3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологическая работа с инвалидами

Социально-психологическая помощь инвалидам

Согласно «Декларации о правах инвалидов», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1971г. инвалидом признается лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу наличия врожденных или приобретенных недостатков и нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности инвалидов выражается в полной или частичной утрате ими способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Часть из инвалидов нуждается в постоянном уходе (81%), часть передвигается с помощью костылей или кресел – колясок (50.4%), другие передвигаются самостоятельно. Согласно тем же исследованиям, 10.9% инвалидов не могут обслуживать себя, 33.4% обслуживают себя частично. В ходе работы с инвалидами, особенно молодыми, также, как и с пожилыми людьми, необходимо понимать и учитывать их психологические особенности. В частности, в отличие от пожилых с относительно ограниченными потребностями, молодые инвалиды стремятся получить образование, профессию и трудоустроиться, удовлетворить потребности в создании семьи, в разнообразном досуге, в спорте и т.д. Вместе с тем, в сравнении со здоровыми для инвалидов характерен низкий уровень групповой сплоченности, недостаточная сформированность социально – значимых целей, дефицит информации, ограниченность социальных связей и контактов (слепые, глухие и т.п.) и отсюда обедненность социального опыта.

Все эти особенности диктуют необходимость использования самых разнообразных форм и методов работы с этой группой населения, к ним относятся: создание соответствующих условий жизни в интернате, проведение терапии средой, трудом, бытом и др. Понимание (в необходимых пределах) и учет психофизиологических особенностей, изменений личностного плана особенно важны в процессе работы с психическими больными и инвалидами, находящимися в психоневрологических интернатах. В зависимости от степени изменений психики, умственной отсталости, нарушений эмоциональной сферы и пр. (олигофрения в разных формах, шизофрения и т.п.) социально – психологическая реабилитация этой категории инвалидов требует применения специфических форм и методов социальной работы.

При психических заболеваниях в отличие от других значительно нарушаются социальные связи и отношения – заболевает не какой-то орган, а в целом личность. Поэтому реабилитация психически больных выступает как их ресоциализация. Коррекция личностных реакций происходит в зависимости от успеха «основного» комплекса мер по восстановлению (реституции) или компенсации нарушенных функций. С этим связана специфика основных этапов социально–психологической реабилитации психически больных. В психиатрической литературе выделяется 3 основных этапа реабилитации:

1) восстановительный – т.е. восстановительная терапия как средство достижения реадаптации и реабилитации. Основная задача на этом этапе – предотвращение формирования психических нарушений, в частности, явления госпитализма, т.е. нивелировки индивидуальных особенностей личности в итоге нахождения пациента в общих однообразных условиях стационара, отрыва от внешних социальных связей и т.п. Медикоментозные средства лечения здесь должны сочетаться с психосоциальными методами (терапия средой, занятость позитивными формами деятельности, психотерапия, лечебная физкультура и т.д.);

2) реадаптационный – терапия больных, имеющая целью приспособление их в той или иной степени к условиям внешней среды. Основными здесь являются психосоциальные методы воздействия, стимулирующие социальную активность больных. Важнейшее значение имеет трудовая терапия, обучение или переобучение новой профессии, а также специальная педагогическая (воспитательная) психотерапевтическая работа, проводимая с больными и их родственниками (обучение «умению жить», «умению работать», «умению общаться с людьми»). Важную роль играет общение больных со здоровыми, лечение занятостью, культтерапия, лечебная физкультура. Биологическое лечение ограничивается здесь приемом поддерживающих доз психотропных препаратов;

3) реабилитационный (реабилитация в собственном смысле) – восстановление больного в правах, его индивидуальной и общественной ценности, прежних социальных связей, помощь в трудоустройстве и быту. Реабилитация на этом этапе проходит во внебольничных условиях (надомный труд, работа в лечебно – производственных мастерских, специальных цехах или на обычном предприятии).

Наряду со стационарными формами важное значение в социально – психологической работе с инвалидами имеет надомное обслуживание. Основными его организационными формами являются отделения социальной помощи на дому, отделения специализированной социальной помощи на дому, служба срочной социальной помощи, отделения дневного пребывания и др. В процессе психосоциальной работы социальный работник использует здесь многообразные формы деятельности:

1) выявляет и помогает в организации нуждающихся пожилых и инвалидов в прикреплении к центрам социального обслуживания;

2) способствует реализации льгот инвалидам;

3) выявляет структуру семьи (полная, неполная, наличие одиноких и т.д.);

4) оказывает помощь в восстановлении связей инвалидов с трудовыми коллективами;

5) в ряде случаев помогает «гасить» внутрисемейные конфликты
(с учетом всей деликатности этой сферы быта);

6) оказывает помощь в организации медицинского обслуживания (вызов участкового врача, узких специалистов);

7) помогает пожилым и инвалидам в соціально-бытовых вопросах
(в использовании услуг прачечной, химчистки и т.д., в уборке квартиры, доставке продуктов и медикаментов и т.д.).

В целом вся эта многообразная деятельность социальных работников имеет целью оказать данным группам населения соціально-организационную помощь, морально-психологическую поддержку и тем самым улучшить их соціально-психологическую адаптацию[18, с. 128 -130].

|следующая лекция ==>
Социально-психологические особенности подростков, оставшихся без попечения родителей|Психологическая помощь в местах лишения свободы

Дата добавления: 2019-07-26 ; просмотров: 444 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Особенности психологической помощи инвалидам.

Одну из основных задач реабилитации составляют психологиче­ская коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизнен­ных ситуациях, которые возникают у человека в связи с инвалидизацией. Знание социальными работниками психологических осо­бенностей личности индивида с физическими и психическими дефектами поможет успешной реабилитации и адаптации его в обществе.

Читать еще:  Положен ли соцработник инвалиду 2 группы

Нарушения психики могут быть первичными — непосредствен­но вызванными болезнью, врожденным дефектом или травмой го­ловного мозга. Но возникают и вторичные психологически обус­ловленные нарушения психической деятельности. Инвалидизирующее заболевание, травма или дефект независимо от того, какова их природа, какой орган или функциональная система оказывают­ся пораженными, ставят человека в психологически особые жиз­ненные условия, или, иначе говоря, создают особую объективную социально-психологическую ситуацию. Если такое происходит со взрослым человеком, то к этому времени он уже имеет сформиро­ванные в предшествующие периоды жизнедеятельности особенности психической организации: определенный уровень познавательных возможностей, мотивационную структуру личности, сложивший­ся уровень оценки своих возможностей и ожиданий. Возникающая социальная ситуация, связанная с наступлением инвалидности, резко снижает способности удовлетворения насущных потребнос­тей, возможности социальной, профессиональной и личностной самореализации индивида. В результате возникает состояние фруст­рации, т. е. реактивное состояние в ответ на невозможность удов­летворить потребности. Со всей очевидностью перед человеком, ставшим инвалидом, встает сложная задача — как жить дальше в условиях болезни или дефекта.

Постепенно происходит качественная и количественная пере­стройка «внутренней позиции» человека, содержание и динамика которой отражают основные смысловые изменения в структуре личности. Выступая в качестве активного субъекта деятельности, человек, несмотря на инвалидность, продолжает оставаться им.

Это находит выражение прежде всего в том, что в новой жизнен­ной ситуации — в условиях инвалидности — человек формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в этих обстоятельствах. В 1880 г. знаменитый русский психиатр В.Х.Кандинский указывал на то, что «болезненное со­стояние — это та же жизнь, но только при измененных условиях». Болезнь и последующая инвалидность — лишь биологическая пред­посылка изменения личности.

Переживание болезни и инвалидности, накладывая особый от­печаток на всю личность больного в целом, также приводит к по­степенному изменению эмоционально-волевой сферы, мыслитель­ных процессов, к серьезной переоценке жизненных установок, со­циальных ценностей и становится источником для формирования дезадаптивного поведения. Дезадаптация поведения определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологи­ческими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), соци­альными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой, как все») и психологическими характеристиками (депрес­сией, апатией, агрессией, обидой, разочарованием и виной).

Вынужденная социальная изоляция инвалида от общества ста­новится источником формирования так называемого социально­го аутизма, который проявляется в виде стереотипного стиля жиз­недеятельности и соответствующих психологических нарушений и личностных изменений. В то же время инвалидность и ее пере­живание сами по себе препятствуют установлению нормальных взаимоотношений с окружающими, сказываются на работоспо­собности, общем мировосприятии и тем самым углубляют соци­альную изоляцию инвалида. Возникает своеобразный порочный круг — социальный и психологический факторы усугубляются негативным влиянием друг на друга.

Современные отечественные исследования социально-психо­логических особенностей инвалидов во многом опираются на те­ории и концепции ученых, внесших большой вклад в области изу­чения влияния патологического процесса на центральную нервную систему и личность инвалида в целом, среди которых А. Р.Лурия (1944), В.Н.Мясищев (1966), В.В.Ковалев (1979) и др. Эти тео­рии имеют непосредственное отношение к личности больного че­ловека, его внутреннему миру, который оказывается связанным с процессом переживания и совладания с болезнью. Психология человека с инвалидизацией сходна с психологией хронически боль­ных людей.

Осуществление социально-психологической работы с больными и инвалидами в практике работы психолога — это задача достаточно сложная, требующая специальных знаний.

Психологические исследования показывают, что значительная часть инвалидов испытывает психологические затруднения в работе, быту и отношениях с окружающими людьми; эти затруднения часто усугубляются невозможностью выполнять определенные виды работ. Поэтому для эффективной работы с этой категорией клиентов психолог должен обладать необходимыми знаниями о психологических особенностях и представлять возможные способы работы с ними.

Ситуация инвалидности ставит человека в особые условия жизни, требующие мобилизации всех его психических и физических сил. Часто инвалид не может самостоятельно справиться с этим состоянием и у него развивается состояние психической дезадаптации, которое характеризуется нарушением саморегуляции, эмоциональной неуравновешенностью, повышенной тревожностью, быстрой утомляемостью, а также приводит к возникновению целого ряда психических проблем и формированию нежелательных стереотипных форм поведения.

Традиционно выделяют три области проявлений дезадаптации: сенсомоторную, социально-психологическую, личностную.

Сенсомоторная дезадаптация — это дезадаптация в сфере предметного мира. Характеризуется недостаточной приспособленностью к активному существованию в окружающем мире, что проявляется в снижении мобильности, недостаточности навыков ориентировки в пространстве и во времени, недостаточности навыков самообслуживания.

Социально-психологическая дезадаптация — это дезадаптация в отношениях с окружающими. Проявляется в нарушении социальных контактов с окружающими, конфликтном или ограниченном общении, наличии негативных установок по отношению к инвалидам или к здоровым людям. Характеризуется наличием пассивной жизненной позиции, замкнутостью, уходом в свой внутренний мир.

Личностная дезадаптация — это дезадаптация в отношении к самому себе. Проявляется в неадекватном восприятии своего дефекта, что возникает в том случае, когда человек эмоционально не может принять себя как инвалида. При этом данное эмоциональное переживание своей инвалидности приводит к появлению постоянного отрицательного эмоционального фона вплоть до возникновения аффективных реакций. Может развиваться депрессивное состояние, сопровождающееся ослаблением активной жизненной мотивации, отказом от постановки жизненных целей, развитием конфликтных отношений с окружающими. Данные проявления приводят к развитию позиций и установок, не соответствующих реальным возможностям индивида. В этом случае данные тенденции проявляются в появлении заниженной или завышенной самооценки.

Читать еще:  При оформлении инвалидности какие нужны документы

Следует отметить, что все три формы дезадаптации взаимосвязаны.

В практической работе с инвалидами необходимо различать степень развития дезадаптивного состояния. По степени тяжести психологических последствий различают непатологическое и патологическое дезадаптивные состояния.

Непатологическое дезадаптивное состояние характеризуется наличием дезадаптации, возникшей под воздействием глубоких жизненных проблем или в результате развития жизненного кризиса. Сам человек, как правило, понимает причины возникновения подобного состояния, и переживание жизненных проблем у него преобладает над развитием патологической симптоматики.

Патологическое дезадаптивное состояние характеризуется снижением понимания причин своего состояния и преобладанием болезненной симптоматики. В этом случае существует большая вероятность развития невроза или постепенно развивающегося ухудшения состояния психического и физического здоровья.

Выделяют три типа психической дезадаптации: невротический, астенический и аффективный.

Невротический тип характеризуется: внутренней конфликтностью, снижением настроения, эмоциональным проявлением депрессивного круга, иногда психофизиологическими отклонениями, не связанными с наличием хронической болезни. Присутствует более или менее глубокое понимание причин своего состояния, выражена потребность в помощи и есть готовность ее принять.

Астенический тип характеризуется наличием жестких жизненных установок, сниженной самооценкой, повышенной самокритичностью, затруднениями в социальных контактах и плохой приспособляемостью к изменяющимся условиям. Часто снижена потребность в помощи и отсутствует готовность к ее принятию.

Аффективный тип характеризуется пониженным самоконтролем, высоким уровнем аффективных проявлений, эмоциональной неуравновешенностью, конфликтностью, затруднением в социальных контактах; завышенной, но неустойчивой самооценкой, неадекватной жизненной установкой. Потребность в помощи декларируется и выражается формально из-за отсутствия желания решать актуальные жизненные проблемы.

Социально-психологическая работа с данной категорией клиентов часто проходит в тесном контакте психолога со смежными специалистами: медиками, психотерапевтами, поскольку необходимо учитывать состояние здоровья и профессионально-медицинские рекомендации для инвалидов. Более того, следует учитывать, что инвалиды в меньшей степени ориентированы на поиск работы, они больше нуждаются в услугах извне. И в данной ситуации роль и психологическая помощь специалиста — психолога труда становится актуальной и значимой.

Основными программами по поддержанию и повышению уровня занятости инвалидов являются следующие мероприятия:

1) психологическое консультирование инвалидов и их семей;

2) проведение психокоррекционной работы с инвалидами и членами их семей;

3) помощь в профессиональном самоопределении, профориентации с последующим обучением и переобучением;

4) обучение навыкам психологической саморегуляции;

5) социально-психологические тренинги с целью формирования профессионально важных качеств и повышения шансов на трудоустройство;

6) предоставление профинформации о возможностях вакансий;

Психологическая помощь людям с ограниченными возможностями

Инвалидов у нас принято называть людьми с ограниченными возможностями, но мы считаем, что инвалиды – это, скорее люди, с повышенными потребностями. И наша главная задача состоит в том, чтобы помочь эти потребности реализовать.

Люди с ограниченными возможностями больше остальных нуждаются:

  • в специализированной социально-психологической помощи;
  • эмоционально комфортному положению на работе, в быту, отношениях с семьей и окружающими;
    социальной адаптации;
  • свободе передвижения, доступе к объектам культурным и социально-бытовым объектам;
  • возможности получать новые знания и навыки.

Инвалидность требует от человека мобилизации всех его физических и психических сил. Очень часто самостоятельно справиться с такой нагрузкой человек попросту не может. В таких случаях у него развивается состояние психической дезадаптации (отказ приспособления к имеющимся жизненным условиям), характеризующейся:

  • стереотипным формированием негативных форм поведения;
  • эмоциональной неуравновешенностью;
  • высокой тревожностью, утомляемостью;
  • неприятием своего положения, нежеланием к нему приспосабливаться;
  • аффективными состояниями и пр.

Дезаптация проявляется в личностной, сенсомоторной и социально-психологической сфере. Все вышеперечисленные формы дезадаптации взаимосвязаны.

Личностная дезадаптация проявляется в неадекватном восприятии собственного положения, исчезновении жизненной мотивации, конфликтном отношении с близким окружением.

Сенсомоторная дезадаптация характеризуется отсутствием приспособленности к окружающей действительности, снижении мобильности, нежелании развивать собственные навыки самообслуживания.
Социально-психологическая дезадаптация проявляется в наличии негативных установок по отношению к людям, замкнутостью, нежеланием поддерживать контакт с окружающими.

В чем заключается психологическая помощь инвалидам

Для психологической помощи людям с ограниченными возможностями разработаны инновационные программы, включающие в себя комплекс разнообразных техник, заимствованных из разных направлений психологической деятельности, что позволяет достигать позитивный эффект в рамках одного реабилитационного цикла.

Эффективным направлением работы психолога часто оказываются нестандартные способы решения проблем, что позволяет найти подход к каждому обратившемуся человеку с учетом его мировоззрения, взглядов, индивидуальных особенностей.

Кроме того, хорошие результаты дают следующие мероприятия:

  • регулярное психологическое консультирование;
  • обучение методике владения психологической саморегуляции;
  • психокоррекция;
  • помощь в определении профессионального направления развития;
  • психолого-социальные тренинги и пр.

Специалисты психологического Центра «Квартет» имеют большой практический опыт работы с людьми с ограниченными возможностями и членами их семьи. Вместе мы найдем основной источник проблемы и разработаем эффективную стратегию ее благополучного разрешения.

Особенности работы с ментальными инвалидами

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья .

Речь пойдет о людях с диагнозом олигофрения в степени дебильности или имбецильности

Читать еще:  Надомное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста

В наше время выстраивание отношений является одной из сложных задач, которая на просторах интернета является актуальной. Тренинги, статьи, коучинговые программы, информации поступает огромное количество, но не все умеют ее использовать верно. Эта тема всегда будет актуальной.

Но сегодня мне хотелось бы поговорить про категорию людей, которые тоже являются частью нашего социума, но имеют ограниченные возможности здоровья. Это ментальные инвалиды. Кто же эти люди? Как с ними выстроить отношения? Поддержать контакт? Насколько они вредны или полезны обществу? И в чем их особенность?

Ментальные инвалиды – это люди, имеющие умственные и психические нарушения.

Сегодня мы поговорим про отдельно взятую категорию людей. Это люди с заболеванием Олигофрения.

Олигофрения (др.-греч. ὀλίγος «малый» + φρήν «ум») — врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка психического развития. Данное заболевание вызвано патологией головного мозга. Проявляется в нарушении когнитивных функций: приеме, усвоении и передаче информации. При Олигофрении нарушены: память, речь и интеллектуально – мнестические способности.

Олигофрения имеет 3 степени тяжести. Мы рассмотри первые 2, так как 3-я степень является наиболее тяжелой, и люди, страдающие подобным заболеванием, нуждаются в постороннем уходе и коррекции не поддаются.

F70 Олигофрения в легкой степени дебильности

IQ составляет 50-69 (умственное развитие взрослого человека соответствует развитию 9-12 лет). Данная категория людей обучаема, но в специальных школах с индивидуальной программой. Во взрослом возрасте они работоспособны, могут поддерживать нормальные социальные отношения.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники .

F71 Олигофрения в степени имбецильности

IQ колеблется от 35 до 49 (Умственное развитие взрослого человека соответствует развитию 6-9 лет). С детских лет заметно отставание в развитии. Часть людей с данным заболеванием может обучаться и достигать определённых результатов в учебе, самообслуживании.

Взрослая категория людей тем не менее будет нуждаться в разных видах посторонней помощи и поддержки в быту и на работе.

Люди с данным заболеванием могут являться очень интересными личностями. И выстраивание с ними личных или рабочих отношений носит тонко – индивидуальный подход.

Среди ментальных инвалидов с данным типом заболевания очень много творческих личностей. Из -за особенностей здоровья у многих отсутствует критика к своему поведению и нарушены личные границы. Это является одним из важных фактов, опираясь на которые можно выстроить работу и задать направление.

Хотелось бы дать практические рекомендации по работе с данной категорией людей, ориентируясь на их особенности когнитивных функций.

Практические рекомендации в работе с людьми, имеющими диагноз F70 и F71

  1. Выстраивание личных границ. При работе необходимо дать понять что у вас рабочие отношения. Доброта, вежливость, эмпатия — приветствуются. Но, человек должен осознавать занимаемую им роль и занимаемую вами роль. Данный вид отношений выстраивается не сразу. Возможны попытки манипулирования, на которые не стоит поддаваться.
  2. Эмоциональные «поглаживания». Очень необходимый фактор в выстраивании межличностных отношений. Они должны быть своевременны, но их должно быть немного. Человек должен понимать свою значимость, но не переоценивать свою роль в вашей жизни.
  3. Конструктивная критика должна быть тонкой и аккуратной. Это должно звучать как помощь и направление. Коррекция и подсказка. Тонкая и важная грань. Потому что если высказать напрямую недостатки или ошибки данной категории людей, они могут быть расценены как оскорбление, вызвать реакцию обиды и спровоцировать вербальную агрессию.
  4. Творческий момент (creativemoment): Ментальные инвалиды очень творческие по своей природе люди. Любовь к музыке носит творческий и в то же время терапевтический характер. Выплеск эмоций через пение, очень важный момент. Но тут важна мера. Главное не переборщить с выплеском.

Особенность людей с диагнозом F70 и F71, это косноязычие (расстройство речи, проявляющееся в невнятном, неясном произношении или искажении слов). Поэтому разучивание с ними текстов должно быть особенно тщательным. Актуальным будет заучивание текста в форме стиха, ежедневно по 2 строчки, с грамотным и внятным произношением. Необходимо учитывать тот факт, что возможно нарушение функций кратковременной и долговременной памяти.

  1. Рисование, или рукоделиетоже являются любимым видом деятельности. Это способ самовыражения и творческой реализации. Помимо этого творчество обладает терапевтическим и релаксирующим эффектом, т.к. люди с ментальной инвалидностью относятся к категории эмоционально неустойчивых, и являются достаточно злопамятными. Рукоделие или коллективное рисование способствует выплеску негативных эмоций, и формируют коллективный дух, сплачивая людей.

Это основные рекомендации при выстраивании отношений с данной категорией людей имеющей отклонения в психике. Работа с ними является сложной, но в то же время и интересной. Потому что раскрыть потенциал в таком человеке не всегда бывает просто, часто эти люди закрыты. Но сумев выстроить правильную тактику поведения, можно увидеть перед собой яркую, интересную и потенциально наполненную личность.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья .

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector