1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психология болезни и инвалидности

Психологические проблемы инвалидов

4 минуты Ирина Смирнова 18

По данным 2016 года, на территории России зарегистрировано 12,6 млн граждан, которые входят в I, II или III группу инвалидности. Более 500 млн людей по всеми миру имеют физические, умственных и сенсорные ограничения, которые не дают им в полном мере пользоваться своими правами и возможностями, а также существовать в обществе. В социуме нередко наблюдаются социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями, что влечет за собой развитие психологических особенностей инвалидов, их иное восприятие действительности и другие реакции на внешние раздражители.

Психические состояния людей с ограниченными возможностями

Инвалиды сталкиваются с различными проблемами социально-психологического характера. Наиболее часто встречаются изоляция и фрустрация, то есть состояния, возникающие из-за несоответствия желаний человека и его возможностей. Изоляция подразумевают под собой одиночество, то есть отсутствие близких взаимоотношений с другими членами социума. Длительная изоляция может привести к депрессии и суицидальным мыслям.

Фрустрация может проявляться как незначительное недовольство своей жизнью, так и тяжёлыми психическими расстройствами. Основными проявлениями фрустрации считаются:

  • агрессия, направленная на окружающий мир и/или на самого себя;
  • апатия – отсутствия желания делать что-либо, общаться (человека ничего не интересует);
  • негативизм – отказ человека выполнять то, что от него требуется;
  • своеобразная «зацикленность» инвалида на своем состоянии;
  • возникновение зависимостей (алкогольной, наркотической).

Наряду с изоляцией и фрустрацией выступает «комплекс неполноценности». «Комплекс неполноценности» характеризуется тем, что человек уверен в превосходстве окружающих людей над ним, убеждает себя в собственной ущербности. Вышеперечисленные психологические проблемы инвалидов негативно влияют на их отношение с обществом, что влечет значительные трудности адаптации, расстройство мировосприятия и образование «порочного круга»: несостоятельность в социуме из-за психологических проблем лишь усугубляет их, что провоцирует ещё большую несостоятельность.

Личностные проблемы детей-инвалидов

Типичной проблемой детей-инвалидов является навешивание своеобразных «ярлыков» (т. е. стигматизация) на них, что влечет за собой выделение их из социума из-за наличия дефекта, отличного от культурного стандарта тела или ума. Такие дети сталкиваются со страхом здоровых детей, который часто возникает от неправильного воспитания. Поэтому наблюдается вытеснение детей-инвалидов, или маргинализация, из общества.

Как результат стигматизации и маргинализации у детей с ограниченными возможностями формируется «чувство неполноценности», что влечёт за собой комплекс личностных и невротических расстройств. Усугубляет дезадаптацию ребенка-инвалида гиперопека со стороны родителей, которые ведут к формированию у таких детей «выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности».

«Выученная беспомощность» характеризуется тем, что ребенок, сталкиваясь с регулярным контролем со стороны родителей, перестает предпринимать попытки самостоятельно влиять на ситуацию, даже если посторонняя помощь не требуется и он может справиться сам. Дети-инвалиды с чувством низкой самоэффективности зачастую преувеличивают трудности, с которыми они сталкиваются, автоматически показывают, что не в состоянии с ними справиться.

Проблемы среди людей зрелого возраста

Наиболее тяжело инвалидность переживают люди молодого возраста, которые внезапно обрели дефект, отличающих их от остальных. Они сталкиваются с трудностями восприятия себя в новой «роли» в семье, с негативными реакциями общества, которых ранее они не испытывали. Таким людям необходимо проходить длительный процесс адаптации к новой жизни.

Характеристика адаптации к приобретённой инвалидности включает в себя следующие этапы:

  • Шок, который проявляется эмоциональным и физическим ступором. Может продолжаться несколько дней.
  • Отрицание имеющейся проблемы. Данный этап может длиться от пары недель до нескольких месяцев, что значительно тормозит процесс реабилитации больного.
  • Депрессия, плавно переходящая в агрессию, направленную чаще всего на близких для больного людей. Встречается аутоагрессия. В состоянии депрессии больной замкнут, не желает поддерживать общение, раздражителен.
  • Восприятие. Человек начинает адекватно оценивать свое состояние, пытается решить вопросы, связанные с образованием, семьей, работой.

Это лишь сокращённый вариант эмоций, испытываемых человеком, который получил инвалидность. Каждый воспринимает и оценивает приобретённый дефект по-разному, длительность любого из этапов строго индивидуальна. Психология инвалидности подразумевает понимание того, что происходит внутри человека с ограниченными возможностями, чтобы помочь ему достичь лучшей адаптации, принять свое состояние и добиться улучшения качества жизни.

Раздел 2. Психология болезни и инвалидности

Внутренняя картина болезни.

Понятия «здоровье», «болезнь», «больной». Реакция личности на болезнь. Компоненты личностного реагирования. Болезненно-специфические переживания. Модель ВКБ по А. Гольдшейдеру и Р.А. Лурия. Биопсихосоциальный подход в изучении ВКБ. Понятия «соматонозогнозии» этапы формирования. Адекватные и неадекватные (психопатологические) формы реагирования на болезнь. Роль преморбидно-личностных особенностей в формировании ВКБ. Переживания и ВКБ в зависимости от остроты, стадии болезни, степени инвалидизации, угрозы жизни. Возрастной фактор в формировании ВКБ. ВКБ у детей. Особенности ВКБ при различной патологии. Влияние социальных факторов на формирование ВКБ. Роль медицинского персонала в формировании ВКБ. Понятие «ятерогения». Классификация типов отношения к болезни (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов). Методы изучения ВКБ. Опросник «Тип отношения к болезни» (Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, Э.Б. Карпова, А.Я. Вукс).

Читать еще:  Порядок обеспечения инвалидов тср

Механизмы психологической защиты.

Болезнь как стресс. Трансакциональная теория стресса и копинга Р.Лазаруса(1966,1970). Понятия копинг-стратегии, копинг-поведения, личностные и средовые копинг ресурсы. Базисные копинг стратегии (Д.Амирхан), механизмы совладания на примере опросника Э. Хайма (1988). Реакция личности на болезнь, классификация копинг-стратегий. Психологичаские защиты: история вопроса, определение, классификация. Порективные, дефензивные ПЗ. Отличия МПЗ от совладающего поведения (копинг — поведения). МПЗ и ВКБ. Особенности МПЗ у больных с нервнопсихическими, психосоматическими, соматопсихическими расстройствами. Психологическая травма и диссоциация в истории и переживании болезни.

Проблемы жизни и смерти.

Экзистециальное и психологическое значение смерти. Отношение к смерти в разных культурах. Отношение к смерти в зависимости от возраста. Реакция личности на умирание. Стадии приспособления к умиранию (К.Росс 1969). Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакция детей на процесс умирания.

Проблемы суицидального поведения.

Мотивы суицидального поведения. Внутреннее суицидальное поведение (пресуицид), этапы: суицидальные мысли, замыслы, намерения. Внешнее суицидальное поведение: суицидальные попытки, завершенный суицид. Понятие «антисуицидального барьера». Суициды с точки зрения психиатрии. Суицидальное поведение у детей и подростков. Парасуициды.

Формирование первичных навыков работы с проблемной личностью.

Социально-психологический тренинг (практический). Приобретение и обработка первичных навыков работы с проблемной личностью происходит в ходе работы социально-психологического тренинга.

Цель тренинга: Повышение коммуникативной компетенции. В ходе работы студенты преобретают и развивают наблюдательность, навыки установления контакта в различных ситуациях, обучаются техникам снятия эмоционального напряжения, что обеспечивает позитивное воздействие на партнера. Обучаются техникам активного слушания. Работа в тренинге повышает стрессоустойчивость студентов, способствует процессу самопознания и самораскрытия. Средствами выступают ролевые игры. Моделирование различных ситуаций контакта с проблемной личностью, психогимнастика и специально подобранные упражнения, обратная связь, дискуссия.

Ирина Грецкая — Психология болезни и инвалидности

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Психология болезни и инвалидности»

Описание и краткое содержание «Психология болезни и инвалидности» читать бесплатно онлайн.

Учебное пособие по учебной дисциплине «Психология болезни иинвалидности» цикла основных дисциплин предназначено для студентов по специальностям 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» и 050706 «Педагогика и психология».

Виктория Петрова, Владимир Бакулин, Ирина Грецкая

Психология болезни и инвалидности

В настоящее время стала очевидной теоретическая и практическая значимость взаимного влияния психического и физического здоровья. Начали активно изучать психосоматические проблемы (психическое состояние личности в измененных болезнью условиях) и влияние соматической болезни на психическое развитие. Психосоматическое направление стало одним из интенсивно развивающихся в современной клинической психологии. Кроме того, изучение самосознания соматически больного человека, субъективного отражения его заболевания становится центральным звеном в анализе личностной проблематики больного и инвалида. Внутренняя картина болезни при этом «начинает выступать для исследователей в качестве увеличительного стекла, позволяющего заглянуть во внутренний мир больного». Независимо от характера заболевания важной является проблема психологической реабилитации больных людей и инвалидов, ведь во многом от ее успешности зависит, сможет ли человек преодолеть сложности социальной адаптации, выработать свои компенсаторные возможности. Без изучения внутренней картины болезни невозможно разработать эффективные способы коррекционного воздействия на развитие больного. А это является одним из важных факторов, влияющих на ход заболевания.

Одной из важных проблем клинической психологии является также проблема симптомогенеза при соматических заболеваниях, роли психологических факторов в этом процессе. Актуальность обусловлена не только необходимостью изучения вопроса о роли психологических факторов в патогенезе симптома болезни, но и необходимостью научного обоснования принципов и выбора методов психологической и физической реабилитации больных и инвалидов. Умением будущих педагогов и психологов использовать знания о психологических особенностях больных и инвалидов для организации педагогического процесса и оказания им психологической помощи. Для этого и сам будущий специалист должен обладать разносторонними мировоззренческими знаниями, системой ценностей, интересов, мотиваций, имеющих глубоко нравственную гуманистическую направленность.

Читать еще:  Один глаз не видит положена ли инвалидность

Целью изучения настоящей дисциплины является формирование у студентов понятия о психологическом состоянии больных людей и инвалидов, что необходимо для правильного подхода к лицам с ограниченными возможностями, для их эффективной адаптации и коррекции путем использования адаптивной физкультуры и теоретическая подготовка студентов к осуществлению деятельности в рамках медико-социальной работы с населением.

К основным задачам данного учебного курса относится: изучение специфики психологии поведения больного человека или инвалида; изучение проблемы кризиса личности и изменения системы отношений в условиях психосоматического страдания; освоение психологических особенностей профессионального общения с людьми, имеющими отклонение в состоянии здоровья.

Изучение дисциплины «Психология болезни и инвалидности» предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

– понятие о внутренней картине болезни;

– понятие о болезненно-специфических переживаниях;

– переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни;

– понятие о механизмах психологической защиты и совладения;

– понятие о психологической травме и ее значение в истории и переживании болезни;

– проблемы жизни, смерти, суицидального поведения;

– особенности работы с проблемой личности.

1. ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ И ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО

1.1. ПОНЯТИЕ О ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЕ БОЛЕЗНИ

Для медицинских, социальных работников, педагогов, психологов и реабилитологов понятие «больной» всегда более близко, конкретно и значимо, чем понятие «болезнь». Больной – это, прежде всего человек, а в человеке в сложном единстве и взаимообусловленности объединены организм и личность (В.Г. Косенко).

В ряду личностных факторов, играющих роль в развитии, формировании, течении, прогнозе болезни, большое значение имеют особенности отражения болезни в переживаниях больного, то, что известный отечественный врач Р. А. Лурия определил как внутреннюю картину болезни. Е.К. Краснушкин пользовался в этих случаях терминами «сознание болезни», «представление болезни», а Е.А. Шевалев – «переживание болезни». Например, немецкий интернист Гольдшейдер писал об «аутопластической картине болезни».

Особенности отражения болезни в переживаниях больного связаны с возникновением у больного человека множества неприятных, а порой тяжелых мыслей:

• о возможности физической неполноценности;

• об исходе опасной хирургической операции;

• о возможном ухудшении материального благополучия;

• о влиянии болезни на планы личной жизни,

• об изменении качества жизни (факт поступления в больницу вызывает у человека массу тревожных мыслей, которые обусловлены отсутствием привычного образа жизни, видом чужих страданий).

В таких случаях речь может идти о влиянии страхов, беспокойств, волнений больного на его личность. Такого рода беспокойство имеет, как правило, сложный характер и включает в себя опасения индивидуальные. Например: «Чем мне угрожает болезнь?». Эти опасения всегда и тесно взаимосвязаны с опасениями, имеющими общественный характер. Например, в связи со сложившимся в обществе особым отношением к некой болезни, с особенностями ее социального звучания. Такой вариант опасений особенно ясно выступает при заразных, социально опасных болезнях, таких, как: СПИД, чума, холера, сифилис, туберкулез и др.

Во внутренней картине болезней эти особенности опасений больного проникают одна в другую, а каждая из них может приобретать качественно особое значение. Например, даже ангина у члена семьи, в составе которой имеются дети, подверженные инфекционным болезням, сопровождается не только индивидуальными опасениями, но и беспокойством за возможное ее «социальное и общественное звучание». «Звучание» внутри семьи, школы, которую посещают дети, и других социальных групп.

Кроме этого на психику больного может оказывать сам патологический процесс, когда человек испытывает физический дискомфорт, а также ограничение физических возможностей, обуславливающих снижение качества жизни, ухудшение социального статуса и т.д.

Встречается и обратная ситуация, когда тем или иным заболеваниям подвержены люди с определенными чертами характера, в этом случае клиническая картина болезни наслаивается на уже имеющиеся характерологические особенности.

Читать еще:  При отсутствии селезенки дают инвалидность

На переживание болезни, отношение к патологическому процессу может оказывать влияние и непосредственно общение пациента с медицинским персоналом, процедуры обследования и лечения.

Таким образом, выделяются основные взаимодействующие стороны внутренней картины болезни, которые влияют на ее специфику:

• сенситивная (связанная с ощущением боли в местах поражения);

• эмоциональная (страх, тревога, надежда, т. е. эмоциональные переживания);

• волевая (усилие справиться с болезнью, позаботиться об обследовании и лечении);

• рациональная и информативная (знание о болезни и ее оценка).

Такое «горизонтальное» расчленение внутренней (аутопластической) картины болезни является условным, т.к. в действительности психические процессы всех этих сторон переплетаются в различных комбинациях (В.Г.Косенко). Примером «вертикальной» связи может являться факт рационализации, где рациональный компонент в большей или меньшей степени бессознательно управляется эмоциональными процессами. Например, больной уклоняется от хирургического вмешательства и «объясняет» это тем, что не верит в успешный исход операции, и при этом не признается, что главной причиной является страх перед операцией. Реально обусловленность внутренней картины болезни мультифакторна.

1.2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВНУТРЕННЮЮ КАРТИНУ БОЛЕЗНИ

Факторы, определяющие внутреннюю (аутопластическую) картину болезни можно разделить на четыре области:

1. Характер болезни;

2. Обстоятельства, в которых протекает болезнь;

3. Особенности преморбидной личности: возраст, пол, профессия, особенности личности и темперамента;

4. Прошлое больного, его личный опыт.

1. Характер болезни. Особенности болезни определяет острая она или хроническая, требующая амбулаторного или стационарного лечения, консервативного или хирургического вмешательства, имеются ли сильные боли, ограничение подвижности, неприятные косметические симптомы и т. д. Все это влияет на эмоциональную сферу больного, его психологические особенности, поведение, отношение к лечению.

Раздел 2. Психология болезни и инвалидности

Внутренняя картина болезни.

Понятия «здоровье», «болезнь», «больной». Реакция личности на болезнь. Компоненты личностного реагирования. Болезненно-специфические переживания. Модель ВКБ по А. Гольдшейдеру и Р.А. Лурия. Биопсихосоциальный подход в изучении ВКБ. Понятия «соматонозогнозии» этапы формирования. Адекватные и неадекватные (психопатологические) формы реагирования на болезнь. Роль преморбидно-личностных особенностей в формировании ВКБ. Переживания и ВКБ в зависимости от остроты, стадии болезни, степени инвалидизации, угрозы жизни. Возрастной фактор в формировании ВКБ. ВКБ у детей. Особенности ВКБ при различной патологии. Влияние социальных факторов на формирование ВКБ. Роль медицинского персонала в формировании ВКБ. Понятие «ятерогения». Классификация типов отношения к болезни (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов). Методы изучения ВКБ. Опросник «Тип отношения к болезни» (Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, Э.Б. Карпова, А.Я. Вукс).

Механизмы психологической защиты.

Болезнь как стресс. Трансакциональная теория стресса и копинга Р.Лазаруса(1966,1970). Понятия копинг-стратегии, копинг-поведения, личностные и средовые копинг ресурсы. Базисные копинг стратегии (Д.Амирхан), механизмы совладания на примере опросника Э. Хайма (1988). Реакция личности на болезнь, классификация копинг-стратегий. Психологичаские защиты: история вопроса, определение, классификация. Порективные, дефензивные ПЗ. Отличия МПЗ от совладающего поведения (копинг — поведения). МПЗ и ВКБ. Особенности МПЗ у больных с нервнопсихическими, психосоматическими, соматопсихическими расстройствами. Психологическая травма и диссоциация в истории и переживании болезни.

Проблемы жизни и смерти.

Экзистециальное и психологическое значение смерти. Отношение к смерти в разных культурах. Отношение к смерти в зависимости от возраста. Реакция личности на умирание. Стадии приспособления к умиранию (К.Росс 1969). Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакция детей на процесс умирания.

Проблемы суицидального поведения.

Мотивы суицидального поведения. Внутреннее суицидальное поведение (пресуицид), этапы: суицидальные мысли, замыслы, намерения. Внешнее суицидальное поведение: суицидальные попытки, завершенный суицид. Понятие «антисуицидального барьера». Суициды с точки зрения психиатрии. Суицидальное поведение у детей и подростков. Парасуициды.

Формирование первичных навыков работы с проблемной личностью.

Социально-психологический тренинг (практический). Приобретение и обработка первичных навыков работы с проблемной личностью происходит в ходе работы социально-психологического тренинга.

Цель тренинга: Повышение коммуникативной компетенции. В ходе работы студенты преобретают и развивают наблюдательность, навыки установления контакта в различных ситуациях, обучаются техникам снятия эмоционального напряжения, что обеспечивает позитивное воздействие на партнера. Обучаются техникам активного слушания. Работа в тренинге повышает стрессоустойчивость студентов, способствует процессу самопознания и самораскрытия. Средствами выступают ролевые игры. Моделирование различных ситуаций контакта с проблемной личностью, психогимнастика и специально подобранные упражнения, обратная связь, дискуссия.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×