Принципы конвенции оон о правах инвалидов
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.
Конвенция
о правах инвалидов
(от 13 декабря 2006 г.)
ГАРАНТ:
См. статус настоящей Конвенции
Государства — участники настоящей Конвенции,
a) напоминая о провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций принципах, в которых достоинство и ценность, присущие всем членам человеческой семьи, и равные и неотъемлемые права их признаются за основу свободы, справедливости и всеобщего мира,
b) признавая, что Организация Объединенных Наций провозгласила и закрепила во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека, что каждый человек обладает всеми предусмотренными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия,
c) подтверждая всеобщность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать инвалидам полное пользование ими без дискриминации,
d) ссылаясь на Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенцию о правах ребенка и Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей,
e) признавая, что инвалидность — это эволюционирующее понятие и что инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими,
f) признавая важность, которую принципы и руководящие ориентиры, содержащиеся во Всемирной программе действий в отношении инвалидов и в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, имеют с точки зрения влияния на поощрение, формулирование и оценку стратегий, планов, программ и мероприятий на национальном, региональном и международном уровнях для дальнейшего обеспечения инвалидам равных возможностей,
g) подчеркивая важность актуализации проблем инвалидности как составной части соответствующих стратегий устойчивого развития,
h) признавая также, что дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих человеческой личности,
i) признавая далее многообразие инвалидов,
j) признавая необходимость поощрять и защищать права человека всех инвалидов, в том числе нуждающихся в более активной поддержке,
k) будучи озабочены тем, что, несмотря на эти различные документы и начинания, инвалиды продолжают сталкиваться с барьерами на пути их участия в жизни общества в качестве равноправных членов и с нарушениями их прав человека во всех частях мира,
l) признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни инвалидов в каждой стране, особенно в развивающихся странах,
m) признавая ценный нынешний и потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние и многообразие их местных сообществ и то обстоятельство, что содействие полному осуществлению инвалидами своих прав человека и основных свобод, а также полноценному участию инвалидов позволит укрепить у них ощущение причастности и добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономическом развитии общества и искоренении нищеты,
n) признавая, что для инвалидов важна их личная самостоятельность и независимость, включая свободу делать свой собственный выбор,
o) считая, что инвалиды должны иметь возможность активной вовлеченности в процессы принятия решений относительно стратегий и программ, в том числе тех, которые их прямо касаются,
p) будучи озабочены трудными условиями, с которыми сталкиваются инвалиды, подвергающиеся множественным или обостренным формам дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического, аборигенного или социального происхождения, имущественного положения, рождения, возраста или иного обстоятельства,
q) признавая, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды как дома, так и вне его нередко подвергаются большему риску насилия, травмирования или надругательства, небрежного или пренебрежительного отношения, плохого обращения или эксплуатации,
r) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами — участниками Конвенции о правах ребенка,
s) подчеркивая необходимость учета гендерного аспекта во всех усилиях по содействию полному осуществлению инвалидами прав человека и основных свобод,
t) подчеркивая тот факт, что большинство инвалидов живет в условиях нищеты, и признавая в этой связи острую необходимость заниматься проблемой отрицательного воздействия нищеты на инвалидов,
u) принимая во внимание, что обстановка мира и безопасности, основанная на полном уважении целей и принципов, изложенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и на соблюдении применимых договоров в области прав человека, является непременным условием для полной защиты инвалидов, в частности во время вооруженных конфликтов и иностранной оккупации,
v) признавая, что важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами,
w) принимая во внимание, что каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых в Международном билле о правах человека,
x) будучи убеждены в том, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства и что инвалиды и члены их семей должны получать необходимую защиту и помощь, позволяющие семьям вносить вклад в дело полного и равного пользования правами инвалидов,
y) будучи убеждены в том, что всеобъемлющая и единая международная конвенция о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов явится важным вкладом в преодоление глубоко неблагоприятного социального положения инвалидов и в расширение их участия в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни при равных возможностях — как в развитых, так и в развивающихся странах,
согласились о нижеследующем:
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.
Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106
Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г.
Российская Федерация подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г., ратифицировала Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ
Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г.
Конвенция о правах инвалидов
7 минут Марина Семенова 1050
Международное законодательство, регулирующее взаимоотношения государств, строится на принципах свободы от дискриминации всех людей в реализации своих прав. Наряду с общепринятыми нормативами существуют отдельные документы, которые касаются непосредственно людей с ограниченными возможностями.
Конвенция о правах инвалидов является договором международного права, определяющим возможности неполноценных лиц и обязательств стран-участниц, направленных на содействие, защиту и обеспечение этих прав. Включает в себя развитие социальной точки зрения, чем признает важность международного сотрудничества.
Международное право
За годы работы ООН, в интересах неполноценных лиц, было разработано множество нормативных актов. В создании правовой защиты изучались различные аспекты жизни и лишений недееспособного населения планеты. Как итог – несколько десятков документов, регулирующих преимущества особенных людей.
К основным можно причислить:
- Всеобщая декларация 1948 года о правах человека.
- Права ребёнка, собранные в декларации от 1959 года.
- Международные пакты 1966 года.
- Документ о социальном прогрессе и развитии.
- Декларация о правах инвалидов 1975 года, являющаяся первым трактатом международного уровня. Посвящён нездоровым людям всех категорий. Считается основоположником Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.
Для того чтобы стать участником Соглашения, государство осуществляет подписание договора. Подписание создает обязательство к проведению его ратификации. В период между скреплением договора и осуществлением ратификации страна должна воздерживаться от действий, которые лишили бы объект возможности соблюдать положения договора.
Следующим шагом к становлению участником Соглашения является ратификация, которая имеет конкретные меры, подтверждающие намерения осуществлять юридические права и обязательства, содержащиеся в мировом положении.
Иным действием может быть присоединение. Оно имеет такую же юридическую силу, как ратификация, но если страна подписала присоединение, то требуется только одно – сдача на хранение документа о присоединении.
Что представляет конвенция о правах инвалидов
С принятием Декларации 1975 года термин «инвалид» получило развёрнутое определение. Позже, в процессе разработки Конвенции, существующее определение уточнили, и в настоящее время под ним следует понимать, что это лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Нормативом закреплена привилегия, за каждым государством-членом ООН, вносить свои коррективы в существующее определение и уточнять инвалидность разграничением её на группы. На теперешний момент в РФ официально признано 3 группы для взрослого населения и категория «дети-инвалиды», которая дается несовершеннолетним гражданам, имеющим любую из трех групп инвалидности.
Что представляет собой Конвенция? Это непосредственно текст трактата и дополняющий её Факультативный протокол. Подписание документа для стран участниц ООН было в Нью-Йорке в 2006 году. Правилами разрешена ратификация документа в любой комбинации.
2008 год стал моментом подписания международного стандарта. С мая 2012 года ФЗ №46 этот акт распространён в Российской Федерации, и выражено это тем, что деяния физлиц, юридических особ и самого государства должны происходить с учётом принципов Конвенции. Согласно Конституции, все международные пакты, принятые страной, по силе выше любого внутреннего закона.
В России была принята только Конвенция без Факультативного протокола. Непринятие Факультативного протокола ограничивает свободу нетрудоспособных лиц в части обжалования нарушенных госструктурами привилегий после исчерпания в России всех внутренних средств защиты.
Зачем нужна?
Необходимость мировых стандартов важна для чёткого обозначения защиты возможностей недееспособных людей в социальном плане и закрепления весомости этих привилегий. Принятые ранее нормативы, защищающие нездоровых людей, и само отношение здоровых лиц к неполноценным гражданам должны были привнести в жизнь уязвлённого населения облегчение.
Но при виде картины жизненного существования инвалидов становится ясно, что этот потенциал не работает. Люди различной инвалидности продолжают быть лишенцами и содержатся позади всего общества практически во всех частях земного шара.
С изложением правовых и моральных обязательств государства перед его гражданами с инвалидностью по поощрению и созданию для них привилегий.
Некоторые элементы этих обязательств должны выделяться особо, а именно:
- Признание того, что «инвалидность» – это развивающаяся концепция, связанная с поведенческими и эмоциональными барьерами, которые препятствуют участию нездоровых людей в жизни общества. Это означает, что недееспособность не является фиксированной и может меняться, в зависимости от отношения со стороны общества.
- Инвалидность не считается заболеванием, и как доказательство – эти лица могут быть допущены в качестве активных членов общества. При этом используя весь спектр своих преимуществ. Примером является испробованное инклюзивное образование, подтверждающее этот элемент.
- Государство не занимается проблемой конкретного лица, а, скорее, благодаря трактату определяет лиц, имеющих долгосрочные физические, психические, интеллектуальные и сенсорные недостатки в качестве бенефициаров, в соответствии со стандартным подходом.
Общий стандарт создаёт поощрения в поддержку национальных усилий по реализации основных обязательств.
Содержание
По содержанию – это первый всеобъемлющий договор в области защиты преференций инвалидов. Соглашением предопределено не только, каким образом нездоровые люди могут пользоваться всеми категориями привилегий. В редакции норматива обозначены области социальной жизни, нуждающиеся в адаптации, механизмы для поддержки их осуществления и мониторинга их реализации.
Содержание условно можно распределить следующим образом:
- Преамбула, дающая в общем контексте расшифровку наиболее важных аспектов.
- Цель, раскрывающая необходимость документа.
- Основные положения, дающие исчерпывающее раскрытие первичных терминов.
- Общие принципы, применяемые для осуществления всех прав, закрепленных мировым стандартом.
- Обязанности государства, которые должны осуществляться по отношению к особенным людям.
- Преимущества недееспособных особ, обозначенные таким образом, что они уравниваются с существующими гражданскими, культурными, экономическими, политическими и социальными правами обычного человека.
- Определение мер, которые страны-подписанты должны предпринять для обеспечения благоприятных условий реализации возможностей человека.
- Рамки мирового сотрудничества.
- Осуществление и контроль, который обязывает создавать границы для мониторинга и реализации трактата.
- Заключительные процедурные моменты, имеющие отношение к Соглашению.
Важной статьёй, содержащейся в Пакте, является решение во всех действиях в отношении детей с ограничениями по здоровью, первоочередное внимание уделять высшим интересам ребенка.
Обязательства государств-участников
Всемирный норматив определяет общие и конкретные обязательства для участников по отношению к реализации прав недееспособных лиц. Основываясь общими обязательствами, страны-подписанты должны:
- Принять меры законодательных и административных ресурсов, направленные на поощрение привилегий нетрудоспособных членов общества.
- Ликвидировать дискриминацию, путём внедрения законодательных актов.
- Провести защиту и поощрение нездоровых людей путём внедрения госпрограмм.
- Исключить любую практику нарушения привилегий людей с инвалидностью.
- Обеспечить уважение преимуществ особенных людей на государственных и частных уровнях.
- Обеспечить доступ к вспомогательным технологиям и профподготовке для неспособных и лиц, помогающих таким людям.
- Проводить консультационную и информационную работу в процессах принятия решений, затрагивающих интересы нуждающихся неполноценных лиц. В РФ существует правовая площадка «Консультант плюс», которая работает именно в этом направлении.
Исполнение всех обязанностей требуют контроля. Трактатом заложен принцип регламента национального и мирового уровня. Для этого на международном уровне учреждается Комитет по правам инвалидов. На него возложены функции рассмотрения периодических докладов стран о мерах, принятых ими для реализации глав документа. Также Комитет уполномочен рассматривать индивидуальные сообщения и проводить расследования в отношении участников, ратифицировавших Факультативный протокол.
Выполнение национальной основы защиты и мониторинга Соглашения является открытой. Всемирный стандарт признает, что такие структуры могут разниться среди стран, позволяя устанавливать собственные рамки, в соответствии с правовой и административной системой государства. Но Пактом предусмотрено, что любой орган должны быть независимыми. И национальные рамки должны включать независимые национальные институты по возможностям человека.
Несмотря на то, что Трактат не устанавливает новые привилегии человеку, он призывает страны защищать и гарантировать людям с ограничениями по здоровью их преимущества. Этим не только уточняется, что участница исключает дискриминацию в отношении людей с инвалидностью, но и излагается ряд мероприятий, которые члены мировых взаимоотношений должны принять для создания благоприятных условий реального равенства в обществе. Соглашение является гораздо более наполненным документом, чем иные положения о преимуществах человека, запрещающих дискриминацию и обеспечивающих равенство.
Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений.
Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол вступили в силу 3 мая 2008 года. Подписала Конвенцию и Россия. Однако многие люди с ограниченными возможностями плохо представляют себе ее предназначение. Попробуем хотя бы в канун Дня инвалидов вкратце рассмотреть основные положения Конвенции о правах инвалидов.
Руководящие принципы Конвенции
Есть восемь руководящих принципов, которые лежат в основе Конвенции и каждого из ее конкретных статей:
a. Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости лиц
b. Недопущение дискриминации
c. Полная и эффективная интеграция в общество
d. Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности
e. Равенство возможностей
g. Равенство между мужчинами и женщинами
h. Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность
«В чем предназначение конвенции?» Дон Маккей, председатель комитета, который занимался переговорами по ее принятию, говорил, что ее главная задача заключается в том, чтобы детально разработать права инвалидов и выработать пути их реализации.
Страны, которые присоединились к Конвенции, должны сами заниматься разработкой и осуществлением политики, законов и административных мер для обеспечения прав, закрепленных в Конвенции и отмены законов, постановлений, обычаев, являющихся дискриминационными (статья 4).
Изменение восприятия самого понятия инвалидности имеет важное значение для улучшения положения инвалидов, ратификации Конвенции странами в целях борьбы со стереотипами и предрассудками, а также повышения осведомленности о возможностях людей с инвалидностью (статья 8).
Страны должны гарантировать, что инвалиды пользуются их неотъемлемым правом на жизнь наравне с другими (статья 10), а также обеспечение равных прав и улучшение положения женщин и девочек-инвалидов (статья 6) и защитой детей-инвалидов (статья 7) .
Дети-инвалиды должны иметь равные права, не должны быть разлучены со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда органы социальной защиты установят, что это отвечает наилучшим интересам ребенка, и ни в коем случае не должны быть отделены от своих родителей, на основании инвалидности ребенка или родителей (статья 23).
Страны должны признать, что все люди равны перед законом, в целях запрещения дискриминации по признаку инвалидности и гарантируют равную правовую защиту (статья 5).
Страны должны обеспечить равные права на владение и наследование имущества, контролировать финансовые дела и иметь равный доступ к банковским ссудам, ипотечным кредитам (Статья 12). Равноправие заключаются в обеспечении доступа к правосудию на равной основе с другими лицами (статья 13), инвалиды имеют право на свободу и безопасность, и не лишаться свободы незаконно или произвольно (статья 14).
Страны должны защищать физическую и психическую неприкосновенность лиц с инвалидностью, как и для всех остальных (статья 17), гарантировать свободу от пыток и от жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, а также запретить медицинские или научные эксперименты без согласия самих инвалидов или их опекунов (статья 15).
Законы и административные меры должны гарантировать свободу от эксплуатации, насилия и надругательства. В случае злоупотреблений, государства должны содействовать восстановлению, реабилитации и реинтеграции жертв и расследованию злоупотреблений (ст. 16).
Лица с ограниченными возможностями, не могут быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в их личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, переписки или общения. Конфиденциальность их личной, медицинской и реабилитационной информации должна быть защищена так же как и других членов общества (статья 22).
Отвечая на фундаментальный вопрос о доступности физической среды (статья 9), Конвенция требует от стран мероприятий по выявлению и устранению препятствий и барьеров, а также обеспечить, чтобы лица с ограниченными возможностями могли получить доступ к транспорту, общественным помещениям и услуга м, а также информационным и коммуникационным технологиям.
Инвалиды должны иметь возможность жить самостоятельно, должны быть включены в общественную жизнь, выбирать, где и с кем жить и иметь доступ к жилью и сфере услуг (статья 19). Персональная мобильность и независимость должны быть обеспечено путем содействия личной мобильности, обучение навыкам мобильности и доступа к свободе передвижения, вспомогательным технологиям и помощи в бытовых вопросах (статья 20).
Страны признают право на достаточный жизненный уровень и социальную защиту. Это включает в себя государственное жилье, услуги и помощь по инвалидности, связанной с потребностями, а также с помощью связанных с инвалидностью расходов, в случае бедности (статья 28).
Страны должны содействовать доступу к информации путем предоставления информации, предназначенной для широкой общественности, в доступных форматах и с использованием технологий, путем содействия использованию азбуки Брайля, языка жестов и других форм коммуникации и поощрения средств массовой информации и Интернет-провайдеров сделать он-лайн информацию в доступных форматах (статья 21).
Дискриминация, касающаяся брака, семьи и личных отношений должны быть ликвидированы. Инвалиды должны иметь равные возможности для отцовства и материнства, вступления в брак и право основывать семью, принимать решение о количестве детей, иметь доступ к услугам в области репродуктивного здоровья и планирования семьи, образования, а также пользоваться равными правами и обязанностями в отношении опекунства, попечительства, опеки и усыновления детей (статья 23).
Государства должны способствовать обеспечению равного доступа к начальному и среднему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни. Образование должно осуществляться с применением соответствующих материалов, методов и форм общения. Учащиеся, нуждающиеся в мерах поддержки и ученики со слепотой, глухотой и глухонемотой должны получать образование в наиболее подходящих формах общения с учителями, которые свободно владеют сурдопереводом и шрифтом Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их участию в жизни общества, сохранению их чувства достоинства и самоуважения и развитие их личности, способностей и творчества (статья 24).
Инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Они должны получать тот же спектр, качество и уровень бесплатных или недорогих медицинских услуг, предусмотренных другим лицам, получать услуги в сфере здравоохранения необходимо по причине их инвалидности, а не подвергаться дискриминации при предоставлении медицинского страхования (статья 25).
Для того чтобы инвалиды могли достичь максимальной независимости страны должны обеспечить всестороннюю медицинскую помощь и реабилитационные услуги в области здравоохранения, занятости и образования (статья 26).
Инвалиды имеют равные права на работу и могут зарабатывать себе на жизнь. Страны должны запрещать дискриминацию в рабочих вопросах, связанных с содействием самозанятости, предпринимательству и организации собственного бизнеса, найме инвалидов в государственном секторе, содействовать их трудоустройству в частном секторе, а также обеспечить, чтобы они предоставлялись с разумным удалением места проживание от места работы (статья 27).
Страны должны обеспечить равное участие в политической и общественной жизни, в том числе право голоса, право баллотироваться на выборах и занимать определенные должности (статья 29).
Страны должны способствовать участию в культурной жизни, организации досуга, отдыха и спорта, обеспечивая предоставление телевизионных программ, фильмов, театральных и культурных материал в доступной форме, сделав театры, музеи, кинотеатры и библиотеки доступными, и гарантировать, что инвалиды имеют возможность развивать и использовать свой творческий потенциал не только для своего блага, но и для обогащения общества (ст. 30).
Страны должны предоставлять помощь развивающимся странам в целях практической реализации Конвенции (статья 32).
Для обеспечения реализации и мониторинга Конвенции, страны должны назначить координатора в правительство и создать национальный механизм для содействия и контроля за осуществлением контроля (статья 33).
Комитет по правам инвалидов, в состав которой входят независимые эксперты, будет получать периодические доклады государств-участников о прогрессе, достигнутом в осуществлении Конвенции (статья 34 до 39).
18-статья Факультативного протокола по сообщениям, позволяет отдельным лицам и группам лиц обращаться с жалобами непосредственно в Комитет, как только все национальные процедуры обжалования были исчерпаны.
Конвенция ООН «О правах инвалидов»
В сентябре 2013 года Генассамблея ООН приняла резолюцию, краткое название которой – «Путь вперёд». Она призвана объединить спектр прав и свобод, которыми должны обладать лица с ограниченными возможностями, и установить надлежащий контроль за их обеспечением в странах, являющихся членами Организации Объединённых Наций.
Причины, которые привели к созданию этой резолюции, можно свести к одной – права людей с особенностями продолжают нарушаться повсеместно. И это несмотря на принятую в декабре 2006 Конвенцию ООН о правах инвалидов, которая учитывала сферы общества, куда должны быть включены лица с физическими особенностями. Так как этот документ признаётся важнейшим среди тех, что касаются лиц с инвалидностью в международном праве, стоит узнать о нём больше, чтобы понять, какие положения обеспечивает резолюция 2013 года.
Конвенция ООН «О правах инвалидов» в России
Конвенция ООН ещё 13 декабря 2006 года, однако, в силу вступила только 3 мая 2008. К тому моменту за полтора года её ратифицировали 50 стран.
Тогда, в начале марта 2008 года, начали разрабатывать поправки в закон, позволяющие принять положения Декларации на территории Российской Федерации. Когда процесс подготовки был завершён, глава Министерства иностранных дел подписал Конвенцию – это произошло 24 сентября 2008.
3 мая 2012 года – к тому моменту документ приняли уже больше 100 стран — президентом РФ Дмитрием Медведевым был подписан федеральный закон, ратифицирующий Конвенцию — №46 ФЗ.
В сопроводительной справке к закону было сказано, что принятие положений Декларации на территории РФ позволит:
- Обеспечить защиту прав инвалидов в социальной и экономической областях.
- Дать толчок к совершенствованию правовой и социальной защиты лиц с физическими особенностями.
Также в аннотации говорится о пользе само́й Конвенции, и её роли в обеспечении интеграции лиц физическими недостатками во все сферы жизни общества. Основной текст справки можно прочесть на официальном сайте Президента России. Здесь же есть текст самого Федерального закона №46 ФЗ, о котором говорилось ранее, так как на сайте Консультант Плюс он не всегда доступен.
На сайте Консультант Плюс предоставлен полный текст ФЗ №181, принятие которого произошло ещё 24 ноября 1995 года — это был первый документ о защите социальной жизни инвалидов в России, основанный Декларации о правах инвалидов 1975 года. По краткому содержанию можно понять, что он подвергался редакции, так как некоторые положения уже утратили юридическую силу.
Опорные принципы конвенции ООН
Сама декларация содержит 8 основных, опорных принципов, которые подробнее раскрываются в 37 из 50 статей документа. Их можно выделить в своеобразную аннотацию, по которой легко понять, что от стран, принявших Конвенцию, требуется:
- Уважать достоинство, свободу выбора и независимость лиц с ограниченными возможностями.
- Не допускать дискриминации.
- Обеспечить интеграцию в общественные сферы жизни — социальную и культурную.
- Уважать различия и принимать лиц с физическими недостатками как части общества, демонстрирующие многообразие людей.
- Обеспечить равенство возможностей.
- Обеспечить доступность – здесь говорится о средствах коммуникации, общественном транспорте, индивидуальной мобильности, городских зонах отдыха и т. д.
- Обеспечить равенство свобод женщин и мужчин.
- Уважать право детей с физическими особенностями на собственное развитие и индивидуальность.
Конвенция лишь обозначает те права и возможности, а также сферы социальной жизни, которые требуется адаптировать под людей с физическими ограничениями.
Схему и темпы обеспечения правами и свободами каждое государство разрабатывает самостоятельно, поэтому степень интеграции инвалидов в социум в странах, принявших Декларацию, пока различается.
Согласно содержанию Конвенции, её цель заключается в:
- Поощрении обеспечения инвалидов полными и равными правами с другими лицами.
- Обеспечении всех равными возможностями.
Также в статье 1, где говорится о цели Декларации, упоминается, что инвалидами признаются лица с такими нарушениями:
- Физические.
- Интеллектуальные.
- Психические.
- Сенсорные.
Эти нарушения создают барьеры, не позволяющие гражданам быть участниками социума в полной мере. Выполнение положений Конвенции позволит странам снизить количество этих барьеров, уменьшая различия между участниками общественной жизни.
Ратификация конвенции
Важно обратить внимание на то, что вместе с самим текстом Конвенции был издан и Факультативный протокол. И зная это, страны можно поделить на 4 группы:
- Подписали только Декларацию, не ратифицировав её, то есть не дав юридической силы на территории страны.
- Подписали и Конвенцию, и Протокол, но без ратификации.
- Подписали и ратифицировали только Декларацию.
- Подпись и ратификация Конвенции о правах инвалидов произошла вместе с Протоколом.
Россия относится к третьей группе. Это значит, что текст Декларации с 3 мая 2012 года распространяется на физических и юридических лиц в РФ. И, согласно Конституции, это соглашение стоит выше принятых в России законов и даже само́й Конституции.
Однако, Факультативный протокол не был принят и подписан. Поэтому граждане РФ не могут обращаться в международный Комитет, если их права были нарушены на территории России.
Международная программа по защите прав инвалидов
Несмотря на то, приняли ли страны Декларацию вместе с сопутствующим ей Протоколом, или без него, программа по интеграции лиц с особенностями в общество, основанная на положениях Конвенции о защите прав инвалидов, всё равно получилась глобальная.
Так, странам следует:
- Не только принимать новые законы, но и отменять старые, которые являются дискриминационными.
- Признавать унизительные культурные обычаи неподобающими.
- Менять восприятие инвалидности, бороться с предрассудками посредством повышения информированности граждан.
- Гарантировать равенство не только между гражданами, но и внутри сообщества лиц с ограниченными возможностями.
- Улучшать положение инвалидов, учитывая особенности более узких групп людей с инвалидностью.
- Обеспечить равенство граждан перед законом и равную правовую защиту. Правосудие также должно быть одинаковым для каждого.
- Защищать права детей и родителей-инвалидов. Такие семьи не должны быть разлучены, кроме тех ситуаций, когда это не оказывается лучше для ребёнка.
- Обеспечивать физическую индивидуальную неприкосновенность наравне с остальными. Никто из инвалидов не может быть подвергнут пыткам, экспериментам и наказаниям.
- Создавать столько же защищённых мест для реабилитации в случае насилия и надругательства, сколько их создаётся для остальных граждан. Здесь внимание уделяется женщинам и девочкам-инвалидам.
- Обеспечивать инвалидам полную конфиденциальность их частной жизни, медицинской и реабилитационной информации.
- Обеспечить доступ к любой территории и мобильность – общественный транспорт, места отдыха, общественные помещения должны быть оборудованы для лёгкого перемещения физически ограниченных лиц. Это требует не только нового оборудования, но и корректирования самих городских пространств и урбанистики.
- Заниматься строительством жилых домов, помещения в которых будут удобны людям с инвалидностью.
- Обеспечить общий и равный доступ к информации, предлагая её в разных форматах.
- Исключить дискриминацию, касающихся семейных и личных отношений, а также связанную с усыновлением детей.
- Дать возможность на полное медицинское обеспечение.
- Это же касается образования – возможность получить его должна быть у каждого.
- Позволить людям участвовать в политической, общественной, культурной жизни общества, развивать себя в любом творческом направлении, а также устроиться на любую работу.
Также Конвенция регламентирует создание и работу международного Комитета по правам инвалидов, который должен не только заниматься защитой лиц с ограниченными возможностями, но и собирать подробные данные о прогрессе стран, подписавших Конвенцию, в осуществлении её положений.
Дополнительные организации должны быть созданы и внутри стран, а в правительстве должен быть назначен координатор, который будет заниматься их управлением.
В статье 32 Конвенции отмечается, что в реализации положений документа развитые страны должны помогать развивающимся.
Горячая линия для инвалидов России
В РФ существует организация ВОИ – Всероссийское Общество Инвалидов, которое обеспечивает:
- Помощь инвалидам в осуществлении своих прав.
- Защиту прав и интересов лиц с физическими ограничениями.
Офис организации находится в Москве, но позвонить и задать вопросы можно из любого региона по следующим номерам:
Также стоит обратиться на официальный сайт ВОИ, чтобы прочесть о деятельности организации, её целях, достижениях и правилах. Там же есть форма, в которой можно письменно задать вопрос или описать проблему.
Важно обратить внимание, что существуют мошеннические сайты, выдающие себя за Всероссийское Общество Инвалидов. Поэтому обращаться и брать информацию нужно только с официального, который доступен по адресу . voi.ru
Также можно позвонить на горячую линию Общественной Палаты РФ и задать вопросы насчёт получения обучения по квотам или реабилитации для инвалидов в регионах России. Телефон — +7 (800) 737-77-66.
Дополнительно стоит запомнить телефон 8-800-777-234-7 – это горячая линия ещё одной организации, ВОРДИ. Это Всероссийская Организация Родителей Детей Инвалидов, узнать о которой можно на официальном сайте. vordi.org
Заключение
Начиная с Декларации прав человека, изданной 10 декабря 1948 года, различные документы, в которых говорится о правах лиц с инвалидностью, выходили раз в десятилетие. Потом из-за увеличения интереса к этой тематике, они выходили чаще, раз в пятилетие.
Последний документ, вышедший перед Конвенцией, был подписан ещё в 1975, так что к 2006 году он уже потерял актуальность.
Конвенция же отвечает требованиям обеспечения прав и свобод людей с инвалидностью, даже спустя почти 15 лет после издания. Однако, даже спустя такое количество времени далеко не все её положения реализованы в странах, ратифицировавших документ.
Государства продолжают интеграцию инвалидов в общество, но работы ещё немало.