1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологическая помощь инвалидам

Психологическая помощь больному

Стоимость 1 консультации — 700 руб. — 60мин.

Для инвалидов 1 группы — скидка 70%, 2 группы 50%, 3 группы 30%.

· получить профессиональный взгляд на вашу жизненную ситуацию

· разобраться в причинах произошедшего

· получить профессиональную и человеческую поддержку

· найти возможности позитивных перемен в вашей жизни.

· выявить нежелательные особенности вашего характера и начать работу по изменению себя;

· осознать, что все в своей жизни вы формируете сами;

· достичь реальных изменений своих стереотипов мышления и поведения;

· раскрыть себя, свой богатый внутренний потенциал;

· в случае проблем со здоровьем, найти путь к выздоровлению;

Психологическая помощь больному является одной из тех тем, которые являются более важными для тяжелобольных людей и инвалидов, чем надлежащий медицинский уход. Цель психологической помощи в составе общей реабилитации — помочь им реализовать свои физические и интеллектуальные возможности, а также стать полноценным членом общества. Психологическая помощь больному — это необходимый и важный этап, следующий как во время, так и после лечения в стационаре или на дому. Сегодня больные и инвалиды часто сталкиваются с широким и сложным комплексом проблем, требующих психологической помощи и поддержки. Одни из этих проблем являются более-менее индивидуальными, а другие наоборот общими для большинства. При этом они вызваны множеством причин.

Психологическая поддержка больного не может обойтись без помощи медиков, социальных работников, просто близких и друзей — и они, как правило, с готовностью ее предоставляют. Но основную роль в этом деле принадлежит близким и родным людям – ведь нельзя переживать свое несчастье в одиночестве. Для серьёзных проблем, таких как депрессия, неврозы, стресс у больных, психологическая помощь предполагает длительный курс поддержки и лечения.

Как сами инвалиды, так и ухаживающие за ними вправе рассчитывать на помощь и сочувствие окружающих, а также общественных организаций. Если пациент не в состоянии самостоятельно готовить себе пищу и принимать ее, передвигаться, одеваться, умываться и отправлять естественные надобности, врач старается обеспечить ему помощь близких или приходящей медсестры.

Психологическая поддержка инвалидов

Психологическая поддержка инвалидов несёт в себе различные задачи. И решение этих задач имеет огромное значение для больного, поскольку вновь обретенная радость человеческого общения не менее важна для него, чем восстановленное физическое и психическое здоровье.

На первых порах может потребоваться усиленная психологическая поддержка инвалидов наравне с тем, что им требуется усиленный уход. Но по мере того, как силы и подвижность возвращаются к нему, больному могут понадобиться консультации, курсы по профессиональной переквалификации, помощь в трудоустройстве или наверстывании учебной программы.

Психологическая поддержка больного

Психологическая поддержка больного слагается из множества усилий. Иногда человек находит в себе силы самостоятельно вернуться к активной жизни. Однако в таких случаях трудно переоценить важность поддержки и заботы близких и друзей. Оказание психологической помощи больному помогает ему преодолеть вызванные болезнью уныние, страх, тоску и апатию. Не менее важно помочь ему избавиться от депрессии — эмоциональной реакции на пережитые страдания. На решение этих задач направлена реабилитация больных, а психологическая поддержка больного должная являться её неотъемлемой составной.

При этом следует постараться максимально привычную и комфортную обстановку вокруг человека, организовать общение, досуг и условия для активной умственной работы. Бесспорно и то, что психологическая помощь больному более эффективна, если сам пациент желает быстрее вернуться к нормальной жизни. В этом случае человек может справиться с последствиями тяжелейших болезней и травм.

Социально-психологическая помощь инвалидам

Согласно «Декларации о правах инвалидов», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1971г. инвалидом признается лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу наличия врожденных или приобретенных недостатков и нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности инвалидов выражается в полной или частичной утрате ими способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Часть из инвалидов нуждается в постоянном уходе (81%), часть передвигается с помощью костылей или кресел – колясок (50.4%), другие передвигаются самостоятельно. Согласно тем же исследованиям, 10.9% инвалидов не могут обслуживать себя, 33.4% обслуживают себя частично. В ходе работы с инвалидами, особенно молодыми, также, как и с пожилыми людьми, необходимо понимать и учитывать их психологические особенности. В частности, в отличие от пожилых с относительно ограниченными потребностями, молодые инвалиды стремятся получить образование, профессию и трудоустроиться, удовлетворить потребности в создании семьи, в разнообразном досуге, в спорте и т.д. Вместе с тем, в сравнении со здоровыми для инвалидов характерен низкий уровень групповой сплоченности, недостаточная сформированность социально – значимых целей, дефицит информации, ограниченность социальных связей и контактов (слепые, глухие и т.п.) и отсюда обедненность социального опыта.

Все эти особенности диктуют необходимость использования самых разнообразных форм и методов работы с этой группой населения, к ним относятся: создание соответствующих условий жизни в интернате, проведение терапии средой, трудом, бытом и др. Понимание (в необходимых пределах) и учет психофизиологических особенностей, изменений личностного плана особенно важны в процессе работы с психическими больными и инвалидами, находящимися в психоневрологических интернатах. В зависимости от степени изменений психики, умственной отсталости, нарушений эмоциональной сферы и пр. (олигофрения в разных формах, шизофрения и т.п.) социально – психологическая реабилитация этой категории инвалидов требует применения специфических форм и методов социальной работы.

При психических заболеваниях в отличие от других значительно нарушаются социальные связи и отношения – заболевает не какой-то орган, а в целом личность. Поэтому реабилитация психически больных выступает как их ресоциализация. Коррекция личностных реакций происходит в зависимости от успеха «основного» комплекса мер по восстановлению (реституции) или компенсации нарушенных функций. С этим связана специфика основных этапов социально–психологической реабилитации психически больных. В психиатрической литературе выделяется 3 основных этапа реабилитации:

1) восстановительный – т.е. восстановительная терапия как средство достижения реадаптации и реабилитации. Основная задача на этом этапе – предотвращение формирования психических нарушений, в частности, явления госпитализма, т.е. нивелировки индивидуальных особенностей личности в итоге нахождения пациента в общих однообразных условиях стационара, отрыва от внешних социальных связей и т.п. Медикоментозные средства лечения здесь должны сочетаться с психосоциальными методами (терапия средой, занятость позитивными формами деятельности, психотерапия, лечебная физкультура и т.д.);

2) реадаптационный – терапия больных, имеющая целью приспособление их в той или иной степени к условиям внешней среды. Основными здесь являются психосоциальные методы воздействия, стимулирующие социальную активность больных. Важнейшее значение имеет трудовая терапия, обучение или переобучение новой профессии, а также специальная педагогическая (воспитательная) психотерапевтическая работа, проводимая с больными и их родственниками (обучение «умению жить», «умению работать», «умению общаться с людьми»). Важную роль играет общение больных со здоровыми, лечение занятостью, культтерапия, лечебная физкультура. Биологическое лечение ограничивается здесь приемом поддерживающих доз психотропных препаратов;

3) реабилитационный (реабилитация в собственном смысле) – восстановление больного в правах, его индивидуальной и общественной ценности, прежних социальных связей, помощь в трудоустройстве и быту. Реабилитация на этом этапе проходит во внебольничных условиях (надомный труд, работа в лечебно – производственных мастерских, специальных цехах или на обычном предприятии).

Наряду со стационарными формами важное значение в социально – психологической работе с инвалидами имеет надомное обслуживание. Основными его организационными формами являются отделения социальной помощи на дому, отделения специализированной социальной помощи на дому, служба срочной социальной помощи, отделения дневного пребывания и др. В процессе психосоциальной работы социальный работник использует здесь многообразные формы деятельности:

1) выявляет и помогает в организации нуждающихся пожилых и инвалидов в прикреплении к центрам социального обслуживания;

2) способствует реализации льгот инвалидам;

3) выявляет структуру семьи (полная, неполная, наличие одиноких и т.д.);

4) оказывает помощь в восстановлении связей инвалидов с трудовыми коллективами;

5) в ряде случаев помогает «гасить» внутрисемейные конфликты
(с учетом всей деликатности этой сферы быта);

6) оказывает помощь в организации медицинского обслуживания (вызов участкового врача, узких специалистов);

7) помогает пожилым и инвалидам в соціально-бытовых вопросах
(в использовании услуг прачечной, химчистки и т.д., в уборке квартиры, доставке продуктов и медикаментов и т.д.).

В целом вся эта многообразная деятельность социальных работников имеет целью оказать данным группам населения соціально-организационную помощь, морально-психологическую поддержку и тем самым улучшить их соціально-психологическую адаптацию[18, с. 128 -130].

На индивидуальных консультациях Вы сможете:Индивидуальные консультации предназначены для тех, кто действительно хочет и готов меняться. Это серия встреч со мной, в ходе которых вы можете погрузиться в работу над собой. Эти встречи помогут вам:
|следующая лекция ==>
Социально-психологические особенности подростков, оставшихся без попечения родителей|Психологическая помощь в местах лишения свободы

Дата добавления: 2019-07-26 ; просмотров: 443 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Помог другим — помог себе. Инвалиды-психологи открыли телефон доверия

«Помогая другим — помогаешь себе»: благотворительный проект по организации бесплатных психологических консультаций — это телефон доверия и советы «в онлайне». Проект не совсем обычный — помощь оказывают люди с ограниченными возможностями здоровья.

Стереотип, что люди с инвалидностью нуждаются в повышенном внимании и помощи, в обществе встречается часто. Консультанты проекта — начинающие психологи с инвалидностью — его с легкостью разрушают. Они сами стремятся помогать другим людям.

Светлана Кулакова — начинающий психолог и один из консультантов проекта «Помогая другим — помогаешь себе». В онлайн-пространстве, а также по телефону доверия, она проводит психологические консультации, помогает решать проблемы во взаимоотношениях, искать и находить выход в трудных жизненных обстоятельствах.

«Интереснее всего мне работать на телефоне доверия — здесь и сейчас, — объясняет Светлана. — Время проходит быстро — не успеешь положить трубку, как опять кто-то звонит. Обращаются самые обычные люди. Но настолько разные! Разный возраст, разные проблемы».

Светлане 44, по первому образованию она инженер-экономист, но по призванию, считает, — психолог.

Наука психология заинтересовала ее давно — около пятнадцати лет назад: «У меня даже была мысль получить второе высшее по психологии. Но не доходили руки — лень было куда-то поступать, хотя читала много литературы на эту тему. А через несколько лет после травмы мне позвонили из органов социального обеспечения и предложили поучиться дистанционно. Так учатся многие люди с ограниченными возможностями здоровья».

После автомобильной аварии в 2005-ом году Светлана передвигается на инвалидной коляске, однако это ничуть не помешало ей исполнить свою давнюю мечту — стать психологом.

Сейчас на телефон доверия в среднем в месяц поступают более ста звонков – у психологов есть время, чтобы отдохнуть в течение дня. Летом из-за шквала звонков не было ни одной свободной минуты. Фото: АиФ / Анастасия Землянская Бесплатно, анонимно, дистанционно

Психолог с инвалидностью — явление новое и уникальное как для нашей страны, так и для мировой практики в целом. Однако в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) уже 6 лет дистанционно готовят психологов из числа людей с ограниченными возможностями здоровья.

«Наличие серьезных ограничений по здоровью в принципе не является препятствием для занятий психологией. Напротив, в мировой практике известны яркие примеры того, как собственные ограничения в здоровье не только не помешали, но, порой, способствовали созданию новых авторских методик и направлений в психологии — взять того же Милтона Эриксона илиАльфреда Адлера. Но планомерной подготовкой большого количества психологов с органичениями по здоровью не занимался еще никто, поскольку эта проблема чрезвычайно сложная», — говорит координатор проекта «Помогаешь другим — помогаешь себе» Вера Захарова.

Светлана говорит, что с инвалидами ей общаться проще – она имеет полное право говорить с ними на равных, чего обычные психологи лишены Фото: АиФ / Анастасия Землянская

Проект этот, по сути, мало чем отличается от любой другой службы психологической помощи. Принципиальных отличий два: во-первых, он полностью дистанционный, то есть не только клиенты получают психологические услуги в дистанционном формате, но и все сотрудники могут работать в удаленном режиме. Во-вторых, в нем трудятся люди с ограничениями здоровья, большинство — колясочники (посттравматики или люди с последствиями ДЦП).

«Это важно тогда, когда обращаются инвалиды, — объясняет Светлана Кулакова. — И, конечно, мне разговаривать с ними проще. Даже не потому, что мы можем говорить на равных. Во-первых, я многие вещи понимаю лучше — в силу того, что сама в таком положении. Хотя я не вижу в нем ничего ужасного — просто есть некоторые трудности, с которыми обычный человек никогда не сталкивался. Когда обратившийся за помощью это понимает, ему тоже проще. Во-вторых, когда кто-то, например, заявляет: «Да, я инвалид, я не человек», я всегда могу ему возразить. А обычному психологу все-таки тяжелее общаться, возникает некоторое чувство вины: за что ему такое? Ты-то сам здоровый».

Социальный проект «Помогая другим — помогаешь себе» был создан в первую очередь для профессиональной реализации начинающих психологов с инвалидностью. Ведь найти работу по специальности и здоровому человеку не так-то просто, что уж говорить об инвалидах.

Сайт проекта «Помогая другим – помогаешь себе». Фото: Скриншот

«Городская среда до сих пор не очень приспособлена для людей с ограничениями здоровья, поэтому когда есть дистанционное обучение и, в перспективе, дистанционное место работы, это, конечно, замечательно, — говорит Светлана Кулакова. — Это выход из ситуации для многих».

Очень важно, что рабочие места для начинающих психологов именно дистанционные.

«Мы сознательно решили создать такой центр, прежде всего, для профессиональной адаптации самых маломобильных будущих психологов, потому что более мобильные, самостоятельно передвигающиеся, имеют хоть какие-то шансы найти себя на рынке труда. А для современного человека — потенциального клиента нашего центра, неважно, имеющего проблемы со здоровьем или нет — дистанционный вариант получения психологической помощи становится все более привычным и удобным» ,— говорит координатор социального проекта Вера Захарова.

«Надо сказать, на сегодняшний день практически все руководители психологических учреждений, с кем нам приходилось общаться, пока еще слабо себе представляют, как может работать психологом человек с инвалидностью вообще, и тем более — в дистанционном режиме. Так что своим опытом работы мы постепенно меняем общественное сознание!», — поясняет Захарова.

По ту сторону монитора

Стартовал проект как дистанционная онлайн-площадка для консультирования через переписку на форуме. Работа психологов-консультантов при этом практически ничем не отличается от работы дистанционных консультантов без проблем со здоровьем.

Каждый консультант на именном подфоруме еще в сентябре 2012 вывесил свою мини-визитную карточку, где, в том числе, сказано и об инвалидности. Уже в декабре социальный проект получил признание на двух действующих консультативных порталах: «Здоровье@mail.ru» и «DOCTOR ONLINE», и на информационном портале для людей с инвалидностью «Dislife.ru».

Проект начинался как консультации в онлайн-пространстве, в рамках интернет-форума. Фото: Скриншот

Все ответы сначала проходят супервизорскую премодерацию: психолог советуется с коллегами. «У нас есть мастерская — отдельное пространство на сайте, где каждый ответ проходит проверку. Можно иногда 10 раз переписать, пока скажут: «Все хорошо, отправляйте». Мне кажется, это очень правильно», — рассказывает консультант.

Несколько месяцев супервизоры и консультанты проекта работали исключительно на волонтерских началах. Но недавно проект получил грантовую поддержку Национального благотворительного фонда.

«С января по октябрь 2013 года несколько волонтеров консультационного центра оформлены на проектные рабочие места на полставки и получают небольшую денежку, так же удалось выкроить одну ставку на оплату работы супервизоров, ведь без них невозможно профессиональное становление будущих специалистов», — говорит Вера Захарова.

«Я шла на проект, не предполагая, что мне будут что-то платить — изначально он был волонтерский. До сих пор многие работают на волонтерских началах, а кто-то — за деньги, — говорит Светлана Кулакова, консультант проекта. — Правда, деньги там небольшие, но и работы не очень много. Финансовая составляющая важна особенно для молодых людей — чтобы не сидеть на шее у родителей, при том, что жить на одну пенсию очень тяжело. Это не основное, но это важно», — добавляет она.

В конце июня этого года начал работу телефон доверия. Несмотря на то, что лето — практически «мертвый сезон» для психологического консультирования, информация о новом проекте прошла по ведущим соцсетям, и результат не заставил себя ждать — уже через некоторое время после открытия телефона доверия из-за огромного количества обращений до психологов было трудно дозвониться.

«Шквал звонков после открытия «Телефона доверия» всех консультантов, безусловно, очень радовал. Но иногда физически было тяжело дежурить 6 часов — с 12 до 6-ти, — вспоминает Светлана Кулакова. — Сейчас количество звонков немного снизилось, каждый консультант дежурит обычно по 3 часа в день. Дело в том, что в сообщении, прошедшем по соцсетям, было сказано, что телефон будет работать до конца лета. А сейчас мы совсем не занимаемся рекламой. ».

Рабочий день 6 часов и дома – для многих маломобильных людей это – оптимальный рабочий график Фото: АиФ / Анастасия Землянская

Телефон доверия продолжает свою работу, с понедельника по пятницу, с полудня до 6 вечера. Вера Захарова рассказала, что с организацией дистанционных рабочих мест здесь все оказалось гораздо сложнее как в техническом, так и организационно-методическом плане: «Дистанционных рабочих мест для психологов телефона доверия на сегодняшний день не существует в принципе. Нам предложили просто открыть линию телефонной связи через Скайп. Да, это быстро и наименее затратно, но не решает всех проблем. Нам хотелось сделать полноценную службу. Теперь мы имеем полноценные удаленные рабочие места для телефонных консультантов, мы всегда можем оперативно заменить кого-то из консультантов по причине его неожиданного плохого самочувствия или проблем со связью, есть возможность оперативной связи с супервизором, решены технические вопросы стажировки и другие очень удобные моменты в работе».

Сейчас на телефон доверия в среднем в месяц поступают более ста звонков. Консультант Светлана Кулакова рассказала, что обращаются с самыми разными проблемами: одиночество, депрессивные состояния, проблемы «принятия себя», любовные отношения, супружеские проблемы, взаимоотношения родителей с детьми, переживание горя утраты от смерти близкого человека и многие другие. При этом, звонков от людей с инвалидностью и их близких около 20%.

«Мне бы хотелось, чтобы проект «Помогая другим — помогаешь себе» вылился в полноценный психологический центр, где можно было бы и проходить практику тем, кто учится, и при желании можно было бы и остаться дальше работать. Потому что потенциал очень большой. Шесть часов в день — это же очень мало! — говорит Светлана Кулакова. — Нам есть, куда расширяться. Да и сама по себе психологическая служба очень востребована » .

Социальный проект «Помогая другим — помогаешь себе» номинирован на Национальную премию «Гражданская инициатива» в номинации «Раздвинь границы возможностей», за него можно проголосовать на сайте премии.

Несмотря на то, что нынешний грант заканчивается 30 октября, закрывать телефон доверия не собираются — даже если источники финансирования не будут найдены, проект продолжит свою работу, пусть и в волонтерском режиме.

Особенности психологической помощи инвалидам.

Одну из основных задач реабилитации составляют психологиче­ская коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизнен­ных ситуациях, которые возникают у человека в связи с инвалидизацией. Знание социальными работниками психологических осо­бенностей личности индивида с физическими и психическими дефектами поможет успешной реабилитации и адаптации его в обществе.

Нарушения психики могут быть первичными — непосредствен­но вызванными болезнью, врожденным дефектом или травмой го­ловного мозга. Но возникают и вторичные психологически обус­ловленные нарушения психической деятельности. Инвалидизирующее заболевание, травма или дефект независимо от того, какова их природа, какой орган или функциональная система оказывают­ся пораженными, ставят человека в психологически особые жиз­ненные условия, или, иначе говоря, создают особую объективную социально-психологическую ситуацию. Если такое происходит со взрослым человеком, то к этому времени он уже имеет сформиро­ванные в предшествующие периоды жизнедеятельности особенности психической организации: определенный уровень познавательных возможностей, мотивационную структуру личности, сложивший­ся уровень оценки своих возможностей и ожиданий. Возникающая социальная ситуация, связанная с наступлением инвалидности, резко снижает способности удовлетворения насущных потребнос­тей, возможности социальной, профессиональной и личностной самореализации индивида. В результате возникает состояние фруст­рации, т. е. реактивное состояние в ответ на невозможность удов­летворить потребности. Со всей очевидностью перед человеком, ставшим инвалидом, встает сложная задача — как жить дальше в условиях болезни или дефекта.

Постепенно происходит качественная и количественная пере­стройка «внутренней позиции» человека, содержание и динамика которой отражают основные смысловые изменения в структуре личности. Выступая в качестве активного субъекта деятельности, человек, несмотря на инвалидность, продолжает оставаться им.

Это находит выражение прежде всего в том, что в новой жизнен­ной ситуации — в условиях инвалидности — человек формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в этих обстоятельствах. В 1880 г. знаменитый русский психиатр В.Х.Кандинский указывал на то, что «болезненное со­стояние — это та же жизнь, но только при измененных условиях». Болезнь и последующая инвалидность — лишь биологическая пред­посылка изменения личности.

Переживание болезни и инвалидности, накладывая особый от­печаток на всю личность больного в целом, также приводит к по­степенному изменению эмоционально-волевой сферы, мыслитель­ных процессов, к серьезной переоценке жизненных установок, со­циальных ценностей и становится источником для формирования дезадаптивного поведения. Дезадаптация поведения определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологи­ческими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), соци­альными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой, как все») и психологическими характеристиками (депрес­сией, апатией, агрессией, обидой, разочарованием и виной).

Вынужденная социальная изоляция инвалида от общества ста­новится источником формирования так называемого социально­го аутизма, который проявляется в виде стереотипного стиля жиз­недеятельности и соответствующих психологических нарушений и личностных изменений. В то же время инвалидность и ее пере­живание сами по себе препятствуют установлению нормальных взаимоотношений с окружающими, сказываются на работоспо­собности, общем мировосприятии и тем самым углубляют соци­альную изоляцию инвалида. Возникает своеобразный порочный круг — социальный и психологический факторы усугубляются негативным влиянием друг на друга.

Современные отечественные исследования социально-психо­логических особенностей инвалидов во многом опираются на те­ории и концепции ученых, внесших большой вклад в области изу­чения влияния патологического процесса на центральную нервную систему и личность инвалида в целом, среди которых А. Р.Лурия (1944), В.Н.Мясищев (1966), В.В.Ковалев (1979) и др. Эти тео­рии имеют непосредственное отношение к личности больного че­ловека, его внутреннему миру, который оказывается связанным с процессом переживания и совладания с болезнью. Психология человека с инвалидизацией сходна с психологией хронически боль­ных людей.

Осуществление социально-психологической работы с больными и инвалидами в практике работы психолога — это задача достаточно сложная, требующая специальных знаний.

Психологические исследования показывают, что значительная часть инвалидов испытывает психологические затруднения в работе, быту и отношениях с окружающими людьми; эти затруднения часто усугубляются невозможностью выполнять определенные виды работ. Поэтому для эффективной работы с этой категорией клиентов психолог должен обладать необходимыми знаниями о психологических особенностях и представлять возможные способы работы с ними.

Ситуация инвалидности ставит человека в особые условия жизни, требующие мобилизации всех его психических и физических сил. Часто инвалид не может самостоятельно справиться с этим состоянием и у него развивается состояние психической дезадаптации, которое характеризуется нарушением саморегуляции, эмоциональной неуравновешенностью, повышенной тревожностью, быстрой утомляемостью, а также приводит к возникновению целого ряда психических проблем и формированию нежелательных стереотипных форм поведения.

Традиционно выделяют три области проявлений дезадаптации: сенсомоторную, социально-психологическую, личностную.

Сенсомоторная дезадаптация — это дезадаптация в сфере предметного мира. Характеризуется недостаточной приспособленностью к активному существованию в окружающем мире, что проявляется в снижении мобильности, недостаточности навыков ориентировки в пространстве и во времени, недостаточности навыков самообслуживания.

Социально-психологическая дезадаптация — это дезадаптация в отношениях с окружающими. Проявляется в нарушении социальных контактов с окружающими, конфликтном или ограниченном общении, наличии негативных установок по отношению к инвалидам или к здоровым людям. Характеризуется наличием пассивной жизненной позиции, замкнутостью, уходом в свой внутренний мир.

Личностная дезадаптация — это дезадаптация в отношении к самому себе. Проявляется в неадекватном восприятии своего дефекта, что возникает в том случае, когда человек эмоционально не может принять себя как инвалида. При этом данное эмоциональное переживание своей инвалидности приводит к появлению постоянного отрицательного эмоционального фона вплоть до возникновения аффективных реакций. Может развиваться депрессивное состояние, сопровождающееся ослаблением активной жизненной мотивации, отказом от постановки жизненных целей, развитием конфликтных отношений с окружающими. Данные проявления приводят к развитию позиций и установок, не соответствующих реальным возможностям индивида. В этом случае данные тенденции проявляются в появлении заниженной или завышенной самооценки.

Следует отметить, что все три формы дезадаптации взаимосвязаны.

В практической работе с инвалидами необходимо различать степень развития дезадаптивного состояния. По степени тяжести психологических последствий различают непатологическое и патологическое дезадаптивные состояния.

Непатологическое дезадаптивное состояние характеризуется наличием дезадаптации, возникшей под воздействием глубоких жизненных проблем или в результате развития жизненного кризиса. Сам человек, как правило, понимает причины возникновения подобного состояния, и переживание жизненных проблем у него преобладает над развитием патологической симптоматики.

Патологическое дезадаптивное состояние характеризуется снижением понимания причин своего состояния и преобладанием болезненной симптоматики. В этом случае существует большая вероятность развития невроза или постепенно развивающегося ухудшения состояния психического и физического здоровья.

Выделяют три типа психической дезадаптации: невротический, астенический и аффективный.

Невротический тип характеризуется: внутренней конфликтностью, снижением настроения, эмоциональным проявлением депрессивного круга, иногда психофизиологическими отклонениями, не связанными с наличием хронической болезни. Присутствует более или менее глубокое понимание причин своего состояния, выражена потребность в помощи и есть готовность ее принять.

Астенический тип характеризуется наличием жестких жизненных установок, сниженной самооценкой, повышенной самокритичностью, затруднениями в социальных контактах и плохой приспособляемостью к изменяющимся условиям. Часто снижена потребность в помощи и отсутствует готовность к ее принятию.

Аффективный тип характеризуется пониженным самоконтролем, высоким уровнем аффективных проявлений, эмоциональной неуравновешенностью, конфликтностью, затруднением в социальных контактах; завышенной, но неустойчивой самооценкой, неадекватной жизненной установкой. Потребность в помощи декларируется и выражается формально из-за отсутствия желания решать актуальные жизненные проблемы.

Социально-психологическая работа с данной категорией клиентов часто проходит в тесном контакте психолога со смежными специалистами: медиками, психотерапевтами, поскольку необходимо учитывать состояние здоровья и профессионально-медицинские рекомендации для инвалидов. Более того, следует учитывать, что инвалиды в меньшей степени ориентированы на поиск работы, они больше нуждаются в услугах извне. И в данной ситуации роль и психологическая помощь специалиста — психолога труда становится актуальной и значимой.

Основными программами по поддержанию и повышению уровня занятости инвалидов являются следующие мероприятия:

1) психологическое консультирование инвалидов и их семей;

2) проведение психокоррекционной работы с инвалидами и членами их семей;

3) помощь в профессиональном самоопределении, профориентации с последующим обучением и переобучением;

4) обучение навыкам психологической саморегуляции;

5) социально-психологические тренинги с целью формирования профессионально важных качеств и повышения шансов на трудоустройство;

6) предоставление профинформации о возможностях вакансий;

Читать еще:  Работа для инвалидов в рязани вакансии
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector