Принципы реабилитации инвалидов
Реабилитация инвалидов, сущность, понятие, основные виды
Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов.
Комитет ВОЗ дал определение медицинской реабилитации: реабилитация — это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально — оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе. Таким образом, медицинская реабилитация включает мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания. Среди прочих медицинских дисциплин реабилитация занимает особое место, так как рассматривает не только состояние органов и систем организма, но и функциональные возможности человека в его повседневной жизни после выписки из медицинского учреждения.
Согласно международной классификации ВОЗ, принятой в Женеве в 1980 году, выделяют следующие уровни медико-биологических и психо-социальных последствий болезни и травмы, которые должны учитываться при проведении реабилитации: повреждение (impaiment англ.) — любая аномалия или утрата анатомических, физиологических, психологических структур или функций; нарушение жизнедеятельности (disability англ.) — возникающие в результате повреждения утрата или ограничение возможности осуществлять повседневную деятельность в манере или пределах, считающихся нормальными для человеческого общества; социальные ограничения (handicap англ.) — возникающие в результате повреждения и нарушения жизнедеятельности ограничения и препятствия для выполнения социальной роли, считающейся нормальной для данного индивидуума.
В последние годы в реабилитацию введено понятие “качество жизни, связанное со здоровьем” (healthrelated quality of life, англ.). При этом именно качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных и инвалидов.
Правильное представление о последствиях болезни имеет принципиальное значение для понимания сути медицинской реабилитации и направленности реабилитационных воздействий.
Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждения путем проведения восстановительного лечения. Однако это не всегда возможно, и в этих случаях желательно организовать жизнедеятельность больного таким образом, чтобы исключить влияние на неё существующего анатомического и физиологического дефекта. Если при этом прежняя деятельность невозможна или отрицательно влияет на состояние здоровья, необходимо переключение больного на такие виды социальной активности, которые в наибольшей степени будут способствовать удовлетворению всех его потребностей.
Идеология медицинской реабилитации за последние годы претерпела значительную эволюцию. Если в 40-е годы основой политики в отношении хронически больных и инвалидов были их защита и уход за ними, то с 50-х годов начала развиваться концепция интеграции больных и инвалидов в обычное общество; особый упор сделан ша их обучении, получение ими технических подсобных средств. В 70-е — 80-е годы зарождается идея максимальной адаптации окружающей Среды под нужды больных и инвалидов, всесторонней законодательной поддержки инвалидов в сфере образования, здравоохранения, социальных услуг и обеспечения трудовой деятельности. В связи с этим становится очевидным, что система медицинской реабилитации в очень большой степени зависит от экономического развития общества.
Несмотря на значительные различия систем медицинской реабилитации в разных странах, всё шире развивается международное сотрудничество в этой сфере, всё чаще поднимается вопрос о необходимости международного планирования и разработки координированной программы реабилитации физически неполноценных лиц. Так, период с 1983 по 1992 годы был объявлен ООН Интернациональной Декадой Инвалидов; в 1993 году Генеральная ассамблея ООН приняла “Стандартные правила уравнивания возможностей инвалидов” которые должны считаться в странах членах ООН точкой отсчёта в сфере прав инвалидов. По-видимому, неизбежна дальнейшая трансформация идей и научно практических задач медицинской реабилитации, связанная с постепенно происходящими в обществе социально экономическими переменами.
Общие показания в медицинской реабилитации инвалидов
представлены в докладе Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидности в реабилитации (1983). К ним относятся: значительное снижение функциональных способностей; снижение способности к обучению; особая подверженность воздействиям внешней среды; нарушения социальных отношений; нарушения трудовых отношений.
Общие противопоказания к применению реабилитационных мероприятий включают сопутствующие острые воспалительные и инфекционные заболевания, декомпенсированные соматические и онкологические заболевания, выраженные расстройства интеллектуально-мнестической сферы и психические заболевания, затрудняющие общение и возможность активного участия больного в реабилитационном процессе.
В нашей стране, по материалам Всесоюзного НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н А Семашко (1980), из общего числа госпитализированных в отделения терапевтического профиля в восстановительном лечении нуждаются 8,37 на 10 000 всего населения, в отделении хирургического профиля — 20,91 на 10 000, неврологического — 21,65 на 10 000 всего населения; в целом долечиванию подлежат от 20 до 30% в зависимости от основного профиля отделения, что требует 6,16 койки на 10000 населения. В амбулаторной реабилитации, согласно данным Н А Шестаковой и соавторов (1980), нуждаются 14 — 15% из числа обратившихся в поликлинику, причем около 80% из низ составляют лица с последствиями повреждений опорно-двигательного аппарата.
Основные принципы медицинской реабилитации инвалидов
наиболее полно изложены одним из ее основоположников К Ренкером (1980): Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность). Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её аспектов (комплексность). Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность). Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость).
С учётом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в некоторых странах (Польша, Россия) — иногда ещё и санаторный этапы медицинской реабилитации.
Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и профессионально-педагогических мероприятий. Выделяют следующие аспекты этих мероприятий (Роговой М. А. 1982): Медицинский аспект — включает вопросы лечебного, лечебно-диагностического и лечебно-профилактического плана.
Физический аспект — охватывает все вопросы связанные с применением физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с повышением физической работоспособности. Психологический аспект — ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений. Профессиональный — у работающих лиц — профилактика возможного снижения или потери трудоспособности; у инвалидов — по возможности, восстановление трудоспособности; сюда входят вопросы определения трудоспособности, трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда, трудового обучения переквалификации.
Социальный аспект — охватывает вопросы влияния социальных факторов на развитие и течение болезни, социального обеспечения трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношение больного и семьи, общества и производства.
Экономический аспект — изучение экономических затрат и ожидаемого экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения, формах и методах реабилитации для планирования медицинских и социально-экономических мероприятий.
Реабилитация инвалидов: понятие, принципы, структура
ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 20.07.95 содержит определение понятия «реабилитация». Согласно ч. 1 ст. 9 данного Закона под реабилитациейследует понимать систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Международное законодательство рассматривает реабилитацию как процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для. изменения их жизни и расширения рамок их независимости (п. 23 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов).
Действительно, реабилитацию нельзя рассматривать только как систему мер, поскольку система — это прежде всего определенный порядок в расположении и связи частей какого-либо явления, форма его организации. Реабилитация — это еще и процесс, ход развития изменений в состоянии инвалида, на достижение которых она направлена, в некотором смысле даже смена самих этих состояний на пути достижения наилучшего.
В связи с этим представляется более логичным определить реабилитацию как процесс осуществления системы мер различного характера, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Объем и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями зависит в немалой степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей деятельности субъекты реабилитации, общество в целом, государство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы.
Социальная политика, адресованная инвалидам, была основана первоначально на принципах изоляции и компенсации. Принцип изоляции берет начало с самых древних этапов развития социальной истории и доходит до наших дней. В прошлом этот принцип приводил к отвержению инвалидов, формированию разного рода фобий и предрассудков по их адресу.
Сегодня он выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т. д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако в первую очередь с точки зрения здоровых членов общества.
Сами инвалиды таким образом исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.
Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной форме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот (на пользование транспортом, на лекарства, на квартплату и пр.) (компенсационных выплат). Сами по себе подобные льготы необходимы, однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способствовали интеграции инвалидов в общество и обеспечивали им крайне низкие стандарты существования (на уровне прожиточного минимума или ниже его).
Изменение идеологии политики в отношении инвалидов, переход к восприятию социальной модели инвалидности привели к тому, что на инвалидов и инвалидность распространяется ведущий принцип социального устройства современного общества — принцип равных социальных прав и возможностей индивидов, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей. В соответствии с ним инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности.
Все более влиятельно заявляет о себе принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Инвалиды охотно оплачивают деятельность тех служб или отделений, которые считают полезными для себя, работу тех сотрудников, со стороны которых получают заботливое и компетентное отношение. Зарубежные исследователи практики социальной работы признают, что сами инвалиды являются наилучшими экспертами в оценке политики и программ в отношении инвалидов.
Также из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип независимой жизни лиц с ограниченными возможностями, который заключается в их максимальном развитии и использовании способностей к самообслуживанию, самопомощи и самообеспечению. Помощь и содействие, оказываемые инвалиду различными учреждениями и организациями, должны быть адекватными его состоянию и самочувствию, приниматься (или отвергаться) на добровольной основе, содействовать самопомощи и побуждать к ней.
В 1991 году Московский городской клуб инвалидов «Контакты-1» инициировал движение за независимую жизнь людей, имеющих инвалидность, в России, организовал первый в нашей стране Центр независимой жизни для детей и подростков с ограниченными возможностями. Независимая жизнь — это не только социально-психологическая установка на полноценную интеграцию инвалидов в социальное и творческое развитие. В философском понимании независимая жизнь — это способ мышления, психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими людьми, обществом и окружающей средой.
В социально-политическом значении независимая жизнь — это право человека быть неотъемлемой частью общества и принимать активное участие во всех аспектах его жизни, право на свободу выбора и самоопределение.
Идеология независимой жизни рассматривает инвалидность как ограниченное умение человека ходить, видеть, слышать, говорить или мыслить обычным образом, обусловленное психологическими, физиологическими, функциональными нарушениями или аномалиями. Помощь в осуществлении этих функций человек, имеющий инвалидность, может ожидать и получить от социальных служб, создание которых должно быть нормой в обществе, если оно руководствуется принципом равенства прав человека.
В 1978 году Гербен Делонг (Новый английский медицинский центр, Бостон) сформулировал три теоретических суждения, которые были положены в основу идеологии движения за независимую жизнь и впоследствии стали основными элементами при создании служб в структуре центров независимой жизни.
1. Суверенитет потребителя. Человек, имеющий инвалидность, — основной потребитель социальных служб и является главным защитником своих интересов. Он должен быть допущен к прямому участию в решении социальных проблем, связанных с инвалидностью.
2. Самоопределение. Люди, имеющие инвалидность, должны в первую очередь опираться на свои способности и умения, для того чтобы добиться прав и привилегий, на которые они претендуют.
3. Политические и экономические права. Люди, имеющие инвалидность, должны получить право участвовать в политической и экономической жизни общества.
Поскольку каждый индивид многими нитями связан со своим социальным окружением и воздействие на него ведет к изменению в микросоциуме, социальные перемены ведут за собой личностные изменения. К числу важнейших относится также принцип неразрывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной среды. Разумеется, среда влияет на инвалида по многим направлениям — через общие социальные связи и чувства, через ближайшую социальную сеть, через общественные настроения, предрассудки и ожидания. Даже в стационарном социальном учреждении индивиды находятся под воздействием своего социального окружения — однообразного, монотонного и бедного. Личность инвалида формируется в конкретных социальных условиях. Однако и сами инвалиды сознательно или бессознательно формируют свое социальное окружение, в большей мере влияя на ближайшие звенья своей социальной сети, в значительно меньшей мере — на общество в целом. Это находит отражение в феномене созависимости, в неблагоприятном эмоциональном фоне многих инвалидных сознательном или бессознательном стремлении ряда инвалидов к манипулированию теми лицами, с которыми они общаются.
Лицам с ограниченными возможностями труднее, чем другим, строить эгалитарный тип отношений, поэтому в своих социальных связях они могут соскальзывать к асимметричной системе взаимодействия, тем более если инвалидность наступила в детстве.
Одним из основополагающих является принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида, ибо для каждого индивида его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой. Что касается детей с объективными ограничениями, лиц с нарушениями функций, пожилых людей, переживающих возрастные изменения, то исследованиями статистически достоверно установлено, что только в условиях семьи они могут добиться высоких показателей в развертывании своей жизнедеятельности, сохранении социальной и интеллектуальной адекватности, во всяком случае, по сравнению с лицами, находящимися в государственных стационарных учреждениях.
Однако, помимо бесспорно положительного влияния семьи на статус и развитие лица с ограниченными возможностями, не следует забывать и о том — что семья может являться сильнейшим патологизирующим фактором, который порождает и консервирует комплекс самосознания инвалида («калеки») в его собственных глазах и глазах окружающих. Исследования последних пяти лет в нашей стране, более длительные зарубежные исследования выявили определенную привязанность семьи к имиджу и психологии «особенной», трудность расставания с тем ореолом «мученичества», которым считают себя окруженными члены ряда семей, в которых проживают инвалиды.
Чрезвычайно важен принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий, поскольку отдельные несистематизированные меры могут не принести полноценного положительного результата или даже в редких случаях сказаться негативно. Незавершенность реабилитационной программы, отсутствие некоторых направлений сокращают возможности реализации индивидуального реабилитационного потенциала.
Хотя в последнее время все более подчеркивается субъектная роль индивида в его участии в реабилитационном процессе, значение деятельности негосударственных социальных организаций, благотворительных обществ, ассоциаций самопомощи лицам с ограниченными возможностями, ведущим в наших условиях должен оставаться принцип государственных социальных гарантий для инвалидов. Это обусловлено, с одной стороны, провозглашением нашей страны социальным государством, которое, таким образом, принимает на себя ответственность за социальное благосостояние своих граждан.
Деятельность негосударственных организаций социальной направленности при наличии благоприятных условий для ее развертывания постепенно сможет брать на себя определенную часть функций, сегодня осуществляемых государством, и все более эффективно дополнять усилия государства. Однако пока такая ситуация относится скорее к неблизкой перспективе, чем описывает положение в настоящем.
Демократический подход, особенно по отношению к инвалидам, требует придерживаться принципа приоритета прав и законных интересов лиц с ограниченными возможностями в ходе реабилитации и в случае конфликта интересов.
Социально-психологическая реабилитация
Социально-психологическая реабилитация —это система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушений психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, инвалидов, а также лиц, перенесших заболевания, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений и условий жизни.
Основными принципами психологической реабилитации являются: принцип партнерства; принцип разноплановости предпринимаемых усилий; единство психологических, социально-психологических и социальных методов воздействия; постепенность и ступенчатость реализации реабилитационных мероприятий; достижения улучшения им стабилизации психологического здоровья больного.
Для инвалидов существуют следующие услуги по социально-психологической адаптации.
консультации, направленные на разрешение любых задач социально-психического характера;
коррекция поведения и восприятия мира;
профилактические групповые занятия.
В настоящее время реабилитационные проблемы решаются как бы в двух плоскостях: изучения всего спектра требований к инвалидности и изучения возможностей общества удовлетворить потребности инвалидов.
Методы реабилитации инвалидов носят разноплановый характер. Главное содержание методики реабилитации заключается в опосредовании через личность лечебно-восстановительных мероприятий и воздействие с учетом клинико-биологических, психологических, а также социальных факторов в процессе соматогенеза. Одной из главных задач реабилитации является обучение инвалидов воспринимать заболевание и превратности жизни таким образом, чтобы они не приводили к разочарованию и бездеятельности и не препятствовали достижению своих целей.
Реабилитационный процесс можно разделить на несколько этапов: восстановительный (лечение); собственно, реабилитации и реадаптации.
Для успеха организации реабилитации должна быть создана соответствующая психотерапевтическая атмосфера вокруг инвалида в его семье, в среде его близких. Социальный работник, оказывая помощь инвалиду, одновременно обязан психологически влиять и на родственников. Также следует постоянно уточнять психологическую настроенность инвалида, для чего регулярно беседовать с родственниками и знакомыми, умело использовать данные наблюдения.
Психологическая часть реабилитационного процесса начинается с преодоления отрицательных реакций и психологической мобилизации. Особое внимание в психореабилитационной работе уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессионально- и социально-адаптивных качеств личности.
При этом следует учитывать отношение инвалидов к психологическим методам работы. В одном случае наблюдается положительное отношение инвалида к приемам и способам психотерапии, в другом – отмечается пассивно-созерцательное отношение к психологу и его работе, в третьем – может иметь место неустойчивое, изменчивое отношение, вплоть до негативной реакции на требования и пожелания психотерапевта.
Реадаптация предполагает восстановительный процесс, обеспечивающий больному полное приспособление к условиям жизни до того уровня, в котором он пребывал до болезни.
Виды реабилитации инвалидов
Когда бы человек не приобрел инвалидность, в детстве или в зрелости, он одинаково нуждается в заботе государства. Выражение такой опеки, программы реабилитации инвалидов, помогающие, максимально восстанавливать утраченные навыки. После, люди относящиеся к определенной категории населения, смогут самостоятельно поддерживать соответствующий уровень жизни и занять свою нишу в обществе.
Цель реабилитации инвалидов
Основная цель реабилитации, сформировать или частично возобновить, способности к независимой от посторонних людей жизнедеятельности. Существует три вида помощи, в этой области:
- Реабилитация – возобновляет утраченную в результате инвалидности деятельность.
- Реконвалесценция – корректирует биологические и психологические функции, восстанавливает отношения между индивидуумом и социумом.
- Абилитация – формирует новые способности или привычки, которых не было раньше.
Реабилитационные мероприятия для инвалидов, позволяют помочь восстановить у больных, от самых элементарных умений (соблюдение личной гигиены) и ведения домашнего хозяйства. До успешного вступления в семейные, трудовые и другие виды общественных отношений. Основное намерение, приобщить их к жизни здоровых людей, которая состоит из духовных и материальных, биологических и творческих интересов.
Федеральным законом России предусмотрено, бесплатное пользование техсредствами и услугами для восстановительных мероприятий людям с ограниченными возможностями. Для этого существуют центры реабилитации, санатории, отделения при больницах, открываются муниципальные, и частные медицинские центры. Часто бюджетных средств не хватает, из-за большого количества больных людей (более 12 млн.), которые месяцами стоят в очередях.
Виды реабилитации инвалидов
Реабилитационные услуги для инвалидов, состоят из нескольких взаимосвязанных между собой методов, каждый из которых направлен на оздоровление и полную адаптацию в социуме.
5 основных методов:
- Медицинский.
- Социальный.
- Педагогический.
- Психологический.
- Комплексный.
Медицинский
Медицинская реабилитация инвалидов, предусматривает все возможные меры для полного, или частичного восстановления функций организма, утраченных в результате болезни, травмы. Сюда входят следующие направления: санитарно-курортное лечение, протезирование, реконструктивная хирургия, ортезирование (использование специальных конструкций фиксирующих, корректирующих и активизирующих работу конечностей).
Чтобы метод приносил результаты, его дополняют:
- лечебной физкультурой, позволяющей с осторожностью разрабатывать суставы и мышцы, развивать двигательную активность и координацию движений на специальных тренажерах;
- физиотерапией, включающей – прогревания, водолечение, лечение электричеством и ультразвуком. Помогает снимать отеки, обезболивать, быстрее регенерировать поврежденные ткани;
- лечебным массажем, способным предотвратить пролежни, улучшить кровообращение и процесс обмена веществ;
- эрготерапией, одно из направлений ЛФК, направленное на создание алгоритма, для возобновления навыков самообслуживания.
Социальный
Этот метод помогает инвалидам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, утратившим способности самостоятельно организовать свою жизнедеятельность, восстановить себя, как личность. Содержание программы социальной реабилитации инвалидов, состоит из двух частей:
- Абилитация в быту – очень важна, для слепых, неговорящих, детей страдающих ДЦП и взрослых инвалидов с детства. Она не только натренирует новые навыки, а поможет, семье найти лучший вариант совместного проживания. Также социально-бытовая абилитация предусматривает подготовление жилья для больного.
- Ориентация в социальной среде – служит, для помощи людям с ограниченными возможностями, в адаптации к условиям жизни, с учетом их вновь обретенных навыков. Дает возможность получить работу, обучаться, поможет быть полезным членом общества, а не находиться на содержании и довольствоваться пособием от государства.
Большое значение имеет профессиональная реабилитация, когда на предприятиях переоборудуются рабочие места, создаются новые, людей переквалифицируют на другие специальности с учетом их физических особенностей.
Педагогический
Педагогическая реабилитация, понятие, включающее в себя, развитие и поддержание творческих способностей для взрослых, и обучающий, коррекционно-развивающий процесс для детей-инвалидов. Основой для этого вида восстановления, должна быть постоянная мотивация и поддержание интереса во время занятий. Лучше всего проводить обучение в небольших группах, где каждому уделяется внимание, и будет заметней прогресс развития.
Психологический
Психологическая коррекция, относится к одному из действенных методов, она способна активировать внутренние резервы больных людей. В случае некоторых психических болезней, неговорящим инвалидам, лицам не желающим смириться со своим состоянием, допускается внушение для указания соответствующих действий и норм поведения.
Суть психотерапии заключается в убеждении лечиться, бороться с болезнью, научиться с ней жить и решать социальные проблемы. Подавлять, отрицательные реакций, и реагировать только на положительные эмоций.
Комплексный
Комплексная реабилитация, сочетает пять видов, к которым относятся:
- медицинская;
- психологическая;
- социальная;
- социально-культурная;
- профессиональная реабилитация.
Этот метод, практикуется на базе санаториев, курортов, и в других специальных учреждениях. Врачи медцентров, составляют индивидуальные программы для инвалидов (ИПР), исходя из характеристики болезни. В законе прописано – все услуги, относящиеся к ИПР, предоставляются бесплатно. Если нет в наличии препаратов, техсредств необходимых для программы, и больной сам приобретает их, ему положена денежная компенсация, в размере стоимости техсредства или услуги.
Значение комплексной реабилитации неоценимо, хотя ИПР всего лишь рекомендация, а воспользоваться ею полностью, частично, решать только больному или его опекунам. Благодаря индивидуальным программам, лица с ограниченными возможностями, могут интегрироваться в социальные группы и структуры, решать от бытовых до политических вопросов.
Виды основных направлений реабилитации инвалидов
В понятие основных направлений входят:
- медицинские мероприятия, направленные на улучшение физического здоровья, медикаментозное
- лечение, хирургическое вмешательство, протезирование;
- все виды социальной адаптации;
- помощь в трудоустройстве и профориентации;
- спортивные, физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Федеральный закон No 122 от 22 августа 2004 года предусматривает выполнение основных направлений реабилитации, беспрепятственное использование техсредств и создание условий для использования всех благ цивилизации. Существует перечень, утвержденный Правительством РФ, и описывающий все мероприятия, технические средства реабилитации, а также услуги предоставляемые для больных. Создаются проекты в регионах страны, направленные на создание и расширение реабилитационной структуры.
Заключение
В заключении, стоит рассмотреть модель реабилитации инвалидов в Западной Европе и дать ей краткую характеристику. Западная модель позволяет без усилий влиться в общество получить образование, найти хорошо оплачиваемую работу, заняться любым видом спорта. Все это, благодаря достойному финансированию со стороны правительства. Если больной, не может самостоятельно себя обслуживать, его селят в дом инвалидов, который по нашим меркам больше напоминает 5* отель, и где живет 10-15 человек. Это преимущества, но есть и минусы.