоятельно, но медленнее и на меньшие расстояния. Обучение возможно только по специальному режиму. Такие люди способны работать по профессиям, нетребующим квалификации и в меньшем объёме.

Болезни

Есть определённый перечень заболеваний, по которым ставится инвалидность в России в 2020 году:

  • Сахарный диабет.
  • Инфаркт.
  • Астма.
  • Эпилепсия.
  • Онкология.
  • Грыжа позвоночника.
  • Заболевания органов чувств.
  • ДЦП.
  • Гипертония.
  • При депрессии.
  • При замене тазобедренного сустава.
  • При псориазе.
  • Ампутация и др.

Список основных заболеваний для получения инвалидности в России не меняется уже на протяжении нескольких лет. Среди основных причин – общие заболевания и профессиональные увечья. Категория зависит от степени тяжести заболевания.

Официальные показатели

Отмечено, что с 2012 по 2020 количество инвалидов в России уменьшилось. Такие изменения связаны с улучшением качества медицины, условий труда и общего уровня жизни.

В статистике инвалидности по России на 2019 год отмечено, что больше всего со 2 категорией – около 50% от общего числа. 37% приходится на 3-ю и 12% на 1-ю. Эта статистика включает лица, которые состоят на учёте и получают пенсию.

По годам

С каждым годом количество уменьшается:

  • 2012 год – 13189000 человек.
  • 2014 год – 12946000 человек.
  • 2016 год – 12551000 человек.
  • 2018 год – 12111000 человек.
  • 2020 год – 11875000 человек.

Внутри групп возможно некоторое увеличение.

Например, в 2019 общее количество инвалидов 2 группы увеличилось по сравнению с 2018 годом. Однако снизилось число лиц, кому дали 1 группу инвалидности, и общая статистика отмечает положительные сдвиги.

По полу

Среди инвалидов женщины встречаются чаще. По данным на конец 2019 года мужчин в общем количестве – 5183000, женщин – 6765000. Важно отметить, что при этом в статистике детей инвалидов преобладает мужской пол. То же наблюдается у взрослых. Женщины вырываются вперёд только по количеству инвалидов среди старшего возраста.

По регионам

Статистика инвалидности показывает, что количество людей-инвалидов преобладает в Центральном федеральном округе, что связано с численностью населения. Наибольшее количество отмечено в Москве около 1009000 человек и Московской области 418000 человек, а также в Белгородской области 199000 человек и Воронежской 216000 человек.

Меньшее количество отмечено в Приволжском федеральном округе — 2189000 человек. Из них наибольшее число находится в Нижегородской области – это 285000 человек.

Далее идёт Северо-Западный федеральный округ — 1214000 человек, где главенствует Санкт-Петербург – 572000. Наименьшее количество на Дальнем Востоке – всего 499000 человек. А в Чукотском автономном округе всего 1638 лиц.

Детская инвалидность

Понятие «ребёнок-инвалид» относится к лицу до 18 лет, которое имеет ограничения жизнедеятельности. Численность детей-инвалидов, как и общее количество, с каждым годом становится меньше. По данным 2020 годам их число составляет 688000 человек. Из них 57% – это мальчики.

Важно отметить, что доля инвалидов с детства меньше, чем доля лиц с приобретённой степенью. Наибольшее количество детей-инвалидов находится в возрасте 8-14 лет. Среди основных причин детской инвалидности:

  • Психические заболевания и умственная отсталость – 30%.
  • Врождённые аномалии – 24%.
  • Нарушение функционирования эндокринной системы – 10%.
  • Неврология – 8%.
  • Нарушения двигательной функции – 5%.

Огромная доля социальной политики России направлена именно на разработку программ для адаптации детей и интеграцию их в общество. Специалисты отмечают, что доля их вовлеченности выше, чем доля тех, кто получает категорию в трудоспособном возрасте.

Труд и занятость

Определение категории влияет на трудоспособность граждан.

Для 1 группы характерна полная утрата трудоспособности. Физическое состояние не позволяет выполнять какие-либо работы, в том числе работы по дому. Даже выполнение собственных нужд невозможно. Это нерабочая группа, которая зафиксирована документально.

2 не способна выполнять какой-либо профессиональный труд, однако некоторые работодатели принимают на низкие ступени людей с нарушениями слуха или зрения. Некоторые разновидности удалённой работы доступны для людей с нарушением двигательных функций.

3 имеет только частичную трудоспособность. Такие люди могут работать с сокращённым рабочим днём или с полным, но не регулярно. Чаще всего получившие 3 группу занимаются трудом, которые требует низкую квалификацию.

Согласно статистике инвалидов в России по состоянию на 2020 год работающих 1655000 человек. Из них:

  • 1 группа – 40000.
  • 2 – 252000.
  • 3 – 1005000.

Общая доля работающих составляет 14,7%.

Жилищные условия

Российское законодательство предусматривает особую жилищную политику. Семьи могут расширить жилплощадь или переехать в дома, имеющие подходящие условия для проживания.

Крайне важно, чтобы жильё участвовало в программе реабилитации «Доступная среда» и было оборудовано всем необходимым: просторные лифты, пандусы, широкие входы и выходы и др. Инвалидам выделяют квартиры на первых этажах.

Ухаживающим семьям предусмотрен ряд жилищных льгот:

  • Скидка на оплату коммунальных услуг.
  • Скидки на услуги связи.
  • Бесплатный участок для ИЖС, садоводства или дачи.

Общее количество семей, состоящих на учёте на получение жилья, составляет 114380. Число получивших жильё или улучшивших жилищные условия составляет 3257 семей.

Социальная защита

Инвалиды имеют право на получение ежемесячных денежных компенсаций. Их сумма отличается для разных категорий граждан. Также предусмотрены социальные выплаты. Их выплачивают:

  • Пенсионный фонд РФ.
  • Органы исполнительной власти.

Пособия бывают трёх видов:

  • Страховые выплаты по инвалидности.
  • По государственному пенсионному обеспечению.
  • Социальные.

Социальная пенсия

Право на социальную пенсию с фиксированной суммой имеют все нетрудоспособные россияне. Пособие по инвалидности на 2020 год составляет:

  • 1 группа- 18909 рубль.
  • 2 группа — 15411 рубля, инвалиды с детства — 11618 рублей.
  • 3 группа — 13614 рубль.

Минимальная пенсия по инвалидности составляет 4491 рубль, однако коэффициент может повышаться в зависимости от региона.

С 1 августа 2020 года намечено повышение ЕДВ на 7%, как обещают российские чиновники.

Льготы

В зависимости от категории инвалиды имеют право на получение различных социальных льгот. К основным льготам относятся льготный или полностью бесплатный проезд, частичное или полностью бесплатное медицинское обслуживание, повышенные стипендии во время обучения.

Прогноз

Статистика предыдущих лет показала, что численность инвалидов уменьшается. Того же ждут от ближайшего будущего. Несмотря на ухудшение экологии, правительство регулярно принимает программы, направленные на улучшение медицины, условий труда и общего уровня жизни.

Читать еще:  Очередь на путевки для инвалидов в москве

Данные меры не могут изменить статистику кардинально, так как есть те, у кого уже существует инвалидность. Однако с каждым годом рождается всё меньше детей-инвалидов и меньшее количество получает степень в трудоспособном возрасте. Список болезней, при которых дают инвалидность и сколько всего групп инвалидности, остаётся прежним.

Как показывает статистика, показатель инвалидов в России составляет около 11 миллионов человек. Среди них наибольшее число приходится на женщин пенсионного возраста. В России такие категории граждан имеют право на денежные выплаты и социальные льготы. Структура инвалидности пока не меняется, но общее число с каждым годом становится меньше.

Эксперты КГИ предложили реформу системы господдержки инвалидов

Проблема людей с ограниченными возможностями напрямую касается 23% россиян — каждой пятой семьи в России. Из них 13% имеют в своем составе взрослого члена семьи — инвалида, 3% — ребенка-инвалида, а 8% опрошенных имеют один из диагнозов, связанных с ограниченными возможностями. Об этом говорится в докладе (есть у РБК) «Люди с ограниченными возможностями в XXI веке: новые возможности и перспективы» Комитета гражданских инициатив (КГИ), подготовленном при участии Левада-центра. Всего в нашей стране 8,4% населения официально имеют статус инвалидов, следует из данных Росстата «Положение инвалидов» за 2019 год.

Исследование Левада-центра и КГИ было направлено на изучение массового восприятия людей с ограниченными возможностями здоровья и касалось вопросов социализации, социальной дистанции, равенства и оценки качества жизни людей. Для исследования провели опрос жителей России 18 лет и старше 18–23 апреля 2019 года, объем выборки — 1625 человек.

Несмотря на то что с инвалидами в семье живут почти четверть россиян, одиночество — одна из самых распространенных проблем, с которой те сталкиваются. Согласно опросу, около 24% инвалидов живут одни. Как правило это вдовы и вдовцы старшего возраста, эта проблема актуальна для пожилых людей и без ограничений по здоровью.

Инвалидность во многом является возрастной проблемой. Две трети людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, старше 55 лет.

Одна из основных проблем, которая есть у людей с инвалидностью, — трудоустройство. По данным Росстата, за период с 2013 по 2018 год численность работающих инвалидов сократилось на 700 тыс. — с 2,34 млн до 1,64 млн. Всего в России 12,1 млн инвалидов. О малом количестве трудоустроенных инвалидов говорят и данные опроса. Только 4% людей работают или учатся в коллективе с инвалидами.

В Министерстве труда и соцзащиты не уточнили, почему уменьшилось количество работающих инвалидов, но сообщили РБК, что ведомство работает над пакетом документов, который должен повысить уровень занятости людей с ограниченными возможностями здоровья. «Проведение эксперимента с целью совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов в рамках пилотного проекта рассчитано на пять лет — с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года. «Пилотными» регионами выбраны Якутия, Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области. В рамках «пилота» предусмотрены средства на создание рабочих мест для инвалидов и их профессиональное обучение. Также министерство готовит поправки в КоАП, чтобы усилить ответственность работодателей за неисполнение квоты по приему на работу людей с ограниченными возможностями здоровья.

Материальные проблемы и неуважение

Одной из основных проблем инвалидов и их семей остается трудное материальное положение, замечают авторы доклада. По данным опроса Левада-центра, у 28% таких семей едва хватает денег на питание и одежду. Для сравнения, среди населения в целом таких семей 21%. Средний ежемесячный доход семьи, в которой есть люди с инвалидностью, составляет около 37 тыс. руб., а обычной семьи — 41 тыс. руб.

Об ущемлении прав, дискриминации, неуважительном отношении говорит каждый пятый респондент с ограничениями по здоровью. В обществе, делают вывод авторы исследования, эту проблему понимают, потому что ее назвала и одна пятая здоровых респондентов. «Однако степень погружения в жизнь людей, страдающих физическими или психическими ограничениями здоровья, сочувствие и готовность участвовать в решении таких проблем пока остается невыраженной и требует дальнейшего рассмотрения», — подчеркнули в КГИ.

По мнению авторов исследования, дистанцирование от инвалидов открыто не выражается, но косвенно проявляется в аргументации о необходимости раздельного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Готовность одобрить совместное обучение детей с разными физическими характеристиками выразили 46%, сегрегированное обучение в той или иной форме поддержали 48%. В то же время совместно работать с инвалидами готовы 68%, 25% респондентов считают необходимым создание раздельных рабочих мест. Авторы доклада связывают такое расхождение с тем, что забота о благополучии своих детей — одна из предельных ценностей в современном российском обществе. «Латентные предрассудки в данном случае быстрее выходят на поверхность», — отмечают эксперты КГИ.

При этом большинство респондентов на вопрос, какие чувства вызывают у них и среди их окружения люди с ограниченными физическими возможностями, инвалиды, дети с ДЦП, «колясочники» и другие категории граждан с проблемами здоровья, говорят о сочувствии им — своем (76%) и других (57%). «Эта первая реакция на человеческое страдание или невозможность вести полноценную личную и общественную жизнь чрезвычайно важна, она говорит о том, что в нашем обществе утвердилась норма гуманного отношения к другим, подобным себе, но лишенным целого ряда возможностей пользоваться теми благами, которые доступны здоровым людям». — считают эксперты КГИ.

Что нужно изменить

Четверть опрошенных россиян (24%) считают, что государство исполняет свои социальные обязательства перед инвалидами; почти столько же (23%) полагают, что власти практически ничего не делают в этом отношении. Но основная масса — почти половина опрошенных (48%) — склонна полагать, что «что-то делается, но этого явно недостаточно».

Система медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в стране нуждается в «радикальном реформировании», полагают в КГИ. Так, в комитете отмечают, что практикующие врачи по медико-социальной экспертизе не знают положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья и не умеют ее применять. Они руководствуются Международной классификацией болезней десятого пересмотра (1990 года). Из-за этого классификация и критерии установления инвалидности и оценки ограничений не в полной мере соответствуют международным подходам.

Директор московского Центра паллиативной помощи, учредитель фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер также полагает, что систему необходимо менять. «Система медико-социальной экспертизы и Фонда социального страхования совершенно себя изжила. Они работают и против системы социальной защиты, и против человека. Порой кажется, что в них все проблемы и упираются. Это, конечно, не так, но они вне системы. Они сами в себе и сами для себя. Они точно не для людей», — указала она.

Функции, которые выполняют учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ), дублируют функции других организаций социальной сферы, также указывают в КГИ. Так, МСЭ проводят обследования на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, но этим же занимается врачебная комиссия в лечебных учреждениях

Кроме того, уверены в КГИ, кадровая структура учреждений МСЭ не соответствует ее целям и задачам. В состав типового бюро медико-социальной экспертизы входят три врача, из которых только один — специалист по МСЭ. Следовательно, заключение принимается одним человеком, что зачастую необъективно.

Другие проблемы — записи специалистов для индивидуальных программ реабилитации носят формальный характер, доступность услуг МСЭ, сложная процедура обжалования экспертных решений МСЭ, коррупция в системе, неразвитый рынок помощи инвалидам, несоответствие пособий и необходимых расходов, которые возникают из-за проблем со здоровьем.

Эксперты КГИ делают вывод, что необходимо передать МСЭ из системы Минтруда в систему здравоохранения, создать на ее базе научно-практический центр по медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов, возложить функции по установлению инвалидности на врачебные комиссии, добавить в национальный проект «Здравоохранение» раздел, посвященный профилактике инвалидности.

В Минтруде не согласились с выводами КГИ, что систему необходимо менять. В ведомстве заявили РБК, что за последние пять лет был разработан ряд документов, «применение которых позволило значительно уменьшить субъективные оценки экспертов учреждений медико-социальной экспертизы при рассмотрении вопросов, связанных с установлением инвалидности, и повысить прозрачность и проверяемость принятых решений».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector