0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психология инвалидов и лиц пожилого возраста

Психология инвалидов и лиц пожилого возраста

Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в клинической психологии. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь.

Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.

В определении болезни существуют две точки зрения:

1) болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом;

2) болезнь есть субъективное ощущение себя больным.

Среди различных групп населения в современной России остро нуждающихся наряду с материально – экономической поддержкой в социально – психологической помощи, выделяются, пожилые и инвалиды. Это наиболее социально уязвимые, слабозащищенные слои населения.

Свыше 500 миллионов человек в мире являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. Они должны пользоваться теми же правами и возможностями, что и все другие люди. Зачастую они не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию.

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.

С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Часто формируется комплекс неполноценности.

По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.

Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.

В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее.

Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.

Старость — это в первую очередь биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями. Современные биомедицинские исследования доказали, что старение представляет собой биологический процесс, присущий живым существам, возникающий не в результате истощения энергетического потенциала организма, как считалось ранее, но как логический этап реализации программы его роста и развития

Старики реже обращаются к врачам, чем люди среднего возраста, относя свои болезни к возрастным особенностям. Но это лишь напускное безразличие, в глубине души старики всегда обеспокоены возникающими недомоганиями, расценивая их как признаки приближающейся смерти

Образ жизни в старости построен на привычках, повторяющихся действиях, которые дают старикам ощущение стабильности, некоторую онтологическую гарантию. Старики страшатся любых изменений, так как они не уверены, что смогут адаптироваться к новым условиям, и видят в них «только разрыв с прошлым, а не устремленность в будущее»

И.Кон приводит классификацию типов старости, в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена.

1. Первый тип — активная, творческая старость. Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой либо ущербности.

2. Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни — материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени.

3. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.

4. Четвертый тип — люди, смыслом жизни для которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней[9].

Все эти 4 типа старости И.Кон считает психологически благополучными, но замечает, что есть и отрицательные дезадаптационные типы развития. К таковым могут быть отнесены агрессивные старые ворчуны, разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники.

Приятие собственного старения есть результат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценностей.

Именно этот возраст и есть то время, когда утверждается мысль завершить жизненную программу каким-то обобщением, подведением итогов. Положительная оценка предусматривает установление приемлемых рамок и объема повседневной новой деятельности, а удовлетворение жизнью связано с положительным отношением к собственному старению как времени, когда возможно, в силу внутренних потребностей, переосмыслить свою прошлую жизнь с учетом того, что нового в ней, по старым меркам, уже ничего не будет.

Особенности пожилых людей

Сложным периодом для людей является престарелый возраст или «время дожития», когда организм увядает физически, утрачиваются социальные функции, ухудшается общее и психологическое состояние. Избежать преждевременного старения и создать комфортные условия для прохождения всех этапов старения можно только в том случае, если будет четкое понимание, как проявляются возрастные особенности, и какой уход необходим человеку.

Четыре основных типа старения

К первой категории относятся люди, которые, прекратив активную профессиональную деятельность, участвуют в социальной жизни и не прекращают коммуникацию с близкими, друзьями, знакомыми. Такую старость принято называть «творческой», поскольку она помогает оградиться от негативных мыслей и прожить яркую жизнь в преклонном возрасте.

Второй тип характерен для пожилых людей, которые направляют всю энергию на поддержание материальных благ. Накопление сбережений или преумножение капитала, самообразование, получение дополнительных знаний в новой отрасли. Такие люди могут начать заниматься деятельностью или завести хобби, на которое не было времени в молодости. Пожилые люди приспособлены социально и психологически.

Третья категория преимущественно относится к женщинам и характеризует их. В преклонном возрасте такой тип людей все внимание уделяет семье и организации быта. Благодаря сильной вовлеченности удается избегать психологических переживаний и хандры. Но в сравнении с первыми категориями удовлетворенность жизнью может находиться на более низком уровне.

Пожилые люди, относящиеся к четвертой категории, в первую очередь уделяют внимание здоровью. Собственное самочувствие для таких людей остается смыслом жизни, который приносит им моральное удовлетворение. Отрицательной стороной является регулярное гиперболизирование любой, даже самой незначительной болезни.

Читать еще:  Понятие инвалидности и порядок ее установления

Несмотря на разное состояние людей в перечисленных типах, жизнь в преклонном возрасте в любом из вариантов можно назвать психологически благополучной. Однако существуют негативные примеры активной деятельности престарелых людей. Они могут выражаться в агрессии, ворчливости, неудовлетворении жизнью или положением в обществе. Такие люди часто предъявляют претензии ко всем окружающим, занимаются самоедством, что только ухудшает общее состояние.

Отношение человека к собственному старению:

  • Нормальное. Пожилые, объективно оценивающие состояние и возможности организма, адекватно воспринимают факт старения.
  • Пренебрежительное. Может быть следствием необоснованного оптимизма, который вызван ошибочной оценкой особенности старения организма. Из-за искаженного взгляда на реальность пожилые люди демонстрируют пренебрежение к старости. В реальности за таким поведением скрыта общая слабость и недомогание.
  • Отрицательное. Пенсионеры, относящиеся к данной категории, стремятся отогнать мысли о старости. Они не обращают внимания на изменения, которые происходят с их организмом. Такой подход может вылиться в гиперреактивность из-за стремления сохранить уходящий статус.
  • Геронтофобное. Человек в таком состоянии боится надвигающейся старости. Он осознает, что преувеличивает ее опасность, однако не в состоянии контролировать негативные мысли. Такие люди склонны меньше уделять внимания социальным целям. Они начинают активно демонстрировать собственную беспомощность.
  • Трагическое. Пожилые люди относятся к периоду дожития негативно и считают жизнь неинтересной. На такое поведение зачастую влияют психологические травмы, которые мешают адекватно относиться к естественному старению.
  • Спокойное. Люди, осознавая наступление преклонного возраста, наслаждаются моментом. Они полностью удовлетворены своим новым положением, поэтому начинают жить для себя.

Психологические особенности

Для пожилого человека характерен консервативный взгляд на окружающий мир. Такая особенность отрицательно сказывается на естественной адаптации человека на меняющиеся нормы морали. Это приводит к частой критике современных манер. Рассматривая жизненные позиции престарелых, можно отметить следующие категории:

  • Конструктивную. Приверженцами данной позиции являются спокойные и уравновешенные люди, которые удовлетворенно относились к жизни на каждом ее этапе. Как правило, им удается сохранить веселый нрав и в более преклонном возрасте. Такая позиция приводит к естественному восприятию старости. Благодаря тому, что престарелые не делают трагедию из-за каждого заболевания, им легче найти контакт с окружением.
  • Зависимую. Она проявляется у пожилых, которые недоверительно относились к себе на протяжении всей жизни. Такие люди продолжают и в преклонном возрасте вести пассивный образ жизни, требуя у окружения сочувствия и сострадания. Пожилые, входящие в категорию «зависимых», играют роль обиженных и несчастных.
  • Защитная. Позиция характерна людям, которые ведут замкнутый образ жизни, не подпуская к себе чужих и близких людей, желающих помочь. Из-за сильно выраженной ненависти к естественному старению пожилые начинают вести активный образ жизни, держаться за свою должность на работе. Это позволяем им в их собственных глазах оставаться значимыми и независимыми от чужой помощи.
  • Враждебная. Пенсионеры с такой позицией винят во всех своих «бедах» окружающих. Такая позиция заставляет людей быть подозрительными, относиться ко всему с недоверием. К старению люди с «враждебной» позицией также относятся с отвращением, поэтому стремятся зацепиться за работу или другую деятельность.
  • Враждебная к себе и своей жизни. К такой позиции склонны люди, которые имеют депрессивный склад характера. Они не имеют интересов и желания чего-либо достичь. Люди ощущают себя одинокими и ненужными, поэтому приближение смерти они ждут, чтобы избавиться от своих «мучений».

Психическое старение людей происходит по своим законам. Принято выделять четыре группы:

  1. Реакция на ощущения от телесных контактов. В преклонном возрасте значительно изменяются реакции организма – движения становятся более хаотичными и медленными, снижается реакция на сильные раздражители.
  2. Реакция на изменение психических функций. У престарелого человека начинает хуже работать кратковременная память, снижается концентрация внимания, замедляется реакция психики на жизненные проблемы или бытовые задачи. Наличие одной из проблем отрицательно сказывается на самочувствии, снижает самооценку и интерес к общению.
  3. Реакция на изменения в социальной области. Проявляется в нежелании отдаляться от прошлой профессиональной деятельности, в уменьшении интереса к окружающему миру. Кроме того, такая реакция может выражаться в чрезмерной заботе о здоровье – главное темой любой беседы являются лекарственные средства, заболевания и их методы лечения. Также одной из форм проявления реакции является сохранность жизни – в ежедневном круге общения находятся только близкие, доктора и сотрудники соц. служб.
  4. Реакция, обусловленная навязчивыми мыслями о приближающейся кончине. Поскольку каждый человек обладает особенным темпераментом, воспитывается в определенной культурной среде и имеет различные религиозные предпочтения, к факту смерти пожилые люди относятся по-разному.

Помимо психологических особенностей принято также выделять психопатологические отклонения. На сегодняшний день насчитывается шесть этапов:

  1. Во время первого этапа важными остаются воспоминания об этапе взросления и взрослой жизни. Реальная жизнь незначительна и всегда игнорируется.
  2. Второй этап несет за собой снижение мозговой активности, которое проявляется в ухудшении памяти.
  3. Следующая стадия негативно сказывается на объективной оценке. Человек не может адекватно воспринимать и интерпретировать события, которые происходят с ним и его окружением.
  4. В период четвертого этапа отмечается беспомощное состояние, которое приводит к апатичному восприятию окружающего мира. Отклонение сказывается на осознании происходящего. Человек дезориентирован.
  5. Во время пятого этапа приходит в негодность мышечная ткань. Люди преклонного возраста теряют контроль над собственными жестами и мимикой.
  6. Шестой этап подразумевает полную беспомощность.

Изменения, происходящие с людьми преклонного возраста, могут проявлять себя по-разному из-за индивидуальных особенностей больного. На это могут влиять наследственные факторы, соматические заболевания, психологические стрессы или глубокие потрясения, а также другие моменты.

Возрастные и физиологические особенности старения

Изменение структуры кожного покрова. Увядание организма наиболее четко прослеживается по снижению эластичности и изменению естественной толщины кожи. Сильные изменения можно наблюдать на руках и ногах в местах, где выступают кости. Запущенный процесс снижает потовые и другие выделения, что приводит к чрезмерной сухости, образованию морщин. Отсутствие лечения и игнорирование проблемы приводит к нарушению естественного состояния кожи, появлению болячек.

Снижение иммунитета, влияние климата и экологии изменяют структуру волос. Они становятся менее плотными, утрачивают свой блеск, начинают выпадать. Уменьшается доля костной массы в организме. Все изменения вызывают болевые ощущения и беспокойство.

Атрофирование мышц. Мышечная ткань с достижением преклонного возраста существенно изменяет свое соотношение в организме, что приводит к снижению активности и подавленному состоянию. Изменения негативно влияют на функционал и работоспособность. При выполнении несложных упражнений человек в возрасте быстрее чувствует усталость.

Изменение походки. С возрастом отмечается замедление шага и снижение устойчивости. Поскольку увеличивается сила и продолжительность действия на опору ног, в походке появляется эффект «шарканья».

Снижается работоспособность сердца и легочной ткани. Недостаточность функционирования органов хорошо видна при каких-либо нагрузках на организм. Человек, не получая достаточно кислорода и притока крови, все время чувствует слабость. Это снижает физическую активность пожилых людей.

Социальная и жизненная составляющая престарелых

Очевидные изменения, которые происходят с людьми во время старения, в первую очередь накладываются на здоровье. Поскольку у пожилых зачастую ухудшается качество жизни, человек начинает чаще болеть, а заболевания несут необратимые последствия и отрицательно влияют на общее самочувствие. Врачи отмечают, что в этом возрасте существенно увеличивается риск хронической болезни сердечной мышцы, сосудистой системы, суставов. Из-за наличия сразу нескольких болезней и патологий, лечение престарелым людям обходится в несколько раз дороже, чем молодым.

Читать еще:  Нозологические группы инвалидов

Естественное старение также сказывается на материальном положении. Пенсионеры чаще беспокоятся об инфляции, об удорожании продуктовой корзины и увеличении цен на лекарства. Из-за высокой стоимости натуральных и свежих продуктов пожилые люди зачастую меняют привычный рацион на более дешевые продукты, что сказывается на общем самочувствии. Постоянная экономия влияет также на психическое и эмоциональное состояние.

С возрастом люди все чаще чувствуют себя одинокими. Эта злободневная проблема остается актуальной для людей преклонного возраста, поскольку люди значительно снижают свою активность и круг общения, это приводит к состоянию неудовлетворенности и подавленности. Отсутствие высокого социального статуса, любимой сферы деятельности и общения с коллегами приводит к затянувшейся хандре и продолжительным болезням.

Стоит отметить, что на общее количество пожилых людей в Российской Федерации, существует преобладание женщин более чем в два раза. Особенность можно объяснить средней продолжительностью жизни, которая у мужчин значительно ниже. Если разбирать отдельные пары, которые находятся в одинаковом преклонном возрасте, выделяется одна особенность – уход из жизни супруги переживается сильнее, поскольку мужчины с трудом справляются с бытом в одиночку. Однако именно мужчинам легче найти спутницу после смерти жены. Женщины значительно реже создают в преклонном возрасте новую семью, но они переживают смерть мужа легче.

Несмотря на такие особенности, не нужно забывать, что партнер для мужчин и женщин в преклонном возрасте нужен в большей степени для оказания заботы, чувства необходимости и регулярной поддержки. Внимание помогает легче пережить все тяготы возраста дожития.

Требуется круглосуточный квалифицированный уход?
Оставьте заявку на подбор пансионата.

Психологические проблемы инвалидов

4 минуты Ирина Смирнова 18

По данным 2016 года, на территории России зарегистрировано 12,6 млн граждан, которые входят в I, II или III группу инвалидности. Более 500 млн людей по всеми миру имеют физические, умственных и сенсорные ограничения, которые не дают им в полном мере пользоваться своими правами и возможностями, а также существовать в обществе. В социуме нередко наблюдаются социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями, что влечет за собой развитие психологических особенностей инвалидов, их иное восприятие действительности и другие реакции на внешние раздражители.

Психические состояния людей с ограниченными возможностями

Инвалиды сталкиваются с различными проблемами социально-психологического характера. Наиболее часто встречаются изоляция и фрустрация, то есть состояния, возникающие из-за несоответствия желаний человека и его возможностей. Изоляция подразумевают под собой одиночество, то есть отсутствие близких взаимоотношений с другими членами социума. Длительная изоляция может привести к депрессии и суицидальным мыслям.

Фрустрация может проявляться как незначительное недовольство своей жизнью, так и тяжёлыми психическими расстройствами. Основными проявлениями фрустрации считаются:

  • агрессия, направленная на окружающий мир и/или на самого себя;
  • апатия – отсутствия желания делать что-либо, общаться (человека ничего не интересует);
  • негативизм – отказ человека выполнять то, что от него требуется;
  • своеобразная «зацикленность» инвалида на своем состоянии;
  • возникновение зависимостей (алкогольной, наркотической).

Наряду с изоляцией и фрустрацией выступает «комплекс неполноценности». «Комплекс неполноценности» характеризуется тем, что человек уверен в превосходстве окружающих людей над ним, убеждает себя в собственной ущербности. Вышеперечисленные психологические проблемы инвалидов негативно влияют на их отношение с обществом, что влечет значительные трудности адаптации, расстройство мировосприятия и образование «порочного круга»: несостоятельность в социуме из-за психологических проблем лишь усугубляет их, что провоцирует ещё большую несостоятельность.

Личностные проблемы детей-инвалидов

Типичной проблемой детей-инвалидов является навешивание своеобразных «ярлыков» (т. е. стигматизация) на них, что влечет за собой выделение их из социума из-за наличия дефекта, отличного от культурного стандарта тела или ума. Такие дети сталкиваются со страхом здоровых детей, который часто возникает от неправильного воспитания. Поэтому наблюдается вытеснение детей-инвалидов, или маргинализация, из общества.

Как результат стигматизации и маргинализации у детей с ограниченными возможностями формируется «чувство неполноценности», что влечёт за собой комплекс личностных и невротических расстройств. Усугубляет дезадаптацию ребенка-инвалида гиперопека со стороны родителей, которые ведут к формированию у таких детей «выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности».

«Выученная беспомощность» характеризуется тем, что ребенок, сталкиваясь с регулярным контролем со стороны родителей, перестает предпринимать попытки самостоятельно влиять на ситуацию, даже если посторонняя помощь не требуется и он может справиться сам. Дети-инвалиды с чувством низкой самоэффективности зачастую преувеличивают трудности, с которыми они сталкиваются, автоматически показывают, что не в состоянии с ними справиться.

Проблемы среди людей зрелого возраста

Наиболее тяжело инвалидность переживают люди молодого возраста, которые внезапно обрели дефект, отличающих их от остальных. Они сталкиваются с трудностями восприятия себя в новой «роли» в семье, с негативными реакциями общества, которых ранее они не испытывали. Таким людям необходимо проходить длительный процесс адаптации к новой жизни.

Характеристика адаптации к приобретённой инвалидности включает в себя следующие этапы:

  • Шок, который проявляется эмоциональным и физическим ступором. Может продолжаться несколько дней.
  • Отрицание имеющейся проблемы. Данный этап может длиться от пары недель до нескольких месяцев, что значительно тормозит процесс реабилитации больного.
  • Депрессия, плавно переходящая в агрессию, направленную чаще всего на близких для больного людей. Встречается аутоагрессия. В состоянии депрессии больной замкнут, не желает поддерживать общение, раздражителен.
  • Восприятие. Человек начинает адекватно оценивать свое состояние, пытается решить вопросы, связанные с образованием, семьей, работой.

Это лишь сокращённый вариант эмоций, испытываемых человеком, который получил инвалидность. Каждый воспринимает и оценивает приобретённый дефект по-разному, длительность любого из этапов строго индивидуальна. Психология инвалидности подразумевает понимание того, что происходит внутри человека с ограниченными возможностями, чтобы помочь ему достичь лучшей адаптации, принять свое состояние и добиться улучшения качества жизни.

Лекция № Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста

Дата21.05.2016
Размер50 Kb.
ТипЛекция
    Навигация по данной странице:
  • Вопросы для самостоятельной работы.
  • Практическая работа по теме: Организация работы по социальной защите престарелых и инвалидов. Цели
  • Категории инвалидов Причины инвалидности
  • Задание №4. Перечислите формы надомного обслуживания пожилых и инвалидов. Задание №5.
Заочное отделение. Обзорная лекция № 6.

Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста.

Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в клинической психологии. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь.

Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.

В определении болезни существуют две точки зрения:

1) болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом;

2) болезнь есть субъективное ощущение себя больным.

Среди различных групп населения в современной России остро нуждающихся наряду с материально – экономической поддержкой в социально – психологической помощи, выделяются, пожилые и инвалиды. Это наиболее социально уязвимые, слабозащищенные слои населения.

Свыше 500 миллионов человек в мире являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. Они должны пользоваться теми же правами и возможностями, что и все другие люди. Зачастую они не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию.

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.

С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Часто формируется комплекс неполноценности.

По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.

Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.

В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее.

Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.

Старость — это в первую очередь биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями. Современные биомедицинские исследования доказали, что старение представляет собой биологический процесс, присущий живым существам, возникающий не в результате истощения энергетического потенциала организма, как считалось ранее, но как логический этап реализации программы его роста и развития

Старики реже обращаются к врачам, чем люди среднего возраста, относя свои болезни к возрастным особенностям. Но это лишь напускное безразличие, в глубине души старики всегда обеспокоены возникающими недомоганиями, расценивая их как признаки приближающейся смерти

Образ жизни в старости построен на привычках, повторяющихся действиях, которые дают старикам ощущение стабильности, некоторую онтологическую гарантию. Старики страшатся любых изменений, так как они не уверены, что смогут адаптироваться к новым условиям, и видят в них «только разрыв с прошлым, а не устремленность в будущее»

И.Кон приводит классификацию типов старости, в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена.

1. Первый тип — активная, творческая старость. Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой либо ущербности.

2. Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни — материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени.

3. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.

4. Четвертый тип — люди, смыслом жизни для которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней[9].

Все эти 4 типа старости И.Кон считает психологически благополучными, но замечает, что есть и отрицательные дезадаптационные типы развития. К таковым могут быть отнесены агрессивные старые ворчуны, разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники.

Приятие собственного старения есть результат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценностей.

Именно этот возраст и есть то время, когда утверждается мысль завершить жизненную программу каким-то обобщением, подведением итогов. Положительная оценка предусматривает установление приемлемых рамок и объема повседневной новой деятельности, а удовлетворение жизнью связано с положительным отношением к собственному старению как времени, когда возможно, в силу внутренних потребностей, переосмыслить свою прошлую жизнь с учетом того, что нового в ней, по старым меркам, уже ничего не будет.

Вопросы для самостоятельной работы.

  1. Законодательство о социальной защите пожилых людей и инвалидов.
  2. Организация и содержание социальной защиты ветеранов.
  3. Организация и содержание охраны здоровья пожилых людей и инвалидов.

Литература:

  1. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учеб пособие для студ. Учреждение ВПО/ У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – 5 – е изд, стер. – М.: Издательский центр «академия», 2011. -176 с.
  2. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учебн пособие для НПО/ М.Н. Гуслова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272 с.
  3. Организация и содержание работы по социальной защите престарелых и инвалидов: учебн пособие для НПО/ М.Н. Гуслова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с.

Практическая работа по теме:

Организация работы по социальной защите престарелых и инвалидов.

Цели:

  1. Проанализировать способы работы с инвалидами в стационарных условиях.
  2. Изучить этапы социально – психологической реабилитации психических больных.
  3. Разобраться в видах и формах помощи пожилым и инвалидам надому.

Задание №1.

Заполните таблицу. « Категории инвалидов , находящихся в стационаре»

Категории инвалидовПричины инвалидности

Инвалиды детства

Инвалиды с последствиями поражения ЦНС

Инвалиды с физическими недостатками

Задание №2.

Охарактеризуйте план мероприятий социального работника , проводимый с целью адаптации инвалидов к стационарным условиям и сплочённости коллектива.

Охарактеризуйте основные этапы социально – психологической реабилитации психических больных.

Перечислите формы надомного обслуживания пожилых и инвалидов.

Социальный работник должен уметь передать клиенту информацию о том, что он понимает его переживания. Выразите свои чувства применительно к следующему конкретному случаю.

Бабушка говорит о своём внуке: «Я никогда не думала, что доживу до того момента, когда мой внук закончит школу. Мне столько пришлось вложить в него сил, чтобы приучить его работать, ответственно относиться к учёбе, уберечь его от дурного влияния. И вот теперь он получает аттестат! Неужели пришёл этот светлый день!?»

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector