0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологические особенности личности инвалидов

Психологические особенности личности инвалидов

Особенности психики у лиц с физическими дефектами привлекали внимание как психиатров, так и других специалистов с давних пор. Еще в 1625 году Платтер отмечал наличие у детей с физическими недостатками психопатологических особенностей в виде упрямства, непослушания. Позже были описаны бред преследования тугоухих, обусловленный чувством недоверчивости, одиночества, склонностью к ошибочным толкованиям у людей с дефектами слуха; тип «слепого» с труднопреодолимой замкнутостью, сосредоточенностью на внутренней жизни.

Проблема неврозов и их лечения приобретает всё большее значение в качестве специфических проблем ХХ века, привлекающей к себе внимание медицинских и социальных наук.

Это объясняется, прежде всего, значительной распространённостью психогенных заболеваний в населении (20–30%) [29]. Невротические реакции, представляющие собой основу для возможного возникновения неврозов, наблюдаются у 70% практически здоровых людей. И хотя эти цифры являются ориентировочными, они убедительно свидетельствуют о значении проблемы неврозов не только для медицинской, но и в целом социальной практики человека.

Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена ростом в последнее время инвалидизации населения, вызванной ростом числа врождённых и приобретённых заболеваний, а также ростом числа психогений, связанных не только с заболеванием, но и с инвалидностью.

Число инвалидов в России, к сожалению не снижается, а растёт с каждым годом. Только в Новосибирской области их сегодня более 100 тысяч человек. [29]

В настоящее время статус инвалида в России изменился. Период 90-х годов государство проводит антидискриминационную политику по отношению к людям с отклонениями в развитии. Закладываются основы формирования новой культурной нормы – уважения к различиям между людьми. Происходит переход от жесткого противопоставления общества и инвалида к интеграции инвалида в обществе.

Лица, длительно страдающие каким-либо заболеванием (врождённым или приобретённым), могут быть отнесены к группе «риска» в плане развития у них психопатологических проявлений, невротического уровня вследствие ослабления барьера психической адаптации.

Значительная роль для объяснения выявляемых у инвалидов тех или иных пограничных психопатологических проявлений, принадлежит оценка общесоматического и неврологического статуса, а также личностно-типологических особенностей человека, которые за время болезни претерпевают «естественные», психологически понятные изменения.

Подходы к изучению сознания в психологии
Понятие сознания в разных гуманитарных науках имеет различный смысл. В социологии антонимом сознательности выступает стихийность, а в философском плане сознание – форма отражения бытия» [37, с.4] В данном случае речь идёт о «представленно .

Роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентности
Делинквентное поведение подростков — почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание — это недостаточное или чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. У благополуч .

Способности как индивидуальное начало личности. Проблемы развития способностей в дв
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требования данной деятельности и являющиеся условием успешного ее исполнения и динамики овладения ЗУН. Во-первых, способности — это индивидуальные особеннос .

Психологические особенности личности инвалидов

Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в клинической психологии. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь.

Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.

В определении болезни существуют две точки зрения:

1) болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом;

2) болезнь есть субъективное ощущение себя больным.

Среди различных групп населения в современной России остро нуждающихся наряду с материально – экономической поддержкой в социально – психологической помощи, выделяются, пожилые и инвалиды. Это наиболее социально уязвимые, слабозащищенные слои населения.

Свыше 500 миллионов человек в мире являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. Они должны пользоваться теми же правами и возможностями, что и все другие люди. Зачастую они не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию.

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.

С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Часто формируется комплекс неполноценности.

Читать еще:  Работа инвалидов 2 группы ограничения по работе

По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.

Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.

В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее.

Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.

Старость — это в первую очередь биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями. Современные биомедицинские исследования доказали, что старение представляет собой биологический процесс, присущий живым существам, возникающий не в результате истощения энергетического потенциала организма, как считалось ранее, но как логический этап реализации программы его роста и развития

Старики реже обращаются к врачам, чем люди среднего возраста, относя свои болезни к возрастным особенностям. Но это лишь напускное безразличие, в глубине души старики всегда обеспокоены возникающими недомоганиями, расценивая их как признаки приближающейся смерти

Образ жизни в старости построен на привычках, повторяющихся действиях, которые дают старикам ощущение стабильности, некоторую онтологическую гарантию. Старики страшатся любых изменений, так как они не уверены, что смогут адаптироваться к новым условиям, и видят в них «только разрыв с прошлым, а не устремленность в будущее»

И.Кон приводит классификацию типов старости, в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена.

1. Первый тип — активная, творческая старость. Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой либо ущербности.

2. Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни — материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени.

3. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.

4. Четвертый тип — люди, смыслом жизни для которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней[9].

Все эти 4 типа старости И.Кон считает психологически благополучными, но замечает, что есть и отрицательные дезадаптационные типы развития. К таковым могут быть отнесены агрессивные старые ворчуны, разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники.

Приятие собственного старения есть результат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценностей.

Именно этот возраст и есть то время, когда утверждается мысль завершить жизненную программу каким-то обобщением, подведением итогов. Положительная оценка предусматривает установление приемлемых рамок и объема повседневной новой деятельности, а удовлетворение жизнью связано с положительным отношением к собственному старению как времени, когда возможно, в силу внутренних потребностей, переосмыслить свою прошлую жизнь с учетом того, что нового в ней, по старым меркам, уже ничего не будет.

Психологические проблемы инвалидов

4 минуты Ирина Смирнова 18

По данным 2016 года, на территории России зарегистрировано 12,6 млн граждан, которые входят в I, II или III группу инвалидности. Более 500 млн людей по всеми миру имеют физические, умственных и сенсорные ограничения, которые не дают им в полном мере пользоваться своими правами и возможностями, а также существовать в обществе. В социуме нередко наблюдаются социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями, что влечет за собой развитие психологических особенностей инвалидов, их иное восприятие действительности и другие реакции на внешние раздражители.

Читать еще:  Обеспечение доступной среды для инвалидов

Психические состояния людей с ограниченными возможностями

Инвалиды сталкиваются с различными проблемами социально-психологического характера. Наиболее часто встречаются изоляция и фрустрация, то есть состояния, возникающие из-за несоответствия желаний человека и его возможностей. Изоляция подразумевают под собой одиночество, то есть отсутствие близких взаимоотношений с другими членами социума. Длительная изоляция может привести к депрессии и суицидальным мыслям.

Фрустрация может проявляться как незначительное недовольство своей жизнью, так и тяжёлыми психическими расстройствами. Основными проявлениями фрустрации считаются:

  • агрессия, направленная на окружающий мир и/или на самого себя;
  • апатия – отсутствия желания делать что-либо, общаться (человека ничего не интересует);
  • негативизм – отказ человека выполнять то, что от него требуется;
  • своеобразная «зацикленность» инвалида на своем состоянии;
  • возникновение зависимостей (алкогольной, наркотической).

Наряду с изоляцией и фрустрацией выступает «комплекс неполноценности». «Комплекс неполноценности» характеризуется тем, что человек уверен в превосходстве окружающих людей над ним, убеждает себя в собственной ущербности. Вышеперечисленные психологические проблемы инвалидов негативно влияют на их отношение с обществом, что влечет значительные трудности адаптации, расстройство мировосприятия и образование «порочного круга»: несостоятельность в социуме из-за психологических проблем лишь усугубляет их, что провоцирует ещё большую несостоятельность.

Личностные проблемы детей-инвалидов

Типичной проблемой детей-инвалидов является навешивание своеобразных «ярлыков» (т. е. стигматизация) на них, что влечет за собой выделение их из социума из-за наличия дефекта, отличного от культурного стандарта тела или ума. Такие дети сталкиваются со страхом здоровых детей, который часто возникает от неправильного воспитания. Поэтому наблюдается вытеснение детей-инвалидов, или маргинализация, из общества.

Как результат стигматизации и маргинализации у детей с ограниченными возможностями формируется «чувство неполноценности», что влечёт за собой комплекс личностных и невротических расстройств. Усугубляет дезадаптацию ребенка-инвалида гиперопека со стороны родителей, которые ведут к формированию у таких детей «выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности».

«Выученная беспомощность» характеризуется тем, что ребенок, сталкиваясь с регулярным контролем со стороны родителей, перестает предпринимать попытки самостоятельно влиять на ситуацию, даже если посторонняя помощь не требуется и он может справиться сам. Дети-инвалиды с чувством низкой самоэффективности зачастую преувеличивают трудности, с которыми они сталкиваются, автоматически показывают, что не в состоянии с ними справиться.

Проблемы среди людей зрелого возраста

Наиболее тяжело инвалидность переживают люди молодого возраста, которые внезапно обрели дефект, отличающих их от остальных. Они сталкиваются с трудностями восприятия себя в новой «роли» в семье, с негативными реакциями общества, которых ранее они не испытывали. Таким людям необходимо проходить длительный процесс адаптации к новой жизни.

Характеристика адаптации к приобретённой инвалидности включает в себя следующие этапы:

  • Шок, который проявляется эмоциональным и физическим ступором. Может продолжаться несколько дней.
  • Отрицание имеющейся проблемы. Данный этап может длиться от пары недель до нескольких месяцев, что значительно тормозит процесс реабилитации больного.
  • Депрессия, плавно переходящая в агрессию, направленную чаще всего на близких для больного людей. Встречается аутоагрессия. В состоянии депрессии больной замкнут, не желает поддерживать общение, раздражителен.
  • Восприятие. Человек начинает адекватно оценивать свое состояние, пытается решить вопросы, связанные с образованием, семьей, работой.

Это лишь сокращённый вариант эмоций, испытываемых человеком, который получил инвалидность. Каждый воспринимает и оценивает приобретённый дефект по-разному, длительность любого из этапов строго индивидуальна. Психология инвалидности подразумевает понимание того, что происходит внутри человека с ограниченными возможностями, чтобы помочь ему достичь лучшей адаптации, принять свое состояние и добиться улучшения качества жизни.

Психологические особенности инвалидности

Инвалидность

Инвалидность — это такое состояние здоровья человека, при котором существуют ограничения и препятствия для его нормальной жизнедеятельности.

Инвалидность проявляется в виде физических, умственных или психических отклонений.

Инвалид — это человек, ограниченный в возможностях жизнедеятельности по состоянию здоровья.

В нашей стране присвоить статус инвалида могут учреждения медико-социальные экспертизы. Присвоение данного статуса представляет собой медицинский и в то же время юридический процесс. Определению той или иной группы инвалидности можно присвоить юридический и социальный смысл. Ведь инвалиды имеют необычные, можно сказать, особые отношения с окружающими людьми. У инвалидов есть льготы, им выплачивается пенсия по инвалидности. Также у них есть ограничения работоспособности. Иногда инвалидность представляет собой одну из форм социального неравенства.

Лечение инвалидов представляет собой процесс полного или частичного восстановления возможностей и способностей инвалидов. Причем восстанавливаются возможности к бытовой, профессиональной деятельности человека. Лечение инвалидов обычно направлено на компенсацию тех ограничений, которые имеют такие люди. Это делается для социального приспособления инвалидов, достижения ими материальной независимости. Врачи хотят помочь инвалидам присоединиться к обществу.

Читать еще:  Отказ инвалида от индивидуальной программы реабилитации

Готовые работы на аналогичную тему

Причины инвалидности

Причинами инвалидности являются:

  • общие заболевания
  • профессиональное заболевание
  • инвалидность с детства
  • инвалидность, появившаяся из-за какого-либо ранения
  • травмы, полученные во время Великой Отечественной войны, которые привели к появлению инвалидности
  • приобретенная возрастная инвалидность
  • инвалидность, возникшая из-за несчастного случая

Генетические и врожденные отклонения в развитии люди обычно принимают и живут с ними спокойно всю свою жизнь. Такие люди принимают все, потому что у них больше не остается никакого выбора.

Отклонения, которые человек приобрел с возрастом или из-за несчастного случая, в большинстве случаев не принимаются пострадавшими людьми. Они начинают сильно переживать. К ним нужен совсем другой подход при общении.

Психологические особенности инвалидности

К психологическим особенностям инвалидности относят:

  • постоянная бдительность
  • необычные реакции
  • утрата эмоциональности
  • агрессия
  • нарушения памяти
  • депрессия
  • тревожность
  • злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами
  • навязчивые воспоминания
  • галлюцинации
  • бессонница и другие трудности со сном

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Постоянная бдительность выражается в том, что человек всегда следит за тем, что происходит вокруг. Он думает, что ему постоянно угрожает опасность и может случиться что-то плохое.

Необычные реакции у инвалидов проявляются при малейшей неожиданности. Они могут нагибаться, когда услышат звук пролетающего мимо самолета.

Также инвалиды могут полностью или частично утратить способность к проявлению эмоций. Им очень сложно заводить новые знакомства, а также они не испытывают радость, любовь, игривость.

Инвалидности присуща агрессивность. Часто проявляется стремление разрешить спорные ситуации очень грубо. Такая грубость может быть физической или психологической. Такие люди пытаются применять силу и давить на окружающих людей каждый раз, когда хотят убедить в своей правоте.

Психологической особенностью инвалидности можно назвать и нарушения памяти. Нередко можно встретить нарушения концентрации внимания. Таким людям сложно сосредоточиться на чем-то важном. Также они не могут вспомнить то, что им нужно. Такие люди иногда могут сконцентрироваться на определенном моменте или предмете, но даже малейший стрессовый фактор все разрушает.

Когда человек только оправился после травмы, у него появляется депрессия. Причем депрессивное состояние оказывается очень глубоким. Таким людям кажется, что все потеряло смысл, стало бесполезным. Им кажется, что жизнь не станет такой, какой была раньше.

Тревожность у инвалидов проявляется на физиологическом уровне. Могут быть боли в спине или других местах тела. Также тревожность возникает в психической сфере. Такие люди постоянно волнуются, у них появляется паранойя. Инвалиды могут быть тревожными ив эмоциональном плане. У некоторых могут быть навязчивые страхи и мысли о неуверенности в себе.

Инвалиды склонны к злоупотреблению наркотическими и лекарственными препаратами. Таким образом они хотят снизить боль, убрать плохие мысли.

Навязчивые воспоминания характеризуются тем, что у инвалидов появляются мысли о страшных и безобразных действиях, которые связаны с тем событием, когда они получили травму. Стоит отметить, что такие воспоминания могут преследовать их во сне. Но нередко они бывают и во время бодрствования. Инвалиду какой-либо предмет или ситуация может напомнить о том травмирующем событии. В такие моменты и появляются навязчивые мысли и образы. Все это приводит к стрессовому состоянию. Также человек часто испытывает чувство страха, его что-то тревожит.

Галлюцинации у инвалидов связаны с их мыслями и сильными переживаниями. Они выражаются в усиленных непрошеных воспоминаниях о травмирующем событии. Человек может видеть снова ту же ситуацию, но более ярко. В таком случае все, что происходит на данный момент вокруг, человек не замечает. Он только видит ужасные картинки, которые сильно воздействуют на его эмоциональное состояние.

Бывает такое, что инвалидов мучают ночные кошмары. В таком случае они устают от этого и боятся засыпать снова. Ведь во сне они опять увидят страшные события или действия. Таким образом у инвалидов появляется бессонница. Очень часто они недосыпают, что приводит к напряжению, постоянной усталости и различным болям. Еще хуже становится тогда, когда человек вспоминает о своем травмирующем событии. В таком случае он растерян, расстроен и не знает, как ему избавиться от угнетающих мыслей. Иногда бессонница появляется из-за постоянной тревожности человека. Когда человек не может расслабиться, то он не сможет и заснуть. Часто инвалидов мучают душевные боли, которые просто не дают им уснуть и нормально отдохнуть.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector