0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблема инвалидности в современном обществе

Жизнь инвалидов в России: нет денег, работы, доступной среды. И одиночество…

В настоящее время в России – 12,1 миллиона человек, которым официально присвоен статус инвалида. Это 8,4% населения страны. Проблема людей с инвалидностью напрямую касается почти каждой четвертой (23%) российской семьи, 13% имеют в своем составе взрослого члена семьи с инвалидностью, 3% – ребенка-инвалида и 8% опрошенных имеют один из диагнозов, связанных с ограниченными возможностями. Эти данные представлены в докладе «Люди с ограниченными возможностями в XXI веке: новые возможности и перспективы» Комитета гражданских инициатив (КГИ), подготовленном при участии Левада-центра.

Портрет российского инвалида

По состоянию на 1 января 2018 года общая численность инвалидов составила 12,1 млн. человек, в том числе численность инвалидов первой, самой тяжелой группы, составляла 1,5 млн. человек (12,1%), II группы – 5,5 млн. (45,8%), III группы – 4,4 млн. человек (36,7%), детей-инвалидов – 655 тыс. человек (5,4%). При этом отмечается такая закономерность: за 2011-2018 г.г. общее число инвалидов уменьшилось на 8,4%, а численность детей-инвалидов возросла на 20%.

По данным аналитического отчета «Отношение россиян к людям с ограниченными возможностями здоровья», проблема людей с инвалидностью, инвалидности касается почти каждой четвертой российской семьи (23%), а 13% семей имеют в своем составе взрослого члена семьи с инвалидностью, 3% – ребенка-инвалида.

Несмотря на то, что инвалиды в семье есть почти у четверти россиян, одной из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются люди с инвалидностью, – одиночество – около 24% инвалидов живут одни. Как правило, это одинокие мужчины и женщины с инвалидностью, потерявшие супругов (29%), хотя эта проблема так же актуальна и для пожилых людей без ограничений по здоровью.

Инвалидность во многом является возрастной проблемой. Две трети людей, имеющих инвалидность, старше 55 лет. Гендерный профиль российских инвалидов в целом соответствует общероссийскому распределению: 48% мужчин, 52% женщин.

Географически доля людей с инвалидностью распределена равномерно, за небольшим исключением юга России – в Северо-Кавказском и Южных федеральных округах их доля выше, чем в среднем. В сельской местности также наблюдается более высокая доля людей с инвалидностью.

Материальное положение

Материальное положение семей, в составе которых есть люди с инвалидностью, ниже, чем среди населения России в целом. Их средний ежемесячный доход составляет около 37 тыс. рублей, что ниже на 4 тыс. рублей, чем у других семей. При этом другие исследования показывают, что расходы на лечение и обеспечение нужд людей с инвалидностью оказываются выше, чем у обычных россиян.

Индикатор благосостояния семей, характеризующий оценку возможностей потребления, показал, что почти трети семей, в которых есть люди с инвалидностью, едва хватает денег на питание и одежду (28%), в то время как среди обычных семейэтот показатель составляет 21%.

Таким образом, наблюдается дисбаланс и доходов, и расходов среди семей, в составе которых есть люди с инвалидностью или дети-инвалиды.

Трудоустройство

Важнейшей нерешенной проблемой остается занятость людей с инвалидностью. За период с 2013 года по 2018 год на 700 тыс. сократилось численность работающих инвалидов – с 2344 тыс. до 1644 тыс., инвалидов первой группы – на 38 тыс., инвалидов второй группы – на 349 тыс., инвалидов третьей группы – на 300 тысяч человек.

Показатель занятости лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность (по данным выборочного обследования рабочей силы), составляет 17%, уровень безработицы лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность – 23.5%5

У инвалидов в возрасте старше 16 лет основными причинами отказа от предложений другой или какой-либо работы были:

  • низкая зарплата – 36,5%;
  • отдаленность от дома (трудности с транспортом) – 32,4%;
  • характер работы – 27,4%;
  • условия труда – 22,4%6.

Статья 24 «Права, обязанности и ответственности работодателей в обеспечении занятости инвалидов» Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязывающая работодателей в соответствии с установленной квотой для приема на работу создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, не работает. Трудовой кодекс РФ позволяет работодателю на законных основаниях уволить работника, ставшего инвалидом, если не может предоставить условия труда, рекомендованные в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА).

Доступная среда

В ходе опроса Левада-центра россиян просили оценить доступность тех мест, которые они регулярно посещают, для людей с инвалидностью. В рамках опроса также ставилась задача проследить, насколько эти объекты инфраструктуры готовы к приему людей, имеющих физические ограничения.

Опрос показал, что подавляющее большинство россиян признает, что их дома и место работы или учебы не приспособлено для беспрепятственного перемещения людей с инвалидностью. 17-18% отмечают, что такие условия созданы в местах их проживания и работы. На этом фоне сильно выделяется Москва – о комфортных условиях для перемещения людей с инвалидностью в жилых домах здесь говорят вдвое чаще (33%).

Что же касается рабочих мест – здесь цифры аналогичны стране в целом.

Среди других объектах инфраструктуры города ситуация несколько лучше. Так, медицинские учреждения, банки в большей степени приспособлены для посещения людьми с физическими ограничениями – более трети таких учреждений, по мнению респондентов, можно расценивать как пригодные для маломобильных граждан.

Продуктовые магазины, которые необходимы для регулярного посещения, реже учитывают потребности людей с инвалидностью. По оценкам респондентов, менее пятой части из них имеют специальные условия.

Хуже всего ситуация наблюдается в местах проведения досуга (музеи, театры, кинотеатры и пр.) и общественным транспортом. Только 1 из 10 опрошенных считает их доступными для маломобильных людей.

Оценки слабой доступности среды среди населения в целом согласуются и с оценками самих людей с инвалидностью.

Подавляющее большинство россиян (92%) разделяет точку зрения о том, что дома должны быть оборудованы пандусами, лифтами для людей с инвалидностью, даже если это приведет к усложнению конструкций и неудобства для остальных жильцов.

Отношение в обществе

Одним из индикаторов для успешной социальной адаптации людей с инвалидностью является возможность их присутствия в поле зрения общества. Опрос показал, что каждый третий взрослый житель России регулярно, практически каждый день так или иначе контактирует с людьми, имеющими инвалидность и другие ограничения здоровья (33%). Чаще всего, с ними взаимодействуют в своей повседневной жизни люди старших возрастных групп – старше 55 лет. Молодежь, напротив, заметно реже встречает вокруг себя такую категорию людей (21% в сравнении с 38% среди старших возрастов).

Большинство опрошенных замечают людей с инвалидностью вне объектов инфраструктуры – 8 из 10 сталкивались с ними просто на улице. Треть встречала их в медицинских учреждениях (29%) и еще четверть – в транспорте (25%). В отношении общественного транспорта стоит заметить, что распространенной практикой является привлечение людей с инвалидностью к участию в прошении милостыни или попрошайничеству. Каждый десятый имеет в поле зрения людей с ограниченными возможностями здоровья по месту своей работы или учебы. В досуговых местах (музеи, театры, кафе, рестораны) люди с ОВЗ все еще являются скорее исключением – менее 5% регулярно видят людей с инклюзией в таких объектах инфраструктуры.

Значительная часть россиян – более трети – практически не замечают людей с инвалидностью (37%). Меньше всего встречает инвалидов в своей жизни молодежь и обеспеченные слои населения.

По мнению авторов исследования, дистанцирование от инвалидов открыто не выражается, но косвенно проявляется в аргументации о необходимости раздельного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Готовность одобрить совместное обучение детей с разными физическими характеристиками выразили 46%, сегрегированное обучение в той или иной форме поддержали 48%. В то же время совместно работать с инвалидами готовы 68%, а 25% респондентов считают необходимым создание раздельных рабочих мест

Социальная изоляция и дискриминация

Значительной проблемой является одиночество и социальная изоляция людей с инвалидностью. Признание обществом того, они исключаются из коммуникативной среды, может служить проявлением чувства вины, недостаточного их вовлечения в социум. Примечательно, что люди, непосредственно столкнувшиеся проблемами со здоровьем, отдают этой позиции меньший приоритет. Для них более существенным фактором является отсутствие возможностей по получению квалифицированной медицинской помощи.

Абсолютное большинство респондентов на вопрос, какие чувства вызывают у них и среди их окружения люди с ограниченными физическими возможностями, инвалиды, дети с ДЦП, «колясочники» и другие категории наших граждан с разного рода проблемами здоровья, передвижении говорят о сочувствии им, своем (76%) и других (57%). Это свидетельствует о демонстрировании «гуманности» или «общественной солидарности» с теми, кто нуждается в нашей помощи, сочувствии, поддержке.

Читать еще:  Обеспечение инвалидов средствами реабилитации 2020

Но декларируемая норма совсем не обязательно должна переходить в те или иные формы солидарного и ответственного действия. Для более половины опрошенных вполне достаточно лишь обозначить такие приоритеты и признание значимости этой нормы, что не предполагает какого-либо практического действия или поведения, соответствующего декларируемому этическому императиву солидарности и эмпатии.

Об ущемлении прав, дискриминации, неуважительном отношении говорит каждый пятый респондент с инвалидностью (20%). В обществе в целом эта проблема также указывается схожим числом людей. Симметричность оценок людей с инвалидностью и без проблем со здоровьем, с одной стороны, явно демонстрирует понимание реальных жизненных трудностей, с которыми сталкиваются семьи. Однако степень погружения в жизнь людей, страдающих физическими или психическими ограничениями здоровья, сочувствие и готовность участвовать в решении таких проблем пока остается невыраженной.

Противоречия современной российской социальной среды распространяются и на проблематику инвалидности. Здесь отмечаются противоречия между провозглашаемой активностью социальной политики и пассивными мерами в отношении инвалидов, противоречия между финансированием материальной поддержки инвалидов и наличием сложной и неэффективной системы льгот, в отношении которой сохраняется стратификация инвалидов, противоречия между громкими декларациями и низким уровнем работы по обеспечению реального включения инвалидов в социум.

Основными проблемами людей с инвалидностью в России являются плохое материальное положение, проблемы с поиском работы и трудоустройством, недоступность городской среды для передвижения людей с физическими ограничениями и неприспособленность для них объектов социальной инфраструктуры. При этом главным барьером окружающей среды, препятствующей интеграции инвалидов и других маломобильных групп населения в социум, остается отношение большинства граждан к таким людям.

Проблемы инвалидов (стр. 1 из 6)

1 Инвалидность: понятие, причины, формы………………………………………..5

2.1 Социально-бытовые проблемы……………………………………………. …13

2.2 Психологические проблемы……………………………………………………14

2.3 Проблемы получения образования…………………………………………….17

2.4 Проблемы трудоустройства…………………………………………………….22

Наметившийся во всем мире мощный процесс гуманизации общественных отношений стимулирует обострение общечеловеческого интереса к проблемам наименее социально защищенных слоев, среди которых инвалиды занимают одно из первых мест.

Разные причины ведут к потере значительной частью человечества здоровья и трудоспособности, что жестоко отражается на их материальном положении и мироощущении, порождает настроения обездоленности, ущербности и пессимизма не только у них самих, но и у окружающих. Поэтому перед обществом, осознающим свою человечность и стремящимся к ее реализации, встает проблема всесторонней помощи тем, кто в ней крайне нуждается.

Практически это находит выражение в практике реабилитации инвалидов, конечной целью которой является, по определению Всемирной организации здравоохранения, их социальная интеграция, т.е. активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества, включенность в социальные структуры, предназначенные для здоровых и связанные с различными сферами жизнедеятельности человека — учебной, профессиональной и пр.

Политика социальной поддержки инвалидов должна строиться на платформе создания условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества. Организация доступности окружающей среды для инвалидов предполагает вслед за признанием равных прав инвалидов на участие в жизни общества организацию эффективного рынка услуг, где инвалиды все более и более представляются как потребители, имеющие специфические требования, спрос на определенные товары, услуги и доступные здания.

Проблемы инвалидов нужно изучать для того, чтобы улучшить качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, также для более комфортного нахождения их в современном обществе.

Концепция равного гражданства расценивает людей с ограниченными возможностями не как лиц с «остаточной трудоспособностью», а как достойных граждан, как потребителей специальных, специфических услуг и товаров. Такое смещение акцентов способствует отказу от отношения к инвалидам как к «поврежденным» людям и формированию отношения к инвалидам как к людям с особы ми, дополнительными потребностями.

Вместе с тем инвалид не является лишь пассивным потребителем товаров и услуг. Если общество стремится интегрировать инвалидов — это предполагает процессы повышения их статуса в социально-экономических, рыночных отношениях.

Современная российская социальная политика не формирует иждивенческие настроения, ориентируя инвалидов на активную позицию в отношении занятости, независимой жизни, однако пока еще не действуют в полную меру механизмы пресечения дискриминации и произвола работодателей в отношении инвалидов. Дискриминационные действия работодателей оправдываются ими с позиций требований рыночной экономики, а пре цедентов восстановления справедливости и вынесения наказания за нарушение конституционных гарантий пока недостаточно[1].

Цель данной курсовой работы – изучить проблемы инвалидов.

Задачи курсовой работы:

1. Осветить основные понятия, причины, формы инвалидности.

2. Показать основные проблемы инвалидов.

1 Инвалидность: понятие, причины, формы

1.1 Понятие инвалидности

Согласно Российскому законодательству, инвалид — это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничениё жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое по ведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»[2].

Это определение сравнимо с тем, которое дается Всемирной организацией здравоохранения: люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, из-за предрассудков общества в отношении к инвалидам. Для того чтобы снизить воздействие этих ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов.

Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Благодаря новой государственной социальной политике, исследователям и социальным работникам, просветительской деятельности ассоциаций, выступающих за соблюдение прав человека, постепенно происходят изменения, в том числе и в самом языке. За рубежом сегодня этот термин уже практически выходит из употребления, люди избегают употреблять такие «ярлыки», как глухой, слепой, заика, заменяя их сочетаниями «ослабленный слух (зрение, речевое развитие).

По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. По официальной статистике, в России сейчас 13 млн. инвалидов. По оценке Агентства социальной информации, их не менее 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей.

В узком смысле, с точки зрения статистики, инвалидом является человек, имеющий непросроченное свидетельство об инвалидности, выданное в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) или в лечебных учреждениях силовых ведомств. Подавляющее большинство таких людей состоят на учете в органах социальной защиты или в лечебных учреждениях силовых ведомств как получатели различного рода пенсий, в том числе пенсий не по инвалидности, а по другим основаниям (чаще всего по старости).

В широком смысле в контингент инвалидов входят так же лица, подпадающие под установленное законом определение инвалидности, но в силу разных обстоятельств не обратившиеся в БМСЭ. Какие же это обстоятельства? Их можно разделить на 2 класса. Первый связан с развитием здравоохранения и медицины, в частности диагностикой заболеваний и её доступностью (например, несвоевременное выявление злокачественных новообразований). Второй – с мотивами человека в получении статуса инвалида. В настоящее время эта мотивация выше, чем в прошлом, когда ограничения для трудовой деятельности инвалидов были весьма существенны, а статус инвалида не позволял работать.

Среди инвалидов можно выделить три группы: а) пенсионеры, получающие пенсию по возрасту; б) инвалиды, получающие пенсию по инвалидности; в) работающие лица трудоспособного возраста, не являющиеся получателями пенсий и пособий.

Рост инвалидности, с которым мы сегодня сталкиваемся, можно назвать ростом «накопленной» инвалидности. Снижение шансов трудоустройства, ненадежность случайных заработков не могут не подталкивать граждан, имеющих основания для получения инвалидности, регистрировать инвалидность. Что бы выжить в таких условиях, они прибегают к аккумуляции всех доступных источников доходов, в том числе системы социального обеспечения.

Инвалидность, так или иначе определяемая, знакома каждому обществу, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

В течение последних тридцати лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования политики в отношении инвалидов, правительства различных стран разрабатывают подходы к решению проблем этой социальной группы, оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованном инвалидам[3].

Читать еще:  Права инвалида 1 группы в россии

1.2 Причины инвалидности

При определении группы инвалидности МСЭ всегда должна устанавливать причину инвалидности. Все документы, послужившие основанием для установления причины инвалидности, записываются в акт освидетельствования.

Существует несколько причин инвалидности:

1. Для гражданского населения:

— увечье, (заболевание) связанное с аварией на Чернобыльской АЭС;

2. Для военнослужащих:

— заболевание, полученное в период военной службы;

— заболевание, полученное при исполнении (служебных) обязанностей, военной службы в связи с аварией на ЧАЭС.

Последовательность событий, приводящих к социальной недостаточности и инвалидности, в общем виде следующая: этиология — патология (болезнь) — нарушение функций — ограничение жизнедеятельности — социальная недостаточность — инвалидность — социальная защита.

Основанием для определения инвалидности является сочетание трех факторов: нарушение функций организма, стойкое ограничение жизнедеятельности, социальная недостаточность.

Проблемы инвалидов в россии

Пришло время, для того чтобы показать, что инвалидность это не проблема некоего круга лиц, а проблема всего общества.
В самом деле, ведь когда болит у нас орган — мы не отмахиваемся от него, а рассматриваем это, как заболевание всего организма.
Основная проблема состоит в отчужденности этой социальной группы от остального социума.
И тут мы можем выявить некую схему по которой проблема инвалидов развилась. Выявить причины и следствия, чтобы, воздействуя на причины,
решить проблему в целом.
Рассмотрим схему.

Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы:
– общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и
– особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.

Наиболее типичными из “особых” потребностей инвалидов являются следующие:
в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;
в передвижении;
в общении;
в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сфер;
в возможности получать знания;
в трудоустройстве;
в комфортных бытовых условиях;
в социально-психологической адаптации;
в материальной поддержке.

Так-же, можно условно разделить эти «особые» потребности на несколько подгрупп проблем:

Объективные:
— связанные с недостаточным техническим развитием и/или отсутствием:
протезирования, медикаментозной помощи (лечения), технического оснащения (коляски, специальные приспособления, предметы быта).
— связанные с недостаточным развитием инфраструктуры:
отсутствие пандусов, низких поручней, недостаточная ширина дверных проёмов, высоко расположенные окна и т.д.
— связанные с плохим материальным положением (государственные дотации), и, как следствие:
недостаточность питания, медицинской помощи инвалидам, технического оснащения.

Субъективные:
— связанные с отсутствием развитой системы социального вспоможения инвалидам:
отсутствие волонтеров на безфинансовой основе, на основе государственного и/или меценатского финансирования.
отсутствие развитой системы «удаленной» медицинской помощи (на дому), в т.ч. социально-психилогической.
отсутствие помощи в решении правовых вопросов инвалидов — разъезды и представительство в судах, нотариатах, прочих государственных бюрократических системах, требующих личного присутствия, выдержки и железного здоровья.

— связанные с трудностями в получении образования:
в целом, существует лишь школьная (невысокого качества) подготовка в интернатах, дальнейшее обучение лежит целиком на плечах инвалида, ввиду абсолютной неготовности и нежелания ВУЗов принимать на себя ответственность за обучение инвалидов, из чего вытекают проблемы —
— связанные с трудоустройством:
недостаточное образование, практически оставляет инвалидов на обочине, т.к. професии не требующие профильного образования связаны, как правило, либо с тяжелым физическим трудом, что вычеркивает отсюда инвалидов, либо настолько низкооплачиваемы, что не решают финансовые проблемы. Добавим к этому, еще и ярковыраженное нежелание работодателей брать на работу инвалида, пусть даже и способного выполнять необходимые функции, связанное со сложностями «белого» оформления, «белой» заработной платы, и регистрации в налоговых органах; а так-же в связи с нежеланием усложнять обстановку в коллективе, суть которой складывается из трех проблем:

— техническая неготовность обустройства рабочего места инвалида:
пандусы, перила, дверные проемы и оснащение (в т.ч. в санузлах), специальная мебель, доставка на рабочее место и с него, лифты и проч.

— отношение коллектива к инвалиду:
Неготовность здоровых работников к постоянной помощи инвалиду, ведь он нуждается в ней не раз от разу, а всегда — не всякий может самостоятельно снять штаны в уборной, а это, сами посудите, очень важный момент в жизни каждого человека, не только инвалида.
Во многих случаях презрительное отношение к инвалидам, из-за того, что они не могут жить полноценной жизнью, а порой и открытые насмешки.
На многих людей само нахождение, в течении длительного времени, рядом с инвалидом тягостно, ибо вызывает чувство постоянного немого упрека в собственном здоровье. Каким-бы это не показалось неправильным — этот фактор присутствует, и с ним необходимо считаться.

— отсутствие социальной адаптации инвалида:
Будучи вырванными из социального контекста с самого детства, в основном, инвалиды абсолютно дезориентированы в плане межчеловеческих взаимоотношений. Для большинства из них, в силу обстоятельств (больницы, интернаты, соцслужбы), субъективно, окружающие делятся на две категории: помощники и насмешники. К первым отношение снисходительно-требовательное, ко вторым презрительно-негодующее.
И совершенно очевидно, что будучи перенесенными в иную социальную форму общения, общечеловеческую, такой вид отношений, не будет приводить ни к чему хорошему. Требовательное отношение (нормальное в больничной атмосфере), будет вызывать отторжение, а негодование (необоснованное впрочем), будет вызывать справедливое недоумение.

Теперь рассмотрим причины возникновения данных преткновений.
Проблемы технического, правового, медицинского, бытового характера, и прочие, строго говоря являются проблемами, которые своим действием, и/или бездействием приносят люди. Здоровые люди, мы с вами. То-же относится и к проблемам чисто социального, т.н. субъективного характера.
Отсюда можно сделать вывод, что корень всех проблем инвалидов, в т.ч. и «как-бы» материальных, находится в человеке.
В том, кто не принял закон, не проследил за его исполнением, не придумал новый метод лечения, фармпрепарат, качественный и дешевый протез.
В том, кто задрал цену на редкие препараты, в том, кто мешает созданию центров реабилитации, адаптации, трудоустройства.
А кто эти люди, спросим мы? А эти люди — мы, уважаемый читатель.

Но погодим пока заниматься самобичеванием, это у нас в крови, этим мы готовы заниматься долго, с чувством, с рванием рубах и тельняшек, но это делу не поможет, посидим поохаем, а дальше дело не пойдет. Почему? Да потому, что мы пока не поняли — как возникло это отношение к инвалиду, больному и/или старому человеку, к брошенному ребенку, к их проблемам.

А суть этой проблемы можно разделить на две части — одна причина, другая — следствие. Разберем цепочку возникновения.
Следствие:
1. В уме отсутствует сочувствие к инвалидам, старикам, больным, брошенным, умирающим.
Что такое сочувствие? Это эмоция, чувство сострадания, ставшее естественным для человека.
А как может эмоция, будучи разовым мимолетным ощущением, стать постоянной?
2. Для этого необходимо наличие:
— а). объекта сострадания, и
— б) длительного (постоянного) опыта, т.е. проявление, реализация этого сострадания.
Что может дать этот необходимый опыт? Только постоянное наличие объекта в непосредственной близости.
Иными словами для того, чтобы в обществе наличествовало столь необходимое сочувствие к инвалидам, нужно, что-бы общество с этими инвалидами постоянно контактировало, жило бок-о-бок..
И вот мы добрались, наконец, до причины.

Когда-то, давным давно, люди жили вместе. В семье одновременно жило, как минимум, три поколения — родители, дети, внуки.
На их глазах, на их руках, бабушки и дедушки болели, старились и умирали. Потом доходил черед и до родителей. К тому моменту у внуков появлялись свои дети, которые проходили всю эту-же историю. Род людской так и жил. И каждый, с детского возраста, знал, что такое болезнь, старость, смерть, иногда увечье, неполноценное рождение. Каждый принимал участие в уходе за больным, в общении с ним (иногда не самом приятном), и, в конце концов, в проводах в мир иной. Это было проблемой, но такой проблемой, от которой нельзя отвернуться, которую надо решать, или жить с нею до конца жизни.

Потом, с развитием медицины, и общим повышением благосостояния человека, проблемы эти «как-бы» отошли на второй план. И вот почему.
Стали появляться клиники-стационары, дома престарелых, хосписы, интернаты, дома ребенка, сиротские приюты, дома содержания, психиатрические стационары, в которых душевнобольные были обречены проводить всю свою оставшуюся жизнь, онкологические стационары, центры для ВИЧ-инфицированных, реабилитационные центры для инвалидов, санатории. Там работают специально обученные люди, которые, со временем , настолько психологически деформировались под влиянием бытия, что, в какой-то степени, сами стали отдаляться от общего социума. Да и социум их не особо жалует. Уважает — да, но целостного взаимного проникновения на уровне жизни, общения, взаимодействия и понимания — нет. Человечество «спихнуло» с себя эту проблему. Самоустранилось от решения её.
Да, безусловно, эти заведения нужны, в них страждущие получают квалифицированную помощь, лечение и уход. Но давайте продолжим ретроспективный обзор.

Читать еще:  Финансовая помощь многодетным семьям

Сменилось несколько поколений, и вот уже выросли люди, которые понятия не имеют что такое болезни, старость и смерть, до тех пор,
пока это не коснется их лично, или их близких. Они равнодушны к старикам, потому что не знают, что такое старость. Старости нет в их жизни.
Они равнодушны к тяжелобольным. Больных нет в их жизни, больных «забрали» соответствующие организации. А если быть точным — их сбагрили туда.
Сирот нет в их жизни, инвалидов нет, обездоленных нет, никого нет..

Какой видится выход из сложившейся ситуации?
С одной стороны — было-бы верхом безответственности лишать инвалидов и прочих страждущих квалифицированной помощи.
С другой стороны — интеграция этих непривычных сторон бытия в жизнь общества, необходима для воспитания этого самого общества.
Самым логичным и оптимальным, в сложившихся обстоятельствах, был-бы срединный подход.
Постепенное изменение сложившегося обычая избавляться от больных, инвалидов и стариков.
Ведь, на самом деле не всем из этих категорий, так уж необходимо проживать вне общества.
Для этого необходимо:
Развивать категорию «семейных врачей», социальных медработников.
Создание национальной программы опеки над инвалидами, больными, умирающими и обездоленными, наподобие усыновления детей.
Средства выделяемые на доживание инвалидов и стариков, вместо разворовывания чиновниками, гораздо логичнее было-бы пустить на поддержку людей, взявших опеку над инвалидом, или стариком.
Ясно как день, что в массе, общество психологически, внутренне, душевно — не готово к таким сильным мерам. Для взращивания в своем устоявшемся сознании сострадания необходимо, конечно, немалое время.
Для поддержки этого необходимы усилия, прежде всего, педагогов, в садах, школах и институтах. Человек с раннего возраста должен знать о непрочности и зыбкости человеческого здоровья, о неотвратимости старости и смерти, быть готовым к таким изменениям.
И пока ситуация не улучшится, нужно, быть может посредством масс-медиа, или иных методов массовой пропаганды, доводить до людей состояние дел.
Да, предлагаемые меры глобальны, но ведь и проблема из разряда глобальных! Нет такого места на земле, где не было бы страданий связанных с болезнью, неблагополучным рождением, старостью и смертью. Это, так или иначе, коснется всех — значит и меры нужны соответственные.

На самом деле больны не только инвалиды, больны так-же и люди, которые не замечают их, не имеют в душе сочувствия к ним. Сострадание заложено в человеческую природу, и лишаясь его по причине-ли внешних обстоятельств, или по своему неведенью, человек лишает себя самого важно в жизни. Только объединившись, на основе проникновенной взаимопомощи и сочувствия, люди могут помочь друг другу.

Проблема инвалидности в современном обществе

Кратка история трансформации взглядов на роль инвалидов в социуме. Актуальность современной проблемы духовного развития людей с физическими недостатками. Рассмотрение статистического соотношения общественных и государственных служб помощи инвалидам.

РубрикаСоциология и обществознание
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления04.06.2014
Размер файла126,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: Проблема инвалидности в современном обществе

Проблема инвалидов, их адаптации в обществе, взаимодействия и отношения этого общества к его, так называемому меньшинству, является сегодня актуальной и очень серьезной…

В древние времена в России люди с ограниченными возможностями занимали самую низшую ступень населения. Их считали обузой, прослойкой, не приносящей пользу. Их уделом было нищенское существование и вымирание. Постепенно отношение к инвалидам менялось в лучшую сторону. В наше время положение людей с физическими недостатками существенно окрепло, выделяются денежные средства для строительства реабилитационных центров, выплачиваются пособия, назначаются льготы.

Но главной проблемой, по-прежнему остается духовное развитие этих людей, моральная поддержка. Нельзя забывать об их искалеченных судьбах, несбывшихся мечтах. Как вселить надежду в эти души? Необходимо создавать как можно больше сообществ для инвалидов, чтобы у них была возможность общаться с себе подобными, нельзя допускать чтобы они замыкались в себе и четырех стенах своей комнаты.

Инвалидность не повод ставить на себе крест и отказываться от всех радостей жизни! Главное, чтобы человек был крепок морально и духовно, полон решимости и воли к жизни, что гораздо важнее.

Нужны так же и кружки по интересам. У каждого из нас есть свои возможности и таланты. И если человек ограничен в чем либо, это означает, что у него обязательно есть какие-то другие способности. В истории России зафиксировано немало известных инвалидов.

Это лишь несколько примеров: М.И. Кутузов (фельдмаршал, главнокомандующий русскими войсками в войне 1812 г.) — отсутствовал глаз, В.И. Ульянов (Ленин) — (юрист, революционер, первый глава СССР) — как известно, последние годы своей жизни был «прикован» параличом к инвалидной коляске, Иван IV Васильевич (Грозный) — (русский Царь) — эпилепсия, паранойя тяжелой формы, И.В. Джугашвили (Сталин) — (генералиссимус, второй глава СССР) — частичный паралич верхних конечностей. И этот список можно продолжать и продолжать! Это лишний раз доказывает, что эти люди полноправные члены нашего общества и вполне могут приносить ему пользу.

Им просто нужна помощь в реализации их талантов, которыми они, возможно, смогут достойно себя обеспечивать.

Для искусства не имеют значения физические недостатки перспективного художника, музыканта или поэта.

Даже если подобные увлечения останутся всего лишь на уровне хобби, польза от них будет весьма велика.

инвалид социум общественный

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Теоретические основы, медико-социальные аспекты инвалидности в современном обществе. Основы социальной помощи инвалидам, суть регулирующих нормативно-правовых актов. Система и содержание деятельности учреждений социальной поддержки, роль интернатов.

курсовая работа [44,4 K], добавлен 16.07.2011

Особенности детской инвалидности в современном обществе. Реабилитация как основная технология социальной работы с детьми-инвалидами, основы законодательной базы. Опыт общественных организаций в решении проблем детей с ограниченными возможностями.

дипломная работа [64,1 K], добавлен 26.06.2011

Инвалидность молодежи как социальный феномен. Специфика адаптации молодых людей, имеющих ограничения, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами, в обществе. Государственные программы семейной и внесемейной социализации инвалидов.

курсовая работа [43,5 K], добавлен 26.06.2014

Методология исследования общественных организаций, их типология, функции. Мировой опыт их деятельности в сфере социальной политики. Проблемы и пути совершенствования развития и функционирования общественных организаций в современном украинском обществе.

дипломная работа [118,8 K], добавлен 25.08.2010

Теоретические аспекты проблемы трудоустройства инвалидов. Особенности правового положения инвалидов на рынке труда. Проблема квотирования рабочих мест для инвалидов. Содействие занятости инвалидам в Белгородской области. Стимулирование работодателей.

курсовая работа [41,0 K], добавлен 10.09.2010

История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам и лицам пожилого возраста. Теоретические наработки в историческом аспекте социальной защиты по социальной, медико-социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов.

курсовая работа [53,0 K], добавлен 27.01.2014

История развития проблемы инвалидности. Сущность, основные виды социальной реабилитации инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, их права и интеграция в общество. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов.

контрольная работа [330,9 K], добавлен 02.03.2011

Сущность понятия «толерантность», его актуальность в современной России. Анализ правовых актов по проблемам толерантности. Роль религии в формировании толерантности. Социально-педагогические условия решения проблем толерантности в современном обществе.

дипломная работа [77,6 K], добавлен 02.03.2010

Социальные проблемы инвалидов в РФ. Технологии социальной работы с инвалидами в учреждениях социального обслуживания населения. Выявление особенностей предоставления социальной помощи инвалидам. Формирование профессиональных качеств социальных работников.

дипломная работа [774,0 K], добавлен 11.07.2015

Изучение основных социальных проблем инвалидов, методов и путей их решения в современном российском обществе. Оценка государственной политики и нормативно-правового регулирования социальной защиты инвалидов. Обзор мероприятий по реабилитации инвалидов.

курсовая работа [244,0 K], добавлен 23.06.2012

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×