6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Презентация социальная адаптация инвалидов

Презентация на тему «Проблемы социальной адаптации родителей, воспитывающих ребёнка-инвалида»

Презентация на тему: «Проблемы социальной адаптации родителей, воспитывающих ребёнка-инвалида». Автор: psiholog. Файл: «Проблемы социальной адаптации родителей, воспитывающих ребёнка-инвалида.pptx». Размер zip-архива: 986 КБ.

Проблемы социальной адаптации родителей, воспитывающих ребёнка-инвалида

Проблемы социальной адаптации родителей, воспитывающих

Дети-инвалиды: статистика

2 млн. (8%) – количество детей с ОВЗ, проживающих в РФ 700 тыс. чел. — численность детей-инвалидов в России ; 78 % из них проживают в настоящее время в семьях; 80% от общего числа детей с отклонениями в развитии получают образование в общеобразовательных учреждениях

Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида: факты

Семья, в которой родился ребёнок с тяжёлыми нарушениями развития, находится в условиях психотравматической ситуации и хронического стресса; сообщение о неполноценности ребёнка вызывает у 66% матерей, острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства; 32% семей с умственно отсталым ребёнком распались из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение больного ребёнка; воздействие хронического стресса вызывает депрессию, тревожность, раздражительность, эмоциональное истощение и низкую самооценку у матери; отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, проводя больше времени на работе, тем не менее и они переживают чувство вины, хотя и не говорят об этом так явно как матери

Характер семейных отношений в семьях, воспитывающих ребёнка-инвалида

Уровни проявления родительских проблем, связанных с рождением

Психологический уровень Рождение ребёнка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребёнка «не такого как у всех», является причиной сильного стресса, который носит длительный и постоянный характер и оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей. Социальный уровень. Семья, воспитывающая ребёнка с отклонениями в развитии становится малообщительной, избирательной в контактах. Матери больных детей оставляют работу, чтобы ухаживать за ребёнком. Рождение больного ребёнка деформирует взаимоотношения между родителями. В 32% случаев браки распадаются. Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери «особого» ребёнка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.

Основные фазы психологического состояния родителей, когда в семье

появляется «особый» ребёнок:

1-я фаза – шок, растерянность, беспомощность, страх, возникновение чувства собственной неполноценности 2-я фаза – «неадекватное» отношение к дефекту ребёнка, характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией 3-я фаза – «частичное осознание дефекта ребёнка», сопровождаемое чувством хронической печали; депрессивное состояние вследствие постоянной зависимости родителей от потребностей ребёнка, отсутствием у него положительных изменений в развитии 4-я фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванного принятием дефекта; установление адекватных отношений со специалистами и выполнение их рекомендаций

Типология родителей, воспитывающих «особого» ребёнка

I группа – родители авторитарного типа: Родители с активной жизненной позицией, импульсивные, отличающиеся нетерпимостью, склонностью к риску, с высоким уровнем притязаний. Отказываются принимать ситуацию, связанную с появлением на свет больного ребенка как трагическую; принимают дефект ребёнка и стремятся преодолевать проблемы. Направляют свои усилия на поиски лучших специалистов, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своём пути и уверены в том, что когда-либо с их ребёнком может произойти чудо. В стрессовых ситуациях ведут себя активно, в их высказываниях звучит активный протест против неразрешимости самой ситуации. С течением времени их силы не иссякают. Склонны к участию в ссорах и скандалах, в противопоставлении себя социальной среде («Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним» ) Их могут раздражать недостатки ребёнка, в результате чего к больным детям может проявляться необоснованная жестокость (окрик, физическое наказание).

Типология родителей, воспитывающих «особого» ребёнка

II группа – родители невротичного типа: Свойственна пассивная личностная позиция («Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!») У них не формируется способность к принятию проблемы ребёнка и не развивается стремление к её преодолению. В плане воспитания эти родители часто проявляют несостоятельность. В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. Родители невротичного типа недостаточно критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты развития за действительные. Прожитая жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье «особого» малыша, а будущее ребёнка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

Типология родителей, воспитывающих «особого» ребёнка

III группа – родители психосоматического типа : Самая многочисленная категория родителей. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия). Проблема ребёнка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. У них отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Для этих родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребёнка». Все усилия направляются на оказание ему помощи. Психосоматичные родители активно включаются в жизнь своего ребёнка: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребёнка.

Проблемы социальной адаптации семей, воспитывающих ребёнка-инвалида

в обществе недостаточно сформировано отношение к инвалиду как к гражданину, в большей степени о нем говорится как о «медицинском» субъекте; отсутствует система ранней профилактической и информационной помощи родителям. Родители выиграют во времени, если будут иметь возможность как можно раньше принять это известие, узнать необходимую информацию, познакомиться с семьями, столкнувшимися со сходными проблемами; неполноценная система информирования родителей — как правило, врачи предоставляют скудную и предвзятую информацию о «бесперспективности» ребенка с патологией и не сообщают, какие достижения может иметь этот ребёнок при заботливом воспитании дома; проблемы неполной семьи — 50% родителей развелись по причине рождения ребенка-инвалида; мать не имеет перспективы вторичного замужества; отсутствие системы поддержки на ранних этапах. Родительские ассоциации, неправительственные организации начинают подключаться к этой проблеме лишь по прошествии определенного времени, когда в семье уже нарушена психологическая стабильность.

Виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей

Информирование: специалисты предоставляют семье информацию о закономерностях и особенностях развития ребёнка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребёнок, о вопросах воспитания и обучения такого ребёнка и т.Д.; Индивидуальное консультирование: практическая помощь родителям в поиске решений в проблемных ситуациях, в налаживании конструктивных отношений со своим ребёнком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивание их из «информационного вакуума», прогнозирование возможностей развития и обучения ребёнка; семейное консультирование: специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением «особого» ребёнка; индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребёнка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям; групповая работа: организация работы родительских и детско-родительских групп, в которых участникам предоставляется возможность поделиться собственным опытом и узнать об опыте других

Основные пути психолого-педагогической помощи и поддержки семье

Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизирующий фактор Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьёй работает команда специалистов, нацеленных на общий результат.

Презентация «Социальная адаптация обучающихся ОВЗ и инвалидов в общежитии»
презентация к уроку

Воспитывать толерантность личности. Воспитывать у обучающихся способности принимать человека и окружающих людей такими какими они есть с их недостатками, привычками.

Скачать:

СлайдТекст
1
ВложениеРазмер
prezentatsiya_ovz_i_invalidov.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Автомобильно-технический колледж» Тема: «Социальная адаптация обучающихся ОВЗ и инвалидов в общежитии» воспитатель ОСТАПЕНКО ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

:Цели Обучающая осознавать собственные действия, примеры, научить воспитанников, осмысливать и способы деятельности умение владеть собой сложных жизненных ситуациях , самодисциплиной, самоконтролем научить высказывать свое мнение в не конфликтной форме

Развивающая развивать у обучающихся чувство взаимопонимания, терпимости к друг другу формировать характер нравственных переживаний связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд.

Воспитательная : воспитание толерантной личности воспитание у обучающихся способности принимать человека и окружающих людей такими, какими они есть : с их недостатками, привычками, взглядами на жизнь, не пытаясь их переделать и «подстраивать» под себя.

Задачи: выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на эмпатию и толерантность; воспитание у обучающихся умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе. развивать способности предупреждения конфликтов ненасильственными методами. Принимать человека таким, какой он есть, уважать права другого человека Выслушивать чужое мнение Способность поставить себя на место другого Уважать человеческое достоинство

На современном этапе развития системы образования повысилось внимание к проблемам воспитания молодежи. Сегодня в изменяющихся социально-экономических условиях важно активизировать поиск эффективных путей социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обучающиеся такой категории составляют особую социальную группу, испытывая значительные затруднение в организации своей учебной, коммуникативной деятельности.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной деятельности.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению программ дополнительного образования вне специальных условий обучения и воспитания. Группа учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития .

Самым главным приоритетом в работе с такими обучающимися является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. У большинства обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе.

Здесь каждый обучающийся сталкивается с определенными рисками социализации, а особенно о с ОВЗ, обучающиеся которые попали в новую социальную микросреду, определяющую перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоления трудностей и противоречий процесса адаптации к новым социально-бытовым условиям.

. Бесспорно, в общежитии процесс социализации происходит быстрее и интенсивнее, чем за его пределами. Но всем следует обратить особое внимание на негативные стороны социализации молодежи в общежитии. Общежитие берёт на себя не малую ответственность при таком сложном, и очень важном процессе.

Работа в общежитии с данной категорией обучающихся основывается на принципах инклюзивного образования: 1. Ценность от его спосчеловека не зависит обностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Главной задачей воспитательной работы со студентами с ОВЗ является реализация индивидуальных и творческих интересов личности, активизация самостоятельности студентов с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе, формирование устойчивого интереса к выбранной профессии, формирование ценностного отношения к выбранной профессии, формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству.

Формы работы: Беседы к знаменательным датам. Индивидуальные беседы. Групповые беседы по конфликтологии . Игровые и конкурсные программы.

Обучающиеся проводят время в комнате отдыха, в комнате самоподготовке

Принимают участие в конкурсах международных, краевых, региональных.Награждаются грамотами и дипломами за участие

«Живи с другими людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями». «Пифагор» Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация — привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем .

Данной программой можно воспользоваться классным руководителям первого, пятого, десятого классов при переходе на следующую ступень обучения.

Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что вып.

Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается ра.

Период адаптации первоклассников.

Проект по теме «Языковая и социокультурная адаптация обучающихся из семей иностранных граждан и трудовых мигрантов».

В начале каждого учебного года учитель-логопед проводит диагностическое обследование среди обучающихся классов с ОВЗ.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемДмитрий Евсеичев

Похожие презентации

Презентация на тему: » ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА.» — Транскрипт:

1 ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА

2 2 млн. (8%) – количество детей с ОВЗ, проживающих в РФ 700 тыс. чел. — численность детей- инвалидов в России ; 78 % из них проживают в настоящее время в семьях; 80% от общего числа детей с отклонениями в развитии получают образование в общеобразовательных учреждениях ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ: СТАТИСТИКА

3 Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида: факты семья, в которой родился ребёнок с тяжёлыми нарушениями развития, находится в условиях психотравматической ситуации и хронического стресса; сообщение о неполноценности ребёнка вызывает у 66% матерей, острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства; 32% семей с умственно отсталым ребёнком распались из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение больного ребёнка; воздействие хронического стресса вызывает депрессию, тревожность, раздражительность, эмоциональное истощение и низкую самооценку у матери; отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, проводя больше времени на работе, тем не менее и они переживают чувство вины, хотя и не говорят об этом так явно как матери

4 Характер семейных отношений в семьях, воспитывающих ребёнка-инвалида

5 Уровни проявления родительских проблем, связанных с рождением ребёнка-инвалида: Психологический уровень Рождение ребёнка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребёнка «не такого как у всех», является причиной сильного стресса, который носит длительный и постоянный характер и оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей. Социальный уровень. Семья, воспитывающая ребёнка с отклонениями в развитии становится малообщительной, избирательной в контактах. Матери больных детей оставляют работу, чтобы ухаживать за ребёнком. Рождение больного ребёнка деформирует взаимоотношения между родителями. В 32% случаев браки распадаются. Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери «особого» ребёнка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.

6 Основные фазы психологического состояния родителей, когда в семье появляется «особый» ребёнок: 1-я фаза – шок, растерянность, беспомощность, страх, возникновение чувства собственной неполноценности 2-я фаза – «неадекватное» отношение к дефекту ребёнка, характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией 3-я фаза – «частичное осознание дефекта ребёнка», сопровождаемое чувством хронической печали; депрессивное состояние вследствие постоянной зависимости родителей от потребностей ребёнка, отсутствием у него положительных изменений в развитии 4-я фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванного принятием дефекта; установление адекватных отношений со специалистами и выполнение их рекомендаций

7 Типология родителей, воспитывающих «особого» ребёнка I группа – родители авторитарного типа: Родители с активной жизненной позицией, импульсивные, отличающиеся нетерпимостью, склонностью к риску, с высоким уровнем притязаний. Отказываются принимать ситуацию, связанную с появлением на свет больного ребенка как трагическую; принимают дефект ребёнка и стремятся преодолевать проблемы. Направляют свои усилия на поиски лучших специалистов, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своём пути и уверены в том, что когда-либо с их ребёнком может произойти чудо. В стрессовых ситуациях ведут себя активно, в их высказываниях звучит активный протест против неразрешимости самой ситуации. С течением времени их силы не иссякают. Склонны к участию в ссорах и скандалах, в противопоставлении себя социальной среде («Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним» ) Их могут раздражать недостатки ребёнка, в результате чего к больным детям может проявляться необоснованная жестокость (окрик, физическое наказание).

8 Типология родителей, воспитывающих «особого» ребёнка II группа – родители невротичного типа: Свойственна пассивная личностная позиция («Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!») У них не формируется способность к принятию проблемы ребёнка и не развивается стремление к её преодолению. В плане воспитания эти родители часто проявляют несостоятельность. В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. Родители невротичного типа недостаточно критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты развития за действительные. Прожитая жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье «особого» малыша, а будущее ребёнка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

9 Типология родителей, воспитывающих «особого» ребёнка I I I группа – родители психосоматического типа : Самая многочисленная категория родителей. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия). Проблема ребёнка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. У них отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Для этих родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребёнка». Все усилия направляются на оказание ему помощи. Психосоматичные родители активно включаются в жизнь своего ребёнка: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребёнка.

10 в обществе недостаточно сформировано отношение к инвалиду как к гражданину, в большей степени о нем говорится как о «медицинском» субъекте; отсутствует система ранней профилактической и информационной помощи родителям. Родители выиграют во времени, если будут иметь возможность как можно раньше принять это известие, узнать необходимую информацию, познакомиться с семьями, столкнувшимися со сходными проблемами; неполноценная система информирования родителей — как правило, врачи предоставляют скудную и предвзятую информацию о «бесперспективности» ребенка с патологией и не сообщают, какие достижения может иметь этот ребёнок при заботливом воспитании дома; проблемы неполной семьи — 50% родителей развелись по причине рождения ребенка-инвалида; мать не имеет перспективы вторичного замужества; отсутствие системы поддержки на ранних этапах. Родительские ассоциации, неправительственные организации начинают подключаться к этой проблеме лишь по прошествии определенного времени, когда в семье уже нарушена психологическая стабильность. Проблемы социальной адаптации семей, воспитывающих ребёнка-инвалида

11 Виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка-инвалида: информирование: специалисты предоставляют семье информацию о закономерностях и особенностях развития ребёнка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребёнок, о вопросах воспитания и обучения такого ребёнка и т.д.; индивидуальное консультирование: практическая помощь родителям в поиске решений в проблемных ситуациях, в налаживании конструктивных отношений со своим ребёнком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивание их из «информационного вакуума», прогнозирование возможностей развития и обучения ребёнка; семейное консультирование : специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением «особого» ребёнка; индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребёнка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям; групповая работа: организация работы родительских и детско-родительских групп, в которых участникам предоставляется возможность поделиться собственным опытом и узнать об опыте других

12 Основные пути психолого-педагогической помощи и поддержки семье Помощь ребёнку с ОВЗ эффективна в том случае, если она адресована именно к нему, а не к абстрактной единице, если в основе помощи положены личные, человеческие отношения. Сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, предполагает ориентацию на идею ведения, нахождения рядом («аккомпанемента»), в противовес жёсткому директивному ведению и «конвоированию». Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизирующий фактор Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьёй работает команда специалистов, нацеленных на общий результат.

15 «Что для тебя радость, то для меня счастье»

Презентация «Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в школе»

Описание разработки

В России проживает свыше 142 мл человек, 25% составляют дети до 18 лет. При этом число детей с различными нарушениями интеллектуального и физического развития достигает 1,5 млн человек, около 600 000 из них – дети–инвалиды. И лишь незначительная часть этих детей (около 5%) содержатся в интернатных учреждениях, но основная часть детей-инвалидов воспитываются в семьях.

Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют в активном участии и развитии социума.

Инвалидность – это значительное ограничение жизнедеятельности ребенка, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения его развития, способностей к самообслуживанию, развитию творчества, к передвижению, ориентации, обучению, трудовой деятельности, контролю за своим поведением, пониженной самооценке.

Содержимое разработки

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в школе

Учитель начальных классов

В России проживает свыше 142 мл человек, 25% составляют дети до 18 лет. При этом число детей с различными нарушениями интеллектуального и физического развития достигает 1,5 млн человек, около 600 000 из них – дети–инвалиды. И лишь незначительная часть этих детей (около 5%) содержатся в интернатных учреждениях, но основная часть детей-инвалидов воспитываются в семьях.

Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют в активном участии и развитии социума.

Инвалидность – это значительное ограничение жизнедеятельности ребенка, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения его развития, способностей к самообслуживанию, развитию творчества, к передвижению, ориентации, обучению, трудовой деятельности, контролю за своим поведением, пониженной самооценке.

Цель : нейтрализация защитных механизмов, повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьях для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в обществе

  • Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;
  • Формирование адекватной самооценки ребенка;
  • Снижение значимости травмирующего фактора;
  • Развитие волевой регуляции поведения;
  • Обучение детей снятию напряжения

I Этап. Первичная диагностика детей.

II Этап . Составление плана работы с детьми и их семьями.

III Этап. Непосредственная работа с детьми и их семьями.

IV Этап. Итоговая диагностика. Анализ достижения цели.

  • Беседы и анкетирование, тестирование семьи ребенка.
  • Консультации: коллективные и индивидуальные, оперативные и плановые.
  • Проведение конкурсов и развлечений, тренингов совместно с родителями.
  • Индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Преимущества метода групповой работы (К. Рудестам):

  • Групповой опыт помогает решению межличностных проблем. Человек избегает замыкания в себе со своими трудностями, обнаруживает, что и другие переживают сходное чувство.
  • Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безответную обратную связь. В группе отлично понимают почти то же самое.
  • В группе человек может обучиться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений, «применять» новые модели поведения, научиться по-новому, относиться к себе и другим людям.
  • Метод групповой работы облегчает процесс самораскрытия, самоисследования и самопознания, что позволяет понять себя (и других) и повысить уверенность в себе.
  • Беличева С.А. – Социально-педагогическое диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних.- Ростов на Дону.-2013
  • Беличева С.А. – Медико-социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями и социально-психологическая поддержка их семей.-М.-2005
  • Костина Л.М. – Игровая терапия с тревожными детьми. – 2005.
  • Левченко И.Ю. –Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. –М.,2008
  • Лютова Е.К., Монина Г.Б. – Гиперактивные дети.
  • Лютова Е.К., Монина Г.Б. — Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М., 2000
  • Лютова Е.К., Монина Г.Б. – Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. – 2003
  • Мардер Л. Д.. — Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста – М. 2007
  • Медведева Е.А, Левченко И.Ю.- Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. –М.2001
  • Пазухина И.А. — Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. – М. 2010
  • Рудестам К. -Групповая психотерапия. – СПб.1998
  • Рылеева Е.В. – Вместе веселее. Игры для развития навыков сотрудничества у детей 4 — 6 лет. – М.
  • Семенака С.И. — Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия. — .М. 2012
  • Фопель К. – Сплоченность и толерантность в группе.-М.2000
  • Фопель К. – Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие/ Пер. с нем.: В 4-х томах –М.1998
  • Чистякова М. И. – Психогимнастика. — М.1990
Читать еще:  При какой степени коксартроза дают инвалидность
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×