1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблема инвалидности это проблема

Проблемы инвалидов (стр. 1 из 6)

1 Инвалидность: понятие, причины, формы………………………………………..5

2.1 Социально-бытовые проблемы……………………………………………. …13

2.2 Психологические проблемы……………………………………………………14

2.3 Проблемы получения образования…………………………………………….17

2.4 Проблемы трудоустройства…………………………………………………….22

Наметившийся во всем мире мощный процесс гуманизации общественных отношений стимулирует обострение общечеловеческого интереса к проблемам наименее социально защищенных слоев, среди которых инвалиды занимают одно из первых мест.

Разные причины ведут к потере значительной частью человечества здоровья и трудоспособности, что жестоко отражается на их материальном положении и мироощущении, порождает настроения обездоленности, ущербности и пессимизма не только у них самих, но и у окружающих. Поэтому перед обществом, осознающим свою человечность и стремящимся к ее реализации, встает проблема всесторонней помощи тем, кто в ней крайне нуждается.

Практически это находит выражение в практике реабилитации инвалидов, конечной целью которой является, по определению Всемирной организации здравоохранения, их социальная интеграция, т.е. активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества, включенность в социальные структуры, предназначенные для здоровых и связанные с различными сферами жизнедеятельности человека — учебной, профессиональной и пр.

Политика социальной поддержки инвалидов должна строиться на платформе создания условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества. Организация доступности окружающей среды для инвалидов предполагает вслед за признанием равных прав инвалидов на участие в жизни общества организацию эффективного рынка услуг, где инвалиды все более и более представляются как потребители, имеющие специфические требования, спрос на определенные товары, услуги и доступные здания.

Проблемы инвалидов нужно изучать для того, чтобы улучшить качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, также для более комфортного нахождения их в современном обществе.

Концепция равного гражданства расценивает людей с ограниченными возможностями не как лиц с «остаточной трудоспособностью», а как достойных граждан, как потребителей специальных, специфических услуг и товаров. Такое смещение акцентов способствует отказу от отношения к инвалидам как к «поврежденным» людям и формированию отношения к инвалидам как к людям с особы ми, дополнительными потребностями.

Вместе с тем инвалид не является лишь пассивным потребителем товаров и услуг. Если общество стремится интегрировать инвалидов — это предполагает процессы повышения их статуса в социально-экономических, рыночных отношениях.

Современная российская социальная политика не формирует иждивенческие настроения, ориентируя инвалидов на активную позицию в отношении занятости, независимой жизни, однако пока еще не действуют в полную меру механизмы пресечения дискриминации и произвола работодателей в отношении инвалидов. Дискриминационные действия работодателей оправдываются ими с позиций требований рыночной экономики, а пре цедентов восстановления справедливости и вынесения наказания за нарушение конституционных гарантий пока недостаточно[1].

Цель данной курсовой работы – изучить проблемы инвалидов.

Задачи курсовой работы:

1. Осветить основные понятия, причины, формы инвалидности.

2. Показать основные проблемы инвалидов.

1 Инвалидность: понятие, причины, формы

1.1 Понятие инвалидности

Согласно Российскому законодательству, инвалид — это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничениё жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое по ведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»[2].

Это определение сравнимо с тем, которое дается Всемирной организацией здравоохранения: люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, из-за предрассудков общества в отношении к инвалидам. Для того чтобы снизить воздействие этих ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов.

Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Благодаря новой государственной социальной политике, исследователям и социальным работникам, просветительской деятельности ассоциаций, выступающих за соблюдение прав человека, постепенно происходят изменения, в том числе и в самом языке. За рубежом сегодня этот термин уже практически выходит из употребления, люди избегают употреблять такие «ярлыки», как глухой, слепой, заика, заменяя их сочетаниями «ослабленный слух (зрение, речевое развитие).

По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. По официальной статистике, в России сейчас 13 млн. инвалидов. По оценке Агентства социальной информации, их не менее 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей.

В узком смысле, с точки зрения статистики, инвалидом является человек, имеющий непросроченное свидетельство об инвалидности, выданное в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) или в лечебных учреждениях силовых ведомств. Подавляющее большинство таких людей состоят на учете в органах социальной защиты или в лечебных учреждениях силовых ведомств как получатели различного рода пенсий, в том числе пенсий не по инвалидности, а по другим основаниям (чаще всего по старости).

В широком смысле в контингент инвалидов входят так же лица, подпадающие под установленное законом определение инвалидности, но в силу разных обстоятельств не обратившиеся в БМСЭ. Какие же это обстоятельства? Их можно разделить на 2 класса. Первый связан с развитием здравоохранения и медицины, в частности диагностикой заболеваний и её доступностью (например, несвоевременное выявление злокачественных новообразований). Второй – с мотивами человека в получении статуса инвалида. В настоящее время эта мотивация выше, чем в прошлом, когда ограничения для трудовой деятельности инвалидов были весьма существенны, а статус инвалида не позволял работать.

Среди инвалидов можно выделить три группы: а) пенсионеры, получающие пенсию по возрасту; б) инвалиды, получающие пенсию по инвалидности; в) работающие лица трудоспособного возраста, не являющиеся получателями пенсий и пособий.

Рост инвалидности, с которым мы сегодня сталкиваемся, можно назвать ростом «накопленной» инвалидности. Снижение шансов трудоустройства, ненадежность случайных заработков не могут не подталкивать граждан, имеющих основания для получения инвалидности, регистрировать инвалидность. Что бы выжить в таких условиях, они прибегают к аккумуляции всех доступных источников доходов, в том числе системы социального обеспечения.

Инвалидность, так или иначе определяемая, знакома каждому обществу, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

В течение последних тридцати лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования политики в отношении инвалидов, правительства различных стран разрабатывают подходы к решению проблем этой социальной группы, оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованном инвалидам[3].

1.2 Причины инвалидности

При определении группы инвалидности МСЭ всегда должна устанавливать причину инвалидности. Все документы, послужившие основанием для установления причины инвалидности, записываются в акт освидетельствования.

Существует несколько причин инвалидности:

1. Для гражданского населения:

— увечье, (заболевание) связанное с аварией на Чернобыльской АЭС;

2. Для военнослужащих:

— заболевание, полученное в период военной службы;

— заболевание, полученное при исполнении (служебных) обязанностей, военной службы в связи с аварией на ЧАЭС.

Последовательность событий, приводящих к социальной недостаточности и инвалидности, в общем виде следующая: этиология — патология (болезнь) — нарушение функций — ограничение жизнедеятельности — социальная недостаточность — инвалидность — социальная защита.

Основанием для определения инвалидности является сочетание трех факторов: нарушение функций организма, стойкое ограничение жизнедеятельности, социальная недостаточность.

Почему инвалидность является проблемой?

Введение

Почему мы выбрали для своего проекта тему «Люди с ограниченными возможностями»?

Зачастую люди не задумываются о том, как тяжело особенным людям. Нам захотелось узнать о проблемах и жизни таких людей, как им можно помочь, нас заинтересовала эта тема, мы решили углубиться в нее. Хочется донести до людей, которые не понимают, что особенные люди самые обычные люди, как и все мы, только имеют некоторые ограничения в движениях, речи и т.п. но, тем не менее, внутри мы все одинаковые, испытываем те же чувства, имеем те же органы, мы хотим донести это до других людей.

Читать еще:  Охрана труда инвалидов по трудовому кодексу рф

Резюме проекта

В Российской Федерации уровень инвалидности колеблется на уровне

8-10% от общей численности населения. Это подтверждается различными

исследованиями, проводимыми по инициативе федеральной власти.

По разным оценкам, в настоящее время численность инвалидов

Российской Федерации превышает 13 млн чел. (почти 10% населения) и

продолжает расти. Рост численности инвалидов наблюдался с 12,7 млн чел.

по состоянию на 1 января 2006 года до 13,1 млн чел. на 1 января 2012 года.

Однако, на середину 2013 года, общее количество инвалидов в России

снизилось более чем на 200 тыс. чел. и составило 12,8 млн чел. Вместе с тем

наметилась тенденция к увеличению инвалидности среди детей, что по

некоторым данным является следствием введения новых стандартов живорождения .Во многих городах России предпринимаются меры для создания более доступной среды для инвалидов. Например, в Москве созданы маршруты городского транспорта с подъёмными устройствами для колясок, в Екатеринбурге, Воронеже и мн. др. городах — социальное такси. У большинства инвалидов наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью. Врожденные или приобретенные ограниченные возможности затрудняет образование социальных связей и отношений, ведут к их разрыву, смещению. Инвалиды, как правило, выпадают из жизни общества, что оказывает неблагоприятное влияние на социальное положение этого человека ,но так назвать их язык не поворачивается — невозможно быть инвалидом, сохраняя веру в себя и силу духа. Даже физические недостатки не могут помешать человеку жить активной, полноценной жизнью, добиваться поставленных целей, творить, быть успешным. Другое дело, как назвать человека, который будучи нормальным во всех отношениях не верит в себя, перестал мечтать и стремиться к лучшему? Спящим, не пробудившимся для жизни?

Невозможное возможно и тому доказательство истории из жизни великих людей с ограниченными возможностями, как наших современников, так и предшественников, добившихся успеха вопреки тому, что должно бы их остановить. Их сила духа и безграничная вера в себя и собственные возможности достойны огромного восхищения. Несмотря ни на что, они смогли добиться поставленных целей и стали успешными.

Общество может помочь достойными денежными пособиями, пенсиями (материальный аспект) . Так же создавать для инвалидов специфические рабочие места, что бы инвалид чувствовал себя полезным обществу, это очень важно (духовный аспект) .

А вот отдельно взятый «здоровый человек» может помочь личным участием, только делать это нужно очень деликатно, что бы инвалид не чувствовал себя неполноценным. Сегодня в Москве существует множество общественных организаций инвалидов, обществ и благотворительных фондов, да и просто объединений неравнодушных людей, которые оказывают самую разную помощь людям с ограниченными возможностями. Эти организации и люди имеют отношение к обеспечению нуждающихся инвалидными колясками, уходу и помощи лежачим больным, оказание медико-социальной помощи, психическая и физическая адаптация в обществе.

Почему инвалидность является проблемой?

Инвалидность — серьезная медико-социальная проблема, актуальная не только для России, но и для мирового сообщества. Далеко не все из них получают необходимую социальную помощь и могут участвовать в полноценной жизни общества.

На текущий момент в российском социуме практически не создано благоприятных условий для инвалидов, отсутствует доступная возможность передвижения по городу. Затруднен доступ к большинству объектов социальной инфраструктуры. Даже обычный городской транспорт для большинства людей, ограниченных в передвижениях, становится непреодолимым препятствием.

Инвалидность — это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны социума, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как к равным.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью

Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Масштабность проблемы

Проблема социально-бытовой адаптации особых людей к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются людьми с ограниченными возможностями. Несмотря на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества находится в процессе изучения, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с такими людьми. Потребности особенных людей можно условно подразделить на две группы: – общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и — особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью. Вследствие этого такие люди становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования (по статистике, среди молодых людей с ограниченными возможностями много лиц с неполным средним и мало со средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число особенных людей занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью.

Трудовая деятельность определяет взаимоотношения членов общества. Инвалид обладает в сравнении со здоровым человеком ограниченной возможностью трудиться. При этом в условиях рыночной экономики он должен быть конкурентоспособным по сравнению с другими членами общества и на равных началах выступать на рынке труда. Очевидно, что проблема профессиональной реабилитации (и как ее итог — трудовое устройство инвалидов в новых для нашей страны условиях рыночных отношений) становится весьма актуальной. Труд таких людей имеет важное социально-психологическое и морально-этическое значение, способствуя утверждению личности, устранению психологических барьеров, улучшению материального положения людей с ограниченными возможностями и их семей, вносит определенный вклад в экономику страны.

