3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Права инвалидов в области трудоустройства

Трудоустройство инвалидов

6 минут Ксения Сорокина 115

Нередко люди с ограниченными возможностями и присвоенным статусом инвалида проявляют желание к трудовой деятельности. Официально по законодательству РФ только 3 группа считается рабочей, а 1 и 2 нетрудоспособными. Однако это не значит, что законы Российской Федерации ограничивают желание и возможность трудоустройства инвалидов с 1 и 2 степенью в ту или иную организацию. Тем более, что сегодня существует множество направлений деятельности, в которых физические возможности не имеют значения, а также есть большое количество вакансий для удаленной работы из дома.

Законодательная база

В первую очередь при трудоустройстве инвалидов нужно обратиться к ТК РФ (статья 64), где четко прописано, что любая организация не имеет права отказывать им в рабочем месте по следующим причинам:

  • национальность/раса/оттенок кожи кандидата;
  • возраст/пол будущего сотрудника;
  • место жительство;
  • другие причины, которые не связаны с трудовыми характеристиками кандидата.

Состояние здоровья относится как раз к последнему пункту, то есть при наличии необходимых знаний, умений и навыков для данного рабочего места, кандидат с инвалидностью считается таким же полноценным претендентом на место работы, как и другие люди.

Дополнительно для защиты интересов этой категории граждан создан федеральный закон №181 «О соцзащите инвалидов РФ», который гласит, что в различных организациях должна существовать определенная квота рабочих мест для занятости людей с ограниченными возможностями. От этих требований свободны лишь организации, непосредственно созданные инвалидами, а также небольшие компании с численностью сотрудников не более 35 человек или те, которые непосредственно связаны с инвалидными сообществами и объединениями.

Контролируют данные квоты региональные ЦЗН, через которые как инвалиды рабочей 3 степени, так и признанными нерабочими 1 и 2 группы, могут обратиться за направлением на работу на предприятии.

То есть, можно сказать, что занятость людей с ограниченными возможностями при достижении ими 18 лет проводится на общих основаниях. Помимо этого существует определенная квота для приема на работу инвалидов для социальной поддержки этой категории граждан.

Процесс и особенности трудоустройства

Несмотря на огромное количество свободных вакансий на бирже труда, работодатели на практике берут инвалидов, особенно с нетрудоспособными группами, крайне неохотно. В Москве насчитывают более 1 миллиона трудоспособных инвалидов, однако из них имеют места работы менее трети.

Поэтому на практике основная задача по трудоустройству инвалидов и расчет квоты ложится не на организации региона напрямую, а на рабочие места, предоставленные для них через Центры Занятости населения. Таким образом, если у инвалида возникли проблемы при самостоятельном поиске свободной вакансии, он может рассчитывать на предложенную ЦЗН работу по квоте.

Для того, чтобы встать на учет и получить возможность обучения и поиска дальнейшего варианта трудоустройства в Центре, необходимо подготовить ряд бумаг.

К ним относятся следующие документы:

  • паспорт;
  • диплом об образовании или школьный аттестат при отсутствии специального среднего или высшего образования;
  • всевозможные сертификаты и документы, подтверждающие прохождение дополнительных курсов, семинаров и других обучающих мероприятий;
  • трудовую книжку или иные сведения о предыдущих местах работы, если таковые были;
  • ИНН;
  • медицинский полис;
  • СНИЛС;
  • пенсионное удостоверение, справка или другой документ, подтверждающий прохождение медицинской экспертизы и присвоение статуса инвалидности.

Обычно уже в ходе первого приема в ЦЗН граждане получают консультацию и исчерпывающую информацию о перспективах дальнейшего трудоустройства, а также получают профессиональные рекомендации от сотрудников Центров о прохождении предоставляемых курсов переподготовки или получения дополнительного обучения в рамках государственной помощи для инвалидов.

Договор с инвалидом

Трудовой договор, заключаемый между работодателем и сотрудником с инвалидностью, строится на общих основаниях, однако имеет некоторые специфические особенности.

Например, для инвалидов 3 степени прописывается исключение возможности работы в опасных и вредных условиях труда и отсутствие большого количества командировок. Для инвалидов 1 и 2 группы дополнительно предполагается уменьшение количества рабочего времени до 35 часов в неделю, при этом их ежемесячная заработная плата остается неизменной. Также для работодателя становится невозможным вызов данного работника в праздничные и выходные дни.

Ежегодный отпуск для инвалидов рассчитывается по отдельным нормам (30 оплачиваемых дней и до 60 неоплачиваемых организацией, но идущих в стаж, отпускных дней в году). Испытательный срок людям с ограниченными возможностями предлагать не принято, они трудоустраиваются сразу с первого дня на общих условиях трудового договора.

Льготы для работодателей

При предоставлении места инвалиду в организации и заключении с ним трудового договора работодателю положены определенные льготы. Он направляет все положенные документы о занятой вакансии в ФСС и налоговую службу, после чего получает возможность послабления на налоговые взносы.

Однако на практике работодатели в один голос твердят о том, что предлагаемые государством налоговые льготы и уменьшение страховых взносов для них практически не ощутимы, значит, мотивацию организаций для приема на работу людей с ограниченными способностями нельзя назвать достаточной.

Если дополнительные меры по стимуляции работодателей в этой сфере не будут вводиться, то ситуация в стране не поменяется еще на протяжении долгого времени.

Более того, при принятии инвалида на работу на руководителя ложится обязанность по адаптации рабочего места для человека с ограниченными возможностями. После проведения этих мер и выполнения всех условий комфорта будущего сотрудника можно добиться от Минздрава финансовой помощи на данные мероприятия (от 30 до 50 тысяч рублей).

Читать еще:  Пандус переносной для инвалидов

Для дополнительной защиты граждан с инвалидностью в 2019 году разработан законопроект, касающийся работодателей, которые по тем или иным причинам не предоставляют необходимое квотирование, а значит, по сути отказывают инвалидам в трудоустройстве. По данному проекту для них вводятся новые правила и компенсационные выплаты в Фонд Содействия Трудоустройству инвалидов, который по совместительству будет располагаться в нынешних ЦЗН. Рассчитывать конечную сумму выплат будут в каждом регионе по отдельности, пока озвучена только минимальная выплата – 7 800 рублей.

На сегодняшний день ситуация с трудоустройством инвалидов в РФ довольно спорная – с одной стороны, безработных граждан с ограниченными возможностями очень много, с другой стороны, работодатели не чувствуют мотивации и желания брать ответственность за таких особенных работников. В результате, несмотря на наличие квот на рабочие места для инвалидов и обязательства организаций перед государством на их занятость, на всей территории страны наблюдаются проблемы в данном направлении.

Статья 5.42. КоАП РФ. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости

Ст 5.42 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Комментарий к статье 5.42. КоАП РФ:

1. Цель настоящей статьи — административно-правовыми мерами обеспечить защиту конституционного права инвалидов на труд. Эта статья предусматривает два состава административных правонарушений.

2. Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения в области трудоустройства и занятости инвалидов. Отношения в данной области регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп.) и Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп.). Отдельные вопросы решаются нормативными правовыми актами Правительства РФ. Субъекты РФ в пределах своей компетенции также принимают законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся трудоустройства и занятости инвалидов.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1) определяет понятие «инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Правительством РФ. В целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации трудовых прав законодательством РФ инвалидам предоставляются дополнительные гарантии, способствующие повышению их конкурентоспособности на рынке труда (см. ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

3. Предметом посягательства административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является право инвалида на трудоустройство в пределах установленной квоты. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Механизм установления квоты в организациях определяется органами государственной власти субъектов РФ. В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.

4. Объективная сторона данного правонарушения заключается в действии — отказе работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, т.е. в невыполнении возложенной на него обязанности.

5. С субъективной стороны административное правонарушение по ч. 1 данной статьи характеризуется прямым умыслом.

6. Субъекты административного правонарушения — должностные лица (руководители организаций независимо от их организационно-правовых форм; иные должностные лица этих организаций, осуществляющие обязанности по приему на работу граждан).

7. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 данной статьи, посягает на право инвалида о признании его безработным. Общие нормы о порядке, условиях признания граждан безработными установлены Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Специальные положения о порядке и условиях признания инвалида безработным закреплены в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 25).

8. Порядок регистрации безработных граждан утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 30 сентября 2010 г. N 847н. Регистрация инвалида в качестве безработного осуществляется на основании решения государственного учреждения службы занятости населения о признании его безработным.

9. Объективную сторону рассматриваемого по ч. 2 данной статьи правонарушения составляет действие — необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного. При решении вопроса о квалификации отказа как необоснованного необходимо установить факт наличия или отсутствия у инвалида законных оснований для регистрации его безработным.

Читать еще:  Приспособление для ванной для инвалидов

Субъектами административного правонарушения являются должностные лица. К ним относятся руководители государственных учреждений службы занятости населения, а также другие должностные лица этих учреждений, на которых возложены обязанности по регистрации граждан в качестве безработных.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

10. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов социальной защиты (п. 17 ч. 2 ст. 28.3).

Какие права предоставляются инвалидам при устройстве на работу

Трудоустройство людей с ограниченными возможностями является сейчас мировой проблемой. Компании неохотно принимают на работу инвалидов, т.к. им необходимо обустраивать место со специальным оборудованием, добавлять в зарплату трудовые льготы и др. Каждый, кто хочет трудоустроиться куда-либо, должен знать основные права инвалидов при трудоустройстве.

Что говорит закон

Закон России «О социальной защите инвалидов РФ» гласит:

  • в коллективах, где состоит от 35 до 100 человек, лиц с инвалидностью должно быть не более, чем 3% (от 1 до 3 человек);
  • если сотрудников от 100 и более, то количество людей с ограниченными возможностями может быть 4%, т.е. 4 души на 100 единиц работников;
  • на место работы, где условия труда вредные либо слишком тяжелые, данный закон не распространяется, и на собеседовании предприниматель вынужден отказать инвалиду.

Количество инвалидов устанавливает сам хозяин компании, фирмы и т.д., опираясь на описанные выше нормы.

За нарушение закона предприниматель, который не принял на работу человека с проблемами со здоровьем, получит штраф от 5 до 10 тыс. руб. за несоблюдение обязанности работодателя, потому что нанимателю предоставлены льготы для трудоустройства таких людей — от 65 до 100 тыс. руб., а также дополнительно 500 тыс. руб. от центра занятости для создания нужной инфраструктуры.

Льготы для инвалидов 3 группы

Инвалиды, принадлежащие к III группе, — такие же работники, но просто с временно ограниченными возможностями.

Лишиться рабочего места можно при таких болезнях и осложнениях:

  • усугубление ситуации после болезни (например, воспаление легких);
  • незначительное повреждение, травма;
  • обострение недомогания во время сезонной аллергии.

Нанимателям проще нанять инвалида III группы, чем II и I, потому что устанавливать специального оборудования нет смысла, тем более, человек полностью трудоспособный, а со временем болезнь или травма пройдет.

Особенности трудоустройства инвалидов 2 и 1 группы

Для инвалидов должна создаваться щадящая специальная трудовая обстановка. Они имеют право:

  • на более длительный оплачиваемый отпуск по состоянию здоровья (не меньше 30 календарных дней);
  • возможность взять неоплачиваемые отпускные дни (60 дней либо посменно);
  • отказ предпринимателю в поездке в командировку;
  • выполнение своих обязанностей только в дневное время (для работы в другое время нужно подписать согласие в медицинском заключении);
  • отказ от работы, которая усугубит состояние здоровья или сделает текущее лечение невозможным.

Условия могут меняться в зависимости от места работы, должны оговариваться при приеме на работу.

Трудоустройство инвалидов в 2019 году: квотирование, взносы и штрафы

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Квоты устанавливаются субъектами РФ. Региональные же власти устанавливают и особенности квотирования рабочих мест для инвалидов, а также возлагают на работодателей дополнительные обязанности. Например, московские компании обязаны встать на учет в центре занятости населения. Сделать это необходимо в течение 30 дней со дня государственной регистрации (постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП).

При этом региональные квоты не должны превышать предельные размеры квот, установленных в соответствии с федеральным законодательством. Так, для работодателей с численностью работников свыше 100 человек квота для приема на работу инвалидов может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

Для работодателей с численностью работников не менее 35 человек и не более 100 человек квота не может превышать 3% среднесписочной численности работников (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»).

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

  1. Квоты рабочих мест для инвалидов устанавливаются субъектами РФ.
  2. Региональные квоты не должны превышать предельные размеры квот, установленных в соответствии с федеральным законодательством.
  3. Для определения конкретного размера квоты работодателю следует обратиться к закону субъекта РФ, на территории которого осуществляет деятельность компания.
  4. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Неисполнение данной обязанности повлечет штраф.
  5. Чтобы закрыть квоту, нужно организовать специальное рабочее место и заключить с инвалидом трудовой договор.
  6. Минтруд России подготовил законопроект, который даст работодателям возможность не соблюдать квоты на трудоустройство инвалидов. Главная идея документа – предоставление работодателям права внести компенсационную выплату в специально организованный фонд содействия трудоустройству инвалидов вместо их реального трудоустройства.

Среднесписочная численность для квоты рассчитывается без участия работников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Читать еще:  Оформление опекунства над инвалидом 1 группы

Для определения конкретного размера квоты работодателю следует обратиться к закону субъекта РФ, на территории которого осуществляет деятельность компания.

Так, московская компания с числом сотрудников более 100 человек обязана выделить для трудоустройства инвалидов 2% рабочих мест (Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90). В Московской области квотируется 1% от общего количества рабочих мест при их численности от 35 до 100 и 2% при общем числе рабочих мест более 100 (Закон Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации могут не соблюдать установленную для приема инвалидов квоту (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Как исполнить квоту

В настоящее время, чтобы закрыть квоту, нужно организовать специальное рабочее место и заключить с инвалидом трудовой договор. Кроме того, работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой (ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

При заключении трудового договора с лицом, для которого было выделено и организовано рабочее место, квота считается исполненной (пп. 1 п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90, п. 2 ст. 5 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ, п. 1 ст. 2.1 Закона Псковской области от 07.11.2012 № 1212-ОЗ).

Выделение рабочего места для инвалида предполагает создание и техническое оснащение специального места для нормальной работы инвалида.

Для этого с учетом физических показателей инвалида работодатель оснащает рабочее место специальным оборудованием, а также обеспечивает доступ такого работника в необходимые помещения (ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Оборудование рабочего места производится в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н и санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09.

Перечисленные нормативные акты предполагают, что каждое рабочее место для инвалида будет оснащено с учетом его индивидуальных потребностей, выполняемых трудовых функций, ограничений здоровья.

Также работодатель может оказать работнику с ограниченными возможностями помощь в организации труда в рамках дистанционной работы или работы на дому. При этом перечня конкретных мероприятий, которые можно осуществить в ходе такой помощи, закон не определяет.

Надомник-инвалид в счет квоты

С точки зрения буквального прочтения закона прием в организацию инвалида, работающего на дому, не является исполнением квоты на трудоустройство инвалида. Это связано с отсутствием в законе четкой трактовки понятий: «создание» и «выделение» рабочего места.

Создание рабочего места – это его формирование посредством установки специального оборудования, необходимого для осуществления работником трудовой функции. А выделение рабочего места – это указание его в виде вакансии в штатном расписании.

При этом закон не дает работодателю права оборудовать рабочее место у сотрудника на дому. Предполагается, что рабочее место будет располагаться именно на территории работодателя.

Следовательно, заключение трудового договора о дистанционной работе или работе на дому в счет установленной для инвалидов квоты грозит работодателю штрафами за несоблюдение квот.

Альтернатива соблюдению квот

В мае 2019 года Минтруд России обнародовал законопроект, который даст работодателям возможность не соблюдать квоты на трудоустройство инвалидов. Главная идея документа – предоставление работодателям права внести компенсационную выплату в специально организованный фонд содействия трудоустройству инвалидов вместо их реального трудоустройства.

Таким образом, у организации, которая в силу специфики своей деятельности или по другим причинам не может принять на работу инвалида, появится дополнительная форма исполнения квоты.

Платеж в фонд будет ежемесячным. Деньги фонда будут расходоваться только в определенных направлениях. Планируется установить ежегодный мониторинг проведения эксперимента и по его итогам распространить новый порядок заполнения квот на прием на работу инвалидов на всю страну.

Начать реализацию эксперимента планируется в следующих регионах: Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская, Тверская области.

Одновременно Минтруд России собирается ужесточить административную ответственность за неисполнение обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой. Штрафовать станут и за необоснованный отказ инвалиду в трудоустройстве.

Штрафы за нарушение трудовых прав инвалидов

Работодатели обязаны информировать службу занятости о вакантных должностях, созданных для трудоустройства инвалидов. Неисполнение данной обязанности повлечет ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Штрафы взимаются в следующих размерах:

  • от 1 000 до 5 000 рублей – для должностных лиц и ИП;
  • от 30 000 до 50 000 рублей – для юридических лиц.

Также работодатели несут ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление в органы службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Штрафы по этой статье назначаются в размерах:

  • от 300 до 500 рублей – для должностных лиц;
  • от 3 000 до 5 000 рублей – для организаций.

Такие же штрафы назначаются за непредставление в органы службы занятости информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector