1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологическая помощь детям с ограниченными возможностями

Все об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Какие возможности образования существуют для детей с ОВЗ?

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации города Москвы по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:

  • реализацию адаптированных образовательных программ;
  • вариативный набор программ дополнительного образования;
  • организацию доступной среды;
  • предоставление специальных учебников;
  • организацию услуг специалистов (психологов, дефектологов, тьюторов, ассистентов);
  • оказание коррекционной помощи.

Кроме того, для детей с ОВЗ в Москве работают спортивные секции.

2. Что нужно, чтобы ребенок получил право на специальные условия обучения?

Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях Москвы необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).

На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

3. Какие документы нужны для обследования?

Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:

заявление или согласие родителя или законного представителя ребенка на проведение психолого-педагогического обследования в ЦПМПК города Москвы;

  • свидетельство о рождении ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для детей старше 14 лет — паспорт (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • паспорт родителя или законного представителя (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), индивидуальная программа реабилитации или абилитации (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся образовательных организаций — характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (оригинал);
  • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (оригинал).

Для организации специальных условий государственной итоговой аттестации (ГИА) также представляются:

  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче ГИА в текущем учебном году (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро МСЭ, ИПРА (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся на дому — приказы о переводе обучающегося на обучение на дому (копии, заверенные руководителем образовательной организации).

4. Как записаться на обследование?

Запишитесь для проведения обследования в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы (ЦПМПК) на mos.ru.

Прием в ЦПМПК осуществляется по адресам:

  • улица Долгоруковская, дом 5 (вход со стороны улицы Фадеева, дома 2);
  • 2-й Верхний Михайловский проезд, дом 9а;
  • улица Бехтерева, дом 19;
  • город Зеленоград, корпус 1128.

По результатам обследования вы получите оригинал заключения ЦПМПК, который нужно представить в образовательную организацию для получения специальных условий обучения и воспитания.

Подробнее узнать о работе ЦПМПК можно на сайте Московского центра качества образования. Консультации специалистов ЦПМПК можно получить по многоканальному телефону: 8 (499) 322-34-30.

5. Что делать, если специальные условия обучения не нужны, но нужна психологическая помощь?

Если вашему ребенку необходима психолого-педагогическая или социальная помощь, если ребенок столкнулся с трудностями в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, вы можете обратиться в Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы. Отделения центра расположены в территориальной доступности в каждом округе города.

Кроме того, необходимую психолого-педагогическую помощь можно получить на базе любой образовательной организации, обратившись к специалистам школьной психологической службы.

Психологическая помощь детям с ограниченными возможностями

Семья в России издавна рассматривалась как институт, осуществляющий руководство воспитанием подрастающего поколения. В течение многих столетий воспитательный потенциал семьи подпитывался и поддерживался традициями русской культуры и усилиями выдающихся отечественных педагогов (Ш.А. Амонашвили, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, С.И. Гессен, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, М.В. Ломоносов. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).

Проблемы, возникающие в семьях обычных детей, безусловно, сложны, но те трудности, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеют особенный характер. Конец XX и начало XXI столетий в отечественной коррекционной педагогике и психологии ознаменовался поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей, страдающих физическими и психическими недостатками. В этой связи проблема оказания помощи семье ребенка с нарушениями в развитии и с особыми образовательными потребностями становится все более актуальной и востребованной дефектологическим сообществом. Интерес специалистов не ограничивается теперь лишь методическими вопросами формирования у детей тех или иных знаний и навыков. Акцент коррекционного воздействия переносится на семью больного ребенка. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию благоприятных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома [3, 11]. Активное развитие нового направления в российской науке позволило в течение первого десятилетия XXI столетия получить сведения, характеризующие в той или иной степени семейную атмосферу и влияние ближайшего социального окружения на особенности практически каждой категории детей с ОВЗ (И.С. Багдасарьян, 2000; Т.Г. Богданова, Н.В. Мазурова, 1997; Н.П. Болотова, 2011, О.В.Булатова, 2007; О.В. Залесская, 2009; В.З. Денискина, 2004; М.Н. Елиашвили, 2012; О.Г.Калина, 2007; Н.В. Мазурова, 2014, Д.Ю. Мостовой, 2005; В.В. Ткачева, 1999, 2005; Е.В.Устинова, 2006; А.Ю. Хохлова, 2007; Т.И. Целевич, 2008 и др.).

Первые исследования, представляющие комплексное изучение семей всех известных нозологических групп детей с ОВЗ, позволили сформулировать концепцию психологической помощи таким семьям, открывающую новое перспективное направление в специальной психологии; определить теоретико-методологические основы системы психологической помощи семье ребенка с ОВЗ, включающие основные концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления диагностической, консультативной и коррекционной работы [3,6].

Нам удалось разработать и апробировать на практике инновационную модель организации психологической помощи семье ребенка с ОВЗ (В.В. Ткачева, 1999, 2005). С целью изучения особенностей внутрисемейных условий и психологических особенностей родителей детей с нарушениями развития был разработан специальный психодиагностический инструментарий, а также комплекс групповых психокоррекционных занятий для родителей детей, имеющих отклонения в развитии [10,12,13]. В результате изучения психологических особенностей родителей были выделены три психологических типа, характеризующие особенности личностных девиаций родителей детей с нарушениями развития, а именно: авторитарный тип, невротичный тип и психосоматичный тип (В.В. Ткачева, 1999, 2005). Было доказано, что на отношение к ребенку с ОВЗ и его личностное развитие оказывают влияние следующие факторы:

— дефект ребенка, его выраженность, необратимость и внешние проявления;

-особенности личности родителей как лиц, организующих взаимодействие с проблемным ребенком, при этом важную роль в выборе родителями модели воспитания (модель «сотрудничество» или модель «отказ от взаимодействия») выполняют характеристики их психотипа (авторитарный, невротичный, психосоматический тип);

-ценностные ориентации родителей в отношении ребенка, специфический характер влияния родительских установок на процесс воспитания ребенка, их зависимость от семейных, национально-этнических традиций, социального уровня и образованности родителей;

-социальная среда и условия, которые способствуют или препятствуют реализации родителями своих воспитательных задач.

Концептуальные основы психологической помощи семье ребенка с ОВЗ, как направления в специальной психологии, строятся на известных положениях отечественной дефектологической науки: культурно-исторической теории Л.С. Выготского; теории деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; теории отношений Б.Г. Ананьева, М.М. Кабанова, В.Н. Мясищева; теории личности и концепции неврозов В.Н. Мясищева; учении об акцентуациях характера К. Леонгарда и А.Е. Личко [4]. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, опирается на системный подход, позволяющий оказывать семьям комплексную всестороннюю психокоррекционную помощь, включающую их психологическое изучение, консультирование и психокоррекцию [11,14].

Читать еще:  Правила парковки на инвалидных местах

Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у них ценностного отношения к ребенку с ОВЗ и позитивного взгляда на его будущее [7, 8]. Психолог также осуществляет коррекцию психологического состояния родителей. Задача психолога в этой области заключается в профилактике невротизации или психопатизации родителей (особенно матерей и бабушек), оптимизации межличностных отношений в семье. Коррекция неадекватных поведенческих стратегий у членов семей включает:

-формирование адекватных моделей взаимодействия и воспитания ребенка с ОВЗ в семье;

-преодоление межличностной внутрисемейной конфронтации;

-формирование адекватных моделей взаимодействия родителей в социуме;

-оптимизацию внутреннего психологического состояния родителей, установление гармоничного взаимодействия родителя с внешним миром, предупреждение псевдоаутизации и «замыкания» на своей собственной проблеме;

-адаптацию родителя в коллективе родителей группы, класса и всего образовательного учреждения.

Методика психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, разработанная нами – первая отечественная технология психокоррекционной работы, обеспечивающая оптимизацию самосознания родителей и внутрисемейных условий развития ребенка с ОВЗ [11,14].

В качестве субъектов личностной психологической коррекции выступают: ребенок с нарушениями в развитии, его родители или лица их замещающие, другие члены семьи [7,9]. Предметом психологической коррекции в межличностных взаимодействиях являются отношения между членами семьи. Методика основывается на интегративном подходе, включающем использование психокоррекционных техник различных направлений и комплексном подходе, позволяющем преодолевать проблемы не только ребенка с ОВЗ в семье, но и всех ее членов. В соответствии с особенностями субъектов психокоррекционного воздействия в методике выделяются следующие направления работы:

-коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с нарушениями в развитии;

-коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах их родителей. Последнее направление представлено, в свою очередь, двумя блоками: психолого-педагогической коррекцией и психокоррекцией (индивидуальной и групповой). В процессе проведения коррекционных занятий на самосознание родителей детей с ОВЗ оказывается психокоррекционное воздействие с целью его оптимизации. Этот процесс направлен на раскрытие внутреннего психологического конфликта (недуг ребенка с выраженными нарушениями развития может быть неизлечим), на переориентировку сознания, в первую очередь, матери ребенка, с общепризнанных моделей ценностей (ребенок не может быть неполноценным, он должен родиться здоровым, интеллектуально и физически сохранным), которые были у нее сформированы в виде родительских репродуктивных установок до рождения больного ребенка, на общечеловеческие ценности: не важно, какими недугами страдает ребенок, важно то, что ОН ЕСТЬ, и он нуждается в любви и помощи родителей. У родителей происходит формирование новых жизненных ориентиров относительно будущего ребенка с ОВЗ и перспектив своей собственной жизни [14].

В начале второго десятилетия XXI столетия под нашим руководством Н.П. Болотовой была разработана психокоррекционная технология МОЗАРТ [1,2]. Эта технология представлена 3-мя методиками. Методика «Мозарт-развитие» используется в работе с детьми с ОВЗ дошкольного, школьного и подросткового возраста. Коррекционный потенциал этой методики направлен на развитие когнитивных процессов, продуктивных форм общения и сотрудничества, самоконтроля. Большое внимание уделяется развитию у детей с ОВЗ эстетического вкуса. Задания предлагаются детям в игровой форме, но с использованием средств искусства, в частности, живописи. Методика «Мозарт-развитие» эффективна в работе с детьми с ОВЗ с целью коррекции как общего психического развития, так и в области преодоления внутриличностных конфликтов.

Игровые пособия технологии «Мозарт» серии «Мозартика» – «Витраж», «Усадьба», «Подмосковный городок», «Туманы», «Русское чудо», «Дорога в космос», способствуют усвоению ребенком основных и смешанных цветов, геометрических форм, стимулируют аналитико-синтетическую деятельность мозга, развивают способность к моделированию. Игровые пособия могут быть использованы для развития речи, воображения, умения фантазировать, сочинять и т.д.

При выполнении игровых заданий и композиций из карточек с художественной составляющей у ребенка стимулируется потребность к самовыражению с помощью средств искусства. У детей с сенсорными и двигательными нарушениями в силу ограниченности своего жизненного пространства возможной компенсацией фрустрированной потребности в межличностных контактах может служить общение через обобщенные и структурированные по базовым социальным ценностям образы: природа, дом, город, деревня и др., которые заложены в «Мозарте». Дети с помощью воображения и фантазии расширяют внутреннее психологическое пространство, что позволяет снять психологические проблемы, связанные с ограничением поведенческой активности.

Методика «Мозарт-терапия» позволяет нейтрализовывать эмоциональные и поведенческие проблемы, стимулирует межличностное взаимодействие, формирует навыки коммуникации, инициируемые в процессе творчества при помощи изобразительных ресурсов.

Методика «Мозарт-терапия» может применяться как проективная психодиагностическая методика. Также может использоваться с психокоррекционными и психотерапевтическими целями. С помощью методики «Мозарт-терапия» могут быть смягчены или полностью разрешены различные проблемы: страхи, тревоги, неуверенность, низкая самооценка, трудности коммуникации, социальной дезадаптации, невротические расстройства, нетолерантное отношение к чужому мнению, иной точке зрения, внутриличностные и межличностные конфликты, психосоматические заболевания, постстрессовые расстройства, кризисные состояния, утрата, горе. Методика «Мозарт- терапия» может сочетаться с другими методиками.

Важным аспектом в психолого-педагогической коррекции детей и подростков является активное включение всех членов семьи в процесс формирования и воспитания подрастающего поколения. Методика «Мозарт – семейный ресурс» создает условия для оптимизации личностного развития детей и подростков с помощью гармонизации микросоциальной среды. Она позволяет корректировать негативные формы взаимоотношений, снимает эмоциональное напряжениев межличностных и внутрисемейных отношений.

Методика «Мозарт – семейный ресурс» корректирует детско-родительские и родительско-детские отношения, формирует принятие родителями ребенка с ОВЗ; «реанимирует» и устанавливает гармоничные супружеские отношения; оптимизирует межпоколенные отношения. Методика «Мозарт-терапия» также может сочетаться с другими методиками.

Неоспоримое значение для развития ребенка имеет и ценностное отношение к нему его родителей. Обнаружение у ребенка выраженных двигательных нарушений, осознание их стойкости, длительности, а иногда и необратимости вызывает у родителей глубокое психологическое потрясение, чувство одиночества и страха, потерянности и ощущения «конца» жизни. Психическая травматизация родителей в начальный период осознания факта заболевания ребенка оказывается более глубокой и ощущается острее в том случае, если они сами психически здоровы и не имеют психофизических отклонений, и если, помимо двигательных нарушений, у ребенка обнаруживаются интеллектуальные проблемы и внешние косметические дефекты.

Дифференцированный подход по гендерному принципу в работе с родителями детей с двигательными нарушениями разработан Е.В. Устиновой [15]. Автор подчеркивает различия в позициях матерей и отцов детей с детским церебральным параличом (ДЦП) и предлагает приемы коррекционной работы, позволяющие преодолевать возникающие конфликты в межличностных отношениях между членами семьи. Так, например, отцы чаще стремятся устанавливать психологическую дистанцию между собой и ребенком с ДЦП, демонстрируют тенденцию сужения родительских чувств и утрату глубокой эмоциональной привязанности к ребенку. В то же время матери в большей мере демонстрируют расширение сферы родительских чувств, фиксированы на проблемах своего ребенка, его настроении и состоянии здоровья, проблемах реабилитации и обучения, боятся потерять с ним эмоциональный контакт. Они предпочитают чрезмерно удовлетворять психосоциальные и материальные потребности детей с ДЦП и предъявляют к ним недостаточно требований и запретов. Все эти особенности требуют использования различных подходов к коррекции выявленных нарушений.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Социокультурная реабилитация инвалидов – комплекс мероприятий, направленных на восстановление культурного статуса инвалида как личности: возвращение психологических механизмов, способствующих внутреннему росту, развитию, адаптации инвалидов.

Социально-психологическая помощь – это воздействие на психическую сферу инвалида, направленное на развитие и коррекция индивидуально психологических особенностей личности. Она устраняет нежелательные установки, повышенную возбудимость, импульсивность, неуверенность в своих силах, тревожность и страх [3, с. 36].

Принципы психологической коррекции и работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья:

• системность, учет в коррекционной работе различных аспектов психического функционирования ребенка;

• опора на ведущую деятельность ребенка (разработка конкретной коррекционной программы с учетом вида деятельности, преобладающей на данном этапе развития) • Опора на сохранные звенья психики ребенка;

• учет запроса родителей при разработке коррекционной программы, а также учет временного периода нахождения ребенка в реабилитационном центре;

Читать еще:  Программы для инвалидов в россии

• постепенное увеличение нагрузки с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, а также учет его физического состояния и здоровья [4,с.26].

Психологическая работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья состоит из нескольких этапов:

1. Диагностический этап. Включает в себя предварительную беседу с родителем (или другим, замещающим его лицом). Беседа позволит решить несколько задач: не только собрать нужную информацию об особенностях развития и здоровья ребенка, его характере, проблемах при общении со сверстниками, но и помочь в их решении. Именно на основе запроса родителей чаще всего идет постановка задач как диагностического, так и коррекционного этапов.

2. Коррекционный этап. При разработке коррекционной или развивающей программы идет опора на запрос со стороны родителя и/или ребенка, а также на данные, полученные в ходе диагностического этапа. В реабилитации происходит коррекция не одной изолированной функции, а комплексная работа с ребенком как с целостной личностью. Тем не менее, условно, коррекционную работу можно подразделить на два направления: реабилитация когнитивных и эмоциональных нарушений. При работе с когнитивной сферой ребенка осуществляется коррекция или развитие речи, мышления, памяти, внимания. Наиболее актуальна реабилитация функций когнитивной сферы для гиперактивных детей, детей с задержкой психического развития [1,с.78].

Тем не менее, гораздо более востребованной является работа с эмоциональным состоянием ребенка. Негативное влияние на эмоциональное состояние ребенка-инвалида оказывает длительная психотравмирующая ситуация, связанная с необходимостью проходить огромное количество медицинских процедур, которые очень болезненные для ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья лишены полноценного общения со сверстниками, ограничены в возможности активно двигаться, многие не могут посещать школу, развивающие занятия. Перечисленные особенности могут являться фактором, предрасполагающим ребенка к эмоциональному неблагополучию, а именно, возникновению раздражительности, тревожности, негативизма.

Для решения перечисленных задач используются всевозможные методы работы, доступные в реабилитационных центрах: сказкотерапия, музыкотерапия или арт-терапия. Для детей младшего возраста незаменимой является игротерапия, то есть проведение реабилитации различных эмоциональных и поведенческих расстройств, когда используются игрушки, пирамидки, мозаики.

В рамках групповых занятий применяют метод арт-терапии, который может быть использован в домашних условиях. Именно искусство, в различном его проявлении, помогает особенным детям преодолеть чувство обособленности и понять, что ребенок принадлежит не только к закрытому обществу инвалидов, но и к обществу в целом.

Формирующийся в процессе творческой деятельности опыт, осознание своих возможностей, развитие новых умений позволяет воспитанникам более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяет диапазон их социального и профессионального выбора.

Наиболее распространенной и успешной формой интеграции инвалидов в общество являются клубы общения по интересам, которые имеют огромное значение в преодолении одиночества. Организованные клубы способствуют расширению круга общения ребенка, что не может не сказаться положительным образом на психологическом здоровье ребенка – снимают чувство тревоги, заброшенности [2, с. 45].

Социально-психологическая помощь проходит в рамках групповой работы с детьми, основными задачами которой является создание помощи для членов групп, и создание системы взаимопомощи. Конечно, это работа требует времени и прохождения определенных стадий, на первой стадии, члены группы знакомятся и принимают групповые цели. Вторая стадия непосредственно связана с налаживанием работы группы, что может нести негативную окраску. И уже в третью стадию, когда были определены все цели, и было решено каким путем к ним идти, наступает черед продуктивной совместной работы.

Цели работы группы будут зависеть от множества факторов, но некоторые цели остаются стандартными, например: облегчение одиночества и изоляции детей, их эмоциональная поддержка.

Помимо групповой работы, важно уделять внимание индивидуальной работе с ребенком. В эту работу входит анализ индивидуальных биологических функций, то есть определение уровня функционального ограничения, его возможная корректировка. Также необходима работа над воспитанием ребенка и его возможности решать проблемы, самооценкой, уровнем зависимости от родителей и прочее. Все эти факторы решаются в строго индивидуальной работе с ребенком.

После проведенных занятий отцу с матерью предоставляются рекомендации по дальнейшей работе. Рекомендации составляются с учетом социально-экономических возможностей семьи и места жительства.

При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать различные особенности: возраст ребенка, наличие дефектов внешности, социального статуса семьи, ограничения по времени нахождения на лечении, низкую мотивацию родителей, потому что они изначально не нацелены на получение психологической помощи, а для них важнее медицинская помощь.

Поэтому специалист также должен проводить разъяснительную работу с родителями и врачами, работающими с ребенком. Таким образом, не смотря на особенности и ограничения психологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра, это направление представляется необходимым и чрезвычайно важным, так как позволяет в краткие сроки решать важные задачи и удовлетворять наиболее важные психологические потребности детей и запросы родителей [3,с. 67].

Список использованной литературы:

1. Баенская, Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: метод.пособие / Е. Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Экзамен, 2004. – 128 с

2. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.

3. Левченко, И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом / И. Ю. Левченко. – М.: РИЦ Альфа МГОПУ, 2001. – 149 с.

4. Ткачева В. В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис. д-ра психол. наук / В. В. Ткачева. — М., 2005. — 46 с.

Психологическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья

Как обнаружилось по итогам теоретического анализа, родители детей с ограниченными возможностями здоровья в большинстве своем находятся в крайне неблагоприятном психологическом состоянии. Следовательно, первоочередное направление психологической помощи – оптимизация психологического состояния родителей детей-инвалидов. Лишь по достижении адекватного психологического состояния родителей детей с нарушениями здоровья можно предпринимать остальные меры психологической помощи.

Второе направление – ликвидация ведущей причины неконструктивного родительского отношения к детям с нарушениями здоровья, действующей на сознательном уровне, – устранение психолого-педагогической безграмотности родителей.

И, наконец, третье направление психологической помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – непосредственно оптимизация родительско-детских отношений, гармонизация психологического климата в семье.

Е.Г. Силяева [44] считает, что психологическая помощь семье, имеющей ребенка с нарушениями здоровья, должна осуществляться одновременно в нескольких направлениях, к которым она относит:

  1. Создание родительских клубов, обществ родите­лей детей с ограниченными возможностями. Здесь они могут рас­ширить круг общения, узнать о жизни других семей с аналогич­ными проблемами, найти не жалость, а поддержку и понимание.
  2. Информационное обеспечение подобных семей: вы­пуск специализированных журналов или отдельных статей в уже зарекомендовавших себя медицинских или образовательных изда­ниях. Родителям нужны практические советы по уходу за больны­ми детьми, объяснения и рекомендации специалистов по реше­нию повседневных проблем, связанных с процессом воспитания ребенка, знакомство с опытом тех, кто смог преодолеть трудно­сти и создать доброжелательные отношения в семье.
  3. Помощь в поиске источников поддержки семьи (мате­риальной, социальной, медицинской, образовательной, духов­ной).
  4. Определение своего стиля «борьбы» как первого шага к пониманию своих скрытых резервов. Осознать используемый семьей способ реагирования, коррекции или выбрать другой, бо­лее подходящий, часто помогает только специалист. Возможны переоценка проблемы с целью уменьшения стресса; сравнение с жизнью других семей и нахождение каких-то преимуществ в сво­ем положении; духовные поиски высшего смысла в сложившейся ситуации; поиск поддержки среди друзей и знакомых, консульта­ции специалистов – врачей, юристов, социальных работников и т.д.
  5. Психолого-педагогическая поддержка. Она должна быть строго дифференцированной и максимально приближенной к ре­альности, в которой живет семья больного ребенка. В процессе консультаций необходимо сообщать родителям, какие трудности могут возникать на разных этапах его жизни. Нужно развивать у ребенка навыки самообслуживания, включать его в жизнедеятель­ность семьи, воспитывать «бытовую самостоятельность» с учетом физической или интеллектуальной состоятельности. По мере взрос­ления ребенка родителям необходимо проявлять чуткость и гиб­кость в предоставлении простора для детской инициативы. Поэто­му психологические консультации должны проводиться регулярно с целью обсуждения отдельных случаев и выработки стратегии и тактики поведения родителей в трудных ситуациях.
  6. Решение проблемы восприятия физического дефекта ребенка родителями и окружающими людьми. Часто родители концентри­руют внимание именно на дефекте, поврежденном органе и стре­мятся все свои усилия направить на его компенсацию или воз­можное лечение. При этом теряется целый пласт социальных от­ношений, который мог бы сыграть значительную роль в интеграции ребенка в общество. Родители должны расставить приоритеты в стратегии воспитания ребенка: либо погрузиться в борьбу с забо­леванием, чтобы лишь потом, когда-нибудь, в будущем сын или дочь могли войти в общество, либо помогать ребенку уже сегодня жить в нем, развивать чувство собственного достоинства, мужество. Необходимо научить родителей воспринимать собственного ребенка с ограниченными возможностями как человека со скрытыми возможностями. Специалисты должны помочь родителям составить адекватное представление о потенциальных возможностях больного ребенка, раскрыть его перспективы.
Читать еще:  При ревматоидном артрите дают инвалидность

По мнению В.В. Ткачевой [50], основные цели работы психолога с семьей ребенка с нарушениями здоровья – это:

  1. Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
  2. Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности аномального ребенка;
  3. Коррекция внутреннего психологического состояния матери;
  4. Коррекция взаимоотношений между матерью и ее ребенком.

Для реализации перечисленных целей психологу необходимо решить следующие задачи [50]:

  • Коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких как агрес­сивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные жела­ния, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связан­ная со сниженной самооценкой, и формирование продуктивных форм взаимоотношений в социуме;
  • Формирование понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: по­степенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем, и позиции противопоставления себя социуму и пе­реход в позицию взаимодействия;
  • Постепенное исключение гиперболизации проблем ребенка, представле­ния о бесперспективности развития ребенка;
  • Постепенное исключение ожидания чуда, которое внезапно сделало бы ребенка совершенно здоровым, переориентировка матери с позиции без­действия и ожидания чуда на позицию деятельности с ребенком;
  • Коррекция взаимоотношений с ребенком;
  • Коррекция внутреннего психологического состояния матери: состояние переживания неуспеха, связанное с психофизической недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребен­ка, в радость его «маленьких» успехов;
  • Переконструирование иерархии жизненных ценностей матери больного ребенка (ценно только то, что он есть, а не то, каков он; ценно также то, что он любит мать, а мать любит его);
  • Осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания ею с помощью психолога; переход матери из позиции переживания за его недуг в пози­цию творческого поиска реализации возможностей ребенка;
  • Повышение самооценки матери в связи с возможностью уви­деть результаты своего труда в успехах ребенка;
  • Трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемо­го матерью по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к себе самой; созидательная деятельность матери, направлен­ная на ее ребенка, помогает ей самой, излечивая ее от негативного воз­действия психологического стресса.

С точки зрения Т.Н. Волковской [7], формы работы психолога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья определяются степенью их готов­ности к сотрудничеству. Для родителей с низким уровнем мотивации на первоначальном этапе сотрудничества целесообразным является индивидуальное консультирование, проводимое в несколько этапов:

  1. Индивидуальные беседы, цель которых – создать доверительные, откровенные отношения с ро­дителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. «В ходе краткой первичной беседы исключаются прямая или косвенная крити­ка действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Это уме­стно лишь после анализа всей совокупности сведений о ребенке, включая резуль­таты его обследования, но и тогда требует облечения в особую форму. При первых же встречах любой намек на неодобрение действий родителей может спровоци­ровать у них сильные защитные реакции и закроет путь для откровенного обсуж­дения всех сторон проблемы их ребенка» [7, с.113].
  2. По итогам всестороннего обследования ребенка – подробное обсуждение общего состояния психического развития ребен­ка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, услов­но-вариативного прогноза; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его де­фекта и объяснение необходимости участия родителей в общей системе коррекционной работы; обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка; планирование последующих встреч с целью обсуждения хода динамики продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздей­ствия.
  3. Этап собственно коррекционной работы.

Для осуществления коррекционной работы психологу, работающему с семьями детей-инвалидов, целесообразно использовать методическое пособие И.Ю.Левченко, В.В. Ткачевой «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» [23]. В данном пособии подробнейшим образом описаны направления, цели, задачи, этапы, формы и методы работы психолога с данной категорией семей, разработаны рекомендации по специфике взаимодействия с различными типами матерей, и т.п.

Американским Центром раннего вмешательства предоставлены следующие рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов [11]:

  • Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
  • Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
  • Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
  • Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
  • Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  • Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
  • Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Осуществляя психологическую помощь семье ребенка с ограниченными возможностями, необходимо быть готовым к нелегкому труду. А. Васильева пишет: «Психологию ребенка-инвалида определяют, прежде всего, его родители, поэтому так важна психологическая работа именно с родителями. Это необходимо для воспитания неущербного, самодостаточного члена общества. И главная … задача – изменить позицию родителей детей-инвалидов по отношению к собственному ребенку. Надо хорошо понимать психологию этих людей, быть готовым к длительной и кропотливой работе. Здесь не стоит ждать быстрых результатов» [6].

Однако в случае успеха результат более чем компенсирует все затраченные усилия: «Сплоченность всех членов семьи, уважительное отношение друг к другу, наличие общих целей и единой системы ценностей, желание максимально проявить и реализовать собственные возможности, помочь в этом своим близким – все это позволяет прогнозировать наиболее оптимальный и эффективный путь построения активной жизненной позиции больного ребенка» [13].

Резюме. Таким образом, родители детей-инвалидов испытывают выраженный психологический стресс, находятся в состоянии психологической и социальной дезадаптации. Состояние родителей детей-инвалидов с выраженным нарушением интеллекта усугубляется тем, что вероятность выздоровления ребенка, как правило, исключена, а его болезнь воспринимается обществом негативно, с насмешкой, и родители испытывают чувства безысходности, вины и стыда. Все это сказывается на их отношении к детям, которое зачастую становится неадекватным, противоречивым. А поскольку родительское отношение является одним из наиболее значимых факторов, влияющих на развитие ребенка и на его психологическое состояние, сами дети-инвалиды в результате оказываются в неблагоприятных для развития условиях. Поэтому родительское отношение к детям-инвалидам с нарушениями интеллекта в подавляющем большинстве случаев требует психологической коррекции.

Однако в современной науке родительское отношение к детям-инвалидам с выраженными нарушениями интеллекта изучено недостаточно. Для более подробного изучения данной проблемы необходимо эмпирическое исследование.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×