Политика социальной поддержки инвалидов должна строиться на платформе создания условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества. Поэтому необходимо усовершенствовать процесс социально – бытовой адаптации к условиям жизни в социуме и в быту.

Механизм

Эта тема оказалась намного сложнее, чем мы думали, так как никогда особо не углублялись в эту тему настолько сильно. Некоторые люди, встречая инвалидов на улице, показывают им свое пренебрежение, относятся к ним так, будто инвалиды – не люди. Мы же считаем наоборот. Мало кто помогает слабым людям, не таким как все. Многие люди просто напросто не понимают, как это тяжело для людей, которые стали инвалидами, ведь к ним больше не будут относиться так, как раньше.

Мы с девочками много раз встречались и обсуждали наш проект вживую, в социальных сетях. У каждого было свое задание и всем было интересно его выполнять, все полностью погружались в свою тему и потом мы всей командой редактировали работу того, кто ее выполнял, если это требовалось. Этот проект сплотил нас еще сильнее, чем раньше. Мы все очень волнуемся за результат нашего проекта и делаем все для того, чтобы завершить его успешно. Также, мы встретились с особенной девочкой, которая прикована к инвалидной коляске.

Читать еще:  Оплата по инвалидности 3 группа

Член нашей команды, Касторная Саша, раньше училась в одном классе с особенной девочкой, Олей. Мы попросили её встретиться с нами и рассказать про её жизнь.

Саша Касторная: «Мы учились с Олей в одной школе, в параллельных классах. Она хотела перейти на домашнее обучение, так как в её классе ребята не понимали её, обижали и оскорбляли. Честно, я не понимаю таких людей. Однако, директор нашей школы предложила ей перейти в наш класс – просто посмотреть, вдруг, в нашем классе ей понравится и ведь действительно: в нашем классе Оля и осталась, ведь мы очень дружные ребята, нас называли самым дружным классом. Мы каждое утро приходили за Олей домой, наши мальчики спускали Олю на улицу и мы все вместе шли в школу. Мы очень полюбили Олю, а она нас».

16 апреля мы встретились с Олей, она приняла наше предложение встретиться и погулять, ответить на несколько вопросов. Встретив Олю, мы сразу поняли, что она очень добрая девочка, абсолютно не отличается от нас всех, кроме того, что мы можем ходить – а она нет. Она нам поведала свою историю:

С.: — Сегодня я встретилась с Олей, чтобы узнать, как она живет. Я бы хотела задать ей несколько вопросов. Оль, скажи, пожалуйста, как ты обычно проводишь своё свободное время?

О.: — В свободное время я обычно слушаю музыку, читаю, ведь другими увлечениями я не могу заниматься – здоровье не позволяет. Но вообще, я проживаю свою жизнь как обычные люди, но с некоторыми ограничениями

С.: — Скажи, пожалуйста, как все это произошло с тобой?

О.: — В год мне сделали прививку и сделали это неправильно. Я ходила до 3-х лет, потом стали болеть ноги, стали слабыми мышцы и ухудшилась осанка.

С.: — А кто находится рядом с тобой в трудную минуту?

О.: — В трудную минуту со мной находятся мои родители. Родители это мое все. Родители это глаза, голова, руки и ноги, потому что они везде и всюду меня поддерживают. Бабушка еще. Ну, вообще моя семья. Тётя. В общем, все мои близкие рядом.

С.: — Какое отношение со стороны окружающих ты чувствуешь, когда выходишь на улицу?

О.: — Ну, вообще – разное. Люди все разные и разные мнения. Кто-то смотрит косо, показывает пальцем, а кто-то наоборот – улыбается. Вот дети, они еще не видели такого ни разу и говорят: «Смотри, там девочка на коляске!». Ну, сказал, да, я улыбнусь. На это внимание вообще обращать не стоит.

С.: — Кто или что помогает тебе жить? Может, какие-то увлечения, друзья, семья?

О.: — Друзья, семья. Еще я очень люблю ходить на концерты. Вообще музыка мне помогает, вдохновляет. Потому что на концертах я кричу под песни, выбрасываю все свои негативные эмоции. Заряжаюсь энергией.

С.: — Спасибо большое, Оль, что поделилась со мной своей историей.

О.: — Тебе спасибо, рада была вам помочь.

После интервью мы погуляли с Олей. Она впрямь не отличается ни от одного из нас – те же увлечения, она испытывает те же чувства, занимается всем тем, чем и все подростки, только как сама она и сказала – с некоторыми ограничениями.

Благое дело

реализация принципов конвенции оон о правах людей с инвалидностью

Люди с инвалидностью и общество: проблема взаимного восприятия

Несмотря на все успехи, достигнутые за последние два десятилетия, равноправная интеграция людей с инвалидностью в общество продолжает оставаться одним из самых актуальных социальных вопросов в странах постсоветского пространства. На практике выходит так, что основное внимание уделяется главным образом созданию комплекса внешних условий – правовой базы, системы социальной защиты, доступной среды и тому подобного. А вот устранение барьеров во взаимном восприятии, существующих между людьми с инвалидностью и остальной частью общества, полагается обычно задачей далеко не первостепенной и решаемой постольку поскольку.

Между тем, без ее решения никакая полноценная интеграция реализована не будет. Можно сколько угодно создавать доступную среду, совершенствовать законы и увеличивать эффективность реабилитационных программ – пока общество не будет готово принять людей с инвалидностью, как равных, а те, в свою очередь, будут продолжать остро ощущать свою инакость, все усилия окажутся половинчатыми и желаемой цели достигнут вряд ли.

Зачастую в обывательском сознании “инвалидность” – практически синоним ущербности, хотя очевидно, что подобные представления далеки от реальности. В большинстве случаев (хотя и не во всех, разумеется) наличие инвалидности вовсе не означает ограничения возможностей. Человек, невзирая на определенные проблемы со своим физическим состоянием, не теряет способности проявлять себя в той или иной сфере деятельности. Он лишь оказывается перед необходимостью искать для реализации возможности иные способы и инструменты, нежели человек совершенно здоровый. По сути, речь идет об адаптации, и с той же самой проблемой в разной степени сталкивается абсолютное большинство людей хотя бы постольку, поскольку индивидуумы не равны между собой. Их физические и интеллектуальные кондиции различаются, так что универсальных рецептов, подходящих для всех, просто не существует. И в свете этого неправомерно выделять людей с инвалидностью в особую категорию, ставя в разряд однозначных аутсайдеров.

История человечества знает великое множество примеров того, как имеющие инвалидность не просто ни в чем не уступали прочим своим современникам, но и становились в авангарде общественного прогресса, играя ключевые роли в наиболее значимых сферах деятельности. Причем происходило это и в те периоды, когда вопрос обеспечения прав таких людей даже не рассматривался, как не существовало и понятия “доступная среда”. Что уж говорить о современности, в которой человек с инвалидностью располагает гораздо лучшими стартовыми условиями, чем когда-либо ранее? И все же отношение большей части общества остается прежним, как это ни печально. Каковы же причины?

Разумеется, основная – это элементарная неосведомленность, порожденная в том числе недостатком образования и общей культуры во всех слоях нашего общества. Большинство на самом деле не имеет ясного представления о проблемах, действительно актуальных для имеющих инвалидность, не подозревает о том, какую роль такие люди уже сыграли и продолжают играть в развитии социума и цивилизации, руководствуется в своем отношении традиционными сомнительными стереотипами. Изменять подобное положение вещей можно и нужно в первую очередь с помощью систематического просвещения, но почему-то этому вопросу уделяется на фоне прочего прискорбно мало внимания. Кроме того, есть еще одна важная причина, и связана она с самими людьми с инвалидностью.

Как ни парадоксально, многих людей с инвалидностью существующая ситуация “выключенности” из активной общественной жизни вполне устраивает. Имея гарантированный набор социальных благ, они становятся на путь наименьшего сопротивления и занимают иждивенческую позицию, только подпитывая этим бытующие стереотипы восприятия. С другой стороны, свое негативное влияние оказывает и непродуманная “мотивирующая” пропаганда иного рода, часто культивирующаяся в среде людей с инвалидностью и настойчиво провозглашающая их “особость”. Если вдуматься, это нездоровая мотивация, не только не устраняющая барьер, о котором идет речь, но и увеличивающая его. Выдвигая в противовес понятию “disability” лозунг об “extrability” (причем из самых благих побуждений) невозможно изменить положение вещей. Меняется лишь знак, а человек с инвалидностью продолжает мыслиться вне остального общества – снова в отдельной категории, но уже с претензией на некую непонятно откуда берущуюся элитарность. В таком подходе можно усмотреть компенсаторную реакцию психологического свойства, но конструктивным и взвешенным он точно не является.

Читать еще:  Прохождение втэк на инвалидность

Подлинная равноправная интеграция людей с инвалидностью в наше общество – процесс без преувеличения революционный, а всякая истинная революция совершается сначала в сознании человека, и уже затем находит воплощение вовне. Так что этот путь должен стать осознанным движением навстречу друг другу и принятием с обеих сторон. Мало сформировать в обществе адекватные представления о людях с инвалидностью и их истинных возможностях. Необходимо, чтобы и каждый активный человек, имеющий инвалидность, не отделял себя от социума, и не испытывал болезненного стремления что-то ему (и в не меньшей степени – себе) доказать, а просто жил в нем с ощущением внутренней свободы, собственной значимости и самодостаточности. Не больше, но и не меньше.

Михаэль Трауриг, историк и сотрудник НКО «Благое дело»

Проблемы социальной защиты инвалидов в современном обществе

Дата публикации: 25.01.2019 2019-01-25

Статья просмотрена: 2955 раз

Библиографическое описание:

Щепетнова, О. Ю. Проблемы социальной защиты инвалидов в современном обществе / О. Ю. Щепетнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55969/ (дата обращения: 02.06.2020).

В статье рассматриваются проблемы людей, с ограниченными возможностями в современном обществе, разъяснено определение инвалидности, а также даны основные два вида. В соответствии с Конституцией и Федеральным законом № 181 — ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» рассмотрены основные формулировки. А также на основании современных проблемсоциальной защиты и адаптации инвалидов сформулирована цель, которую следует достичь для нормальной жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: инвалид, Российская Федерация, социальная защита, реабилитация, социальная защита инвалидов.

Как всем известно, наше общество не может существовать без установления определенных прав, свобод и установок. Данные правила не могут устанавливаться произвольно, поэтому государству очень важно иметь юридически закрепленный закон. Гарантированные права человека, свобода граждан Российской Федерации находятся в основном законе — Конституции. Социальная защита населения, в том числе такой категории граждан как инвалиды базируются на конституционно-правовых постановлениях о правах и свободах человека. Создание комфортных условий — прямая обязанность государства.

Проблемы инвалидности рассматривает Белясов Сергей Николаевич — преподаватель института экономики и предпринимательства. Инвалид — лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты. Инвалидов можно разделить на две группы: дети и взрослые. Первым актом в этой области является — Закона от 24 ноября 1995 г. № 181 — ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон о социальной защите инвалидов ввел единое понятие инвалидности, как для взрослых, так и для детей. До этого времени инвалидность взрослых рассматривалась как снижение или утрата трудоспособности в результате болезни или травмы, а у детей определялось в соответствии в соответствии с «Перечнем медицинских показаний, при которых ребенок до 16 лет признавался инвалидом» [3, ст. 6609].

По оценке многих специалистов инвалиды (70 %) входят в группу бедных слоев населения. Так же подмечено, что бедность может быть как следствием, так и причиной инвалидности [2, с. 76]. Обзор в области здравоохранения показывает, что инвалидность распространена наиболее ярко в странах с низким уровнем дохода, чем в странах с высоким. Таким образом, борьба с бедностью является профилактикой инвалидности.

Стоит отметить тот факт, что проблемой является то, что в наших городах и учреждениях практически отсутствует инфраструктура. Более острой является данная проблема для детей-инвалидов. В нашей стране не все автобусы адаптированы для перевозки детей с ограниченными возможностями в школу. Проблема транспортного обслуживания тесно связана с вопросом доступности транспорта для инвалидов, которая в связи с этим относится к доступной для инвалидов среде жизнедеятельности. Технические требования, обеспечивающие доступность для инвалида транспорта, связаны с вопросом необходимости соответствия индивидуальных вспомогательных технических средств (кресла-коляски) тем приспособлениям, которые должны быть установлены на транспорте. Эти требования разработаны, необходима их реализация [1, с. 76–80]. Подъем на колясках в жилых домах, в учреждениях — чаще всего просто невозможен.

Хотя сейчас новые дома строятся уже с учетом новых стандартов. Но такое происходит скорее наперекор обстоятельствам, а не благодаря системным мерам, предпринятым государством и обществом [4, с. 4].

Практика показывает, что значительное количество инвалидов в настоящее время не получают необходимой для возвращения к нормальной семейной, трудовой и общественной жизни помощи, в которой они нуждаются. Почему это происходит? Малоэффективным является правовое регулирование, которое обеспечивает реализацию эргономических принципов при трудоустройстве инвалидов, т. е. необходимости полного приспособления рабочих мест, разработки инструментов, станков и оборудования специально для инвалидов. Действующие в этой области нормативные акты носят исключительно ведомственный характер, они не систематизированы. Стоит отметить, что отсутствует единый типовой документ (хотя бы на ведомственном уровне), который объединял бы все вопросы проектирования и оснащения рабочих мест для инвалидов [1, с. 76–80].

Серьезные недостатком в реабилитации инвалидов, является неразвитая правовая база на региональном уровне. Она является все еще слабой, а ее дальнейшее развитие сдерживается в силу отсутствия должного финансирования мероприятий по реабилитации инвалидов в том или ином регионе [1, с. 76–80].

В части обеспечения должной социальной защиты инвалидов и доступности их к услугам сферы жизнедеятельности, предстоит сложная работа (финансовая, информационная, правовая, а главное — организационная), которая должна быть направленна на приведение сфер образования, медицины, труда, социальных услуг и других в соответствие с потребностями людей с ограниченными возможностями.

Таким образом, исходя из вышесказанного, было бы хорошо разработать закон, который законодательно закрепил бы права инвалидов на их реабилитацию, предусмотрел систему мер по реализации медицинской, профессиональной реабилитации, урегулировал порядок инвестирования денежных и иных средств в сферу реабилитации в целях ее стимулирования. Ключевая цель социальной защиты состоит в том, чтобы инвалиды не только имели права, но и могли их в полной мере реализовать. Именно к этой задаче должно стремиться общество и государство.

1. Белясов С. Н. Социальная защита инвалидов, как обязанность государства // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 76–80.

2. Федянина М. М. Проблемы социальной защиты населения в социальной политике современного российского государства: Политико-правовой и организационный аспекты: дис. канд. политических наук. — Москва, 2003. — С. 76.

3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 2003, № 43, ст. 4108; 2004, № 35, ст. 3607; 2008, № 30, ст. 3616; 2010, № 50, ст. 6609)

  1. «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5350 (271) от 1 декабря 2010 г.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector