2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологическая помощь родителям детей инвалидов

Онлайн-поддержка семьям, воспитывающих детей с инвалидностью

«Мы по-настоящему гордимся проделанной работой, — комментирует руководитель некоммерческой организации «Наш Солнечный Мир» и один из организаторов проекта Игорь Шпицберг. — Нам удалось не только перевести все наши традиционные занятия в формат «онлайн», но и адаптировать их, фактически придумать новую технологию дистанционной реабилитации. Нам также удалось привлечь специалиста мирового уровня профессора Стивен Шора, лекцию которого посетило более тысячи человек».

Сейчас в проекте участвуют 600 московских семей, и это число не перестает расти. Каждую неделю добавляются новые участники и НКО, желающие развивать новый сервис онлайн-реабилитации.

«Такой формат полностью оправдал себя, — продолжает Игорь Шпицберг.84% опрошенных родителей видят результат реабилитации. Мы можем утверждать, что дистанционный формат никак не повлиял на качество занятий. Абсолютно все родители заявляют, что хотели бы продолжать заниматься онлайн и после окончания карантина. Поэтому мы собираемся продолжить работу по проекту и после выхода из режима самоизоляции. В таком подходе есть очевидный плюс — мы можем охватить больше людей, желающих ходить на занятия в нашем Центре, в том числе людей из регионов, где намного меньше организаций, оказывающих подобные услуги».

У проекта есть еще одна особенность — формирование нового родительского сообщества. Каждый день специалисты Центра «Наш Солнечный Мир» проводят для родителей индивидуальные консультации и занятия, улучшающие их родительские навыки.

Также некоторые родители инициируют создание поддерживающих групп, где они сами проводят друг для друга различные мастер-классы и делятся опытом. Такой подход объединяет родителей и создает новое сообщество с комфортной и поддерживающей средой. Родители-участники проекта обретают в лице других родителей новых друзей.

Особенное место в проекте занимают коллаборации с другими НКО. Например, с фондом Андрея Первозванного. Совместными усилиями организации проводят музыкальные занятия и читают видеосказки для детей, находящихся в центрах содействия семейному устройству.

На этой неделе специалисты проекта приготовили интересные занятия по сторителлингу, адаптивной верховой езде, способам распознавания агрессии у детей и другим актуальным темам.

11 МАЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК

Лекция «Семья в условиях карантина. Как поддержать себя и ребенка»

Спикер: Политова А. Н. — психолог, специалист по детско-родительским и семейным отношениям, педагог психолого-педагогической коррекции Центра «Наш Солнечный Мир»

12 МАЯ, ВТОРНИК

Мастер-класс «Сенсорная интеграция дома! Зачем и как?»

Спикер: Ушаков А. М. — руководитель отделения DIR-Floortime и развития игровой деятельности у детей Центра «Наш Солнечный Мир»

Идентификатор конференции: 838 2171 6176

Открытый семинар «Вопрос-ответ «Госпитализация ребенка с ОВЗ с сопровождающим в период пандемии»

Спикер: Маркова О. О. — юрист РОО помощи детям с РАС «Контакт»

Лекция «Как начать играть с ребёнком»

Спикер: Панасенко Ф. — руководитель направления «Игровое взаимодействие», педагог, психолог, специалист DIRFloortime Центра «Наш Солнечный Мир»

13 МАЯ, СРЕДА

Мастер-класс «Сторителлинг с детьми. Создаём истории»

Спикер: Бурляева М. Н. — педагог, психолог, специалист Центра «Наш Солнечный Мир»

Идентификатор конференции: 880 7732 5822

Лекция «Адаптивная верховая езда. Методы реабилитации и развития с использованием лошадей»

Спикер: Карпенкова И. В. — к. с. н., инструктор по развивающей верховой езде, автор методических пособий по тьюторству в инклюзивном образовании Центра «Наш Солнечный Мир»

14 МАЯ, ЧЕТВЕРГ

Мастер-класс «Групповые проектные формы работы с подростками и взрослыми с особенностями: подростковый и молодёжный клуб, репортаж, мульт-студия, «цирк», «театр», «литературная студия», «рок-группа»

Спикер: Малинова Н. В. — специальный педагог, руководитель направления Прикладного анализа поведения (АВА) Центра «Наш Солнечный Мир»

Панасенко Ф. В. — руководитель направления «Игровое взаимодействие», педагог, психолог, специалист DIRFloortime Центра «Наш Солнечный Мир»

Идентификатор конференции: 830 0995 7346

Открытый семинар «Вопрос-ответ «Госпитализация ребенка с ОВЗ с сопровождающим в период пандемии»

Спикер: Маркова О. О. — юрист РОО помощи детям с РАС «Контакт»

Лекция «Групповые проектные формы работы с подростками и взрослыми с особенностями: подростковый и молодёжный клуб, репортаж, мульт-студия, «цирк», «театр», «литературная студия», «рок-группа»

Спикер: Панасенко Ф. — руководитель направления «Игровое взаимодействие», педагог, психолог, специалист DIRFloortime Центра «Наш Солнечный Мир».

15 МАЯ, ПЯТНИЦА

Мастер-класс «Агрессия и самоагрессия у детей с аутизмом. Почему на возникает и что делать в этом случае»

Спикер: Шпицберг И. Л. — руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», член Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ), член Правления и представитель в Российской Федерации Международной Ассоциации «Autism Europe», член Экспертного Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, член межведомственной рабочей группы по вопросам комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, член Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ

Идентификатор конференции: 873 2185 3079

Лекция «Развитие пространственных представлений у детей»

Спикер: Нунуева М. С. — специалист по игровому взаимодействию, специалист DIRFloortime

Узнать больше о проекте и стать участником можно на портале добрых дел «Я — дома».

Психологическая помощь родителям детей инвалидов

Детство человека с ограниченными возможностями, его реабилитация и адаптация в социуме являются ключевыми для становления его личности. Одним из важнейших факторов социализации такого ребенка является семья и ее влияние на социальную адаптацию, так как на нее возлагается ответственность ухода и воспитания ребенка.

Изучением семей, воспитывающих ребенка-инвалида в отечественной литературе занимались такие ученые как Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго, К.Л. Белопольская, Л.М. Шипицина, М.С. Певзнер, И.Ю. Левченко, Г.А. Мишина, А.И. Раку, И.А. Скворцов, А.С. Спиваковская, В.В. Юртайкин. В зарубежной литературе разработкой этой проблемы занимались S. Harris, M. Power, M. Bristol, M. Gill, M. De Myers, Z. Wolf, Скиннер Р., Миллер А., Шнейдер Л.Б., Д. Хейли. Как показал анализ их работ, большинство из них посвящены теоретическим и практическим аспектам работы с самим ребенком, а вот работ, рассматривающих помощь целой семье, где воспитывается и живет больной ребенок — не достаточно. Поэтому целью нашей статьи является описание работы психологического клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья как вида психологической помощи таким семьям.

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для родителей. Неблагоприятная динамика нарушений в развитии у детей оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей, так как они находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Как следствие у них, формируются личностные нарушения, проявляющиеся в разных эмоциональных состояниях и реакциях, в эмоциональной неустойчивости родителей.

Читать еще:  После шунтирования сердца дают группу инвалидности

Поскольку изначально именно семья является ресурсом для личностного развития ребенка-инвалида, возникает необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членов семей, имеющих такого ребенка.

В этой связи возникает необходимость обобщения и систематизации информации о детской инвалидности в целом и о семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями с целью разработки эффективных мер предупреждения и коррекции личностных нарушений родителей, а также с целью описания основных направлений и форм работы с такими семьями.

Таким образом, необходимо не просто изучать особенности семей, воспитывающих ребенка-инвалида, но и разработать систему психологической помощи и поддержки таким семьям. Однако, оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, сложный процесс, поскольку отсутствует целостный методологический подход к определению содержания, механизмов, форм и методов психологической помощи таким семьям. Мы предлагаем создание психологического клуба родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Актуальность создания такого клуба обусловлена:

  1. На психологическом уровне — необходимостью профилактики стресса, имеющего пролонгированный характер, который в свою очередь оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей.
  2. На социальном уровне — необходимостью установления доверительно-поддерживающих отношений между родителями, поскольку происходит деформация во взаимоотношениях между родителями больного ребенка, вследствие чего нередко наблюдаются разводы, а также семья становится малообщительной и избирательной в контактах, то есть формируется ограниченный микросоциум, в котором преимущественно и воспитывается ребенок.
  3. На соматическом уровне — необходимостью прерывания патологической цепочки, которая от заболевания ребенка ведет к психогенному стрессу у матери (родителей), который, в свою очередь, провоцирует соматические или психические заболевания.

Основной целью психологического клуба родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является социально-психологическая поддержка семей. Основными задачами являются:

  • а) оптимизация детско-родительских отношений;
  • б) улучшение психо-эмоционального состояния родителей;
  • в) гармонизация супружеских отношений;
  • г) создание и укрепление отношений между семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в целях расширения круга взаимодействия.

Работа психологического клуба родителей предполагает как индивидуальную (семейную), так и групповую формы работы. Эффективность работы зависит от участия родителей в прослушивании лекций по особенностям психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в тренингах, направленных на коррекцию эмоциональных состояний, межличностных и детско-родительских отношений.

Учитывая особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, для оптимального сотрудничества с ними важными являются позитивность консультирования, преодоление пассивной позиции семьи.

Таким образом, создание такого клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, является актуальным как в Забайкальском крае, так и в России, поскольку, позволит получать данные о психологических особенностях родителей, о конкретных причинах и условиях деформации их личности, то есть выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни таких семей, а также позволит оказывать психологическую помощь на всех этапах жизни ребенка, так как по мере роста и развития ребенка-инвалида в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены.

Список литературы

  1. Ипполитова,М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: кн. для родителей / М.В.Ипполитова. — М.: Просвещение, 1993.
  2. Левченко,И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студентов / И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько. — М.: Академия, 2001.
  3. Мамайчук, И.И., Киреева Л.А. Психолого-педагогическая помощь семье. — М.: Просвещение, 1986.
  4. Семаго, М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства. — М., 1992.
  5. Семья в России. 2008: Стат.сб. / Росстат — M., 2008. — C. 172-175.
  6. Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Дисс. . канд. психол. наук. — М., 1999.
  7. Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями / В.В.Ткачева // Дефектология. — 2005. — №1. — С.25-34.

Психологическая помощь семье, имеющей ребенка-инвалида (стр. 1 из 2)

Семья – это первый непосредственный объект социальной педагогики и психологии. Все начинается с семьи, и все ею для социальной педагогики и психологии заканчивается. Работая на семью, социальный педагог-психолог работает на общество, свой народ и государство. Вот почему тема настоящего реферата особенно актуальна, а по значимости выходит на первый план. Ребенок – лицо с ограниченными физическими возможностями в семье – чрезвычайная ситуация для всего общества. И помочь облегчить эту ситуацию может только социальный педагог-психолог.

Хотя психологическое консультирование родителей представляет собой относительно новый вид практической деятельности социальных педагогов-психологов, строится оно сегодня не на пустом месте. И в нашей стране и за рубежом уже накоплен значительный опыт в этой области.

Долг родителей, а в частности матери – успокоить ребенка, облегчить его переживания, создать в семье атмосферу оптимизма. Поможет в этом только социальный педагог-психолог.

Отличительной особенностью сложившейся в настоящее время консультативной практики является различная частота обращений родителей по поводу детей инвалидов.

Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

Выделяют три типа семей по реакции родителей на появление ребенка инвалида:

— с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы;

— с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов — светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т. д.;

— со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Отец в семье с больным ребенком – единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и, практически, не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно – это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ограниченными возможностями.

Читать еще:  Парковка для инвалидов бесплатная

Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностями практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная депривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно это отражается на детях с ограниченными возможностями, воспитывающихся в детских интернатах.

Общество не всегда понимает проблемы таких семей и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.

Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией. Дети с ограниченными возможностями обучаются в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам (общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода.

Получив информацию о такой семье, составив план оказания ей помощи, педагог-психолог составляет рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации ребенка-инвалида составляется на каждого ребенка отдельно.

В центре с детьми-инвалидами работают психолог, невропатолог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог, инструктор по лечебной физкультуре.

Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни, плохо знают то, что их окружает, социальный педагог выделяет ряд проблем, которые ребенок решает только с ним. Составляются программы, которые включили бы ребенка в окружающий мир. Часть из них относится к личности ребенка, его поведению и часть – к его поведению в обществе.

Работа педагога-психолога направлена на то, чтобы помочь ребенку приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде.

Для преодоления трудностей общения детей-инвалидов со здоровыми детьми педагог-психолог составляет программу, по которой ребенок подготавливается к такому общению. Это может быть конкурс, обсуждение книг и фильмов, участие в днях рождения.

Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фото, швейное дело, ремонт обуви, работы по дереву) также ложится на плечи социального педагога-психолога. Здесь нужно не только подготовить и заключить договоры, но и научить ребят профессии, дать необходимые умения и навыки.

Долг родителей, а в частности матери – успокоить ребенка, облегчить его переживания, создать в семье атмосферу оптимизма. Поможет в этом только социальный педагог-психолог.

Пример: когда Анне, старшей из троих детей, в возрасте 8 лет было впервые назначено лечение, ее родители уже впали в отчаяние и ощущали вину из-за неспособности контролировать поведение дочери. Анна испытывала серьезные трудности в общении со сверстниками, часто раздражалась дома, а некоторые специалисты по психическим заболеваниям и работники школы, с которыми консультировались родители, видели причину в неправильном воспитании девочки. Поскольку родители Анны были выходцами из семей, в которых было не принято обсуждать психические заболевания, семейный анамнез выяснить не удалось. Многие семьи живут по принципу «страусиной политики»: если не упоминать о семейных проблемах, они, возможно, исчезнут сами собой. Однако проблема существует и, мешает ребенку получить помощь.

Только после того как у Анны начался эпизод выраженной депрессии с последующей маниакальной симптоматикой, родители по-новому взглянули на семейный анамнез. Теперь, когда симптомокомплекс дочери все больше походил на биполярное расстройство, стало ясно, что родственники по материнской и отцовской линии также страдали теми или иными расстройствами настроения. Поняв истоки проблемы, родители стали более терпимо относится к поведению дочери. Вместо того чтобы в очередной раз обвинять друг друга в огрехах воспитания или реагировать на вызывающее поведение девочки, они стали активно участвовать в ее лечении. В роли тренера выступал психотерапевт Анны; с его помощью родители приступили к планированию стратегий преодоления болезненной симптоматики дома. Родители также договорились с администрацией школы, чтобы обсудить, как помочь девочке. И что особенно важно, под руководством психотерапевта родители Анны также приложили все усилия, чтобы помочь дочери разобраться с возникшими у нее проблемами: неумение сдерживаться, возмутительное поведение, трудности с засыпанием, громкий голос, навязчивая манера говорить были не столько ее виной, сколько проявлением расстройства настроения. Они также сообщили дочери, что решение проблем зависит только от нее. Анна, ее родители, психиатр и психотерапевт действовали как одна команда, помогая девочке справиться с болезненными проявлениями.

Где помогают мамам особых детей

При группе дневной адаптации детей-инвалидов Православной службы помощи «Милосердие» действует служба психологической помощи родителям особых детей. Скоро там начнут проводить групповое консультирование родителей детей-инвалидов

При группе дневной адаптации детей-инвалидов (проект Православной службы помощи «Милосердие») функционирует служба психологической помощи родителям особых детей. Скоро при ней откроется новое направление психологической работы: групповое консультирование родителей детей-инвалидов. Об этом наш разговор с психологом группы дневного пребывания для детей-инвалидов и медицинского центра «Милосердие» при Марфо-Мариинской обители Еленой Козловой.

Читать еще:  Помощь в оформлении инвалидности в москве


Елена Козлова, психолог группы дневной адаптации детей-инвалидов Православной службы помощи «Милосердие»

При группе дневной адаптации детей-инвалидов (проект Православной службы помощи «Милосердие») функционирует служба психологической помощи родителям особых детей. Это очень полезное дело. Ведь первая мысль, с которой засыпает и просыпается мама особого ребенка, узнав о его диагнозе: «Я его вылечу, я его вылечу». И только годы спустя у некоторых (далеко не у всех) родителей происходит осознание, понимание того, что ее ребенок просто другой.

О новом направлении психологической работы – групповом консультировании родителей детей инвалидов, и о том, как может помочь психолог облегчить душевное состояние мамы особого ребенка наш разговор с психологом группы дневного пребывания для детей-инвалидов и медицинского центра «Милосердие» при Марфо-Мариинской обители Еленой Козловой.

– Елена, начнем с самого простого, но главного вопроса: как и в чем может помочь мамам особых деток психологическая служба при группе дневной адаптации?

– Мы с первого дня открытия группы помогали не только детям, но и мамам. Скоро при Марфо-Мариинской обители будет открыто новое направление психологической помощи родителям детей-инвалидов: групповое консультирование. Будут проводиться беседы сразу с несколькими мамами. Ведь, кроме традиционной работы, подопечным семьям необходимы такие встречи, когда мы все вместе будем разбирать сложные ситуации. В этом случае Это очень помогает, потому что другие родители активно вовлекаются в процесс, это уводит их от заострения на личных проблемах.

Вообще работа с мамами и папами очень важна. Если работать только отдельно с ребенком, вне контекста семьи, – это не даст того эффекта. Работать нужно с семьей. Это первая мотивирующая составляющая нашей работы. А вторая – это то, что мамы изначально сильно травмированы появлением таких необычных деток на свет, и у основной их массы, по моему опыту общения, эта травма не проработана. Когда диагнозы только сваливаются на мам, они, прежде всего, конечно, бросаются в медицину, начинают проводить порой лишние курсы реабилитации, искать санатории, собирать информацию, и первые несколько лет живут в совершенно бешенном ритме…

– Потому что хотят любой ценой сделать ребенка здоровым?

– Первая мысль, с которой засыпает и просыпается мама особого ребенка, которая только узнала о его диагнозе: «Я его вылечу, я его вылечу». Годы спустя у некоторых (далеко не у всех) происходит осознание, понимание того, что ее ребенок просто другой. Он отличается от обычных детей, надо как-то это понимать и жить дальше. Но таких мам, по моему опыту, единицы. А у остальных происходит бег и загоняние себя, и, что еще более опасно – ребенка. Дети уже бывают иногда просто ошалевшие от всевозможных реабилитационных мероприятий. У некоторых детей еще на пороге реабилитационных центров начинается истерика, потому что он понимает, что сейчас будут совершенно чужие люди вторгаться в его личное пространство, мять его, массажировать, втыкать болезненные иголки, чего-то с ним делать. Донести до мам, что взгляд на ребенка должен быть объективным – это тоже одна из задач работы с ними.

Группу психологической поддержки мам детей-инвалидов мы планируем открыть в сентябре. Уже сейчас можно записаться в группу по телефону 8-916-422-04-73

– Кто может обращаться за помощью?

– В первую очередь – наши подопечные семьи: родители детей группы дневного пребывания, медицинского центра «Милосердие» и выездной бригады детской паллиативной помощи. Но и родители особых детей, не являющихся нашими подопечными, тоже, конечно, могут обращаться за помощью.

– Есть ли мамы, с которыми особенно тяжело?

– Часто тяжесть психологического состояния мамы зависит от тяжести физического состояния ее больного ребенка. Самые «тяжелые» мамы – это мамы детей-подопечных нашей паллиативной службы. И им как раз больше всего подойдет помощь группового консультирования.

– Вы не могли бы рассказать подробнее о групповом оказании психологической помощи?

– Вообще сама по себе встреча нескольких людей, которых волнует одна и та же проблема, имеет так называемый эффект поля: можно досконально проработать травмирующую ситуацию. Вся группа поддержит женщину, которой плохо, и это будет иметь накопительный эффект, то есть, просто появятся силы жить дальше. Если психолог будет один на один с этой женщиной работать, эффект тоже будет, но в группе он будет явно больше. Важно и то, что рядом будут люди, попавшие в похожую ситуацию, это вызывает больше доверия.

– Сообщество людей с похожими проблемами больше адаптирует к жизни?

– Безусловно, потому что возникает больше доверия. Кроме этого, важна и чисто информативная часть. Люди делятся друг с другом не только бедами, но и своими радостями и достижениями. В плане реабилитации есть места совершенно бесполезные, но есть очень много ценных центров, и родители делятся друг с другом этой информацией. У кого-то тренер по плаванию замечательный, и мама делится контактами. У кого-то массажист прекрасный, который готов выезжать на дом. Кто-то в Израиль съездил удачно или в Китай. Без рекламных слоганов и посредников здесь расскажут все так, как есть.

Будут и индивидуальные консультации. В них очень важно то, что у мамы будет возможность выговориться конфиденциально. В психотерапии есть такой момент, когда человек заключает контракт с психологом на определенное количество встреч ради достижения какой-то цели. Клиент понимает, что психолог будет его ждать, они договариваются о периодичности встреч раз в неделю. Например, в пятницу в 9 часов это время будет моим. Человек будет готов меня выслушать, я могу с ним поделиться тем, чем я не поделюсь ни с сестрой, ни с мужем, ни с мамой, ни с ребенком…

– А если маме нужна помощь психолога, а ребенка не на кого оставить?

– Она может прийти с ребенком. С ним поиграют или наши добровольцы, или воспитатели группы дневного пребывания. Проблема в том, что зачастую у мамы ребенка-инвалида нет времени на себя. На помощь себе. Все время на руках ребенок, ему нужно уделять время, энергию, силы, а где им самим потом брать эти силы и ресурсы? Я думаю, что группа психологической помощи – как раз то место, где мамы смогут немножко подумать о себе…

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×