Права инвалидов в области трудоустройства
Трудоустройство инвалидов
6 минут Ксения Сорокина 115
Нередко люди с ограниченными возможностями и присвоенным статусом инвалида проявляют желание к трудовой деятельности. Официально по законодательству РФ только 3 группа считается рабочей, а 1 и 2 нетрудоспособными. Однако это не значит, что законы Российской Федерации ограничивают желание и возможность трудоустройства инвалидов с 1 и 2 степенью в ту или иную организацию. Тем более, что сегодня существует множество направлений деятельности, в которых физические возможности не имеют значения, а также есть большое количество вакансий для удаленной работы из дома.
Законодательная база
В первую очередь при трудоустройстве инвалидов нужно обратиться к ТК РФ (статья 64), где четко прописано, что любая организация не имеет права отказывать им в рабочем месте по следующим причинам:
- национальность/раса/оттенок кожи кандидата;
- возраст/пол будущего сотрудника;
- место жительство;
- другие причины, которые не связаны с трудовыми характеристиками кандидата.
Состояние здоровья относится как раз к последнему пункту, то есть при наличии необходимых знаний, умений и навыков для данного рабочего места, кандидат с инвалидностью считается таким же полноценным претендентом на место работы, как и другие люди.
Дополнительно для защиты интересов этой категории граждан создан федеральный закон №181 «О соцзащите инвалидов РФ», который гласит, что в различных организациях должна существовать определенная квота рабочих мест для занятости людей с ограниченными возможностями. От этих требований свободны лишь организации, непосредственно созданные инвалидами, а также небольшие компании с численностью сотрудников не более 35 человек или те, которые непосредственно связаны с инвалидными сообществами и объединениями.
Контролируют данные квоты региональные ЦЗН, через которые как инвалиды рабочей 3 степени, так и признанными нерабочими 1 и 2 группы, могут обратиться за направлением на работу на предприятии.
То есть, можно сказать, что занятость людей с ограниченными возможностями при достижении ими 18 лет проводится на общих основаниях. Помимо этого существует определенная квота для приема на работу инвалидов для социальной поддержки этой категории граждан.
Процесс и особенности трудоустройства
Несмотря на огромное количество свободных вакансий на бирже труда, работодатели на практике берут инвалидов, особенно с нетрудоспособными группами, крайне неохотно. В Москве насчитывают более 1 миллиона трудоспособных инвалидов, однако из них имеют места работы менее трети.
Поэтому на практике основная задача по трудоустройству инвалидов и расчет квоты ложится не на организации региона напрямую, а на рабочие места, предоставленные для них через Центры Занятости населения. Таким образом, если у инвалида возникли проблемы при самостоятельном поиске свободной вакансии, он может рассчитывать на предложенную ЦЗН работу по квоте.
Для того, чтобы встать на учет и получить возможность обучения и поиска дальнейшего варианта трудоустройства в Центре, необходимо подготовить ряд бумаг.
К ним относятся следующие документы:
- паспорт;
- диплом об образовании или школьный аттестат при отсутствии специального среднего или высшего образования;
- всевозможные сертификаты и документы, подтверждающие прохождение дополнительных курсов, семинаров и других обучающих мероприятий;
- трудовую книжку или иные сведения о предыдущих местах работы, если таковые были;
- ИНН;
- медицинский полис;
- СНИЛС;
- пенсионное удостоверение, справка или другой документ, подтверждающий прохождение медицинской экспертизы и присвоение статуса инвалидности.
Обычно уже в ходе первого приема в ЦЗН граждане получают консультацию и исчерпывающую информацию о перспективах дальнейшего трудоустройства, а также получают профессиональные рекомендации от сотрудников Центров о прохождении предоставляемых курсов переподготовки или получения дополнительного обучения в рамках государственной помощи для инвалидов.
Договор с инвалидом
Трудовой договор, заключаемый между работодателем и сотрудником с инвалидностью, строится на общих основаниях, однако имеет некоторые специфические особенности.
Например, для инвалидов 3 степени прописывается исключение возможности работы в опасных и вредных условиях труда и отсутствие большого количества командировок. Для инвалидов 1 и 2 группы дополнительно предполагается уменьшение количества рабочего времени до 35 часов в неделю, при этом их ежемесячная заработная плата остается неизменной. Также для работодателя становится невозможным вызов данного работника в праздничные и выходные дни.
Ежегодный отпуск для инвалидов рассчитывается по отдельным нормам (30 оплачиваемых дней и до 60 неоплачиваемых организацией, но идущих в стаж, отпускных дней в году). Испытательный срок людям с ограниченными возможностями предлагать не принято, они трудоустраиваются сразу с первого дня на общих условиях трудового договора.
Льготы для работодателей
При предоставлении места инвалиду в организации и заключении с ним трудового договора работодателю положены определенные льготы. Он направляет все положенные документы о занятой вакансии в ФСС и налоговую службу, после чего получает возможность послабления на налоговые взносы.
Однако на практике работодатели в один голос твердят о том, что предлагаемые государством налоговые льготы и уменьшение страховых взносов для них практически не ощутимы, значит, мотивацию организаций для приема на работу людей с ограниченными способностями нельзя назвать достаточной.
Если дополнительные меры по стимуляции работодателей в этой сфере не будут вводиться, то ситуация в стране не поменяется еще на протяжении долгого времени.
Более того, при принятии инвалида на работу на руководителя ложится обязанность по адаптации рабочего места для человека с ограниченными возможностями. После проведения этих мер и выполнения всех условий комфорта будущего сотрудника можно добиться от Минздрава финансовой помощи на данные мероприятия (от 30 до 50 тысяч рублей).
Для дополнительной защиты граждан с инвалидностью в 2019 году разработан законопроект, касающийся работодателей, которые по тем или иным причинам не предоставляют необходимое квотирование, а значит, по сути отказывают инвалидам в трудоустройстве. По данному проекту для них вводятся новые правила и компенсационные выплаты в Фонд Содействия Трудоустройству инвалидов, который по совместительству будет располагаться в нынешних ЦЗН. Рассчитывать конечную сумму выплат будут в каждом регионе по отдельности, пока озвучена только минимальная выплата – 7 800 рублей.
На сегодняшний день ситуация с трудоустройством инвалидов в РФ довольно спорная – с одной стороны, безработных граждан с ограниченными возможностями очень много, с другой стороны, работодатели не чувствуют мотивации и желания брать ответственность за таких особенных работников. В результате, несмотря на наличие квот на рабочие места для инвалидов и обязательства организаций перед государством на их занятость, на всей территории страны наблюдаются проблемы в данном направлении.
Статья 5.42. КоАП РФ. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости
Ст 5.42 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года
1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Комментарий к статье 5.42. КоАП РФ:
1. Цель настоящей статьи — административно-правовыми мерами обеспечить защиту конституционного права инвалидов на труд. Эта статья предусматривает два состава административных правонарушений.
2. Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения в области трудоустройства и занятости инвалидов. Отношения в данной области регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп.) и Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп.). Отдельные вопросы решаются нормативными правовыми актами Правительства РФ. Субъекты РФ в пределах своей компетенции также принимают законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся трудоустройства и занятости инвалидов.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1) определяет понятие «инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Правительством РФ. В целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации трудовых прав законодательством РФ инвалидам предоставляются дополнительные гарантии, способствующие повышению их конкурентоспособности на рынке труда (см. ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
3. Предметом посягательства административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является право инвалида на трудоустройство в пределах установленной квоты. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%).
Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
Механизм установления квоты в организациях определяется органами государственной власти субъектов РФ. В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.
4. Объективная сторона данного правонарушения заключается в действии — отказе работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, т.е. в невыполнении возложенной на него обязанности.
5. С субъективной стороны административное правонарушение по ч. 1 данной статьи характеризуется прямым умыслом.
6. Субъекты административного правонарушения — должностные лица (руководители организаций независимо от их организационно-правовых форм; иные должностные лица этих организаций, осуществляющие обязанности по приему на работу граждан).
7. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 данной статьи, посягает на право инвалида о признании его безработным. Общие нормы о порядке, условиях признания граждан безработными установлены Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Специальные положения о порядке и условиях признания инвалида безработным закреплены в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 25).
8. Порядок регистрации безработных граждан утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 30 сентября 2010 г. N 847н. Регистрация инвалида в качестве безработного осуществляется на основании решения государственного учреждения службы занятости населения о признании его безработным.
9. Объективную сторону рассматриваемого по ч. 2 данной статьи правонарушения составляет действие — необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного. При решении вопроса о квалификации отказа как необоснованного необходимо установить факт наличия или отсутствия у инвалида законных оснований для регистрации его безработным.
Субъектами административного правонарушения являются должностные лица. К ним относятся руководители государственных учреждений службы занятости населения, а также другие должностные лица этих учреждений, на которых возложены обязанности по регистрации граждан в качестве безработных.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
10. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов социальной защиты (п. 17 ч. 2 ст. 28.3).
Какие права предоставляются инвалидам при устройстве на работу
Трудоустройство людей с ограниченными возможностями является сейчас мировой проблемой. Компании неохотно принимают на работу инвалидов, т.к. им необходимо обустраивать место со специальным оборудованием, добавлять в зарплату трудовые льготы и др. Каждый, кто хочет трудоустроиться куда-либо, должен знать основные права инвалидов при трудоустройстве.
Что говорит закон
Закон России «О социальной защите инвалидов РФ» гласит:
- в коллективах, где состоит от 35 до 100 человек, лиц с инвалидностью должно быть не более, чем 3% (от 1 до 3 человек);
- если сотрудников от 100 и более, то количество людей с ограниченными возможностями может быть 4%, т.е. 4 души на 100 единиц работников;
- на место работы, где условия труда вредные либо слишком тяжелые, данный закон не распространяется, и на собеседовании предприниматель вынужден отказать инвалиду.
Количество инвалидов устанавливает сам хозяин компании, фирмы и т.д., опираясь на описанные выше нормы.
За нарушение закона предприниматель, который не принял на работу человека с проблемами со здоровьем, получит штраф от 5 до 10 тыс. руб. за несоблюдение обязанности работодателя, потому что нанимателю предоставлены льготы для трудоустройства таких людей — от 65 до 100 тыс. руб., а также дополнительно 500 тыс. руб. от центра занятости для создания нужной инфраструктуры.
Льготы для инвалидов 3 группы
Инвалиды, принадлежащие к III группе, — такие же работники, но просто с временно ограниченными возможностями.
Лишиться рабочего места можно при таких болезнях и осложнениях:
- усугубление ситуации после болезни (например, воспаление легких);
- незначительное повреждение, травма;
- обострение недомогания во время сезонной аллергии.
Нанимателям проще нанять инвалида III группы, чем II и I, потому что устанавливать специального оборудования нет смысла, тем более, человек полностью трудоспособный, а со временем болезнь или травма пройдет.
Особенности трудоустройства инвалидов 2 и 1 группы
Для инвалидов должна создаваться щадящая специальная трудовая обстановка. Они имеют право:
- на более длительный оплачиваемый отпуск по состоянию здоровья (не меньше 30 календарных дней);
- возможность взять неоплачиваемые отпускные дни (60 дней либо посменно);
- отказ предпринимателю в поездке в командировку;
- выполнение своих обязанностей только в дневное время (для работы в другое время нужно подписать согласие в медицинском заключении);
- отказ от работы, которая усугубит состояние здоровья или сделает текущее лечение невозможным.
Условия могут меняться в зависимости от места работы, должны оговариваться при приеме на работу.
Трудоустройство инвалидов в 2019 году: квотирование, взносы и штрафы
Квотирование рабочих мест для инвалидов
Квоты устанавливаются субъектами РФ. Региональные же власти устанавливают и особенности квотирования рабочих мест для инвалидов, а также возлагают на работодателей дополнительные обязанности. Например, московские компании обязаны встать на учет в центре занятости населения. Сделать это необходимо в течение 30 дней со дня государственной регистрации (постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП).
При этом региональные квоты не должны превышать предельные размеры квот, установленных в соответствии с федеральным законодательством. Так, для работодателей с численностью работников свыше 100 человек квота для приема на работу инвалидов может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности работников.
Для работодателей с численностью работников не менее 35 человек и не более 100 человек квота не может превышать 3% среднесписочной численности работников (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»).
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
- Квоты рабочих мест для инвалидов устанавливаются субъектами РФ.
- Региональные квоты не должны превышать предельные размеры квот, установленных в соответствии с федеральным законодательством.
- Для определения конкретного размера квоты работодателю следует обратиться к закону субъекта РФ, на территории которого осуществляет деятельность компания.
- Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Неисполнение данной обязанности повлечет штраф.
- Чтобы закрыть квоту, нужно организовать специальное рабочее место и заключить с инвалидом трудовой договор.
- Минтруд России подготовил законопроект, который даст работодателям возможность не соблюдать квоты на трудоустройство инвалидов. Главная идея документа – предоставление работодателям права внести компенсационную выплату в специально организованный фонд содействия трудоустройству инвалидов вместо их реального трудоустройства.
Среднесписочная численность для квоты рассчитывается без участия работников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Для определения конкретного размера квоты работодателю следует обратиться к закону субъекта РФ, на территории которого осуществляет деятельность компания.
Так, московская компания с числом сотрудников более 100 человек обязана выделить для трудоустройства инвалидов 2% рабочих мест (Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90). В Московской области квотируется 1% от общего количества рабочих мест при их численности от 35 до 100 и 2% при общем числе рабочих мест более 100 (Закон Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ).
Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации могут не соблюдать установленную для приема инвалидов квоту (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Как исполнить квоту
В настоящее время, чтобы закрыть квоту, нужно организовать специальное рабочее место и заключить с инвалидом трудовой договор. Кроме того, работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой (ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
При заключении трудового договора с лицом, для которого было выделено и организовано рабочее место, квота считается исполненной (пп. 1 п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90, п. 2 ст. 5 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ, п. 1 ст. 2.1 Закона Псковской области от 07.11.2012 № 1212-ОЗ).
Выделение рабочего места для инвалида предполагает создание и техническое оснащение специального места для нормальной работы инвалида.
Для этого с учетом физических показателей инвалида работодатель оснащает рабочее место специальным оборудованием, а также обеспечивает доступ такого работника в необходимые помещения (ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
Оборудование рабочего места производится в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н и санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09.
Перечисленные нормативные акты предполагают, что каждое рабочее место для инвалида будет оснащено с учетом его индивидуальных потребностей, выполняемых трудовых функций, ограничений здоровья.
Также работодатель может оказать работнику с ограниченными возможностями помощь в организации труда в рамках дистанционной работы или работы на дому. При этом перечня конкретных мероприятий, которые можно осуществить в ходе такой помощи, закон не определяет.
Надомник-инвалид в счет квоты
С точки зрения буквального прочтения закона прием в организацию инвалида, работающего на дому, не является исполнением квоты на трудоустройство инвалида. Это связано с отсутствием в законе четкой трактовки понятий: «создание» и «выделение» рабочего места.
Создание рабочего места – это его формирование посредством установки специального оборудования, необходимого для осуществления работником трудовой функции. А выделение рабочего места – это указание его в виде вакансии в штатном расписании.
При этом закон не дает работодателю права оборудовать рабочее место у сотрудника на дому. Предполагается, что рабочее место будет располагаться именно на территории работодателя.
Следовательно, заключение трудового договора о дистанционной работе или работе на дому в счет установленной для инвалидов квоты грозит работодателю штрафами за несоблюдение квот.
Альтернатива соблюдению квот
В мае 2019 года Минтруд России обнародовал законопроект, который даст работодателям возможность не соблюдать квоты на трудоустройство инвалидов. Главная идея документа – предоставление работодателям права внести компенсационную выплату в специально организованный фонд содействия трудоустройству инвалидов вместо их реального трудоустройства.
Таким образом, у организации, которая в силу специфики своей деятельности или по другим причинам не может принять на работу инвалида, появится дополнительная форма исполнения квоты.
Платеж в фонд будет ежемесячным. Деньги фонда будут расходоваться только в определенных направлениях. Планируется установить ежегодный мониторинг проведения эксперимента и по его итогам распространить новый порядок заполнения квот на прием на работу инвалидов на всю страну.
Начать реализацию эксперимента планируется в следующих регионах: Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская, Тверская области.
Одновременно Минтруд России собирается ужесточить административную ответственность за неисполнение обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой. Штрафовать станут и за необоснованный отказ инвалиду в трудоустройстве.
Штрафы за нарушение трудовых прав инвалидов
Работодатели обязаны информировать службу занятости о вакантных должностях, созданных для трудоустройства инвалидов. Неисполнение данной обязанности повлечет ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Штрафы взимаются в следующих размерах:
- от 1 000 до 5 000 рублей – для должностных лиц и ИП;
- от 30 000 до 50 000 рублей – для юридических лиц.
Также работодатели несут ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление в органы службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Штрафы по этой статье назначаются в размерах:
- от 300 до 500 рублей – для должностных лиц;
- от 3 000 до 5 000 рублей – для организаций.
Такие же штрафы назначаются за непредставление в органы службы занятости информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.