0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы социальной адаптации инвалидов

Социальная адаптация инвалидов: проблемы и перспективы

Инвалидность — особенность развития человека или болезнь, вследствие которой происходит ограниченность человека в некоторых сферах жизнедеятельности. Социальная адаптация людей с физическими отклонениями в Российской Федерации: проблемы и перспективы.

РубрикаСоциология и обществознание
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления04.04.2016
Размер файла19,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Социальная адаптация инвалидов: проблемы и перспективы

Хужина Радмила Дамировна

студент 5 курса, кафедра социальной работы

Научный руководитель Испулова Светлана Николаевна

канд. педагогических наук, доцент МГТУ им. Г.И. Носова,

Инвалидность — это особенность развития человека или болезнь, вследствие которой происходит ограниченность инвалида в некоторых сферах жизнедеятельности. Многие считают, что проблема инвалидности — это личная проблема каждого инвалида, однако это далеко не так. Одной из главных проблем социальной адаптации инвалидов является отношение общества к инвалидности. Здоровые люди зачастую считают, что инвалиды неполноценны, не доверяют им работу, на которую они явно способны, негативные стереотипы не дают работодателям принимать на работу людей с функциональными нарушениями. Но сколько людей, которые не могут самостоятельно передвигаться становятся отличными дизайнерами, художниками или программистами, отличными юристами и просто ответственными работниками.

Таким образом, проблема социальной адаптации инвалидов скорее проблема общества, а не самих инвалидов. Обществу просто необходимо пересмотреть свое отношение к людям с ограниченными возможностями.

В современном обществе на смену традиционной («медицинской») модели, определяющей инвалидность как нарушение здоровья, приходит социальная модель понимания инвалидности, которая утверждает [3, с. 195]:

— причина инвалидности — это не само заболевание, как таковое;

— причина инвалидности — это барьеры вокруг.

Социальная модель инвалидности в основном направлена на определение и устранение тех барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами своих сообществ. Социальная модель инвалидности базируется на философии независимой жизни инвалидов, которая определяется как инновационная технология, основной социально-психологической установкой которой является полноценная интеграция инвалидов в жизнь общества. Безусловно, что профессиональная адаптация и реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.

Занятость является одной из сфер создания равных возможностей для лиц с инвалидностью. Вместе с тем она является той сферой жизни, значение которой трудно переоценить для инвалидов, поскольку трудоустройство дает не только заработок, но и такие важные вещи как общение, возможность самореализации и карьеры, определенный социальный статус, наполненность жизни и т.д.

К сожалению, на пути к занятости для человека с инвалидностью все еще остается ряд препятствий, которые ему приходится преодолевать — это архитектурные, транспортные, коммуникационные, психологические и другие барьеры. И задача общества в целом, и прежде всего специальных органов, учреждений и организаций, помочь им в преодолении этих барьеров и постепенно прийти к устранению этих барьеров вообще.

Причины трудностей в трудоустройстве инвалидов кроются в трех основных сферах [2, с. 43]:

— фактической — уровень работоспособности инвалида объективно ниже, чем у здорового человека;

— правовой — законодатель выписал широкой спектр прав инвалидов в трудовой сфере, однако финансовое и организационное бремя их обеспечения необоснованно ложатся на работодателя;

— информационной — бытует масса заблуждений относительно условий работы льготников (хотя бы о том, что человека с ограниченными возможностями нельзя уволить или подвергнуть дисциплинарному взысканию).

Главная структура, разрешающая проблемы трудоустройства инвалидов в России, — это Федеральная служба по труду, ее территориальные управления и центры занятости. Местные центры занятости часто проводят «ярмарки» вакансий, в которых участвуют различные компании с целью обновления кадровой базы. Одним из аспектов решения проблем с трудоустройством является достойная организация психофизиологической помощи. социальный адаптация инвалид российский

Трудоустройство инвалидов в России в последние годы начало набирать обороты, особенно, когда появилась возможность свободного доступа к интернету. Сегодня даже на сайтах по поиску работы существует раздел «удаленная работа», есть возможность найти работу по своей специальности, например, вести бухгалтерию организации. Удаленная работа имеет ряд положительных факторов. Самое главное, что это работа на дому. Для людей, не способных самостоятельно передвигаться, это очень важно. Работа на дому выполняется в то время, когда удобно инвалиду, когда позволяет его самочувствие. И очень важен психологический момент, когда человек чувствует, что он кому-то нужен и полезен.

С целью изучения потребностей и основных проблем трудоустройства инвалидов, вопросов их информированности о положении на рынке труда, а также о роли и значении государственной службы занятости, нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 18 безработных инвалидов. Практически две трети опрошенных инвалидов считают свои доходы низкими. Вместе с тем, лишь каждый шестой рассчитывает исключительно на свои силы в процессе решения возникающих трудностей. Две трети — убеждены, что им необходима внешняя помощь.

Очевидно, что инвалиды стараются не потерять имеющуюся работу, поскольку поиск новой может затянуться. Если же инвалид оставляет место работы, то здесь наиболее частыми причинами выступают низкая оплата труда, невозможность выполнения тяжелой физической работы, которые очень часто сочетаются с действиями руководства, направленными на избавление от работника не способного энергично трудиться.

В поисках работы инвалиды, как правило, обращаются к родственникам и друзьям. Не получив каких-либо результатов, обращаются уже в службы занятости. Многие занимаются подработкой, стараясь хоть как-то улучшить свое материальное положение. При этом, практически все нацелены на получение постоянной работы, предполагающей социальные гарантии.

Полезность своего обращения в центр занятости была оценена на высоком уровне. Что касается предоставляемых услуг, то не обо всех из них проинформированы инвалиды. На первом месте оказалась услуга по профессиональной подготовке и переподготовке. Второе место занимают юридические консультации. Третьим в рейтинге востребованных оказалось информирование об опыте поиска работы другими инвалидами.

Невысокий процент трудоустройства инвалидов объясняется их низким образовательным и профессиональным уровнем, отсутствием мотивации к трудовой деятельности, постоянно сокращающимся количеством рабочих мест, пригодных для трудоустройства, в первую очередь, на специализированных предприятиях. Более половины инвалидов трудоустроено в рамках квотирования рабочих мест.

Трудоустройство инвалидов подразумевает решение целого комплекса вопросов, среди которых и создание доступной инфраструктуры, в том числе и на рабочем месте, получение инвалидом профессионального образования и психологическая адаптация к новым условиям жизни, преодоление негативного отношения к этой категории граждан со стороны работодателя.

Особое внимание, безусловно, стоит уделить отношению инвалида к данной проблеме. В ходе исследования было доказано, что конечный результат напрямую зависит от активности инвалида, его жизненных установок, уверенности в своих силах, возможности собственными силами решать возникающие проблемы. В настоящее время отношения государственных социальных служб и инвалидов носят скорее патерналистский характер, который в определенной мере не дает инвалиду самому управлять своей жизнью.

Данная психологическая составляющая является очень важной в процессе социально-трудовой адаптации инвалидов. Для формирования активной жизненной позиции инвалида, борьбы с собственными страхами, нами было предложено взаимное консультирование — метод, который хорошо зарекомендовал себя за рубежом. Он предполагает консультирование инвалида по вопросам, в том числе трудовой занятости, другим инвалидом, который смог добиться положительного результата, имеет опыт. Реализация данного метода возможна в деятельности территориальных служб занятости, либо социальных служб с участием специалистов по социальной работе.

Пока общество не сделает обдуманные шаги навстречу, социальная адаптация инвалидов к нахождению в обществе не состоится. Залог успеха в адаптации инвалидов к более-менее полноценной жизни — их взаимоотношения со здоровыми людьми.

1. Бахуташвили, Т. В., Тюря, К. Ю. Проблемы социальной адаптации молодых инвалидов // Educatio. — 2015. — № 3 (10) — 8. — С. 28-29.

2. Горина, Т. И., Кефели, В. Б. Социально-трудовая адаптация инвалидов в современном обществе // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 2. — С. 39-50.

3. Домбровская, А. Ю. Факторы социальной адаптации инвалидов в России (по материалам социологического исследования) // Известия Тульского госуд. ун-та. Гуманитарные науки. — 2013. — № 3-1. — С. 190-200.

4. Чуксина, В. В., Комиссаров, Н.Н. Дискриминация по признаку инвалидности в трудовых отношениях // Извест. Иркут. госуд. экономич. акад. — 2015. — № 1. — Том 25. — С. 126-134.

Читать еще:  При каком зрении дают инвалидность

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Инвалидность молодежи как социальный феномен. Специфика адаптации молодых людей, имеющих ограничения, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами, в обществе. Государственные программы семейной и внесемейной социализации инвалидов.

курсовая работа [43,5 K], добавлен 26.06.2014

Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни. Семья как основной фактор адаптации в условиях рыночной экономики. Проблемы адаптации при получении образования.

курсовая работа [39,0 K], добавлен 17.09.2008

Социальная адаптация: понятие и виды. Основные проблемы граждан пожилого возраста в современном обществе. Структура и функциональные особенности дома-интерната. Формы и методы социальной работы с престарелыми людьми и инвалидами в стационарном учреждении.

дипломная работа [217,7 K], добавлен 18.09.2015

Инвалидность как состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями, его категории и формы проявления. Права и льготы инвалидов в России.

курсовая работа [54,8 K], добавлен 15.05.2014

В Российской Федерации сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. теоретическое изучение причин и факторов социальной дезадаптации.

курсовая работа [39,3 K], добавлен 04.01.2009

Миграционная политика государства как фактор адаптации мигрантов. Законодательное регулирование миграционных процессов России и проблема выработки эффективной миграционной политики в Российской Федерации. Понятие и сущность социальной адаптации мигрантов.

курсовая работа [42,6 K], добавлен 27.05.2015

Травматизм как медико-социальная проблема; изучение его распространенности вследствие травм и увечий. Нормативно-правовая защита инвалидов вследствие травматизма. Социальная защита инвалидов вследствие травматизма: теория и практика. Бытовой травматизм.

курсовая работа [58,7 K], добавлен 18.05.2012

Содержание понятия инвалидность. Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями слуха. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения.

курсовая работа [29,9 K], добавлен 05.04.2008

Инвалиды как наиболее социально незащищенная категория населения. Понятие инвалидности, ее разновидности. Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов. Основные принципы работы с инвалидами. Содержание и виды реабилитации инвалидов.

курсовая работа [45,8 K], добавлен 25.01.2010

Организация социальной адаптации пожилых людей как социальная проблема, тенденции развития стационарных учреждений. Анализ деятельности специалистов комплексного центра социального обслуживания населения, направленной на социальную адаптацию клиентов.

дипломная работа [69,5 K], добавлен 26.10.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Проблемы социальной адаптации инвалидов

Полное участие в основных звеньях общества — семье, социальных группах и общине — является главным элементом жизни человека. Право на равенство возможностей такого участия предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека и должно предоставляться каждому человеку, включая инвалидов. Однако в действительности инвалиды зачастую лишены возможности полного участия в деятельности той социально-культурной системы, к которой они относятся. Отсутствие такой возможности является следствием физических и социальных барьеров, которые возникают по ряду следующих причин:

· незнание (как вести себя в обществе людей с инвалидностью, в чём заключается и чем опасен их недуг);

· страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся ранить (физически или морально), огорчить);

· агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вследствие не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).

Такие отношения и поведение зачастую приводят к отстранению инвалидов от социальной и культурной жизни. Люди стремятся избегать контактов и личных отношений с инвалидами. Распространенность предубеждений и дискриминация в отношении инвалидов, а также степень их отстранения от нормального социального общения создают психологические и социальные проблемы для многих из них.

Зачастую в профессиональной сфере деятельности и других сферах обслуживания лица, с которыми инвалиды вступают в контакт, недооценивают потенциальные возможности участия инвалидов в нормальной общественной жизни и тем самым не способствуют вовлечению в нее инвалидов и других социальных групп.

Вследствие этих барьеров людям с инвалидностью бывает трудно или даже невозможно иметь близкие и тесные отношения с другими людьми. Лица, отнесенные к категории «инвалидов», зачастую лишены возможности вступать в брак и иметь детей даже при отсутствии функционального ограничения в этом отношении. В настоящее время возрастает понимание потребности лиц, страдающих умственными расстройствами, в личном и социальном общении, включая половые отношения.

Многие инвалиды лишены возможности активно участвовать в жизни общества в силу отсутствия снабжённости общественных пространств специализированным оборудованием (например, пандусов): они сталкиваются с такими физических барьерами, как дверные проемы, слишком узкие для инвалидных колясок, ступеньки на подходах к зданиям, по которым невозможно подняться, автобусы, поезда и самолеты, неудобно расположенные телефоны и выключатели, санитарное оборудование, которым невозможно пользоваться. Аналогичным образом они не могут участвовать в жизни общества в силу других препятствий, например, средств слуховой связи, не учитывающих потребностей лиц, страдающих дефектами слуха, и средств письменной информации, не учитывающих потребностей лиц, страдающих дефектами зрения. Такие барьеры являются результатом незнания и отсутствия внимания; они существуют, несмотря на тот факт, что большинство из них можно при небольших затратах устранить на основе продуманного планирования. Хотя в некоторых странах и введено законодательство и проводятся пропагандистские кампании по устранению таких препятствий, эта проблема по-прежнему остается острой.

Весьма очевидно, что саму идею социальной адаптации инвалидов поддерживают большинство, однако углублённые изучения выявили сложность и неоднозначность отношения здоровых к больным. Это отношение можно назвать амбивалентным: с одной стороны инвалиды воспринимаются как отличающиеся в худшую сторону, с другой-как лишённые многих возможностей. Это порождает как неприятие нездоровых сограждан остальными членами общества, так и сочувствие по отношению к ним, но в целом отмечается неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами и к ситуациям, позволяющим инвалидам реализовать свои возможности наравне со всеми. Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. У людей с инвалидностью же не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями. Инвалиды далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько общо, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств-доброты, отзывчивости и т.п. В то же время важно помнить, что все люди с ограниченными возможностями обладают своими недугами, и если один человек в силу своего физического недуга никак не может в полной мере коммуницировать с другими членами общества, то другому могут мешать лишь предубеждения окружающих.

На протяжении своей истории общество постоянно меняло свое отношение к людям с отклонениями в развитии. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. В результате изменения сознания общества возникла социальная модель инвалидности, в основе которой лежит формирование личности инвалида через окружающую его среду. Процесс социализации индивида немыслим без участия в нем агентов: первичных и вторичных. Они играют важнейшую роль в усвоении молодым инвалидом норм, ценностей, установок, в интеграции его в общество. Агенты являются главным звеном в процессе социализации и социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Только сплоченная работа всех агентов позволить достичь молодому инвалиду успешной социализации.

Существует множество механизмов и технологий сопровождения процесса социализации молодых инвалидов. Только почти все они мало направлены на самореализацию, самосовершенствование молодого человека с ограниченными возможностями здоровья, его адаптацию.

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений).

Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы. Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.

Можно выделить четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.Главная особенность социальной адаптации – это то, что она связана с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

• общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

• социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

• сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидумов.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

· Реализация механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

· Усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;

· Достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

Существенным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является отношение инвалидов к своей собственной жизни после перенесенного заболевания, или будучи уже рожденным с ним. Больше половины таких людей оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное и считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Причём понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью в большинстве случаев, сводится к нестабильному или недостаточному финансовому состоянию инвалида, неимению возможности реализовать свои замыслы, свои способности, которые он может развить в себе, несмотря на свое заболевание, но, к сожалению, не имея материальной обеспеченности для всего этого. Чем ниже доходы инвалида, тем безнадежнее его отношение на свою жизнь и тем ниже его самомнения.

Выводы

В первой подглаве первой главы своего курсового проекта я рассмотрела явление гуманизм. Передо мной стояла задача вывести универсальное, на мой взгляд, определение термина ‘гуманизм’, основанное на многовековом опыте наших предшественников, но в то же время отвечающее современным нормам.Путём сравнений определений, данных разными людьми в разные времена, я пришла к общему заключению: гуманизм – это исторически изменяющаяся система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье; считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Во второй подглаве первой главы я узнала, что на данный момент около 23% людей по всему миру имеют инвалидность разной степени тяжести, и больше половины из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное, считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Также я выяснила, что основными препятствиями равного общения между здоровыми людьми и людьми с инвалидностью являются:

· незнание (как вести себя в обществе людей с инвалидностью, в чём заключается и чем опасен их недуг);

· страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся ранить (физическо иил морально), огорчить);

· агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вслдествии не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).

Проблемы социальной адаптации инвалидов

Инвалидность — состояние человека, характеризующееся наличием стойких физических, умственных, сенсорных или психических нарушений здоровья, которые влекут за собой препятствия или ограничения в деятельности. Инвалидность может возникнуть как вследствие перенесенного заболевания, травмы, так и при рождении в результате внутриутробных дефектов развития плода, неправильного родовспоможения и других факторов [1].

Статус «ребенок-инвалид» устанавливают специалисты учреждений медико-социальной экспертизы на основании медицинского обследования, проводимого врачами. По данным Федеральной службы государственной статистики, количество детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в РФ на начало 2016 года составило около 600 тысяч человек [10]. Эта цифра увеличивается каждый год. Большая часть таких детей живут в семьях, но есть среди них такие, уход за которыми осуществляет государство в лице специалистов специализированных учреждений для детей-инвалидов. Таких учреждений в нашей стране более 100, в них проживает примерно 20 тысяч детей-инвалидов, что составляет чуть более 3% от общего числа детей-инвалидов в РФ [8]. Как правило, в специализированных учреждениях проживают так называемые «тяжелые» больные, не имеющие возможности самостоятельно передвигаться, без социально-бытовых навыков, с тяжелыми формами поражения интеллекта.

Большая часть детей-инвалидов воспитывается в семьях родителями или иными законными представителями. Так, например, в г. Черногорске Республики Хакасия проживают десятки семей, воспитывающих детей-инвалидов, в микрорайоне Девятый поселок таких семей — 60.

В политике нашего государства одной из первоочередных задач является решение проблемы включения людей с ограниченными возможностями здоровья в общество и создание условий для их полноценной и независимой жизни. Социальная адаптация нужна не только ребенку-инвалиду, но и семье, в которой он воспитывается, так как социальная изоляция отрицательно сказывается на развитии и самореализации личности человека. Общаясь друг с другом, и дети, и родители смогут не только решить насущные проблемы воспитания детей-инвалидов, но и создать своеобразный центр взаимопомощи.

Можно также отметить не вполне толерантное отношение общества, особенно подростков и молодежи, к детям с ограниченными возможностями здоровья. К ним предвзято относятся, не считают их полноправными членами общества с теми же правами, что и все остальные. Поэтому встает вопрос о формировании инклюзивного общества, которое бы адекватно принимало детей и взрослых с ограниченными возможностями. Часто школьники, не имеющие проблем со здоровьем, относятся к своим сверстникам-инвалидам либо равнодушно, либо жестоко. Причинами такого поведения сверстников можно назвать следующие факторы:
— отсутствие опыта взаимодействия, общения со сверстниками – детьми-инвалидами;
— несформированность таких важных личностных качеств, как милосердие, толерантность, уважение, принятие ребенка с ограниченными возможностями как самого себя;
— недостаточное количество и низкое качество совместных мероприятий, которые проводятся для детей-инвалидов и их сверстников, не ограниченных в физических возможностях.

Всем известно, что именно в совместной деятельности больной ребенок намного лучше осваивает все жизненные навыки, школьную программу, учится жить в обществе. Изоляция никогда не идет на пользу ни здоровому, ни ограниченному в физических возможностях человеку.

Опросы, проводимые «Левада Центром», говорят о том, более 70% родителей (законных представителей) согласны, чтобы их ребенок учился в классе с инвалидом, около 20% не согласны, 10% затруднились с ответом [9]. Получается, что среди взрослых людей есть те, которые не понимают проблем инвалидов и не готовы жить с ними в одном обществе.

А ведь инвалидность не означает, что человек опасен для окружающих, большинство инвалидов – люди, ограниченные только в своих физических возможностях, а их моральные принципы, уровень интеллектуального развития находятся в норме. Среди инвалидов много людей, серьезно занимающихся наукой. Статистические данные говорят о том, что в средних государственных и муниципальных учреждениях в России обучается более 12 тысяч инвалидов, в учреждениях высшего профессионального образования обучается более 15 тысяч инвалидов. Потенциал людей с ограниченными возможностями здоровья никем не изучен и совершенно не востребован в обществе, потому что общество не готово жить рядом с инвалидами и видеть в них людей с равными способностями. А ведь более 50% инвалидов могут вести наравне со всеми активный образ жизни, но для этого не созданы условия.

Социальная политика государства направлена на поддержку категорий граждан, нуждающихся в помощи. К слабо защищенным социально людям относятся в первую очередь, инвалиды, в том числе инвалиды детства.

Актуальность данной статьи состоит в том, что обеспечение государством социальных гарантий и предоставление льгот слабо защищенным слоям населения, а также соблюдение порядка их предоставления соответствующими структурами является важной частью государственной политики развитого общества. Чем объемнее набор государственных льгот, тем больше граждан, чувствующих себя социально защищенными. А это важный показатель ориентированности общества на человека, его потребности. Развитие социальной системы в Российской Федерации свидетельствует о ее возрастающей востребованности. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом под защитой государства должны быть действительно нуждающиеся в помощи люди, иначе непродуманная социальная политика льгот может привести к недовольству граждан, не пользующихся льготами, но принимающих участие в их формировании в виде налогов и сборов.

Льготы – самый распространенный вид социального обеспечения. Учеными определены основные характеристики льгот:
— это исключение из общеустановленных правил;
— это правомерные исключения, законные изъятия, установленные компетентными органами;
— льготы сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности.

В Федеральном законе от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» указан полный перечень льгот доступный ребенку-инвалиду. Ребенку-инвалиду обеспечиваются равные со здоровыми детьми условия обучения, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая вузом. При необходимости и по состоянию здоровья такому ребенку обеспечиваются специальные условия обучения, прохождение Государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена, поступления детей-инвалидов на бюджетные места образовательные учреждения высшего профессионального образования в рамках цифр льготного целевого приема. Помимо этого, государством гарантируется и ряд других льгот как материального характера (пособия, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно, предоставление сложной ортопедической обуви и протезно-ортопедических изделий, лекарств, инвалидных колясок, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и т.д.), так и нематериального характера (психолого-педагогическая помощь, обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам и т.д.) [2].

Таким образом, можно отметить, что в Российской Федерации ведется активная работа в области удовлетворения экономических и социальных потребностей детей-инвалидов. Все дети-инвалиды и их родители (законные представители) получают льготы в соответствии с федеральным и региональным законодательствами и пользуются набором социальных услуг, предоставляемым им в зависимости от заболевания. Также они имеют право на получение образования по общеобразовательным или адаптированным образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Большая часть детей-инвалидов, имеющих заболевания, связанные с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обучаются по индивидуальным программам дома.

Вместе с тем в системе социального обеспечения Российской Федерации имеется ряд существенных недостатков, которые не позволяют детям с устойчивым нарушением здоровья полностью интегрироваться в социальную жизнь общества.
1. В Российской Федерации не создана безбарьерная среда, предполагающая свободное и адаптированное для инвалидов проживание и передвижение как внутри зданий, так и на улицах, в общественном транспорте. Большинство многоквартирных домов, медицинских и социальных учреждений, учреждений образования, культуры и спорта не оборудованы всем необходимым для комфортного пребывания инвалид
2. Негибкая система социальных льгот заставляет инвалидов пользоваться тем, «что предлагают», что ограничивает свободу выбора. Это касается льготного обеспечения лекарствами, средствами технической реабилитации, проезда к месту лечения и обратно, выбора лечебно-профилактического учреждения для реабилитации и т.д.

Для полноценного функционирования системы социальной адаптации детей-инвалидов, необходимы слаженные усилия государства и общества. Зачастую государство не может или не хочет замечать проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья, для этого нужна целенаправленная работа, не только в области льгот и материального обеспечения, но и в сфере внедрения лиц с ограниченными возможностями здоровья в полноценную жизнь общества.

Социальная адаптация инвалидов

Инвалидность в современном обществе

Инвалидность – специфические особенности состояния и развития организма человека, сопровождающееся ограничением жизнедеятельности в различных формах.

Социальная адаптация инвалидов – это комплекс мероприятий, предусматривающих восстановление потерянных или ранее разрушенных взаимоотношений и социальных связей в результате инвалидности.

Как правило, у этой социально-демографической группы людей ограниченная возможность получения образования, низкий уровень дохода, проблемы в создании семьи, самореализации. У многих отсутствует желание заниматься общественной жизнью, потерян интерес к жизни. Отсутствие достаточных практических навыков в самостоятельной жизни приводит к тому, что они оказываются в большей или в меньшей степени обузой для родственников.

Достижение цели социальной адаптации инвалидов основано на укоренении в общественном сознании идеи равных возможностей и прав для инвалидов. Необходим переход от сигрегированных видов помощи (в виде специальных учреждений) к методам, позволяющим инвалидам быть в центре общественной жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Мощным фактором адаптационного процесса является взаимоотношение между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В целом в обществе отмечается неготовность многих людей к ситуациям, в которых реализуются возможности инвалидов наравне со здоровыми людьми, к тесному контакту с инвалидами.

Взаимоотношения между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями должны строиться на ответственности обоих сторон за эти взаимоотношения. Однако у многих инвалидов не хватает умения выразить себя в процессе общения, недостаточно социальных навыков, они не всегда могут правильно оценить нюансы отношений, воспринимая окружающих людей несколько обще. Часто взаимоотношения складываются непросто и между инвалидами.

Основным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни. Результаты социологических исследований показали, что почти половина инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Процесс социальной адаптации инвалидов в настоящее время затруднен, так как:

  • прослеживается низкая удовлетворенность жизнью;
  • присутствует отрицательная динамика самооценки;
  • наблюдаются значительные проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
  • эмоциональное состояние, в основном, характеризуется неуверенностью в будущем, тревожностью, пессимизмом.

Типы социальной адаптации и ее диагностика

Основные типы социальной адаптации инвалидов:

  1. Активно-позитивный. У инвалидов этого типа высокая самооценка, благоприятный настрой, энергичность, оптимизм, самостоятельность суждений, они самостоятельно ищут пути выхода из неблагоприятных ситуаций.
  2. Пассивно-позитивный. У инвалидов данного типа заниженная самооценка, отсутствует стремление к изменениям и переменам в жизни, положение в котором он находится полностью устраивает.
  3. Пассивно-негативный. У инвалидов наблюдается неудовлетворенность своим положением, отсутствует желание что-либо улучшить. Такие людям характерны настороженное отношение к окружающим, психологический дискомфорт, заниженная самооценка, ожидание значительных катастрофических последствий от незначительных неудач.
  4. Активно-негативный. Наблюдаются неудовлетворенность собственной жизнью, психологический дискомфорт, есть стремление изменить ситуацию к лучшему, но, по ряду объективных и субъективных причин, нет практических результатов.

В современном мире широко применяются методики, позволяющие определит уровень социально-психологической адаптации инвалидов. Например, опросник К. Роджерса и Р. Даймонда диагностирует особенности прохождения социальной адаптации. Он включает 101 утверждение, каждое из которых сформулировано в третьем лице единственного числа для избегания воздействия прямого отождествления.

Социальность является определяющим фактором в физическом развитии инвалида. Для выполнения любой социальной роли необходимы определенные физические качества. Чем сложнее социальная деятельность, тем выше нужна дифференциация проявлений физических параметров.

В современном мире формирование общества предполагает воспитание индивидов с высокой интеллектуальной и физической работоспособностью, всесторонне гармонично развитых. Для этого разрабатываются и внедряются методики, в которых объектом исследования выступают уровни социальной адаптации индивидов.

Проблемы социальной адаптации инвалидов

Проблема социальной адаптации инвалидов – одна из важнейших сторон общей интеграционной проблемы.

Сущность проблемы социальной адаптации инвалидов определена экономическими, правовыми, производственными, психологическими и коммуникативными особенностями взаимодействия с окружающей средой. Наиболее серьезные аспекты проблемы связаны с появлением многочисленных барьеров, не позволяющих активно включиться в жизнь общества.

Все потребности инвалидов можно условно обозначить как общие – характерные для всех граждан и особые, заключающиеся в восстановлении нарушенных способностей, общении, передвижении, в восстановлении доступа к культурным объектам, объектам социально-бытовой и др. сфер, в возможности обучаться, трудоустроиться, иметь комфортные бытовые условия, получать социально-психологическую адаптацию и т.д.

Социальная адаптация инвалидов предполагает решение следующих задач:

  • получение инвалидами равных возможностей с остальными членами общества;
  • охрана интересов и защита прав инвалидов;
  • интеграция в социальную среду;
  • информирование общества о выполнении мер социальной защиты инвалидов и их положении;
  • формирование позитивного общественного мнения.

Социальная адаптация детей-инвалидов

Из-за ограничений приспособительных возможностей дети-инвалиды являются наиболее проблемной группой с точки зрения социальной адаптации.

К основным причинам сложной адаптации детей-инвалидов относятся: недостаток физического и психического здоровья, неблагоприятная материально-экономическая ситуация, ограниченность социального опыта.

Так как численность детей-инвалидов по всему миру неуклонно растет, необходимы эффективные меры по их адаптации к жизни в обществе. Проблема социальной адаптации детей-инвалидов имеет социальное, политическое, экономическое, морально-этическое значение. Необходимо предоставить возможность детям с ограниченными возможностями здоровья участвовать в жизни социума в соответствии с их возрастом.

Социальная адаптация детей-инвалидов имеет свои специфические особенности, которые должны решаться на государственном уровне с использованием новейших разработок медиков, педагогов и психологов.

Успешная социальная адаптация позволяет детям-инвалидам более быстро приспособиться к полноценной жизни, восстановить их социальную значимость, повысить гуманные тенденции в обществе.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×